Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Охрана фирменного наименования»

Реализация права на фирменное наименование производится через указание названия компании на вывесках, счетах, а также в фирменных бланках и иной документации компании. Помимо того в рекламных объявлениях и на упаковках товара. Можно задействовать все способы, которые не противоречат закону.

Курсовая работа с гарантией

Введение

Фирменное наименование — одно из четырех средств индивидуализации, известных российскому праву. Оно индивидуализирует коммерческие юридические лица. Исключительное право на него, как и на другие исключительные права позволяет правообладателю самостоятельно использовать объект интеллектуальной собственности и запрещать его использование всем другим лицам. Но на самом деле правовое регулирование в этой области намного сложней. В этой статье мы детально разберемся с понятием фирменного наименования юридического лица, содержанием исключительного права на него и особенностями защиты.

Фирменное наименование — это средство индивидуализации коммерческих юридических лиц, представляющее собой название организации. Оно есть у каждого коммерческого юридического лица, что отличает его от всех других средств индивидуализации. Например, товарный знак принадлежит только лицам, которые зарегистрировали его в установленном порядке, коммерческое обозначение требует как минимум наличия у предпринимателя предприятия — объекта недвижимости, а наименование мест происхождения товаров встречается вовсе редко. Подчеркну, что некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели права на фирменное наименование не имеют. Наименование некоммерческой организации буквально охраняется законом, что следует из ФЗ «О некоммерческих организациях», но суды в защите права на него, как правило, отказывают.

Объект исследования — интеллектуальные права.

Предмет изучения — право на фирменное наименование.

Цель работы состоит в изучении правовых основ охраны фирменного наименования.

Для достижения цели работы перед нами поставлены следующие задачи:

  • дать определение права на фирменное наименование,
  • изучить сущность права на фирменное наименование.
  • ознакомиться с субъектным составом права на фирменное наименование,
  • изучить основы охраны права на фирменное наименование.

Теоретическую базу исследования составили труды

Методологическую базу исследования составили общенаучные методы сбора и анализа информации, а также эмпирический метод.

Глава 1. Понятие и история права на фирменное наименование

1.1 Понятие права на фирменное наименование

С точки зрения отечественного гражданского законодательства фирменное наименование следует трактовать в качестве названия любой коммерческой организации. Под этим названием она участвует в гражданском деловом обороте, иными словами осуществляет свою непосредственную коммерческую деятельность. Оно должно фиксироваться не только в учредительных документах определенного конкретного предприятия, а также должно быть зарегистрировано в соответствующем реестре регистрации фирменных наименований государственным органом. Оно дается только единожды в момент организации предприятия, и соответственно сопровождает его на всем протяжении периода непосредственного функционирования предприятия в качестве юридического лица. Фирменное наименование обязательно должно включать полную форму и в отдельных случаях — сокращенную. При всем, изменение любого фирменного наименования может осуществляться только по уважительной причине. Помимо прочего оно должно отражаться в учредительных документах. К таким случаям можно отнести изменение правовой формы организации или изменение состава учредителей, которые захотят отразить это и в наименовании действующего субъекта.[3]

В случае, если говорить иными словами, то фирменное наименование любого юридического лица — это, в первую очередь, название некоторой фирмы, которое состоит из двух частей. Данное наименование ему придумывают его учредители. Первая часть наименования указывает на его правовую форму предприятия, например, ЗАО. Вторую часть наименования учредители придумывают сами. При этом учредители должны обязательно соблюсти ряд определенных условий. В фирменном наименовании не следует указывать полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также их производных, помимо этого не должно быть названий госорганов России и других организаций, перечень которых установлен Гражданским кодексом. Также из него должны быть исключены обозначения, которые могут противоречить общественным интересам и моральным принципам. В то же время оно должно быть ярким, броским и легко запоминающимся, иметь отличительные признаки, позволяющие исключить смешение одной фирмы с другой. Только в таком случае можно достичь определенных результатов в области маркетинга, сделав название предприятия легко узнаваемым в среде потенциальных партнеров и потребителей продукции.[5]

Следует сказать, что фирменное наименование по своей сути относится к непосредственным объектам интеллектуальной собственности, которые в свою очередь защищаются нормами гражданского законодательства. Фактически — это средство индивидуализации, которое позволяет предприятию выделяться з числа конкурирующих предприятий. Но в данную категорию попадают только наименования коммерческих организаций. Стоит отметить, что для многих потребителей фирменное наименование компании, на котором был изготовлен тот или иной продукт, является гарантией его качества. В таком случае может возникнуть необходимость регистрации товарного знака, который в скором времени, возможно, станет легко узнаваемым брендом.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Непосредственно право на само фирменное наименование может иметь только его правообладатель, и поэтому его следует отнести в категорию исключительных прав. Рассматриваемое право нельзя передать во временное пользование равно как и на основании лицензионного договора. Только правообладатель имеет права выпускать продукцию, задействовав название вашего предприятия. Оно может изменить правообладателя, только в случае продажи или передачи предприятия в целом.

1.2 Содержание права на фирменное наименование

Как мы уже отметили выше, право на фирменное наименование предприятия выступает исключительным правом. Любая коммерческая организация как правообладатель имеет полное право свободно использовать сове фирменное наименование в качестве способа индивидуализации, в том числе, руководствуясь принципами деятельности компании, совершать под ним гражданско-правовые сделки, а также иные юридические действия, как и равносильно защищать свои интересы и права, а том числе нарушенные или оспариваемые. Помимо всего описанного также любая фирма-правообладатель имеет право помещать свое фирменное наименование не только на вывесках, бланках, счетах, но и использовать его в иных материалах рекламного характера, а также объявлениях и т.п. Не стоит забывать, что правообладатель имеет полное право требовать от любых третьих лиц отказаться от любых действий, которые так или иначе направлены на неправомерное использование права на фирменное наименование. Например, он вправе пресекать использование каких-либо наименований тождественного либо сходного наименования до любой степени смешения с непосредственным фирменным наименованием иными лицами.[7]

В настоящее время практика правоприменения двигается в строну признания фирменных наименований в качестве тождественных, в том случае если имеется коллизия интересов правообладателей в результате их полного совпадения, либо потребители могут быть введены в заблуждение. Указанных последствий, чаще всего, не возникает, тогда, когда деятельность компаний происходит на различной территории или же касается разных деловых сфер. Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил в письме от 29 мая 1992 г.:[8]

«Не является нарушением права на фирменное наименование его упоминание без разрешения правообладателя любыми заинтересованными лицами (например, в информационных и аналитических публикациях, в прессе, в обобщениях судебной практики и т.п.)».

Любое юридическое лицо имеет право только на обладание одним фирменным наименованием. Помимо того, его обязанностью выступает участие в гражданских правоотношениях под этим фирменным наименованием. Указанные требования нацелены на то, чтобы избежать заблуждения со стороны других участников товарно-экономического оборота, а также потребителей.

Право на фирменное название является бессрочным, и действует до тех пор, пока данное предприятие продолжает сове существование и осуществляет свою деятельность этим наименованием. Внесение изменения в фирменное наименование следует рассматривать как обусловленное волеизъявлением учредителей юридического лица, а также в случае его реорганизацией.

Фирменное наименование любого предприятия всегда составляют несколько частей. Чаще всего из двух, которые являются обязательными и третьей — факультативной. Так, особенности их использования регламентированы и Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами, в частности ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «Об организации страхового дела». Рассмотрим указанные составные части подробнее:[9]

корпус фирмы представляет собой обязательную часть фирменного наименования, указывающая непосредственно на организационно-правовую форму фирмы. Вариантами корпуса фирмы выступают: ООО, ОАО, АО, ПК, ПТ, ГУП, МУП и тому подобное. Корпус фирмы при любых обстоятельствах должен быть действительным и достоверным, иными словами соответствовать действительной организационной и правовой форме юридического лица;

добавление или как ее именуют в теории вспомогательная часть. Она включает в себя один обязательный элемент, которое и выступает собственно названием предприятия, например «Эврика» или «Мосфильм».

Факультативный элемент как правило указывает на непосредственную область деятельности предприятия, например, юридическая контора, научно-производственная компания, группа банков, страховая компания. Как правило, использование факультативных элементов не является обязательным, но при этом иногда оно запрещено. Например, фирма без соответствующей лицензии банка не может именоваться банком, дабы не вводить в заблуждение потребителей.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что фирменное наименование предприятия (юридического лица) представляет собой совокупность корпуса фирма и элемента добавления. [6]

Непосредственно само исключительное право на фирменное наименование образуется только в момент его государственной регистрации, иными слова в момент регистрации коммерческого предприятия в качестве юридического лица. Однако это общее правило считается полностью верным только для российских организаций. Что касается прав иностранных фирм, то они возникают согласно зарубежному законодательству, нормы которого, стоит отметить, разнятся. Так в отдельных странах право на фирменное наименование предприятия (юридического лица) считается приобретенным не в силу регистрации, а в силу начала использования его как средства индивидуализации.

Многие отмечают, что достаточно простой регистрации юридического лица. Однако этого не всегда достаточно для возникновения права на фирменное наименование как одного из исключительных прав. Возможность использования исключительного права складывается в зависимости от двух дополнительных обстоятельств. С одной стороны, название должно соответствовать законодательству. И с другой, оно должно быть уникальным, иными словами обладать низкой различительной способностью. Отечественное гражданское законодательство устанавливает запрет на использование в наименовании:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

  • официальные наименование государств и производные от них обозначения (АО «Великобритания»);
  • названия органов государственной и муниципальной власти (ООО «Роспатент»);
  • названия международных и межправительственных организаций (ООО «СНГ»);
  • наименования общественных объединений;
  • противоречащие морали и нравственности обозначения;
  • указания на некоторые виды деятельности без специального разрешения (банк, микрофинансовая организация, биржа и т.д.).

Требование различительной способности вытекает из доктрины, судебной практики и здравого смысла. Конечно, требования к различительной способности фирменного наименования намного ниже, чем к различительной способности для регистрации торговой марки, но все равно они негласно существуют, и это надо учитывать при учреждении юридического лица.[5]

Как правило, ученые включают в содержание исключительного права правомочие по распоряжению им. Применительно к фирменному наименованию это правомочие отсутствует. Исключительным правом на рассматриваемое средство индивидуализации распорядиться нельзя. Отсюда можем говорить, содержание исключительного права на фирменное наименование сводится к правомочию самостоятельного использования и правомочию запрещать такое использование третьим лицам. При этом содержание исключительного права ограничено только теми сферами деятельности, в которых фирма (юридическое лицо) реально осуществляет свою непосредственную предпринимательскую деятельность.[4]

Глава 2. Порядок предоставления и способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования

2.1 Субъекты прав на фирменное наименование

Актуальным является вопрос о субъектах права на фирменное наименование, иными словами кто из субъектов всего гражданского оборота и гражданского права обладает непосредственным правомочием в отношении фирменного наименования. В настоящее время в законодательстве четко указано, что обладателями фирменного наименования могут быть только правообладатели, коими выступают коммерческие предприятия (юридические лица). Указанное правило регламентировано п. 4 ст. 54 ГК РФ.[2]

Стоит отметить, что первоочередно из законодательства вытекает тот факт, что фирменным наименованием имеют право пользоваться исключительно организации, но ни коим образом не граждане. Гражданин уже имеет свои собственные имя и фамилию, под которыми он и осуществляет свои права и обязанности. Указанная норма установлена п. 1 ст. 19 ГК РФ [2]. Рассматриваемое правило равносильно распространяется в том числе на граждан, которые являющихся индивидуальными предпринимателями.

Не менее важным является тот факт, что право на фирменное наименование может получить только лицо, которое зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном российским законодательством порядке.

Стоит отметить, что не могут обладать фирменным наименование также и филиалы и представительства предприятий (юридических лиц), равно как иные обособленные подразделения таких организаций. Все структурные элементы юридического лица выступают в гражданском обороте только от имени образовавшего их предприятия, но не в коем случае не от своего имени.[9]

Как уже было отмечено фирма, для того чтобы стать правообладателем фирменного наименования должна являться зарегистрированным юридическим лицом. Но это право не единственное. Помимо указанного обстоятельства организация должна иметь статус коммерческого предприятия. стоит отметить, что в таком случае конкретный вид деятельности не будет иметь никакого значения, равносильно как и тип самого предприятия, будь то государственное, муниципальное или частное. Необходимым объединяющим всех их признаком является предпринимательство, т.е. самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Поэтому учреждения, выполняющие функции некоммерческого характера и полностью или частично финансируемые собственником, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы, фонды, ассоциации и союзы юридических лиц и другие организации, не занимающиеся предпринимательством, фирменных наименований не имеют. Их индивидуализация в обороте обеспечивается с помощью официального наименования, которое должно содержать указание на их организационно-правовую форму и быть отражено в их учредительных документах.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что на территории Российской Федерации наряду с отечественными фирмами правом на фирменное наименование обладают и иностранные предприятия (юридические лица). При этом на них распространяется действие норм отечественного гражданского законодательства.[8]

2.2. Основные положения регистрации и прекращения права на фирменное наименование

Непосредственная регистрация фирменного наименования по отечественному законодательству не требуется. Право на него возникает автоматически при регистрации коммерческий фирмы (юридического лица). Регистрация фирменного наименования может потребоваться в том случае, когда возникает необходимость в изменения устава или иного учредительного документа предприятия (юридического лица). Изменение фирменного наименования необходимо зарегистрировать в налоговой службе, после чего у учредителя возникает исключительное право на новое фирменное наименование.фирменный наименование право Что касается регистрации фирменного наименования иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, то она также не требуется. Речь в данном случае идет о в возникновении права на фирменное наименование у иностранного коммерческого лица на территории России. Указанное обстоятельство фактически следует из норм Парижской конвенции по охране промышленной собственности. стоит отметить что такой же позиции придерживается и судебная инстанция в России, что прямо отражено в Постановлении Пленума ВС и ВАС №5/29 от 26.03.2009).[9]

Сегодня довольно часто ст. 1474 ГК РФ трактуется довольно ограниченно, поэтому возникают ситуации узкого трактования норм об использовании фирменного наименования. Так чаще всего устанавливается запрет на использование фирменного наименования только в названия фирм, созданных позднее. Использование этого средства индивидуализации другими способами законом не запрещено [2]. Но стоит отметить, что само по себе право на фирменное наименование как исключительное право значительно шире в понимании. К числу форм нарушений права на фирменное наименование можно отнести следующие формы:

  • регистрация организации (юридического лица) с тождественным названием и непосредственным осуществлением под таким названием схожей предпринимательской деятельности;
  • регистрация, равно как и использование товарного знака, тождественного с фирменными наименование;
  • использование фирменного наименования в рекламе или документах, исходящих от предпринимателя;
  • использование сходного коммерческого (торгового) обозначения.

В указанных случаях важнейшим обстоятельством выступает приоритет средства индивидуализации. Отсюда можно говорить, что нарушителем всегда будет выступать лицо чье право на фирменное наименование возникло позже. Стоит отметить, что каким по общему праву определения вины: не знание факта о наличии иного средства индивидуализации не снимает ответственности с лица, нарушившего это право. Но нельзя забывать, что по отечественному законодательству гражданско-правовая ответственность предпринимателей по сравнению с другими лицами повышенная.[3]

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Обычно прибегают к следующим способам защиты фирменного наименования:

  • требование о смене названия юридического лица, нарушающего исключительное право;
  • запрет использования обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с наименованием. Например, запрет использования коммерческого обозначения.
  • признание недействительной правовой охраны товарного знака;
  • возмещение убытков, причиненных незаконным использованием.

Этот способ защиты используется крайне редко, поскольку по делам о нарушении прав на интеллектуальную собственность сложно доказать точный размер убытков.

Это перечень не является исчерпывающим. В зависимости от обстоятельств дела защита фирменного наименования может осуществляться другими способами.

В чем сходства и отличия прав на фирменное наименование и товарный знак. Вопрос действительно актуальный, ведь с сугубо утилитарной точки зрения главное отличие состоит в том наименование охраняется в силу регистрации юридического лица, а для охраны товарного знака необходимо соблюсти длительную, сложную и часто дорогостоящую процедуру. А нужно ли это делать? Или достаточно просто зарегистрировать юридическое лицо? Давайте разберемся.

Товарный знак и фирменное наименование являются средствами индивидуализации и часто используются одинаковыми способами, а именно на вывесках, на упаковках, в документации, рекламе, на сайтах (кстати, сайты охраняются авторским правом). Теми же способами правообладатель вправе запрещать использование средства индивидуализации другим лицам. Более того, на практике часто одно и то же слово охраняется одновременно как фирменное наименование и товарный знак. Однако отличия тоже существенны.[4]

Фирменные наименования в соответствии со ст. 138 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесены к объектам интеллектуальной собственности. Отношения, связанные с правовой охраной и использованием практически всех объектов интеллектуальной собственности, помимо общих норм ГК РФ, регулируются специальными законами. Среди них — Патентный закон, законы Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О селекционных достижениях».[7]

В отношении фирменных наименований действует лишь ряд норм ГК РФ (положения ст. 2, 51, 54, 69, 82, 87, 95, 96, 107, 113, 115, 128, 132, 138, глава 54), а также ст. 2, 4, 7, 11, 60 федерального закона «Об акционерных обществах» и ст. 2, 4, 12 федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Они относятся к весьма ограниченному кругу аспектов правовой охраны фирменных наименований и их использования. Большинство же вопросов правового регулирования не имеет. Так, нет положения о том, что собственно является фирменным наименованием, как оно по общему правилу должно формироваться. Действующая нормативно-правовая база прямо не указывает на особенности предоставления правовой охраны фирменному наименованию, обусловленные ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности: «фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака».[3]

ГК РФ не раскрывает содержания исключительного права на фирменное наименование, что представляется справедливым, поскольку это должно регламентироваться специальным законом. Подтверждение тому, например, положения Патентного закона и Закона о товарных знаках.

Необходимость разработки закона о фирменных наименованиях назрела давно. В 80-е гг. даже предпринимались попытки его разработать.

В конце 2000 г. Правительство Российской Федерации включило в план подготовки проектов федеральных законов на 2001 г. проект федерального закона «О фирменных наименованиях».

Разрабатывался он Роспатентом совместно с Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерством юстиции. В июне 2001 г. законопроект был представлен в Правительство Российской Федерации для последующего внесения в Государственную думу.

При подготовке законопроекта использовался опыт многих европейских стран, США, государств СНГ. Безусловно, учитывалась и российская специфика органов, уполномоченных предоставлять правовую охрану фирменным наименованиям и прекращать ее. Принимались во внимание положения законодательных актов как отечественных, так и зарубежных, регулирующих правоотношения со сходными объектами — товарными знаками и знаками обслуживания.

Что и как предполагает регулировать проект федерального закона «О фирменных наименованиях»?

Исходя из того, что фирменные наименования, так же, как и товарные знаки, являются средствами индивидуализации, законопроект, следуя концепции Закона о товарных знаках, дает определение фирменного наименования: «это наименование коммерческой организации, являющееся средством индивидуализации, призванное отличать одну коммерческую организацию от другой коммерческой организации при осуществлении ими предпринимательской деятельности».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Из приведенного определения видно, что оно основано на положении ст. 54 ГК РФ, установившей, что «фирменное наименование может принадлежать только коммерческой организации». Из этого определения следует и отличие роли товарного знака от роли фирменного наименования. В первом случае средство индивидуализации призвано отличать однородные товары и услуги разных производителей (разных субъектов), во втором — самих производителей (субъектов, производящих товары или оказывающих услуги).

Следуя российской и мировой практике, а также учитывая положения действующего законодательства, законопроект указывает на обязанность коммерческой организации иметь полное фирменное наименование на русском языке и на ее право иметь на русском языке сокращенное фирменное наименование. Кроме того, дополнительно указывается на право коммерческой организации иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Вероятно, реализация этого права будет зависеть от того, на каком рынке работает субъект права на фирменное наименование.

Как отмечал Гришаев С.П., «известно, что в некоторых странах организации могут иметь несколько фирменных (или торговых) наименований. Вероятно, со временем и Россия может к этому прийти, но на сегодняшний день законопроектом предусмотрена возможность иметь только одно полное и одно сокращенное фирменное наименование на русском языке».[3]

Законопроектом установлено общее правило, из которого следует, что к сокращенным фирменным наименованиям применяются соответственно положения, установленные законом для полного фирменного наименования.

В отношении иностранных коммерческих организаций особо оговорено, что на них не распространяется обязанность иметь фирменное наименование на русском языке при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Более того, в законопроекте указано, что в состав фирменного наименования иностранной коммерческой организации могут включаться сведения, установленные законодательством страны, ее учредившей.

Анализ действующего российского законодательства показывает, что в нем содержатся положения, регламентирующие порядок формирования (создания) фирменных наименований коммерческих организаций отдельных видов, но общего правила такого формирования нет, что вряд ли можно признать правильным. Именно поэтому ст. 2 законопроекта, посвященная составу фирменного наименования, прежде всего устанавливает это общее правило, а затем уже переходит к характеристике составов отдельных фирменных наименований.

По общему правилу фирменное наименование состоит из указания на организационно-правовую форму коммерческой организации и словесного обозначения или словесных обозначений, выбранного или выбранных по усмотрению коммерческой организации. При этом установлено, что в сокращенном фирменном наименовании указание на организационно-правовую форму может быть приведено в виде аббревиатуры (первых букв слов, обозначающих организационно-правовую форму). Законопроектом установлено также, что в случаях, определенных законом и иными правовыми актами, в фирменное наименование включается указание на вид коммерческой организации, характер ее деятельности и иные характеристики. Речь, например, может идти о банках, биржах, торговых или строительных организациях, об организациях, использующих в своем фирменном наименовании слово «Россия» или слова, производные от него.

Законопроект, определяя отдельные составы фирменных наименований, безусловно, исходит из положений ГК РФ и действующих федеральных законов, не вносит никаких новаций и лишь слегка унифицирует формулировки определений.

Одна из важнейших статей законопроекта посвящена возникновению правовой охраны фирменного наименования. Этот вопрос является не очень простым, поскольку ст. 8 Парижской конвенции предусмотрено предоставление правовой охраны фирменному наименованию без какой-либо регистрации, а ст. 54 ГК РФ [2] устанавливает, что «на зарегистрированное фирменное наименование его обладателю предоставляется исключительное право». Исходя из этого законопроектом установлено, что «правовая охрана фирменного наименования, в том числе сокращенного, осуществляется после государственной регистрации коммерческой организации или в силу международных договоров Российской Федерации с начала использования фирменного наименования на территории Российской Федерации».

Так же, как и Закон о товарных знаках, проект закона о фирменных наименованиях не только указывает, что «на фирменное наименование предоставляется исключительное право, но и раскрывает его содержание, срок действия, указывает на документы, подтверждающие наличие у субъекта права на него». В качестве такого документа для российской коммерческой организации указан учредительный документ, а для иностранной — документ, установленный законодательством страны, учредившей эту организацию.

Обладатель права на фирменное наименование вправе его использовать, разрешать его использование другим лицам на основе договора коммерческой концессии, а также запрещать его использование третьим лицам.

Бузанов В.Ю. отмечает, что «в рамках исключительного права на фирменное наименование законопроект указывает на возможность его изменения, если при этом в течение пяти лет одновременно с использованием нового фирменного наименования будет указываться на преемственную связь с прежним фирменным наименованием. Дополнительно установлено, что право изменять фирменное наименование не может использоваться чаще, чем один раз в пять лет. И еще одно ограничивающее правило, действующее в некоторых странах в отношении товарных знаков: право на фирменное наименование может быть передано другому лицу только одновременно с передачей самого предприятия как имущественного комплекса или части предприятия. На наш взгляд, такое ограничение в отношении фирменных наименований, индивидуализирующих сами предприятия, представляется справедливым, обеспечивающим интересы потребителей».[4]

Законопроектом установлено, что право на фирменное наименование может действовать в течение срока деятельности коммерческой организации.

Выше отмечалось, что одним из правомочий, составляющих исключительное право на фирменное наименование, является его использование. Каким же образом оно может быть реализовано? С использованием фирменного наименования могут совершаться гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, осуществляться личные неимущественные права, защищаться нарушенные или оспариваемые права.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В рамках рассматриваемого правомочия правообладатель вправе использовать свое фирменное наименование на вывесках, официальных бланках, счетах, в рекламе, печатных изданиях, иных формах и иными способами.

Законопроект содержит новацию, очень интересную с позиции использования русского языка в предпринимательской деятельности. Она сводится к тому, что при использовании российской коммерческой организацией фирменного наименования не на русском языке оно должно также указываться на русском языке, а при использовании иностранной коммерческой организацией своего фирменного наименования на иностранном языке — в транслитерации буквами русского алфавита.

Второе правомочие, составляющее исключительное право на фирменное наименование, — возможность предоставления правообладателем разрешения другим лицам использовать фирменное наименование на основе договора коммерческой концессии. Как известно, условия такого договора и порядок его регистрации определяются ГК РФ, поэтому законопроект не повторяет положений Кодекса, а отсылает к ним.[5]

Вместе с тем в законопроекте имеется одно положение, касающееся правоотношений в связи с действием договора коммерческой концессии. В соответствии с ним при использовании фирменного наименования по договору коммерческой концессии пользователь обязан осуществлять предупредительную маркировку о том, что фирменное наименование используется по договору коммерческой концессии, а также указывать свое фирменное наименование или наименование.

Законопроект содержит положение, в определенной степени регламентирующее пределы реализации правомочия использования фирменного наименования. Направлено оно на предотвращение недобросовестной конкуренции и сводится к следующему: «в случае, если использование фирменного наименования может привести к недобросовестной конкуренции, в частности, вследствие воспроизведения в нем фирменного наименования (или его части) другой коммерческой организации либо охраняемого в Российской Федерации товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, федеральный антимонопольный орган либо суд могут ограничить использование фирменного наименования».

Третье правомочие, составляющее исключительное право на фирменное наименование, — право обладателя фирменного наименования запрещать его использование третьим лицам. Содержание этого правомочия очевидно, поэтому хотелось бы остановиться лишь на одном. Законопроект содержит положение, устанавливающее, что право на фирменное наименование не дает оснований запрещать третьим лицам использование фирменного наименования для индивидуализации его обладателя.

Как и любое исключительное право на любой другой объект интеллектуальной собственности, право на фирменное наименование в определенных случаях прекращается. Действующее законодательство не содержит перечня таких оснований, законопроект их устанавливает. Это:

ликвидация коммерческой организации-правообладателя;

отказ правообладателя от имеющегося фирменного наименования с заменой его на другое фирменное наименование;

вступление в силу решения суда о прекращении правовой охраны фирменного наименования вследствие:

несоответствия действительности содержащегося в фирменном наименовании указания на организационно-правовую форму коммерческой организации;

воспроизведения в фирменном наименовании официального названия государства, названия официальной государственной резиденции, сокращенного или полного наименования государственной, муниципальной, международной, межправительственной, общественной организации (такое название может быть включено в фирменное наименование, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа, организации);

воспроизведения в фирменном наименовании фамилии, имени, псевдонима известного лица или производного от них без согласия такого лица, его наследников, соответствующего компетентного органа, если указанные обозначения являются достоянием истории и культуры Российской Федерации;

способности фирменного наименования либо его части ввести потребителя в заблуждение относительно обладателя фирменного наименования, предмета его деятельности или страны происхождения;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

воспроизведения элементов, использование которых противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали;

воспроизведения фирменного наименования, право на которое возникло ранее у другого лица, занимающегося сходной деятельностью, или его существенной части, помимо указания на организационно-правовую форму, или обозначения, сходного с ними до степени смешения, без согласия этого лица;

воспроизведения элементов, использование которых ограниченно законом или иным нормативным правовым актом.

Очевидно, что приведенный перечень имеет много общего с перечнем оснований прекращения права на товарный знак. И это опять-таки объясняется их общей природой как средств индивидуализации.

Всем известно, насколько сейчас актуален вопрос о нарушении прав на объекты интеллектуальной собственности. Не остаются в стороне от покушений и фирменные наименования. Вопрос же о том, что является нарушением права на фирменное наименование, действующим законодательством не решен.[7]

В законопроекте этому вопросу посвящена отдельная статья. В соответствии с ней нарушением права на фирменное наименование признается не санкционированное его обладателем использование фирменного наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении сферы деятельности, сходной со сферой деятельности обладателя права на фирменное наименование. Законопроект конкретизирует действия, которые могут быть признаны нарушением: не санкционированное его обладателем изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью изображения фирменного наименования или изображения обозначения, сходного с ним до степени смешения, используемых в сходной сфере деятельности.

По мнению Закурдаева О.Ю. «в законопроекте есть еще одно положение, содержание которого основано на практике использования товарных знаков, а также на рекомендациях ВОИС. В соответствии с ним нарушением права на фирменное наименование признается также не санкционированное его обладателем использование фирменного наименования (или его части) в Интернете, в том числе в наименовании домена, локальных компьютерных сетях, если вследствие этого лицо, имеющее право пользоваться наименованием домена, получило или могло получить доходы, приобрело или могло приобрести какие-либо преимущества в гражданском обороте».[6]

Помимо действий, которые могут быть признаны как нарушения права на фирменное наименование, законопроект определил действия, которые таковыми признать нельзя. Так, нарушением прав обладателя фирменного наименования не является: использование товарного знака, воспроизводящего охраняемое фирменное наименование либо обозначение, сходное с ним до степени смешения, в отношении сходной сферы деятельности или однородных товаров, если право на товарный знак получено ранее права на фирменное наименование, а также использование фирменного наименования третьими лицами для индивидуализации его обладателя.

В законопроекте указано, что незаконное использование фирменного наименования влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Поскольку в действующем уголовном и административном кодексах соответствующих положений нет, то, очевидно, потребуется их дополнить.

Гришаев С.П. говорит, что «это обстоятельство принято во внимание в статье, посвященной рассмотрению споров, связанных с применением закона о фирменных наименованиях. По общему правилу, определенному проектом закона, эти споры рассматриваются судами в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном российским законодательством. К ним, в частности, отнесены споры о нарушении исключительного права на фирменное наименование; заключении и исполнении договора коммерческой концессии на использование фирменного наименования; предоставлении правовой охраны фирменному наименованию».[3]

В административном порядке споры могут рассматриваться, только если каким-либо законом будет специально установлен такой порядок.

Возвращаясь к вопросу об ответственности, следует указать, что законопроект устанавливает дополнительные средства гражданско-правовой защиты. Помимо требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков она может быть осуществлена путем публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего, а также путем удаления с товара или его упаковки, иного материального носителя незаконно используемого фирменного наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения, и (или) уничтожения изготовленных изображений фирменного наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо изъятия товара или иного материального носителя из гражданского оборота в случае невозможности удаления с него незаконно используемого фирменного наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения.

Законопроект содержит статью, посвященную правам иностранных обладателей фирменных наименований. В соответствии с ней они пользуются предусмотренными законом правами наряду с обладателями фирменных наименований Российской Федерации. Это обеспечивается либо положениями международных договоров Российской Федерации, либо в силу реализации принципа взаимности с той или иной страной.

В статье, посвященной переходным положениям, установлено, что закон применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу. Если к моменту вступления закона в силу правоотношения уже существовали, то закон будет применяться к тем правам и обязательствам, которые возникнут после вступления его в силу.[2]

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Кроме того, специально указано, что юридические лица, зарегистрированные до вступления закона в силу, обязаны в течение шести месяцев со дня вступления его в силу привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями, установленными этим законом к фирменному наименованию.

Заключение

Фирменным наименованием признается наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, под которым оно выступает в коммерческом обороте. Это наименование — обязательный атрибут учредительных документов названных юридических лиц.

Общие правила о фирменном наименовании установлены статьями 54 и 138 ГК РФ. Специальные правила предусмотрены в статьях ГК РФ, регулирующих образование отдельных юридических лиц (например, ст.69 п.3, ст.82 п.4, ст.95 п.2, ст.116 п.3 и др.), а также в законах об образовании и деятельности хозяйственных товариществ и обществ.

Содержание фирменного наименования должно отвечать определенным требованиям. В его структуру включены две основные составляющие: сведения об организационно — правовой форме юридического лица, объем которых конкретизируется в соответствующих нормативных актах (в частности, для определенных видов организаций требуется указание предмета деятельности, других характеристик), и собственно наименование. Наряду с полным фирменным наименованием допускается также сокращенная форма наименования в виде логотипа и т.п.

Фирменное наименование как средство индивидуализации юридического лица отнесено ГК РФ к объектам интеллектуальной собственности. Исключительное право на охраняемое фирменное наименование действует на всей территории РФ. В качестве такого наименования может быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание за установленными изъятиями, касающимися, например, таких наименований, как Россия, Российская Федерация, Москва и образованных на их основе слов и словосочетаний, применение которых требует соблюдения специальных правил либо вообще запрещено.

Главное требование к фирменному наименованию — обладание отличительными признаками, исключающими смешение его правообладателя в хозяйственном обороте с другими коммерческими организациями и предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность. В противном случае фирменное наименование не может выполнять свою основную функцию — средства индивидуализации юридического лица.

Вместе с тем следует иметь в виду, что исключительное право юридического лица на фирменное наименование ограничивается предметом его деятельности. Следовательно, организации, занятые в различных областях хозяйственной деятельности или выпускающие различную продукцию, могут выступать в обороте под одним и тем же наименованием.

В целях более полной защиты фирменного наименования (практика тому подтверждение) оно может быть одновременно и защищено как товарный знак в качестве словесного знака — логотипа, повторяющего фирменное наименование, и включено в состав охраняемого товарного знака. Последний имеет более надежную защиту, поскольку его регистрация предусматривает обязательную проверку на новизну, которая включает сравнение со всеми тождественными и сходными до степени смешения обозначениями, охраняемыми на территории России.

Фирменное наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, определяется в его учредительных документах и регистрируется путем включения в Государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации самого юридического лица (ст.51 п.1 ГК РФ).

Исключительное право на фирменное наименование возникает с момента регистрации юридического лица и действует на всей территории РФ (прекращается с его ликвидацией).

Следовательно, проводимый контроль новизны фирменного наименования (до принятия закона о регистрации юридических лиц и создания единого Государственного реестра) не исключает регистрацию тождественных или сходных фирменных наименований разными хозяйствующими субъектами, например в Самаре и в Москве. В этой ситуации возможна коллизия между правами на зарегистрированные фирменные наименования, принадлежащими различным фирмовладельцам, занимающимся аналогичной хозяйственной деятельностью.

Для разрешения возникшей коллизии следует исходить из общего принципа охраны исключительных прав, в данном случае защиты преимущественного приоритетного права на то наименование, которое было зарегистрировано ранее.

Особый режим использования фирменных наименований (в отличие от товарных знаков) выражается в том, что передача права на фирменное наименование другим лицам не допускается, за исключением случаев, установленных ГК РФ (ст.1027, 1031).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Такая санкция прямо не предусмотрена действующим законодательством. В соответствии со статьей 54 пункт 4 ГК РФ правообладатель может потребовать прекращения неправомерного использования принадлежащего ему фирменного наименования и возмещения причиненных ему убытков. Приведенное положение конкретизирует общие правила о защите гражданских прав, установленные статьей 12 ГК РФ. Вместе с тем не вызывает сомнения, что лицо, обязанное судом прекратить использование зарегистрированного им фирменного наименования, должно совершить все необходимые для этого действия, и прежде всего внести соответствующие изменения в свои учредительные документы, что должно быть отражено в регистрационном реестре.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 15 ст. 1691

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, Часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ, Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 15 февраля 2016 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301, Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410, Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552, Собрании законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 52 (часть I) ст. 5496.

Гришаев С.П. Наименование места происхождения товаров// Законодательство. — 2015. — № 1. — С. 21.

Бузанов В.Ю. Генезис фирмы в российском праве // Журнал российского права. — 2012. — № 6. — С. 45.

Тимонин Д.А. О сущности фирменного наименования // Юрист. — 2015. — № 5. — С. 23.

Закурдаева О.Ю. Формирование понятия «товарный знак» в российском законодательстве // Законодательство и экономика. — 2012. — № 11. — С. 24.

Гришаев С.П. Правовая охрана фирменных наименований // Законодательство. — 2012. — № 9. — С. 24.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2502

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке