Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Открытие морского пути в Индию и образование колониальной империи Португалии»

Глобальные исторические «тектонические сдвиги», такие как крупные географические открытия (на границе средневековья и Нового времени), имеют в своей основе причины материалистического характера.

ОГЛАВЛЕНИЕ

португальский морской колония

Введение

1. Открытие морского пути в Индию

1.1 Общие мотивы и предпосылки больших географических открытий

1.2 Предпосылки «португальского морского прорыва». Деятельность Генриха Мореплавателя

1.3 Первые открытия

1.4 Путешествие Васко да Гама

2. Образование колониальной империи Португалии

2.1 «Раздел мира» колониальными державами

2.2 Основание португальских колоний в акватории Атлантического океана

2.3 Основание португальских колоний в акватории Индийского океана

Заключение

Список литературы

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

ВВЕДЕНИЕ

Тема настоящей курсовой работы и ее актуальность (как практическая, так и теоретическая) продиктованы тем, что в зарождении и становлении современных рыночных отношений особое место занимали Великие географические открытия, благодаря которым были учреждены новые торговые пути, в мировую торговлю были привлечены огромные ресурсы новых стран и континентов. К самым эпохальным открытиям можно отнести открытие Америки и морского пути в Индию вокруг Африки, — история последнего и рассматривается в данной работе.

В нашей работе мы исследуем как объект социально-политическую ситуацию в Европе в XIV-XV веках, на предмет формирования колониальной империи Португалии. Также мы попытаемся рассмотреть, как незначительные в начале морские походы португальских мореплавателей переросли в историческое открытие нового пути в Индию и впоследствии в образование огромной империи, которая просуществовала более пятисот лет.

Цель работы состоит в общем анализе процесса открытия морского пути в Индию и формирования колониальной империи Португалии.

Задачами нашего исследования являются: изучение предпосылок «португальского морского прорыва»; также в процессе работы мы попытаемся проследить за первыми открытиями и путешествием Васко да Гамы; узнать о «разделе мира»; получить информацию об основании португальских колоний в акваториях Атлантического и Индийского океанов и их административно-политической и экономической организации.

Данная тема была хорошо освещена: в работах видного ученого А. М. Хазанова «Политика Португалии в Африке и Азии» (М., Наука, 1967); «Экспансия Португалии в Африке и борьба африканских народов за независимость. XVI-XVIII вв.» (М., Наука, 1976); «Крушение последней колониальной империи» (М., Мысль, 1986); «Тайна Васко де Гамы» (ИВ РАН, М., 2000); «Португальская колониальная империя. 1415-1974». (Вече, 2014). Также при исследовании данной темы была использована работа Генри Харта «Морской путь в Индию» (Иностранная литература, 1954).

Курсовая работа содержит: введение, восемь глав, заключение и список использованной литературы.

1.ОТКРЫТИЕ МОРСКОГО ПУТИ В ИНДИЮ

1.1 Общие мотивы и предпосылки больших географических открытий

Глобальные исторические «тектонические сдвиги», такие как крупные географические открытия (на границе средневековья и Нового времени), имеют в своей основе причины материалистического характера. Во-первых, это прогресс в области науки и техники, т. е. развитие производительных сил и уровня знаний (географических, астрономических), расширившее созидательные возможности и амбиции человека. А именно: постройка надежных парусных судов для плавания в океане, а также составление более точных морских карт и создание более совершенных навигационных приборов дали возможность совершать более дальние и длительные морские походы.

Во-вторых, это причины экономического характера: поиск европейцами новых источников природных ресурсов, а также стремление расширить и упрочить торговое влияние. Поиск новых маршрутов на восток, в Индию и в Китай, имел своей целью нахождение новых земель, богатых полезными ископаемыми и растениями, которые не произрастали в Европе, — в частности, пряностями. Также экономической мотивацией являлось стремление избавиться от лишних посредников в торговле с восточными странами.

В частности, поиск новых морских путей с целью приобретения ценимых европейцами индийских товаров был обусловлен экономической ситуацией в Европе. Для ряда стран, а именно Португалии, Испании, Англии и Франции, торговля со странами Леванта (страны Ближнего Востока), где ранее приобретались индийские товары и товары других стран Азии, проходила через Средиземное море. Но на побережье Средиземноморья в тот исторический период находились итальянские торговые города — Генуя, Венеция, Пиза, которые мешали этой торговле, вплоть до открытых нападений на чужие суда. В последующем, когда в 1453 г. Османская империя завоевала Константинополь, — захватила Малую Азию, Египет, всю Северную Африку, весь Балканский полуостров, — доступ к берегам Ближнего Востока для торговцев из вышеперечисленных стран Западной Европы был практически закрыт [7, 18]. Эти обстоятельства привели к тому, что в торговых и правящих кругах западноевропейских стран задумались о поиске другого доступа к индийским товарам. Большую роль в подготовке экспедиций сыграла набиравшая в то время популярность античного учения о шарообразности земли, которая свидетельствовала в пользу возможности пролегания нового пути в западном направлении через Атлантический океан. География стала наукой, которой стали заниматься серьезно, но пользовались картами, составленными Птолемеем еще во II веке н.э. [7, 20]. Ученые-географы того времени ошибочно считали, что размеры земного шара небольшие, и что если идти строго на запад, то через несколько недель пути им откроется Индия.

В связи с этим торговый маршрут на Ближний Восток было решено искать в Атлантическом океане. За решение задачи поиска новых торговых путей взялись Португалия и Испания, страны, находящиеся на побережье океана. Португальские мореплаватели еще с середины XV века пытались найти южный путь в Индию вдоль западного побережья Африки, постепенно продвигаясь с каждым годом все дальше и дальше, попутно открывая новые земли. И с этих событий начинаются колониальные завоевания — Испании на западе, Португалии на востоке.

1.2 Предпосылки «португальского морского прорыва». Деятельность Генриха Мореплавателя

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Португальский мореплаватель Васко да Гама открыл морской путь в Индию в 1498 году, но предпосылки (т. е. материальный и логически-мотивационный фундамент) этому открытию были положены почти за сто лет до легендарного путешествия да Гамы.

Для Португалии поиск морского пути в Индию был крайне важен. Товары с Востока приходилось покупать по очень большим ценам, а после войны с Кастилией (соседом Португалии на Пиренейском полуострове) казна в стране оказалась практически пуста. Географическое положение Португалии позволяло отправлять частые экспедиции на юг, вдоль западного побережья Африки. В частности, организация многих экспедиций стала возможной благодаря сыну короля Португалии Жуана I, принцу Генриху (Энрики) (1394-1460), впоследствии получившему имя Мореплаватель [9, 33]. Такое прозвище — Мореплаватель — Генрих получил отнюдь не за морские путешествия, поскольку дальше побережья Марокко он никогда не заходил, но — в качестве политического деятеля — за активную поддержку морского дела. Он являлся энтузиастом мореплавания, и его вклад в развитие морских исследований сложно переоценить.

Принц был третьим сыном короля, и поэтому не имел серьезных наследственных монарших перспектив. С детства Генрих слышал много рассказов о почти мифическом Черном континенте, и его очень заинтересовала Африка. И когда в 1415 году он стал участником захвата марокканского города Сеута, то его крайне заинтересовало, что же находится дальше, на юге. После чего Генрих основал на юге Португалии, на мысе Сагриш, небольшой город, который был назван в его честь, Вила-ду-Инфанти (Город Принца — порт.). Генрих приглашал в свой город умелых специалистов и мастеров из разных стран — корабелов, картографов, математиков, астрономов. Под руководством Генриха был создан новый тип корабля — каравелла с косыми латинскими парусами — тот самый легендарный корабль, с помощью которого и были совершены великие географические открытия. Технические преимущества этого морского судна заключались в том, что такая каравелла могла идти быстро и очень круто к ветру, что делало ее практически независимой от господствующего направления ветров. Иными словами, технические параметры корабля способствовали тому, что на нем можно было исследовать открытый океан.

При непосредственном содействии принца Генриха были заложены более прочные основы картографии и навигации. До него на морские карты контуры берегов и линии морских течений наносились небрежно и порой наугад, без вычисления точных координат. Генрих специальным приказом заставил морских офицеров придерживаться точности при составлении навигационных карт. Благодаря торговым отношениям европейских стран с арабами появился усовершенствованный компас, а также более точные измерительные инструменты, такие как астролябия, квадрант, угломерная линейка. Эти навигационные инструменты арабы в свою очередь позаимствовали у китайцев и значительно усовершенствовали их конструкцию. Принц Генрих по мере возможности создал все условия для снаряжения экспедиций на дальние расстояния. Таким образом, Генрих Мореплаватель внес большой вклад в развитие мореходства, хоть лично не участвовал в экспедициях и не дожил до знаменательного открытия мыса Доброй Надежды, за которым начинался Индийский океан и открывался дальнейший путь на Восток и в Индию.

Завершая рассказ о принце Генрихе, можно добавить, что информация о его деятельности дошла до нас, в частности, через свидетельство современника: Гомиш Эаниш ди Зурара (1410-1470) в своих работах «Хроники взятия Сеуты» (1449-1450) и «Хроники открытия и завоевания Гвинеи» (1452-1453) подробно описал время жизни Генриха и время первых географических открытий.

1.3 Первые открытия

Первые португальские экспедиции, отправленные принцем Генрихом в 1415 году, достигли мыса Бохадор (ныне территория Западной Сахары) [9, 43]. Двадцать лет моряки не могли обогнуть этот мыс, боясь незнакомых течений, сильных ветров и мистической неизвестности. И только в 1435 году капитан Жил Эанниш — после непосредственного приказа принца Генриха — смог обогнуть этот мыс и пройти еще несколько сот километров дальше на юг. В 1445 году в экспедицию в Западную Африку для поиска новых рабов отправилась флотилия под руководством Лансароти Писанья. Два корабля прошли за Западную Сахару дальше на юг. Команда одного из них, под руководством Нуну Триштана, открыла устье реки Сенегал. Команда другого, под началом Диниша Диаша, отправилась еще дальше и обнаружила живописный мыс, на котором росли пальмы, — вследствие чего он был назван «Мыс Зеленый». Это было первое место за пустыней Сахарой, где имелась растительность. В 1446 году командой под руководством Алвару Фернандиша было открыто устье реки Гамбия.

Одним из важнейших открытий того времени считается открытие островов Зеленого Мыса в 1460 году, хотя, возможно, их посещали и несколько раньше: первые упоминания об архипелаге содержатся в дневниках арабского путешественника Идриси (XII век). Португалец Диогу Гомиш и генуэзец Антонио де Нола в 1460 году открыли два острова из этой группы. Острова представляли собой необитаемую территорию, первые португальские колонисты начали их заселять с 1462 года. Важность этого открытия объясняется тем, что Острова Зеленого Мыса представляли собой значимый транзитный пункт на пути из Европы в Индийский океан.

Почти с каждым годом португальские мореплаватели настойчиво продвигались все дальше и дальше на пути в Индийский океан. В 1471 году португальские каравеллы впервые пересекли экватор. Через десять лет, в 1482 году, Диогу Кан открыл устье реки Конго, а в 1486 году — достиг берегов современной Намибии. И наконец, в 1488 году португальский мореплаватель Бартоломео Диаш обогнул Африку с юга. Сам Диаш тогда дальнейший поход прервал и повернул назад (команда отказалась продолжить плавание), но главная задача путешествия была выполнена. И уже на обратном пути Бартоломео Диаш достиг самой южной оконечности Африки, назвав ее мысом Бурь. Легенда гласит, что по возвращении из плавания, после доклада Диаша король Португалии Жуан II предложил переименовать это место в Мыс Доброй Надежды. Открытие Бартоломео Диаша имело огромное значение: путь португальским судам — а позже и кораблям других европейских стран — в Индийский океан был открыт. Теперь оставалось только дойти до самой Индии.

1.4 Путешествие Васко да Гама

О путешествии Васко да Гамы и его прибытии в Индию можно узнать из произведений его современников, которые дошли до нашего времени; это «История открытия и завоевания Индии португальцами» Фернана Лопиша ди Каштаньеда (1500-1559), «Декады» Жуана ди Барруша (1496-1570), «Лоции» Ахмада ибн Маджида (ок. 1421 — ок. 1500).

Король Португалии Мануэл I Счастливый в 1497 году организовал новую экспедицию для похода в Индийский океан. По всем заслугам возглавлять такую экспедицию должен был бы Бартоломео Диаш

2. Образование колониальной империи Португалии

2.1 «Раздел мира» колониальными державами

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

По этому договору, который также был ратифицирован папой римским, не только суша, но и водная территория всех новых областей считалась зоной стран — участниц договора. Каждый иностранный корабль, которому суждено было оказаться в этой зоне без надлежащего разрешения, должен был быть конфискован, экипажу грозило рабство или даже казнь. Соглашение «о разделе мира» между двумя колониальными захватчиками послужила удобным обоснованием отказа допускать к колониальным захватам другие страны. Но такая логика работала лишь до тех пор, пока Испания и Португалия не имели серьезной конкуренции на море. Крах их морской монополии в конце XVI в. привел к потере Испанией и Португалией своего «первенства» в качестве колониальных держав [2]. Что же касается конкретно Сарагосского договора, то он был отменен решением того же вышеупомянутого Сан-Ильдефонского договора в 1777 году.

2.2 Основание португальских колоний в акватории Атлантического океана

Португальская колониальная экспансия в Атлантическом океане началась в начале XV века. Одной из главных мишеней колонизаторского интереса являлась Африка, ее западное побережье за мысом Бохадор. В Европе ходили слухи о богатых африканских землях, в которых водилось много ценных для европейцев товаров — слоновой кости, пряностей, золота. Как уже было выше упомянуто, принц Генрих, с детства слышавший эти рассказы, мечтал исследовать неизвестные страны за Гибралтаром. Мифические грезы о тайнах Востока сочетались здесь со вполне практическими меркантильными интересами, сплавлялись с ними и облекали подчас грабительские набеги романтическим шармом и сказочным ореолом.

За Гибралтарским проливом находилось Марокко. В 1415 году именно с захвата марокканского порта Сеута началось формирование колониальной империи Португалии. Захватив и разграбив город, португальцы впоследствии осели и закрепились в нем, и уже с сеутской опорной базы предпринимали многочисленные попытки захвата других городов Африки. Этот процесс был довольно длительным, продолжался несколько десятков лет, и только в 1471 году португальские колонизаторы смогли завоевать ряд городов Марокко, Танжера, Арсилы. Постепенно португальцы продвигались на юг Африки вдоль западного побережья, создавая на захваченных территориях фактории, опорные базы.

Начавшие поступать в Лиссабон уже в 40-х годах богатства − слоновая кость, золото, рабы − разжигали аппетиты португальских колонизаторов. До конца XV столетия Португалия закрепилась по всему западному побережью Африки и на прилегающих к нему островах. Из созданных там факторий награбленное направлялось в Европу. Лиссабон стал монополистом поставок колониальных товаров и рабов в страны западной Европы.

Резюмируя: первыми португальскими колониями стали крепости на африканском побережье и островах поблизости от него: Сеута (1415−1580), Кабо-Верде или острова Зеленого мыса (1462−1975), Танжер (1471−1661), Сан-Томе и Принсипи (1485−1975).

Вторая крупная мишень колонизаторского интереса — Бразилия. 22 апреля 1500 года Педру Алвареш Кабрал по пути в Индию случайно открыл Бразилию, назвал ее «островом Вера Круш» («Истинный крест» — порт.) и объявил владением короля Португалии. Король Португалии Мануэл I переименовал вновь открытую землю в «Санта Круш» («Святой крест» — порт.). Позже там обнаружили драгоценную твердую древесину «бразиль», поэтому новую землю назвали «Бразилией» [4, 56].

Колонизация данных земель приводила к порабощению и гибели коренного населения: колонизация Африки сопровождалась охотой за живым товаром и массовым уничтожением коренных африканцев. В Бразилии численность индейского населения была невелика, индейцы бежали от колонизаторов в джунгли, а те, кого удавалось задержать и пленить, гибли от изнурительной работы. Население Бразилии, привыкшее к охоте и рыболовству, не хотело и не умело возделывать землю, в то время как португальцы организовывали латифундии — фазенды по выращиванию табака и сахарного тростника. Проблему рабочих рук решили просто: стали возить рабов из колоний, находящихся в Африке. Первые рабы были привезены в Бразилию в 1530 году [9, 127]. Африканских рабов вывозили также и в Европу, что привело к резкому сокращению населения в африканских колониях.

Португалия и её владения

  • территориальные претензии
  • основные морские пути, зона проникновения
  • сфера влияния, зоны активной торговли
  • торговые посты, важнейшие фактории
  • исследованные, но не освоенные территории

Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Portugal_Imp%C3%A9rio_total.png#/media/File:Portugal_Imp%C3%A9rio_total.png

2.3 Основание португальских колоний в акватории Индийского океана

Освоение Индийского океана продвигалось стремительно: в 1501 году был открыт остров Мадагаскар, а в 1507 году — остров Маврикий. Остров Сокотра был завоеван в 1506 году, и он представлял собой ключевую точку на пересечении морских путей из Красного моря в Аравийское и дальше в Персидский залив. Тогда же, в 1506 году, португальцы дошли до острова Цейлон.

В восточной Африке прибрежные мусульманские княжества были уничтожены или стали союзниками Португалии. К 1520 году на восточном побережье Африки в бывших арабских городах Момбаса, Малинди (оба Кения), Могадишо (Сомали), Мозамбик (Мозамбик) и некоторых других, были основаны португальские фактории. Также были построены фактории на островах Занзибар и Пемба (Танзания) и в южной части Мадагаскара. В 1544 году была основана фактория в Келимане (Мозамбик).

На материковой Азии португальцы также основали свои фактории; в 1515 году были захвачены город Маскат (Оман) и остров Ормуз (Иран). На территории Индии были захвачены Гоа (1510), Диу (1535), Даман (1559), (находились под юрисдикцией Португалии до 1962 года), Бомбей (Мумбаи) (1534), Каликут (Кожикоде) (1512), Кочин (1500). Закрепившись на побережье Индии, португальцы быстро распространили свое влияние по всей Южной Азии, устанавливая контроль над морскими торговыми путями, которые там действовали в тот момент. В 1511 году была захвачена Малакка (Малайзия), важнейший пункт в Юго-Восточной Азии. Все корабли, проходящие через Малаккский пролив, должны были зайти в Малакку и заплатить пошлину португальцам, а если кто-либо пытался ускользнуть от уплаты пошлины и пройти мимо, его могли просто потопить. Очень ценным приобретением для португальцев стали «острова пряностей» — Молуккские острова (Индонезия).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В 1517 году португальский мореплаватель Фернан Пиреш де Андраде прибыл в китайский город Кантон (Гуанчжоу) и наладил с местными правителями торговые отношения, а в 1557 году португальские войска оккупировали город Макао (Аомынь), это была первая европейская колония на территории Китая (Португалия владела Макао вплоть до 1999 года). В 1542 году были установлены торговые связи с Японией. Из стран Дальнего Востока доставлялись шелк, чай, фарфор.

Создание колониальной империи в целом завершилось в первой половине XVI века. В итоге агрессивной колонизаторской политики португальцы установили свое владычество практически на всем побережье Индийского океана. В частности, венецианские и арабские корабли, чтобы появиться в водах Индийского океана, должны были покупать лицензию на торговлю у португальцев.

2.4 Административно-политическая и экономическая организация португальских колоний

Эксплуатация португальских колоний производилась непосредственно королевской властью с помощью феодально-бюрократического государственного аппарата, это было характерно для всех владений Португалии. Высшее руководство колониальными владениями осуществлялось двумя государственными учреждениями Португалии — «финансовым советом» и «советом по делам Индии».

Система была централизованной: управление колониями на местах строилось на связи провинции непосредственно с центром, между собой колонии отношений не поддерживали. Чиновники, стоявшие во главе провинций, имели неограниченную власть и несли ответственность только перед королем. Высшие должности занимали, как правило, недолго (три года). Эти высшие должности временами официально поступали в продажу, а иногда добывались взятками.

В городах колоний управление строилось по типу феодальных городов метрополии, обладавших привилегиями на основе дарованных хартий и правами самоуправления. Характерным для португальской колониальной политики было обращение местных жителей в католическую веру — с целью упрочения своего положения и облегчения контроля над населением колонизированных территорий.

Королевская бюрократия в колониях выполняла не только административные и судебные функции, но также контролировала торговлю. На Востоке торговля с самого начала являлась объектом королевской монополии. Самые ценные товары — перец, корица, гвоздика, мускатный орех, имбирь, шелк, лаки — можно было вывезти только на королевских кораблях. Чиновники закупали или собирали в виде дани товары для метрополии, наблюдали за соблюдением договоров и монополий, продавали присланные товары или золото. Излишки, сверх того, что могло быть погружено на корабли, уничтожались. Все морские перевозки из Португалии на Восток и обратно производились только на судах королевского флота. Из Португалии товаров присылалось мало. Оплатой, например, индийских товаров служили главным образом деньги (чеканились в Гоа) или золото из Софалы (Мозамбик), вымениваемое на индийские ткани.

Торговля между отдельными колониальными портами являлась монополией, предоставляемой в качестве привилегии высшим должностным лицам. Кораблям местного населения без специальных разрешений было запрещено плавать в водах, где господствовали португальцы.

Формально в Бразилии и на островах Атлантики существовал другой режим торговли. Плавание между ними и Португалией до середины XVII в. свободно осуществлялось для всех португальских кораблей (для иностранцев все колонии были закрыты в 1591 году). Королевская монополия касалась лишь торговли красящими растениями. Закрепившись на небольшой прибрежной территории — в крепостях, портовых городах, факториях, — португальцы создавали военные опорные пункты для торгового господства в стране, остававшейся во власти своих прежних феодальных владетелей. Но местные феодалы ненавидели португальцев, заставлявших их заключать договоры «о дружбе» и сдавать всю продукцию по твердым ценам или бесплатно в виде дани [2]. Т. е. фактически здесь наблюдалась ситуация такой же жестокой эксплуатации, как и на Востоке.

Открытие для европейцев морского пути в Индию было одним из величайших событий в истории, в частности, в истории мировой торговли. Путешествие Васко да Гамы сделало явными огромные выгоды непосредственной морской торговли с Индией при надлежащей экономической, политической и военной организации дела. С момента этого важного географического открытия и до прорытия Суэцкого канала (1869) основная торговля Европы со странами Индийского океана и с Китаем шла не через Средиземное море, а через Атлантический океан — мимо мыса Доброй Надежды. Португалия, державшая в своих руках «ключ к восточному мореходству», стала в XVI в. сильнейшей морской державой, захватила монополию торговли с Южной и Восточной Азией и удерживала ее 90 лет — до разгрома Непобедимой армады в 1588 году.

Значение образования колониальной империи Португалии явилось поворотным моментом для дальнейшей истории Европы и мира. Это значение сводится не только к обогащению самой Португалии. Образование этой империи (как и испанской) открыло эпоху колониальных захватов европейцев и создало важные условия для формирования мирового рынка. В самой Европе оно способствовало усилению процесса, говоря словами К. Маркса, «первоначального накопления капитала» [5, 754], привело к «революции цен» и явилось мощным толчком к дальнейшему развитию капиталистических отношений в странах Европы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. — 2-е изд. — Москва: Наука, 1988. — 336 стр.

2. Всемирная история (в десяти томах). Всемирная история. Т. 4. Москва: Издательство социально-экономической литературы, 1958. Глава XXXI. Колониальная политика европейских держав и создание колониальных империй. Электронный ресурс: http://krotov.info/library/03_v/se/vsem_060.htm.

3. История средних веков (в двух томах). Т. 1. Учебник. Под ред. С. Д. Сказкина и др. Изд. 2-е, перераб. Москва: Высшая школа, 1977. — 471 стр.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

4. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. В 5-ти т. — Т. 2. Великие географические открытия (конец XV — середина XVII в.). — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Просвещение, 1983. — 399 с., ил., карт.

5. Маркс К. Капитал. Т. I. Электронный ресурс: http://malchish.org/lib/marx/1

6. Селиванов В. Н. Латинская Америка: от конкистадоров до независимости. Москва: Наука, 1984. — 176 с., ил.

7. Тарле Е. В. Политика: История территориальных захватов. XV-XX века: Сочинения. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 800 с.

8. Хазанов А. М. Португальская колониальная империя. 1415-1974. Москва: Вече, 2014. — 384 с., ил.

9. Харт Г. Морской путь в Индию. Москва: Иностранная литература, 1954. — 330 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

825

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке