Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Неценовая конкуренция на товарных рынках»

На современном этапе конкуренция является важным и действенным механизмом, который обеспечивает высокую эффективность, пропорциональность и динамичность рыночных отношений как в области производства, так и реализации товаров или услуг.

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы неценовой конкуренции на товарных рынках

1.1 Сущность, характеристика и виды конкуренции

1.2 Конкуренция в экономической теории

1.3 Особенности неценовой конкуренции на товарных рынках

2. Развитие неценовой конкуренции на современном этапе

2.1 Особенности неценовой конкуренции на современных товарных рынках

2.2 Особенности неценовой конкуренции в РФ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Проблема конкуренции в экономической науке не нова. Ученые разных стран исследовали такие вопросы, как понятие конкуренции, формы и методы конкурентной борьбы, механизм конкуренции и тому подобное. Но, несомненно, исследования конкуренции является актуальным и сегодня. Это объясняется тем, что для стран с развитой экономикой конкурентная среда является обязательным условием и сущностной чертой существования.

Конкуренция — экономическое соревнование производителей одинаковых видов продукции на рынке за привлечение большего количества покупателей и получения максимального дохода в краткосрочном или долгосрочном периоде.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Меняющиеся конкурентные условия требуют от предприятий своевременного соответствующего реагирования на изменения, произошедшие. Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство новых изобретений и технологий). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктатуры производителями по отношению к потребителю.

Развитие глобализационных процессов и глубокая информатизация общества в условиях активизации конкурентной борьбы способствуют повышению конкуренции в различных ее проявлениях во всех сферах бизнеса. Так, механизм конкуренции обеспечивает свободное соревнование отдельных производителей (продавцов) за покупателей (потребителей), равновесие спроса и предложения, постоянное повышение качества продуктов и соответственно степени удовлетворенности потребителя [1, с. 51].

В условиях современного экономического кризиса, сопровождающегося падением покупательной способности потребителей, наряду с неценовыми способами конкуренции актуальными становятся ценовые способы конкурентной борьбы. Согласно важной задачей является формирование комплекса возможных конкретных мер, которые могут использоваться отечественными предприятиями для улучшения собственной конкурентной позиции на рынке.

Целью работы является теоретическое обоснование способов ценовой и неценовой конкуренции в современном бизнесе. Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Определить сущность конкуренции в условиях рынка;
  2. Определить способы ценовой и неценовой конкуренции, могут применяться современными предприятиями.

Объектом исследования является неценовая конкуренция на товарном рынке.

Предметом исследования является теоретические и практические основы конкуренции на товарном рынке.

1. Теоретические основы неценовой конкуренции на товарных рынках

1.1 Сущность, характеристика и виды конкуренции

Деятельность экономических агентов в рыночной экономике неразрывно связана с конкуренцией. Конкуренция предполагает свободное проникновение на рынок многих товаропроизводителей с различными товарами, что затрудняет возможности привлечения потребителя. Именно это побуждает товаропроизводителей повышать свою конкурентоспособность, используя все имеющиеся конкурентные преимущества. Ведь обеспечение не обходного уровня конкурентоспособности позволяет расширять рынки сбыта, привлекать новых потребителей, увеличивать объемы реализации, прибыли, что, в свою очередь, позволяет заниматься инновационной и инвестиционной деятельностью, а следовательно и способствует экономическому развитию всей страны.

Этимологический смысл понятия конкуренция происходит от латинского concurrentia и означает столкновение, соревнования. В словаре иностранных слов содержание понятия конкуренция понимается как соперничество в борьбе за результат, свободные соревнования между предпринимателями [10, с. 170].

Конкуренцию как экономическую категорию в современной научные литературе преимущественно рассматривают как борьбу между предпринимателями за наиболее эффективные условия и результаты вложения ресурсов в процессе производства и сбыта товаров [2, 3, 5]. На наш взгляд, такое толкование в полной мере не отражает сущность конкурентной борьбы между товаропроизводителями в современных условиях.

В узком смысле конкуренция чаще всего рассматривается как борьба между производителями, которые предлагают на рынке стандартную продукцию, за потребителя, применяя ценовые и неценовые методы конкурентной борьбы. Такое явление получило название внутриотраслевой конкуренции [4]. В современных условиях говорить только о внутриотраслевую конкуренцию некорректно, поскольку производители конкурируют между собой за доступ к ресурсам, инвестора, при сохранении технологического уклада и тому подобное.

На формирующегося рынка конкуренция может происходить исключительно путем снижения цены (ценовая). Сложившихся рынках динамично развивающихся применения только ценовых методов недостаточно, их необходимо сочетать с неценовыми.

Межотраслевая конкуренция возникает в ходе развития рынка, когда производители начинают конкурировать между собой за доступ к ресурсам (человеческим и природным), а также за привлечение инвестора. С развитием конкурентной борьбы эволюционировали и взгляды ученых. Так, Дж. С. Милль разработал уравнения международного спроса, выделил НЕ конкурирующие группы на рынке, доказал существование нескольких видов эластичности спроса (ценовая, по доходам, перекрестная), обосновал сущность альтернативных издержек и наличие экономии на масштабах [7].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В дальнейшем эти идеи получили развитие в работах Дж. Робинсон [9] и Е. Чемберлена [16]. Ими было создано фундамент современной западной теории четырех основных типов рынков:

  • Совершенной конкуренции;
  • Монополистической конкуренции;
  • Олигополии;
  • Монополии.

Ограничения незаконных методов конкурентной борьбы зависит не только от совершенства нормативно-правовой базы государства, но и от степени сформированности и развитости рыночных отношений. Именно степень сформированности рынка, развитость его институтов определяет характер конкурентной борьбы, ее цели и методы осуществления. Уровень развития отечественных рыночных отношений нельзя считать достаточным и таким, что может обеспечить ведение конкурентной борьбы исключительно законными методами.

В целом большинство современных экономистов термин «конкуренция» трактуют как соперничество или борьбу за достижение или получения чего-то. По нашему мнению, достаточно детальный анализ конкуренции как экономической категории с точки зрения различных авторов сделал С.Щур [20, с. 143-144].

Исследователи выделяют также предметный (соперничество между производителями аналогичных товаров, которые отличаются по определенным параметрам) и функциональный (борьба между производителями товаров, которые удовлетворяют потребности различными способами) типы конкуренции. Также можно еще встретить такое понятие как видовая конкуренция. Кроме этого, по методам и способам конкурентной борьбы различают ценовую (снижение цены за счет сокращения издержек производства, благодаря использованию достижений НТП, лучшей организации труда, повышению производительности) и неценовой конкуренции (повышение качества продукции, надежности, применения современных методов дизайна, рекламы, совершенствования послепродажного обслуживания и т.д.).

Следует также обратить внимание на то, что в трудах отдельных современных авторов можно встретить утверждение о существовании закона конкуренции как и любой другой экономический закон выражает устойчивые, повторяющиеся, причинно-следственные связи экономических явлений или процессов. Причиной механизма действия закона является наличие обособленных товаропроизводителей, производящих продукцию в различных условиях для одного контингента потребителей. Следствием действия закона является конкуренция между товаропроизводителями. В процессе конкурентной борьбы возникает противоречие между спросом потребителей и предложением продавцов. Средством преодоления противоречия также выступает конкуренция.

Итак, из вышесказанного следует, что конкуренция между обособленными товаропроизводителями является соперничеством (борьбой) между ними относительно удовлетворения собственных интересов: выгодных условий производства и сбыта товаров, получения высоких прибылей. Анализ определений конкуренции приводит к выводу, что все они учитывают такие ее качества, как динамичность, эвристический характер, принудительность, единство конкурентных и монополистических основ, связь с инновационными процессами. С этого следует, что конкуренция — это объективные экономические отношения в процессе динамического соперничества (которое имеет принудительный, противоречивый и эвристический характер) между хозяйствующими субъектами, которые имеют общие цели. экономический неценовой товарный рынок Субъекты и объекты конкуренции. Конкуренция должна субъектно-объектную структуру. Субъектно-объектная структура — это система взаимоотношений между ее субъектами, имеющими однонаправленные цели и интересы. Она отражает характер и формы их взаимодействия по поводу движения объектов конкуренции.

Субъекты конкуренции — это физические или юридические лица (или группа лиц), интересы которых направлены на один и тот же объект. Это как отдельные покупатели и продавцы товаров, услуг, рабочей силы, так и отрасли народного хозяйства, государство, национальные экономики в целом, вступающих в конкурентные отношения друг с другом.

Объекты конкуренции — это условия производства и сбыта, предпочтения потребителей, рабочая сила, кредиты, государственные льготы, преференции — то есть все, по поводу чего возникают конкурентные отношения.

Различия конкуренции от социалистического соревнования. Конкуренция отражает те экономические условия хозяйствования, господствующих в настоящее время в данном обществе. С изменением этого порядка меняется и субъектно-объектная структура конкуренции. В советское время конкуренция существенно отличалась от того, что называют рыночной конкуренции. Основными ее субъектами были покупатели и основной формой конкуренции было соперничество между покупателями за ограниченное предложение товаров и услуг. Кроме этого существовала и конкуренция другого типа, основными объектами которой были субсидии, дотации, разного рода государственные льготы. Именно вокруг этих объектов шла наиболее напряженная конкурентная борьба.

1.2 Понятие конкуренции: историческая ретроспектива

Характеристика рыночной экономической среды будет неполной, если не рассмотреть тaкую существенную экономическую зaкономерность, как конкуренция. Рынок — это оргaнизaционная структурa, в которой существует определенный порядок. Силой, которой упорядочиваются отношения между производителями и потребителями, конкуренция.

Конкуренция в переводе с латинского языка означает «соревнование» или «столкновения». В рыночной экономике конкуренция — это соперничество, борьба между производителями товаров и услуг за лучшие, экономически выгодные условия производства и реализации продукта. Такое определение конкуренции царило в классической и неоклассической теории. Эти теории рассматривали конкуренцию как независимое поведение экономических агентов, которые стремились установить контроль на рынке. Сначала толкования конкуренции как поведения было связано с соперничеством среди продавцов и покупателей за выгодные условия покупки или продажи товаров, происходило без сговора. То есть большое количество экономических субъектов не позволяла вступать им в сговор.

Эти условия совпадали с рынком совершенной, то есть неограниченной (чистой), конкуренции. Но уже неоклассики начали рассматривать конкуренцию как рациональное поведение, которое возникает в условиях соперничества и борьбы экономических агентов за ограниченные блага (ресурсы, товары или деньги). Ограниченность ресурсов вызывает рациональное поведение производителей, которые должны делать выбор между конкурирующими целями их использования. В то же время потребители имеют выбор между конкурирующими направлениями использования денег, заставляет продавцов вступать в конкурентную борьбу за деньги потребителей.

Клaссики политической экономики A. Смит и Д. Рикaрдо определили, что конкуренция является соревнованием ради прибыли [2, с. 88]. В научных трудах И. Aнсоффa и М. Портерa заложено теоретические основы в понимании понятий «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентные преимущества», их взаимосвязь влияние нa процессы планирования и стратегического управления предприятием [7, с. 221].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Для конкурентной экономики характерно функционирование на рынках определенных товаров неограниченного круга производителей. Каждый из них в борьбе за потребителя вынужден снижать цены, повышать качество продукции. Для этого им необходимо постоянно совершенствовать технологию и организацию производства, повышать квалификацию кадров, развивать систему реализации товаров. Это, в свою очередь, стимулирует развитие науки и техники, способствует международному сотрудничеству, повышению эффективности общественного производства. Согласно конкуренция, с одной стороны, является движущей силой, мощным толчком развития всех сфер жизни общества, с другой — она защищает каждого отдельного потребителя, обеспечивая ему широкий выбор товаров и услуг по доступным конкурентоспособным ценам [2, с. 17]. То есть конкуренция является тем механизмом, который устанавливает цену на уровне, при котором достигается рыночное равновесие и обеспечивается оптимальное распределение ресурсов и доходов [5, с. 29-30].

Отношения конкуренции возникли одновременно с рыночными отношениями, но первые теоретические положения конкурентной борьбы были сформулированы лишь в середине XVIII в. Классическая политическая экономия рассматривала конкуренцию как естественное состояние экономики, способствует установлению объективных цен. Основателем теории конкуренции как целостной научной концепции считают шотландского экономиста Адама Смита. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», впервые опубликованной в 1776, он показал суть конкуренции как соперничества, благодаря которому повышаются цены за сокращение предложения и уменьшаются цены в случае ее избытка [9, с. 181].

А. Смит определил основной принцип, лежащий в основе конкурентных отношений — принцип «невидимой руки», по которым спрос, предложение, цены, прибыль, ссудный процент в рамках конкурентной рыночной системы как управляемые «невидимой рукой». Изменения этих элементов рыночного механизма направлены на удовлетворение личных потребностей предпринимателей, но в то же время служат интересам общества. Ученый утверждал, что ограничения конкуренции идет в разрез с этими интересами, поскольку дает торговцам «возможность путем повышения их прибыли более естественный его уровень взимать в свою личную пользу чрезмерную дань с других своих сограждан» [9, с. 392]. Следовательно, по мнению ученого, конкуренция является большим благом для развития страны, а монополия представляет собой огромное зло.

Отметим, что в английской классической политэкономии, начиная со времен А. Смита, сформировались две основные концепции: поведенческая и структурная. Общеизвестные комментарии А. Смита, касающиеся как поведенческих, так и структурных характеристик, определяли доминирующее направление экономических исследований в течение ХVIII-XIX вв. Однако все усилия последователей ученого или его критиков направлялись, в основном, на то, чтобы откорректировать само понятие «конкуренция», тогда как тезис об экономической эффективности конкурентных рынков основательной критике не поддавалась.

Научные идеи А. Смита о роли конкуренции развил Д. Рикардо — сторонник концепции экономического либерализма, которая не допускает государственного вмешательства в экономику, отстаивает экономические свободы в разных их проявлениях. Он утверждал, что в условиях свободной конкуренции интересы индивида и целого совпадают, а режим свободной конкуренции (с определенными отступлениями) является наиболее целесообразным, наиболее полно отвечает интересам нации.

Известный последователь рикардианской школы, выдающийся английский экономист Дж. С. Милль, исследуя проблемы развития экономики в русле идей классической школы, отмечал росте влияния конкуренции на экономическую жизнь страны. В работе «Основы политической экономии» (1848) он выразил мнение, что конкуренция является единственным регулятором ренты, прибыли, заработной платы и цены [4, с. 394]. Ученый отмечал, что конкуренция есть, возможно, не самым лучшим, но необходимым для развития экономики стимулом.

С середины XIX в. трактовка конкуренции и монополии в рамках совокупности представлений, которые получили название «марксизм», приобрело идеологического характера, кульминацией которого вероятно, следует признать концепцию «перерастания капитализма свободной конкуренции в монополистический и государственно-монополистический капитализм».

В своем трактате «Капитал» К. Маркс определил две основные формы конкурентной борьбы: внутриотраслевую — за влияние и место на рынке и межотраслевую — по наиболее прибыльные сферы перекладывание капитала. Он утверждал, что: «конкуренция капиталистов … постоянно отвлекает от тех сфер, в которых прибыль длительное время стоит ниже среднего уровня, и так же постоянно привлекает его к тем сферам, в которых она превышает средний уровень» [10, с. 401-402]. Он указывал на то, что на внутриотраслевом уровне конкурентная борьба заставляет к повышению производительности труда, применение более совершенной техники, увеличение производства, снижение затрат. Ученый также отмечал, что свободная конкуренция порождает концентрацию и централизацию производства и капитала, что в итоге приводит к образованию монополий.

Оппоненты марксистской теории и их последователи примерно к концу первой четверти ХХ в. отстаивали идею «совершенства» свободной конкуренции. Так, особенности конкурентных отношений в условиях концентрации производства исследовал один из ведущих представителей неоклассической экономической теории, основатель кембриджской школы маржинализма А. Маршалл. Он был сторонником свободной конкуренции, которая у него принимает форму свободы производства и свободного предпринимательства, является системой, приведет к оптимальному разделению труда и высокой эффективности экономики.

Таким образом, можно констатировать, что А. Смит и ученые XIX в. рассматривали преимущественно модель так называемой свободной, или совершенной конкуренции — децентрализованной, со многими независимыми друг от друга участниками рынка, ни один из которых не влияет существенно на рыночные параметры, имеет возможность свободно войти в него. Однако в начале ХХ в. на большинстве товарных рынков стали доминировать отношения, далекие от модели совершенной конкуренции. Настала необходимость пересмотреть принципиальные положения теории конкурентных отношений. Определенным прорывом в этом процессе стал выход двух работ — американца Эдварда Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» и англичанки Джоан Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции».

Первый рассматривает процесс синтеза конкуренции и монополии, результатом которого является монополистическая конкуренция. Суть монополии — в контроле над предложением. Гарвардский ученый трактует каждого продавца монополиста, который формирует свой круг покупателей благодаря дифференциации товара, содержащий определенный признак, отделяющий его от товара другого продавца. При существовании такой дифференциации покупке объединяться с продавцами не случайно и беспорядочно, а на основе выбора, основанный на предпочтениях [7, с. 93]. Рассматривая признаки дифференциации товара (упаковку, фирменную марку, рекламу, условия реализации, репутацию продавца и т.п.), Э. Чемберлин выделяет тем самым неценовые факторы конкуренции. Дифференциация продукта, по его мнению, дает возможность небольшим или средним торговцам и производителям конкуренцию с крупными субъектами хозяйствования.

По сути, Э. Чемберлин начал исследования конкуренции как динамического явления. Монополия рассматривается им как нормальный результат конкурентного поведения фирм, выступая как объективная черта рыночной системы.

Самая известная в мире женщина-экономист Дж. Робинсон дает критической оценки отличной от свободной конкуренции модели рынка, которую она называет «несовершенной конкуренции». По ее мнению, результат такой конкуренции — возникновение крупных объединений, которые поглощают конкурирующие фирмы, а увеличение размеров единицы управления обязательно побуждает к еще большей несправедливости в распределении богатства. Это указывает на необходимость решения дилеммы — эффективность или справедливость [3, с. 239]. Принципиальным для того времени была высказана английским ученым мысль о возможности при определенных условиях государственного регулирования цен.

Дж. Робинсон связывала монополию не только с рынком, но и с процессом производства. Рассматривая монополию на рынках факторов производства, в частности работы, она вводит понятие монопсони — монополии покупателей.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Несмотря на определенные различия в подходах к анализу конкуренции, можно констатировать, что и Э. Чемберлин, и Дж. Робинсон одними из первых обосновали сущностную модификацию механизма рынка и показали видоизменения конкуренции в новых условиях. Однако в их трудах не было раскрыто изменения, которые происходили в обществе того времени. Возникла лишь теоретическая возможность констатировать «несовершенство» новой конкуренции по сравнению с совершенной конкуренцией в связи с фактором монополизации рынков.

Создание и обнародование теории «несовершенной конкуренции» и теории «монополистической конкуренции» стали в определенной степени переломным этапом развития позитивистских представлений о конкуренции и монополии, в рамках которых конкурентные отношения не рассматриваются как экономическое зло. Дальнейшая эволюция взглядов на типы рыночных структур в рамках традиционных микроэкономических исследований обусловила утверждения конкурентного плюрализма. Кроме всего прочего, это привело к тому, что в монополии перестают видеть только «экономическое зло». Появляются научные работы, посвященные исследованию положительного влияния монополии на экономику [1, с. 25].

Так, оригинальным положением обогатил теоретические основы конкурентных отношений известный экономист Йозеф Шумпетер. В частности, ему принадлежит разработка понятий «эффективной конкуренции» и «эффективной монополии». Не всякая конкуренция, по мнению Й. Шумпетера, является эффективной для общественного экономического развития. Эффективной он считает конкуренцию, которая стимулирует введение новых продуктов, новых технологий, новых источников обогащения, новых форм организации производства.

Эти нововведения ученый называет инновациями и отмечает, что лучшие условия для х осуществления имеют крупные компании и их монополистические объединения, поскольку их монопольную прибыль может быть эффективным способом накопления средств для осуществления соответствующих инвестиций [8, с. 130].

В целом, обобщая различные теоретические взгляды и представления о конкуренции и монополии в зависимости от особенностей методологии исследования в экономической науке можно выделить ряд основных научных направлений [1, с. 12-14]:

Классическая школа политической экономии. Основными представителями этой школы считают Ф. Кене, У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милль и др. Их исследования строились на индивидуализме, экономическом либерализме и идеализации совершенной конкуренции. Конкуренция и монополия рассматривались как антиподы. Они считали, что конкуренция является силой, которая устанавливает рыночную цену на «естественном» уровне. В свою очередь, монополия рассматривалась не как разновидность рынка, а как его полное отрицание. Представителями школы были заложены основы поведенческого и структурного анализа конкуренции и монополии. Слабым местом исследователей были абсолютизация принципа свободной конкуренции и дихотомическое подход к анализу взаимосвязи «конкуренция-монополия»;

Историческая школа. К основным представителей этой школы относятся ученые, как Ф. Клейнвехтер, К. Бюхер, Л. Брентано, Л. Поле, Р. Лифман, Г. Леви, В. Зомбарт, М. Вебер, Д. Пихно, И. Янжул, А. Гурьев, М. Курчинский, В. Железньов, М. Туган-Барановский, А. Исаев, И. Гольдштейн, П. Струве, П. Тверской, В. Кеннингем и др. Анализ конкуренции и монополии проводился исследователями на основе эволюционно-генетического метода, исторического анализа и индуктивного метода познания. Монополии они рассматривали как крупные хозяйственные объединения (тресты, синдикаты, картели, концерны), которые возникают в результате роста концентрации производства и обострение конкурентной борьбы, связанные со стремлением к снижению риска и неопределенности. Основным вкладом школы является эволюционно-исторический подход к исследованию конкуренции и монополии, постановка проблемы государственного регулирования капиталистических монополий, защите национальных производителей на определенной стадии. Слабой стороной школы считается описательность, абсолютизация эмпирических исследований, отсутствие понятной и систематизированной концепции конкуренции и монополии, односторонность и непоследовательность в оценке функциональной составляющей конкурентного поведения;

Марксистская политическая экономия и социал-реформизм. Представителями этого направления являются К. Маркс, Ф. Энгельс, Р. Гильфердинг, Ленин, С. Загорский, Е. Варга, В. Седов, А. Гинзбург, Ю. Кочеврин, И. Иванов, А. Аникин, С. Никитин, И. Стародубовский, Ю. Осипов и др. Исходными методологическими принципами анализа конкуренции и монополии были принцип диалектического и исторического материализма, экономического детерминизма, классового подхода. В своих трудах они доказывали, что обострение конкурентной борьбы ведет к росту концентрации производства, а следовательно — к монополизации экономики. Монополии по их мнению — это крупные хозяйственные объединения, покоряют собственным экономическим интересам все другие слои общества. Вклад школы заключается в обосновании методов материалистической диалектики, единства исторического и логического, социально ориентированного анализа. К слабым сторонам школы принадлежит абсолютизация конфликтных последствий, тезис об антагонизме классовых интересов, абсолютизация процессов концентрации и роли крупных хозяйственных структур в развитии капитализма и его противоречий;

Неоклассическая теория и неолиберализм. Это направление развивали такие известные ученые-экономисты, как К. Менгер, В. Парето, А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Кларк, Г. Штакельберг, Дж. Бейн, Э. Чемберлин, Ф. Найт, Дж. Робинсон, Дж. М. Кларк, Э. Мейсон, Дж. Хикс, Дж. Стиглер, К. Эрроу, Ф. фон Хайек, Й. Шумпетер и др. Методологическим основанием исследователей служили индивидуализм, рациональность поведения, дедуктивный метод познания и Маржиналистский анализ. Именно представителями этого направления было доказана не реалистичность модели совершенной конкуренции. Конкуренцию они рассматривали как соперничество «старого» с «новым», а монополию — как тип рынка, который характеризуется единственным продавцом. Исследование направления неоклассической теории и неолиберализма отличаются от других научных школ строгим формализованным анализом, универсальностью трактовка монополии там количественной оценке монопольной власти. Учеными разработана и представлена классификация рыночных структур. Среди недостатков выделяют абсолютизацию структурных признаков монополии и абстрагирования от ее социально-экономической природы;

Представители «старого институционализма» такие, как Т. Веблен, Дж. Коммонс, Г. Минз, Дж. Гэлбрейт, Б. Селигмен, Ф. Перри, Дж. Гобсон и др. строили свои исследования на эмпирической основе и по принципу технологического детерминизма. По их мнению монополия — это большая многоотраслевая компания, которая воплощает в себе экономическую силу, подчиняет других субъектов собственным экономическим интересам и способна существенно влиять на общественные процессы. Ученые в своих исследованиях делали акцент на ведущей роли крупных корпораций (монопольных и олигополистических фирм) в социально-экономическом прогрессе. Основными недостатками их учения были абсолютизация роли крупных корпораций в обществе и слабая формализация анализа;

Неоинституционализм. Основными представителями этого направления являются Р. Коуз, Д. Норт, К. Эрроу, А. Уильямсон, К. Менар, Дж. Бьюкенен и др. Их исследования построены на единстве исторического и логического и контрактном подходе к анализу поведения фирмы на рынке. Монополию они рассматривали как результат взаимозависимости контрагентов и неодинаковой их экономической силы. Преобладал прагматизм конкурентного поведения. То есть основной упор делался на поведенческой стороне и контрактной естественных монополиях. Учеными введено в анализ фактор информации и транзакционных издержек и постановку дилеммы «эффективность — монополия». Слабой стороной неоинституционализму является нечеткость понимания монополии в рамках данного подхода: постепенный отход от данной проблематике.

Концептуальный обзор идей экономистов различных экономических школ и направлений в разные исторические периоды указывает на то, что представители каждого из этих направлений рассматривают конкуренцию и монополию в контексте тех социально-экономических процессов, которые преобладали в современную им эпоху. При этом каждый методологический подход имеет свои сильные и слабые стороны и отличается оригинальностью взглядов на конкуренцию и монополию, а также содержит суждения, которые и до сих пор не потеряли своей актуальности. Более того, сформулированные ими основные положения о соотношении конкуренции и монополии создают объективные предпосылки и методологический фундамент для дальнейшего исследования теории рыночных структур.

1.3 Особенности неценовой конкуренции на товарных рынках

Ведение конкуренции осуществляется с помощью различных способов, включающих как применение ценовых инструментов, так и использования других преимуществ, которыми располагает предприятие на рынке.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Ценовая конкуренция — это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары [5, с. 38]. При ценовой конкуренции основным средством соперничества является снижение цен на товары фирмы относительно цен на подобную продукцию у конкурентов. Это может достигаться за счет более низких, чем у конкурента, расходов, или из-за применения стратегии расширения доли рынка, реализуется путем потери части прибыли.

Основными способами ценовой конкуренции определено [6, с. 81]:

Скидка с прейскурантов. Наиболее распространенным является установление цен со скидками: скидки за ускорение оплаты, скидки за платеж наличными; скидки за количество товара или серийность; дилерские скидки и др. Использование скидок оправдано только в отношении товаров с эластичным спросом [4, с. 18];

Использование демпинговых цен. Данный способ предусматривает уменьшение цены на продукт до уровня, не покрывает затраты на его производство, в расчете на финансовые трудности конкурентов, предлагающих аналогичные товары, и вытеснение их с рынка. Затем цены поднимаются снова, и предприятие, применяющее этот способ, получает прибыли на завоеванной доле рынка.

В ряде случаев к демпингу предприятия прибегают с целью получения наличных денежных средств, например для расплаты по договорным обязательствам;

Сезонная распродажа. Способ включает скидки, которые устанавливаются за приобретение товара в период отсутствия спроса (скидки на кондиционеры зимой, изделия из меху летом и т.д.) [5, с. 28];

Распродажа по сниженным ценам продукции, срок реализации которой истекает (этот вид ценовой конкуренции может успешно применяться предприятиями-производителями с помощью сетевого ритейла, который характеризуется высоким уровнем посещаемости)

Удлинение сроков потребительского кредита на приобретение товаров длительного пользования (автомобили, бытовая техника, электроника и т.д.).

В современных условиях в странах с развитой рыночной экономикой открыта ценовая конкуренция может не использоваться. Снижение цен у одного из продавцов товара вызывает аналогичные действия других конкурентов, не приводит к изменению позиции фирмы на рынке, а лишь уменьшает прибыльность отрасли в целом [2, с. 30]. Снижение цены на продукт с целью активизации потребительского спроса предприятие может использовать в кратко- срочном периоде. Целями могут быть приведение товарных запасов до оптимального уровня или изменение ассортимента. Зато в дальнейшем следует осуществить возврат к обычному уровню цены.

Зато в основе неценовой конкуренции лежит продаже товаров более высокого качества и надежности, достигается за счет технических преимуществ производителя. Ее методами считают действенное рекламно-информационное обеспечение, маркетинговые программы, продуктовые и технологические инновации, перспективность продукции, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство обслуживания и использования [7, с. 108]. Итак, способами неценовой конкуренции являются [1; 6; 7]:

1) улучшение качества продукции. Улучшение качественных показателей продукции (лучшие технические характеристики, более качественная сборка, улучшенный дизайн и т. Д.) Позволяет увеличивать объемы ее продаж без снижения цены по сравнению с конкурентами. Более того, улучшение качественных показателей товара, часто позволяет расширять объемы его продаж даже при повышении цинина него;

2) создание новой продукции для удовлетворения как существующих, так и новых потребностей. Предприятие может создать продукцию, удовлетворять потребительский спрос иным образом или удовлетворять потребности, не существовавших ранее;

3) лучшие условия продажи товаров и услуг. Предприятие может предлагать потребителю (покупателю) больший срок гарантии на проданный товар, бесплатную его доставку и монтаж или использование сотрудниками предприятия-изготовителя. Условия продажи могут включать в себя как высокий уровень обслуживания покупателя, так и повышенное гарантийное и текущее обслуживание.

При неценовой конкуренции роль цены не уменьшается, однако на первый план выступают потребительские свойства товара, которые содержат не только набор технико-экономических параметров, но и определенный уровень условий поставки, техническое обслуживание и тому подобное. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

На рынках Западной Европы и США обычно применяют следующие способы конкурентной борьбы: традиционную рекламу и маркетинговые мероприятия, купоны на скидку, специальные предложения, пролонгации гарантийных условий, системы доставки товаров на дом, инновационное использование технологий для покупателей, в том числе самосканирования товаров в супермаркетах, интернет -услуги торговли [8].

Кроме того следует принять во внимание, что важным способом конкуренции является поддержка развития брендов. Надежная лояльность к бренду позволяет устанавливать более высокие цены и получать большую прибыль.

Когда потребители сильно привязаны к бренду, они могут даже не рассматривать продукты конкурентов в качестве аналогичной покупки [9].

Современное состояние конкуренции на потребительском рынке РФ характеризуется преимущественным развитием ценовой конкуренции между отдельными продавцами товаров. Причиной этого является низкий уровень доходов покупателей и низкие покупательские возможности большинства населения. Однако в отдельных сегментах рынка, при реализации товаров, ориентированных на потребителя со средним и высоким уровнем доходов, все больше (а иногда — определяющее) значение в борьбе за покупателя имеют инструменты неценовой конкуренции [2, с. 30]. Обобщим способы конкуренции, что, на наш взгляд, будут способствовать повышению конкурентоспособности предприятия:

Широкое применение скидок с цены, в том числе путем привлечения в этот процесс других участников торгового цепи (производителя, посредника, продавца)

Создание и предложение брендовых товаров, которые будут способствовать формированию приверженности покупателей к определенному продукту;

Предложение длинных, чем у основных конкурентов, сроков потребительского кредита на приобретение товаров длительного пользования;

Гарантийное обслуживание, что позволяет создать для потребителя элемент «длинной защищенности»;

Использование инновационных элементов в торговле (самосканирования, почтовые отделения, экспресс-службы);

Обеспечение комфортности покупок и высокого уровня качества обслуживания (создание зон отдыха в супермаркетах, обратная связь с покупателями и др.).

В современных условиях хозяйствования неценовая конкуренция приобретает форму перманентного внедрения инноваций, реализованных на основе научно-исследовательского прогресса. Инновации все больше становятся способом усиления международной конкурентоспособности, поскольку ведут к снижению себестоимости и создание новых потребностей, рост прибыли, улучшение имиджа производителя. Согласно отечественные предприятия должны стремиться распространить инновационную деятельность на производственные процессы, материально-техническое снабжение, методы коммерциализации и организационные структуры.

Комбинированное применение способов ценовой и неценовой конкуренции позволит отечественным предприятиям получить дополнительные преимущества. При применении ценовых способов конкуренции предприятие может получить контроль над большой долей рыночного сегмента и покупателей, а также осуществлять подготовку к выводу на рынок новых продуктов с улучшенными характеристиками при одновременном снижении их себестоимости.

Зато осуществляя эффективное управление способами неценовой конкуренции, предприятие может достичь обслуживания и условий продаж, более высокого уровня, чем у конкурентов.

Таким образом, в сложных условиях высокой конкуренции на рынке, предприятия должны применять различные способы конкуренции, способны помочь субъекту хозяйствования достичь поставленных целей. Основными способами ценовой конкуренции являются: скидка с прейскурантов; использование демпинговых цен; сезонная распродажа; распродажа по сниженным ценам продукции, срок реализации которой истекает; продление сроков потребительского кредита на приобретение товаров длительного пользования. Основными неценовыми способами являются: улучшение качества продукции; создание новой продукции для удовлетворения как существующих, так и новых потребностей; лучшие условия продажи товаров и услуг.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Проведенное исследование ценовых и неценовых методов конкуренции позволяет запропонуватиможливий набор мер, способствующих повышению конкурентоспособности предприятий, которыми определены: широкое применение скидок с цены, в том числе путем привлечения в этот процесс других участников торгового цепи; создание и предложение брендированных товаров, которые будут способствовать формированию приверженности покупателей к определенному продукту; предложение длинных, чем у основных конкурентов, сроков потребительского кредита на приобретение товаров длительного пользования; гарантийное обслуживание; использование инновационных элементов в торговле; обеспечение комфортности покупок и высокого уровня качества обслуживания.

2. Развитие неценовой конкуренции на современном этапе

2.1 Особенности неценовой конкуренции на современных товарных рынках

Как известно, неценовая конкуренция предполагает предложение товара более высокого качества, максимально полно соответствующего стандарту или даже превышающего его. К числу различных неценовых методов относят все маркетинговые методы управления предприятием. В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке того или иного товара, можно выделить следующие виды неценовой конкуренции :

. Желания-конкуренты. Существует большое количество альтернативных способов вложения потенциальным покупателем своих денежных средств;

. Функциональная конкуренция. Существует большое количество альтернативных способов удовлетворения одной и той же потребности;

. Межфирменная конкуренция. Является конкуренцией наиболее эффективных способов удовлетворения существующих потребностей;

. Межтоварная конкуренция. Является конкуренцией внутри товарного ряда продукции одной и той же фирмы, обычно выступает с целью создания имитации значительного потребительского выбора.

. Незаконные методы неценовой конкуренции. К ним относятся: промышленный шпионаж, переманивание специалистов, производство поддельных товаров.

В более сжатом виде можно заключить, что неценовая конкуренция представляет собой «рыночный подход, при котором стоимость продукции минимизируется, а другие рыночные факторы максимизируются.

К неценовым относятся следующие группы методов конкурентных действий субъектов предпринимательского бизнеса:

методы обеспечения конкурентных преимуществ фирмы за счет изменения в лучшую сторону различных потребительских характеристик товаров и услуг и повышения ее потребительской ценности;

методы поддержания своего места в уже сложившихся эффективных цепочках ценностей и вхождения в новые цепочки ценностей;

методы влияния и давления на своих прямых и условно-прямых конкурентов, действительных и предполагаемых;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

методы поддержания и повышения своей общественной ценности.

Первая из указанных выше групп методов неценовых конкурентных действий может быть определена как конкуренция вокруг товаров и услуг. Она включает в себя действия по внедрению на рынок новых товаров (услуг), а также товаров, обладающих новыми потребительски ми свойствами, улучшенным качеством, более совершенным дизайном, более красивой упаковкой.

Принимая решение о такого рода преобразовании своего товарного предложения, субъекты предпринимательского бизнеса должны серьезно просчитать возможные изменения издержек производства и цен, чтобы, добившись неценовых конкурентных преимуществ, не растерять ценовые выгоды. Руководству фирмы не следует забывать, что коридор возможностей данной фирмы по созданию и поддержанию конкурентных преимуществ ограничен.

Внедрение на рынок новых товаров и услуг называется дифференциацией товаров. Принимая целевую установку на дифференциацию товаров (услуг), субъекты предпринимательского бизнеса ориентируются на текущий относительно неудовлетворенный спрос, а также на прогноз изменения совокупности клиентских предпочтений и модификации концепции выпускаемых товаров. Делая ставку на данный метод неценовой конкуренции, компании создают новую товарную корзину, либо улучшают существующую (увеличивают ее размеры, оптимизируют ее состав). При этом они могут дифференцировать группы клиентов и даже формировать новые секторы рынка.

Дифференциация товаров (услуг) может иметь пассивный характер — в этом случае предложение товаров (услуг) пассивно следует за изменением платежеспособного спроса. Она может иметь и активный характер — в этом случае происходит так называемое навязывание спроса. Данное явление состоит в том, что субъекты бизнеса, основываясь на конъюнктурной, прогнозной, экспертной и иной информации моделируют будущие состав и параметры спроса.

Дифференцируя товары (услуги), предпринимательская фирма, несомненно, вступает в соперничество с потребителями, спрос которых она моделирует. Однако главным является формирование конкурентного треугольника и приобретение субъектами бизнеса конкурентных преимуществ над прямыми и условно-прямыми конкурентами. В этом соперничестве происходит совершенствование и спроса, и структуры предложения.

Совершенствование тех или иных признаков реализуемых товаров (услуг) также относится к совокупности методов неценовой конкуренции и называется дифференциацией потребительских свойств товаров[7] . Такой вид дифференциации применяется в следующих случаях:

когда компания намерена улучшить потребительские свойства товаров, включая их энергетические, эстетические и экологические свойства, степень безопасности использования, внешний вид и оформление;

когда предпринимательская фирма стремится расширить перечень потребительских свойств товаров;

когда фирма намерена добиться признания на относительно не большом секторе (сегменте) рынка за счет разнообразия предлагаемых товаров.

Третьим типом дифференциации является дифференциация каналов сбыта товаров (услуг), в том числе форм продажного и послепродажного сервиса. Такие действия всегда направлены на стимулирование сбыта продукции. Стремясь увеличить объемы предложения и фактических продаж посредством дифференциации каналов сбыта, предпринимательские фирмы стараются:

привлечь новые категории потребителей, представляющие другие секторы и сегменты рынка;

побудить потребителей к более частому использованию реализуемых товаров;

побудить потребителей к разовому применению большего числа данных товаров;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

сформировать у потребителей чувство сопричастности деятельности данной предпринимательской фирмы, ощущение долговременно го согласия и комфорта во взаимных контактах товаропроизводителей и клиентов.

Важную роль в стимулировании сбыта играет прямая и косвенная реклама товаров и услуг. Рекламные усилия, безусловно, дифференцируют каналы сбыта товаров и услуг в том смысле, что они повышают их эффективность. Коммерческая пропаганда товаров с целью стимулирования их продажи, содержащая избирательную информацию о данных товарах и формирующая положительное представление покупателей о них, является специфическим и очень действенным методом неценовой конкуренции. Обеспечивая достижение осведомленности потенциально го покупателя о продаваемых продуктах, и инициируя его заинтересованность в приобретении, реклама может, конечно, выступать и как метод недобросовестной конкуренции. Так происходит, когда реклама содержит заведомую ложь, а также когда ее средства направлены на дискредитацию других субъектов бизнеса[8] .

Дифференциация каналов сбыта в качестве неценового метода конкурентных действий включает такие, к примеру, приемы, как:

поворот каналов сбыта навстречу потребителям, например, сбыт предметов питания в местах работы (в офисах, на предприятиях, в школах);

формирование, в зависимости от обстоятельств, сети розничной торговли через специализированные магазины или, напротив, через универмаги и супермаркеты;

создание сетей сбыта товаров посредством торговли по приглашению (by appointment); формирование особой категории VIP потребителей, мнение которых особенно важно в процессе создания общественной репутации компании;

создание сети франшиз в дополнение к имеющейся сбытовой сети компании, которые своими самостоятельными действиями могли бы стимулировать потребительский интерес к данной компании;

экспансия предпринимательской фирмы на новые рынки через местных агентов;

создание сбытовой сети, состоящей из эксклюзивных дистрибьюторов, обладающих исключительно высокой репутацией в глазах местных потребителей.

2.2 Особенности нецоновой конкуренции в РФ

Конкуренция играет важную роль для предприятий и потребителей. К сожалению, в РФ конкуренция проявляется в том, что не всегда для лидерства на рынке предприятие использует неценовые методы, а в основном производитель преследует цель уменьшить цену, при этом сокращает определенные расходы, влияющие на качество продукции, а потребители покупают товар как по наименьшей цене не думая о качестве. Также проблемой является то, что определенные предприятия являются конкурентоспособными на отечественном рынке, но на мировом рынке они не занимают высокие позиции, поэтому для того, чтобы выйти на мировой рынок товаров и услуг нужно улучшать качество продукции и рекламу.

В современной экономике РФ можно выделить несколько видов конкурентного поведения [9, с. 45-46]:

Традиционная поведение, присущее развитой рыночной экономике (например, ценовая и неценовая конкуренция)

Специфические формы, унаследованные от командной экономики:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Ожидание поддержки от местных и центральных властей, борьба за получение льгот (дешевых кредитов, лицензий, налоговых освобождений)

Невыполнение обязательств перед государством (неуплата налогов, обязательных платежей) в надежде на их списание;

Связанные с неразвитостью рыночных институтов и кризисным экономическим средой:

Невыполнение обязательств перед кредиторами;

Невыплата заработной платы;

Бартер и другие виды неденежных расчетов;

Производство незарегистрированной продукции (теневой сектор);

Использование незарегистрированной рабочей силы и других ресурсов.

Большинство из вышеперечисленных методов конкурентного поведения являются недобросовестными. Отсутствие в РФ в течение длительного времени целенаправленной государственной политики по обеспечению диалога власти и бизнеса привела к существенному искажению конкурентных отношений. Произошла деформация в отношениях собственности и необеспечение эффективного частного собственника в результате проведенной приватизации. Отечественные предприятия является часто конкурентоспособными как на внутреннем так и на внешнем рынке. Это объясняется многими причинами, однако, важна неготовность владельцев предприятий к ведению бизнеса в современных условиях по законам конкуренции. Бюрократический аппарат отечественной власти «позволяет» предприятиям побеждать своих конкурентов не на рынке, а в коридорах, когда государством создаются определенные привилегии по отдельным фирм. Такая система подрывает законы конкуренции и не позволяет развиваться предприятиям «естественным путем». Присутствие таких субъектов предпринимательства на внутреннем рынке подрывает конкурентоспособность государства и выход ее на международную экономическую арену.

Также в РФ наблюдаем низкую конкурентную культуру, когда ее высокий уровень обеспечивает поведение потребителей, активно ищут лучшую продукцию и производителей, совершенствуют свою деятельность, работают честно, руководствуясь этическими нормами. Сюда можно отнести осведомленность субъектов хозяйствования правилам конкурентной политики. [10, с. 43].

Острой встает проблема информатизации конкуренции. Возникает потеря мотивации к эффективной деятельности, нерациональности использования ресурсов, недейственности отдельных государственных мероприятий, неэффективность ведения бизнеса. Изменения, которые происходят в экономике, сейчас требуют стратегического видения в конкурентной борьбе. Поэтому, чтобы преуспеть в современных условиях, фирмы должны выбирать определенную стратегию, которая может быть как наступательной, так и оборонительной, краткосрочной — для мгновенной реакции на ситуацию, и долгосрочной — от которой зависит будущая позиция и возможности фирмы на рынке. Как отмечает Портер М., «Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкурентной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкурентная фирма, может принести успех »[11, с. 52].

Наблюдается неравенство условий конкуренции связана с неодинаковым режимом налогообложения, субсидиями и привилегиями со стороны государства или местных властей, льготным доступом к земельным участкам, инфраструктуры, проблемы с привлечением финансовых ресурсов, выборочный контроль со стороны регулирующих и проверяющих органов. Предприниматели фактически отстранены от влияния на экономическую политику государства и не имеют нормативно-правовых инструментов решения накопившихся проблем, вынуждены применять антиконкурентные действия, «проникать» во властные структуры реализуя свои корпоративные интересы. Все это способствует распространению теневых, коррупционно-криминальных псевдорыночных отношений и приводит к снижению эффективности конкуренции, отсутствия конкурентных предпосылок и возможностей для экономического развития.

Реклама как инструмент неценовой конкуренции действенная и эффективная: формирует рынок и идентифицирует товар определенного предприятия, увеличивает информированность покупателей, побуждает потребителей к покупке товара. Проблема в том, что долгое время на отечественном рынке преобладало использование классического инструмента конкурентной борьбы — снижение цены, а возможности неценовой конкуренции, в частности рекламы были ограниченными. Многие руководители предприятий в РФ недооценивают важность рекламы для бизнеса, некоторые из них считают, что потраченные деньги на рекламу — «деньги выброшены на ветер». В то же время развитые страны тратят огромные суммы денег на рекламу, которые им потом возвращаются в виде купленных товаров или услуг.

Для того, чтобы конкуренция в РФ получила развитие необходимо:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

. увеличить влияние неценовых методов конкурентной борьбы;

. развить малый и средний бизнес, с помощью которого можно увеличить уровень конкурентной борьбы между субъектами хозяйствования и снизить цену и повысить уровень обслуживания для потребителей;

. создание потребителями различных организаций по исследованию качества продукции и предоставлению рекомендаций производителям по улучшению продукции или услуг;

. нужно применять интеллектуальные достижения для развития предприятий и для лидерства на рынке.

Конкуренция является прежде всего соревновательной взаимодействием субъектов хозяйствования, сопровождается процветанием одних и упадком и банкротством других.

Заключение

Итак, для построения экономики, основанной на принципах конкуренции, необходимо создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов с особой поддержкой малого и среднего бизнеса, эффективное регулирование монополизации с покровительственной целями для создания условий интеграции российских товаропроизводителей в систему международной конкуренции. Обязательным является уменьшение давления на предприятия со стороны государственных органов, упрощение и ускорение разрешительных процедур. Государственные органы должны иметь эффективную систему обмена (передачи) информации, чтобы не требовать разрешения, сертификаты, справки и т.д., выданные другими государственными органами. Важная необходимость повышения конкурентоспособности отечественного производителя не только через поиск различных льгот или политической защиты, а из-за увеличения производительности труда, разработки и внедрения инноваций, эффективное внедрение новейших систем управления, логистических новинок, использование возможностей глобальных информационных сетей.

На основе всего вышеизложенного в моей курсовой работе можно сделать выводы, что через ценовую конкуренцию продавцы влияют на спрос главным образом посредством изменения в цене. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов. Чем уникальнее предложение продукции с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров.

При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентами легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того, правительство следит за ценовыми стратегиями.

При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях свой продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим.

Список использованной литературы

1. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия — М.: Инфра-М, 2014. — 804 с.

2. Гладченко А. Маркетинговые войны на рынке кредитных карт / Электронное издание Biztimes [Режим доступу]: http://biztimes.ru/ index.pxp?artid=937

3. РБК. Ф. Котлер: «Сегодня важнее предвидеть, нежели реагировать на уже случившиеся события». — Режим доступу: http://www.rbc.ua/ukr/interview/show/f_kotler_

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

4. Котлер Ф., Амстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. Пер. с англ.- 2-е европ. изд. — М.; СПб.; К: Вильямс, 2013.- 1056с.

5. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская инициатива. / Пер. с франц. СПб.: Наука, 2014. — 589с.

6. Средняя стоимость размещения рекламы в России // URL: http://alladvertising.ru/info/reklama_price.html / (дата обращения: 05.01.2016).

7. Производство пива // URL: http://promplace.ru/article_single.php?arc=53 / (дата обращения: 05.01.2016).

8. Дорощук, Николай Завоевать и удержать. Качественный рост компании на высококонкурентном рынке / Николай Дорощук , Сергей Жмурко , Геннадий Хижняк. — М.: Диалектика, 2013. — 240 c.

9. Постма Новая эра маркетинга. Будущее маркетинга в век новых технологий / Постма, Пол. — М.: СПб: Питер, 2012. — 208 c.

10. А.Н. Асаул, И. П. Князь, Ю. В. Коротаева «Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса» Под ред. засл. Строит. РФ, д-ра экон. наук, проф. А.Н. Асаула. — СПб: АНО «ИПЭВ», 2007. -224с.

11. Менеджмент: учебно-практическое пособие для вузов по экономическим спец. / А. В. Игнатьева, М. М. Максимцов, И. В. Вдовина и др. — М.: Вузовский учебник; М.: ИНФРА-М, 2011. — 283 с.: ил. — (Вузовский учебник).

12. Кондратьев В. Конструктор регулярного менеджмента / В. Кондратьев. — М. : ИНФРА-М, 2011. — 256 с.

13. Шельмин Е. Эффективная система на основе процессного управления. Проблемы. Анализ. Решение / Е. Шельмин. — М., СПб. : Вершина, 2012. — 224 с.

14. Экономика предприятия: учебник / под ред. проф. В.Я. Горфин- келя и В.А. Швандера. — 4-е изд. — М.: Юнити, 2012. — 670 с.

15. Финансы организаций (предприятий): Учебник / Под ред. Н.В. Колчиной. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 383 с.

16. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. СПб.: Питер, 2014. 592 с.

17. Менеджмент: энциклопедия / Под ред. профессора Е.Н. Белякова. 2-е изд., перераб. и доп. Н. Новгород: Изд-во МЮИ при Минюсте РФ, 2016. 852 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

18. Акуленко Н.Б. Организация бизнес-планирования на предприятии // Справочник экономиста. 2012. № 11 (77). С. 46-52.

19. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс / Под ред. Н.Ф. Самсонова. М.: ИНФРА-М, 2013. 302 с.

20. Грейсон, Д. К., Американский менеджмент на пороге XXI века [Текст] / Грейсон Д. К., О, Делл К. Д. /Пер. с англ. — М.: Экономика, 2011. — 319 с.

21. Фирсова, Е. М. Моделирование бизнес-процессов предприятия [Текст] / Е.М. Фирсова // Официальные материалы для бухгалтера.- 2012. — № 23.- с. 31 -33.

22. Лобанова, Т.Н. Предприятия: организация и персонал. Современная концепция управления. Специализированный обучающий кейс-курс / Т.Н. Лобанова. — М.: БДЦ-пресс, 2014. — 108 c.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1674

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке