Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Особенности фармацевтического консультирования посетителей аптек при покупке нестероидных противовоспалительных средств (НПВС) для системного применения»

Основная цель аптечной организации — обеспечение населения лекарственными средствами. Производственной функцией любой аптеки является контроль за правильным назначением лекарственных средств; прием рецептов; изготовление лекарств по рецептам врачей; внутриаптечный контроль их качества; правильный отпуск лекарственных средств из аптечных организаций.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Список сокращений

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Нестероидные противовоспалительные лекарственные средства

1.1.1 Характеристика действия

1.1.2 Показания. Противопоказания. Побочные эффекты

1.1.3 Классификация

1.2 Фармацевтическое консультирование

1.2.1 Общая характеристика

1.2.2 Проблематика фармацевтического консультирования

Глава 2 Практическая часть

2.1 Материалы и методы исследования

2.2 Анкетирование фармацевтических работников

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

2.3 Анкетирование посетителей аптек

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ЛС — лекарственное средство

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения

ВЦИОМ — Всероссийский центр изучения общественного мнения

ВВЕДЕНИЕ

Цель: выявить особенности фармацевтического консультирования посетителей аптек при покупке нестероидных противовоспалительных средств (НПВС) для системного применения.

особенности фармацевтического консультирования посетителей аптек при покупке НПВС.

Объект:

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить характерные особенности НПВС.
  2. Рассмотреть особенности фармацевтического консультирования.
  3. Провести анализ существующей практики фармацевтического консультирования по НПВС.

Нестероидные противовоспалительные средства являются основными симптоматическими лекарственными препаратами современности. Уникальная комбинация фармакологических свойств НПВС (противовоспалительных, анальгетических, жаропонижающих и антитромботических), помимо ревматологии, позволяет использовать их почти во всех областях медицины. По некоторым данным каждый год в мире выписывается более 60 млн. рецептов только на неаспириновые НПВС [3].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Однако настоящее количество пациентов, которые принимают НПВС, существенно больше, за счет применения препаратов безрецептурного отпуска. Так, в США более 13 млн. человек ежедневно, а в мире — около 30 млн. человек систематически употребляют НПВС. По прогнозам количество людей в мире, которые подвергаются НПВС-терапии, будет повышаться по мере старения популяции и природного умножения распространенности поражений опорно-двигательного аппарата и прочих патологических состояний, которые требуют лечения НПВС [15].

Несмотря на значительные успехи, которые достигнуты в лечении ревматических заболеваний, их фармакотерапия продолжает оставаться одним из самых сложных разделов клинической медицины. Многие из применяемых препаратов потенциально токсичны, лишь некоторые из них облегчают самочувствие больных. Поэтому необходимо тщательно сопоставлять ожидаемый положительных эффект и риск возможных осложнений.

Использование препаратов безрецептурного отпуска (ПБО) является важной составляющей системы здравоохранения. 23% пациентов, приходя в аптеку, покупают препараты по рекомендации фармацевтического работника. Около 70% респондентов уверены в том, что аптечные работники более информированы о действии лекарственных средств, и поэтому доверяют провизору зачастую больше, чем врачу [1].

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Нестероидные противовоспалительные средства

нестероидный противовоспалительный лекарственный

1.1.1 Характеристика действия

Нестероидные противовоспалительные средства

Для нашего организма все нестероидные противовоспалительные средства являются чужеродными веществами. В организме человека есть собственная противовоспалительная система, которая запускается в случае сильных травм или стресса. Главное противовоспалительное действие в организме человека осуществляет ряд стероидных гормонов надпочечников (глюкортикойды), синтетические аналоги которых используются при изготовлении гормональных противовоспалительных препаратов.

В качестве обезболивающего средства нестероидные противовоспалительные препараты используются в лечении мигрени и других головных болей, болей при менструации

нестероидный противовоспалительный лекарственный

Блокируя выработку простагландинов в клетках крови, нестероидные противовоспалительные препараты уменьшают сворачиваемость крови, что может быть опасно у людей с высоким риском кровотечений. Менее опасные побочные эффекты нестероидных противовоспалительных препаратов связаны с возможностью развития аллергии и с их раздражающим действием на желудочно-кишечный тракт (тошнота, рвота .

1.1.3 Классификация

На сегодняшний день ведомы несколько десятков препаратов НПВС, но в России зарегистрированы и используются далеко не все. Мы проанализируем лишь те лекарства, которые можно приобрести в отечественных аптеках. НПВП систематизируют по химической структуре и механизму действия.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Приведем упрощенный вариант классификации, в котором будуттолько самые популярные названия. Итак, весь список нестероидных противовоспалительных средств распределяют на несколько подгрупп.

1. Салицилаты. Самая умудренная опытом группа, с которой возникала история НПВП. Единственный салицилат, который употребляется и сегодня, — ацетилсалициловая кислота, или Аспирин.

2. Производные пропионовой кислоты. К ним причисляют одни из наиболее известных нестероидных противовоспалительных, в частности препараты: ибупрофен; напроксен; кетопрофен и отдельные иные лекарства.

3. Производные уксусной кислоты. Не менее известны и средства-производные уксусной кислоты: индометацин, кеторолак, диклофенак, ацеклофенак и прочие.

1.2 Фармацевтическое консультирование

1.2.1 Общая характеристика

Одно из направлений деятельности по осуществлению GPP является предоставление пациенту консультаций и рекомендаций по выбору ЛС в случаях не требующих вмешательства врача. Самолечение, по определению ВОЗ, это разумное применение пациентом ЛС, находящихся в свободной продаже, с целью профилактики или лечения легких расстройств здоровья до оказания врачебной помощи. Одна из проблем самолечения — низкая грамотность и безответственность населения за свое здоровье, слабое понимание риска самостоятельного приема рецептурных препаратов [10].

По данным ВЦИОМ, 33, 0% граждан Российской Федерации предпочитают использовать самолечение, а по сообщениям фонда «Общественное мнение» — 46%, то есть почти половина населения. Задача фармацевтического специалиста состоит в том, чтобы влиять на культуру самолечения посредством информационной и консультативной деятельности. Именно работник первого стола формирует имидж аптеки и лояльность покупателей, при этом товарооборот и прибыль аптеки зависят в большей степени от работы «первостольника» [20].

Менее значимую роль играют цены и ассортимент. Таким образом, грамотная фармацевтическая консультация оказывает положительный эффект на разные стороны деятельности аптеки. Фармацевтическое консультирование — оказание помощи покупателю в подборе препарата безрецептурного отпуска с предоставлением информации, ориентированной на персональные потребности покупателя [2].

Фармацевтическое информирование — предоставление потребителю справочной информации о лекарственном препарате по ГОСТу «Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения».

Фармацевтическое консультирование — оказание помощи покупателю в подборе препарата безрецептурного отпуска с предоставлением информации, ориентированной на персональные потребности покупателя [5].

Фармацевтическая опека — комплексная программа взаимодействия врача, провизора и пациента в течение всего периода лекарственной терапии, начиная с момента отпуска лекарственного препарата до окончания его применения.

1.2.2 Проблематика фармацевтического консультирования

В условиях безрецептурного отпуска ответственность за результаты лечения или профилактику того или иного заболевания перекладывается на пациента и работника аптеки. Препараты безрецептурного отпуска (ОТС-препараты — от англ. overthecounter) — весомая группа ЛС, которые пациент может самостоятельно приобрести для самолечения в аптеке без рецепта врача [11].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Большое влияние на выбор препаратов посетителем аптеки оказывает провизор. По этой причине у провизора появляются следующие обязанности:

.        подробное информирование клиента о выбранном препарате безрецептурного отпуска (оптимальная разовая, суточная дозы, курс лечения, возможные побочные эффекты, способы и сроки хранения);

.        на основании жалоб пациента на недомогание, компетентно определить проблему и предложить клиенту правильный выбор ЛС, либо отговорить от лекарственной терапии, посоветовать немедикаментозное лечение и направить к врачу (рисунок 10) [3];

Рисунок 10 — Алгоритм фармацевтического консультирования на примере Омепразола

.        настоятельно убедить посетителя посетить врача специалиста. Многие посетители аптек не осознают потребности в профессиональной консультации фармацевтических специалистов при выборе препаратов безрецептурного отпуска. Влияние на пациента оказывают качество обслуживания, доступность ЛС, цена, информация о ЛС.

Особенностями деятельности провизоров и фармацевтов при реализации лекарственных средств БРО и других групп аптечных товаров является противоречие между специальными — фармацевтическими и торговыми функциями, что отмечается провизорами — слушателями циклов повышения квалификации как одна из основных проблем профессиональной деятельности [13].

Как работник здравоохранения, рецептар ориентирован на благо пациента, сохранение и укрепление его здоровья. Статья 1.1. «Этического кодекса фармацевтического работника России (провизора и фармацевта)» гласит: «Основная задача профессиональной деятельности фармацевтического работника — охрана здоровья человека», статья 1.3 регламентирует, что фармацевтический работник должен принимать профессиональные решения исключительно в интересах пациента.

Однако как торговый работник рецептар непосредственно заинтересован в получении прибыли, увеличении объема продаж аптечных товаров, в том числе и лекарственных средств БРО. Возникающий при этом конфликт интересов продавца (аптеки) и покупателя (пациента) представлен в таблице 2 [6].

Поскольку в настоящее время не утверждены стандарты фармацевтического консультирования, то рекомендации провизора (фармацевта) при отпуске лекарственных средств без рецепта не всегда учитывают финансовые интересы пациента. А.Р.Уразманов отмечает, что для этики современного фармацевтического бизнеса характерна ориентация на продажу самых дорогих и поддерживаемых рекламой лекарственных средств (71%) [2, 7].

Таблица 2 — Конфликт интересов аптеки (продавца) и потребителя (пациента)

Имеющееся противоречие между интересами специалиста, получающего вознаграждение в зависимости от объема выручки, интересами аптеки, являющейся торговой организацией, и, с другой стороны, необоснованными финансовыми расходами потребителя фармацевтических товаров и услуг, может быть разрешено стандартами оказания фармацевтических услуг (фармацевтической опеки) и аптечного мерчандайзинга, представляющими полную и достоверную информацию.

Правовое поле оказания фармацевтической помощи в настоящее время несовершенно и требует дополнения для защиты прав потребителя фармацевтических услуг [12].

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Материалы и методы исследования

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Нами было проведено фармакоэпидемиологическое исследование, основанное на анкетировании 50 фармацевтических работников первого стола с использованием специально разработанной анкеты. Данные были обработаны с помощью MicrosoftExcel с применением методов непараметрической статистики.

Был также проведен опрос (анкетирование) среди посетителей аптек (100 человек), в результате которого выяснилось их мнение о провизорах и фармацевтах и их консультировании.

2.2 Анкетирование фармацевтических работников

Подавляющее большинство респондентов — 47 человек — женщины (94%); лишь 3 человека — мужчины (6%).

Со средним фармацевтическим образованием (76%), с высшим образованием — 24% (рисунок 12).

Рисунок 12 — Характеристика по типу образования

Средний возраст опрошенных фармработниковсоставил 27, 91±0, 43 лет (от 20 до 58 лет). Так, в возрасте 20-30 лет отмечено 18% сотрудников, 30-40 — 32%, 40-50 — 26%, 50-60 — 24% фармработников.

Средний стаж работы — 6, 72±0, 40 лет (от 0, 5 до 36 лет). Так, до 10 лет работают -3%, 10-20 — 18%, 20-30 лет — 39%, 30-36 — 10% сотрудников.

Почти все специалисты (96%) отмечают, что ежедневно сталкиваются с отпуском НПВС (в том числе 56% — несколько раз в день).

Также 16% респондентов указали, что пациенты всегда обращаются в аптеку без рецепта для покупки НПВС, 84% — обращаются с рецептом; 76% специалистов часто сталкиваются с данной ситуацией (рисунок 16).

При этом всегда требуют предъявить рецепт врача 46% опрошенных. 48% — иногда, и 6% специалистов никогда не спрашивают у покупателей рецепт на антибиотик.

Почти все опрошенные (96%) отметили, что пациенты обращаются к ним за консультацией по поводу выбора и особенностей приема НПВС. 4% отметили, что пациенты не обращаются к ним за консультацией по поводу выбора и особенностей приема НПВС.

Также 26% опрошенных всегда консультируют пациентов при покупке НПВС, 74% — иногда или вообще не консультируют.

При этом специалисты чаще всего обращают внимание пациента на режим приема препарата (78%), а также на показания (74%) и противопоказания (70%) для его применения. По мнению опрошенных, при выборе НПВС наибольшее значение (по шкале от 1 до 5) имеют фармакотерапевтические характеристики препарата: эффективность (4, 66±0, 03) и безопасность (4, 26±0, 05).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Вторыми по значимости выступают экономические характеристики: доступность цены препарата для пациента (3, 78±0, 05) и доход от реализации препарата (3, 05±0, 16). Частота назначений НПВС врачами и частоту рекомендаций НПВС в аптеках была оценена респондентами по шкале от 0 до 3.

По их мнению, чаще всего назначают/рекомендуют препараты производные пропионовой кислоты и фенилуксусной, а также оксикамы. Среди наиболее часто назначаемых/рекомендуемых средств были названы ибупрофен (40%), нимесулид (25%), пироксикам (24%), 11 — другие.

% опрошенных указали, что не рекомендуют НПВС посетителям аптеки. 42% опрошенных отмечают, что знакомы с ассортиментом и особенностями большей части НПВС. 36% специалистов знакомы с ассортиментом наиболее популярных препаратов и их основными особенностями. Лишь 16% респондентов указывают, что в полном объеме знакомы с ассортиментом и особенностями НПВС.

64% респондентов утверждают, что назначение НПВС должно осуществляться только врачом. Тем не менее, на практике своего решения строго придерживается лишь 28% специалистов данной группы.

% опрошенных считают, что фармацевт может рекомендовать НПВС в некоторых очевидных случаях (типичное течение заболевания, наличие у пациента хронических заболеваний и опыта приема препарата и прочее).10% специалистов уверены, что консультации фармацевта при выборе НПВС достаточно (при этом 42% из них знакомы с основными особенностями лишь наиболее популярных препаратов данной группы).

Таким образом, наибольшим признаком отсутствия консультирования по поводу НПВС у фармацевтов оказывает нехватка времени, а у провизоров — боязнь ответственности.

На вопрос об алгоритме к консультированию клиентов по поводу НПВС фармацевтические работники склонялись к ответу «не нужен» — 23%, 77% — нужен.

2.3 Анкетирование посетителей аптек

Было изучено распределение респондентов по возрасту и гендерный состав (таблица 3), а также их социальное положение.

Таблица 3 — Распределение респондентов по возрасту

Из таблицы видно, что наибольшее количество респондентов принадлежит женскому полу — 63%. К мужскому — 37%

Из женского пола большее количество опрошенных относится к возрастному промежутку 60 лет и старше (21%), наименьшее — от 18 до 30 лет.

Если говорить о социальном статусе, то здесь выяснилось, что 17% опрошенных относятся к пенсионерам, 25% — иной социальный статус (не указали). Наименьшее количество к безработным.

Мнение посетителей аптек о фармацевтических специалистах представлено в таблице 4.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Таблица 4 -Мнение населения о фармацевтических специалистах сети

Большинство опрошенных (88%) считают, что фармацевтические работники являются высококвалифицированными специалистами, им доверяют более 80% респондентов.

Работу специалистов фармацевтического профиля 19% респондентов считают интересной, 18% — важной, а 12% — доходной. 83% респондентов считают, что фармацевтический работник должен быть добросовестным, 81% — ответственным, 76% — должен иметь хорошие знания, 67% — должен быть готовым прийти на помощь.

Большинство опрошенных согласны с утверждением, что фармацевтические работники — высоко квалифицированные работники и при этом должны быть компетентными, небезразличными, сопереживающими (96%).

Было установлено, что 78% респондентов предпочитают приобретать ЛС в крупных аптеках, при этом большей степенью предпочтение к какой — либо определенной аптеке обусловлено расположением. 22% — предпочитают посещать аптеки, которые посещают их родители и близкие родственники. При этом 74% опрошенных говорили о своей аптеке, как о родном доме, где фармацевтические работники их знают, о них заботятся, где они могут всегда найти поддержку, где их выслушают, посочувствуют, помогут выбрать лекарственное средство.

Мнение респондентов об ассортименте аптеки представлено в таблице 5.

Таблица 5 — Мнение населения об ассортименте лекарственных средств

Из таблицы видно, что практически все покупатели считают необходимым, чтобы провизор (фармацевт) их консультировали по препаратам, особенно пациентов интересуют препараты, применяемые при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (52%), сердечно-сосудистой системы (42%), ЛС, действующие на органы чувств (41%) и другие системы организма.

Результаты проведенного анкетирования позволили изучить предпочтения и мнения покупателей — учесть их в дальнейшей работе аптек. Тем самым получить положительные отзывы постоянных покупателей и привлечь новых. Следует формировать терапевтическое взаимоотношение между пациентом, врачом и провизором, что может помочь уменьшению числа врачебных и фармацевтических ошибок, снижению побочных эффектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Фармацевтическое консультирование должно способствовать фармацевтической грамотности населения, для чего необходимо проводить консультационные дни по препаратам безрецептурного отпуска, фитотерапии, гомеопатии, условиях хранения препаратов, а для врачей — ознакомление с новой фармацевтической продукцией.

2. В повседневной практике деятельности аптек необходимо уделять особое внимание профессиональному консультированию как одной из основных функций (и, в то же время, услуг) аптечного предприятия.

3. Анализ анкет позволил выявить, что затруднения при консультировании испытывают 96% работников аптечных организаций.

4. На вопрос об актуальности разработки стандарта проведения фармацевтического консультирования утвердительно ответили 77% фармацевтических работников, 23% респондентов не видят необходимости в таком стандарте.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

5. Фармацевтические работники постоянно осуществляют отпуск НПВС и консультирование пациентов по вопросам их применения, что требует от специалистов высокого уровня квалификации.

6. По результатам самооценки специалисты не обладают обширными знаниями об особенностях НПВС.

7. Некоторые фармацевтические работники считают возможным самостоятельно рекомендовать и отпускать препараты без назначения врача.

8. Результаты исследования подтверждают необходимость совершенствования профессиональных знаний фармацевтических работников по вопросам применения НПВС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ананьева, Л. П. Симптоматическая терапия боли при ревматических заболеваниях // Терапия боли в ревматологии. — 2012. — Т. 4, № 8. — С. 22 — 25.
  2. Антропова, Г.А. Фармацевтическое консультирование. Мнение потребителей лекарственных средств о роли аптек // Международный научный журнал «Символ науки». — №5. — 2016. — С. 26 — 28.
  3. Антропова, Г.А. Формирование ассортимента аптек в зависимости от потребительских предпочтений / Г.А. Антропова, В.В. Казаченко. // Вестник Российского университета дружбы народов, серия «Медицина». — 2010. — №4. — С. 150 — 153.
  4. Бадокин, В. В. Медикаментозная терапия первичного (идиопатического) остеоартроза // Русский медицинский журнал.- 2003. — Т 11, № 5. — С. 243 — 245.
  5. Дмитриева, Е.Г.Фармацевтическое консультирование / Е.Г. Дмитриева [Электронный ресурс] / Режим доступа: <http://clinicalpharmacia.ru/pag27/>
  6. Журавлева, М.В. Актуальные вопросы применения нестероидных противовоспалительных средств: возможности применения ацеклофенака / М.В. Журавлева // Фарматека. — 2011. — № 9. — С. 22 — 24.
  7. Кукес В.Г. Клиническая фармакология и фармакотерапия / В.Г. Кукес, А.К. Стародубцева. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 832 с.
  8. Кукушкин, М.Л. Болевой синдром: патогенез, клиника, лечение. Клинические рекомендации / М.Л. Кукушкин, С.М, Табеева, Е.В. Подчуфарова. — М.: ИМА-пресс, 2011. — 79 с.
  9. Лисов, Н.А. Клиническая фармакология / Лисов Н.А. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 976 с.
  10. Лисонов Е. Л. Нестероидные противовоспалительные препараты при ревматических заболевания: стандарты лечения // Русский медицинский журнал. — 2011. — Т. 9, № 7-8. — С. 265 — 270.
  11. Мавин, Л.Т. Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта) / Л.Т. Мавин // Новая Аптека (Аптека и рынок). -2009. — №8. — С.17 — 21.
  12. Максимов, М.Л. Современные подходы к терапии болевого синдрома / М.Л. Максимов, Т.Т. Ткачук // Русский мед.журнал. — 2013. — Т. 21. — № 34. — С. 1734 — 1736.
  13. Насонов, Е. Л. Применение нестероидных противовоспалительных препаратов: терапевтические перспективы // Русский медицинский журнал. — 2002. — Т 10, № 4. — С. 15 — 18.
  14. Осипова, Н.А. Принципы применения анальгетических средств при острой и хронической боли. Клинические рекомендации / Н.А. Осипова, Г.Р. Абузарова, В.В. Петрова. — М.: ФГБУ «МНИОИ им. П.А.ГерценаМинздравсоцразвития России», 2010. — 67 с.
  15. Римар, Е. Л. Целебрекс — доказанная эффективность и безопасность (новые данные) // Терапевт.архив. — 2011. — № 5. — С. 57 — 61.
  16. Страчунский, Л.С. Нестероидные противовоспалительные средства / Л.С. Страчунский, В.С. Минов. — М.: Наука, 2012. — 255 с.
  17. Уразманов, А.Р. Медико-социальное исследование качества жизни и этико-правовых проблем деятельности работников аптек негосударственной формы собственности / А.Р. Уразманов. — Рязань, 2009. — 334 с.
  18. Уразманов, А.Р. Этико-правовые проблемы фармацевтической деятельности / А.Р.Уразманов // Общественное здоровье и здравоохранение. — Казань, 2014. — №3. — С. 66 — 70.
  19. Якимова, Ю.Н. Поведение фармацевтических работников при отпуске антибиотиков для системного применения / Ю.Н. Якимова // Фармакоэкономика. — 2016. — №1. — С. 16 — 18.
  20. Яковлева, Л. В. Механизмы фармакологического действия ненаркотических анальгетиков и нестероидных противовоспалительных препаратов / Л.В. Яковлева, О. Н. Шаповал, И. А. Зупанец. — К.: МОРИОН, 2010. — С. 6 — 12.
  21. Champion, G.D. NSAID-induced gastrointestinal damage / Champion, G.D. Feng P.H., Azuma // Drugs. — Vol. 2014. — №3. — Р. 6 — 19.
  22. Laurence, D.R. Clinical Pharmacology / D.R. Laurence, P.N. Bennett. — Churcill Livingstone, 2012. — 236 р.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета для работника аптеки

Нужное подчеркивается

1. Ваш пол:(муж./ жен.)?

2. Ваше образование: высшее / среднее?

3. Ваш возраст: _______?

4. Ваш стаж работы в аптеке: _____?

5. Как часто Вы сталкиваетесь с отпуском НПВС:

1) Один раз в день

2) Несколько раз в день

3) Раз в неделю

4) Ни разу не сталкивался

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

5) Свой вариант ответа

6. Как часто посетители аптеки обращаются за лекарством без рецепта?

7. Вы требуете предъявить рецепт:

1) всегда

2) иногда

3) никогда

8. Обращаются ли к Вам посетители за консультацией?

1) Да

2) Нет

9. Вы консультируете покупателей по поводу НПВС:

а) всегда

б) иногда

в) не консультирую

10. На что чаще обращаете внимание пациента:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

а) режим приема

б) показания

в) противопоказания

г) побочные эффекты

д) свой вариант ответа

11. Какие Вы рекомендуете наиболее часто НПВС?

12. В какой степени Вы знакомы с ассортиментом НПВС:

а) большая часть

б) наиболее популярные

в) в полной степени

13. Как Вы считаете:

а) назначение НПВС должно осуществляться только врачом

в) консультации фармацевта при выборе НПВС достаточно

14. Назовите причины отсутствия консультирования:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

а) недоверие

б) нехватка времени

в) боязнь ответственности

г) недостаток информации

15. Есть ли необходимость в алгоритме консультирования (да / нет)?

Приложение 2

Анкета для посетителя аптеки

Нужное подчеркивается

1. Ваш пол:(муж./ жен.)?

2. Ваше социальное положение (________)?

3. Ваш возраст: _______?

4. Обозначьте Ваш ответ (+ / -)

Вы согласны с утверждениями, что:
Фармацевтические работники имеют высокую квалификацию
Советы провизора (фармацевта) вызывают доверие
Получение дополнительной информации в аптеке необходимо
Специалист обязан объяснить условия хранения ЛС в домашних условиях
Фармацевтический работник обязан пропагандировать здоровый образ жизни
Специалист обязан знакомить пациента с действием ЛС на организм человека, их дозами, аналогами
Образ фарм. работника ассоциируется с честностью и порядочностью
Провизор (фармацевт) должен быть компетентным, профессиональным, небезразличным, сопереживать и качественно исполнять свои обязанности

5. Работник аптеки по Вашему мнению должен быть) добросовестный) Ответственный) Всезнающий) Готовым прийти на помощь) Компетентный) Сопереживающий) Свой вариант ответа

6. Вы предпочитаете приобретать товар в аптеках (малый / средних / крупных)?

7. Поставьте + / —

Вы согласны с утверждением, что:
ЛС — это особый продукт  
Вам необходима информация о воздействии НПВС: На ЖКТ  
Сердечно-сосудистую систему  
ЛС, действующие на органы чувств  
Печень  
Поджелудочную железу  
Мочеполовую систему  

 

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую