Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Образ советской женщины на страницах журнала ‘Работница’ (1977-1985-х гг.)»

Все больше уделяется внимание менее масштабным явлениям, в том числе повседневности, тому, что казалось вполне обыденным и естественным, но при этом только история повседневности способна описать нам атмосферу той эпохи, которую мы изучаем, а также нравы и идеалы людей, их принципы и стереотипы.

Оглавление

Введение

Глава 1. Советская женщина как домохозяйка

1.1 Проблема распределения обязанностей по дому

1.2 Тенденции в кулинарном искусстве

1.3 Механизация и индустриализация домашнего труда

1.4 Журнал «Работница» о проблеме товарного дефицита

Глава 2. Советская женщина в кругу семьи

2.1 Развитие института семьи как общегосударственная проблема

2.2 Проблемы взаимоотношений молодоженов с родителями

2.3 Семейный досуг

2.4 Проблема совмещения карьеры и семьи

Глава 3. Советская женщина в воспитании детей

3.1 Социальные условия обучения и воспитания детей

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

3.2 Вопрос о количестве детей в семье

3.3 Семейное воспитание и его идеалы

Заключение

Список используемых источников и литературы

Введение

Средства массовой информации (СМИ) — важный исторический источник, описывающий или создающий стереотипы, ярлыки того или иного общества, образы, модели поведения. Наряду с этим СМИ обладают мгновенной реакцией на те или иные события и процессы, протекающие в определенном кругу людей, также они способны закладывать в обществе идеологический фундамент, идеи, ценности, формировать общественное мировоззрение. Например, образ советской женщины, а если быть более точным, его идеал создавался и транслировался также с помощью СМИ.

В нашем случае мы рассмотрим один из таких образцов советской пропаганды — журнал «Работница», учреждённый в 1914 г. по инициативе В. И. Ленина для «защиты интересов женского рабочего движения» и пропаганды взглядов рабочего движения. Однако в послевоенные годы во многом переориентировался на освещение социальных проблем. Материалы, касавшиеся охраны материнства и детства, практически вытеснили оперативную политическую информацию.

Актуальность данной научной работы состоит в том, что раньше, в принципе и в нынешнем научном обществе стороны повседневной жизни в отечественной исторической науке казались довольно незначительными, акцент делался на политических, экономических, то есть более масштабных, как считает большинство, проблемах. Но со временем историческая наука приобретает другие ориентиры. Все больше уделяется внимание менее масштабным явлениям, в том числе повседневности, тому, что казалось вполне обыденным и естественным, но при этом только история повседневности способна описать нам атмосферу той эпохи, которую мы изучаем, а также нравы и идеалы людей, их принципы и стереотипы. Наверно, не раз мы замечали, что в современной повседневности часто всплывают фрагменты прошлого (так называемые пережитки), в частности и того, что касается женского населения. Также не раз мы выслушивали высказывания о людях «советской закалки», которым чужды идеалы современной молодежи. Поэтому в данной работе представляется просто необходимым раскрыть суть этого разрыва поколений.

Помимо этого, актуальным является и само изучение источников периодической печати, средств массовой информации, так как они оказывают огромное влияние на людей, формируя их культуру, политический взгляды, а в нашем случае, внушая образ идеальной советской семьи и хозяйства.

К тому же период 1977-1985 гг. относится к так называемой эпохе позднего развитого социализма, концепция отличительных черт которой на сегодняшний день еще размыта. К тому же мало ученых рассматривают ход советской истории в контексте периодов раннего социализма, развитого социализма, позднего развитого, в основном все опираются на периоды правления отдельных советских лидеров, именуя временные рамки своих исследований, как «Хрущевская «оттепель»» или «Брежневский «застой»» и т.д.

Научная новизна данной работы, помимо вышесказанного, заключается в синтезе реальных аспектов жизни женщин с информацией, предоставляемой современными им СМИ, в нашем конкретном случае-это журнал «Работница». Множество исследователей, изучая повседневность, обращаются, в первую очередь, к таким источникам, как статистические материалы, опросы, интервью, архивные данные, мемуары. Мы же решили пойти иным путем, рассмотрев одно из советских периодических изданий. Да, образ советской дамы, предложенный правительственным журналом будет идеализирован, в чем-то преувеличен или преуменьшен, не правдоподобен в полной мере, поэтому его так важно проанализировать; узнать, чем руководствовалась редакция, приукрашивая те или иные факторы повседневности, каковы причины несоответствия публичного образа женщины реальному и т.д.

Проблема исследования: повседневная жизнь советской женщины как хранительницы домашнего очага по журналу «Работница» в период с 1977-1985 гг.

Цель работы: изучить повседневную жизнь советской женщины в кругу семьи на материалах журнала «Работница» 1977-1985-х гг.

Исходя из цели и проблемы, в ходе написания данной работы необходимо выполнить следующие исследовательские задачи:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

1) Рассмотреть содержание ключевых понятий (СМИ, журнал, периодическая печать, поздний развитой социализм, быт, повседневность);

2) Дать характеристику журнала «Работница» как средства массовой информации

3) Выявить тенденцию развития семейных отношений в середине 1970-х — середине 1980-х гг. и ее отражение на страницах журнала;

4) Описать отношение журнала «Работница» к проблемам ведения домашнего хозяйства;

5) Раскрыть характер освещения журналом проблем воспитания детей.

Объект исследования -периодическое издание «Работница» (1977-1985гг).

Предмет исследования: проблемы брака, семейного быта и воспитания детей на страницах журнала «Работница»

Для написания работы по теме мы использовали следующие исследовательские методы: методы анализа литературы по рассматриваемому периоду, анализ нормативно-правовой документации, сравнение различных периодических источников, синтез и т.д. Также в качестве метода для анализа выступает гендерный подход, который предполагает экспертизу социально-исторических явлений с учетом фактора пола.

Степень разработанности проблемы семьи и брака, на мой взгляд, в литературе довольно высока. Но сложно выделить авторов, которые бы отличились уникальностью взглядов на этот счет. Все они, можно сказать, опирались на труды друг друга. Во-первых, наибольшим количеством трудов, посвященной этой теме, отмечаются социологи того времени, которые следили за жизнью женщин в Советском Союзе (Новикова Э.С., Языкова В.С. и Янкова З.А.) и часто писали компиляционные монографии. Также примечательны научные статьи советского социолога А.Г. Харчева, касающиеся брака и семьи в СССР, воздействия научно-технической революции на семью, ну и, конечно, изменение положения женщин к концу 1970-х гг. Примечательным является и вклад Е.Б. Груздеевой, выявившей огромное количество статистических материалов, связанных с образованием, трудоустройством, бытом советских женщин. В основном, эти авторы говорили о том, что быт советских людей данного периода обогащался новым содержанием, у каждого появились новые потребности, многие описывали ряд противоречий, которые вели за собой трудности совмещения женщинами семейной и деловой жизни. Не упускалась и проблема механизации домашнего труда в социологических очерках этого времени, помощи хозяйкам бытовых домов. Советские исследователи уже тогда стали поднимать вопрос об активизации феминистских тенденций в советском обществе; вопросы о том, как женская независимость и сложившаяся ситуация в производственной сфере влияла на семейные быт и отношения.

В начале 1990-х гг. в российской историографии появилось само понятие «повседневность». Первое обращение к повседневной жизни советской эпохи принадлежит Н.Н. Козловой. В своей работе автор уделяет пристальное внимание ценностному миру советского человека, характеристикам его поведения и материальной культуре, окружавшей его, базируясь на материалах частной переписки. Говоря об историографии по изучаемой тематике, нельзя не упомянуть С.Г. Айвазову, которая анализировала соответствие законодательной базы прав и обязанностей советских людей и повседневной реальности, а именно влияние новой Конституции 1977 г. на трансформацию семейных отношений. А.В. Шубин описывает жестокие реалии времен товарного дефицита, стратификационной размытости, противоречий между элитой и остальными, сравнивает советскую экономическую обстановку с западом, что так же является немаловажным в изучении семейного быта и взаимоотношений. Постсоветские и современные исследователи уже начинают обращать внимание и на советские периодические издания («Работница», «Крестьянка», «Московская правда» и т.д.) при изучении повседневных явлений СССР. Однако, что касается специфики отдельно взятого нами периода (1977-1985-х гг.), то он по-прежнему остается малоизученным в рамках института семьи и быта. Также работ, посвященных конкретному советскому журналу, еще не было.

Так что, несмотря на остроту проблемы развития брака и семейного быта для современников изучаемого нами времени, она остается по-прежнему малоизученной на сегодняшний день, тем более в рамках повседневного образа жизни советской женщины. Особенно это касается тенденции развития отношений между мужем и женой и традиций воспитания, которые существовали в СССР.

Что касается понятия «повседневность», то сегодня универсального представления о том, какое значение следует в него вкладывать нет. Каждый исследователь по-своему трактует данное определение. Известный вклад в изучение повседневной жизни людей внес французский историк Ф. Бродель, говоря о том, что «… повседневность — это мелкие факты, едва заметные во времени и пространстве. Иной раз бывает достаточно нескольких забавных историй, для того чтобы разом высветить и показать образ жизни. Эти «мимолетности» к тому же фиксируют от общества к обществу контрасты и несходства вовсе не поверхностные». В нашей же работе под повседневностью будет пониматься поведение советской женщины в условиях позднего развитого социализма, проблемы ее адаптации к современной экономике и законодательству, ее жизненные установки и обычаи, обязанности перед обществом и семьей, также ее режим дня и образ.

Исследуемый нами период уже включает в себя результаты и последствия женской эмансипации, которая происходила и во время хрущевской «оттепели». Конечно, наиболее яркими примерами смены социальной роли женщины являются жительницы, в первую очередь, крупных промышленных городов, поэтому и акцентировать внимание мы будем на них; более того журнал «Работница» освещал повседневность именно таких регионов, так как они мобильнее реагировали на изменения, происходящие в советском обществе в целом, в том числе экономике, культуре, политике и т.д. Что касается возрастного ограничения, то женщины среднего возраста являются наиболее предпочтительным объектом изучения, так как они уже обзавелись семьей и являлись участницами советского производства.

Источниковая база данного исследования представлена материалами разного типа. Главным источником является журнал «Работница».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Кроме того, одной из групп используемых источников являются нормативно-правовые акты, то есть советское законодательство 1977-1985-х гг. по вопросам семьи и брака, так как именно закон отражает приоритеты всего общества.

Использование статистических материалов способствовало проведению сравнительного анализа данных журнала и социологических исследований. Одним из наиболее ценных источников информации по рассматриваемой теме стала периодическая печать. Именно периодические издания служили самым доступным транслятором и пропагандистом государственной политики в различных областях жизни советского государства. Очень информативным и перспективным источником для изучения истории повседневности являются местные газеты. В контексте данной работы мы просмотрели газеты промышленных центров СССР, в которых проблема трансформации семейных отношений была наиболее злободневной («Московская правда», «Тюменская правда», «Комсомольская правда», «Сибирские огни» и т.д.) К тому же, как мы знаем, газетная периодика быстрее откликается на все происходящие в стране события и несет на своих страницах не только информацию о жизни страны и региона, но и о настроениях людей.

Особую группу источников составляют мемуарные произведения. Несмотря на субъективизм трактовок и оценок, они позволяют лучше узнать изучаемый отрезок истории.

Таким образом, в данной работе помимо семейных традиций и быта затрагиваются и другие различные сферы жизни, причем не только женщин, но и всего советского народа в целом. Только благодаря комплексному анализу всех этих составляющих мы способны воссоздать нужный нам образ женщины-хозяйки и матери, используя разного рода источники, монографии и аспекты ее жизни.

Глава 1. Советская женщина как домохозяйка

1.1 Проблема распределения обязанностей по дому

советский женщина семья

В соответствующих статьях Конституции утверждалось, что статус любого советского гражданина, независимо от его пола, определен двумя его главными функциями — «труженика» и «семьянина». Поэтому одной из центральных тем этой главы будет тема равномерного распределения семейных обязанностей между супругами. Статья 35 Конституции 1977 г. провозглашала: «Женщина и мужчина имеют в СССР равные права.

Осуществление этих прав обеспечивалось предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, в вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей». Но готово ли было советское общество отказаться от «классического» советского понятия «женщина-мать», а с другой стороны — признать в мужчине полноценного члена семьи, отца, имеющего те же, что и женщина, права, связанные с рождением и воспитанием детей. К пониманию такой проблемы постепенно приходили участники многочисленных дискуссий, охвативших к концу 70-х годов все страны так называемого развитого социализма. В центре обсуждения находились темы о «назначении» каждого из полов, о роли и месте женщины в обществе, о традициях и их влиянии на современную семью.

Как мы понимаем, наличие одинаковых прав не обеспечивает еще подлинного равенства женщин и мужчин. Равенство не только в труде, но и в быту является обязательным условием становления подлинного равноправия женщины, достижения ее фактического равенства с мужчиной. По оценке З. А. Янковой, советского социолога, изучающего проблемы семьи, в среднем в 35-55% семей имелось полное или частичное распределение домашнего труда между членами семьи, при этом необходимо учитывать, что социологические исследования и их публикации на то время могли быть приукрашены в связи с активной пропагандой и принципиально отличающимся менталитетом советского исследователя и нынешнего.

Над средней советской семьей постоянно витала тень бедности, помноженная на постоянный дефицит абсолютно всех товаров. Чтобы советская семья могла существовать, приходилось работать и мужу, и жене, даже при наличии очень маленьких детей. Домашнее хозяйство в основном вела женщина. В итоге ее обычный день складывался из 8 часов работы вне дома, не включая поездок от дома до работы (а в Москве на них приходилось в среднем 1,5 часа) и времени, отведенного на работу по дому. «Хлопотливы наши обязанности по дому. Мы и повара, и портнихи, и уборщицы, и экономисты, и художники»,- так высказывается одна из читательниц журнала.

На ведение домашнего хозяйства в стране расходовалось 274,5 млрд часов в год. В среднем у городской женщины домашний труд занимал от 3ч 48 мин до 4 ч 42 мин в день. У мужчин же такая работа умещалась в 1-2,5 ч в день. Такие данные приводятся в одной из журнальных статей. Так мы можем заметить, что волновало редакцию «Работницы» в первую очередь. Несмотря на то, что журнал был правительственным и обладал явным идеологическим давлением на читателей, все же злободневные проблемы он ставил ребром. Давайте подумаем, смелость ли это авторов рубрик, или же очередной заказ социалистической машины?

Для начала стоит обратить внимание на редакторат журнала, а это в большинстве своем женщины, которые не понаслышке были в курсе существующих проблем гендера. Далее, стоит подумать о целях и задачах статей такого характера от лица государства. Несложно догадаться, что все больше советская экономическая политика и социальная старались завлечь представительниц слабого пола в развивающееся производство, сделать их непосредственным участником этой движущей силы. «Работница» так и кишел статьями об автоматизации работы на заводах, об улучшении производственных условий специально для женщин, увеличении количества мест в дошкольных учреждениях и строительстве учреждений дополнительного образования. Все эти статьи как бы внушали читательницам скинуть все свои домашние хлопоты на дома быта и бытовые новинки (стиральная машина, электромясорубка, соковыжималка и т.п.) детей раскидать по школам и детсадам, а самим идти с полной уверенностью и спокойствием на работу. Также из-за высокой нагрузки на женщину в связи с домашней работой снижалась и удовлетворенность браком, а как мы знаем одной из задач социальных учреждений того времени была укрепить семейный институт, брачные отношения.

Но тем не менее, одна из статей говорила о такой проблеме, как об исключительных случаях, которые нужно исправлять, а не повсеместном конфликте: «Исследования показывают, что в 1/3 советских семей все члены участвуют в домашних делах. В каждой второй семье муж и жена по очереди готовят, убираются и т.д.»,- что в принципе расходится с данными представленными чуть выше о ведении домашнего хозяйства в стране в целом.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Как вы поняли, проблема распределения домашних обязанностей между мужем и женой затрагивалась в журнале не раз. Авторы статей, посвященных данной теме, говорили о том, что женщины писали в редакцию множество писем о том, что они не удовлетворены той помощью по дому, которую получают от мужей. При опросе появлялись и такие, которые считали, что «мужчинам зазорно заниматься женскими делами», это конечно же большая часть мужчин и пожилых женщин (преимущественно свекровей). Как и в большинстве статей «Работницы» здесь автор пытался сгладить неравенство полов в быту социально-политическим равенством, приводя в доказательство проценты занятости советских женщин в народном хозяйстве, проценты женщин со средним образованием и количество женщин-специалистов. Однако стоит заметить, что увеличение трудовых нагрузок в общем производстве не сопровождалось сокращением часов ухода за семьей и домом и повышением качества бытовых услуг. Но, конечно, нельзя не отметить сокращение рабочей недели до 41 ч. и увеличение отпуска. Что самое интересное, автор статьи «Тебе половина — и мне половина» писал о «новом жилье, оборудованном такими удобствами, как газификация и техника», газификация жилья — это абсолютный плюс, но как купить технику в условиях дефицита товаров…

В общем согласных женщин на то, чтобы быть «прислугой» становилось все меньше и меньше.

Вслед за этим в «Работнице» публикуется статья — пример семьи, где быт доставляет в том числе и положительные эмоции. Например, как здорово, когда «всей семьей лепят пельмени», это наводит на мысль о единстве и взаимопомощи. Но даже при таком «веселье», жена жаловалась на потерянные увлечения молодости. Большинство советских работниц выражались примерно таким образом: «Моя жизнь укладывается в два слова: семья-работа». Безусловно, эти слова нельзя назвать жалобой; они, прежде всего подчеркивают ценностные ориентиры советского общества, но и щепотка жалости к себе в них тоже имеется.

Многое можно изъять из рассказов, которые публиковались в каждом выпуске журнала. Да, возможно, они основаны не на реальных событиях, а исключительно на фантазии автора произведения, но эти рассказы способны отразить реалии повседневной жизни людей. Так один из рассказов описывал выходной день обычной советской женщины: «Сегодня можно не бежать сломя голову на кухню, обдумывая по пути, что лучше приготовить на завтрак. Не нужно вытаскивать из постели Светку, ставить её перед умывальником и повторять таблицу умножения, одновременно расчесывая её короткие волосы… Не нужно торопливо рыться в шкафу, выискивая чистую сорочку для мужа… Сегодня не надо забегать ни в прачечную, ни в булочную, ни в мастерскую-никуда…Не надо даже на работу бежать, наспех в лифте подкрашивая губы и ресницы. Сегодня суббота. Отдых…Можно просто лежать и просматривать вчерашние газеты… А то не только телевизор, но и поесть некогда бывает. Не говоря уже о том, чтобы в парикмахерскую выбраться один раз в месяц».

Таким образом, мы видим, что, несмотря на все стремление руководства СССР изменить законодательную базу и социологическую в отношение женщин, все равно прекрасная половина Советского Союза была перегружена ответственностью. К тому же помимо хранительниц очага они стали исконными передовиками производства, и так встал вопрос о выборе между карьерой и семьей.

Современная женщина стремилась кормить семью «по науке», ей были подвластны тайны домашней бухгалтерии и бытовой химии, она прекрасно управлялась с современными машинами и механизмами, облегчающими ее работу по дому.

Всем известно, какую популярность среди женщин приобрело кулинарное искусство. В женских журналах сюжеты, относящиеся к моде и одежде, нередко уступали место взаимному обмену «рецептами» приготовления новых блюд, тортов, салатов.

В этом явлении отражается не только повышение запросов в отношении качества и разнообразия пищи, что в условиях роста материального и культурного уровня жизни советского народа вполне естественно и закономерно. Не менее важно, что приготовление пищи зачастую выходило за границы желания женщины просто хорошо и вкусно накормить, потому что это нужно для восстановления сил и здоровья членов семьи. Накормить — угостить, накормить — порадовать, накормить — собрать за столом всю семью, а часто и друзей — ради этого творила женщина — мать и хозяйка дома — свое очередное блюдо, не боясь расплатиться за это дополнительным трудом, временем, силами.

Поэтому в «Работнице» нередко публиковались оригинальные рецепты разных блюд. В окружении таких кулинарных изысков начинала подниматься проблема и правильного питания, так как в погоне за экзотикой женщины все чаще злоупотребляли в приготовлении жирными продуктами и сахаром.

К тому же известна проблема ухудшения аппетита у детей, из-за которой женщинам тоже приходилось прибегать к хитрым уловкам в кулинарии, украшая детские блюда по сюжетам различных мультиков и сказок. Однако редакция журнала далеко не одобряла такую политику питания, так как это делало детей избалованными, изысканная еда становилась для них привычкой, чего они, увы, оценить не могли.

1.3 Механизация и индустриализация домашнего труда

Для начала описания проблемы стоит разобраться в понятиях механизации и индустриализации быта. Механизация быта — это снабжение дома различными предметами бытовой техники, которые экономят ресурсы и время домашних для работы по дому. К таким предметам можно отнести посудомоечную машину, стиральную машину, холодильник и т.д. Индустриализация быта включает в себя и его механизацию, а также появление таких организаций, как дома быта, химчистки, которые берут часть домашней работы хозяев на себя.

Несмотря на прогресс технологический и социальный, часть женщин отдавала предпочтение так называемой «малой механизации», то есть оснащению дома бытовыми приборами, придавая меньшее значение индустриализации быта, которой отводилась в основном вспомогательную роль. Это обусловлено рядом причин. Нередко предприятия бытового обслуживания находились далеко от дома, не могли удовлетворить всех желающих, что создавало очереди, на которые уходило много времени. Не все услуги этих предприятий пользовались популярностью у населения из-за невысокого качества выполнения.

Наибольший спрос существовал на те услуги, которые не могли быть выполнены своими силами. Это, прежде всего, относится к химической чистке одежды, пошиву верхней одежды, ремонту обуви, квартир и т. д.,- такое мнение исходит от лица историков, занимающихся данным периодом. Но что же мы видим на страницах журнала: «Несмотря на то, что сейчас почти в каждом доме имеется стиральная машина…, трудно найти семью, которая обходилась бы без прачечной». По информации, предоставленной в журнале, в прачечные сдавались различные виды одежды (от постельного белья до халатов и рубашек). Таким образом, редакция скорее всего старалась повысить престиж домов быта, несмотря на их несовершенство.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Покупательский спрос не удовлетворялся, также многие хозяйки были недовольны качеством товаров бытовой техники. «За десять лет — пятую машину», «Все эти машины не помощницы в доме, а мучительницы»,- негодовали героини журнала. Трудно в то время было найти в магазине и новые модели, не говоря уже о лидерах спроса, за которыми народ выстраивался в очередь. Несмотря на это женщины все же ждали машины для уборки и чистки ванны, электропосудомойку, даже электрокартофелечистку и не боялись потратить деньги, которые им пока не на что было тратить.

Тем не менее, журнал все равно делал публикации о бытовых новинках. Например, в одной из статей советовалось готовить в термосе вместо плиты. Но если такого термоса читательница найти не смогла, то ей давалась инструкция по сооружению такого оборудования из деревянного ящика. И это не единственный пример такого креативного быта. Во многих домах появилась скороварка. Многие из нас считают ее изобретением современности, но даже у советских хозяек 1980-х гг. такая вещь на кухне служила уже около 20 лет. По всей видимости советская женщина — не приверженец однообразия в быту. Она с нетерпением ждала новых изобретений и помощников на кухне.

Большинство опрошенных женщин социологами изучаемого нами периода высказалось за дальнейшее совершенствование бытового обслуживания, за повышение качества предоставляемых услуг. По их мнению, питание семьи в столовой обходилось дороже, чем дома (более 50 процентов опрощенных), не давало выигрыша ни во времени, ни в качестве пищи — «Невкусно готовят» (30 процентов опрошенных). Кроме того, меню в столовых не было рассчитано на семейные обеды: в нем не учитывались детское питание, питание для пожилых людей и т. п. Помещения столовых, режим их работы также не способствовали тому, чтобы их посещали семьями. Только 0,8 процента опрошенных работниц не пользовались столовой потому, что им нравилось готовить еду самим.

1.4 Журнал «Работница» о проблемах товарного дефицита

Историками отмечается, что общество «реального социализма» отличалось значительным имущественным неравенством, но идея социального равенства была одним из основополагающих коммунистических мифов. Свыше 250 руб. на члена семьи получали в 1980 г. 1,8% населения, 150-200 руб. -17,1, 75-150 руб. — 55,9, менее 75 руб. — 25,8%. «Средние слои», т.е. специалисты и хорошо (по советским меркам) оплачиваемые рабочие составляли большинство населения.

При этом цены не стояли на месте. В 1980-1985 гг. цены на мясо выросли на 5%, на колбасные изделия — на 13%, на рыбу — на 2%, на сыр и брынзу — более чем на 3%, фрукты и бахчевые культуры — более чем на 21%. В то же время цены на животное масло, яйца, сахар, крупу не изменились (если не считать такой фактор инфляции, как быстрое развитие сети кооперативных магазинов, в которых цены были выше, а уровень дефицита — меньше). В то время как цены на хлопчатобумажные ткани выросли почти на 30%, цены на шерстяные ткани упали почти на 5%. Если цены на радиоприемники возросли на 5%, то на цветные телевизоры — упали на 9%. Средний индекс инфляции в 1980-1985 гг., рассчитанный по 37 показателям, составил 6%. Таким образом, с учетом инфляции доходы населения выросли на 5%. Однако в условиях дефицита на товары широкого потребления этому росту еще нужно было найти применение. По данным западных специалистов, советская женщина ежедневно преодолевала в среднем 12-13 км в поисках необходимых семье продуктов и товаров.

Вопреки более поздним журналистским штампам, в СССР было обеспечено поддержание благосостояния на уровне среднеразвитых стран (а по ряду показателей и выше) и некоторый минимум прав и свобод. Однако завышенное представление населения о месте их страны в мире, генерируемое пропагандой, в том числе журналом «Работница», и начавшийся в конце 70-х гг. структурный кризис индустриального общества (как отмечает, например, постсоветский историк А.В. Шубин) «включающий экономическую, социально-политическую, психологическую, этнодемографическую, экологическую и даже геополитическую составляющие», предопределили нарастание недовольства, которое в период перестройки вышло на политическую авансцену. Обстановка психологического недовольства способствовала быстрому распространению соответствующей информации, даже когда телевидение, радио, газеты, журналы, как мы уже заметили, сообщали прямо противоположное. Недовольство условиями собственной жизни превращалось (пока у меньшинства) в недовольство системой. Растущая дистанция между социальными ожиданиями, планкой людских потребностей (не только материальных, но и духовных) и реальностью приводили к резкому возрастанию уровня готовности к социальному действию, чего мы абсолютно не находим на страницах журнала.

Да, конечно, в «Работнице» затрагивалась тема товарного дефицита, но очевидцы высказывались об этом с полным смирением. Многочисленные хозяйственные рубрики-советы предлагали, например, клей сделать из творога и нашатырного спирта, ослабившийся гвоздь закрепить с помощью мокрой газеты и т.д. Но в высказываниях героинь журнала мы не видим никаких антисистемных настроений, не чувствуется даже и толика кризиса социалистического общества. Дефицит воспринимался как должное, и никто и не смел взглянуть одобрительным взглядом в сторону капитализма.

Таким образом, уже в первой части нашего исследования мы можем отметить неполное соответствие журнальных публикаций существующим реалиям. Конечно это было одним из рычагов сохранения позитивного настроя читателей по отношению к государственной политике и социализму в целом.

Глава 2. Советская женщина в кругу семьи

2.1 Развитие института семьи как общегосударственная проблема

В СССР, по данным статистики, на долю молодых матерей (до 30 лет) приходилось к началу 80-х годов 3/4 всех рождений. Создание семьи, рождение детей вносили глубокие изменения в их жизнь. Гораздо более глубокие, чем в жизнь их партнера по браку. В этот момент они, как правило, впервые обращали внимание на неравное положение полов, на дискриминацию женщин, с которой они не сталкивались прежде, дискриминацию, вызванную, по всеобщему мнению, естественной спецификой их пола. Муж, со своей стороны, чтобы компенсировать ее домашнюю загруженность, а также недостаток ее заработной платы, чтобы поддержать семью материально, интенсивно работал. Начинался стремительный рост его карьеры, продвижение по службе. Росли его знания, навыки и одновременно заработная плата. Его время становилось более «дорогим», чем ее. Когда ребенок подрастал, и женщина выходила на работу, груз домашних обязанностей сохранялся за ней — ведь ее время «дешевле», чем время уже продвинувшегося в карьере мужа. Таким образом разрыв между ними расширялся.

Для советской семьи, как городской, так и сельской, также характерно сближение уровня зарплаты мужа и жены. Это, конечно же, влияло и на их взаимоотношения. В эту инстанцию начинало вмешиваться и государство, таким образом, навязывая профсоюзам новые функции. Статья «Наберите 04» в рубрике «Семейные страницы» поднимала следующие вопросы: какую практическую помощь оказывало семье предприятие или учреждение, где женщина работала, какой помощи от них ждали, если женщина училась, заботился ли её институт о жилищных условиях, быте молодой семьи, велась ли в рабочем общежитии какая-то работа по подготовке молодёжи к супружеству? Удивительное явление описывалось в данной статье. На 1982 год такая служба и её реализация в стране были только на уровне обсуждений. Возможно, в некоторых заводах такая организация и действовала, но сложно определить насколько эта тенденция была широка.

В 1979 Днепровский машиностроительный завод был уже гостем «Семейных страниц», где рассказывалось об исследованиях его социологов и психологов, о внимании к проблемам семьи руководителей предприятия. Эта публикация вызвала большой отклик со стороны читательниц «Работницы», которые после активно начали писать различные отзывы об этой службе, рекомендации и пожелания к работе. «Служба семьи» подразумевалась не только, как организация, которая занималась привычными для всех профсоюзными заботами о детских дошкольных учреждениях и пионерлагерях, о семейном отдыхе и облегчении быта работающей женщины; она подразумевала ещё и целый комплекс мер, рассчитанных на укрепление семьи, на помощь работникам предприятия в правильном воспитании детей, в собственном духовном росте. К тому же в любом производственном подразделении СССР, о чем заявлял журнал, имеются данные и о семейном положении их работников и типах их семей. Даже в детских садах существовали «университеты педагогических знаний» для родителей.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Таким образом, на повестку дня вставал вопрос о подготовке молодых людей к семейной жизни, начиная со школы. Начинали организовываться клубы в вузах, заводах и фабриках. Поначалу формой воздействия таких клубов были лекции-беседы, но молодежь больше привлекали диспуты, диалоги, свободный разговор. Прежде всего они были озадачены такими вопросами: «Кто должен уступать? Хорошо ли иметь каждому свой круг друзей? Обязан ли муж варить обед, мыть посуду, стирать белье»? -, но авторы таких рубрик о семейных проблемах пытались убедить читателя, что главное — это не быт, а совместимость и духовный контакт супругов.

Также одной из пропагандистских политик таких клубов являлось внушение идеи того, что «дети-это счастье». Отсюда можем сделать вывод, что в СССР к 1980 г. обострилась проблема с деторождением вообще. Скорее всего этому предшествовало обострение карьерных амбиций советского народа и переход интересов в пользу частных, многие начинали стремиться уже к саморазвитию и быть нужным, прежде всего, вне пределов дома.

2.2 Проблема взаимоотношений молодоженов с родителями

Остро реагировали на чужую беду читатели журнала в рубрике «Семейные страницы». Редакционные письма пронизаны желанием вмешаться, посочувствовать, дать совет. Одной из самых актуальных тем того времени являлся разрыв поколений молодоженов и родителей. «Матери, отцы, тещи, зятья, свекрови и свахи хотят продолжать жить так, как они привыкли считать правильным». Поэтому многие новобрачные предпочитали начать семейную жизнь отдельно от старших. Например, быть хорошим мужем и оставаться во вкусе собственной матери — отнюдь не просто. На этой почве часто возникали конфликты между свекровью и невесткой.

Проблема сожительства разных поколений семьи в одном доме становилась все более остро обсуждаемой на страницах многих советских изданий, начиная с 1977. Было бы интересно выяснить с чем связана такая активизация публикации и трансформация семейных отношений. Предположительно, такие изменения связаны, прежде всего, с социальной политикой государства, а точнее с жилищной политикой. Предоставление жилья рабочим с внушительным стажем в 1970- 1980-х гг. становилось повседневной практикой; таким образом, у молодоженов появлялась отличная возможность переехать в собственную квартиру. Наверняка, это связано и с изменениями общественных взглядов на некоторые вещи. Например, молодые люди, поступающие в высшее учебное заведение или техникум, в итоге все чаще переезжали от родителей в менее комфортабельные общежития.

В данном случае нам не удалось увидеть никаких установок «Работницы» по этому поводу. Проблема сожительства нескольких поколений ставилась в качестве актуальной, но такому традиционному сожительству приписывались как отрицательные, так и положительные стороны от лица авторов журнала.

2.3 Семейный досуг

Также к причинам разрыва брака относились не только давление старших и бытовые разногласия, но и неправильный досуг мужа и жены. Известна большая страсть советских людей собираться у кого-нибудь в гостях на большие застолья по поводу и без. Часто молодые люди становились душой компании только из-за количества собутыльников. В журнале «Работница» нам чаще встречаются статьи о мужском пьянстве и о том, как это влияло на семью. Нередко жены не могли даже и возразить такому, накрывая каждый раз стол для «нежеланных» ими гостей. Особенно, отмечали люди, сложно найти трезвое общество по праздникам. Проблема пьянства поднималась и не только в кругу взрослых, а даже в кругу подростков, перенимающих пагубную привычку.

О ее актуальности и остроте на то время свидетельствует и законодательство. В Гражданском кодексе РСФСР есть 16 статья, в которой говорилось, что «гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности». То есть, такое лицо не могло совершать сделки по распоряжению собственным имуществом, а также получать заработную плату или другие виды доходов и распоряжаться ими без согласия попечителя (например, жены).

Продолжая тему семейного досуга, нужно также отметить, что советские врачи били тревогу. Все меньше люди уделяли внимание здоровому образу жизни, обратив свои взоры к экрану телевизора. По мнению врачей, отсюда следовала и тенденция людей болеть близорукостью, неврозами. «Работница» же рекомендовал родителям контролировать то, что смотрят их дети и обсуждать просмотренные фильмы и передачи. Также аргументом против телевидения являлись и споры домашних о выборе каналов для просмотра (мужу нужен спорт, жене — сериал, ребенку — мультфильм и т.п.). Журнал рекомендовал к совместному просмотру передачи, которые расширяли кругозор и воспитывали патриотизм («Сегодня в мире», «Эрмитаж», «В мире животных», «От всей души», «Очевидное и невероятное»). Журналисты называли телевидение «третьим родителем», ведь в условиях постоянной занятости родителей, ребенку приходилось проводить свое время, сидя у экрана.

Как уже понятно из вышесказанного физиологическое воспроизводство жизненных сил (сон, еда) все больше дополнялось такими формами их восстановления, как спорт, туризм, различного рода культурные развлечения. Самым популярным досугом того времени социологи выделяли чтение (50-70 % рабочих читали в свободное время). В среднем каждая семья в СССР покупала около трех книг в год; книги имели свойство путешествовать из квартиры в квартиру, хотя выбор в магазинах был скудным.

С широким внедрением в жизнь телевидения спорт все еще оставался важной составляющей свободного времени советской семьи. Нередко в городах проводились соревнования для целых семей. Также родители могли отправиться со своим ребенком в поход на лыжах или поиграть в спортивные игры на свежем воздухе. Часто заводское управление устраивало для работников и их семей спортивные вечера на природе. Таким образом, родители и дети при таком времяпровождении узнавали всегда что-то новое друг о друге. По закону 1-2% от квартирной платы, 5% от арендной шли на обеспечение физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства горожан.

К тому же росла сеть семейных санаториев, домов отдыха и пансионатов. Но к сожалению, путевок хватало не на всех; скорее всего, туристическая сфера начинала только набирать обороты, поэтому часто члены семьи проводили летний отдых раздельно: дети в пионерских или спортивных лагерях, отцы в домах рыбака, а женщины, «в лучшем случае», в санатории, или вовсе дома. Стоит заметить, что такую ситуацию описывала сама читательница в письме, а не редакция журнала. Возникает острое ощущение недовольства советских женщин своей судьбой, в том числе и летним отпуском.

Но несмотря на это, некоторые семьи организовывали свой отдых самостоятельно, отправляясь, например, в поход большой компанией. Туристические снаряжение, чаще всего, они брали напрокат. Для детей такие походы становились своеобразными трудовыми лагерями. Здесь они учились и «палатки ставить, и байдарку чинить, и носки штопать, пуговицы пришивать». Одни из участников таких походов описывали строжайшую дисциплину в рамках лагеря, нарушение которой наказывалось. Что интересно, то здесь, за пределами городской суеты, дежурство распространялось одинаково, как на мужчин, так и на женщин и детей. Многие дети тут забывали об играх и взрослели не по годам.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

2.4 Проблема совмещения карьеры и семьи

Много публиковалось историй читательниц о жизни с «уже бывшим мужем», так как их брак пережил разрыв. В первую очередь, это было связано с непониманием мужской половины стремлений их жен сделать достойную карьеру. «Муж пришел домой, а ужин не готов. Более того жены самой нет, ей, видите ли, еще до полуночи в лаборатории сидеть надо. А придет, наконец, и о чем разговоры? Опять о ней, о родимой, работе! Хоккей рыбалка, встречи с приятелями — на это не жалко ни времени, ни сил. А мне жалко! И на это, и на то, что он называет прямой обязанностью каждой женщины: уборка, готовка, стирка и т.д.» В этой цитате из письма и заключается, можно сказать, вся суть конфликта в браке. Ни тот, ни другой не одобряли интересы и стремления другого. Но, как вы могли заметить, здесь прослеживается и феминистская тенденция к раскрытию событий. Интересы женщины — работа, а мужчины — друзья и рыбалка. Создается впечатление, что сильная половина населения СССР вообще не хочет работать и трудиться по дому. Авторам таких писем важно не только получить совет от редакции и читателей (ибо брак уже разрушен), а важно поднять общую проблему, касающуюся не только одной женщины, а большинства. Самое главное для женщины стало ощущения себя личностью, полноценным рядовым советского общества, а не только хозяйкой и матерью, чего, конечно, сложно было понять их мужьям, ведь всего в этой жизни не успеть, чем-то приходится жертвовать. Однако стоит заметить, что «Работница» старался привести примеры, когда женщина успевала совмещать и работу, и уход за семьей, причем и то, и другое она делала на высшем уровне.

Для преодоления разрыва семьи «Работница» публиковал образцы советского брака, где муж и жена находились на пике своей карьеры, к тому же у них было более двух детей, вдобавок часто и жена в таких семьях приходила домой позже мужа, а он, ни капли не возражая, помогал ей по дому и с детьми. Женщина готова всегда выйти на работу раньше срока, а «иногда отцу и детям приходится идти к матери на работу и узнавать, почему ее нет дома». В такой идиллии семейной самоотдачи труду и родным дети не слышали от родителей сетования на работу, усталость, «лишь оттенок гордости».

И так начинает прослеживаться разлад в институте семьи на страницах журнала, политика которого была, в первую очередь, направлена на предоставление нужного примера читательницам, влияние которого, вероятно, было неоднозначным. Ведь как мы знаем, положительные примеры могут навести нас на мысль не только о том, к чему мы должны стремиться, но и о том, как у нас все несовершенно. Таким образом, говорить о положительном влиянии таких статей, посвященных именно семейным отношениям, было бы неправильно. Возможно, одной из целей была как раз направить женщин к переменам в семейных отношениях, направить женщину на путь еще более стремительный к ее независимости от мужа.

Глава 3. Советская женщина в воспитании детей

3.1 Социальные условия обучения и воспитания детей

Конституция СССР 1977 года (ст. 53) гарантировала государственную помощь семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.

Но размеры той категории женщин, которые на время прерывали свою трудовую деятельность после рождения ребенка были, судя по статистике, незначительны в Советском Союзе, в отличие от других социалистических стран. Например, в Венгрии с 1967 года была введена выплата работающим женщинам ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет, в Чехословакии с 1971 года устанавливается оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 2-х лет. В СССР работающие женщины имели тогда же право на частично оплачиваемый (112 дней) отпуск до достижения ребенком возраста 1 года.

В середине 70-х годов, по данным социологических обследований, проводившихся на предприятиях Москвы и ряда городов Дальнего Востока, далеко не все матери малолетних детей использовали полностью отпуск без сохранения заработка, который позволял им не работать до достижения ребенком 1 года. Из общего числа обследованных социологом Г.А. Чередниченко 17% женщин использовали от 4 до 6 месяцев этого отпуска, 14 — 7-9 месяцев, 63 — 9-12 месяцев и 6% оставались с ребенком до 1,5 лет. Отвечая на вопрос о том, почему они не использовали отпуск полностью, можно сказать, что большинство из них ссылалось на материальные трудности в семье и невозможность прожить на заработную плату мужа.

Вплоть до 1960 года ситуация с дошкольными учреждениями в СССР была напряженной: на начало 60-х годов только 12,6% детей дошкольного возраста посещало детские сады и ясли. К 1980 году ситуация улучшилась — уже более 45% детей находилось под опекой детских учреждений, пока их матери работали.

Помимо этого, у работающих женщин существовали еще и проблемы с заболевшими детьми, с летним детским отдыхом, а также проблемы жилья, питания, уборки — т. е. все то, что требовало их домашнего труда.

С начала 20-х до конца 70-х годов время, уделяемое взрослыми членами рабочих семей уходу за подрастающим поколением, снизилось с 10,3 до 3 часов в неделю, или почти в 3,5 раза. При этом время по уходу за детьми у женщин уменьшилось с 10 до 2,3 часа в неделю, т. е. более чем в 4 раза, а у мужчин, наоборот, увеличилось — с 0,3 до 0,7 часа, или в 2,3 раза.

Содержание одного ребенка в детском дошкольном учреждении обходилось государству в 400-500 рублей в год, родители же оплачивали всего 15-22 процента этих расходов. Система оплаты детского сада сохранилась еще с 1924 г., когда плата за детский сад варьировалась в зависимости от доходов отца и матери. Однако в журнале отмечалось, что такую возможность оплаты к 1980 г. получили около 2,5 млн детей.

Теперь давайте обратимся к статистике и цифрам. По данным Госкомстата СССР к 1979 г. количество населения страны от 0-14 лет составляло 56,7 млн человек. При условиях спада рождаемости наверняка школьников было намного больше, чем детей, посещающих детские сады, но даже для такого количества цифра 2,5 млн очень мала, учитывая, что к 1981 г. эту цифру планировали поднять до 15 млн. Так в 1980 г. проблема переполненности групп в детских садах еще оставалась, и большинство родителей не могли себе позволить себе сидеть дома с ребенком, не работая, а по версии журнала «Работница», они этого и не хотели.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

С 1984 г. вводился новый критерии, регулирующий оплату дошкольного детского учреждения — это состав семьи и совокупность ее доходов. Например, семья, состоящая из четырех человек и получавшая примерный доход в 440 рублей в месяц, платила за детсад (12 часов) 14 рублей ежемесячно. В состав семьи по закону входили муж и жена, дети иждивенцы (до 18 лет), а также инвалиды и престарелые, не получающие пенсию. Также многие детские сады предлагали многодетным матерям (где четверо и более детей) скидку в размере 50 %. Для школьников же создавались интернаты, группы продленного дня, где ребенок до прихода матери или отца находился под присмотром учителей и воспитателей. Здесь дети обедали, отдыхали, гуляли, готовили уроки, занимались спортом. По данным, представленным в одной из статей «свыше 11 млн детей посещают группы и школы продленного дня — это 1/3 среди 1-8 классов». Родители в таких школах оплачивали только питание. «А школьники 1-5 классов»,- не без гордости сообщал автор,- «получили в этом году (1980) учебники бесплатно», то есть помимо платы за питание родители платили и за другие вещи, в которых нуждался процесс обучения их детей в школе.

3.2 Вопрос о количестве детей в семье

Исследуя данную тему, нельзя обойти стороной проблему сокращения рождаемости, которая привела к тому, что подавляющее большинство городских семей (90%) имели либо одного-двух детей, либо были вовсе бездетными. При этом тенденция рождаемости была такова, что первые и вторые дети составляли более процентов из всех родившихся. В 1979 г., например, на долю первых и вторых детей пришлось 77% новорожденных, третьих детей почти-10%, всех остальных-около 13 %. Как вы уже поняли, вопрос о многодетности стал весьма актуальным. В советском обществе многодетные матери-«героини» были окружены вниманием как одобрительным, так и порицательным. В статьях об этом представлено множество точек зрения. Во-первых, некоторые считали, что иметь много детей скучно. «Мало кто из нас в юности мечтает о детях. О работе — да, об учебе — конечно…»,- так писал один из авторов статей рубрики «Семейные страницы». Такие мысли уже относились и к представителям сельских семей, не только жительниц города. Подчеркивалось также и неподготовленность молодых матерей к уходу за ребенком, а, следовательно, и их нежелание завести больше, чем одного ребенка. Конечно же, статьи времен женского карьеризма и эмансипации были направлены на то, чтобы внушить читательницам образ идеальной семьи, а если быть точнее, многодетной семьи. Если верить на слово авторам, то «третий ребенок полностью меняет семейную психологию»; с ним прекращалась бесконечная опека над детьми.

Также противники многодетности аргументировали свою точку зрения тем, что невозможно дать соответствующее воспитание сразу всем детям, а «многодетность» — есть утверждение своих собственных интересов, а не интересов детей. В ответ на это редакция журнала писала, что обожание собственного чада лишено здравого смысла, что для нынешних «малодетных» матерей пятно на джинсах — трагедия. Ребенок у такой матери будет страдать плохим аппетитом, так как его рацион перенасыщен изысканной пищей. «Некоторые хвалят детей за съеденный кусочек, причем еще украсив его всякими зверями и цветами из яиц и колбасы. В многодетной семье — ребенок после активной прогулки будет благодарен и за тарелку каши с молоком». Таким образом журнал выступал за упрощение быта, говоря о том, что страсть родителей к изысканности вредила их взаимоотношениям с детьми.

Еще одним бонусом от госудаства для матерей более чем пятерых детей стало право ухода на пенсию в пятидесятилетнем возрасте (а не в 55 лет, как у остальных) при стаже работы не менее 15 лет (у остальных-20 лет).

3.3 Семейное воспитание и его идеалы

Старшеклассница, у которой брали интервью журналисты «Работницы» во многом являлась истинными примером для своих сверстниц. «Я вот не могу отказаться, когда просят что-либо сделать» — фраза человека исполнительного, ответственного, того, кто не откажет в помощи, как и требовало того советское общество, его идеология.

Во многом девочки старались преуспеть за мамами: «Вот научиться бы мне успевать во всем, как моя мама. Если ей работать в первую смену, то она уходит из дому в 6 утра. Заводит для нас с братом будильник. Завтрак на столе, обед на плите. С работы придёт-перекусит и бежит по своим общественным делам. Она у нас депутат горсовета. Все время в заботах».

Школьница радовалась таким мелочам, как хорошее комсомольское собрание, удачный школьный вечер, продуктивный субботник. Ей стыдно жить только для себя, ничего не давая коллективу, девочке претила пассивность других учеников. Комсомолка откровенно говорила о том, что её выводит из себя, а это люди, которые строят свою будущую жизнь по расчету, в частности «прикрывают свои небескорыстные интересы комсомольским билетом».

Но не всегда на страницах издания мы можем увидеть похвалу и идеологический пример. Часто здесь рассуждали и над проблемами воспитания детей, о том, как влияла современная жизнь на советского воспитанника. «Не умеют и не любят писать письма наши дети! Оттого может, что выросли в эпоху телевидения и телефонии, не привыкли при передаче информации размышлять над словом»,-писала одна из авторов статей о воспитании. В связи с этим и спадала физическая активность детей, все меньше уделялось внимания зарядке, прогулкам после школы, подвижным играм, домашнему труду. Отмечалось, что в СССР около 10-15% детей страдали ожирением. На этом сказалось и традиционное представление хозяек о том, что «овощи — это не еда».

В одном из интервью, посвященных воспитанию детей, героиня-мама озвучила такую примечательную мысль: «Тепло ли другим людям рядом с моими сыновьями и дочерями?» Главное здесь — «другие люди», мнение которых важно для любой советской женщины. Ведь и они, и их дети (но не все) воспитывались в гармонии коллективизма, когда общее благо важнее частностей. Отправив своего сына на заработки, женщина волновалась о том, как он работал, прежде всего, как он нес ответственность. Воспитание собственных детей многие советские труженицы сравнивали с собственной пятилеткой.

Часто в изучаемом нами издании поднимался вопрос о том, как важно научить детей «принимать близко к сердцу общественные интересы» и не баловать ребенка. Создается такое впечатление, что советские матери разделились на два лагеря либералов (индивидуалистов) и консерваторов(коллективистов). Все же при таком напоре со стороны печати, телевидения в сфере воспитания не все матери давали детям помогать нести тяжелые сумки, убираться по дому, опекая ребенка и его свободное время. Отсюда «Работница» и поднимал проблему «формирования бездумного потребительского отношения к жизни у молодежи». «Не умеют сосредотачиваться вчерашние десятиклассники»,- жаловались мастера на заводах; «Пока от них дождешься чего-нибудь — сам тысячу раз сделаешь», — говорили современные матери.

Сами родители часто при этом жаловались на школы, которые «мало внимания уделяют культуре поведения, не обучают этикету». Редакция «Работницы» уверяла, что это должно прививаться в семье. По словам журналистов, часто в доме с гостями ребенок становился предметом демонстраций: «спой тете песенку», «расскажи стишок». Привыкая к этому, ребенок начинал требовать внимания, а всему виной родительское тщеславие. «С окружающими мы чаще всего вежливы, корректны, тактичны, но куда все исчезает, когда рядом собственные дети», — заявлял один из психологов редакции. Действительно, читая журнал начинаешь осознавать гипертрофированность этого старания женщины показать себя перед другими.

Несмотря на то, что «Работница» пытался замаскировать зависимость женщины от чужого мнения под словами о скромности и немногословности, тенденция ко всеобщему одобрению прослеживается явно. Такое поведение матери вызывало в детях чувство протеста или же неуверенности и скованности.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

«Работница» обвинял родителей в том, что те упустили момент, когда дети стали жадными и эгоистичными из-за вседозволенности, пропагандируя идею воспитания ребенка, как помощника, приводя такие образцы: «В воскресенье дочка без напоминаний берется за пылесос и тряпку», полная рвений она должна убрать и лестничную площадку пока ее не остановят. Еще одним важным аспектом воспитания по журналу являлось «умение детей принять гостей в отсутствие родителей». На то время это действительно являлось важным, ведь, как уже было сказано, советский человек жил без отрыва от общества, ему важно иметь одобрение коллектива на работе и соседей.

Для описания ситуации в институте семьи нельзя обойти мимо и статьи о приютах, о детях, которые там проживали и причинах их пребывания в детском доме. В 1970-х гг. контингент детей в приютах сильно изменился. Настоящие сироты, по отметкам журнала, составляли совсем небольшой процент; 60% — это дети, которых пришлось спасать от родителей (алкоголиков, «морально несостоятельных»); 15-20% — дети, которых отдали на временное воспитание матери-одиночки. Наверняка, всему этому были причины, несмотря на политические и социально-культурные стабильность и прогресс, о которых часто отмечалось в журнале. Негативные прорехи тоже имели место для освещения в «Работнице» и целью этого могло являться побуждение читателей исправить существующую ситуацию, обратив внимание на собственное поведение или же, можно предположить, на вопрос об усыновлении ребенка из приюта.

Большую роль в воспитании советской семьи занимало образование. Дома нередко можно было увидеть полки, заставленные книгами. Каждому из детей родители внушали: «Учись». Образование тогда становилось одним из наиболее прочных шансов выйти в люди.

Таким образом, женское издание «Работница» стало жестким консультантом и надзирателем советских семей, диктуя печатным словом, что и как нужно привить подрастающему поколению. Результат такой пропаганды мы можем увидеть в лицах сегодняшних бывших граждан СССР, учитывая, что этот журнал пользовался в период 1977-1985 гг. широкой популярностью.

Заключение

Итак, мы рассмотрели некоторые из аспектов повседневности советской женщины (1877-1985 — х гг.) на страницах журнала «Работница».

К тому же в данной работе мы постарались дать объективную характеристику журнала «Работница» и его деятельности в период с 1977 г. по 1985 г., как верного слуги правительства на благо процветания социалистического общества. Однако многие общественные проблемы в нем отражались довольно прямо и журнал был полон негативных примеров. Вероятнее всего, такие публикации прежде всего имели воспитательный характер, в духе родительского «так делать не надо».

Что касается гендерного аспекта и отношения редакции журнала к проблемам ведения домашнего хозяйства, то мы можем с полной уверенностью заключить, что «Работница» был здесь открыто субъективен, то есть полностью защищал сторону слабого пола, то есть предлагает разделить домашние обязанности хотя бы наполовину. Наверняка, это сделано, прежде всего, для привлечения и сохранения читателей, которыми являлись преимущественно женщины. Например, если сравнивать данный журнал с той же самой ведомственной газетой, как «Тюменская правда», то в газете мы можем и прочитать статьи о безответственном отношении некоторых женщин к работе, или же мы можем увидеть порочащие репутацию статьи о женском пьянстве и их нежелании трудиться дома.

Изучая институт семьи, мы определили с какими проблемами сталкивалась советская женщина в повседневной жизни дома. Это и непринятие ее новых продвинутых общественных интересов мужем, нехватка времени на семью и работу. Несмотря на активные законодательные меры в социальной сфере, государство было не в силах обеспечить благоприятный климат существования для всех советских семей. К тому же обстановка с детскими дошкольными и школьными учреждениями была отнюдь не безоблачной. Несмотря на все прогрессивные реформы, которые активно описывал «Работница», группы в детских садах были переполнены.

Нельзя не отметить, что мы выявили в отношение рекомендаций, а точнее наставлений журнала по воспитанию детей. Читая статьи рубрик, связанных с воспитанием и обучением, мы действительно осознаем, что такое «советское воспитание», и почему люди, которые старше нас на несколько десятков лет постоянно упоминают о разрыве поколений, о том, что «сегодня дети, молодежь — другие или уже не те». Как уже и было сказано, теперь в советском обществе различались две традиции: «индивидуалистическая» и «коллективистская». У каждой из них мы можем отметить плюсы и минусы. В «индивидуалистской» ребенок окружен вниманием и повсеместной опекой родителей, его ни к чему не обязывали, а все ресурсы направляли на его развитие, но при этом авторы статей о семье, в том числе и педагоги, отмечали, что такой ребенок скорее всего вырастит эгоистом, а поэтому не примет никакого отказа и неодобрения от родителей.

При «коллективистской» форме воспитания, которая наиболее предпочтительна в «Работнице», ребенок — активный помощник в семье, без напоминаний и просьб он трудится на благо семейного быта, но часто такие дети испытывали огромное давление со стороны родителей, которые хвастались ими перед друзьями и соседями, становясь при этом либо очень скованными, либо слишком самоуверенными. Причиной такого разрыва, на наш взгляд, являлась склонность самих женщин к самопожертвованию и максимальной самоотдаче. Конечно, они у них проявлялись в разной мере, из чего исходят и разные парадигмы воспитания. Многие женщины были настолько ответственны, что боялись доверить ребенку, например, донести пакет с продуктами. «Работница» в этом вопросе, как мы уже сказали, настаивает на «коллективистском» воспитании ребенка в кругу семьи, когда родители воспитывают в ребенке личность, стремящуюся к развитию и прогрессу, прежде всего общему; личность альтруистическую, готовую пожертвовать своими личными интересами в пользу окружающих; сына и дочь, заботившихся о благе родителей и ничего не требующих. С уже привитыми общественно-значимыми идеалами ребенок, по мнению авторов рубрик о воспитании, должен прийти в школу, где учителя будут заниматься его образованием, а не воспитанием.

К проблеме чрезвычайной ответственности, по моему мнению, можно отнести и распределение домашних обязанностей между мужем и женой. Возможно, сама женщина не могла довериться супругу, а поэтому жаловалась на постоянную усталость и нехватку свободного времени. Поэтому здесь стояла проблема не только нежелания мужчин принять другой эмансипированный образ женской половины, но и неготовность самих женщин отдать часть домашних обязанностей своему супругу или же ребенку.

Таким образом, и авторами статей в периодической печати, и учеными в исторической литературе подчеркивается переходное состояние советского общества во времена позднего развитого социализма СССР, которое было, в первую очередь, связано с изменениями гендерной роли женщин, а соответственно и их повседневности. Отнюдь не все изменения принимались обществом, некоторые из них и по сей день являются претерпеваемыми. Например, даже сегодня для женщин является актуальной проблема совмещения карьеры и семьи, или же выбора между семьей и карьерой. На нас, как и на советских женщин также влияют СМИ, задавая тон нашему образу жизни. Как мы видим, советское правительство, даже благодаря такой сильной пропаганде и социальной политике, так и не справилось с проблемой разрушения института брака; ибо на это влияют сами люди, те реалии, с которыми они сталкиваются ежедневно. Противоречивость политики включения женщины в производство и укрепления института семьи сказалась на ее результатах.

Итак, данное исследование дает нам возможность сделать вывод о существующих противоречиях в кругу семьи, и каким образом мы можем их избежать, а также обращает внимание на часть сегодняшних проблем женского населения и их причины.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Список используемых источников и литературы

1. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977) // Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987.

2. Работница/ под ред. Вавилиной В.Е. М.: Правда (1977-1985)

3. 26-й съезд КПСС (23 февраля — 3 марта 1981 года): Стенографический отчет. Том 1., — Москва: Политиздат, 1981.

4. Материалы XXV съезда КПСС. М., Политиздат, 1976.

5. Женщины в СССР. Статистические материалы, М., «Статистки», 1977.

Исследования

1. Айвазова С. Г. Свобода и равенство советских женщин [Электронный ресурс] // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М., РИК Русанова, 1998. http://www.a-z.ru/women/texts/66_99r.htm

2. Анохина Л.А. Быт и его преобразование в период развитого социализма // Советская этнография. 1965. № 4. — 16 с.

3. Вишневский А.Г. Эволюция семьи и семейная политика СССР/Вишневский А.Г. М.: Наука -1992. -140 с.

4. Груздева Е.Б., Чертихина Э.С. Профессиональная занятость женщин в СССР и оплата их труда [Электронный ресурс] М., 1986, № 3. http://www.a-z.ru/women/texts/gruzdrdd.htm

5. Груздева Е.Б. Труд и быт советских женщин[Электронный ресурс]. М., 1983. http://www.a-z.ru/women/texts/chertihinar.htm

6. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности: голоса из хора — М.: ИФ РАН, 1996. — 150с.

7. Козлова Н.Н. Сцены из частной жизни периода «застоя»: семейная переписка// Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. №3. Т.2

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

8. Коллонтай А. М. Положение женщины в эволюции хозяйства. М., Гиз, 1923. — 208 с.

9. Нагибин Ю. Дневник/под ред. Кувалдина Ю. М., Книжный сад, 1995, 704 с.

10. Новикова Э. С. Женщина. Труд. Семья: Предисловие[Электронный ресурс]/ под ред. Новиковой Э.С., Языковой В. С., Янковой З. Л. — М : Профиздат, 1978 http://www.a-z.ru/women/texts/nov1r.htm

11. Поленина С.В. Советская женщина в обществе и семье // Роль женщины в современном обществе. К итогам 10-летия ООН: Сборник статей. Ч. II. М., 1985. С.204-206

12. Переведенцев В. М. Эмансипация и воспроизводство населения [Электронный ресурс] // Женщины в современном мире. М., Наука, 1989. http://www.a-z.ru/women/texts/perevedr.htm

13. Струмилин С. Г. Проблемы социалистических городов //Плановое хозяйство. 1930. № 5 C.86-126

14. Толкунова В.Н. Советское законодательство в период 10-летия женщины ООН // Роль женщины в современном обществе. С. 26

15. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР, 2-е изд. [Электронный ресурс]/Харчев А.Г., -М.: Мысль, 1979 http://www.detskiysad.ru/raznlit/brak.html

16. Харчев А.Г. Изменение положения женщины и семьи [сборник статей] / А.Г. Харчев — М. : Наука, 1977. — 214 с.

17. Харчев А.Г. Научно-техническая революция и семья/Харчев А.Г.//Социология и проблемы социального развития. 1978. 180с.

18. Шубин, А.В. Социальная структура СССР в канун перестройки// Отечественная история. 1997. №4. С.133-139

19. Чередниченко Г.А. Молодая женщина в социалистическом обществе: Образование, труд, материнство // Роль женщины в современном обществе. Ч. II. С. 124-171.

20. Янкова З.А. Городская семья./ Янкова З.А.- М.: Наука-1979.-183с.

21. Янкова З.А. Мужчина и женщина в семье/ З.А. Янкова, Е.Ф. Ачильдиева, О.К. Лосева. — М. : Финансы и статистика, 1983. — 80 с.

22. Янкова, З. А. Советская женщина / З.А. Янкова. — М. : Политиздат, 1978. — 159 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1222

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке