Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Народные традиции как средство воспитания младших дошкольников»

Выдающийся отечественный педагог К.Д. Ушинский говорил о значении воспитания, подчеркивая, что главное в педагогике — это воспитание духовной стороны человека. Говоря о задачах воспитания, он замечал, что оно призвано оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности, пробуждать внимание к духовной жизни.

Курсовая работа с гарантией

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития и воспитания младших дошкольников посредством изучения народных традиций

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста

1.2 Исследование проблемы воспитания дошкольников посредством народных традиций

Глава 2. Опыт использования народных традиций в воспитании младших дошкольников

2.1 Характеристика форм, методов и средств освоения народных традиций младшими дошкольниками

2.2 Опыт использования народных традиций в воспитании младших дошкольников

Заключение

Список литературы

Введение

Выдающийся отечественный педагог К.Д. Ушинский говорил о значении воспитания, подчеркивая, что главное в педагогике — это воспитание духовной стороны человека. Говоря о задачах воспитания, он замечал, что оно призвано оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности, пробуждать внимание к духовной жизни.

Духовное развитие человека начинается с раннего детства. Известно, что дети в дошкольном возрасте обладают способностью эмоционально реагировать на окружающий мир: на людей, на предметы, на различные явления, на произведения искусства, то есть на музыку, живопись, художественное слово. Первые годы жизни ребенка — важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной, и в значительной мере определяют последующий путь его жизни. Язык народа, его песни и музыка, игры и игрушки, природа родного края — всё это влияет на становление человека.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Работая с детьми, замечаешь, что детям интересно, в чем же отличительные особенности народной культуры и музыки, но, к сожалению, большинство взрослых людей нашего времени очень поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Найти ответы на эти и другие вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности, для этого надо обратиться к истокам народной культуры.

Одной из основных задач эстетического воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о родной культуре, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную.

Начиная с раннего возраста приобщение ребенка к культуре своего народа, служит цели возрождения генетической и культурной памяти детей, утверждению в создании моста своего «я» в системе «семья» — «род» — «народ» — «человечество».

Большое разнообразие методик, разбросанность материала по изучению народных традиций в дошкольных учреждениях не позволяет воспитателям и педагогам более глубоко и целенаправленно знакомить детей с родной культурой, воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.

В настоящее время знания, умения и навыки по народной культуре не оставляют целостного следа в памяти ребенка и угасают при дальнейшем обучении детей в школе.

Изучение народных традиций в дошкольном возрасте становиться актуальным, так как каждый народ не просто хранит традиции и обычаи, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности

Проблема воспитания дошкольников посредством изучения народных традиций в дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций.

Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Е.С. Бабуновой, Л.Г. Зенковой, C.Д. Кириенко, Е.Н. Кергиловой, М.Б. Кожановой, Н.А. Платохиной, X.А. Тагировой, Е.А. Тупичкиной, Г.В. Луниной, Г.Н. Гришиной и др.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

народная традиция воспитание дошкольный

Эта особенность позволила нам определить проблему нашего исследования: как использовать народные традиции, чтобы наиболее успешно развивать и воспитывать детей младшего дошкольного возраста.

Решение данной проблемы составляет цель исследования: изучить народные традиции как средство воспитания младших дошкольников.

Объект исследования — народные традиции.

Предмет исследования — процесс воспитания младших дошкольников.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Гипотеза исследования — воспитание младших дошкольников будет существенно усовершенствовано, если оно реализуется на основе применения народных традиций.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:

дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста;

исследовать литературу по проблеме воспитания дошкольников посредством народных традиций;

охарактеризовать формы, методы и средства освоения народных традиций младшими дошкольниками;

изучить опыт использования народных традиций в воспитании младших дошкольников.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы развития и воспитания младших дошкольников посредством изучения народных традиций

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности. Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.

У ребят третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к близости с воспитателем. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребенок уже не только может обслужить себя (умываться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться, есть), но и получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т.е. управлять своим поведением.

К трем годам наблюдаются качественные сдвиги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь.

Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне). Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ умоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, старательно вытирать ноги, убирать на место игрушки.

Во второй младшей группе воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

На четвертом году жизни педагог продолжает воспитывать у детей симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает ребенку, что нужно стыдиться своих плохих поступков. Особую заботу составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в своих силах.

У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений, что также составляет важную воспитательную задачу. По отношению к детям от двух до трех лет эта задача заключается в поддержании чувства радости при общении со сверстниками, при достижении хороших результатов. Вместе с тем воспитатель учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку).

В три года стремление к общению с другими детьми становится особенно сильным. Степень развития ребят позволяет понимать действия и речь сверстников, объясняться с ними, договариваться о совместной игре, занятии. В обществе детей ребенок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят. Трехлетние дети могут быть уже хорошими, отзывчивыми товарищами. Все это обязывает воспитателя формировать у детей второй младшей группы умение доброжелательно относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.

Поведение детей младшего дошкольного возраста характеризуется отсутствием выдержки, неумением своевременно и правильно выполнять правила поведения. Так, у детей третьего года жизни легко можно вызвать желание подчиняться определенным требованиям воспитателя, однако оно часто вступает в противоречие с возможностями выполнить желаемое: у детей недостает нужных навыков поведения, трудовых умений, физических сил и способностей к преодолению трудностей, к волевому усилию. Вместе с тем маленькие дети очень внимательны к словам взрослого, особенно тогда, когда они сказаны в убедительном тоне, не допускающем сомнений. Поэтому у ребят уже в возрасте от двух до трех лет можно начинать воспитание умения подчинять свое поведение простейшим этическим нормам. Овладение правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает детям сдерживать импульсивные проявления, побуждает поступать соответственно усвоенным правилам, обеспечивает развитие начал целеустремленности.

Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребенка, его поступка, отношений способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.

Поскольку дети четырех лет оказываются способными выполнять элементарные поручения взрослых (родителей, педагогов), руководствоваться в своем поведении правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение окружающих, формировать и нравственные мотивы — быть нужными другим (сверстникам, взрослым).

Для детей третьего года жизни характерна конкретность мышления. Они связывают требование с конкретной обстановкой, в которой оно предъявляется, и с определенной личностью. И нередко одно и то же требование дети выполняют в одних условиях и не выполняют в других, выполняют при одном воспитателе и нарушают при другом, выполняют в присутствии взрослого и не выполняют без него.

Дети даже четвертого года жизни не умеют еще соотнести представления о нравственной норме со своими поступками. К тому же у ребят очень слабо развиты самоконтроль, умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет часто носят ситуативный характер, т.е. проявляются в одних условиях и не обнаруживаются в других.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Однако при взаимодействии детского сада и семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также доступной для детей четвертого года жизни совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими начинает изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным.

В период от трех до четырех лет дети активно овладевают речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.

Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т.д.), что к труду взрослых надо относиться бережно.

У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Так, ребята усваивают, что нужно беречь мебель, одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети усваивают, что все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи и т.д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о малышах, помогать взрослым и сверстникам — это хорошо.

У детей формируются представления о правдивости: надо говорить правду, все рассказывать родным, близким, воспитателю.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Решению перечисленных задач нравственного воспитания маленьких детей нередко мешают проявления своеволия, негативизма, упрямства, свидетельствующие о так называемом «кризисе трехлетних».

К концу третьего года жизни у ребенка появляется потребность в самоутверждении, происходит осознание своего «я». Отношение к самому себе зависит от того, что ребенок умеет делать и как воспринимает свои успехи. Если взрослые не успевают еще заметить, что в ребенке произошел резкий перелом, что прежние отношения его не устраивают, наступает кризис. Ребенок начинает требовать самостоятельности в гораздо больших пределах, чем склонны предоставить ему воспитатели, родители. Их запреты вызывают протест. Появляются негативизм (ребенку все равно, что сделать, лишь бы сделать наоборот) и упрямство (ребенок делает то, на чем настаивает). В небольших степенях негативизм и упрямство — нормальные реакции во время кризиса. Бурный же кризис у отдельных детей требует специальных педагогических мер.

Педагоги учитывают потребность детей конца третьего года жизни в самоутверждении, стремление к самостоятельности и ведут работу по предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у отдельных малышей проявляются, направляют свои усилия на их устранение. Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания детей на данном возрастном этапе.

Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей.

На четвёртом году жизни у детей продолжают развиваться психические функции, возрастают физические возможности, показатели роста. Повышается активность ребёнка, усиливается его целенаправленность, более разнообразными и координированными становятся движения.

С этого возраста происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях с окружающими. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают намеренный характер.

В рисовании возможности ребёнка начинают определяться графическими образами — представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Преобладающей формой мышления становится наглядно — образное мышление. Ребёнок оказывается способным объединить предметы не только по внешним сходствам (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит объединение имеющих общее назначение или входящих в общую ситуацию объектов.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку родителей и других взрослых. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждения об окружающем.

Новообразования в младшем дошкольном возрасте:

становление новой внутренней позиции, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений;

ребенок осваивает широкий круг деятельности — игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, общение;

начинает формироваться произвольное поведение;

освоение средств и способов познавательной деятельности.

Таким образом, достижения в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения.

1.2 Исследование проблемы воспитания дошкольников посредством народных традиций

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Использование народных традиций в воспитании дошкольников решает следующие воспитательно-образовательные задачи:

способствовать формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей о культуре, истории народов;

формировать эмоционально-ценностное отношение к этнокультурному наследию;

развивать умение творчески и самостоятельно применять полученную информацию в новых или сходных ситуациях, задействуя свой этнокультурный опыт.

Исходя из вышеперечисленных задач, мы проанализировали научно психолого-педагогическую литературу по изучению дошкольниками народных традиций, а также изучили программы и методические разработки в рамках нашего исследования.

Многие ученые подчеркивают необходимость изучение фольклорных элементов в дошкольных учреждениях. Например, в исследовании Е.И. Корнеевой рассматривается роль фольклорных праздников и развлечений в патриотическом воспитании детей среднего дошкольного возраста. Решение данной проблемы обусловило цель и задачи программы воспитательно-образовательной работы. Содержание приобщения детей к народной традиционной культуре предполагало использование сезонных народных праздников: Осенины — Урожай; Новый год — Коляда; Масленица — Проводы Зимы; Веснянка — Кликанье Весны. В основу работы была положена методика «сгущенности» эмоционально познавательного материала по доминирующим целям (С.А. Козлова, С.Н. Морозюк). Доминантой определены сезонные народные праздники. В данном исследовании подчеркивается важность реализации содержания работы с детьми через комплексные игры-занятия, развлечения, праздники и совместную деятельность детей и взрослых.

В рамках стимулирования познания и задействования исторических сведений происходит развитие интереса у дошкольников к прошлому предметов, их преобразованию и созиданию. В связи с этим, значимым является исследование О.В. Дыбиной.

Используя игры — путешествия в прошлое предметов, автор подробно рассматривает многофункциональность предметно-исторического мира (информативная, эмоциогенная и регуляторная), объясняющая историю создания вещи). Данный механизм приобщения детей к историческим сведениям реализует, по нашему мнению, принцип гуманитарности — человек и его место (отношение) в рукотворном мире.

Г.Н. Данилина подчеркивает важность и своевременность приобщения детей к культуре и истории. Этот тезис реализован в программно-методическом пособии. Предлагаемое пособие строится на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с культурой и историей отечества. Содержание работы идет по следующим направлениям: «Путешествие в историю», «Вижу чудное раздолье», «Быт и традиции», «В чудесном мире русского языка», «Творение рук человеческих». Содержание разделов предполагает задействование культурологического подхода, научности, достоверности, доступности знаний. Для реализации программного содержания предлагается интегрированный подход включения сведений об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Рассмотрению специфики приобщения детей к национальным традициям посвящено специальное исследование Т.Ю. Купач. По мнению автора, культурно-исторические традиции — это такие традиции, которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме: труд, обычаи, нравы, ремесла, творчество, фольклор, воспитание и учение, архитектура и т.д. — все то, чем наполнена культурно-историческая среда. Педагогическая позиция взрослого, как считает Т.Ю. Купач, заключается в реализации воспитательного потенциала данных традиций: развитие направленности личности ребенка; использование всех факторов воспитания; различных видов детской деятельности, гуманистический характер традиций, учет особенностей региона и т.д. Содержание воспитания детей отражает следующие традиции: семейные; трудовые; фольклорные; краеведческие; социальные; праздничные.

Данный подход находит отражение в исследованиях Е.С. Бабуновой, Л.Г. Зенковой, C.Д. Кириенко, Е.Н. Кергиловой, М.Б. Кожановой, Н.А. Платохиной, X.А. Тагировой, Е.А. Тупичкиной, Г.В. Луниной, Г.Н. Гришиной и др.

Многообразие народных традиций, их воспитательная ценность нашло отражение в программах национального возрождения. Так, исследователи А.Г. Абсалямова, Р.Л. Агишева, Т.И. Бабаева, С.Д. Кириенко, М.Б. Ко-жанова, С.Н. Федорова, А.Н. Фролова и др. доказали значимость средств этнографической культуры в воспитании социально-культурного поведения детей. Содержание работы предполагает активное познание детьми окружающего мира: природный мир; предметный мир, мир других людей; мир моего «Я». К основным средствам этнографической культуры отнесены фольклор, народные игры, праздники, которые приобщают детей к национальным традициям башкир. Содержание программы осуществляется с помощью различных тем («Я и моя семья», «Башкиры», «Башкирский фольклор», «Чувашские праздники», «Марийские игры», и др.). Данные программы внедрены в практику работы дошкольных учреждений регионов России.

Значимость воспитательного потенциала культурных традиций своего народа представлено в программно-методическом пособии Л.В. Кокуевой. Автор основные цели и задачи воспитания видит в реализации духовно — нравственного воспитания дошкольников. Решение задач воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям) предполагает задействование народных праздников («Именины березки», «Масленица», «Святки», «Рождество», «Пасха» и т.д.). Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к народному наследию и чувства сопричастности ему, является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Приобщение идет через народную песню, сказку, былину, народно-прикладное искусство, народные игрушки, народный костюм, народную архитектуру жилищ. Содержание этнокультурного воспитания осуществляется через такие формы как посиделки, посещение краеведческих и этнографических музеев мини-музеев в ДОУ, познавательные беседы, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческой продуктивной и игровой деятельности детей.

Социально-педагогический смысл широкого применения народных традиций в работе с детьми заключается в воспитании предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, своему народу, чувства патриотизма, осознания своей национальной принадлежности.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В связи с этим, перспективным является разработка проблемы межнационального общения и этики, детально изученные в работах А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, М.И. Богомоловой, С.А. Козловой, С.Н. Султановой, Э.К. Сусловой, Н. Флегонтовой и др. Анализ данных исследований показал возможность широкого использования этнокультурного наследия в воспитании дошкольников. Так, А.П. Усова указывала на значение народного творчества в национальном воспитании детей. Народное творчество позволяет детям в доступной форме усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Произведения народного творчества, национальные по форме, несут в себе много общего, а образы сказок разных народов переплетаются друг с другом. Народные сказки, песня, игры доступны всем детям, имеют большое воспитательное значение, заключающееся в формировании любви и уважения к людям разных национальностей.

В исследовании Р.И. Жуковской обоснованы принципы формирования дружеского отношения детей к людям разных национальностей; методика ознакомления детей с родным краем, трудом, бытом, искусством народа той республики, где он живет; показана доступность подачи детям познавательного материала, включающего элементарные географические сведения: особенности климата, ландшафта (леса, реки, моря), основных природных богатств (нефть, уголь, хлопок, хлеб); также нужно знакомить с литературой, художественным творчеством, музыкой, изобразительным искусством, давать детям возможность попробовать национальные блюда, играть в национальные игры. Конкретизация содержания работы с детьми показывает возможность задействования элементов этнокультуры в становлении этнокультурной воспитанности.

Современные дошкольные учреждения характеризуются пестрым национально-языковым составом. Проблема воспитания подрастающего поколения в многонациональном детском социуме поднимается во многих исследованиях (М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, Л.М. Захарова, С.Н. Султанова, В.Д. Ботнарь, Р.Ш. Халикова, Д. Вавилова, Л.Г. Васильева, М.Б. Кожанова и др.). Гуманитарный подход позволяет рассматривать ребенка, его личность, его неповторимую индивидуальную культуру как самоценность и самобытность. Целью образовательного процесса в дошкольном учреждении является не только общее, но и национальное воспитание ребенка. В связи с этим, следует подчеркнуть, что дошкольное детство — начальный этап становления этнокультурной личности. Именно в дошкольном возрасте, с трех-четырех лет ребенок вступает в первую стадию полиэтнического развития, у него начинает формироваться отношение к национальной символике. Анализ исследований показывает, что этнокультурная социализация дошкольников протекает в условиях межкультурного взаимодействия. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурно образованного человека. В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность: национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения; ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов; сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты.

Для нашего исследования является значимым определение механизма поликультурного воспитания детей, который реализуется в трех направлениях: информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.); эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления — информационного насыщения — важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства); поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Разнообразие средств воспитания межнационального общения обеспечивает следующие линии в развитии ребенка: всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создание атмосферы добра и взаимопонимания; гармонизация отношений «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый», «детский сад — семья», «семья — ребенок — школа — социум» с целью постижения детьми сложной науки жить среди людей; культивирование ценности другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность; концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира; использование заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия; примеры великого братства народов, подвигов во имя людей; знакомство с современными войнами и их последствиями: беженцами, гуманитарной помощью и другим, являющим детям страницы человеческого благородства и межнационального родства; организация детских праздников — богатейшего материала для ознакомления дошкольников с культурой разных народов, воспитания добра и милосердия; взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программ помощи каждому ребенку.

Анализ исследований показал многообразие спектра средств, форм и методов работы направленного на активное, эмоционально-положительное отношение к культуре межнационального общения: беседы, рассказы детей из личного опыта с демонстрацией иллюстраций, фотографий, видеофильмов; занятия по ознакомлению с культурой и традициями разных стран; фольклор народов мира; наблюдения, опыты, экспериментирование; целевые прогулки, экскурсии в мини-музеи; доброжелательное общение с детьми разных национальностей. Определив культурологический и гуманистический принципы как ведущие в воспитании у детей культуры межнационального общения, мы тем самым выделяем образовательное поле культуры народов как источник построения содержания этнокультурного воспитания.

В специальном исследовании М.И. Богомоловой вводится понятие аффилиации в воспитании культуры межнационального общения. Понятие аффилиация (от англ. Affilion — соединение, связь; to affiliate — присоединять, присоединяться), означающее стремление человека быть в обществе других людей. Касательно детей дошкольного возраста аффилиация воспринимается как потребность (мотивация) в общении, эмоциональных контактах, дружбе, любви. Аффилиация проявляется в стремлении быть в обществе других людей, взаимодействовать с окружающими, оказывать кому-либо помощь и поддержку и принимать их от него. В арсенале ценных и эффективных средств национального и межнационального воспитания М.И. Богомолова называет разные виды общения детей с людьми другой национальности, сюжетно-ролевые игры, переписку как средств опосредованного общения и др.

Эффективность дошкольного этнокультурного воспитания невозможно представить без использования народного искусства и народного творчества. Данное направление представлено в работах Т.Я. Шпикаловой, Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой,

Ценность этнокультуры в воспитании и развитии, авторы рассматривают под углом зрения деятельностного подхода, который реализуется в предоставлении детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного искусства, которая будет способствовать удовлетворению потребности ребенка в деятельности, а, следовательно, вызовет эмоционально-ценностное отношение к этим видам деятельности. Субъектная, деятельностная позиция детей проявляется в трех направлениях: для оформления интерьера образовательного учреждения (создание эстетической среды); с целью ознакомления детей с народным искусством; для развития детского творчества в качестве образцов-эталонов сначала для прямого следования, а затем и для творческого осмысления и применения.

Авторами подробно изучено место народного искусства в образовательном процессе детского сада; показано воспитательное значение устного народного творчества, музыкального фольклора, народного декоративно-прикладного искусства; описаны психолого-педагогические основы этнохудожественного воспитания и развития детей (значимость интегрированных и тематических занятий, необходимость диагностики, позволяющей осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям, наличие вариативных дополнительных образовательных программ).

У ребенка на протяжении дошкольного детства формируется «целостная картина мира» (И.Э. Куликовская)»образ мира» (С.Д. Смирнов), «этническая картина мира» (Р. Рэдфилл). Дошкольное детство — начало процесса становления мировоззрения человека. Оно, как многогранное образование, включает в себя: мироощущение (познание мира в чувствах, эмоциях, формирование положительного отношения); миропонимание — понимание мира, поиск причин и следствий; мироистолкование — специфическое объяснение человеком мира истории, общества, культуры; миропреобразование — форма активного отношения человека к действительности; выбор стиля взаимоотношений с людьми. Становление образа мира рассматривается как один из компонентов структуры индивидуальности личности ребенка. Образ мира — отражение мира в целостной, многомерной и многоуровневой системе представлений (А.Н. Леонтьев). Становление картины мира в сознании человека осуществляется в культурной, символической среде через искусство, язык, миф, народное творчество. По мнению исследователей, первичное познание мира, развитие мышления ребенка, становления его как личности, приобщение к духовным ценностям нации осуществляются в процессе усвоения родного языка. Основываясь на лингвокультурологическом принципе, авторы изучение родного языка рассматривают основой формирования мировоззрения, ключом к накопленной веками народной культуре, незаменимым средством сохранения традиций и преемственности поколений, обеспечивает развитие у детей чувства равенства языков и культур. На протяжении дошкольного детства, по мнению И.Э. Куликовской, происходит смена картин мира, от мифопоэтической до универсально-символической, что должно послужить отправной точкой в определении основных подходов, дифференциации методов, форм, направлений работы по приобщению детей к национальному миру культур, воспитанию культуры межнационального общения.

В условиях вариативности образования, закрепленной в Законе рФ «Об образовании» (1992 г.) для дошкольных образовательных учреждений разработан целый ряд комплексных программ «нового поколения» («Детство», «Радуга», «Развитие»), в которых, так или иначе, находит отражение проблема национального воспитания детей дошкольного воз — раста («Мой родной дом», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и др.).

Рассмотрим подробнее на характеристике и анализе некоторых программ аспект воспитания детей дошкольного возраста посредством национальных традиций.

В содержании базисной «Программы обучения и воспитания в детском саду» 2007 г. под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой этнокультурное воспитание представлено в разделах:

«Умственное воспитание», в котором предусматривается формирование интереса к своей родословной, государственным и народным праздникам, родной стране, достопримечательностям, культуре, традициям родного края;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

«Нравственное воспитание», в котором большое внимание уделяется развитию дружеских взаимоотношений, коллективной деятельности;

«Художественная литература», где происходит знакомство детей с русскими народными волшебными сказками, произведениями игрового фольклора (прибаутки), календарные обрядовые песни, небылицы, былины и др.;

«Художественно-эстетическое воспитание» предполагает знакомить с народным искусством с учетом региона, в котором расположено дошкольное учреждение, национальный состав в группе и регионе. Для восприятия наиболее доступна народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), а также народные игрушки — забавы (пирамидка, грибок, матрешка);

«Игровая деятельность» — театрализованные постановки по мотивам народных сказок, дидактические игры на воспитание гуманных или патриотических чувств, способствующих развитию комплексных социокультурных качеств.

Программа «Истоки» Л.А. Парамоновой включает раздел «Элементарные историко-географические представления». Основная цель введения данного раздела в программу — воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контакте с историей, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участников мирового культурно — историческогопроцесса, проживающихнаопределен — ном географическом пространстве.

Задачи, которые ставятся авторами программы на данных занятиях:

приобщить детей к прошлому и настоящему своей культуры;

воспитывать у детей чувство любви к своей Родине;

развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.

Воспитываясь в рамках данной программы, дошкольники узнают, что:

существуют разные культуры, которые отличаются друг от друга своими обрядами, праздниками, игрушками, музыкальными и художественными традициями;

каждый человек принадлежит к одной или нескольким культурам, которыми он должен интересоваться и которые он должен сохранять и уважать;

жизнь людей в современном мире невозможна без уважительного отношения к народам иных культур.

Таким образом, формирование самосознания ребенка — дошкольника в программе связано с овладением элементарными сведениями по истории, географии, и культуре Родины, со стремлением найти свое место в окружающем мире. Можно сказать, что задачи этнокультурного воспитания, в данном случае, решаются, в основном, посредством нравственного и умственного воспитания.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Программа «Детство» В.И. Логиновой предполагает этнокультурное воспитание детей в процессе художественно-эстетического развития и взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры через рисование, музыку, детскую литературу, родной язык. В связи с этим большое внимание уделяется произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладным искусствам народов России.

В программе «Радуга» Т.Н. Дороновой этнокультурное воспитание включено в разделы «Изобразительная деятельность и ручной труд» (эстетическое воспитание) и «Занятия по развитию речи» (умственное воспитание). Основу данных разделов составляет устное народное творчество, ознакомление с образцами декоративно-прикладного искусства.

Целью программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы — О.Л. Князева, М.Д. Маханева) является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Для этого авторами были установлены следующие приоритеты:

окружающие ребенка предметы должны быть национальными, и воспитывать чувство красоты, любознательности.

необходимо широко использовать все виды фольклора, так как в устном народном творчестве наилучшим образом сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности.

большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью.

«Наследие» — парциальная программа патриотического воспитания М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой. Цель программы — введение детей в традиционную русскую культуру, восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения, дружбы между людьми разных национальностей. Программа включает следующие разделы:

«Семейный круг» — приобщение детей и родителей к семейной культуре;

«Круглый год» — знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством с опорой на праздники традиционного земледельческого календаря;

«Святые наши имена» — освоение историкокультурного наследия России с опорой на памятные даты именного календаря;

«Круг чтения» — ознакомление с народным устно-поэтическим наследием;

«Музыкальное наследие» — освоение традиционной отечественной музыкальной культуры;

«Встанем в круг!» — освоение народной игровой культуры на занятиях по физическому воспитанию.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

«Народоведение» (народный календарь, народные обычаи и обряды, быт, круг жизни; многочисленные жанры народной словесности);

«Музыкальный репертуар» (слушание, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах).

Каждый возрастной период обеспечивается подпрограммами.

Парциальная программа «Живой мир образов», разработанная Р.Г. Казаковой и др., включает три направления работы по привитию любви к национальным традициям:

ознакомление с русскими традициями, изучение культуры русского народа, знакомство с праздниками и обыденной жизнью;

— ознакомление с историей русского народа, биографиями выдающихся деятелей русской культуры;

изучение исторических документов и классических произведений русской литературы.

В связи с разнообразием предлагаемых методических подходов к воспитанию дошкольников в рамках федеральной программы издаются методические и практические пособия для работников дошкольных образовательных учреждений.

В книге Г.А. Ковалевой «Воспитывая маленького гражданина. » представлены модели гражданского воспитания начиная с дошкольного возраста, и тематические блоки работы с детьми. Кроме того, в пособии есть сценарии, конспекты и сетки занятий с детьми разных возрастных групп.

В пособии Г.Н. Данилиной «Дошкольнику — об истории и культуре России» предложена методика изучения истории и культуры России на основе русского народного творчества, истории родного города, русских традиций. Для реализации методики предлагается включение сведений об истории и культуре России во все виды детской деятельности. Весь материал систематизирован и представлен в виде конспектов занятий с детьми старшего дошкольного возраста, также даны примерный перечень изучаемых художественных произведений и тематика продуктивной деятельности.

В книге Н.В. Алешиной «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» при работе над темой «Родная страна» особое внимание уделяется следующим направлениям:

рассказам детям, что Россия — страна многонациональная, воспитанию у них чувства уважения к особенностям жизни людей других национальностей;

знакомству с различными традициями русского народа, с его культурой.

В руководстве для воспитателей «Как научить детей любить родину» (авторы — составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова) для работы с детьми разработан цикл занятий по народной культуре. Этот цикл состоит из 5 ступеней: народная философия и народная педагогика, жилище как Космос, искусство народных праздников, традиционные народные ремесла. Такой подход помогает детям понять, как друг с другом соединялись предки и потомки; осознать, что народная культура — это целостный мир, где внутренняя идеальная сущность любого предмета тесно связана с его внешним обликом.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В учебном пособии «Родной дом» (авторы — М.Ю. Новицкая, Е.В. Мартинкова). Пособие с помощью загадок, произведений детского фольклора знакомит дошкольников с миром природы, со старинным домом, его внешним и внутренним устройством и утварью, со способами воспитания детей в старину в атмосфере любви, заботы, взаимопомощи. Практические задания в пособии развивают эстетический вкус, способствуют развитию памяти, речи, наблюдательности, самостоятельности, воли, терпения, тренируют мелкую моторику, подготавливая руку к письму.

Обобщая сведения о программах воспитания дошкольников на основе национальных традиций можно сделать выводы, что современные программно-методические разработки позволяют педагогу расставить собственные акценты при реализации следующих направлений воспитания детей:

в процессе постижения детьми основ традиционной народной культуры и традиций семейного воспитания дошкольников совместно с родителями (О.Л. Князева, М.Д. Маханева, М.Н. Новицкая и др.);

через социализацию детей и вхождение их в общественные отношения, характеризующиеся коллективистской направленностью и ориентацией на духовно-нравственные идеалы (В.В. Абраменокова, Н.И. Алексеева, т.И. Бабаева, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, В.Г. Нечаева и др.);

через ознакомление детей с искусством родного народа (Л.М. Данилова, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, О.П. Радынова, О.А. Соломенникова и др.).

Глава 2. Опыт использования народных традиций в воспитании младших дошкольников

2.1 Характеристика форм, методов и средств освоения народных традиций младшими дошкольниками

Подбирая методы, формы и средства освоения народных традиций младшими дошкольниками необходимо соблюдать следующие принципы:

культуросообразность;

учет возрастных особенностей детей;

эстетизация;

интегративность;

системность и последовательность в отборе содержательного компонента технологии.

Механизм приобщения к народным традициям можно выразить в следующей формуле: знания и представления +мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Обязательно должен присутствовать компонент творческого развития: игровая деятельность, познавательная деятельность, продуктивная деятельность, ознакомление с фольклором, художественно-речевая и музыкальная деятельность.

Приобщение к народным традициям происходит через реализацию содержательного компонента педагогической технологии.

Исходя из важности воздействия народных традиций на личность ребенка, содержательный компонент технологии приобщения к истокам народной культуры можно условно разделить на блоки. Или ступени, в соответствии с которыми ребенка следует приобщать к истокам русской народной культуры:

1.народная философия; фольклор; традиционные жилища и одежда; народные игры, народные праздники; традиционные народные праздники. Блоки могут меняться местами или вводиться параллельно. С народными играми целесообразнее знакомить на протяжении всего периода приобщения к истокам русской народной культуры для поддержания интереса.

Каждый блок желательно заканчивать праздником (можно народным), развлечением (с привлечением атрибутики, фольклора, музыки и т.д.) или театрализованным представлением на основе народных сказок, легенд. Это помогает сформировать у детей положительное эмоциональное отношение, как к народным традициям, так и самим народам — носителям этих традиций.

В психологии отмечается, что любой опыт (в нашем случае народные традиции) может быть усвоен двумя путями. Один из них — воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов поведения и способов действий для дальнейшего их совершенствования. В основе другого пути — творческая переработка, создание новых образов и действий. Это, по Л.С. Выготскому, путь творчества. Поэтому в технологии приобщения к истокам русской народной культуры выделяют компонент творческого развития.

Компонент творческого развития включает в себя игровую, познавательную, продуктивную деятельность. Ознакомление с фольклором, художественно-речевую и музыкальную деятельность.

Игра как ведущий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте предполагает знакомство с играми разных народов, использование их в различных формах приобщения. Такой вид деятельности предполагает активизацию интереса к народным традициям.

Продуктивная деятельность включает в себя рисование, лепку, конструирование, аппликацию.

Ознакомление с фольклором отражает жанровое многообразие произведений устного народного творчества: сказки, легенды, стихи, считалки, поговорки, пословицы, загадки.

В музыкальную деятельность входят: исполнение народных песен, слушание народной музыки, песен; подвижные народные игры с музыкальным сопровождением; гимнастика под музыку; развлечения (народные праздники) с использованием всех видов музыкального искусства; театрализация и драматизация сюжетов народных сказок и литературных произведений с музыкальным сопровождением.

Познавательная деятельность включает в себя знакомство с родным краем и народами, в нем проживающими; их традициями через экскурсии, посещение музеев, видеопросмотры, составление рассказов, наблюдение за работой мастеров, рассматривание репродукций, фотографий, проведение дискуссий.

На реализации технологии большое значение приобретает созданий следующих условий:

.создание предметно-развивающей среды (мастерская, изостудия, театр и пр.); подбор видеоматериалов (фильмы о народных промыслах, народных мастерах и пр.); формы приобщения (посиделки, посещения музеев, познавательные беседы, целевые прогулки и пр.) активное включение родителей в проведение совместных мероприятий (организация семейного клуба, художественной мастерской, совместных праздников, проведение дня открытых дверей и др.). Практически эти условия конкретизировались следующим образом. Педагогическая технология реализуется в системе: используемые народные игры, сказки, легенды и т.д. не имеют случайного характера, они органично включаются в состав занятия, совместной деятельности и самостоятельной деятельности.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Так же развитию целостного отношения детей к истории и культуре своего народа способствует музейно-педагогическая технология. Так как мы имеем дело с младшими дошкольниками, необходимо учитывать их возраст. Можно создавать «мини-музеи» для детей. Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

2.2 Опыт использования народных традиций в воспитании младших дошкольников

В данной части работы мы опирались на опыт приобщения младших дошкольников к народным традициям воспитателей различных детских садов.

Так, например, в МДОУ «Ельниковский детский сад «Теремок» комбинированного вида» в воспитательной работе часто используются народные подвижные игры.

Представляем вам фрагмент занятия с использованием данных игр:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем играть с вами в народные подвижные игры. Сейчас я вам покажу платочек, а вы должны отгадать, какой узор изображен.

Воспитатель: Какой узор на платочке? Мордовский. Мы с вами будем играть в мордовскую народную игру «Шине и нармонят» («Солнышко и птички»). Но прежде чем начать игру, мы должны с вами выбрать водящего. Как мы выбираем водящего? Считалкой. Саша, посчитай, пожалуйста. Раз, два, три, четыре, пять. Вышел месяц погулять,

А за месяцем луна —

Оставайся ты одна.

Встают в круг. Водящий (Солнышко) в кругу.

Воспитатель: Правила игры: до кого дотронется водящий, тот Солнышко. Начинаем.

Пильгса, пильгса,

Топатамо.

Шине! Кафта, колма, ниле — Так!

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Тени бойкане кундак.

Дети разбегаются в стороны, а водящий (Солнышко) старается дотронуться до ребёнка. Ребёнок останавливается на месте, становится водящим.

Показывает детям следующий платочек с татарским узором.

Воспитатель: Какой узор на платочке? Татарский. В какую игру мы будем играть? В татарскую народную игру. А называется она «Буш урьш» — «Займи место»

Воспитатель: Вова, посчитай, пожалуйста. Раз, два, три, четыре, пять. Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Встают в круг. Водящий в татарской шапочке за кругом.

Воспитатель: Правила игры: круг должен остановиться при слове «Беги». Когда дети бегут навстречу друг другу вокруг круга, не должны дотрагиваться до детей, стоящих в круге. Начинаем играть.

Дети: Как сорока стрекочу Никого в дом не пущу

Как гусыня гогочу

Никого в дом не пущу

Тебя хлопну по плечу

Тебя хлопну по плечу

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

«Беги»!

Водящий и ребёнок бегут по кругу навстречу друг другу.

Показывает платочек с русским узором.

Воспитатель: Какой узор на платочке? Русский. В какую игру мы будем играть? В русскую народную игру «Горелки». Выберем водящего. Розанна, посчитай. Мы делили апельсин, Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

А для волка — кожура.

Разбегайтесь кто куда!

Встают в пары. Водящий впереди, с поднятой рукой с платочком.

Воспитатель: Правила игры: кто первым добежит до водящего, берёт у него платочек, а другой «горит». Дети последней пары бегут к водящему, не задевая детей, стоящих в колонне. Кто первый дотронется до платочка, тот водящий. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Колокольчики звенят.

Раз, два, три! Беги!

Сзади стоящие дети бегут к водящему. Игра продолжается 2 раза.

Воспитатель: Ребята, в какие народные игры мы с вами играли? В мордовскую игру, татарскую игру, русскую игру. Понравилось вам играть? Да! Вы молодцы, хорошо играли! Перед введением данной игры с младшими дошкольниками изучают узоры разных народов.

В этом же детском саду создан мини-музей. Собран разнообразный материал для экспозиции: книги и альбомы по истории родного края, старинная одежда, предметы быта. Образцы национальной вышивки. В каждой групповой комнате оформлен «Уголок Мордовии».

В детском саду комбинированного вида №29 «Росинка» г. Краснодара также созданы различные мини-музеи такие, как «Курочка Ряба», «В гостях у сказки», «Волшебница-вода», «Динозавры», «Ракушки», «Автомобили», «Кошки», «Собаки», «Куклы в национальных костюмах», мини-музей «Дерева», «Книги», «Варежка».

В группе «Солнечные зайчики» (младшие дошкольники) создан мини-музей «Солнышко». Целями и задачами создания мини-музея «Солнышко» явилось: знакомство детей с Солнечной системой, со значением солнца как источника света и тепла в жизни человека, растений и животных; со сменой дня и ночи; ночными и дневными животными; солнцелюбивыми и теневыносливыми растениями; с правилами безопасного поведения на солнце.

Также в мини-музее есть макет Солнечной системы с использованием шаров разной величины и расцветок, сделанных с применением техники папье — маше. Здесь дети узнают о солнце, как космическом объекте, об устройстве Солнечной системы и планетах. Также в музее есть много песен, потешек, загадок, сказок, игр о солнышке.

Мини-музей расположился в групповой и часть экспонатов в раздевальной комнате, каждый желающий имеет возможность полюбоваться красотой и необычностью солнышек.

Параллельно с рассматриванием, исследованием экспонатов мини-музея проводятся наблюдения за солнцем на прогулках, экскурсиях в разное время года, в разное время дня. Дети наблюдают за погодой и различными природными явлениями, чтобы проверить на практике некоторые природные приметы.

В МДОУ «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида» р. Мордовия г. Ковылкино большое внимание уделяется приобщению дошкольников к мордовским национальным традициям.

В детском саду «Ромашка» создан кружок по обучению детей мордовскому языку и привитию культурного наследия. В младшем дошкольном возрасте обучение строится на воспитании устойчивого интереса к языку. Ведь то, что интересно усваивается лучше, прочнее, глубже. Этому способствует игра, создание игровых ситуаций и, конечно же, фольклор. В своей работе воспитатели используют программу А.И. Исайкиной «Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в ДОУ Республики Мордовия», а также программу «Валдоня», написанную авторским коллективом МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Младшие дошкольники знакомятся и заучивают небольшие песенки, потешки, прибаутки, частушки, загадки. Колыбельные песни, потешки, прибаутки доставляют ребёнку большое удовольствие и радость. Ещё не понимая их содержание, он прислушивается к их звучанию, улавливает их ритмичность и музыкальность.

С большим интересом дети играют в различные игры, которые развивают физические качества (силу, ловкость, быстроту, меткость) и творческие способности. В играх используются мячи, куклы, специальные палочки, камушки и т.д. Дети младшего дошкольного возраста играют в игру «В палочки». Дети называют себя разными именами: «колокольчик», «цветок», «сундук» и др. Все участники сообщали водящему свои имена. Потом ему завязывали глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот начинал ловить игроков: когда поймает, должен узнать — назвать имя, выбранное игроком. После водил тот, чьё имя угадано.

Учитывая, что игровые интересы в дошкольном возрасте являются ведущими, на занятиях воспитатели отводят время на небольшие инсценировки сказок на мордовском языке для «Колобок», «Репка», «Теремок» с использованием кукол, масок.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

На тематических занятиях: «Моя семья», «Новый год», «Зимние забавы» и т.д. дети рисуют яркие рисунки по данной теме. Изображенные предметы на рисунке дети называют на мордовском языке.

В ДОУ «Ромашка» проводятся фольклорные праздники — яркие, красочные: «Масленица», «Пасха», «Тундась сась!» Проведенные праздники и развлечения с привлечением материала на мордовском языке являются одной из форм закрепления языка. Ребята с желанием называют окружающие предметы, читают стихи, поют песни и частушки. У детей расширяется языковой кругозор.

Таким образом, используя различные методы, приемы и средства освоения народных традиций в младшем дошкольном возрасте, дети с большим удовольствием стремятся изучать свой родной язык, знать как можно больше о культуре и традициях своей малой Родины. Это залог будущей любви к своей Отчизне и своему народу.

 

Работники детских садов могут многое сделать для формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, любить утверждать в жизни прекрасное. Для этого надо определить оптимальные пути, помогающие ребенку найти себя, развивать его стремление к красоте, истине, благородству, пробуждать в душе стыд, гнев, мужество в преодолении пошлости, хамства, бесстыдства в окружающем. Опираясь на своеобразие интеллекта, надо развивать природные задатки, формировать эстетический вкус, интересы, идеалы добра, сострадания, порядочности, долга перед близкими и обществом.

Поэтому в воспитании детей очень важно использовать народные традиции, элементы устного народного творчества.

Ценным средством воспитания ребенка является детский фольклор. Он включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью мы, взрослые, легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. Фольклор является наиболее яркой сферой выражения идеала в области духовной культуры. Основной чертой фольклора является тесная связь с окружающей жизнью.

Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у ребенка. Именно чаще всего через изучение народных традиций мы доносим до ребенка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.

Очень полезно на начальном этапе освоения народных традиций знакомить детей с обычаями и обрядами, с национальными праздниками; развивать интерес к истории своего народа, его быту, традициям, верованию, любовь к национальному искусству.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого народа.

Проанализировав работу в данном направлении, мы видим, с каким удовольствием соприкасаются дети с культурными ценностями своего народа. Мы отмечаем их непосредственный интерес к тому, как общались друг с другом их деды и прадеды, какие песни и танцы исполняли, в какие игры играли, что ели и пили. И наша задача как педагогов состоит в том, чтобы больше рассказать об этом. Большими помощниками в этом становятся родители, которые также заинтересованы в правильном семейном воспитании на основе духовно-нравственных ценностей, способствующих становлению личности каждого ребенка.

Обращение к народным традициям в работе с дошкольниками должно быть постоянным. Ведь здесь заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности.

Список литературы

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

1.Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: монография. — Магнитогорск: МаГУ, 2009

Гаранькина В.П. Использование этнокультурного компонента в практической деятельности дошкольников в образовательных учреждениях Республики Мордовия. — Саранск, 1999
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред.В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткина. — СПб: Акцидент, 1996
Дигина А.Г. Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2009. — №1
Доронова Т.Н., Гербова В.В., Якобсон С.Г. Радуга. Программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду. — М.: Просвещение, 1991
Исайкина А.И. Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским языкам в дошкольных образовательных учреждениях. — Саранск, 1997
Истоки: Базисная программа развития ребенка — дошкольника. /Под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук К.В. Тарасовой. М.: Карапуз, 1997
Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях: дис. д-ра пед. наук. / Т.Ю. Купач. — М, 2001
Неволина В.А. Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона: (На прим. Тюмен. обл.): автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. п. н.: спец.13.00.07. / Неволина Валентина Алексеевна; [Урал. гос. педагог. ун-т]. — Екатеринбург: 2005
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. — М.: Линка-пресс, 2003
Нравственное воспитание в детском саду. /Под. ред.В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. — М: Просвещение, 1984
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. /Под ред.О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой. — СПб: Детство Пресс, 2005
Программа «Валдоня» и методические рекомендации к программе «Валдоня». — Саранск, 2001
Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой. — М., 2007
Программы дошкольных образовательных учреждений: методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений. / СосТ.о.А. Соломенникова. — М.: Аркти, 2000
Психическое развитие дошкольников. / Под ред. Дьяченко О.М., Лаврентьева Г.В. — М.: Педагогика, 1984
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. Средн. пед. учеб. заведений. — 5-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2001

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3225

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке