Содержание

Введение

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

1. Теоретические аспекты изучения феномена смерти

1.1 Феномен смерти в социально-гуманитарном знании

1.2 Специфика современного понимания феномена смерти в молодёжной среде

2. Отношение молодёжи к смерти: эмпирический анализ

2.1 Результаты проведённого социологического исследования

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования. Человеческие общества по природе своей различны, функционируют в рамках разных социальных сценариев, по-разному относятся к одним и тем же явлениям, иногда и вовсе игнорируя их. Но существуют явления, которые носят универсальный характер в любой культуре, присущи каждому человеку или обществу; одним из таких явлений принято считать смерть.

Смерть — это прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. Смерть обладает двойственным началом: с одной стороны, это биологическое явление, объясняющееся рядом природных факторов, никакие специфичные черты культуры и общества не могут повлиять на то, что человек смертен по природе своей. Но смерть есть одновременно и часть культуры, что влияет на человека, ведь развитие общества и восприятие феномена смерти взаимосвязаны, обладают специфичными чертами, свойственными только им в данное время и в данных условиях. Смерть и страх её могут формировать в обществе законы и правила, что регулируют его функционирование. Отношение к смерти определяет специфику религиозных взглядов, лежит в основе философских и научных изысканий.

Актуальность работы обусловлена, во-первых, тем, что смерть — социальный, психологический, биологический феномен, актуальный для каждого человека, для любой из существующих систем общества. Во-вторых, молодежная среда наиболее пластична и многовариативна, относительно быстро и легко изменяется и принимает в себя новые веяния, формируя собственное мнение, чем, несомненно, привлекает влияние исследователей.

Степень изученности темы. Тема смерти разносторонне охватывается в научной литературе; рассмотрим имена некоторых учёных, что разрабатывали данную тему для своих исследований в рамках социальных наук. Ф. Арьес написал масштабный труд, раскрывающий эволюцию мнений европейского человека о смерти, основанный на изучении документов и памятников культуры. З. Фрейд и последователи психоанализа рассматривали танатос как одну из движущих сил человечества. Отечественные социологи и антропологи так же не обошли тему конца жизни стороной; среди наиболее значимых работ можно назвать исследования и труды за авторством А.В. Андреевой, П.С. Гуревич, А.Я. Гуревич, С. Рязанцев и др.

Объект исследования — феномен смерти в молодёжной среде.

Предмет — представления молодёжи о смерти и связанных с ней явлениях и действиях, эмоциональная оценка феномена, а так же научные взгляды на смертность человека.

Цель — изучение отношения молодёжи к феномену смерти, его основных аспектов.

Задачи, вытекающие из целевой установки:

  1. Изучение теоретических аспектов понимания феномена смерти в социально-гуманитарном знании.
  2. Выявление основных факторов, влияющих на формирование представлений о смерти у молодёжи.
  3. Эмпирическое изучение мнения молодёжи о феномене смерти, его эмоциональной оценки.
  4. Выявление специфичных черт отношения молодёжи к смерти.

Теоретико-методологическая база. В курсовой работе мы использовали междисциплинарный подход, позволяющий рассмотреть отношение к смерти среди представителей социологических, психологических и антропологических наук. Благодаря аналитическому методу мы имеем возможность рассмотреть основные факторы, влияющие на формирование образа смерти в сознании молодых людей. В прикладной части работы мы использовали метод анкетного опроса для исследования основных представлений молодёжи о феномене смерти.

1. Теоретические аспекты изучения феномена смерти

1.1 Феномен смерти в социально-гуманитарном знании

Летальность — факт фиксируемый и прогнозируемый в каждом конкретном случае исходя из средней продолжительности жизни и общих условий среды. Действительно, каждый человек, какую бы он жизнь ни прожил, что бы он ни знал, чего бы ни достиг, рано или поздно, как говорится, «в свой час», покидает этот мир. Умирали и короли, и рабы, и великие ученые, философы, посвятившие свою жизнь изучению того, что есть сама смерть, что же находится за чертой.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

«В древности к смерти относились эпически, — пишет Шенкао М.А., — героически спокойно, и лишь позже, с обострением чувства личного бытия, смерть стала восприниматься трагически». Примерами самых ранних в истории человечества научных осмыслений понятия смерти может судить «Тибетская книга мёртвых», «Книга мёртвых» у древних египтян, размышления Платона, Сократа, Аристотеля. На последних и остановим наше внимание.

Сократ жил в ожидании смерти, принимая её как данность. В те дни, что предшествовали его смерти, он высказывал мысль, что «умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой-то переход, переселение ее отсюда в другое место». Платон считал, что смерть есть не более, чем выделение души из тела, следовательно, что за жизнью существует ещё и другая, а может и не одна, форма существования. Аристотель же и вовсе не указывает в свих работах на возможность продолжения индивидуального (физического) существования души человека после смерти тела, то есть утверждает идею безличностного бессмертия лишь божественного духа; что человек, умерев, может, конечно, переродится, но уже не будет той же личностью. Позже, во время появления учения эпикурейцев, смерть и вовсе перестаёт существовать как что-то, что имеет непосредственное отношение к человеку.

Позже в Европе наступает эпоха падения Древнего Мира, на смену ей приходит раннее христианство. Всё, что существует в мире, описывается с помощью религиозных текстов, описаний жития святых, постановлений церкви и работ её служителей. Эволюции взглядов относительно смерти, захоронений, составления завещаний в Европе, начиная с VIII-IX веков, посвящена масштабная и интереснейшая работа Арьеса «Человек перед лицом смерти». В процессе чтения работы мы узнаём, что ранняя католическая церковь попирает тело, оно лишь вместилище для души; смерть есть факт, ежедневно человек сталкивается с ней; кладбища — эти величественные места упокоения — сначала не существуют как явление, а после, появившись вокруг церквей и развиваясь, становятся центром жизни — рынком, главной площадью, местом встреч и проживания. Позже, когда тело в жизни людей «обретает вес», земная жизнь сначала сравнивает свои позиции с жизнью загробной, а после и вовсе превосходит её.

Постепенно появляется осознание смерти, а затем, через страх потери накопленного богатства, приходит в массовое сознание неутешительная истина — все умирают, но никто не знает, что за чертой; страх потери имущества трансформируется в другой — страх смерти и умирания. Появившись в сознании людей как что-то, что всё время рядом и повседневно, смерть, через страх, уходит из нашей жизни в больничные палаты, перестаёт быть чем-то естественным. Ныне факт смерти — выбивающая из колеи неприятная подлость судьбы, а не ожидаемо приходящий итог, как у ранних христиан.

Естественно, невозможно в контексте данной темы не упомянуть Дюркгейма и его этюд «Самоубийство». Так как основная цель работы — рассмотрение фактов самоубийства, мы можем встретить у Дюркгейма мысль, что «смерть является делом самой жертвы, что страдающим лицом является сам действующий субъект». Пожалуй, данное утверждение применимо не только к суициду — смерть любого человека является исключительно его личным делом, ведь именно он, а не кто-либо другой, становится её главным объектом.

Фрейд, создатель психоанализа, рассматривал проблему смысла жизни с учетом теории двух инстинктов: Эроса и Танатоса. Именно Танатос — влечение к смерти — проявляется в различных формах деструктивности и агрессивности. Позже на работах Фрейда, а так же на сочинениях Карла Юнга, последователи теории психоанализа выведут понятия «мортидо» и «либидо», наделив их основополагающими свойствами в человеческих действиях.

Эрих Фромм в работе «Анатомия человеческой деструктивности» ссылается и на разбор концепции Фрейда, Лоренца, Скиннера и на бихевиористов и инстинктуалистов, а после рассматривает некрофильские проявления в сознании людей, конкретно Адольфа Гитлера, и инстинкт смерти. «Часть инстинкта смерти остается деятельной внутри живого существа, и нами прослежено достаточно большое число нормальных и патологических проявлений направленного внутрь инстинкта деструктивности».

Интересная идея о том, что же такое смерть, встречается в «Философических письмах» Чаадаева: «Дело в том, что истинная смерть находится в самой жизни. Половину жизни бываем мы мертвы, мертвы совсем, не гиперболически, не воображаемо, но действительно, истинно мертвы. Взгляните на себя со вниманием обдуманности: вы тысячу раз на день увидите, что за минуту перед этой вы столько же были живы, сколько за час до вашего рождения; что не имели понятия ни о том, что делали, ни даже сознания о вашем существовании. Где же тогда была жизнь?»

Известный русский философ Н.А. Бердяев пишет: «Страх смерти есть предельный страх. Он может быть низким, обыденным страхом, а может быть высоким, трансцендентным. Но страх смерти означает рабство человека, рабство, знакомое всякому человеку. Человек рабствует смерти. Победа над страхом смерти есть величайшая победа над страхом вообще. И вот поразительное противоречие человека в отношении к страху смерти. Человек боится не только собственной смерти, но и смерти других людей».

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Сергий Булгаков в своих трудах говорит, что смерть человека «не есть полное уничтожение, но лишь разрушение сложности человеческого естества, отрыв духа от (одушевленного) тела, которое совершается чрез умирание». Процесс умирания и самой смерти в его работе разделены, термин «умирание» становится синонимом «болезни»: «болезнь и смерть для каждого отдельного человека являются следствием ему неведомых причин, как бы неким личным фатумом».

Сергей Рязанцев в своей книге «Танатология — наука о смерти» в самой первой главе говорит о том, что для людей свойственно некоторое замалчивание смерти. «Впрочем, — пишет он, — людям всегда было свойственно избегать разговоров о смерти, и даже само слово «умереть» в повседневной речи старались заменять какими-либо другими, более смягченными выражениями: «отправиться в лучший мир», «приказать долго жить», «протянуть ноги»». Далее он приводит примеры из различных языков: английский — to take the ferry» (сесть на паром), «to hop off the twig» (спрыгнуть с ветки); немецкий — «die Augen schliessen» (закрыть глаза), «heimgehen» (уйти домой), итальянский — «ritornerare al nulla» (вернуться к нулю); испанский — «irse al otro potrero» (отправиться на другое пастбище), французский — «casser sa pipe» (сломать свою трубку). То же самое, ссылается Рязанцев, происходит и со словом, что тесно связанно в людском понимании со смертью — это слово «кладбище».

Владислав Петров в книге «Древняя история смерти» рассматривает различные мифы, в которых подробно описывается, как появилась в мире смерть, почему она стала жить среди людей и забирать их к себе. «Если разгадать тайну смерти, то тогда, может быть, станет ясен и смысл её»; далее книга, оперируя мифами племён всех континентов, древних и ныне живущих народов, ведёт нас к пониманию феномена смерти в сознании данных обществ. Но смысл смерти и жизни даже по прочтении так и остаётся секретом, хотя книга и оканчивается словами о том, что смерть — это ещё не самое худшее, что может произойти с человеком.

В 1956 году в Нью-Йорке по инициативе Х.Фейфела собирается междисциплинарный конгресс, засвидетельствовавший рождение новой науки — танатологии. Отныне все научные и гуманитарные исследования смерти становятся изысканиями именно в данной отрасли, хотя, по словам Сабирова В.Ш. до целостного, мировоззренческого понимания смерти танатология так и не добралась, несмотря на создание её на базе позитивизма.

До последнего времени изучение смерти в России не было популярным занятием в научных кругах. С.В.Мохов говорит, что «из работ последнего десятилетия можно выделить только исследования Михаила Алексеевского, Анны Соколовой, Евгения Сафронова и др. Все указанные авторы являются практикующими антропологами и публикуют результаты собственной полевой работы, поэтому их статьи носят строгий эмпирический характер».

Светлана Еренмеева в статье для журнала «Археология русской смерти» рассматривает причины табуирования темы смерти в повседневном и научном сознании: «Теперь о смерти не говорят. Точнее, попытки говорить о ней наталкиваются на стену молчания». По её словам, всё началось ещё в СССР, где смерть не принадлежала человеку, она принадлежала государству. С 1918 года существует приказ «Декрет о кладбищах и похоронах», в сферу регулирования которого включается весь комплекс вопросов, связанных с захоронением, и устанавливаются для всех граждан «одинаковые похороны».

Следует отметить, что некоторые работы, связанные с изучением жизни, действий людей, находящихся на пороге смерти, а так же по такой теме, как самоубийство, могут быть запрещены на территории России по решению Роскомнадзора. Так, например, была запрещена статья, написанная о самоубийствах среди онкобольных.

Но всё же в последнее время наблюдается рост заинтересованности в изучении социологии смерти. В Санкт-Петербургском государственном университете на кафедре «Философской антропологии» в 1993 г. была создана «Ассоциация танатологов». А в 2012 году Россия вступила в FIAT-IFTA (Международная Конвенция Международной Федерации Ассоциаций Танатологов).

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Отечественные журналы гуманитарного профиля, например, «Вопросы философии», «Философские науки», «Социс», уделяют немалое внимание вопросам смерти. Появляются исследования, посвящённые изучению различных аспектов: представлений, существующих в обществе, проблема самоубийств, в том числе и подростковых, изучение пространства кладбищ. В октябре 2015 года создаётся первый российский научный журнал, посвящённый death studies — «Археология русской смерти». В последнее время Интернет активно способствует изучению и просвещению на тему смерти (например, некоторые сайты: «Виртуальное кладбище. Новые литераторские мостки», «Уровень Смерть», «Смерть в Internet»).

Из всего выше описанного можно сделать вывод, что, несмотря на обилие источников и точек зрения в научной среде, в современном мире подход к изучению смерти поменялся. А благодаря тому, что публицистика и научные труды переходят в разряд работ с электронным доступом, это открывает новые пути для получения информации по данной теме наиболее Интернет-активной группе — молодёжи.

1.2 Специфика современного понимания феномена смерти в молодёжной среде

Психологическая наука указывает, что со смертью мы встречаемся ещё в детском возрасте. Понимание смерти у детей появляется примерно с пяти лет, ребенок колеблется между принятием и её отрицанием. Смерть глазами детей дошкольного возраста воспринимается с огромным трудом в силу недостатка жизненного опыта и сложности понимания абстрактных явлений и понятий. Да, может случиться так, что умирает какой-то старший родственник, но в сознании ребёнка он воспринимается как куда-то исчезнувший из поля зрения и способный вернуться в любой момент.

Первое понимание смерти приходит к человеку в подростковом возрасте, а вместе с ним приходит и страх: одни подростки начинают беспокоиться, размышляя о смерти, некоторые даже подумывают о самоубийстве; другие становятся дерзкими, глумятся над смертью, распевают высмеивающие её песенки, смотрят фильмы ужасов. Некоторые подростки бросают вызов смерти, идя на безрассудный риск. Позже, по мере взросления, размышления человека по данной теме складываются в какую-то систему, обретают хоть и не всегда завершённый, но уже более статичный вид.

Существует связь между установками в отношении к смерти, доминирующими в данном обществе на определённом этапе истории, и самосознанием личности, типичной для этого общества. Молодые люди, формируя собственную систему мировоззрения на основе легкодоступного множества информационных источников, создают своё особое понимание первородного понятия.

Естественно, на понимание феномена смерти влияет личный опыт. К нему можно отнести наличие у молодого человека умерших родственников, знакомых, друзей, а так же возможное присутствие в окружении смертельно больных людей. Меняется восприятие феномена и в том случае, если молодой человек сам находился или находится под угрозой в отношении собственной жизни: болезнь, попытки суицида, память о пребывании в опасной ситуации.

Ещё одним фактором, влияющим на точку зрения, является, несомненно, религия. Религиозные тексты объясняют нам, что же ждёт нас за чертой. Само поведение может зависеть от того, что говорит религия о смерти и жизни после неё — оно может быть более или менее упорядоченным, рациональным, затабуированным. Но, если верить научным исследованиям, то у молодых россиян пока не сформировано религиозное сознание, нет четкого представления о сущности религии, в сознании молодежи переплетены между собой такие религиозные объекты как Бог, мистические силы и сверхъестественные силы, что противоречит исконному пониманию религии как веры в Бога или Богов.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Само общество по-разному может относиться к размышлениям о естественном или насильственном прекращении жизни, иногда накладывая на данную тему табу. «Еще недавно феномен смерти был вычеркнут из орбиты гуманитарных и естественных наук. Культура может время от времени накладывать известное идеологическое табу на размышления о смерти» — видим мы в первом же абзаце книги В.В.Варавы.

Семья, как первый социальный институт, с которым индивид знакомится в своей жизни, и который воспитывает и учит его, непосредственно формирует у человека понимание и собственное представление о смерти. Кардинально будут различаться мысли у того, кто с детства получает объяснения и информацию по данной теме, от того, в семье кого обсуждение феномена смерти находится под запретом.

Но, помимо основных институтов общества, на человека влияет и его личное окружение, его увлечения, виртуальная реальность.

Смерть в наше время перестаёт быть для молодых людей окончательным завершением публичной жизни. Нашумевший случай самоубийства Рины Паленковой — девушка легла под поезд, поругавшись с парнем, — может стать циничным, но ярким примером того, как образ человека живёт после смерти. Страница Рины в социальной сети (https://vk.com/id_7698073) до сих пор не заблокирована. Постоянно растёт число подписчиков, добавляются «лайки» и «репосты» к записям, число подарков в адрес девушки перевалило за 9 тысяч. Единственное, что сделала администрация соц.сети по отношению к «страничке» девушки — удалила её предсмертные фото, сделанные на фоне железнодорожных путей и поезда. Девушка стала одним из ярких образов в сознании молодёжи, особенно после того, как интернет-сообщество всколыхнули так называемые «группы смерти». Подростки наделили Рину неким мученическим ореолом, приняв её поступок, как смелый шаг и факт протеста против мира. Простая самоубийца «живёт» для тысяч людей, что, кажется, не до конца осознают ситуацию.

Сергей Мохов, создатель журнала «Антология русской смерти», в статье для интернет-журнала «FURFUR» рассказывает о взаимосвязи таких понятий, как смерть и интернет. «Интернет-контент не приватизируется близкими людьми после смерти, — говорит он. — Каждый желающий может воспользоваться абсолютно любым элементом, любой составной частью контента, чтобы создать свою собственную историю умершего человека. Право на личные вещи умершего больше никак не принадлежит семье. Можно легко взять картинку, пост со стены мёртвого человека и сделать с ним свою маленькую историю. Интернет делает смерть публичной». Сама форма существования информации о человеке в сети Интернет делает человека в некотором смысле бессмертным — с ним можно продолжать «общаться» через записи на стене или «лайки», мы можем узнавать биографию человека через его посты и записи, картинки, музыку. Социальные сети не удаляют страницы мёртвых людей; будь гоголевские «Мёртвые души» написаны в XXI веке, то они обрели бы именно такую форму.

Интернет и социальные сети вернули человеку его смерть и мортальные потребности. Социальные сети всё больше осваиваются как средство мемориализации, конструирования сообществ смерти. Причём спектр подобных сетевых сообществ просто огромный — от создания пабликов, посвящённых памяти человека, целых виртуальных кладбищ до групп помощи и сбора денег умирающему от рака.

«Человек сегодня почти не сталкивается с мертвым телом в реальной жизни, но даже если это и происходит, похоронные бюро тут же забирают покойника, чтобы «оформить» его «по всем правилам международного дизайна, стэндинга, смайлинга и маркетинга». Ему придают вид живого, пытаясь исключить все возможные признаки наступившего конца. Это крайнее отрицание смерти превращается в симулякр жизни, в фантазм, которому нет места нигде, кроме сферы воображаемого» — именно этой цитатой хотелось бы начать рассуждения о связи понимания смерти и современных массмедиа, книг, игр, фильмов. Мы видим примеры бессмертных или потенциально бессмертных существ в книгах (например, Дориан Грей в книге Оскара Уальда), комиксах (Дедпул во Вселенных Marvel-comics), персонажей сериалов, что умирают, но не совсем (Джон Сноу из «Игры Престолов», две девушки в виртуальной реальности в сериале «Чёрное зеркало»). В любой компьютерной игре можно умереть, а после воскреснуть на том же уровне, а иногда, применив чит-код, и вовсе стать бессмертным.

С другой стороны, образ смерти обыгрывается во многих фильмах как данность. Нам показывают умирающих персонажей, страдающих от болезней (например, два главных героя в фильме «Достучаться до небес» или же «Далласский клуб покупателей»), случайной смерти («Мальчик в полосатой пижаме»), роковому стечению обстоятельств (оскороносный «Титаник»).

В вышеуказанной статье Сергея Мохова говорится о следующей статистике: «по мнению Джеймса Грина, которое он высказал в своей книге «Beyond the Good Death», среднестатистический американец за год видит в СМИ, кино и интернете приблизительно 16 тысяч убийств». Далее следует ссылка на термин Джеффри Горера, который называет это «порнографией смерти», ведь секс и смерть — две наиболее эмоционально насыщенных темы.

Игра на образе смерти в произведениях не нова. Многие классические сюжеты строятся на смерти, будь то живопись («Юдифь и Олоферн», «Последний день Помпеи», «Похороны в Орнане»), поэзия (например, «повышенная смертность» в Шекспировском «Гамлете» или «Стихи о смерти» Бодлера), музыка («Пляска смерти» Листа). Все эти сферы культуры реагировали на господствующие в их время в обществе представления о смерти, но и так же влияли на них. Поэтому нет ничего удивительного, что современное «недоумирание» в культуре и романтизация или, в противоположность, сведение смерти до бытового события влияют на восприятие молодёжи, на её взгляды и суждения.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Ссылаясь на уже упомянутую не раз книгу «Человек перед лицом смерти» Филиппа Арьеса, укажем, что в общем сознании общества до сих пор существует героический образ процесса умирания: в окружении самых близких, совершив героический поступок или просто завершив свои дела, встречая смерть мужественно, как данность. Родившись ещё в средневековых поэмах и сказаниях, воспетый позже в книгах, а после и в фильмах, образ «почившего от дел своих» крепко засел в молодых умах.

В традиционных обществах самоубийство могло стать искуплением слабости духа (например, традиция сепуку среди самураев), доказательства преданности роду и мужу (самосожжение вдов в Индии). Но ныне мировые религии осуждают прекращение собственной жизни, обещая за это либо муки, либо отсутствие перерождения и т.д.

Проходя через художественную культуру образ самоубийцы, вопреки инстинктам, становится в сознании чем-то светлым. Доказательно установлено, что появление в 1744 году «Страданий юного Вертера» Гете, где была описана жизнь и смерть юноши от несчастной любви, вызвало целую волну самоубийств среди молодежи. Анна Каренина, не справившись с гнётом моральных норм, бросается под колёса поезда. Есенин и Маяковский — известнейшие и, главное, популярные в наше время в молодёжной среде поэты-самоубийцы, продолжают формирование благородно-возвышенного образа. В 1947 году фотограф Роберт Уайлс публикует фото 24-летней самоубийцы Эвелин Макхейл, что спрыгнула со смотровой площадки Эмпайр-стейт-билдинг. Фотография до сих пор считается «самым красивым фото самоубийства», ведь девушка, упав на крышу машины, была навечно запечатлена художником в изящной позе. Мэрелин Монро, кумир миллионов, выпивает смертельную дозу снотворного; Иен Кэртис, лидер группы Joy Division, кончает жизнь на бельевой верёвке; Курт Кобейн стреляет в себя из дробовика… Список того, как была идеализирована смерть через самоубийство путём её красивого изображения или же иллюстрированием с помощью кумиров примером можно продолжать бесконечно.

Все вышеперечисленные факты оказывают влияние на формирование образа смерти в сознании молодого человека. Не столкнувшись, за некоторыми исключениями, со смертью лично, он впитывает в себя образы из культуры, семьи, религии, общества, а после формирует свой собственный взгляд.

Следует отметить, что за последние 20 лет существовали и исследования отношения к смерти, проведённые среди молодёжи. Так Лаврикова И.Н. и Чистопольская К.А. проводили опросы в различных высших учебных заведениях страны, изучая мнение студенчества по данному вопросу. Именно по стопам данных исследователей мы и будем идти в нашей работе.

Да, подход к вопросу понимания и представления смерти у каждого человека индивидуален, но нам кажется, что всё множество взглядов можно сгруппировать, упорядочить, выделит определённую систему и закономерности. Именно это мы и попробовали сделать в нашем исследовании, с результатами которого можно ознакомиться далее.

смерть молодежь суицид сеть

2. Отношение молодёжи к смерти: эмпирический анализ

2.1 Результаты проведённого социологического исследования

Опрос был проведён нами в апреле 2017 года среди студентов на основе методики, предложенной в исследовании И.Н. Лавриковой. В указанном исследовании двадцатилетней давности исследователь использовала иной возрастной диапазон для респондентов и другой объём выборки. Следовательно, мы не можем использовать данные для сравнения, но имеем право взять за основу нашего исследования вопросы и основные категории для анализа ответов анкеты.

В анкетировании приняли участие 70 респондентов: 37 юношей и 33 девушки в возрасте от 17 до 26 лет. Опрос проводился в г.Краснодар среди учащихся высших учебных заведений (КубГУ, КубГАУ, КубГТУ, КубГМУ) — именно это и обуславливает выбор выше обозначенного возрастного критерия по выбору респондентов. Предметом изучения стало понимание смерти в молодёжной среде, целью — выявление отношения молодёжи к собственной смерти и смерти других людей, специфики понимания и эмоциональной оценки данного явления.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Респондентам был представлен анкетный лист, включавший в себя девятнадцать вопросов (большая часть которых была представлена в открытой или полузакрытой форме), в которых опрашиваемые имели возможность полно и разносторонне осветить свою точку зрения (см. Приложение 1). Так же следует упомянуть, что использовались on-line Google-Формы для опроса, что оправданно тем, что, во-первых, данная форма удобна для респондента (молодёжь привыкла излагать мысли, печатая их, а так же проводит много времени в сети Интернет, что позволяет заполнить анкету в любое удобное для респондента время) и для социолога (исключается личный контакт, следовательно, респондент чувствует себя менее скованно, не чувствует «надзора» интервьюера). Так же on-line-опрос не позволяет респонденту заполнить анкету дважды или пропустить какой-либо вопрос.

В дальнейшем анализе ответов и их цитировании в качестве примеров сохраняется авторский стиль ответов, а так же орфография, пунктуация.

На первый вопрос «Что такое смерть?» молодые люди давали ответы, которые можно разделить на три группы. Во-первых, указание, что смерть — начало чего-то нового, например, «переход в другой мир», «переход в иную плоскость» или же «начало новой жизни» (27%). Во-вторых, биологическая сторона процесса — «окончательное прекращение процессов движения, изменения и обмена веществ в теле» и «остановка процессов жизнедеятельности организма» (26%). В-третьих, сравнение на антонимичных понятиях «жизнь-смерть» — «обратная сторона жизни» и «когда живое становится мёртвым» (26%). Помимо этого, встречалась доля ответов, связанных с прекращением мыслительной деятельности — «окончание восприятия нами этого мира» и «угасание сознания» (8,6%). Среди прочих следует отметить ответы «истина», «конец», «пустота, ничто, полное отсутствие чего-либо», «то, что случается с другими», «что-то неизбежное», «засыпаешь вечным сном».

,4% респондентов указывают, что вполне способны представить собственную смерть, ссылаясь на хорошую фантазию, её (смерти) неизбежность, естественность, непредсказуемость. Из данного числа 6 человек подробно описали, как себе это представляют, например, «умру в ДТП, либо от сердечного приступа где-нибудь в 35-50», «насильственная смерть», «самоубийство от одиночества или сильного эмоционального потрясения». В противовес данным респондентам идут те, кто не может представить собственную кончину (31,4%) — «не могу. Потому что мы не выбираем смерть», «нет, я пока не хочу умирать». Достаточная доля опрошенных (15,7%) боится представлять завершение своей жизни — «считаю, что меня это каким либо образом минует», «я ещё молодая», «думаю, это будет слишком больно» — при этом подобные ответы давались как самостоятельно, так и в сумме с утверждением, что респондент может или не может представить собственную смерть.

«Является ли смерть необходимостью, или же она представляет разновидность недуга, с которым человек может когда-нибудь справиться?» — именно так звучал следующий вопрос нашего опросного листа. Более двух третей респондентов (68,6%) указали, что это необходимость, при этом ссылаясь на количество ресурсов на планете («это необходимо, чтобы была возможность жить следующим поколениям, так как земных ресурсов не хватит надолго из-за перенасыщения людей»), на некий отбор («смерть — это необходимость. Она отсеивает идиотов. К сожалению, и умных тоже»), на, как кажется респондентам, «логический конец; точка, без которой не может обойтись ни одно предложение». Лишь 5 человек — 7,15% — однозначно высказались, что процесс умирания — это не более чем недуг, что с ним нужно бороться, ведь «в большинстве случаев умирающие люди не хотят встречи со смертью, следовательно, зачем миру что-то, что может сильно огорчить? А как же страдания близких умершего? Это ведь ужасно» или же, что «смерти от «старости» не существует, это всегда либо отказ каких-нибудь органов, или инфекции, или ещё что-нибудь. Так что да, это вполне возможно. Особенно учитывая то, что мы увеличили среднюю продолжительность жизни человека с 20 лет до 80».

Присутствует среди ответов на данный вопрос среди респондентов и двойственное отношение: признаётся, что смерть — необходимость, но при этом высказываются и мнения о необходимости преодолеть данную тенденцию. Так в пример можно привести следующий ответ: «Люди всю жизнь пытаются отсрочить смерть, побороть её, (перебирались с дикой местности в более безопасную, создали лекарства, дают с детства вакцины и т.п.) … В тоже время я против бессмертия человека, со временем у человека произойдёт эволюция «страха потери» и попросту, человек забудь что такое «потерять», ведь именно дуновение смерти никогда нельзя предотвратить, а мертвого воскресить».

Встречались на данный вопрос и ответы, которые не отвечали напрямую на поставленный вопрос, но всё же представляют немалый интерес. Так один из респондентов написал «Ой, не надо с этим справляться. Слишком много плохих людей ходит по Земле». Но большее количество ответов «не по теме» посвящено тому, что после обретения бессмертия людьми «начнутся новые проблемы».

Далее мы предоставили респондентам возможность оценить смерть благодаря вопросу «Хороша или плоха смерть? Почему?». Почти половина, 42,9% от общего числа опрошенных, указала, что смерть нейтральна: «она закономерна», «две стороны одной медали. Хороша, потому что планета переполнится, плоха — уходят близкие люди», «само по себе это печальное событие, но оно необходимо», «она просто есть, и не может быть плохой или хорошей». «Хороша» смерть для 8,57% ответивших: «потому что не будет перенаселения», «исчезает всё, что наворотил человек», «нужна и нам лично, чтобы закончить эту историю, и тем, что это даст толчок для нового витка других историй». Противоположный ответ, «плоха», дали почти в два раза больше — 14,3% — респондентов: «Почему? Ответ довольно прост — заканчивается жизнь. А прекрасней жизни ничего нет», «мало кто хочет умирать», «все пропадает, и все что ты делал в жизни больше не имеет значения». Двойственность и рассмотрение ситуации с разных точек зрения свойственны 22,9% молодых людей: «своя смерть хороша, близких людей — нет», «да, она приносит страдания близким, но это же природа не зря задумала, возможно, что смерть даже начало чего-то большего, перерождение», «Кому как. Безнадежному страдающему больному — хороша, человеку в полном расцвете жизненных сил — нет».

Следует заметить, что 11,4% опрошенных каким-либо образом ушли от ответа: «не знаю», «глупый вопрос», «не понимаю вопрос», «с позиции «хорошо-плохо» можно оценить вещи субьективные, смерть же объективна, поэтому данной оценке не подлежит в моем понимании».

Следующим, что мы спросили, стал вопрос «Что Вы думаете о связанных со смертью церемониях?». Мы уточнили респондентам, что нас интересует отношение к таким действиям, как похороны, отпевание, обряды поминовения, а так же различные суеверия, связанные с этим. Положительно данные действия оценивают 24,3% молодых людей: «похороны это возможность попрощаться, а не просто человек взял и исчез», «дань памяти усопшему», «очищают души людей, и так родные могут попрощаться и отпустить умершего человека». Негативно оценивают обряды 30% опрошенных, ссылаясь на то, что «дорого, бессмысленно, пустая трата времени и средств», «не порадует мёртвого уж точно», «считаю эти церемонии глумлением над трупом», «люди наживаются на чужом горе», «слишком много родственников приходится видеть в один день. И так и хочется им сказать, что где же они были раньше. Теперь этот человек мертв и ему плевать, что вы пришли», а так же отрицательно оценивают традиции выпивки на данных мероприятиях: «порой это превращается в цирк». Нейтральны 14,3% респондентов, для них это «вполне нормальные мероприятия», «инструмент борьбы со страхом». 11,4% указывают, что это традиционные для нашего общества действия, что «так принято»; 7,2% говорят, что всё это «важно именно для родственников умершего», что «мертвому уже всё равно».

В вопросе «Как Вы относитесь к кремации?» весомый перевес (61,4%) в ответах был у тех, кто указали положительную оценку. В причинах этого респонденты указывают следующие факторы: «дешево», «не хочу лежать в земле сырой и быть съеденным червями (это образно)», «избавляет близких от необходимости обслуживать могилу», «нехватка земельных ресурсов». Интересно, что в «плюс» к кремации и пошёл страх, что особо набрал силу в XIX веке и носит название тафофобия (боязнь погребения заживо): «кремация исключает выход из летаргического сна и смерть в собственном гробу от недостатка кислорода». Так же среди молодёжи, которая благоприятно настроена на кремацию, существует некий образ продолжения собственного «я» относительно урны и праха: «пепел можно рассеять в месте, которое ты любил, как поступили с пеплом писателя Симонова» и «Мои дети иди внуки смогут меня поставить на камин и вечерами я буду рядом с ними».

Категорично против кремации всего три человека из семидесяти: «не нравится сама идея сжигания», «это не по-христиански», «не соответствует обрядовым правилам». Нейтральны оказались 22,9% опрошенных: «не считаю, что она (кремация) лучше или хуже других способов погребения», «не считаю, что способ захоронения на что-то влияет», «да какая разница, если ты уже мёртв», «после смерти ты не можешь повлиять на то, что произойдёт с тобой после оной».

На фоне данных ответов интересно рассмотреть данные из следующего вопроса: респондентам был задан закрытый вопрос «Хотели бы Вы, чтобы Вас кремировали?». «Да» ответили 62,8%, ещё 10% сослались на то, что этот вопрос будут решать близкие после их кончины. «Нет» ответили 8,6%, что больше, чем доля тех, кто высказался о кремации негативно. Не задумывались 13 человек — 18,6%. Следовательно, некоторая доля тех, кто оценивал кремацию по принципу негативного-позитивного отношения, смотрели на ту ситуацию отстраненно, а, значит, при столкновении с реальным выбором могут повести себя абсолютно не так, как указали.

Следующим вопросом, который мы задали, руководствуясь примером Лавриковой И.Н., было «Желали ли Вы когда-нибудь умереть?», а так же просьба пояснить причины в случае ответа «Да». Никогда не возникало подобного желания у 56,3% опрошенных. Оставшиеся 43,7% указывали в причинах мыслей о смерти различные причины. Во-первых, переходный возраст, в течение которого часто возникают мысли о непонимании и ненужности: «это был подростковый максимализм», «если не считать тлена в 13-15 лет (когда тебе хочется скорее назло кому-то взять и умереть)», «проблемы в отношениях с родителями». Во-вторых, сложные ситуации, при которых не было эмоциональной, физической и другой помощи от посторонних: «из-за различных проблем, внутренних противоречий и осознания бессмысленности и бесполезности собственной жизни и происходящего вокруг», «несколько раз, в моменты психологической усталости, но это скорее было не желание, а приемлемая альтернатива дальнейшему продолжению существования», «возникали проблемы и возникало желание от них убежать самым простым способом». В-третьих, существует доля тех, кто признаёт, что мысли были, но «это были глупости» и «я быстро одумывался».

В следующем вопросе данная тема была раскрыта более углублённо: респондентам представлялось ответить на вопрос «Обдумывали ли Вы или пытались когда-нибудь покончить жизнь самоубийством?», а в случае положительного ответа написать причину. Результаты, признаться честно, ужасают: 38% указали, что такие мысли у них были, что рассматривались различные способы прекращения жизни. Причинами указываются, в основном, любопытство («представляла, что можно сделать и как отреагируют на это родные»), депрессия или другие состояния эмоциональной неустойчивости. К счастью, большинство из тех, кто положительно ответил на данный вопрос, говорят, что «конкретного желания никогда не было», «только представляла», «пришла к выводу, что не сделаю это с собой», «я слишком трус, да и обязанности есть в этом мире». Но, среди тех, кто лишь обдумывал, выделяются две анкеты: первый респондент пишет «в детстве пытался повеситься. было очень любопытно, что же дальше. не стал, испугался расстроить родителей», при этом отвечает в предыдущем вопросе, что желания умирать у него не было никогда. Второй же респондент в своих ответах рассказывает о том, что в детстве у него погибла мать, повесившись; поэтому, «в подростковом возрасте от нервного напряжения и немного позже от смерти матери и проблемах на личном фронте» (вопрос №7) респондент предпринял попытку отравления феназепамом.

Страх смерти испытывают лишь 30% опрошенных, признавая, что причина кроется в том, что «это неожиданно», «из-за незнания», «не хочу оставлять свою жизнь и близких людей», «вдруг чего-то интересное пропустишь». Пожалуй, наиболее полно страх респондентов перед смертью и его причины описывает один из ответов: «Боюсь. Потому что это реально страшно: не видеть, не слышать, не чувствовать. Тебя больше нет. Ты не можешь больше ни к кому прикоснуться, насладиться вкусом еды, увидеть дорогих людей, думать и осознавать. Ничего. Я не знаю, что может быть страшнее этого». Существует у молодёжи страх «не успеть сделать самое важное из запланированного в этой жизни» или же «расстроить близких своим уходом». Лишь один человек указал, что боятся какой-либо определённой смерти: «ранней смерти (до 45) вполне».

В противовес более половины, 52,9%, отрицают страх смерти. В подтверждение своей точки зрения молодые люди пишут следующее: «всё равно придет», «ещё этого не понимаю», «до неё ещё жить и жить», «я считаю, что её можно победить, а если нет, то зачем бояться неотвратимого», «ценность жизни определяется не ее продолжительностью, а накопленным опытом, количеством пережитых эмоций, сделанных дел. Я считаю, что, несмотря на достаточно небольшое количество прожитых мною лет, моя жизнь очень насыщенна, и даже если мне придется умереть в этом возрасте, я буду знать, что жила не зря». Примечательно, что половина из тех, кто указывал, что не боится смерти, ссылается на её неизбежность (18 человек из 37). Интерес к тому, что будет «за чертой», испытывают 7,1% респондентов.

В бессмертие как сам факт не верят 40% респондентов. Среди ответов данной категории хотелось бы отметить: «Не думаю, что людям нужно бессмертие», «ну это просто странно. Вот живёшь ты и живёшь. Ничего тогда ценить не будешь», «Каждый человек смертен. Вампиров не бывает», «все и всё умирает, а если вспомнить ребят которые верят в перерождение, ты ничего не помнишь о прошлом и жизненного опыта 0% это тоже смерть», «бессмертие — это круто, но когда наступит конец человечества и нашей Земли, то что же будет делать бессмертный? Сложный вопрос. И, по моему мнению, бессмысленный». Ещё 5,7% сказали, что затрудняются отвечать на данный вопрос.

Оставшиеся ответы в том или ином виде свидетельствовали о том, что респонденты допускают возможность бессмертия. Так безоговорочно, как в факт, вверят 10% опрошенных, например, «есть бессмертная медуза. Прямое и научное доказательство бессмертия» или «верю, разные мистические сущности есть». 30% молодых людей верят в бессмертие не тела, а души, или же в форме памяти о себе: «человек бессмертен только в воспоминаниях», «духовное и в памяти людей, а в физическое, хм, нет таких существ, которые бы не истощались физически, даже звезды когда-нибудь умирают», «верю в бессмертие души, потому что это энергия. А по закону сохранения энергии она никуда не пропадает. А в бессмертия тела не верю. Потому что это всего лишь атомы веществ, которые могут превращаться в атомы других веществ». «Биологического бессмертия возможно достичь с помощью дальнейшего развития медицины» — подобным образом мыслят ещё 14,3% опрошенных.

В существование души верят 76,1% молодых людей, соответственно, 23,9% отрицают, что имеют душу.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

«Верите ли Вы, что наука сделает человека полностью или отчасти бессмертным?» именно такой вопрос следующим мы задавали нашим респондентам. 42,9% говорили, что наука в силах сделать человека вечным: «наука все может», «верю в возможность продления жизненного срока путем замедления процессов старения», «изобретение нанороботов, которые подобно иммунной системы будут уничтожать очаги болезней до печальных последствий, и замена частей тела на новые». 8,6% допускали, что это возможно, но «совсем нескоро». Седьмая часть — 14,3% — верят лишь в частичное продление жизни: «перенос сознания человека на другие «платформы» вместо человеческого мозга», «может в скором будущем учёные найдут какой-нибудь способ замедлить старение, но верить в бессмертие…. Увольте», «оцифровка человеческого разума в той или иной степени рано или поздно будет доступна». Категорически не верят в силу науки по данному вопросу 27,1% респондентов, аргументируя это тем, что «это будет уже не-человек, поскольку смерть это одна из тех вещей, что делают человека человеком». Прозвучала мысль «продлевать нужно не жизнь, а молодость. Толку жить 200 лет и 120 из них быть беззубым немощным стариком». Два респондента напрямую высказали мысль, что «это станет началом конца человеческой цивилизации» и «это не приведёт ни к чему хорошему»; данная мысль прослеживается и в ответах некоторых из тех, кто давал утвердительные или отрицательные ответы.

Дату своей смерти хотели бы знать лишь 19,7% (против 80,3% желающих жить в неведении по данному вопросу). При этом, отвечая на вопрос «Хотели бы Вы, чтобы врач сообщил Вам о том, что Вы смертельно больны (В том случае, если бы это было действительно так)?», 70,4% сказали, что да, согласны. Седьмая часть — 15,5% опрошенных — считают, что подобную информацию предпочли бы услышать только при условии, что болезнь опасна для окружающих, заразна. 14,1% категорично против того, чтоб подобная информация была донесена до них.

Следующим, сложным с моральной точки зрения, стал вопрос о том «Необходимо ли поддерживать жизнь умирающего человека при любых условиях?», отсылающий к острой проблеме легализации или запрета эвтаназии. Четверть опрошенных, 17 человек, указали, что жизнь должна сохранятся даже в самых сложных и безысходных случаях: «сегодня он может быть смертельно болен, а завтра найдут лекарство», «в любом случае нужно бороться за жизнь, пока есть силы. Жизнь бесценна», «при любых условиях это не всегда представляется возможным, но да, необходимо». Пятая часть от числа молодых людей считает, что в данном случае решение должно оставаться за самим человеком, что «каждый должен сам решать» «ведь это его жизнь и его смерть, его воля», ведь «может, у него дела незаконченные остались».

,4% отмечают, что решение об эвтаназии «требует частного рассмотрения каждого конкретного случая». Единственное, в чём сходятся респонденты данной группы, это в том, что «если человек не осознаёт своего состояния», то прекращение его жизни оправданно; «человек без мыслей — овощ» пишет один из респондентов, другой указывает, что поддержание жизни в такой ситуации — «затяжная агония».

«За» прекращение жизни умирающего человека выступили 32,9% опрошенных. Причинами принятия такой точки зрения они называют следующее: «существуют условия, при которых эвтаназия более гуманна. Чудес не бывает», «не стоит мучать человека», «лучше эти ресурсы и силы направить на тех, кому еще можно помочь». Встречаются и совсем категоричные заявления, как «ни в коем случае. Не зря существует такое понятие как «удар милосердия», которым с древних времен служило прекращением мук умирающего человека. Более гуманно дать человеку спокойно умереть и избавиться от мучений, нежели пытаться их продлить. Кроме того, искусственное продление жизни т.н. «овощей» причиняет немало страданий — моральных и физических — близким людям».

Завершили мы опрос так же, как заканчивалось и исследование 1997-ого года, а именно вопросом «Были ли Вы честны в своих взглядах и оценках?». 54.2% респондентов ответили положительно, сказав, что всегда писали именно так, как думают. Ещё 12,9% говорят, что отвечали честно, но не всегда полно в силу каких-либо личных или моральных причин. Треть респондентов — 32,9% — из предложенных вариантов выбрали тот, который подразумевал, что вопросы давались честно и полно, но со временем, быть может, поменяются.

При этом респондентам была предоставлена возможность в графе «Другое» высказаться о том, почему именно они могли быть нечестны в своих ответах, почему могло возникнуть искажение их мнения. Ни один из опрошенных данной возможностью не воспользовался.

Несмотря на всю серьёзность темы, респонденты в некоторых случаях предпочитали отшучиваться, или же увиливать от ответа. И первое, и второе, на наш взгляд, можно объяснить страхом респондентов говорить на подобную тему, а так же некоторым стеснением и нежеланием делиться сокровенным. Рассмотрим некоторые подобные ответы.

В самом первом вопросе анкеты, где спрашивалось, как респондент понимает смерть, был встречен ответ «Моя остановочка © сердце», что является подписью к довольно популярной картинке-мему.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Вопрос о том, может ли респондент представить собственную смерть, вызвал большее число увиливаний или смешных, по мнению респондентов, ответов. Например «А зачем?» (в смысле: «А зачем мне это представлять?»), «Да! Я аллергик», «Могу. Я умру странно. Потому что я человек-неудача». Ответ «могу, даже снилось пару раз))» можно было б не выделять в этой части работы, если бы не две открытые скобочки в конце, что в письменном общении заменяют улыбку.

Встречаются и противоречия среди ответов респондентов. Так, взяв в пример одного из отвечавших, проиллюстрируем это. В вопросе №3 анкеты (о необходимости смерти или возможности её предотвращения) был дан ответ «смерть необходима, даже в больших количествах, чем есть сейчас». Но далее, в вопросе, который затрагивает тему эвтаназии и поддержания жизни в любых условиях, респондент категорично отмечает, что да, поддержание жизни необходимо при любых условиях.

В вопросах, где респондентам предлагалось подумать о каких-либо понятиях, в пример шли придуманные персонажи из фильмов, комиксов или книг. Так в самом первом вопросе, о том, что такое смерть, можно отметить ответ «Смерть — это жизни естественная часть», что является началом цитаты Магистра Йоды из «Звёздные войны. Эпизод III. Месть ситхов». В вопросе о необходимости смерти, один из респондентов, ссылаясь на несостоятельность идей о возможности преодолеть смерть, упоминает Эдварда Каллена — бессмертного вампира из цикла книг «Сумерки». В вопросе о бессмертии, два разных респондента упоминают Гэндальфа («Неужели вы думаете, что Гэндальфу по приколу бессмертным быть?») — героя из «Властелин колец», что поборол смерть и стал ещё более сильным волшебником, — и Росомаху («Повторюсь, смерть — логический конец. Даже Росомаха умер.») — героя Marvel-comics, что является потенциально бессмертным из-за «нечеловеческой» регенерации.

Нам представляется, что объяснение подобных философских понятий через персонажей массовой культуры более близко молодёжи в силу того, что данные примеры им понятней и ближе, нежели сравнения с персонажами более классической литературы или религиозными сюжетами. Не имея возможности по-другому привести пример или объяснить свою точку зрения, респонденты находят такие образы, что, по их мнению, сделают это за них.

Встречается и употребление сленговых слов, а иногда и вовсе нецензурных. «Пусть люди которых ты знал и которые знали тебя в последний раз встретятся, поедят нормально и постебутся скорее всего надо умершим» (вопрос №5), «лежать и гнить в гробу — не кайф» («вопрос №6), уже указанный пример про Гэндальфа — «по приколу бессмертным быть?», — «они (традиции) меня подбешивают» (вопрос № 5). Хоть один раз, но встретился ответ, содержащий нецензурную лексику, хоть и «запиканную» самим респондентом — «будет это пиз*ецки поздно» (вопрос №12). Причина употребления подобной лексики остаётся не до конца понятной, но, посмеем предположить, что данные фразы и слова настолько прочно вошли в обиход респондентов, что, печатая ответы, основывающиеся на собственном мнении, отвечающие настолько увлечены высказыванием собственного мнения по вопросу всеобщей актуальности, что не замечают искажения речи.

Нам кажется, что не стоит обойти стороной и факт противоречивости в ответах респондентов. Так нами было вычислено, что у 38,5% респондентов идёт противоречие между верой или неверием в собственную душу и с отношением данных респондентов к бессмертию. Указывая, что не верят в существование души, некоторые молодые люди писали, что верят в «бессмертие духа, идей человека». Или же при признании у себя души говорят, что бессмертия нет «ведь это невозможно, религия придумала это». Причина того, что существует столь большой, более трети опрошенных, процент противоречивых между собой ответов, быть может, скрыта в непонимании респондентами самих понятий души и бессмертия, а так же в смешении в сознании различных религиозных, смысловых, религиозных установок.

Отношение к религии, следует сказать, если и проявлялось в ответах респондентов (что бывало очень редко), то носило, в основном, скептический окрас: «я все равно агностик, и в Страшный суд не верю. Если богу будет надо, то он меня даже из пепла достанет. Мир то он сотворил, чё меня еще раз не сотворит?» (вопрос №6), «это (бессмертие) невозможно, религия придумала это» (вопрос № 10), биологического «в метафизическое бессмертие души я не верю, так как считаю, что оно является вымыслом, созданным для укрепления фундамента и повышения привлекательности религии», (вопрос №10). На фоне этого выделяется один из ответов, в котором для подтверждения своей точки зрения респондент процитировал религиозный текст: «Не верю. «Каждая душа вкусит смерть» — Коран. После смерти следует другая, вечная жизнь» (вопрос №10).

Многие отвечающие стремились дать развёрнутый ответ, полно освещая собственное мнение, но при анализе становилось ясно, что их точка зрения либо не абсолютно однозначна в некоторых вопросах, либо и вовсе противоречит сама себе. Особенно сильно это проявлялось в вопросах, затрагивающих эмоциональную оценку фактов и явлений, например, вопрос о страхе смерти (№9), об отношении к похоронным обрядам (№5) и кремации (№6).

Заключение

В данной работе нами были рассмотрены различные работы, посвящённые изучению феномена смерти в рамках социально-культурных наук. Так из классиков античной мысли мы рассмотрели взгляды Сократа, Платона, Аристотеля. В рамках социологической науки мы упомянули З. Фрейда, Э. Дюркгейма, Э. Фромма. Отечественные взгляды были рассмотрены на примере классиков — Чаадаева П.Я., Бердяева Н.А., Булгакова С.Н. — и учённых ХХ-ХXI вв., например, Варавы В.В., Мохова С., Лавриковой И.Н., Рязанцева С.

Так же в первой части работы нами были рассмотрены факторы, влияющие на формирование мортальных установок и представлений у молодых людей. К таким факторам можно отнести семью, культурные традиции общества, религию, интернет, художественную культуру.

Во второй части работы был проведён анализ проведённого нами эмпирического исследования на тему «Молодёжь: отношение к смерти».

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

В молодёжной среде наблюдается рациональный подход к пониманию смерти. Смерть для молодых людей, в основном, это прекращение жизнедеятельности, угасание разума и обратная сторона жизни, при этом смерть воспринимается как необходимость. Неудивительно, что на фоне подобных мнений смерть по эмоциональной окраске нейтральна, не является ни хорошей, ни плохой.

Мнения относительно возможности представить свою смерть разделились. Одна половина молодых людей ссылается неотвратимость, обязательность данного явления, а, следовательно, на осознание и представление о конечности собственного существования. В противовес им идут те, кто в силу неких причин сделать это не может или не хочет.

В оценке похоронных обрядов и различных околомортальных церемоний так же не существует единого мнения: идёт столкновение мнений об их необходимости и представлений о пережитках прошлого, традициях.

Идея кремации находит в рядах молодёжи положительный отклик — она оценивается как рациональное решение по сбережению ресурсов, сил, материальных затрат, а так же как решение некоторых страхов, связанных с погребением. Весомая доля опрошенных высказывалась о том, что хотели бы после смерти быть подвергнуты кремации.

Желание умереть появлялось у каждого второго молодого человека, при этом о суицидальных действиях задумывалось более трети опрошенных. При этом более половины отрицают страх смерти, а некоторые и вовсе испытывают интерес к тому, что будет после.

В существование души не верит каждый четвертый, при этом вопрос о бессмертии более дуален: половина респондентов верят и не верят в его существование ни в каком виде. Наука в данном вопросе выглядит как сфера, от которой можно ожидать решения вопроса о бессмертии или продлении жизни — лишь четверть ссылается на невозможности научного решения вопроса об увеличении срока жизни. Относительно сложного с моральной и законодательной стороны вопроса об эвтаназии категорически против высказались менее четвёртой части всей опрошенной молодёжи.

В целом можно отметить, что респонденты благоприятно отнеслись как к теме исследования, так и к тому, что от них требовалось подробно отвечать на вопросы, затрагивающие их мораль, личное мнение и миропредставление.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Молодёжная среда быстро реагирует на изменение настроений относительно различных явлений и фактов. Если в конце 90-ых — начале 00-ых исследователями отмечался пессимистичный взгляд на жизнь, то сейчас он сменился нейтральными оценками и рациональным отношением к будущему. Тема смерти вновь активно разрабатывается исследователями, начинает находить отклик в обществе, но лишь в молодёжной среде. К сожалению, всё общество так и остаётся верно своему закостенелому и стереотипному отношению к вопросам изучения танатоса, и, к сожалению, ещё долгое время мы будем наблюдать картину замалчивания и ухода от темы.

Список использованых источников

.«Археология русской смерти»: зачем издавать журнал о могилках, кладбищах и погребении // FURFUR.

.12-я Международная Конвенция Международной Федерации Ассоциаций Танатологов (FIAT-IFTA). Вступление России в Федерацию. // Похоронный портал.

.Ахметсафина, С. Смерть глазами детей

.Бердяев, Н.А. О рабстве и свободе человека

.Булгаков С.Н. Тихие думы. Софиология смерти / С.Н. Булгаков. — М.: Республика. — 1996.

.Варава В.В, Современная российская танатология (опыт типологического описания) // Теоретический журнал «Credo». — 2005.

.Воронюк Ю. Изгнанная смерть

.Гуревич А.Я. Предисловие к книге Арьес Ф. «Человек перед лицом смерти» [Текст] / А.Я. Гуревич // Человек перед лицом смерти: Пер. с фр./ Общ. ред. Оболенской Св.; Предисл. Гуревича А.Я. — М.: Издательская группа «Прогресс». — 1992. — С. 13

.Декрет Совета Народных Комисаров. О кладбищах и похоронах // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. — М.: Управление делами Совнаркома СССР. — 1942. — С. 1275-1276

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

.Дмитриева Е.А. Религия, вера и суеверия в представлениях современной российской молодёжи

12.Еремеева С. То, о чем молчим… Почему death studies не популярны в современной России? [Текст] / С. Еремеева // Археология русской смерти. — 2015. — №1. — С. 45

.Лаврикова И.Н.. Молодёжь: отношение к смерти [Текст] / И.Н. Лаврикова // Социологические исследования. — 2001. — N4. — С. 134-136.

14.Лаврин А.П. Хроники Харона. Энциклопедия смерти [Текст] / А.П. Лаврин. — М.: Московский рабочий. — 1993. — С. 482-483.

.Минеев В.В. Социальные аспекты смерти (философско-антропологический анализ) [Текст] / В.В. Минеев. — М.: Директ-Медиа. — 2014. — С. 13

.Мордовцева Т.В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе / Т.В. Мордовцева. — Таганрог: Издательство ТИУиЭ. — 2001.

.Мохов С.В. Как интернет влияет на наше восприятие смерти // FURFUR

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

.Мохов С.В. Смерть как проблема исследования в социальной и исторической антропологии: генезис идей [Текст] / С.В.Мохов//Журнал социологии и социальной антропологии. — 2016. — Том XIX. — № 3. — С. 173

.Налчаджян А.А. Загадка смерти. Очерки психологической танатологии — СПб.: Питер. — 2004.

.Петров В.В. Древняя история смерти [Текст] / В.В.Петров. — М.: Издательство «Ломоносовъ». — 2013. — С. 5

.Рязанцев, С.В. Танатология — наука о смерти / С.В. Рязанцев. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа. — 1994.

.Сабиров В.Ш. Концепция человека в современной западной танатологии

.Суицид здоровых и счастливых. Роскомнадзор запретил СМИ называть причины самоубийств //Спектр

.Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э.Фромм.- М.: АСТ. — 2007. — С. 407

.Цейтлин, О. Страх смерти

.Чаадаев, П.Я. Философические письма

.Шенкао М.А. Смерть как социокультурный феномен [Текст] / М.А. Шенкао — М.: Ника-центр. — 2003. — С. 225

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

.Янкелевич В. Смерть [Текст] / В. Янкелевич — М.: Литературный институт им. Горького. — 1999. — С. 9