Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Половой диморфизм показателей физического развития юных пловцов 14-16 лет»

На современном этапе развития спортивного плавания, когда идет борьба за каждые сотые доли секунды, спортсмены и тренеры находятся в поиске и разработке различных средств и методов организации тренировочного процесса, способствующих оптимальному развитию и воспитанию физических качеств, активизации резервных возможностей организма спортсмена для достижения высоких результатов.

Курсовая работа с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития спортивного плавания, когда идет борьба за каждые сотые доли секунды, спортсмены и тренеры находятся в поиске и разработке различных средств и методов организации тренировочного процесса, способствующих оптимальному развитию и воспитанию физических качеств, активизации резервных возможностей организма спортсмена для достижения высоких результатов.

Занятия физическими упражнениями оказывают общее и разностороннее влияние на весь организм в целом, и на любую его систему и орган в отдельности. Последствия физических упражнений распространяются на все органы, даже на те, которые не принимают в этом упражнении никакого участия. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями в костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других системах происходят прогрессивные морфологические изменения, которые обеспечивают приспособляемость организма к физическим и умственным нагрузкам. В разных возрастных группах спортивный результат определяется уровнем физического развития и подготовленностью спортсмена, т.е. чем выше уровень физического развития, тем лучше спортивный результат.

Актуальность. Проблема полового диморфизма является одной из теоретических и прикладных медико-биологических проблем спорта и физической культуры в нашей стране. Это связано с тем, что развитие теории спортивного отбора влияет на развитие спортивной науки и на уровень спортивных достижений. Целью спортивной деятельности является достижение максимально возможного спортивного результата для каждого конкретного индивидуума.

При планировании и проведении многолетней подготовки, а также оценке перспективности спортсмена необходим учет половых особенностей, индивидуальных темпов развития.

Спортивная перспективность пловцов определяется как интегральная оценка его физического развития по многочисленным показателям, в совокупности лимитирующих уровень спортивных результатов.

Мальчики и девочки одного хронологического возраста значительно отличаются друг от друга морфологической и функциональной зрелостью, сроками и темпами биологического созревания. А, следовательно, содержание спортивной подготовки девушек должно отличаться по направленности и параметрам физических нагрузок от подготовки их сверстников мужского пола.

В связи с этим представляется необходимым изучение особенностей физического развития юных пловцов обоего пола и одинакового хронологического возраста.

Цель. Целью нашей работы явилось выявление возрастных особенностей показателей физического развития в зависимости от пола юных пловцов — юношей и девушек 14-16 лет.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

.Изучить показатели физического развития юных пловцов — юношей и девушек 14-16 лет;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

.Выявить различия по показателям физического развития юных пловцов — юношей и девушек 14-16 лет в каждой возрастной группе;

.Разработать практические рекомендации.

Гипотеза.  Предполагалось, что внутри возрастных групп 14-16 лет существует различия по показателям физического развития между юными пловцами — юношами и девушками одного хронологического возраста.

Объект исследования.  Половой диморфизм в плавании.

Предмет исследования. Половой диморфизм физического развития юных пловцов — 14-16 лет.

Научная новизна. Проведен сравнительный анализ показателей физического развития юных пловцов — юношей и девушек 14-16 лет, позволяющий выявить проявления межполовых различий у спортсменов в каждой возрастной группе.

Практическая значимость. Данная работа поможет тренерам при построении тренировочного процесса юных пловцов — юношей и девушек 14-16 лет с учетом их морфофункционального развития.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

.1 Понятие о половом диморфизме

Знание полового диморфизма позволяет лучше понять биологию вида в целом, именно поэтому феномен «полового диморфизма» всегда был в центре внимания исследователей (19, 37 и др.).

В области физической культуры уже давно ведутся исследования по проблеме полового диморфизма. Половой диморфизм и его проявления на различных уровнях поведения личности представляют основной интерес при рассмотрении психологии половых различий (23).

Половой диморфизм определяет многие конкретные закономерности развития организма. Связанные с ним физиологические особенности женского и мужского организма определяют необходимость специфики построения тренировочного процесса.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Ф. А. Иорданская (23) дает такое определение «Полового диморфизма»: половой диморфизм — это анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида. У человека — наличие морфофизиологических различий между особями мужского и женского пола.

С позиции анатомии «Половой диморфизм» — это различия в размерах и форме органов и частей тела у мужчин и женщин (22).

Фундаментальное разделение на две качественно разные формы относится прежде всего к структуре человеческого тела. На уровне организма человека половой диморфизм проявляется в первичных и вторичных половых признаках. К ним следует отнести размеры тела, его отдельных частей и органов.

К первичным относятся внутренние и внешние половые органы, а к вторичным — те, которые развиваются в процессе взросления.

Половые отличия связывают с принадлежностью к определенному полу (22).

Определение биологического пола — это сложный и многогранный процесс. Он не ограничивается получением той или иной пары хромосом. Процесс определения биологического пола, разворачивающийся в пространстве и времени, может регулироваться на разных стадиях, модифицироваться, приобретать как новые элементы, так и терять старые (28).

В.А. Геодакян (16, 17) видит наличие двух полов в их специализации по двум главным альтернативным направлениям эволюционного процесса — консервативному (сохранении свойств вида) и прогрессивному (приобретение видом новых свойств). Мужской пол реализует «прогрессивную тенденцию», а женский — «консервативную», обеспечивая неизменность потомства от поколения к поколению.

Вследствие этого возникает множество морфофункциональных отличий самцов и самок, связанных с полом.

Б.В. Колесов и Н.Б. Сильверова (26) дают определение пола как морфофункциональную характеристику организма, обобщающую все специфические репродуктивные его особенности.

Биологическое значение полового диморфизма связано, прежде всего, с сохранением жизни и воспроизведением человека как вида. Женское начало обеспечивает неизменность потомства из поколения в поколение. Мужской пол, в свою очередь, берет на себя функции защитника, завоевателя при столкновении с новыми условиями существования (18).

Психологические и социально-психологические половые различия характеризуются тем, что первые 5-6 лет жизни ребенка являются решающими для формирования половой идентификации, для его осознания себя девочкой или мальчиком, для усвоения образцов женского или мужского поведения.

А. О. Бухановский (11) считает, что благодаря взаимодействию нескольких составляющих формируются мальчик и девочка. Одним из них является морфофункциональный половой диморфизм. Сюда можно отнести социокультурный половой диморфизм (социальный пол) и психический пол, или половой диморфизм личности, половое самосознание.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Стрессовые ситуации предъявляют повышенные требования к человеку, обусловливают психофизическое, эмоциональное, психологическое, энергетическое и интеллектуальное напряжение человека. К стрессовым ситуациям можно отнести угрозу, опасность для жизни, экзамены, соревнования, конфликты, ситуации воздействия экстремальных физических факторов (жара, холод) и т. д. Стресс вызывает психологические и физиологические изменения у человека. Он способен накапливаться и оказывать негативное влияние на психическое и физическое здоровье человека. Именно в реагировании на стресс проявляются половые различия девушек и юношей. Согласно исследованиям, Б. Г. Ананьева (3), девушки реагируют на саму стрессовую ситуацию, а юноши расходуют энергию еще до ее наступления. У мужского пола это происходит уже при представлении об экстремальной ситуации, поэтому они более готовы к этой ситуации, хотя для некоторых это может заканчиваться крахом, так как энергетически они уже израсходовали себя. Мужчины и женщины, при преодолении жизненных трудностей, ведут себя различным образом. Первые прибегают к помощи физической и волевой силы, интеллекта и агрессивным реакциям. Женщины чаще преодолевают препятствия с помощью хитрости и ловкости. В экстремальных условиях мужской пол внешне держится более спокойно и хладнокровно, а женский пол более возбудим, эмоционален, но фактически оказывается, что женщины более устойчивы к стрессу, способны выдержать его без значимого ущерба для здоровья.

Половой диморфизм является разбросом между принятой усредненной нормой и собственной величиной индивида, это наличие двух полов и двух антиподов каждого пола. Главную роль в процессе детерминации пола на стадии формирования играют гормоны, которые контролируют развитие физиологических и морфологических характеристик.

1.2 Морфологические показатели подростков 14 — 16 лет

Важными критериями роста и развития организма юношей и девушек в возрастной группе 14-16 лет являются показатели, характеризующие телосложение — вес тела, тотальные размеры тела, пропорции и другие показатели. Знание данных параметров позволяет косвенно оценить прирост и развитие физических качеств.

Основной характеристикой интенсивного процесса роста и накопления активной массы тела являются — масса тела и длина тела(9, 10, 39).

Прирост длины тела у мальчиков приходится на 12-15 лет, а пик прироста наблюдается в 13-14 лет. За пубертатный период масса тела подростков увеличивается в два раза, а пик прироста наблюдается через год после пика прироста длины тела. У девушек, скачок роста приходится на 10-13 лет, а пик прироста длины тела на 11-12 лет (10, 14, 15).

Онтогенез человека включает такие периоды, в которых обучение различным движениям и качествам проходит наиболее успешно и с большим прогрессом, чем в другое время, когда освоение двигательным действиям дается сложнее. Эти периоды называют критическими или сенситивными (характеризуются большей восприимчивостью и реактивностью для обучения определенным видам деятельности) (5, 20, 31). Наиболее наглядные показатели гетерохронности роста и развития организма подростков — морфологические.

Максимальные темпы роста всего организма и его отдельных звеньев наблюдаются в подростковом возрасте. Здесь наблюдаются заметные различия в развитии юношей и девушек. Разное развитие организма на данном этапе связано с половым созреванием (12, 24).

Период полового созревания зависит от пола и индивидуальных особенностей подростков. В возрастном периоде 14-15 лет девушки обгоняют юношей по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, но уже в 15 лет показатель длины тела юношей становится значительно больше, а так же масса тела и обхват грудной клетки. В дальнейшем это преимущество сохраняется (2).

По показателям длины тела, обхвату грудной клетки, массе тела, силе отдельных групп мышц можно косвенно оценить рост и развитие функциональных систем (9).

Длина и масса тела — основные характеристики ростового процесса и накопления активной массы тела (9, 15).

1.3 Половой диморфизм в спорте

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В отличие от обычных занятий физкультурой при целенаправленной спортивной деятельности решается задача подготовки спортсмена для достижения предельных функциональных, психологических и моторных возможностей человека. Целью спортивной деятельности является максимально возможный для конкретного индивидуума спортивный результат.

Целенаправленная спортивная деятельность оказывает большое влияние на биологические особенности организма спортсмена.

По данным, полученным В.Г. Ковешниковым и Б.А. Никитюком (25), половой диморфизм проявляется в показателях длины тела, жировой массы тела, дыхательных проб и показателям силы. У женщин, наблюдается наибольшая масса жирового компонента, чем у мужчин. По показателям массы тела половые различия незначительны, но у мужчин этот показатель больше, чем у женщин.

У людей, ведущих активный образ жизни, половой диморфизм проявляется уже на ранних стадиях онтогенеза.

Одним из мощных социальных факторов, которые оказывают влияние на биологические особенности организма спортсмена, является целенаправленная спортивная деятельность. Онтогенетическое развитие человека детерминируется взаимосвязанными между собой экзогенными, эндогенными и социальными факторами, но в период активного занятия спортом, ведущим фактором морфофункционального развития ребенка является целенаправленная спортивная деятельность (35, 36, 40).

Морфологические особенности находятся в взаимодействии с половым диморфизмом. Это влияет на процесс адаптации организма к внешним воздействиям окружающей среды и в том числе к физическим нагрузкам. Биологический эффект зависит от количества половых гормонов в организме. У женщин важную роль играют эстрогены и гестагены, у мужчин — андрогены (27).

Эстрогены являются важным звеном в цепи адаптационных трофических реакций организма. Эти гормоны обладают анаболическим эффектом и определяют характер и степень распределения жировой клетчатки по женскому типу, а также усиливают рост тазовых костей и способствуют закрытию эпифизарных зон роста костей. Эстрогены препятствуют развитию остеопороза (1).

У спортсменок чаще преобладает атлетический, мужской, маскулинный соматотип. Для них характерно явление повышенного содержания андрогенов (гиперандрогении). Андрогены обуславливают мужской состав мышц и мужскую архитектонику их скелета, а также ускоряют кальцинацию костей. У спортсменок в сравнении со спортсменами имеет место сближение показателей костной, мышечной систем, уменьшается выраженность признаков полового диморфизма. Это позволяет достигать высокого спортивного результата, но может приводить и к патологиям репродуктивной системы (6, 7).

Половой диморфизм проявляется также в различных показателях кондиционных и координационных способностей женского и мужского пола. В спорте под кондиционными способностями понимаются такие особенности телесности, как показатели выносливости, скоростные, силовые, функциональные возможности.

Юноши превосходят девушек в координации движений и скорости, ориентации в пространстве, техническом мышлении, а девушки превосходят юношей по скорости восприятия, памяти, в тонкой моторике и интуиции. У юношей чаще выражены такие личностные особенности, как мотив достижения, агрессивность, эмоциональная стабильность, а у девушек — социальная ориентация и коммуникативность (4).

Таким образом, физиологические и морфологические половые различия проявляются в специфике строения тела и половых органов, в отличиях гормональной сферы, особенностях внешнего облика, степени физической силы, уровне протекания физиологических процессов, строении и функционировании головного мозга.

Специалисты в области физической культуры и спорта, преподаватели физической культуры и тренеры постоянно имеют дело с живым человеком. Именно поэтому им приходится решать возникающие в процессе своей деятельности вопросы, связанные с особенностями строения и функций человеческого тела. Для них важно знание возрастных особенностей организма и внешних форм человеческого тела.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Такие знания, правильное понимание и использование закономерностей морфологической организации человека способствуют повышению эффективности профессиональной деятельности тренера и преподавателя физической культуры.

1.4 Половой диморфизм в плавании

Плавание, как вид спорта, предъявляет высокие требования к показателям физического развития спортсмена. Показатели физического развития были в центре внимания ряда исследователей (9, 8, 10, 13 и др.).

Т.С. Тимакова (39), при обследовании пловцов — девушек и юношей установила, что у девушек процесс биологического созревания протекает в более короткие сроки, чем у юношей. Были установлены существенные различия между типом телосложения и половым созреванием. Доказано, что биологический возраст влияет на спортивные результаты в плавании. Многими исследователями был отмечен значительный прирост результатов в 12-14 лет, что совпадало с началом периода полового созревания, а также максимальным приростом длины тела. Завершение полового созревания отмечалось стабилизацией результатов. Оценка полового созревания и биологического развития необходима для определения типа развития спортсмена: опережающего (акцерированного), нормального (среднего) и отстающего (ретардированного). Эти показатели необходимы при определении оптимальной нагрузки спортсменам. Установлено, что в возрастном диапазоне 11-16 лет скорость плавания имеет связь с биологической зрелостью, уровнем развития функциональных и соматических показателей. Таким образом, лидирующие места занимают акцелераты. Именно у них наибольшая выраженность полового диморфизма.

Но исследования Б.В. Статкявичене (38) свидетельствуют, что ретардированный тип биологического созревания более перспективен для достижения высоких спортивных результатов в женском плавании. Это связано с тем, что при подготовке таких спортсменов больше времени затрачивается для формирования силового и функционального потенциалов. К тому же, как отмечает И.П. Никитин с соавторами (34), темпы полового созревания чаще ускорены у менее перспективных пловцов. Учет соматического развития юных пловцов, функциональной зрелости, биологического возраста и половой дифференцировки важно использовать для объективной оценки их перспективности в многолетней спортивной тренировке.

Половое созревание считается ранним при появлении его первых признаков у девочек в 8-9 лет, а у мальчиков — к 10 годам. Средний темп полового созревания отражает появление его первых признаков у девочек в 10-11- летнем возрасте, а у мальчиков в 12-13-летнем. О позднем половом созревании свидетельствует появление его первых признаков у девочек в 13 лет и мальчиков в 14 лет. Процесс полового развития девочек, занимающихся плаванием, охватывает границы пубертатного периода — 11-15 лет и протекает в гармонической взаимосвязи с их физическим развитием. Исследования С.А. Маниловой (32) показали, что половое созревание находится в прямой зависимости от показателя регионального кровообращения от объема и интенсивности тренировочного процесса. Это определяет необходимость координации величины физической нагрузки с признаками полового созревания. При задержке в развитии на два года и более не рекомендуется увеличивать объем и интенсивность тренировочной нагрузки.

Как отмечает С.А. Левенец (29), у девочек-подростков, регулярно занимающихся плаванием, необходимо учитывать особенности становления функций половой системы в период 11-15 лет с характером отклонений и индивидуальных различий в учебно-тренировочном процессе.

Для пловцов-юношей 11-16 лет, у которых выявлено различие темпов полового созревания, целесообразна разработка нормативной оценки их функционального и физического развития с целью оптимального планирования многолетней спортивной тренировки и переносимости нагрузок. В 16 лет юноши, с нормальным и ретардированным типами развития имеют преимущество в морфофункциональных показателях, по сравнению с девушками, одновременно уступая им по баллу биологической зрелости.

Таким образом, юные пловцы с разным типом биологического созревания имеют различия в динамике возрастного физического развития, возрастных зонах наибольших темпов прироста, а также в уровнях матурации функциональных и соматических показателей, лимитирующих скорость плавания.

Анализ изученных литературных источников позволил установить, что проблема полового диморфизма в спорте на современном этапе занимает важное место, т.к. тренерам необходимы знания закономерностей развития подростков в зависимости, как от возраста, так и от пола. В связи с этим целью нашего исследования является выявление возрастных особенностей показателей физического развития в зависимости от пола юных пловцов — юношей и девушек 14 — 16 лет.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Задачи исследования

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.Изучить показатели физического развития юных пловцов — юношей и девушек 14 — 16 лет

.Выявить различия по показателям физического развития юных пловцов — юношей и девушек 14 — 16 лет в каждой возрастной группе

.Разработать практические рекомендации

Методы исследования

.Анализ литературных источников

.Антропометрия

.Фракционирование массы тела

.Метод математической статистики

2.2 Анализ литературных источников

диморфизм плавание тело показатель

В ходе работы по проблеме исследования изучено 40 источников научно-методической литературы, включая статьи и сборники научных трудов, учебно-методические пособия, учебники, авторефераты, монографии и диссертации, материалы Всероссийских научно-практических конференций тренеров по плаванию.

Анализ и обобщение этих данных позволили выявить актуальность решаемых нами задач и сделать выводы по интересующим нас вопросам.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

2.3 Антропометрия

Антропологические исследования проводились по унифицированной методике исследования и изложенной в пособии В. В. Бунака «Антропометрия» (1941).

Антропометрические измерения дают возможность точно определить уровень физического развития подростка. Повторные антропометрические измерения позволяют проследить за динамикой физического развития подростков и учитывать изменения развития при систематических занятиях спортом.

Программа антропометрических измерений включала следующие показатели: продольные, поперечные, обхватные размеры тела, некоторые функциональные показатели (масса тела, компоненты массы тела).

Продольные размеры тела:

Длина тела;

Поперечные размеры тела:

Акромиальный диаметр (ширина плеч);

Тазо-гребневый диаметр (ширина таза);

Обхватные размеры тела:

Обхват грудной клетки (спокойно, на вдохе и выдохе);

Обхват плеча;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Обхват предплечья;

Обхват бедра;

Обхват голени;

Кожно-жировые складки:

В области спины — под нижним углом лопатки;

В области живота — справа вблизи пупка (3 см от пупка);

В области груди — по подмышечному краю (у юношей);

На передней поверхности плеча — над двуглавой мышцей (примерно на середине плеча);

На тыльной поверхности кисти — на середине третьей пястной кости;

На передней поверхности бедра — над прямой мышцей бедра (несколько ниже паховой связки);

На задней поверхности голени — в области наружной головки икроножной мышцы;

Функциональные показатели:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Масса тела (взвешивание на медицинских весах (кг));

Фракционирование массы тела

Фракционирование массы тела производят для характеристики конституции человека. При этом осуществляют условное деление веса тела на составляющие его компоненты — костную, мышечную и жировую массы, которые вычисляют расчетным путем по соответствующим формулам. Метод фракционирования веса тела дает возможность по количественным показателям судить о характере обмена веществ.

Все расчеты массы тела производились по формулам И. Матейка (1921).

Вес жировой массы тела определялся по формуле:

=d x S x K;

Где D — вес жирового компонента и кожи (в кг);- Средняя толщина кожно — жировой складки (в мм);- Поверхность тела (в м2);

К=0,13 — рассчитываемая по специальным таблицам или формулам.

Разность между весом тела и весом его жировой массы позволяет получить вес «активной» массы тела.

Для определения абсолютного количества мышечной ткани используем формулу:

Х = L x r2 x K;

Где M — абсолютная масса мышечной ткани (в кг);- Длина тела (в см);

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

К — константа, равная 6,5;

Величина r определяется следующим образом:

r=

Определение костной ткани:

= L x C2 x K;

Где О — абсолютная масса костной ткани (в кг);- Длина тела (в см);- квадрат средней величины диаметров дистальных частей плеча, предплечья, бедра и голени;

К — константа, равная 1,2;.2.4.Метод математической статистики

Данные, полученные в ходе исследования, обработаны с помощью вариационно — статистического метода.

По данным нормативных измерений определены следующие статистические параметры:

 — средняя арифметическая величина;

σ — среднее квадратичное отклонение;

Достоверность между средними арифметическими величинами оценивалась по t — критерию Стьюдента (П. Ф. Рокицкий, 1967).

Организация исследования

Исследование проводилось на базе МОУДОД «СДЮСШОР «Кристалл-Электросталь» по водным видам спорта» в период с 2013 по 2014 год. В них принимали участие юные пловцы — юноши и девушки в возрасте о 14 до 16 лет, имеющие квалификацию от 3 спортивного разряда до Мастера Спорта. Всего обследовано 120 человек.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таблица 1 — Количество обследованных спортсменов

 

На первом этапе проводился анализ научной и научно — методической литературы с целью теоретического обоснования вопроса. Были сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования, подобраны соответствующие методы.

На втором этапе были проведены исследования, по результатам, которых изучались особенности полового диморфизма пловцов.

На третьем этапе проводился анализ полученных данных, которые фиксировались и обрабатывались при помощи методов математической статистики.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

.1 Основные показатели физического развития юных пловцов 14 — 16 лет

К основным показателям физического развития относят длину и массу тела, и обхват грудной клетки.

Длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме; это наиболее стабильный признак из всех показателей физического развития.

Длина тела имеет большое значение для достижения высоких результатов в плавании.

Сравнительный анализ показателей физического развития юных пловцов позволил выявить, что юноши во всех возрастных группах превосходят девушек по показателю длины тела.

В 14 лет показатель длины тела у юношей составил 171.1 см, а у девушек 159.1 см, в 15 лет у юношей — 172.8, у девушек 166.2 см, в 16 лет — 180.2 см у юношей и у девушек — 170.2 см (Табл.2).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таблица 2 — Основные показатели физического развития юных пловцов 14 — 16 лет

 

Отсюда следует, что наибольшая разница по показателю длины тела между юношами и девушками приходится на возраст 14 лет и наименьшая — в 15 лет (Табл.3). В 14 лет юноши превосходят девушек по показателю длины тела на 12.6 см, в 15 лет эта разница составляет 6.6 см, а в 16 лет — 10 см.

Таблица 3 — Различия показателей физического развития пловцов юношей и девушек 14 — 16 лет

 

Пик прироста этого показателя наблюдается у юношей в период 15-16 лет — 7.4 см. Наибольшее увеличение длины тела у девушек приходится на 14-15 лет, после чего прирост тела в длину замедляется (Табл.4).

Таблица 4 — Приросты основных показателей физического развития пловцов — юношей и девушек 14 — 16 лет

 

Рис. 1 — Показатели длины тела юных пловцов — 14 — 16 лет

Как и длина тела, с возрастом увеличиваются и показатели массы тела у пловцов обоего пола. Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов. В отличие от длины масса тела относительно лабильна и может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания.

Показатель массы тела юношей в 14 лет составил — 54.8 кг, девушек — 53.5 кг, в 15 лет у юношей — 63.2 кг, у девушек — 54.6 кг, в возрасте 16 лет — 72.3 кг у юношей и 57.2 кг у девушек (Табл.2).

Юноши во всех возрастных группах превосходят девушек по показателю массы тела. В 14 лет эта разница составляет 1.3 кг, в 15 лет — 8.6 кг и в 16 лет — 15.1 кг. Как видно, различия между юношами и девушками увеличиваются с возрастом, и максимальная разница приходится на возраст 16 лет (Табл.3).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Анализ динамики массы тела показал, что в возрастном диапазоне 14 — 16 лет увеличение массы тела у юношей и девушек пловцов происходит неодинаково. В периоде 14-15 лет прирост массы тела составляет 8.4 кг у юношей и 1.1 у девушек. У юношей масса тела растет быстрее и имеет максимальный прирост в 15-16 лет — 9.1 кг, а у девушек масса тела растет более плавно, но максимальный прирост так же наблюдается в 15-16 лет — 2.6 кг (Табл.4).

С 14 до 16 лет увеличение размеров длины и массы тела у юношей значительно выше, чем у девушек. Это подтверждают данные, представленные на рис. 1 и рис. 2. При этом достоверность различий между показателями юношей и девушек возрастает. В 4 лет различия достоверны при р≤0,05, а в 15 и 16 лет при р≤0,001.

Рис. 2 — Показатели массы тела юных пловцов — юношей и девушек 14 — 16 лет

Одновременно с ростом тела в длину увеличиваются и показатели обхвата грудной клетки.  Обхват грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.

Показатели обхвата грудной клетки юных пловцов в 14 лет составил — 80.2 см у юношей, и 85.4 см у девушек; в 15 лет — 89.5 см у юношей, 89.2 см у девушек. В 16 лет этот показатель составил 94.2 см у юношей, 90.8 см — у девушек (Табл.2).

В возрастных группах 14 и 15 лет девушки превосходят юношей по данному показателю. В 14 лет эта разница составляет 5.2 см, при этом у девушек показатель обхвата грудной клетки больше в связи с развитием вторичных половых признаков (рост молочных желез). А в 15 лет она становится минимальной  — 0.3 см (Табл3.). Это связано, в первую очередь, с более ускоренным развитием грудных мышц и мышц спины у представителей мужского пола. Но уже в 16 лет юноши опережают девушек по данному показателю на 3.4 см (Рис.3).

Пик прироста показателя обхвата грудной клетки наблюдается у юношей в период 14-15 лет и составляет 9.3 см. У девушек также максимальный прирост этого показателя приходится на период 14-15 лет, но значительно ниже — 3.8 см. В период 15-16 лет прирост этого показателя у юношей составил 4.7 см, у девушек — 6,0 см (Табл.4).

Рис. 3 — Показатели обхвата грудной клетки юных пловцов — 14 — 16 лет

При этом в возрасте 14 — 16 лет различия по обхвату грудной клетки между юношами и девушками достоверны и с возрастом значимость различий возрастает (р≤0,05 в 14 лет до р≤0,001 в 15 и 16 лет).

3.2 Показатели поперечных размеров тела юных пловцов

Изучение показателей поперечных размеров тела юных пловцов — юношей и девушек 14 — 16 лет позволило выявить, что во всех возрастных группах показатели ширины плеч у юношей больше, чем у девушек. Так, показатель ширины плеч в 14 лет у юношей составил 36.8 см, у девушек — 35.9 см, в 15 лет — 38.5 см у юношей, 37.0 см — у девушек, в 16 лет — 39.6 см у юношей, а у девушек — 37.5 см (Табл.5).

Таблица 5 — Показатели поперечных размеров тела юных пловцов — юношей и девушек 14 — 16 лет (см)

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

 

Ширина плеч у юношей 14 лет превышает таковую у девушек того же возраста на 0.9 см, в 15 лет — на 1.5 см, а в 16 лет — на 2.1 см (Табл.6).

Таким образом, наибольшие различия имеют место в 16 лет, что вполне закономерно.

Таблица 6 — Различия показателей поперечных размеров тела пловцов 14-16 лет обоего пола (см)

 

Наибольший прирост показателя ширины плеч наблюдается как у юношей, так и у девушек в период 14-15 лет. У девушек соответственно 1.1 см, а у юношей 1.7 см. В возрастном периоде 15-16 лет прирост у юношей равен 1.1 см, а у девушек 0.5 см (Табл.7).

Таблица 7 — Приросты показателей поперечных размеров тела юных пловцов 14-16 лет (см)

 

С возрастом показатели ширины плеч увеличиваются, что связано как с возрастом, так и с целенаправленным занятий спортивным плаванием.

Рис. 4 — Показатели ширины плеч юных пловцов — 14 — 16 лет

Помимо ширины плеч изучались показатели ширины таза.

Средний показатель ширины таза в 14 лет у юношей составил 23.3 см, у девушек 24.9 см, в 15 лет — 24.8 см у юношей и 25.3 см у девушек, в возрасте 16 лет — 25.4 см у юношей, 25.8 см у девушек (Рис.5). Таким образом в возрасте 14-16 лет ширина таза девушек превышает показатели юношей, что связано с биологическими особенностями женского организма.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Наибольший прирост этого показателя у юношей наблюдается в период 14-15 лет и составляет 1.5 см, а в период 15-16 лет -0.6 см. У девушек в возрастном периоде 14-15 лет наблюдается прирост этого показателя на 0.4 см, а наибольший прирост приходится на период 15-16 лет — 0.5 см (Табл.7).

Ширина таза также различна у юношей и у девушек. В 14 лет эта разница составляет 1.6 см в пользу девушек, в 15 лет девушки превосходят юношей на 0.5 см, а в 16 лет — на 0.4 см.

Рис. 5 — Показатели ширины таза юных пловцов — 14 — 16 лет

Изучение динамики приростов показателей ширины плеч и таза у юношей и девушек показало, что пик приростов наблюдается преимущественно в 14-15 лет, но если средний показатель ширины плеч больше у юношей, то средний показатель ширины таза — у девушек.

3.3 Показатели обхватных размеров тела юных пловцов

Обхватные размеры тела косвенно характеризуют силовые возможности.

Изучались обхватные размеры плеча, предплечья, бедра и голени у пловцов 14-16 лет обоего пола. С возрастом у юношей и девушек наблюдается увеличение этих показателей (Табл.8).

Таблица 8 — Показатели обхватных размеров тела юных пловцов 14 — 16 лет (см)

 

Так в 14-летнем возрасте у юношей обхват плеча составляет 28.59 см, у девушек — 24,6 см. В 15 лет у юношей — 29.99 см, а у девушек — 26.8 см. В 16 лет показатель обхвата плеча у юношей — 30.21 см, а у девушек — 28.3 см (Рис.6).

Юноши во всех возрастных группах от 14 до 16 лет превосходят девушек по показателю обхвата плеча. Наибольшие различия наблюдаются в 14-летнем возрасте, эта разница составляет 3.99 см. Затем различие уменьшается и в 15 лет составляет 3.19 см, а в 16 лет — 1.91 см (Табл.9).

Таблица 9 — Различия показателей обхватных размеров тела пловцов 14-16 лет обоего пола (см)

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

 

Пик прироста этого показателя, как у юношей, так и у девушек приходится на период 14-15 лет. У юношей он составляет 1.4 см, а у девушек 2.2 см. В возрастном периоде 15-16 лет прирост обхвата плеча у юношей — 0.22 см, у девушек — 1.5 см (Табл. 10).

Рис. 6 — Показатели обхватных размеров плеча юных пловцов — 14-16 лет

Таблица 10 — Прирост показателей обхватных размеров тела юных пловцов 14-16 лет (см)

 

По показателю обхвата плеча различия между юношами и девушками статистически достоверны при р≤ 0,05.

Та же тенденция наблюдается и по показателю обхвата предплечья (Рис.7).

Так, в 14 лет этот показатель у юношей составляет 25.6 см, у девушек — 22.0 см, в 15 лет — 26.43см у юношей и 24.4 см у девушек, в 16 лет — 28.8 см у юношей, 25.3 см — у девушек (Табл.8).

В возрасте 14 лет юноши превосходят девушек по показателю обхвата предплечья на 3.6 см, в 15 лет на 2.03 см и в 16 лет — 3.5 см (Табл.9).

Пик прироста этого показателя наблюдается у юношей в период 15-16 лет и составляет 2.37, а у девушек в период 14-15 лет — 2.4 см (Табл.10).

Рис. 7 — Показатели обхватных размеров предплечья юных пловцов — 14 — 16 лет

Следует отметить, что различия между юношами и девушками статистически достоверны при р≤0,05.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Что касается обхватных размеров бедра у юношей и девушек, то в 14 лет различия незначительны (Рис.8). У юношей это показатель составляет 55.19 см, а у девушек 54.93 см. Но уже в 15, а особенно в 16 лет различия между юношами и девушками становятся более заметными. В 15 лет обхват бедра у юношей составляет 58.07 см, у девушек — 56.4 см. В 16 лет — 63.8 см у юношей и 61.3 см у девушек соответственно.

Рис. 8 — Показатели обхватных размеров бедра юных пловцов -14 — 16 лет

В 14 лет разница между юношами и девушками составляет 0.26 см, в 15 лет — 1.67 см, а в 16 лет — 2.5 см (Табл.9).

Пик прироста обхвата бедра приходится на возрастной период 15-16 лет и составляет 5.73 см у юношей и 4.9 см — у девушек (Табл.10).

Различия между показателями обхвата бедра у юношей и девушек статистически достоверны при р≤0,05.

Та же тенденция наблюдается и по обхватным размерам голени. У юношей показатели выше, чем у девушек.

У юношей к 14 годам обхват голени увеличивается до 35.8 см, а у девушек до 33.5 см, к 15 годам 36.93 см — у юношей и 34.5 см у девушек, а к 16 годам 37.56 см — у юношей, 35.21 см — у девушек (Табл.8).

Юноши во всех возрастных группах от 14 до 16 лет превосходят девушек по показателю обхвата голени. В 14-летнем возрасте разница составляет 2.3 см. Наибольшие различия наблюдаются в 15 лет — 2.43 см, а в 16 лет — 2.35 см (Табл.9). Пик прироста этого показателя, как у юношей, так и у девушек приходится на период 14-15 лет (Рис.8). У юношей он составляет 1.13 см, а у девушек 1.00 см. В возрастном периоде 15-16 лет прирост обхвата голени у юношей составляет 0.63 см, у девушек — 0.71 см (Табл.10).

Рис. 9 — Показатели обхватных размеров голени юных пловцов -14 — 16 лет

Различия по обхватным размерам голени между юношами и девушками статистически достоверны (р≤0,01), хотя темпы прироста в этот период снижаются у пловцов обоего пола.

3.4 Состав массы тела юных пловцов

Помимо массы тела изучались ее компоненты — мышечный, жировой и костный. Анализ полученных данных показал, что с возрастом у юношей и девушек наблюдается увеличение всех компонентов массы тела (Рис.10 и 11).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Так, в 14 лет у юношей показатель мышечного компонента составляет 35.5 % от массы тела, а у девушек 34.9 %, в 15 лет этот показатель у юношей составляет 38.4%, а у девушек — 35.3%. В 16 лет у юношей — 40.3 %, а у девушек — 36.1 (Табл.11).

Таблица 11 — Состав массы тела юных пловцов 14-16 лет (%)

 

Юноши во всех возрастных группах превосходят девушек по показателю мышечного компонента. В 14-летнем возрасте эта разница составляет 0.6 %, в 15 лет — 3.1 %, а в 16 лет достигает максимальной величины 4.2 % (Табл.12).

Таблица 12 — Различия по показателям состава массы тела юных пловцов обоего пола 14-16 лет (%)

 

Пик прироста этого показателя наблюдается у юношей в период 14-15 лет и составляет 2.9 %, в то время как у девушек в возрастной период 15-16 лет и равен 0.8% (Табл.13).

Таблица 13 — Прирост показателей состава массы тела юных пловцов 14-16 лет (%)

 

Показатель костного компонента у юношей в 14 лет составляет 14.8 %, у девушек — 13.4 %. В 15-летнем возрасте — 15.4% — у юношей и 14.1 % — у девушек. В 16 лет показатель костного компонента составляет 16.7 % — у юношей, 14.9 % у девушек (Табл.11).

По показателю костного компонента юноши превосходят девушек в возрастном периоде 14 — 16 лет. В 14 лет эта разница составляет 1.4 %, в 15 лет — 1.3 %, и наибольшее значение достигает к 16 годам- 1,8 % (Табл.12).

В период 14-15 лет прирост костного компонента у юношей составляет 0.6 %, а у девушек — 0.7 %. Пик прироста этого показателя, как у юношей, так и у девушек приходится на возрастной период 15-16 лет. У юношей он составляет 1.3 %, а у девушек — 0.8 % (Табл.13).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Показатель активной массы тела с возрастом продолжает увеличиваться как у юношей, так и у девушек. В 14 лет этот показатель составляет 50.3 % у юношей, а у девушек 48.3 %. В 15 лет показатель активной массы тела у юношей равен 53.8 %, у девушек — 49.4 %. В 16 лет — 57 % — у юношей и 51 % у девушек (Табл.11). Девушки в возрасте 14-16 лет по активной массе тела уступают юношам.

В 14 лет разница составляет 2 %, в 15 лет — 1.3 %, а в 16 лет максимальная разница — 6 % (Табл.12).

Пик прироста этого показателя наблюдается у юношей в период 14-15 лет и составляет 3.5 %, а у девушек в 15 — 16 лет — 1.6 %. (Табл.13).

Что касается жирового компонента, то девушки в каждой возрастной группе от 14 до 16 лет превосходят юношей по показателю жирового компонента. В 14 лет доля жира в массе тела у юношей составляет 9.3 %, у девушек — 17.4 %, в 15 лет — 9.9 % у юношей и 19.8 % у девушек. В 16 лет этот показатель составляет 10.7 % у юношей и 22.9 % у девушек (Табл.11).

Разница показателей в 14 лет составляет 8.1 %, в 15 лет — 9.9 %, а в 16 лет достигает максимума — 12.2 % (Табл.12).

Пик прироста жирового компонента, как у юношей, так и у девушек приходится на возрастной период 15-16 лет. Однако, пик прироста у юношей составляет 0.8 %, а у девушек — 3.1 %, что значительно выше (Табл.13).

С возрастом у юношей (Рис.10) и девушек (Рис.11) наблюдается увеличение всех компонентов массы тела.

Рис. 10 — Состав массы тела юношей 14 — 16 лет

Рис. 11 — Состав массы тела девушек 14 — 16 лет

Можно предположить, что девушки во всех возрастных группах имеют лучшие гидродинамические и гидростатические качества по сравнению с юношами: за счет более легкого костяка, большего содержания жирового компонента в массе тела и меньшего мышечного компонента, а также сглаженного рельефа мускулатуры.

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

. Изучение показателей физического развития юных пловцов — юношей и девушек в возрасте 14 — 16 лет, позволило установить, что рост и развитие подростков происходит неравномерно. Показатели физического развития, изученные в ходе исследования, в каждом возрасте, изменяются с различной интенсивностью. Неравномерное развитие организма и увеличение с возрастом различий в развитии юношей и девушек связано с половыми отличиями.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

. В результате проведенных исследований выявлено, что юноши и девушки имеют достоверные различия по показателям физического развития. Юноши в возрасте 14-16 лет превосходят девушек по большинству показателей физического развития, исключение составляют ширина таза и обхват грудной клетки, значение которых, выше у девушек. Наиболее высокие темпы прироста наблюдаются у юношей в период 15 — 16 лет, а у девушек 14 — 15 лет, что связано с более ранним вступлением девушек в пубертатный период развития.

. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы тренерами и специалистами в области спорта при составлении тренировочных программ для юношей и девушек, для достижения ими высоких результатов в своей спортивной деятельности, с учетом их пола и возраста, показателей физического развития, а также темпов их прироста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абрамова Т.Ф., Конькова А.Ф., Озолин Н.Н., Мышечная и жировая масса тела как критерии срочных и долгосрочных приспособительных сдвигов у спортсменов циклических видов спорта в годичном цикле подготовки // Матер. Все-й. научно. практич. конф. М., 1990. — С.76 — 77.

. Абросимова Л.А.Детская спортивная медицина/ Под общ. ред. Тихвинского С.Б., Хрущева С.В. — Руководство для врачей. — 2-ое изд. перераб. и доп. — М.: Медицина, 1991. — 558 с.;

. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб: Питер, 2001. 288 с.;

. Бальмагия Т.А. Преобразование физических показателей у детей в период пубертатного роста // Т.А. Бальмагия, Вопросы антропологии. — Вып. 48, 1974. — С. 98 — 108.

.Бахрах И.И., Дорохов Р.И. Морфофункциональные особенности юных спортсменов в связи с акселерацией// Спорт в современном обществе: Всемирный научный конгресс: Сб.научных материалов. — М., 1974. — 247 с.;

. Белов В.К. Критерии ориентации детей и подростков в учебно тренировочные группы циклических видов спорта// Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1992. — 23с.

. Бендас Т.В. Гендерная психология// Т.В. Бендас, Изд-во: СПб Питер. 2007. 431с.

. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. — М., «Физкультура и спорт», 1978. — 191с.;

. Булгакова Н.Ж. Возрастная динамика морфологических, силовых и функциональных показателей, лимитирующих спортивные достижения пловцов 11-18 лет, как основа для построения многолетней подготовки и отбора / Булгакова Н.Ж., Воронцов А.Р., Соломатин В.Р., Чеботарева И.В. // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. — М., 1993. — С. 242-252.;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

. Булгакова Н.Ж., Мартиросов Э.Г., Чеботарева И.В. Возрастные особенности морфофункционального развития юных пловцов 11-16 лет// Морфофункциональные особенности высококвалифицированных спортсменов: Сб. научн. Тр./ Под. Ред. Мартиросова Э.Г. и Сергеева Ю.П. — М., 1982. — С.70-84.;

. Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. — Общая психопатология 2003. — 416 с.;

. Вайцеховский С.М., Платонов В.Н. Тренировка пловцов высокого класса. — М., ФиС, 1985. — 256 с.;

. Воронцов А.Р. Определение спортивной одаренности в плавании на основе динамических наблюдений: Автореф. дис…канд. пед. наук. — М., 1977. — 20 с.;

. Воронцов А.Р., Соломатин В.Р., Сидоров Н.Н. Научно-методические основы построения многолетней подготовки юных пловцов на основе учета возрастной динамики физического развития: Учебное пособие для студентов специализации и слушателей ВШТ. — М.: ГЦОЛИФК, 1987. — 66 с.;

. Воронцов А.Р., Чеботарева И.В., Соломатин В.Р. Методика многолетней подготовки юных пловцов: Методические рекомендации. — М.: ВНИИФК,1990. — 49 с.;

. Геодакян В. А. О существовании обратной связи, регулирующей соотношение полов. В сб.: Проблемы кибернетики. М., 1965 (б). Вып. 13. С. 187-194.;

. Геодакян В. А. О структуре эволюционизирующих систем. В сб.: Проблемы кибернетики. М., 1972. Вып. 25. с.81-91.;

. Геодакян, В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989, с.171-189.;

. Геодакян, В.А. Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое предназначение // Женщина в аспекте физической антропологии. М.: ИЭА РАН, 1994;

. Гужаловский А.А. Темпы роста физических способностей как критериев отбора юных спортсменов // Теория и практика физ.культуры. -1979. С.32-35.;

21. Дильман В.М. <http://jmors.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD%20%D0%B2> Проблемы медицинской биоритмологии <http://jmors.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8>. — М.: Медицина, 1985. — 207 с.;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов ФК. — Изд. 8-е./ Под редакцией Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. — М.: Человек, 2011. — 624., ил.;

. Иорданская, Ф.А. Мужчина и женщина в спорте высших достижений. Проблемы полового диморфизма: монография / Ф.А. Иорданская. — М.: Советский спорт, 2012, 256 с.;

. Китаев В.Ф., Набатников М.Я. Спортивное мастерство пловца (Для пловцов высших разрядов). — М.: «ФиС», 1960, 192 с.;

. Ковешников В.Г. <http://jmors.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2>, Никитюк Б.А. <http://jmors.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D1%8E%D0%BA%20%D0%B1> Медицинская антропология <http://jmors.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F>. — Киев: Здоров’я, 1992. — 192 с.;

.  Колесов Д. В., Сильверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 1978, 223 с.;

. Комаров Ф.И. <http://jmors.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%20%D1%84> Хронобиология и хрономедицина <http://jmors.ru/2SimQuery.idc?Title=%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0>. Руководство. —   М.: Медицина, 1989. — 399 с;

. Корочкин, Л.И. Биология индивидуального развития (генетический аспект). М.: Изд-во МГУ, 2002, 264 с.;

. Левенец С.А. Особенности становления функции половой системы у девочек-подростков, регулярно занимающихся спортом: автореф. дис… канд. мед. наук/ С.А. Левенец. — Харьков, 1980, 24 с.;

. Лысов П.К. Анатомия (с основами спортивной морфологии). В 2т. Т. 2: учебник для студ. физкультурных вузов/ П.К. Сапин. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 320с.;

. Макаров А.К. Научные основы детско-юношеского спорта // Теория и практика физ. культуры. — 1980, с.58-59;

. Манилова С.А. Влияние занятий спортивной гимнастикой и плаванием на половое созревание девочек: автореф. дис. … канд. биолог. наук: / Манилова Светлана Александровна; Акад. пед. наук СССР. — М., 1977, 24с.;

. Надолинская Л.Н. «Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование» // Педагогика. -2004, с.30-35.;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

. Никитин И.П. Медико-биологический подход к оценке перспективности юных пловцов / Никитин И.П., Шукаев В.П., Лычак Е.Н. // Плавание: ежегодник. — М., 1986, с.20-21;

. Петряев А.В., Клешнев И.В., Тимакова Т.С., Давыдов В.Ю., Ломазова Е.В. Комплексная оценка уровня подготовленности юных пловцов // Плавание III. Исследования, тренировка, гидрореабилитация — СПб: «Плавин», 2005. С.104 — 110.

. Прыткова Е.Г. Особенности адаптации организма пловцов в условиях тренировочной и соревновательной деятельности: // Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Малаховка, 2004. — 24с.

. Смит, Дж. Мэйнард. Эволюция полового размножения. М.: Мир, 1981, 272 с.

. Статкявичене Б.В. Морфофункциональные особенности пловцов высокого класса и их значение для отбора и дальнейшего спортивного совершенствования (женщины). Автореф. дис. канд. пед. наук,- М.: ГЦОЛИФК, 1986,-24с.

. Тимакова Т.С. Основные проблемы и направления разработки и создания единой системы отбора перспективных спортсменов / Отбор, контроль и прогнозирование в спортивной тренировке. — К.: КГИФК, 1990. С.16 — 27.

. Фель В.А. Особенности психофизиологических свойств пловцов различного возраста// Вопр. теор. и практ. физ. культ. и спорта. — Л.: ЛНИИФК, 1990. — С.95 — 99.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

613

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке