Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Понятие авторского права в российском законодательстве»

На протяжении всей истории человечества люди занимались творческой деятельностью. Первые документы, связанные с объектами данной деятельности, защищали материальную собственность владельцев от посторонних посягательств. Литературные произведения переписывались всеми желающими без контроля автора, что вело к увеличению числа книг с искаженным, по сравнению с оригиналом, текстом.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы заключается в необходимости разрешения проблемы определения и регулирования правоотношений в сфере авторского права. Одной из важнейших задач государства в данной области является создание эффективной системы защиты авторских прав.

Институт авторского права имеет специальные черты, отделяющие его от всей отрасли гражданского права, а также позволяющие ему обособиться в рамках отдельного института гражданского права — интеллектуальной собственности: он охраняет не только имущественные интересы авторов, но их личные права и интересы, — нравственные.

Вместе с тем, авторское право затрагивает и общественные интересы — интересы культуры и просвещения, а значит, правоотношения, регулируемые законодательством об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений. Также законодательство Российской Федерации в области авторского права имеет большое значение в рамках общественного интереса, поскольку высокий уровень правовой защиты повлечет за собой создание тех объектов науки, культуры и искусства, которые имеют наибольший уровень защищенности, что, как следствие, приведет к скорейшему развитию данных отраслей.

Целью данной работы является проведение правового анализа действующего в РФ законодательства для определения круга лиц, обладающих правом на охрану, защищаемых прав субъектов авторского права, а также круга объектов права, охрана которых предусмотрена современным законодательством.

Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения в сфере авторского права, а предметом — система норм авторского права в Российской Федерации и международные нормативно-правовые акты в этой области.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Первым законодательным актом, наделившим издателя произведения правом воспроизводить и распространять его, стал Статут королевы Анны («Акт о поощрении просвещения»), принятый 10 апреля 1710 года. Этот этап ознаменовал переход от системы привилегий к авторскому праву. Закон устанавливал право издателя на опубликованную книгу на 14 лет с момента ее опубликования и регистрации. Данный срок мог быть продлен еще на 14 лет при жизни автора уже в его пользу, другими словами, автор мог получить права на свое произведение только спустя 14 лет после его опубликования. Когда все указанные сроки истекали, произведение становилось общественным достоянием. При этом охрана от перепечатки книг гарантировалась только при условии внесения внесения произведения в реестр Гильдии книгоиздателей. Что касается личных неимущественных прав, Англо-саксонская правовая система в рамках авторского права их вообще не признавала.

Во Франции модель авторского права сложилась во времена Великой Французской Революции: в 1791 году был принят Декрет о праве на постановку и исполнение драматических и музыкальных произведений, а в 1793 г. — Декрет о праве собственности авторов на литературные произведения, композиторов, живописцев и рисовальщиков. Запрещалось любое воспроизведение объектов авторского права в течение жизни автора, а правопреемники после смерти автора могли пользоваться авторским правом в течение 10 лет со дня смерти. Благодаря французскому законодательству в область авторского права были введены принципы: автоматической охраны (возникновение правовой охраны объекта возникает не с момента регистрации произведения, а с момента создания такового) и национального режима (предоставление одинаковых прав как национальным, так и зарубежным авторам).

Книгопечатание в России находилось в ведении патриарха, и российскому законодательству было совершенно незнакомо распространенное на западе представление об авторском праве как о частной привилегии, представляемой создателю произведения. Характерной чертой авторского права в России была тесная связь с цензурным законодательством. Первый закон об авторском праве появился в рамках законодательства о цензуре. Утвержденный 22 апреля 1828 года новый цензурный устав содержал специальную главу, именуемую «О сочинителях и издателях книг». В 1897 году Государственный Совет принимает решение о разработке нового закона в силу наличия многократных пробелов в действующем на тот момент праве. Новый закон был принят в 1911 году, именовался как «Положение о авторском праве» и был составлен по подобию лучших западноевропейских образцов законодательных актов того времени. Общая часть закона содержала основные понятия — перечень охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и их защита, а также отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В особой главе регламентировались основные правила и условия издательского договора.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года не внесла каких-либо изменений в законодательство об авторском праве царской России, так как все законодательные акты утратили свою юридическую силу в октябре 1917 года. В 1925 и в 1928 годах вышло постановление ВЦИК и СНК СССР «Об основах авторского права» и принят Закон РСФСР «Об авторском праве». Это был первый общесоюзный закон об авторском праве. Закон признавал за всеми авторами исключительное право на созданные ими произведения в течение 25 лет с момента первого издания или первого публичного исполнения произведения, а с 1928 года это право стало пожизненным. В законе 1928 года предусматривалось и право перехода авторских прав к наследникам на период 15 лет после смерти автора. Далее, после распада СССР, Федеральным Собранием в 1993 году был принят Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», который юридически закреплял всю информацию о возникновении, изменении, прекращении авторского права и смежных с ним прав, а также предусматривал меры защиты данных прав. На сегодняшний день он утратил силу с 1 января 2008 года в связи с принятием 4 части Гражданского Кодекса РФ. Также был принят Закон РФ «О правовой охране программ для вычислительных машин и баз данных» от 23.09.1992 г, который тоже утратил силу с принятием N 19-ФЗ от 02.02.2006, и Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23.09.1992 г., утративший силу с 1 января 2008 года также в связи с принятием части 4 ГК РФ. Во многом современное российское законодательство в области авторского права сформировалось посредством ратификации нескольких глобальных международных нормативно-правовых актов.

I.Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (далее — Бернская конвенция), принятая в 1886 году и ратифицированная Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224, способствовала созданию Бернского союза, в который на сегодняшний день входят более 165 государств; Российская Федерация является членом Союза с 13 марта 1995 г. Данная Конвенция одной из первых определила принципы современного авторского права в Европе и в РФ. Всемирная конвенция об авторском праве вступила в силу 16 сентября 1955 г. В данном документе впервые признавалось право на перевод. РФ с 9 декабря 1994 г. является членом Всемирной конвенции об авторском праве; в настоящее время около 100 стран являются членами Конвенции в редакции 1952 г. и более 60 стран — в редакции 1971 г. Всемирная конвенция об авторском праве уступает по уровню защиты Бернской конвенции, однако содержит положения, соответствующие интересам развивающихся стран, что и обуславливает ревнивое отношение ВОИС к данному акту. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (далее — ТРИПС) является приложением к 1С Маракешскому соглашению, утвердившему ВТО; было принято в ходе Уругвайского раунда Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1994 году, но лишь 23 июля 2012 года был принят Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» В ТРИПС установлены стандарты на охрану и обеспечение прав интеллектуальной собственности, а также ряд новых норм в отношении: охраны компьютерных программ и баз данных, проката товаров с воплощенными охраняемыми произведениями, расширение критерия охраны, указанного в Бернской Конвенции и срока охраны анонимных произведений под псевдонимом.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

§ 1. Определение авторского права и место авторского права в российской правовой системе

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

На сегодняшний день не существует официального определения понятия «авторское право», прописанного в российском законодательстве, однако его можно вывести из нескольких утверждений:

·Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Е.А. Суханов определяет авторское право как совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их пользования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. Доктор юридических наук, профессор С. А. Судариков дает такое определение: «Это установленное законодательством право некоторых лиц на произведения науки, литературы или искусства, созданные творческим трудом этих же или иных лиц». Авторское право является институтом права интеллектуальной собственности, который, в свою очередь, признан частью национального гражданского права и разделом международного частного права.

Авторское право — это система личных неимущественных и имущественных прав, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, принятая в 1886 году, определила круг данных прав, гарантируемых авторам и владельцам произведений:

А) Личные неимущественные права:

·Право авторства на произведение; Право на защиту репутации автора; Б) Имущественные права:

·Право на воспроизведение произведения любым способом и в любой форме (статья 9); Право на публичное вещание (теле-, радио-, через эфир или по проводам) (статья 11bis); Право на публичное исполнение (для драматических и музыкальных произведений) (статья 11); Право на перевод (статья 8); Право следования (статья 14ter) — это право, в отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов автор, а после его смерти лица или учреждения, управомоченные национальным законодательством, пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершенной автором произведения; Право на публичное чтение (для литературных произведений) (статья 11ter); Право на переделки, аранжировки и другие изменения произведения (право на переработку) (статья 12); Право на кинематографическую переделку произведения (статья 14). Также важно учитывать, что авторское право относится к субъективным правам автора.

Таким образом, мне представляется возможным на основании анализа работ Е. А. Суханова и С. А. Сударикова дать определение авторскому праву только с учетом особенности разделения данного понятия:

·В объективном смысле: это совокупность норм национального гражданского права и международного частного права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их пользования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. В субъективном смысле: это субъективные личные неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства. В результате создания произведения автор приобретает ряд субъективных авторских прав личного неимущественного и имущественного характера. Страны свободны в том, чтобы увеличить их объем, но сделать объем меньше перечисленного выше минимума они не имеют права.

§ 2. Источники, принципы и функции авторского права в России

К источникам авторского права в РФ относятся международные договоры Российской Федерации, законы и иные правовые акты РФ.

Законодательство Российской Федерации об авторском праве состоит из отдельных статей Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ, в основном части 4, вступившей в силу с 1 января 2008 года в соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ (далее — ГК РФ). Сейчас действует редакция № 15 от 13.07.2015, а с 01.01.2016 — редакция № 16.

Нормативными актами, направленными на регулирование авторского права являются акты Президента РФ и Правительства РФ, то есть, подзаконные нормативные акты. Последние не должны противоречить вышеназванным законам. Кроме того, Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные вопросам авторского права только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. К данным нормативно-правовым актам относятся: Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. №1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» и Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. №982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности».

Необходимо выделить ведомственные нормативные акты (акты, принимаемые отдельными министерствами и ведомствами). В качестве примера подобных актов можно выделить: Инструкцию о порядке проставления знака охраны авторского права на произведениях науки, литературы и искусства, издаваемых в СССР, утверждена приказом Госкомиздата СССР от 3 июля 1989 г. №212.

Принципы авторского права РФ отражены в международных конвенциях, ратифицированных РФ, так как авторское право представляет собой как институт национального гражданского права, так и институт международного частного права, что было изложено выше.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Поскольку Бернская Конвенция долгое время являлась основой формирования национального законодательства большинства стран, вошедщих в Бернский Союз, принципы, закрепленные в ней, отражены в законодательной базе стран-членов. К данным основополагающим принципам авторского права относятся:

vПринцип национального режима; Принцип автоматической охраны; Принцип независимости охраны — охрана произведений в странах-членах Союза не зависит от нормативной базы охраны в стране происхождения произведения; Принцип ретроактивной охраны — после вступления в Союз страна охраняет созданные в пределах стран Союза произведения, даже если до вступления в Союз они не охранялись; Принцип ограничения права на воспроизведение — воспроизведение возможно только при условии, что оно не наносит ущерба нормальному использованию объекта авторского права и не ущемляет законные интересы автора. Далее к ряду принципов российского авторского права Всемирная конвенция об авторском праве добавляет:

vПринцип государственной охраны прав авторов — каждое государство обязано принять меры по охране прав авторов; Принцип соблюдения формальностей — произведение подлежит охране только в том случае, если на нем указаны конвенционный знак ©, имя автора и год первого опубликования произведения(а также указано в ст. 1271 ГК) Затем Соглашение ТРИПС добавляет еще один принцип:

vПринцип наибольшего благоприятствования — «любые выгоды, льготы, привилегии или иммунитеты, предоставляемые членом гражданам любой другой страны, немедленно и безоговорочно распространяются на граждан всех других членов» (ст. 4 ТРИПС). Также в авторском праве со временем выделен принцип дуализма авторского права — нематериальные произведения науки, литературы и искусства объективно существуют только воплощенными в материальных объектах, в частности в товарах — вещественных и волновых. Как и любая отрасль права, авторское право выполняет определенные функции:

)признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства — Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона систему научно-технических категорий (произведения науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений: аудиовизуального произведения, базы данных, программы для ЭВМ и произведения декоративно-прикладного искусства. Регламентация процесса использования произведений — нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. В соответствии со ст. 1270 ГК РФ исключительным правом на произведение обладает только автор охраняемого объекта, при этом третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав. наделение авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав Защита данных прав.
§3. Сфера действия авторского права

В процессе рассмотрения вопроса о сфере действия законодательства об авторском праве не представляется возможным не учитывать принципы национального режима и территориальности, которые являются общепризнанными международными нормами. Под национальным режимом понимается предоставление одинаковых гарантий и прав как национальным, так и зарубежным гражданам и юридическим лицам.

В то же время принцип территориальности гласит: законодательство любой страны действует только на территории данной страны и не может применяться вне пределов государственной границы.

Бернская конвенция содержит утверждение о том, что «охрана в стране происхождения регулируется внутренним законодательством», а далее Бернская конвенция, посредством раскрытия понятия «страна происхождения», определяет взаимодействие и баланс принципов национального режима и территориальности, так как (ст. 3 Бернской конвенции):

  1. Для произведений, впервые опубликованных в любой стране Бернского союза, страной происхождения произведения является данное государство.
  2. Для произведений, опубликованных одновременно в нескольких странах-членах Бернского союза, предоставляющих различные сроки охраны, — страна, законодательство которой устанавливает самый короткий срок охраны.
  3. Для произведений, опубликованных одновременно в стране, не входящей в Бернский союз, и стране-участнике данного союза — последняя страна.

Опубликованные произведения (ст. 3) — «произведения, воплощенные в товарах, опубликованные с согласия их авторов, вне зависимости от способа изготовления экземпляров, при условии, что количество имеющихся в обращении экземпляров способно удовлетворить разумные потребности публики, принимая во внимание характер произведения. Не является опубликованием представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение архитектурного произведения».

Одновременное опубликование — опубликование произведения в один и тот же момент времени в разных странах. Принимая во внимание, что такие случаи практически невозможны, Бернская конвенция частью 4 статьи 3 расширяет понятие одновременного опубликования: «Произведение считается опубликованным одновременно в нескольких странах, если оно было опубликовано в двух или более странах в течение тридцати дней после первой публикации». При включении данной нормы в текст настоящей Конвенции было допущено логическое упущение, исходя из того, что произведение может быть «опубликовано впервые» лишь однажды, а последующее опубликование в рамках предоставленного срока может быть признано условно довременным.

При этом у правоприменителей в области авторского права (чаще всего у патентных ведомств) возникают трудности в толковании понятия опубликования, в силу применения ими дефиниции, закрепленной в стандарте ВОИС ST. 6: «под опубликованием понимается предоставление копии патентных документов по запросу», — таким образом, требование публичности опубликования не признается общеобязательным.

В Российской Федерации в связи с ратификацией Бернской конвенции сфера действия авторского права была расширена посредством введения ст. 1256 ГК РФ, которая дублирует положения ст. 3 Бернской конвенции. Однако в данной норме допущена неточность, т.к. Бернской конвенцией признается территориальным правом все авторское право (то есть не только исключительные имущественные, но и личные неимущественные), в то время как ст. 1256 ГК РФ определяет территориальным правом только исключительное право.

ГЛАВА 3. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

Статья 1259 ГК РФ определяет круг объектов авторского права, охраняемых российским законодательством. К ним относятся произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

1) литературные произведения (к ним относятся и научные, а также научно-технические результаты интеллектуальной деятельности) — это письменные произведения художественного, публицистического и прикладного характера, воплощаемые на материальных носителях. К литературным произведениям зачастую относятся и те «творения» авторов, которые не имеют ничего общего с художественной литературой, например, тексты научных монографий, учебников, технических руководств, справочников.

2) драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста: п. 2) — 4) в действительности являются исполнениями произведений, но они были включены в перечень объектов авторского права исходя из того, что нотная запись, партитура (нотная запись многоголосного и музыкального произведения для оркестра, хора), либретто (тексты оперы), сценарий — это материальное воплощение произведения.

3) аудиовизуальные произведения — воплощенные на материальном носителе звуки и динамические изображения объектов окружающего мира , предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью различных технических средств. К ним относятся фильмы, клипы, мультипликация. Срок их защиты, согласно ст. 7 (2) Бернской конвенции составляет 50 лет с момента создания произведения. В данном принципе охраны просматривается схожесть с объектами смежных прав, а в некоторых странах отсутствует вообще понятие аудиовизуального произведения, а существует лишь аудиовизуальное исполнение, являющееся объектом смежных с авторским прав. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства — это произведения в перечисленных областях творчества, воплощенные различными методами в предметах или материалах. Понятие изобразительного искусства в данном случае следует трактовать более широко: включаются, помимо перечисленных в статье разделов искусства, гравюры (гравировка на металле, камне, кости, дереве и др. природных материалов), литографии (художественные произведения на специальных камнях или металлах для последующего получения с оригиналов оттисков), а под скульптурой понимается не только скульптурное произведение в классическом понимании из камня, гипса, дерева, глины и металла, создаваемое в буквальном смысле руками художника, но и так называемые компьютерные скульптуры, которые моделируются автором посредством использования компьютера, а затем с помощью специальных технических устройств (например, 3D принтеров) создается реальная скульптура.

Особо важное место при установлении права автора на произведения изобразительного искусства занимает право следования, т.к. любое произведение искусства уникально, а автор после продажи своего творения может его больше никогда не увидеть. Поэтому статья 1293 ГК РФ ввела понятие права следования: «В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Авторы пользуются правом следования также в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений».

4) произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства — это произведения изобразительного искусства, воплощенные в товарах прикладного значения, произведенных промышленным, ремесленным или кустарным способом. Особенностью охраны данного объекта является то, что сроки охраны данного объекта в соответствии с Бернской конвенцией не зависят от продолжительности жизни автора, а распространяются только на 25 лет с момента создания такого произведения, в то время как для большинства других объектов авторского права срок охраны длится в течение всей жизни автора и еще спустя 70 лет после его смерти (ст. 1281 ГК РФ). Также в силу несовершенства законодательства в области авторского права данные произведения могут в некоторых случаях подпадать под понятие промышленных образцов, следовательно, охраняться патентным законодательством.

5) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов — объекты, воплощенные в зданиях и сооружениях, созданных с помощью различных технологий для создания удобной среды обитания. В правовое поле в соответствии со ст. 1294 ГК РФ подпадает вся документация для строительства. фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии — к данной категории на практике относятся не только фотографии, сделанные с использованием фотоаппаратуры, но и творчески переработанные изображения с использованием специальных компьютерных программ (Photoshop, Corel Draw, Gimp и др.) Для них, как и для произведений декоративного искусства, установлен сокращенный срок охраны — 25 лет со времени создания произведения. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, а также их сборники, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам — к ним относятся плоскостные (обычные бумажные), объемные (глобусы), рельефные, а также продукты деятельности компьютерной картографии. программы для ЭВМ (ст. 1261 ГК РФ), охраняемые как литературные произведения — представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. К объектам авторских прав также относятся (п. 2 ст. 1259 ГК РФ):

6) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Особое внимание стоит уделить тому, что данная статья не выделяет способ выражения произведений науки, культуры и искусства как условие правовой охраны объекта авторского права, таким образом, исполнения произведений сами стали признаваться таковыми произведениями и получили больший срок охраны.

Более того, п. 3 ст.1259 ГК РФ распространяет сферу действия авторского права как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме; а также на часть произведения, на его название, на персонажа произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованию выражения в объективной форме.

Тем не менее, положения об авторском праве не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, а также:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

ГЛАВА 4. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

§ 1. Авторы произведений, их наследники

В первую очередь субъектами авторского права стоит считать авторов результатов интеллектуальной деятельности. Ст. 1257 ГК РФ определяет автора как гражданина, творческим трудом которого было создано произведения науки, литературы или искусства. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 ГК РФ, считается его автором, если не доказано иное. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. При этом исключительное право соавторов в отношении объекта совместного творческого труда регламентируется ст. 1229 ГК РФ:

«В случае, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению, если настоящим Кодексом или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное. Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними.

Распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации осуществляется правообладателями совместно, если настоящим Кодексом или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное.

Доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо от совместного распоряжения исключительным правом на такой результат или на такое средство распределяются между всеми правообладателями в равных долях, если соглашением между ними не предусмотрено иное».

Также исключительное право на объект авторского права переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ). Если же отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 ГК РФ), входящее в состав наследства исключительное право на произведение прекращается и произведение переходит в общественное достояние. При этом в случае смерти одного из соавторов исключительное право прекращается в части принадлежащего ему права, если произведение состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, либо, если произведение образует неразрывное целое, доля умершего соавтора в исключительном праве переходит ко всем пережившим соавторам в равных долях. Таким образом, один человек может быть как автором произведения, так и наследником доли умершего соавтора.

§ 2. Работодатели авторов произведений

Права данной категории субъектов регламентируются ст. 1295 ГК РФ. Служебным произведением признается произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. При этом авторское право на служебное произведение признается за автором, а исключительное право на служебное произведение — за работодателем, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.

Если работодатель в течение 3 лет начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам. Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Также к этим субъектам относятся заказчики по договору авторского заказа (ст. 1296 ГК РФ). Исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.

В случае, если исключительное право на произведение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи принадлежит заказчику, исполнитель вправе, поскольку договором не предусмотрено иное, использовать такое произведение для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права.

Отдельно стоит выделить произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту (ст. 1298 ГК РФ). Исключительное право на такое произведение принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию..Если исключительное право на произведение принадлежит совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию, государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя. Работник, исключительное право которого перешло к исполнителю, имеет право на вознаграждение.

§ 3. Правопреемники физических и юридических лиц

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Это лица, к которым перешли имущественные права на объекты авторского права вследствие закона, договора или других юридических оснований, в частности, при реорганизации юридических лиц. Основания, по которым авторские права переходят без договора в результате событий: создание составных произведений, вступление в наследство, ликвидация/реорганизация юридических лиц. Договоры, по которым имущественное право переходит от автора к другим лицам: лицензионный договор (ст. 1235 ГК РФ), сублицензионный договор (ст. 1238), Статья 1285. Договор об отчуждении исключительного права на произведение, Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения (ст. 1286), договор авторского заказа (ст. 1288), государственные или муниципальные контракты (ст. 1298).

§ 4. Издатели некоторых видов произведений

Особое место при рассмотрении субъектов авторского права занимают авторы составных произведений и переводов. Их права определены в статье 1260 ГК РФ. К данной категории относятся издатели энциклопедий, словарей, газет, журналов, сборников научных трудов. Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

авторский право российский

Проведенное исследование позволило предложить решения поставленных задач и составить целостную систему представлений о сущности авторского права, его месте в российской правовой системе; определить принципы и законы, на основании которых оно действует, а также выделить те субъекты и объекты гражданских правоотношений, на которые распространяется авторское право.

В настоящее время авторское право регламентирует часть 4 ГК РФ, вступившая в силу с 1 января 2008 г., которая отражает многие нормы международного права в области интеллектуальной собственности. Она применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие; по правоотношениям, возникшим до вступления в силу ч. 4 ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения ее в действие.

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране произведений науки, литературы и искусства, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. В субъективном смысле авторское право — совокупность имущественных и личных неимущественных прав, которые принадлежат субъектам авторского права.

Объектами авторских прав признаны произведения науки, литературы и искусства независимо от назначения произведения и способа его выражения. Не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки), символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.

Субъектами авторского права могут быть физические и юридические лица — авторы произведений науки, литературы или искусства и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В силу динамичного развития современной науки, культуры и искусства возникают новые способы использования объектов интеллектуальной собственности, требующие оригинальных методов регулирования.

В отличие от иных отраслей и подотраслей права, основанных на стабильности и предсказуемости поведения участников гражданского оборота, авторское право регулирует постоянно обновляющуюся инновационную сферу общественных отношений.

Основная задача авторского права в том, чтобы оперативно реагировать на возникающие новые объекты, способы, технологии, не учтенные и не соответствующие только что налаженному правовому регулированию, и учитывать их в современной системе норм авторского права. В качестве подтверждения моих слов могу привести данную статистику: за период с 01.01.2008 до сегодняшнего дня вступили в силу 14 редакций части 4 ГК РФ, из них 3 были введены в действие в 2015 году, а с 01.01.2016 вступает в силу 15 редакция части 4 ГК РФ.

Тем не менее, в условиях динамичного развития данного института гражданского права есть и преимущества: во-первых, это позволяет обнаружить недостатки существующего правового регулирования, а во-вторых, указывает направления для дальнейшего развития авторского права.

В заключение хочу сказать, что авторское право — один из самых экстраординарных и динамичных институтов права, требующий постоянного совершенствования, а также определяющий будущие направления развития творческой мысли всего человечества. От степени правовой защиты зависит, насколько продуктивно будут проводиться научные исследования и открытия, насколько развитым духовно будет наше общество и насколько высок будет уровень умственного развития народов России, а в рамках современной мировой интеграции — все человечество. Ведь не стоит забывать, что человека от животного отличают, прежде всего, умение мыслить, а также стремление к сознательной творческой деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации: Публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации с поправками к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ Гражданский кодекс Российской Федерации: Публикуется с учетом поправок, внесенных Федеральными законами Российской Федерации от 12.03.2014 N 35-ФЗ, от 31.12.2014 N 530-ФЗ,от 13.07.2015 N 216-ФЗ

2. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности: Публикуется с учетом изменений на 23.07.2012. Литература:

Книги

3. Судариков С.А. Авторское право: Уч-к для бакалавров.-М.:Проспект, 2014.- 460с Е.А. Суханов. Гражданское право. В 2 Том 2 — М.: Статут, 2011 Интернет-ресурсы:

4. wto.ru/content/documents/docs/Trips.doc — официальный сайт ВТО на русском языке

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

987

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке