Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Оборонно-промышленный комплекс»

Современное экономическое и политическое развитие многих стран в условиях интеграции мирохозяйственных связей сталкивается с необходимостью обеспечения защиты национальных интересов и собственной безопасности, в том числе путем увеличения военно-экономического мощи и потенциала страны, что во многом определяется состоянием военной экономики и, в первую очередь, оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны.

Введение

Современное экономическое и политическое развитие многих стран в условиях интеграции мирохозяйственных связей сталкивается с необходимостью обеспечения защиты национальных интересов и собственной безопасности, в том числе путем увеличения военно-экономического мощи и потенциала страны, что во многом определяется состоянием военной экономики и, в первую очередь, оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны.

Оборонно-промышленный комплекс России как важнейшая составляющая национальной экономики играет уникальную роль, обеспечивает обороноспособность страны и поднимает технологический уровень ее экономического развития. Однако геополитические изменения в мире в последние два десятилетия привели к тому, что Россия, обладающая собственным производством военной техники, столкнулась с проблемой сохранения и эффективного управления оборонно-промышленным комплексом, который до конца 1980-х годов производил 20-25% валового национального продукта страны. На ОПК приходилось более 12% основных фондов промышленности и до 80% совокупного объема выпуска продукции машиностроения, а общее количество предприятий ОПК превышало три тысячи. В начале 1990-х гг. произошло резкое сокращение объема выпуска продукции ОПК, финансирование государственного оборонного заказа достигло критически низкого уровня, что вызвало массовое сокращение рабочих мест и снижение обороноспособности страны. Как результат, на предприятия ОПК в настоящее время приходится около 5-6% промышленного производства страны, а доля ОПК в ВВП России, по расчетам автора, упала до 3-4%. Уровень загрузки производственных мощностей предприятий оборонной промышленности к 2012г. составил 30-40%. В современных условиях выработка перспективных направлений развития оборонно-промышленного комплекса России и совершенствования государственного управления ОПК приобретает исключительное значение в трансформации экономики страны и перехода на инновационный путь развития.

Вопросы функционирования военной экономики нашли свое отражение в научных трудах многих отечественных и зарубежных экономистов, которые исследуют военно-экономические проблемы по-разному. В научных трудах Х. Атесоглу (H. Atesoglu), П. Дюннэ (P. Dunne), К. Хартли (K. Hartley), Р. Рэма (R. Ram), Р.Смита (R.Smith), Т. Тейлора (T.Taylor) рассматриваются вопросы, связанные с местом военной экономики в структуре экономики страны и ее влиянием на экономическую стабильность государства.

Среди отечественных экономистов, исследующих процессы и проблемы трансформации ОПК в рыночной экономике, институциональные преобразования, отметим работы В.С. Аксенова, А.А. Астахова, В.Н. Борисова, Б.Н. Кузыка, В.В. Лесных, В.И. Маевского, Ю.В. Яковца и других.

Цель курсовой работы состоит в изучении современного состояния оборонно-промышленного комплекса России.

Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

уточнить сущность понятия «оборонно-промышленный комплекс», рассмотреть его структуру;

рассмотреть современное место ОПК в экономике государства и его обеспеченность в РФ;

определить перспективы развития ОПК в России.

Объектом исследования является оборонно-промышленный комплекс в системе национальной экономики.

Предметом исследования являются макроэкономические факторы, перспективы развития ОПК России.

1.Понятие и структура оборонно-промышленного комплекса
Военная экономика государства представляет собой ту часть производственного комплекса, которая обеспечивает военные потребности государства и включает оборонные отрасли промышленности, систему их материально-технического обеспечения, трудовые и финансовые ресурсы, направляемые на военные нужды, а также систему экономических отношений внутри военной организации государства и отношений этой организации с невоенными секторами экономики [9, с.347].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В отечественных и зарубежных научных трудах и экономических словарях ОПК понимается как совокупность научных, исследовательских, испытательных организаций и предприятий промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ, или, как совокупность предприятий и научных организаций, осуществляющих разработку и производство вооружения и военной техники.

В нашем понимании оборонно-промышленный комплекс объединяет организации независимо от организационно-правовой формы собственности, выпускающие продукцию военного назначения и оказывающие услуги для Вооруженных Сил своей страны и зарубежных государств, и органы государственной власти, регулирующие деятельность оборонных организаций, в том числе по обеспечению мобилизационных заданий.

Определение отражает наиболее важные сущностные моменты оборонно-промышленного комплекса. Во-первых, основу оборонно-промышленного комплекса составляют организации независимо от организационно-правовой формы собственности (государственные унитарные предприятия, акционерные общества), которые выпускают не только продукцию военного назначения, но и оказывают услуги в интересах обороны. Во-вторых, в условиях сокращения внутреннего спроса в большинстве стран, обладающих собственной военно-промышленной базой, существенным дополнительным фактором развития ОПК выступает военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. Влияние данного фактора особенно проявилось в период снижения внутреннего спроса на военную продукцию в течение 1990-х гг. в странах бывшего СССР и Восточной Европы. В-третьих, государство сохраняет за собой приоритетное влияние на развитие оборонного сектора экономики через административное регулирование и управление унитарными предприятиями, в том числе и обеспечение мобилизационных заданий организаций ОПК, формируя государственный оборонный заказ и определяя объемы военных расходов.

Таким образом, с учетом приведенного определения и современного состояния, оборонно-промышленный комплекс страны в широком смысле включает:

интегрированные структуры — крупные объединения предприятий и организаций;

производственные предприятия, осуществляющие серийный выпуск вооружений и военной техники;

конструкторские бюро и научно-исследовательские организации, занимающимися теоретическими разработками и осуществляющие создание опытных образцов оружия;

предприятия и организации, осуществляющие маркетинг и продажу продукции военного назначения на внешний рынок, и обеспечивающие поставки запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогательного имущества к ранее поставленной продукции военного назначения, проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту этой продукции;

органы государственной власти, регулирующие деятельность предприятий и организаций ОПК (Министерство обороны, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное космическое агентство и др.) [13, с.42].

Для оценки функционального назначения ОПК целесообразно выделение функций внутренних, ориентированных на интересы самого комплекса, и его структурных звеньев, и внешних, удовлетворяющих потребности социально-экономической системы в целом.

Состав и содержание обоснованных нами функций ОПК, представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Состав и содержание функций ОПК [9, с.349]

ФункцииСодержаниеОрганизационнаяНалаживание, поддержание и развитие связей между субъектами хозяйствования, необходимых для достижения общих целей и задач; балансирование и согласованная реализация интересов участников ОПК; создание в рамках ОПК крупных интегрированных структур (ИС) СтимулирующаяПозиционирование точек экономического роста внутри ОПК и создание преференций для организаций, их представляющих; усиление роли и расширение сферы действия долгосрочных связей между хозяйствующими субъектами ОПК; обеспечение устойчивой мотивации предприятий к обновлению производственного аппарата, номенклатуры продукции, повышению ее конкурентоспособностиРесурснаяСосредоточение в рамках ОПК кадровых, финансовых, информационных и материальных ресурсов, обеспечение их эффективного перетока между субъектами хозяйствования; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития ОПК; ускорение кругооборота функционирующего капитала; тиражирование передового хозяйственного опыта (использование бенчмаркинга)Обеспечения национальной безопасностиСоздание необходимого материально-технического и кадрового обеспечения национальной безопасности; обеспечение мобилизационного момента, отражающего потенциально возможное расширение масштабов и повышение динамики военного производстваСодействия устойчивому экономическому ростуФормирование совокупного спроса и совокупного предложения; воспроизводство мультипликационного эффекта; исключение или максимальное ограничение негативное воздействие производства ОПК и процессов использования его продукции на экосистемуРазвития экспортного потенциала страны и регионовПроизводство и сбыт продукции на мировых рынках военной техники и вооружений; наращивание экспортной выручки; восстановление статуса российского ОПК как производителя конкурентоспособной военной продукции; компенсация угроз, связанных с глобализацией экономики в условиях устойчиво воспроизводимой низко диверсифицированной структуры экспорта; Реализация геополитических интересов страны, связанных, в том числе, с восстановлением и укреплением связей в традиционных и новых зонах интересовИнновационнаяПроведение фундаментальных и прикладных разработок в сферах инновационных технологий и современных технических систем, результатом использования которых становятся новые образцы военной техники и вооружений, разнообразная конкурентоспособная наукоемкая продукция военного и гражданского назначения; реализация креативного потенциала за пределами ОПКСоциальная Обеспечение: роста уровня затрат на рабочую силу на предприятиях и организациях ОПК; реализации социальных потребностей людей, занятых в ОПК; профессиональной мобильности кадров; условий труда и быта, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам

Современное функционирование оборонно-промышленного комплекса страны находится под воздействием различных факторов, объективных и субъективных, явных и скрытых, общих и специфических и др.

А А. Астахов к основным факторам развития ОПК относит политико-правовую среду, экономическую среду и социальную среду. В.В. Лесных делит факторы ОПК на факторы макросреды (экономическое состояние страны, политико-правовой аспект, социальное и культурное окружение, научно-техническое и технологическое развитие общества) и микросреды (конкурентная среда внутри сектора).

К внутренним факторам развития ОПК относятся государственный оборонный заказ, экономическая среда, политико-правовая среда, научно-техническая среда, природно-климатическая среда. К внешним факторам нами отнесено военно-техническое сотрудничество, научно-технический прогресс в зарубежных странах, глобализация, международная конкуренция и международный терроризм.

Государственное управление и регулирование ОПК оказывает наибольшее влияние на состояние и развитие оборонного сектора национальной экономики и осуществляется в соответствии с концепцией национальной безопасности, военной доктриной, уровнем развития экономики страны, характером военных опасностей, реформированием Вооруженных Сил, конкуренцией за мировые рынки сбыта гражданской и военной продукции, государственным оборонным заказом и другими факторами.

Государственное финансирование развития ОПК осуществляется в рамках военных расходов, утвержденных в федеральном бюджете страны, и включает следующие основные направления:

финансирование приоритетных программ разработки и производства вооружений по линии Минобороны и других силовых ведомств;

финансирование фундаментальных и прикладных исследований в интересах развития критических военных технологий и технологий двойного назначения по линии Министерства обороны и других силовых ведомств;

финансирование модернизации вооружений и военной техники.

В условиях глобализации и постепенной интеграции России в международные экономические и политические процессы возрастающее влияние на выпуск наукоемкой высокотехнологичной продукции ОПК оказывают: международная конкуренция; институциональные преобразования в форма интеграции связанных производственными и экономическими связями предприятий в крупные вертикально и горизонтально интегрированные компании в экспортно-ориентированных оборонных отраслях (авиационная промышленность, судостроение). Международный терроризм в условиях нарастания глобальных террористических угроз стимулирует развитие новых технологий и специальных средств для антитеррористических подразделений силовых структур, что увеличивает спрос на продукцию ОПК [12, с.27].

Итак, оборонно-промышленный комплекс представляет собой подсистему экономики, выполняющую комплекс взаимосвязанных видов деятельности, в числе которых: разработка и внедрение научно-технического обеспечения военного производства; производство и поставка военной продукции для государственных нужд; сбыт военной техники и вооружений на мировом рынке ВВТ; оказание услуг по ремонту и обслуживанию военной техники, подготовке, переподготовке, повышению квалификации военных кадров.

. Современное место оборонно-промышленного комплекса в экономике государства и его обеспеченность в РФ

Сегодня оборонно-промышленный комплекс России представляет собой многофункциональные научно-производственные отрасли промышленности, способные разрабатывать и производить современные виды и типы вооружений, военной и специальной техники, а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию. Его основу составляют стратегические предприятия и стратегические акционерные общества. Перечень этих предприятий и обществ утвержден Указом Президента Российской Федерации от 4августа 2011 года №1009 (с изменениями на 19 ноября 2014 года). В данном перечне числится более 1000 наименований, в том числе:

федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

ОПК состоит из нескольких отраслей:

авиационная промышленность;

ракетно-космическая промышленность;

промышленность боеприпасов и спецхимии;

промышленность вооружений;

радиопромышленнсоть;

промышленность средств связи;

электронная промышленность;

судостроительная промышленность;

межотраслевые структуры и предприятия [9, с.348].

В отечественных официальных документах в ОПК включаются организации, имеющие следующие цели деятельности: разработка, производство, ремонта и утилизация вооружения, военной и специальной техники для обеспечения Государственной программы вооружения. Например, в Постановлении Правительства РФ «О сводном реестре организаций ОПК» от 20 февраля 2011г. №96, рассматривается понятие сводного реестра организаций ОПК, который объединяет организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, включая оборудование и производственные площади, а также имеющие квалифицированные кадры для разработки, производства, ремонта и утилизации вооружения, военной и специальной техники.

По данным Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, темп выпуска продукции ОПК в течение 1998-2003гг. превышал темп роста промышленного производства в стране, что можно объяснить ростом конкурентоспособности предприятий ОПК после девальвации национальной валюты в 1998г. усилением внимания государства к проблемам обороноспособности страны и принятием основополагающих федерально-целевых программ по развитию наукоемкого сектора экономики, расширением государственного оборонного заказа и ростом военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Отмеченное в 2011-2012гг. замедление динамики производства продукции ОПК во многом связывается со снижением выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения из-за отсутствия свободных оборотных средств у большинства предприятий, роста издержек производства, усиления конкуренции со стороны импортных товаров и отечественной продукции, производимой гражданским сектором экономики.

Одной из важнейших задач органов военного и государственного управления любой развитой страны является оснащение Вооружённых Сил необходимым составом вооружения, военной техники, боеприпасов, военно-технического имущества и поддержание их в состоянии постоянной боевой готовности и боеспособности. Уровень военно-технического обеспечения в значительной степени зависит от состояния и уровня развития экономики страны и оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

В бывшем СССР техническое обеспечение Вооруженных Сил возлагалось на самый мощный в мире оборонно-промышленный комплекс. В СССР в 80-х гг. удельный вес оборонных расходов составлял 9-13%, в отрасли было занято около 10 млн. человек. Структура и высокий научно-технический потенциал промышленности позволяли обеспечивать стратегический паритет с ведущей в экономическом и военном отношении страной мира — США. К 1991 году в СССР на вооружении и в резерве находилось около 60 тысяч танков (в два с половиной раза больше, чем у НАТО), 67 тысяч орудий и минометов (в два раза больше, чем у НАТО), 76 тысяч БМП и БТР, 6 тысяч самолетов и вертолетов (в 1, 5 раза больше, чем у НАТО) и 437 боевых кораблей 1-го и 2-го класса [8, с.45].

Начиная с 1991 года научный, кадровый, технологический потенциал российского ОПК был не востребован и приходил в упадок. Отсутствие внутренних заказов и нарушение связей с традиционными партнерами по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) повлекло за собой свертывание серийного производства вооружений и военной техники (ВВТ) на подавляющем большинстве оборонных предприятий. Так, по официальным данным в настоящее время доля оборонной продукции у предприятий ОПК занимает около 55%. Но фактически по заказам Минобороны России и других государственных заказчиков она составляет не более 22% (а на многих предприятиях до 10% и менее). Остальные 33% — это иностранные заказы, которые не могут определять развитие ОПК на долгосрочную перспективу. Вследствие этого, в настоящее время на многих предприятиях ВПК полностью утеряны технологии, ранее успешно применявшиеся в производстве оружия и вооружений.

В СССР оборонные предприятия представляли собой крупные научно-производственные объединения (НПО) — сплав науки и производства. Научно-конструкторская часть этих структур предназначалась для выполнения разработок новой техники, а заводы — для выпуска изделий по этим разработкам. После приватизации большинства российских НПО, отечественный оборонно-промышленный комплекс практически остался без разработчиков новой техники, что приводит к выпуску ранее разработанной устаревшей продукции.

Для исправления сложившейся ситуации в 2001 году была принята Федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2002-2013 гг.». Предполагалось в течение пяти лет создать в ОПК 70 интегрированных структур — холдингов и концернов — для преодоления системного кризиса в отрасли. Однако удалось сформировать всего 6 холдингов, а Федеральная программа была практически провалена.

Наблюдается старение производственных фондов, разрушение кооперационных связей, снижение качества оборонной продукции. Мы должны констатировать, что системный кризис, начавшийся после распада СССР, продолжает проявляться в оборонно-промышленном комплексе» [9, с.349].

Сегодня на предприятиях ОПК эксплуатируется около 75 % морально устаревших и на 50 % физически изношенных производственных фондов. Темпы их обновления — не более 1 % в год при минимально необходимой потребности 8-10 %. В критическом состоянии находятся испытательно-экспериментальная, лабораторная и стендовая базы. Численность работников ОПК снижается на 7 процентов ежегодно.

Треть предприятий оборонно-промышленного комплекса — фактически банкроты; финансовые вложения в исследования и разработки в России в 10 раз меньше, чем в развитых странах, инвестиции в основные фонды в 5 раз меньше, расходы на подготовку кадров тоже в 5 раз меньше, фондовооруженность работников в 2-3 раза ниже, производительность труда в 5-10 раз меньше; более 50% уникальных технологий, обеспечивающих потребности производства вооружений основных образцов, утрачены, либо физически и морально устарели; состояние значительной части оборонных предприятий по многим показателям крайне неудовлетворительное — больше половины станочного парка на многих из них изношено на 100%. Особо отмечается крайне высокая затратность военного производства: в ОПК России в среднем на рубль доходов приходится 97 копеек расходов, т.е. фактическая прибыль многих предприятий составляет 0,03%.

Все это приводит к увеличению стоимость военной продукции. Стоимость производства, к примеру, ракеты «Тополь-М» возросла в три раза, «обогнав все мыслимые и немыслимые темпы инфляции в стране». Именно поэтому, несмотря на трехкратное возрастание официальных военных расходов с 2002 года (в 2002 на военные нужды было выделено 263 млрд. рублей, а в 2014 — 870 млрд. рублей), каких-либо конкретных и осязаемых результатов практически не видно: ни боеспособность российских вооруженных сил, ни их качественное оснащение не претерпели существенных изменений к лучшему по сравнению с 2000 годом [11, с.57].

Продолжает обостряться проблема кадрового обеспечения предприятий оборонки. Сегодня средний возраст работников ОПК составляет 54 года. Поколение 25-40 летних выбито из заводской системы. Качество пополнения не обеспечивает конкурентоспособности производства по техническому уровню, а преимущества низкой стоимости труда сводятся на нет падающей его производительностью. На сегодняшний день многие предприятия «оборонки» попросту не в состоянии возобновить серийный выпуск техники — в большей степени потому, что люди потеряли квалификацию. Ведь если раньше авиационные заводы делали в сутки по 20 самолетов, то теперь — всего несколько штук в год.

Одной из главных проблем ОПК является недофинансирование по многим видам военной техники. В результате срок новых разработок и их внедрение растягивается на долгие годы. Так, в 2014 года в ВВС России на боевое дежурство заступил новый зенитно-ракетный комплекс C-400 «Триумф», учебные испытания ЗРК С-400 начали проводиться на полигоне Капустин Яр еще в начале 1999 года.

Дефицит общего финансирования по крупнейшим оборонным заказам в судостроительной отрасли за последние два года составил примерно 25%, а по отдельным заказам — до 40%. Уже 14-й год на стапелях страны строится АПЛ «Северодвинск», только после 11 лет спущен на воду РПК СН «Юрий Долгорукий» и т.д. А в годы наивысшего экономического подъема в СССР в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века промышленность сдавала ежегодно до шести подводных стратегических ракетоносцев, столько же атомных многоцелевых субмарин и еще десятки дизель-электрических ПЛ. В целом из-за недофинансирования ОПК в настоящее время в российской армии осталось около 5 тысяч танков, менее 10 тысяч орудий и минометов, около 1500 самолетов и 100 крупных кораблей.

До настоящего времени до 80% российского оружейного экспорта приходилось на Индию и Китай. По авиационным системам наши основные покупатели приобрели уже все, что могли. Им поставлено более 50 ударных истребителей Су-30МК (различных модификаций), теперь они разворачивают лицензионное самолетное производство. КНР также рассчиталась за 12 дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ и два эсминца. Три фрегата ушли в Индию. Эта страна получила 130 танков Т-90С и уже выпускает их самостоятельно. Среди еще выполняемых контрактов самые прибыльные -постройка восьми дизель-электрических подводных лодок и двух эсминцев для Китая и модернизация авианосца «Адмирал Горшков» для Индии.

Но Китай и Индия покупают российское оружие прежде всего из-за эмбарго на поставки вооружения со стороны США и Евросоюза. Если запреты будут отменены, этот привлекательный для России рынок может оказаться недоступным из-за более низкого качества.

Сегодня российские производители оружия предлагают заказчикам образцы вооружения и военной техники, которых нет в российской армии, не прошедших полный путь разработки и постановки их на серийное производство, проверку в войсках. Частые рекламации и срывы сроков выполнения договоров заставляют иностранных заказчиков серьезно задуматься об авторитете российской военной продукции.

Самый известный пример — затянувшаяся модернизация авианосца «Адмирал Горшков», который уже не первый год носит новое название «Vikramaditya». Корабль, который по контракту должен быть передан индийской стороне в 2015 году, едва-едва сможет выйти на ходовые испытания в 2010-м, а то и в 2012-м. Что, конечно же, вызывает резкое недовольство официального Дели и индийских адмиралов. Конфликтная ситуация вокруг авианосца «Vikramaditya» не единственная в сфере индийско-российского военно-технического сотрудничества.

Несколько лет назад «Балтийский завод» из Санкт-Петербурга более чем на год задержал сдачу Дели трех фрегатов проекта 11356 «Talwar», «Trishul» и «Тabar», так как на них возникли проблемы с зенитно-ракетным комплексом «Штиль». Ракеты упорно не хотели лететь в цель под управлением корабельной радиолокационной станции наведения. За что завод был «наказан» почти на 40 млн. долл.

По данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), потенциальный «портфель заказов» до 2016-го может составить около 20 миллиардов долларов. Однако при этом для сохранения «конкурентных преимуществ» отечественные производители оружием вынуждены заключать контракты с режимами весьма сомнительной репутации. Основными импортерами является так называемые страны-«изгои», не имеющие возможности приобрести вооружение на Западе, и слаборазвитые страны «третьего мира», которые могут покупать дешевое российское оружие».

Можно вспомнить, например, контракт на поставку Судану 12 российских истребителей МиГ-29 стоимостью свыше 200 млн. долларов. Хотя именно суданские власти несут ответственность за геноцид, осуществлявшийся в провинции Дарфур. Только за последний год там погибли 30 тыс. мирных жителей и более миллиона превратились в беженцев, что недавно вынудило ООН принять решение об отправке в эту африканскую страну контингента миротворцев. Общее же количество жертв этнических чисток за время двадцатилетней гражданской войны в Судане перевалило за 2 млн. человек.

Мы активно работаем с Венесуэлой, но это только после того к власти пришел Уго Чавес и Вашингтон отказался поставлять туда оружие. Так, известно, что после отказа США поставлять запасные части к закупленным ранее Каракасом истребителям F-16, Венесуэла обратилась к России и заключила контракт на поставку истребителей Су-30МК2. Затем последовал контракт на поставку автоматов Калашникова. Всего за последние полтора года с Венесуэлой подписаны экспортные соглашения на сумму более 3 млрд. долларов. Они включают поставку 24 военных самолетов и 53 вертолетов.

В последние годы появились перспективы увеличения продаж ВВТ в Сирию, Иран, Бразилию и еще ряд стран третьего мира. Для завоевания рынка Россия соглашается на гибкие условия оплаты, включая ‘компенсационные сделки, взаимозачеты, операции по замене долговых обязательств акционерным капиталом, а в некоторых случаях идя на заключение важных соглашений о лицензионном производстве’, чтобы сделать контракты на поставку оружия более привлекательными для относительно бедных покупателей [14].

Так, последняя сделка с Индонезией (кстати, которой США несколько лет отказывали в поставках военной техники и важных запчастей из-за недовольства Вашингтона ситуацией с правами человека в этой стране) на поставку подводных лодок, истребителей, вертолетов и танков зависит от того, будет ли реализовано соглашение о российском кредите этой стране на 1 миллиард долларов.

Россия в последние годы поставляла современные истребители, ударные вертолеты, ракеты, танки и артиллерию в такие страны как Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Мьянма, Бангладеш, Лаос и Южная Корея, причем делала это обычно на выгодных для покупателей условиях. При этом далеко не всегда потребитель производит оплату или рассчитывается реальными деньгами. В частности, Китай, Индия, Индонезия оплачивали поставки российского оружия товарами народного потребления, Малайзия за поставляемые ей истребители платила «Рособоронэкспорту» пальмовым и кокосовым маслом, каучуком, какао-бобами, а также кофе и чаем. С Алжиром заключен масштабный договор на поставки вооружений в обмен на списание государственного долга этой страны России. Объем договора — более 7 млрд. долларов.

В то же время по экспертным оценкам, уже через несколько лет экспорт вооружений из Росси будет быстро снижаться. Главная причина такого снижения — практически все выпускаемые сейчас в России виды вооружения являются результатом заделов, созданных еще в СССР. Понятно, что довольно скоро эти виды вооружений перестанут пользоваться спросом и их прекратят покупать. К концу десятилетия ожидается принятие на вооружение армиями США и других стран НАТО базовых систем вооружения нового поколения. Это может окончательно сдвинуть Россию на периферию мирового оружейного рынка [15].

Интеграция в мировое экономическое пространство, к сожалению, идет в направлении уничтожения высокотехнологичного российского производства. Стоит только посмотреть на спуск любой новой отечественной военной техники для зарубежных заказчиков — там ничего нашего из оборудования, как правило, нет, только металлическая коробка. Для российских производителей и это хорошие заказы, они позволяют выжить, но если смотреть стратегически — идет не интеграция, а интервенция. сборка отражает наше место в мировой системе производства новых видов оружия. Совершенно очевидно, что проблемы российского ОПК невозможно решить без наличия четкой государственной стратегии в области внешней и внутренней оборонной политики. С 2014 года в Российской Федерации начала действовать новая Государственная программа вооружений (ГПВ), рассчитанная на 2014-2015 годы. В основном она нацелена на серийное производство качественной боевой техники нового поколения.

Выполнение первого этапа новой ГПВ с 2014 по 2010 год совпадает с активной фазой реформирования оборонного комплекса. Важнейшей задачей здесь является создание интегрированных структур и казенных предприятий. К 2010 году предполагается создать 40-45 холдингов, что составит 46% предприятий оборонной промышленности. Всего в сводном реестре числится 1265 предприятий и учреждений ОПК — заводы, НИИ, КБ.

К 2015 году планируется оснастить новыми или модернизированными образцами техники 45 танковых батальонов (из них 22 батальона — новыми танками), 173 мотострелковых и парашютно-десантных батальона (4109 БМП и БМД, 3008 БТР всех типов), пять ракетных бригад (60 ракетных комплексов «Искандер»), 9 зенитно-ракетных частей (18 дивизионов зенитно-ракетного комплекса С-400). За этот период в войска должны поступить 116 новых и 408 модернизированных авиационных комплексов фронтовой авиации, 156 новых и 372 модернизированных боевых вертолетов, 34 новых и 159 модернизированных комплексов дальней авиации. Запланирован ввод в боевой состав Военно-морского флота РФ двух многоцелевых атомных подводных лодок и четырех дизельных субмарин, 12 боевых надводных кораблей и пяти боевых катеров различных проектов [14].

Таким образом, ОПК всегда играл ключевую, системообразующую роль в экономике нашего государства и в жизни целых регионов страны.

Последние годы были трудными для оборонного комплекса страны. И дело не только в сокращении военных расходов. Процесс структурных реформ в ОПК в отличие от многих других отраслей экономики шел медленно и противоречиво.

Структура оборонно-промышленного комплекса, к сожалению, все еще архаична, не отвечает современным военно-политическим задачам государства. Очевидно, что государство должно провести детальную инвентаризацию этой отрасли и четко сформулировать и свои интересы, и свои приоритеты в сфере ОПК.

Необходима обоснованная программа интеграции оборонно-промышленного комплекса в рыночную инфраструктуру, повышение экономической привлекательности ОПК. Это позволит привлечь негосударственные инвестиции, в том числе и иностранные. Конечно же с учетом всех требований, предъявляемых к проблемам национальной безопасности.

3. Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса в России

Об остроте потребности в модернизации предприятий ОПК свидетельствуют следующие данные. На начало 2011 г. износ основных фондов ОПК оценивается в 80%. Технологическое оборудование ОПК, имеющее возраст более 10 лет, составляет около 85 %, а старше 20 лет — 60 % от общего количества оборудования. Удельный вес амортизационного износа в целом по основным производственным фондам составляет свыше 50 %, по активной части — 75 %. Доля оборудования, имеющая прямое отношение к исследованиям и разработкам, сократилась за последние шесть лет с 69,3 до 35 %. Фондовооруженность российских научных сотрудников (отношение общей стоимости основных фондов предприятий ОПК к суммарной среднесписочной их численности) в 25 раз ниже американских и в 15 раз ниже европейских.

Если рассчитать долю инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, то в 2003 г. значение этого показателя по регионам, где заметны позиции ОПК, окажется явно незначительным. Например, в Москве — 3,25 %, Московской области — 2,39 %, Тульской области — 0,41 %, Воронежской области — 2,26 %. Одна из причин низкой динамики обновления производственного аппарата предприятий ОПК — недостаточность финансовых ресурсов, которая имеет многофакторную детерминацию.

Таблица 3.1. Расходы на оборону в 2002-2013 годах [8, с.52]

ГодыРасходы на национальную оборону (млрд. руб.)Процент оборонных расходов от общих расходовРост оборонных расходов по сравнению с предыдущим годом (%)Средства на закупки военной техники и вооружений (млрд руб.)Процент от военного бюджета (%)2000140,916,5-42,915,62001214,718,052,45221,82002284,214,632,47933,22003344,514,721,4118312011411,515,519,414835,82012529,117,428,6186,935,32013 (прогноз)667,315,626,128342,4

Можно констатировать, что после завершившейся в стране широкомасштабной приватизации, ОПК сохранился как комплекс с доминирующей долей государственной собственности и относительно широкими возможностями для прямого государственного воздействия. В настоящее время изменения структуры собственности в ОПК осуществляются в рамках реализации федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2013 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 713. По оценкам специалистов предполагается, что в результате дальнейшей приватизации оборонный комплекс разделится на две части: 1/3 предприятий останутся государственными, а 2/3, в конечном счете, окажутся частными и смешанными.

Снижение доли государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе связано с действием ряда факторов. Во-первых, такой процесс обусловлен потребностью в повышении эффективности ОПК. Во-вторых, заметно влияние общемировой тенденции сближения военного и гражданского секторов экономики, что находит свое отражение в современных военно-экономических концепциях. В-третьих, важным фактором, обусловливающим расширение масштабов негосударственного сектора в ОПК, является глобализация военно-экономической деятельности. Она проявляется в развитии форм сотрудничества (передача технологий, выполнение субподрядных работ и др.), которое, безусловно, имеет меньшее число ограничений в частном секторе оборонной промышленности, чем в государственном [10, с.63].

Принципиально важным моментом институциональных перемен в системе хозяйствования ОПК является появление и развитие интегрированных структур, участниками которых являются субъекты государственного и частного секторов российской экономики.

Важная задача, которую должны решать интегрированные структуры, разработка и освоение новых технологий, производство конкурентоспособной на мировых рынках гражданской и военной продукции. Решение такой задачи позволит создать условия для развития инновационных процессов, долгосрочных межотраслевых связей, повышения адаптационных возможностей крупных производств, появления новых «точек роста».

В институциональном плане речь идет, прежде всего, о создании совместных предприятий, организации стратегических альянсов. Такое сотрудничество важно для нашей страны не только в области продаж готовых вооружений. Оно необходимо для того, чтобы не отстать от технологически развитых стран. Его следует осуществлять преимущественно на основе разработки и производства совместного продукта, а не продажи технологий или технических решений. Только в этом случае возможны и конкуренция, и альянс с развитыми странами на рынках вооружений и военной техники.

Огромные социально-экономические трудности рыночных преобразований в России, законодательная и экономическая неразбериха 1990-х годов нанесли сокрушительный удар по научным центрам и серийным промышленным предприятиям отечественного оборонно-промышленного комплекса. Немало известных экспертов предрекали, что российскому ОПК уже не достичь мирового уровня производства продукции и изделий оборонного назначения. Однако он по-прежнему жив и настойчиво преодолевает существующие проблемы [14].

Ситуация по-прежнему тяжелая. Многие эксперты и аналитики, да и сами представители оборонной промышленности называют ее кризисной и при этом сравнивают объемы производства в советский период нашей истории и нынешние. Это не совсем корректно. Россия не в состоянии тратить на вооружения такие средства, как Советский Союз. Нам не нужно такого количества оружия. К тому же понятие «кризис» подразумевает падение производства, а у нас оно в последнее время все-таки растет. За семь лет с 2000 по 2014 год прирост промышленного производства ОПК в целом составил почти 70%. Другое дело, что в базовом 99-м году из-за многочисленных причин и проблем он опустился чуть ли не до нулевого уровня. Для Российской армии ОПК практически не выпускал продукцию, а поставлял технику и оружие в последние годы в основном для вооруженных сил стран — партеров по военно-техническому сотрудничеству.

Правда, последние годы быстрыми темпами рос выпуск гражданской продукции. Но количественные показатели по ряду основных ее видов вызывают серьезные опасения. Так, объемы выпуска гражданской продукции авиапрома в 2014 году выросли на 12,4%. Однако все авиастроительные предприятия России произвели всего лишь 17 гражданских самолетов. Состояние с загрузкой производственных мощностей катастрофическое. И исправить его только за счет увеличения гособоронзаказа явно не удастся. Кстати, это подтвердили показатели 2014 года. Финансирование ГОЗ было увеличено более чем на 7%, а объемы производства военной техники и вооружений сократились почти на 5%. Хотим мы того или нет, ОПК придется избавляться от части предприятий с тем, чтобы обеспечить максимально полную загрузку оставшихся. Эту проблему можно решить только рыночными методами, например, посредством федеральной целевой программы создания мощных оборонных холдингов.

Если говорить о тех холдингах, которые уже созданы, то они работают весьма успешно. Посмотрите финансово-экономические показатели хотя бы того же концерна ПВО «Алмаз-Антей» или холдинговой компании «Сухой». Интеграция в оборонных и высокотехнологических отраслях — естественный процесс, свойственный всем развитым экономикам. Из предусмотренных к созданию в 2002-2014 годах 75 интегрированных структур полностью сформированы, к сожалению, лишь только три [11, с.67].

В начале 90-х годов, когда Россия открыла себя мировому рынку, отечественная промышленность пережила глубокий кризис во многом как раз из-за неспособности выпускать конкурентоспособную продукцию. Но эта ситуация, судя по темпам развития экономики и объему экспорта готовой продукции, постепенно исправляется.

В отношении ОПК заметим, что как в советские времена, так и по сей день он является, пожалуй, единственным анклавом в нашей промышленности, который, аккумулируя передовые научно-технические достижения и определяя эффективность функционирования высокотехнологичных сфер экономики нашей страны, способен выпускать, и это реально делает, высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию. Автомат Калашникова до сих пор считается одним из лучших образцов стрелкового оружия. Зенитный ракетный комплекс С-300 с обтекателями из кварцевой керамики, даже по оценкам западных экспертов, по эффективности поражения не имеет себе равных в мире. И истребители, что ни говори, делать российские конструкторы и заводы пока не разучились. За рубежом нашу военную технику оценивают по достоинству. Об этом свидетельствует объем ее поставок за рубеж, который с 1999 года непрерывно увеличивался, достигнув в 2015 году 5,8 миллиарда долларов. Конкурентоспособность российских вооружений и военной техники очевидна.

В то же время большую тревогу вызывает конкурентоспособность гражданской продукции ОПК, особенно авиатехники. Дело даже не столько в несоответствии, скажем, комфортабельности салона авиалайнера мировым стандартам. Мы способны сделать самолеты комфортными, но, к сожалению, это значительно повысит их себестоимость при нынешнем небольшом выпуске машин отечественными заводами. Проблема, в маркетинге, послепродажном, сервисном обслуживании отечественных авиалайнеров, которых, можно сказать, практически не существует. Однако выход из сложившейся ситуации есть. Авиапрому нужна поддержка на государственном уровне, чтобы поднять отрасль и сделать продукт конкурентоспособным. Тем более что это вполне возможно. Конечно, наши производители уступают по ряду характеристик зарубежным фирмам, но это отставание пока не критично.

В России принят закон по государственному оборонному заказу. Однако, по мнению специалистов, нет четкой политики в его реализации [14].

Удорожание стоимости военной продукции по сравнению с контрактной является проблемой, которая постоянно угрожает недовыполнением ГОЗа. Отчасти это объясняется инфляцией, но отчасти и естественным стремлением предприятий включить в цену готовых изделий расходы на поддержание тех же незадействованных мощностей. С этим, безусловно, надо что-то делать, и соответствующие решения сейчас вырабатываются. Одно из них заложено в Федеральном законе «О государственном оборонном заказе». Это распределение контрактов по ГОЗу на конкурсной основе. Задача им правильно воспользоваться: сделать такие конкурсы более прозрачными, четко и в срок принимать по ним решения.

Российскому ОПК, несмотря на затянувшийся кризис, как и раньше, принадлежит важнейшая роль в государстве. Оборонный комплекс с его высокотехнологичными отраслями, выполняющий свыше 75% научно-исследовательских опытно-конструкторских работ, способен стать отправной точкой для развертывания инновационной деятельности в России, опорой для подъема экономики страны. Не вызывает сомнений и способность ОПК развернуть серийное производство современных систем вооружения. Но действительно качество отечественных вооружений и военной техники оставляет желать лучшего. Причина — в снижении внимания к этой проблеме и нашей оборонной промышленности в целом еще в начальный период перестройки. Переориентация российских общественно-экономических отношений на рыночные поставила ОПК на грань выживания. Стагнация НИОКР, инноваций и производства вообще была вызвана как общим спадом в экономике, так и практически прекращением со стороны Минобороны оснащения российских Вооруженных сил новой техникой. А ведь именно госзакупки стимулируют производство в ОПК, снижают его риски и степень зависимости от спроса на мировом рынке и в итоге повышение качества выпускаемых оборонпромом вооружения и военной техники [11, с.76].

Системный кризис ОПК потребовал принятия неотложных мер. И они были определены распоряжениями президента РФ и правительства РФ. В основу этих мер в 2001 году были положены документы, обозначившие перспективы развития ВПК. Это «Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2013 годы)». Во многом благодаря им в последние 3-4 года финансирование в целом стабилизировалось, обозначился ежегодный рост гособоронзаказа. В числе последних конструктивных решений следует отметить сокращение в этом году доли НИОКР в ГОЗе в пользу увеличения серийных закупок вооружения и военной техники, что, несомненно, послужит стимулом для производства, в частности, увеличит оборотный капитал предприятий, так необходимый для перевооружения производственных мощностей и, следовательно, повышения качества продукции и производительности в целом.

Итак, на сегодняшний день первоочередной мерой, должна стать системная государственная поддержка ОПК. При этом национальную оборону надо обеспечивать не по остаточному принципу, как было все эти годы, а по ее потребностям в вооружениях и военной технике. Очевидна также необходимость разработки конструктивной госпрограммы вооружения до 2015 года, предусматривающей качественное переоснащение военной организации РФ. Государству следует выработать и проводить взвешенную политику по сохранению кадрового потенциала, уникальных технологий, технологической независимости нашей страны. Несомненно, все перечисленные меры будут способствовать и повышению качества продукции ВПК.

Заключение

Оборонно-промышленный комплекс представляет собой подсистему экономики, выполняющую комплекс взаимосвязанных видов деятельности, в числе которых: разработка и внедрение научно-технического обеспечения военного производства; производство и поставка военной продукции для государственных нужд; сбыт военной техники и вооружений на мировом рынке ВВТ; оказание услуг по ремонту и обслуживанию военной техники, подготовке, переподготовке, повышению квалификации военных кадров.

К особенным чертам российского ОПК, выявленным в процессе исследования, следует отнести: устойчиво воспроизводимую высокую долю государственного сектора в производстве продукции; разнообразие видов деятельности, организационно-правовых форм, обусловливающее дифференциацию возможностей государства по управлению структурными звеньями ОПК; сложившуюся территориальную конфигурацию, которая отличается: сосредоточением основной доли предприятий ОПК в Центральном федеральном округе; концентрацией оборонных предприятий в ограниченном перечне субъектов, входящих в федеральные округа; значительным разбросом значений долей субъектов РФ в количестве предприятий ОПК; специализацией субъектов РФ; включенностью части оборонных предприятий в социальную инфраструктуру.

В составе функций ОПК, реализуемых в социально-экономической системе страны и регионов, целесообразно выделение внутренних, ориентированных на интересы ОПК и его структурных звеньев, и внешних, удовлетворяющих потребности социально-экономической системы в целом.

В первой группе выделены функции: организационная; стимулирующая; ресурсная. Ко второй группе отнесены функции: обеспечения национальной безопасности; содействия устойчивому экономическому росту; развития экспортного потенциала страны и регионов; инновационная; социальная.

В составе ключевых направлений развития ОПК регионов выделяются: обновление производственного аппарата комплекса; оптимизация масштабов государственного сектора в ОПК; регулирование социальных последствий экономических циклов; активизация региональной политики федерального центра, направленной на сглаживание диспропорций в развитии отдельных территорий; рост государственного капитала в передовых, наукоемких отраслях; коммерциализация производства; научно-техническое развитие, вовлечение в процессы международного сотрудничества. Движение в указанных направлениях позволит получить как минимум четыре вида эффектов: направленный мультипликационный, инфраструктурный, рациональное сочетание спин-оф и спин-ин эффектов, эффект кластеризации.

Управление комплексом требует регионализации интеграционных процессов, представляющей собой систему экономических отношений между федеральными, территориальными органами власти и управления и предприятиями, в которых регионы выступают в качестве активных субъектов и реализуют собственные интересы, наряду с национальными и интересами бизнес-структур.

военный экономика промышленный оборонный

Список использованных источников

1.Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об обороне». (в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 223-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 29.06.2011 N 58-ФЗ, от 22.08.2011 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2011), от 07.03.2012 N 15-ФЗ, от 04.04.2012 N 31-ФЗ, от 26.12.2012 N 185-ФЗ) [Электронный ресурс] // http://www.mchs.gov.ru/

.Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 119 «О Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» [Электронный ресурс] http://www.inforeg.ru/

.Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (с изменениями на 19 ноября 2014 года) [Электронный ресурс]http://www.kodeks-luks.ru/

.Положение о Министерстве обороны РФ [Электронный ресурс] http://www.mil.ru/.

.Положение о департаменте оборонно-промышленного комплекса министерства промышленности и энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс] http://www.minprom.gov.ru

.Положение о Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс] http://vpk.rosprom.org/

.Положение об Экспертном совете по проблемам законодательного обеспечения оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс] http://www.mironov.ru/

.Капустина Л.М., Ужицкий А.В. Проблемы и тенденции современного развития оборонно-промышленного комплекса России // Известия Уральского государственного экономического университета. Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 2013. — №2(14).

.Национальная экономика / Под ред. Савченко П.В. — М.: Экономистъ, 2014.

.Ужицкий А.В. Государственная политика РФ в области военно-технического сотрудничества с зарубежными странами// Сборник науч.тр. Второй Международной научно-практической конференции «Экономико-правовые проблемы и перспективы развития уральского региона». Екатеринбург: Издательство УрО РАН, 2013.

.Ужицкий А.В. Тенденции развития оборонно-промышленного комплекса России // Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции «Управление государственным сектором экономики: технологии и инструменты». Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 2015.

.Чистова В.Е. Финансовые аспекты реформирования оборонно-промышленного комплекса / Чистова В.Е. // Финансы. — 2014. — №7.

.Чуклинов С. Оборонно-промышленный комплекс: меры модернизации / Чуклинов С. // Экономист. — 2013. — №10.

.Кириллов Н.Г. Будет ли у России современное вооружение и техника? [Электронный ресурс] // http://www.21mm.ru/item/74/

.Сайт информационного агентства ТС ВПК [Электронный

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3039

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке