Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Проблемы безработицы в России»

Проблема безработицы на сегодня очень актуальна, так как она является одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. Десятки и даже сотни тысяч людей в нашей стране оказались в буквальном смысле выброшенными на улицу. На сегодняшний день в разных уголках страны без работы сидят сейчас два миллиона двести триста тысяч человек.

Введение

Официально в нашей стране безработица была признана лишь в начале 1990-х годов. В это время число безработных подрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень. В наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Важнейшее направление изучения безработицы — ее экономический аспект. Вместе с тем безработицу нельзя рассматривать только как сугубо экономическое явление. Весьма важно учитывать ее социальные аспекты. И только двойственный подход к ее изучению позволит наиболее полно раскрыть содержание безработицы, ее роль и значение.

Реальный уровень безработицы представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Отсутствие денег, потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму, поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

1. Общая характеристика безработицы

1.1 Понятие безработицы

Социальная политика — это мероприятия государства, направленные на смягчение неравенства в распределении доходов, которое является неизбежной характерной чертой рыночной экономики. Она направлена ​​на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Регулирование экономики государством предполагает использование механизмов макроэкономической политики, например создание условий для роста спроса на товары и услуги. Субсидирование государством предприятий позволит направить производство на создание тех товаров и услуг, спрос на которые необходим в данный момент. Рынок труда зависит от рынка благ. Соответственно для создания товаров и услуг понадобится рабочая сила. Вследствие этого рынок труда предъявит спрос и появится необходимость в дополнительных работниках.

Таким образом, можно сделать вывод, что безработица — это социально-экономическое явление, которое носит неоднозначный характер. Конечно, в основном безработица — это негативное явление в экономике, но избежать его полностью невозможно, и это показывает ее естественный уровень в стране. Но, как ни странно это звучит, безработица имеет и положительные черты. Например, резервная рабочая сила необходима в условиях перестройки экономики, а некий «перерыв» для самого работника дает ему возможность переквалифицироваться или повысить уровень уже имеющейся квалификации. Чтобы поддерживать этот баланс «за» и «против» безработицы, государству необходимо эффективно регулировать уровень занятости в стране, устраняя не столь приятные последствия этого макроэкономического явления, а рабочая сила в свою очередь должна быть мобильна и морально готова к изменениям, которые могут ее ждать.

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия — не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять, откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.

Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признание человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки до трудоспособного возраста или мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (в России) не могут считаться безработными, даже если они хотят работать, но не могут найти место;

отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (на пример, месяца);

доказанное стремление человека найти работу(на пример, обращение его в Службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

экономический скрытый безработица оукен

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

1.2 Взаимосвязь закона Оукена и безработицы

По расчетам за 2006 год общество недополучило в данном году 7 % от фактического ВВП 26917,2 млрд. руб. т.е. 1884,204 млрд. руб. За 2007 год общество недополучило 465,465 млрд. руб. В 2008 году эта цифра была равна 1657,144 млрд. руб. А на 2009 год — 2502,4448 млрд. руб.

1.3 Основные виды безработицы

Безработица в условиях рыночных экономических отношений является, с одной стороны, неотъемлемой, а с другой — неприемлемой альтернативой занятости, проблемой, которую обществу приходится решать ежедневно путем принятия мер государственного регулирования занятости. В России безработица возникло в связи с процессом перехода к рыночной экономической системе, причем предпочтительной является скрытая ее форма.

2. Анализ показателей безработицы в России

2.1 Анализ основных показателей, характеризующих безработицу в России

Люди ошибочно судят об уровне безработицы исходя из общей численности населения страны, которая составляет более 140 млн. человек. Это не верно, так как при расчете безработицы учитывается только численность экономически активного населения, которая составляет примерно половину общей численности населения страны.

Кризисная ситуация в России с 2014 года тесно взаимосвязана с сферой занятости населения страны. Уже в начале 2015 года начинается рост безработицы. Показатели официальной статистики отличаются от реальных показателей безработицы. Поэтому, обратим внимание на некоторые моменты, которые Росстат отмечает в примечаниях, сносках, объяснениях подсчётов.

.       Статистика строится на основе анализа выборочной части населения, а не всех граждан страны. В официальном источнике сообщается о подведении итогов «выборочного обследования населения по проблемам занятости».

.       Не учитывается статистика по Крыму. Цитата из официального источника: «в целях обеспечения статистической сопоставимости данных рассчитаны без учета сведений по Республике Крым и г.Севастополю».

.        Безработица сокращается не за счёт трудоустройства ранее безработных граждан, а за счёт уменьшения числа экономически активного населения. Другими словами: становится больше стариков и молодых, а населения трудоспособного возраста становится меньше.

.        В стране много безработных граждан, о занятости которых нет официальных сведений либо они неточны. Таким образом, они не учитываются в отчётах Росстата и могут исказить реальное положение по безработице в отдельных субъектах Российской федерации и в стране в целом.

Таблица 1. Уровень безработицы в 2000-е годы

Таблица 2. Уровень безработицы в 2010-е годы

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Уровень безработицы за 2016 год составил 5,8 %, а число безработных — 4,3 млн человек.

По данным Росстата в таблицах 3, 4, итоги выборочного обследования рабочей силы (обследования населения по проблемам занятости).

Таблица 3. Численность и состав рабочей силы за январь-май 2016 год

Таблица 4. Численность и состав рабочей силы за июнь-сентябрь 2016 год

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,7 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце сентября 2016 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 862 тыс.человек, что на 5,2% меньше по сравнению с августом и на 6,2% — по сравнению с сентябрем 2015 года.

Среди безработных доля женщин в сентябре 2016г. составила 46,5%, городских жителей — 66,8%, молодежи до 25 лет — 23,4%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности — 27,1%.

Уровень безработицы среди сельских жителей (7,3%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (4,6%). В сентябре 2016г. это превышение составило 1,6 раза.

В сентябре 2016г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 17,2%, а в связи с увольнением по собственному желанию — 26,0% (в сентябре 2015г., соответственно, 18,3% и 24,8%) [2].

Таблица 5. Численность и состав рабочей силы за три квартала 2016 года

Общий уровень безработицы в РФ в октябре 2016 года составил 5,4% от экономически активного населения страны после 5,2% в сентябре и августе, 5,3% в июле, 5,4% в июне, 5,6% в мае, 5,9% в апреле и 6% в марте. Такие предварительные данные приводит сегодня Федеральная служба государственной статистики.

При этом в октябре общая численность безработных в России увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем на 85 тыс. человек и достиг 4,103 млн. человек.

«В октябре 2016 года, по предварительным итогам выборочного обследования рабочей силы, 4,1 млн. человек классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда), уровень безработицы составил 5,4%», — говорится в материалах Росстата.

В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных были зарегистрированы 0,8 млн. человек, в том числе 0,7 млн человек получали пособие по безработице.

Как отмечает ведомство, численность рабочей силы, по предварительным итогам выборочного обследования рабочей силы, в октябре составила 76,6 млн. человек, или 52% от общей численности населения страны.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Численность безработных в России в 2015 году, по предварительным данным Росстата, составила 4,264 млн. человек, что на 7,4% больше, чем в 2014 году.

Уровень безработицы за 2016 год составил 5,8 %, а число безработных 4,3 млн. человек.

2.2 Проявление основных исторических тенденций российского рынка труда

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях занятость и труд, качество и состояние экономически активного населения являются важнейшими факторами устойчивого поступательного движения экономики. Показатели занятости и безработицы входят в число ключевых макроэкономических показателей, на основании которых оцениваются существующие тенденции и перспективы роста экономики, инвестиционная привлекательность стран и регионов, определяются риски и потенциальные возможности для развития бизнеса.

Предмет исследования — экономические отношения, возникающие в процессе действий направленных на снижение уровня безработицы в стране.

Объект исследования — рынок труда России.

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и природы безработицы, основных влияющих на этот процесс факторов, а также ее последствий и основных направлений регулирования.

В соответствии с указанной целью исследования в работе поставлены следующие задачи:

  • определить понятие и сущность безработицы, причины её возникновения, а так же экономические и социальные последствия;
  • рассмотреть классификацию видов безработицы, выявить их специфику;
  • произвести статистический анализ структуры и динамики безработицы в Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды классиков экономической теории, представителей различных научных школ, публикации современных отечественных и зарубежных экономистов по вопросам рынка труда, занятости и безработицы.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: методы анализа и синтеза; математические методы; статистические методы; метод сравнений и аналогий; метод обобщений; метод экспертных оценок.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы и приложения. Структура данной курсовой работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы сущности понятия «безработица», ее видов и последствий, во второй — проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.

Экономический кризис, который развивается в России, начиная с сентября 2009 года, приобретает все большую глубину. Итоги января 2013 показали продолжение нисходящей динамики подавляющего большинства макроэкономических показателей. При этом кризис приобретает все более глубокую форму, распространяясь на денежно-кредитную, фискальную, социальную сферы, постоянно ухудшая социальное самочувствие и ожидания субъектов рынка и рядовых граждан.

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь наименее защищенных слоев. Для того, чтобы помочь этим людям, гарантировать им необходимые средства, существует социальная отрасль экономики, которая называется социальным обеспечением. На организации социального обеспечения государство возлагает заботу о тех категориях населения, которые в законодательном порядке имеют право на длительную или постоянную помощь в связи с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью, отсутствием других источников существования.

Безработица — социально-экономическое явление, когда часть трудоспособного населения не может найти работу, становится относительно избыточной, пополняя резервную армию труда.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Согласно определению Международной организации труда (МОТ), безработным является лицо, которое хочет и может работать, но не имеет рабочего места. В мире по данным ООН насчитывается почти 800 млн. Безработных, то есть примерно каждый третий работоспособный не имеет работы.

В Законе РФ «О занятости населения» безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по не зависящим от них причинам не имеют заработка и трудового дохода, зарегистрированы в государственной службе занятости как лица, ищущие работу. Они способны к труду, готовы работать, но не имеют надлежащей работы, соответствующей их профессиональной подготовке, стажа, опыта и др.

Безработица впервые возникла в Великобритании в начале XIX в., Однако к концу века оно не стало массовым, росло лишь во время экономических кризисов.

Безработица является важным фактором давления по снижению заработной платы работающих.

Комплексный характер причин безработицы. Безработица обусловлен рядом причин:

  • структурными изменениями в экономике;
  • неравномерностью развития производительных сил в народном хозяйстве в целом и в отдельных регионах страны;
  • постоянным прогрессом техники, особенно развертыванием НТР;
  • поиском работниками новых рабочих мест с целью получения большей зарплаты, или более содержательной работы;
  • диспропорциональным развитием экономики;
  • ограниченностью спроса на товары и услуги и т.д..

Если рассматривать безработицу как целостную национальную проблему страны, то само государство должно принимать необходимые меры для поддержания безработных. В основном, на наш взгляд, задачами государства являются: создание дополнительных рабочих мест, организация системы образования и производственно-технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; создание рабочих мест для молодежи; выплата пособия для нетрудоспособных лиц; формирование эффективной системы социального страхования и помощи безработным (выплата прожиточного минимума); а также расширение информированности граждан о наличии вакансий на рынке труда и др..

С безработицей молодежи поможет справиться создание организаций, которые могли бы привлечь именно молодых специалистов; развитие «самозанятости» в стране: когда гражданин, обладающей свободной рабочей силой, самостоятельно находит источник дохода, не противоречащий законодательству страны; работа по профориентации с участием работников службы занятости, которые могут помочь реализовать свои трудовые способности молодым специалистам. Но даже само государство может допустить ошибку и применять неправильные методы к решению проблемы, которые могут усугубить положение в области безработицы. Так, например, слишком высокие пособия по безработице или слишком низкие налоги на доходы. Люди просто теряют стимул работать или искать таковую.

Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

Безработица является неотъемлемым элементом рынка труда. Она представляет собой сложное явление. Безработные, на ряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над ее спросом.

Отрицательная связь между уровнем безработицы и темпами экономического роста получила название «закон Оукена» в честь американского экономиста Артура Оукена, установившего эмпирическую зависимость между этими параметрами в начале 1960-х годов.

Коэффициент Оукена — это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Чем выше уровень безработицы, тем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным.

Коэффициент Оукена является одним из показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности.

Фактический или наблюдаемый уровень безработицы обычно не равен естественному. В периоды экономического бума спрос на рабочую силу настолько велик, что число людей, оставляющих производство, сокращается по сравнению с обычной нормой, а доля безработных, устраивающихся на работу, превышает среднее значение, в результате безработица оказывается ниже естественного уровня. В периоды экономического спада наблюдаются обратные процессы, и фактическая безработица превышает естественный уровень.

Разность между фактическим (U) и естественным (U*) уровнями безработицы называют уровнем конъюнктурной безработицы (Uk= U-U*).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Конъюнктурная безработица существует только при двух последних состояниях экономики. Наличие конъюнктурной безработицы свидетельствует о неполном использовании производственных возможностей страны. Потенциально возможный при данной технике объем производства yF(N*) — национальный доход полной занятости превышает фактически достигнутый при наличии конъюнктурной безработицы y(N).

Разность [yF(N*) — y(N) ] образует конъюнктурный разрыв.

Артур Оукен на основе эмпирических исследований обнаружил устойчивую связь между величиной конъюнктурной безработицы и конъюнктурным разрывом.

Установленную взаимосвязь он выразил формулой.

Эта формула выражает так называемый закон Оукена: если конъюнктурная безработица растет на 1 пункт, конъюнктурный разрыв увеличивается на γ пунктов.

Коэффициент Оукена отражает тот факт, что выпуск определяется не только технологией производства, но и изменением экономической активности людей в различных фазах функционирования национального хозяйства.

В квадранте II изображен график производственной функции, отражающей наряду с технологией и состояние экономической конъюнктуры (): y(N,). При > 1 график этой функции, в отличие от технологической производственной функции в коротком периоде, загибается не к оси N, а к оси y, т.е. показывает не снижающуюся, а повышающуюся предельную производительность труда. В квадранте III проведена вспомогательная линия под углом 45 к осям координат, а в квадранте IV представлен график дефиниционной функции конъюнктурной безработицы.

Посредством проведенных построений в квадранте I получаем кривую Оукена.

В состоянии полной занятости объем производства равен yF, а норма безработицы — u*. Если вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры занятость снизится до N1, то производство снизится до y1 и фактический уровень безработицы составит u1. Следовательно, точка а лежит на кривой Оукена. Аналогично находятся и все другие точки этой кривой.

Гистерезис означает, что если уровень безработицы повышается, то он может и не вернуться к исходному значению даже после прекращения действия вызвавших его факторов. В этом случае будет наблюдаться рост естественной безработицы.

Итак, это была теория, но что же сейчас происходит в России? Разобраться в этом нам поможет государственная статистика. С помощью данных, а именно уровня фактической безработицы за 2006-2009 годы и уровня фактического ВВП за эти же годы, рассчитаем по закону Оукена.

Фактический ВВП нам дан, уровень фактической безработицы тоже, коэффициент Оукена = 2, а уровень естественной безработицы = 5%.

Максимальный разрыв между фактическим ВВП и потенциальным приходился на 2009 год это значит, что не все экономические ресурсы были эффективно использованы, причиной чего послужил финансовый кризис. Минимальный разрыв между фактическим и потенциальным ВВП был в 2007 году, это говорит о том, что экономические ресурсы были использованы более рационально и эффективно.

Чтобы приблизится к потенциальному уровню ВВП нужно чтобы уровень фактической безработицы был близок к ее естественному уровню.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Для того, чтобы этого достичь современной российской экономике необходимо сделать следующее, например: содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления; развитие системы страхования от безработицы; становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики и т.д.

В настоящее время даже, если бы была действительно полная занятость или занятость близкая к полной, все равно оставалось бы очень много сдерживающих механизмов для объективного отражения увеличения рабочей силы в росте ВВП.

Существуют заметные различия между зарегистрированным безработицей и безработицей, определенной по методологии МОТ. Это касается, как масштабов, так и структуры безработицы. Крайне негативным признаком является постоянный рост продолжительности безработицы и увеличение в состава безработных, не имеющих работы длительный период.

Безработица — это сложное, многоплановое явление, которое имеет множество форм и проявлений.

Безработица проявляется в двух формах: абсолютной и относительной.

К абсолютной форме безработицы относятся следующие виды.

1. Фрикционная безработица

Фрикционная безработица — связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности — в другую. Итак, это своеобразное социальное противоречие, которое понимают, как проблему поиска подходящей работы. Фрикционная безработица считается неизбежной и в определенной степени желательной, ведь часть работников, временно потеряв работу, переходит с низкооплачиваемой, малопроизводительной работы на высокооплачиваемую и более производительную. Это означает более высокие доходы для работников и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и более реальный объем национального продукта. Например, пусть в течение года 6% трудоспособных сменили работу, и каждый из этих людей искал новое место примерно месяц. Тогда потери занятости за счет фрикционной безработицы составляют:

Поскольку фрикционная безработица — это результат добровольного и временного сокращения предложения, то в ее модели должны быть отражены изменения в предложении труда.

2. Структурная безработица

Структурная безработица является продолжением фрикционной. Она возникает тогда, когда в результате научно-технического прогресса происходят важные изменения в технике, технологии и организации производства, аследовательно, и в структуре спроса на рабочую силу. Вследствие этих изменений спрос на некоторые профессии уменьшается или вообще исчезает, а на другие профессии, которых раньше не существовало, растет. Другими словами, структура рабочих мест и профессиональная структура работников не совпадают. Возникает категория работников, в которых навыки и практический опыт устаревают и становятся никому не нужными, а следовательно, их невозможно продать. Именно этим структурная безработица отличается от фрикционной, при котором безработные обладают навыками, которые они могут продать. «Структурные» же безработные не могут найти работу без соответствующей переподготовки, дополнительного обучения и даже изменения места жительства. Фрикционная безработица является кратковременным, а структурное — длительным, поэтому и считается более тяжелым.

Рассмотрим явление структурной безработицы на условном примере, что позволит построить графическую модель.

Пусть рынок страны состоит только на рынке учительских услуг. Определенного года, когда спрос и предложение выровнялись, на рынке были представлены восемь учителей физики и два — экономики. В следующем году структура спроса изменилась: рынок требовал четырех преподавателей физики и шесть — экономики.

На первый взгляд, совокупный спрос должен оставаться неизменным, ведь 8 + 2 = 4 + 6 Но на самом деле спрос уменьшается и возникает безработица, потому что учителя физики не могут мгновенно превратиться в учителей экономики. Итак, в следующем году работу будут только четыре учителя физики и те же два учителя экономики.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

3. Циклическая безработица

Циклическая безработица, проявляющаяся в условиях спада как фаза экономического цикла. Во время этой фазы многие из предприятий прекращают свою работу, а штат работников сокращается.

Особенностью такой безработицы является то, что она имеет циклическое развитие: через определенные промежутки времени падения заменяются подъемом.

Относительная безработицы имеет следующие формы.

Добровольная безработица возникает тогда, когда работник увольняется по собственному желанию, поскольку он не доволен уровнем оплаты труда, условиями работы либо психологическим климатом в коллективе.

В отличие от добровольной, недобровольная безработица возникает в условиях жесткости заработной платы. Она возникает потому, что ставка заработной платы, остановившись в точке В, является привлекательной для большой группы рабочей силы, которая хотела бы работать при таком ее уровне, но не может сделать этого по причине отсутствия рабочих мест.

Вынужденная безработица возникает тогда, когда работник не желает освобождаться, а администрация проводит сокращение персонала.

Конверсионная безработица вызывается сокращением численности армии и перепрофилированием предприятий военно-промышленного комплекса на производство гражданской продукции.

Сезонная безработица касается тех видов производства, которые имеют сезонный характер и в которых в течение года происходят различные колебания спроса на труд (сельское хозяйство, строительство).

Институциональное безработицы обусловлено правовыми нормами, влияющие на спрос и предложение труда.

Она может быть вызвано, например, введением гарантированной минимальной заработной платы, несовершенной налоговой системой (чрезмерные социальные выплаты снижают предложение труда. Высокие ставки налогообложения, сокращая доходы, делают их сопоставимыми с суммами выплат по социальным программам. Это также снижает предложение рабочей силы).

. Застойная безработица особенно опасна, если долго длится. По результатам исследований американских социологов, после летнего вынужденного перерыва в работе человек практически не может адаптироваться к нормальной трудовой деятельности, даже если ему удается найти рабочее место. Соответственно, международная статистика обращает внимание на общий уровень безработицы сроком свыше 12 месяцев, так называемая длительное застойная безработица.

Полная занятость — это состояние экономики, при котором количество вакансий соответствует количеству безработных или превышает его, то есть такое состояние, при котором нет незанятых готовых работать. Однако полная занятость не означает 100% ную занятости всех трудоспособных или даже всех, кто хочет работать. В случае полной занятости уровень безработицы равен сумме структурной и фрикционной безработицы, то есть работы не имеют люди, которые находятся в состоянии ее поиска или чья квалификация не соответствует требованиям рынка труда вследствие структурных изменений в экономике, несмотря на то что спрос на другие профессии существует. Такой уровень полной занятости называется естественной безработицей. При рыночной экономике это не уровень привлечения трудоспособного населения в общественное производство, а принцип, отражающий право всех граждан на труд и образование, подкрепленное обязательством государства перед своими гражданами обеспечивать всех желающих работой. Существуют различные концепции относительно определения естественного уровня безработицы в количественном аспекте.

♦ Первая концепция: естественный уровень безработицы — это такая ее величина, при которой заработная плата и инфляция устойчивы, либо находятся на допустимом уровне.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

♦ Вторая концепция: естественный уровень безработицы — это такая ее величина, при которой количество незанятых рабочих мест равно количеству безработных.

♦ Третья концепция: естественный уровень безработицы — это такой уровень безработицы, при котором любое повышение спроса на труд не вызывает сокращение численности безработных. То есть это уровень безработицы, при котором она преимущественно является добровольной. По нашему мнению, эта концепция наиболее реалистичная и приемлема.

Естественная норма безработицы отражает экономическую целесообразность использования трудовых ресурсов, фиксируя рациональность нагрузки производственных мощностей. На современном этапе экономического развития этот показатель имеет тенденцию к росту. Одной из причин повышения естественной нормы безработицы является изменения демографического состава совокупной рабочей силы. Такие институциональные изменения (то есть изменения в законах и обычаях общества), такие как расширение программ компенсации по безработице, повышение размеров и видов финансовой помощи, которые способствуют повышению уровня фрикционной, а следовательно, и общего уровня безработицы.

В процессе исторического становления современного российского рынка труда можно выделить два главных этапа.

Первый этап — 1991-1998 гг. — стал отражением глубокой трансформационной рецессии, продолжавшейся почти десятилетие и характеризующийся сокращением занятости, ростом открытой безработицы, снижением продолжительности рабочего времени, резким падением реальной заработной платы. По числу занятых в России в этот период лидировал государственный сектор, на него приходилась 50% всех работающих в народном хозяйстве, 17% — на предприятия смешанных форм собственности, 33% — частный сектор. В производственных отраслях удельный вес частных предприятий и занятых на них работников был ниже, чем в торговле и сфере обслуживания.

Второй этап — 1999-2001 гг. — непосредственно связан с интенсивным экономическим подъёмом, сопровождавшимся положительной динамикой базовых индикаторов рынка труда, макроэкономических показателей в целом, развитием частного сектора хозяйства.

Таким образом, на начальном этапе реформирования российской экономики сохранялось законодательство, соответствовавшее особенностям планового хозяйства. Создать условия для эффективного функционирования рынка труда в новой рыночной среде был призван Трудовой кодекс (ТК), вступивший в действие в феврале 2002 г. Новое законодательство о труде стало итогом компромисса между различными политическими силами российского общества. Можно согласиться с выводом, что российский рынок труда в целом сформировался к началу XXI века.

Невзирая на глубокий трансформационный кризис, российской экономике удалось избежать масштабного сокращения рабочей силы и занятости, которое наблюдалось во многих странах Центральной и Восточной Европы (наиболее яркий пример — Венгрия). Первоначальное падение уровня занятости с 67 до 53% сменилось последующим его восстановлением до 60%. Такая «нечувствительность» занятости была отчасти следствием распространения её нестандартных форм, таких как непостоянная занятость, неполная занятость, самозанятость, неформальная занятость, а также занятость населения в домашних хозяйствах.

Современная ситуация в России характеризуется значительными диспропорциями в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Выделим особенности переходного рынка труда в России.

Рост безработицы. В начале 2009 г., по данным Росстата, 5,0 млн. человек или 6,6% экономически активного населения классифицировались как безработные. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,5 млн. человек, в том числе 1,2 млн. человек получают пособие по безработице. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В 2008 г. в них работало 37,6 млн. человек или 53,9% общей численности занятых. В организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 2,0 млн. человек. Следует учесть тот факт, что среди высвобождаемых работников по разным причинам наметилось увеличение незанятости среди выпускников вузов.

Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики. Значительным потребителем рабочей силы в современных условиях стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. При этом промышленные предприятия сталкиваются с трудностями на пути поиска оптимальной численности и подбора работников необходимых специальностей и квалификации.

Появление мигрантов на рынке труда. На отечественном рынке труда ежегодно появляется более 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.

Неэффективное использование трудового потенциала общества. Трудовой потенциал используется всё менее эффективно: объём отечественного производства сократился в большей степени, чем численность занятых; существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал ещё более очевиден. В России происходит естественная убыль населения и сокращается продолжительность жизни. Поэтому возможности воспроизводства трудового потенциала ухудшаются в связи с существенным сокращением количества детей в российских семьях, так как многие семьи имеют одного ребёнка, что явно недостаточно даже для простого воспроизводства.

Дифференциация занятости по территориальному принципу. В некоторых регионах страны ситуация с безработицей очень серьезная, поскольку необходимые вакансии просто отсутствуют. Так, например, в Чечне не могут трудоустроиться порядка 70% экономически активного населения республики, в Ингушетии — 43%, в Дагестане — 22%.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Формирование занятости так называемого «придерживаемого» типа — рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.

Рост заработной платы. В России в последние восемь лет наблюдается темп рост зарплат, превышающий рост экономики в целом. Повышение зарплат в России осуществляется благодаря высоким ценам на сырьё. Благоприятная ценовая конъюнктура позволяет увеличивать зарплаты без адекватного роста производительности труда. В результате, предложение товаров внутри нашей страны не успевает за потребительским спросом, что и проявляется в высоких показателях инфляции. Тем не менее, основная проблема рынка труда России заключается не столько в безработице, сколько в низких в сравнении с Западной Европой зарплатах и плохих условиях труда.

Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда. Пособие по безработице составляет от 720 руб. до 2800 руб., в зависимости от того, сколько человек получал раньше и сколько времени он искал работу. В связи с этим огромное количество людей вынуждено соглашаться на работу в плохих условиях, за низкую зарплату, без каких-либо социальных гарантий.

Расширение теневой занятости в экономике. В России сформирован и успешно функционирует значительный сектор теневой экономики (около 40% производимого ВВП), однако он весьма нестабилен, криминализирован и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен. Процесс размывания границ между официальной и теневой занятостью продолжается; как следствие — сохраняются весомые различия между общей реальной численностью и официальной регистрируемой численностью безработных.

Высокий уровень монополизации рынка труда. Финансово-банковская, торговопосредническая, и, в первую очередь, сфера государственного управления представляют сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации вследствие высоких требований к квалификации работников и высокого уровня заработной платы. Занятым работникам из малооплачиваемого бюджетного сектора проникнуть сюда трудно, в большинстве случаев невозможно.

В развитии российского рынка труда имеются некоторые тенденции:

Рост естественной нормы безработицы; продолжительность поиска работы в среднем по России составляет 8,7 месяцев. 39% людей ищут работу больше 1 года. Однако в Москве среднее время поиска работы составляет 3,5 месяца. Безработица в России не имеет чётко выраженного пола. По данным Росстата, в среднем по стране число мужчин и женщин, нуждающихся в трудоустройстве, примерно одинаково.

Рост молодёжной безработицы; самый высокий уровень безработицы наблюдается среди молодых людей до 20 лет. Они составляют 26% от общего количества безработных.

Рост теневой занятости.

Расширение привлечения иностранной рабочей силы.

Рост спроса на дипломированных специалистов с высшим образованием.

Сохранение перегруженности рабочей силой большинства крупных и средних предприятий, что является важной особенностью российской модели занятости, в отличие от восточно-европейской. Придерживание избыточной рабочей силы препятствует росту производительности труда и формированию полноценного рынка труда, но способствует снижению социальной напряжённости в условиях низкого уровня трудовых доходов населения. Такое так называемое «удержание» рабочей силы проявляется в скрытой безработице, что не позволяет наладить эффективную систему регулирования отношений на рынке труда.

Усугубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложившимся ранее профессионально-квалификационным составом рабочей силы. Современный российский рынок труда продолжает отличаться несбалансированностью и неравновесностью. Рынок труда определяет рациональную структуру занятости, с точки зрения эффективного, по Парето, распределения трудовых ресурсов. При этом его структура может быть неэффективна с социальной точки зрения, с позиции создания условий для расширенного воспроизводства в обществе.

Институциональные проблемы развития российского рынка труда. Российский рынок труда отличается определённым институциональным своеобразием и нерешённостью ряда проблем.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Во-первых, это — неравные условия трудоустройства экономических агентов, выступающие как дополнение к допустимой конкуренции на рынке труда. Неравными для трудовых агентов являются доступ к информации об имеющихся вакансиях и, следовательно, трудовым контрактам. Присутствие и значительная роль внеэкономического фактора в экономике в виде т.н. административного ресурса обеспечивает конкурентные преимущества и снижение трансакционных издержек на трудоустройство посредством предоставления закрытой информации о рабочих местах в госаппарате. Российский опыт показывает, что государственные институты власти функционируют на основе характерного для неформальных норм принципа деления субъектов на «своих» и «чужих» и, как результат, лоббируют частные интересы в ущерб общественным.

Во-вторых, снижение уровня защиты трудовых прав наёмных работников. Развитие рыночной экономики и трудового законодательства в нашей стране идёт по вполне естественному пути усиления роли и прав работодателей на рынке труда.

В-третьих, несоответствие формальных и неформальных норм, на основе которых функционируют рынки. Игнорирование не только формальных каналов найма, но и вообще любого рода формализованных процедур характерно для участников российского рынка труда, укоренённое в социокультурных нормах, способных конкурировать с закреплёнными в формальном законодательстве правилами. С одной стороны, это значительно затрудняет работнику защиту собственных трудовых прав в конфликтной ситуации, но, с другой, устный найм компенсируется повышенной оплатой труда.

Таким образом, внеправовая практика найма рабочей силы не является однозначно негативным явлением; она дополняет формальные нормы, выступая в качестве адаптационного буфера, смягчающего положение некоторых социальных групп в обществе, так как важную роль при поиске работы играют неформальные каналы.

За годы реформ безработица в России не достигла критических размеров, её рост было явно непропорционален падению объёмов производства (до 40%). Безработица не носила взрывной, как в Болгарии или Польше, характер. Сокращение численности занятых имело длительный характер, достигая десяти процентов в самые тяжёлые годы. Характерной чертой российского рынка труда стала высокая оборачиваемость рабочей силы, достигавшаяся не только за счёт выбытия рабочей силы, но и за счёт приёмов на работу при абсолютном доминировании практики добровольных увольнений.

С позиций неоинституционализма, своеобразие российского рынка труда обусловлено действием механизмов формального принуждения и общественного мнения, обеспечивающих выполнение законов. Наряду с легальными рынками функционируют теневые рынки, где экономическая активность выражается в противоправной деятельности — теневой занятости, рэкете

В-четвертых, барьеры на пути создания рыночных институтов труда. В институциональной среде рынка труда доминируют не административные, а естественные барьеры профессионального, квалификационного, социального, поведенческого характера, появление которых обусловлено самим ходом исторического и социально-экономического развития. Это означает, что их нельзя устранить, необходимо создать условия, позволяющие субъектам рынка труда их преодолевать, чтобы повысить свою мобильность для адаптации к меняющемуся рыночному спросу и предложению.

В-пятых, неэффективное либо запаздывающее вмешательство государства в распределительные процессы и неопределённость государственного регулирования в целом. Деформированный институт зарплаты приводит к утрате её экономической значимости, ослабляет функции рынка труда по установлению стоимостных пропорций между трудом и капиталом, регулированию оборота рабочей силы между отраслями и регионами. Ввиду этого утрачивается зависимость спроса и предложения труда от динамики заработной платы.

В-шестых, институциональная неустойчивость экономики и нестабильность института рынка труда. В процессе перехода к рыночной экономике в России был разрушен привычный уклад жизни членов домохозяйств, многие её традиции и рутины.

Современный отечественный рынок труда отличает увеличение масштабов неформальных норм — незарегистрированной занятости (15-17% экономически активного населения). Россияне участвуют в неформальной экономике, главным образом, на условиях вторичной занятости. Нерегистрируемые трудовые отношения в сфере занятости связаны с неформальными институтами, регулирующими поведение работников и работодателей.

В настоящее время российский рынок труда, несмотря на государственное регулирование, является наименее институционализированным в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на российском рынке труда всё ещё находятся на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов.

Следствием специфики переходной экономики является возникновение особой модели рынка труда, характерной для развивающихся стран мира, где довольно высок уровень конкуренции, заработной платы, глубина сегментации.

Таким образом, рынок труда — это совокупность социально-трудовых отношений между покупателями и продавцами по поводу условий найма и использования рабочей силы.

На протяжении многих лет, одной из важных проблем Российской экономики является безработица.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В рыночной экономике действует тенденция к экономической нестабильности, которая выражается в ее циклическом развитии, безработице и инфляционном росте цен. Безработица выступает как часть и неотъемлемый компонент жизни нашего государства, она очень тесно связана как с самим человеком, так и с его профессиональной деятельностью.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую прямое и сильное воздействие на каждого человека.

Безработица означает неспособность найти работу. Экономические трудности и потрясения в России на протяжении последних двух лет значительно отражаются на уровне занятости. В настоящее время в экономике страны все быстрее происходит сокращение числа трудоспособного населения.

Эксперты Международной организации труда отмечают рост неформальной занятости в России с 20 % до 25 % за последние 10 лет. По масштабам «теневой» занятости лидирует Индия — 83,6 % людей работают неофициально. Далее идут Индонезия — 72,5 %, Мексика — 53,7 %, Аргентина — 49,9 %, Китай и Турция — по 30 %, Россия — 12,1 %.

Международная организация труда рассматривает неформальный сектор как совокупность очень мелких единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих, в основном, из независимых, самостоятельно занятых производителей. Влияние данного показателя на состояние экономики страны можно оценить двояко. С одной стороны, причиной неформальной занятости является отсутствие адекватных рабочих мест на рынке труда, с другой — это специфическая часть рынка труда, к которой можно отнести фрилансеров, либо работающих в виде предпринимателей без образования юридического лица. Рост различных неформальных видов занятости негативно сказывается на положении работников и их семей, так как снижается уровень их жизни, социальная защищенность, а также на экономике страны — сокращаются налоговые и пенсионные поступления, что приводит к усилению бюджетных ограничений.

Опираясь на статистику ряда стран, необходимо отметить, что увеличение числа безработных — общемировая тенденция. По прогнозам Международной организации труда, в 2013 году число безработных в мире увеличится на 5,1 миллионов человек и достигнет уровня в 202 млн. человек. Причем среди них лишь четверть проживают в развитых странах, остальные — в развивающихся государствах и, прежде всего, в Юго-Восточной Азии и Африке южнее Сахары. Таким образом, проблема безработицы — это глобальная проблема, и, решая её, необходимо прилагать усилия как на национальном, так и международном уровнях.

Обращаясь к опыту борьбы мировых держав с безработицей в периоды кризисов, стоит упомянуть «Новый курс» Франклина Рузвельта, который предполагал направление безработных в создаваемые специальные организации («трудовые лагеря»), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. Особую роль играла организация работ для молодежи. В 1938 году был принят закон о справедливых условиях труда, вследствие которого правительство могло устанавливать минимальную зарплату и максимальную продолжительность рабочей недели. Таким образом, разработанные программы, такие как трудоустройство безработных, социальное страхование, а также создание Федеральной корпорации по страхованию кадров помогли преодолеть последствия «Великой депрессии», охватившей США в 1929-2933 гг.

Еще одним примером борьбы с безработицей служат появившиеся в 70-е годы XX века в результате стагфляции в США и Великобритании методики «рейганомика» и «тэтчеризм», характерными чертами которых являлись отказ от вмешательства государства в экономику страны и принципы свободного рынка. В результате предпринятых мер странам удалось подавить стремительный одновременный рост безработицы и инфляции. Крупнейший гарвардский экономист Дэни Родрик считает, что проблему занятости решит введение системы налоговых поощрений, согласно которой, чем больше у предприятия штат, тем ниже взимаемые налоги.

Испания столкнулась с проблемой большого числа мигрантов из Северной Африки и Латинской Америки. Однако предложенная Правительством компенсация затрат по возвращению на родину оказалась невостребованной. В начале текущего столетия в стране было испробовано еще одно средство — резкое сокращение пособия по безработице. Несмотря на бурные протесты испанцев, правительству государства все же удалось добиться заметных сдвигов в решении данной задачи.

Правительство Великобритании направляет усилия на борьбу с безработицей среди молодежи. Программа по борьбе с молодежной безработицей была предложена лидером партии либерал-демократов Ником Клеггом в январе 2012 года. Согласно «программе Клегга», каждый из бизнесменов, кто согласился взять на работу представителя молодёжи, получал налоговый вычет. В то же время Министерство труда Великобритании изменило систему трудового стажа. Результатом принятых мер стало снижение уровня безработицы к минимальному значению.

По данным Министерства труда и социальной защиты Белоруссии, на 1 января 2013 года уровень безработицы в стране составил 0,5 % экономически активного населения. При этом число свободных рабочих мест за год увеличилось на 19,9 %. Согласно государственной программе занятости, борьба с безработицей включает создание новых рабочих мест, обеспечение занятости жителей малых и средних городов, поселков и регионов с высоким уровнем безработицы, обеспечение выпускников учебных заведений первым рабочим местом, а также организация трудовой занятости наиболее уязвимых категорий граждан.

Сегодня все чаще начинают прослеживаться тенденции экономики, направленные на возвращение к планированию и государственному регулированию, существовавшим в СССР, что, несомненно, должно положительно отразиться на уровне безработицы. Вспомним, что в 1918 г. декретом «О биржах труда» В. И. Ленин ликвидировал все частные и платные бюро и конторы по найму и учредил государственные бесплатные Биржи труда, на которые возлагалось трудоустройство безработных. Таким образом, к концу 1930 безработица в СССР была полностью ликвидирована. Также одним из лучших способов борьбы с безработицей в СССР являлось целевое трудоустройство молодых специалистов. Частичное внедрение данных методик прошлого могло бы способствовать сокращению безработицы в сегодняшние дни.

Исходя из выше изложенного, можно выделить следующие негативные социально-экономические последствия безработицы:

  • недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального;
  • снижение уровня жизни населения, потребительского спроса, уровня сбережений;
  • потеря профессиональных знаний и навыков;
  • сокращение налоговых и пенсионных поступлений;
  • рост алкоголизма, наркомании, самоубийств;
  • обострение криминогенной ситуации.

Поскольку для населения трудовая деятельность является источником существования, отсутствие работы негативным образом сказывается не только на конкретном человеке, но и на государстве в целом. Не стоит забывать, что социальная сфера, экономика, демография, политика тесно взаимосвязаны. Нарушение баланса процессов ведет к большим потерям во всех сферах общественной жизни. Именно поэтому так важно найти пути решения и разработать ряд мер, направленных на сокращение безработицы или хотя бы поддержания ее на сегодняшнем уровне.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

создание базовых кафедр, осуществляющих практическую подготовку студентов на базе предприятий;

развитие сетевых форм взаимодействий вузов и предприятий, в том числе создание и реализация совместных образовательных программ;

внедрение практик прикладного образования и прочие.

Сегодня работодатель несет ответственность только в рамках обязательного пенсионного и социального страхования. За иностранных работников не платятся взносы, что делает иностранную рабочую силу дешевле. Вменение работодателям обязанности добровольного медицинского страхования иностранных работников позволит сгладить разницу в цене рабочей силы.

Решение проблем безработицы и занятости населения является одной из приоритетных направлений развития экономики. Несмотря на то, что безработица как явление обусловлено действием рыночных механизмов (предложение труда не должно превышать спрос на труд), это одна из острейших социальных проблем общества. В связи со стремительными изменениями во всех сферах жизни и продолжающимся развитием рыночной системы показатели уровня безработицы постоянно будут варьироваться. Проводя свою национальную трудовую политику, каждое государство ориентируется на особенности развития локальных рынков труда.

В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации рынок не может оказать автоматического влияния на процесс саморегулирования и трудоустройство населения. В России органами власти проводится регулирование занятости населения при помощи применения различных форм, средств и методов, которые прямо или косвенно воздействуют на население и стимулируют пробуждение их интересов в сфере самореализации человека, как одного из механизмов рыночной системы. Обеспечение населения рабочими местами является одной из приоритетных задач, которая стоит перед правительством РФ. Рассматривая проблемы и перспективы государственной политики занятости в РФ, должное внимание необходимо уделить понятиям «политика занятости» и «политика в сфере труда», которые часто отождествляются. Государственная политика занятости выражает конституционные права граждан демократического государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности. Государство не должно возлагать свое обязательство по формированию системы занятости населения на частный сектор экономики, а именно на малый, средний и крупный бизнес. Оно должно отвечать потребностям людей в сфере занятости, а также требованиям рыночной экономики, государство должно помогать в достижении баланса по предложению рабочей силы и рабочих мест, совершенствованию трудовой и интеллектуальной деятельности, а также государственными усилиями должно улучшаться вся система обучения и переквалификация трудовых ресурсов в сфере занятости [2]. Говоря о политике в сфере труда, отметим, что она должна решать определенные задачи, связанные с ликвидацией возникших дисбалансов и диспропорций в сфере занятости в процессе функционирования рыночной экономики.

Её основной задачей является минимизация социально-экономических издержек безработицы и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы. Проанализировав деятельность органов государственной власти в сфере занятости населения, следует сделать два вывода: Во-первых, проблема занятости населения должна выступать одной из ключевых проблем в экономической и политической сфере России. Во-вторых, на государстве лежит ответственность за функционирование системы, которая обеспечит рабочими местами граждан страны . Для решения проблем занятости необходимо рассмотреть перспективы развития занятости населения в РФ. В качестве одного из приоритетных направлений можно выделить создание дополнительных рабочих мест. Похожее приоритетное направление было сформулировано президентов РФ В. В. Путиным в майских указах 2012 г., когда по поручению президента необходимо было создать около 25 млн. рабочих мест на рынке труда. Важным инструментом государственного управления в сфере занятости выступает Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест, которую разрабатывают Министерство экономики и различные макроэкономические институты.

Она организовывается для определения перспективных направлений развития системы рабочих мест в отраслевом и территориальном разрезе. Данный опыт становится первым при решении такой проблемы как безработица [5]. Говоря о группе отраслей с низким технологическим уровнем и неясными перспективами рыночной конъюнктуры, то в них должны быть созданы особо благоприятные условия для иностранных инвестиций, прежде всего для тех, которые приносят новые технологии и опыт управления. Рассматривая региональный аспект формирования Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест, можно увидеть, что происходит резкое усиление неравномерного развития отдельных регионов и обострение в них дифференциации занятости и доходов населения. Меры, которые предпринимались ранее, для решения таких проблем, абсолютно неэффективны. Сильно ощущается необходимость в специальных программах поддержки депрессивных регионов и городов, а главное существует необходимость в организации их эффективного выполнения. Важно отметить, что в условиях рыночной экономики постоянно меняются требования на отраслевых и региональных рынках труда, повышаются требования со стороны работодателей к качеству подготовки рабочей силы.

Отсюда вытекает целесообразность в принятии мер, способствующих тому, чтобы служба занятости стала важным инструментом перераспределения рабочей силы, способствовала росту качества услуг в сфере содействия занятости. В этой связи считаем необходимым реализовать в нашем обществе такие мероприятия, как: — рост качества системы информирования населения о состоянии рынка труда, возможности трудоустройства в различных отраслях экономики, как на локальном уровне, так и в масштабах национальной экономики; — повысить эффективность государственных услуг в области профориентации учащихся общеобразовательных и средне специальных учреждений; — совершенствовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан, ищущих работу; — расширить спектр услуг государственной службы занятости с учетом запросов безработных и бизнеса. Современной проблемой в сфере трудовых отношений являются ситуации связанные с угрозой массового высвобождения занятого населения, сокращением рабочих мест, ростом скрытой безработицы, ростом занятости в теневом секторе экономики, высоким уровнем безработицы среди неконкурентоспособных категорий населения (инвалиды, лица предпенсионного возраста), и другими факторами. Нам представляется целесообразным реализовать комплексный подход к развитию занятости как целостной системы, объединяющей социально-экономические процессы, протекающие в сферах труда, образования, культуры, экологии, а также увязать социальные цели и задачи управления занятостью с ресурсами всех видов, используемых для их реализации.

Большое значение имеет осуществление комплекса работ по организации профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов, создание профессионально-информационного реестра для женщин, учитывающего конкурентоспособные профессии; содействие занятости молодежи, в том числе временной занятости несовершеннолетних граждан и выпускников учебных заведений. Особо следует подчеркнуть необходимость формирования эффективной структуры занятости населения, снижения уровня непродуктивной занятости, включая меры по развитию новых видов занятости и последовательной ликвидации «неэффективных» рабочих мест; предложения о льготном налогообложении прибыли предприятий, создающих новые рабочие места; определение порядка предоставления отсрочки налоговых льгот. Государство должно поддерживать как новые, так и старые отрасли, так как в них накоплен самый большой потенциал скрытой безработицы, который нужно в короткие сроки трансформировать в эффективную занятость. Если финансовые вложения пойдут в эти отрасли, то в процессе их освоения на региональном уровне может осуществляться взаимоувязка интересов развития производства с интересами обеспечения занятости, так как они не всегда совпадают. На наш взгляд, создавая условия в тех отраслях, в которых стоит острая необходимость в дополнительной рабочей силе, государство таким способом не только решает проблему занятости и безработицы населения страны, но также увеличивает поток производимой продукции, создаваемой данной отраслью, что помогает также реализовать перспективные направления развития национальной экономики.

Безработица, формируется различными потоками на рынке труда, состоит из двух частей: естественного (нормального) уровня и уровня, превышающего естественный. Величина естественного уровня является изменяемой и формируется рядом внешних факторов.

Установление безработицы на уровне, превышающем естественный, вызывает отклонение фактического ВНП от потенциального (природного) ВНП, который мог бы быть создан. Связь между отклонением уровня безработицы от естественного и потерей ВНП отражен в законе Оукена.

Существует два принципиально отличных трактовка безработицы: неоклассическое и кейнсианское. Неоклассическое, что является своеобразной конкретизацией классического, объясняет безработицы жесткостью зарплаты, негибкостью цен и порочностью экономических предсказаний. Кейнсианское трактовка основывается на идее недостаточности совокупного спроса.

Природа каждого из видов безработицы (фрикционной, структурной и циклической) может быть отражена в модели. Модель фрикционной безработицы основывается на отклонении линии предложения труда, структурного — предполагает сдвиг линии спроса на труд. Модель циклической безработицы — разнонаправленные сдвиги линий, отражающих совокупный спрос и уровень безработицы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Существуют различные методы борьбы с безработицей.

Часто они вытекают из той концепции, которой те или иные современные экономисты придерживаются при объяснения причин безработицы.

Пытаясь прогнозировать дальнейшую ситуацию с безработицей в стране, необходимо учитывать факторы, которые будут действовать как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения его уровня. Рост, в частности, приводить:

1) потребность структурной реорганизации неэффективной экономики;

2) снятие искусственных ограничений по росту циклической безработицы;

3) дефицитность инвестиций для создания новых рабочих мест;

4) отсутствие опыта работы служб занятости, дисциплины и ответственности исполнительной власти.

К факторам, которые будут действовать в сторону сокращения безработицы, можно отнести:

1) бесконечность неудовлетворенного спроса и возможности создания новых рабочих мест во многих сферах, особенно в сфере услуг;

2) прежняя неразвитость частного сектора и наличие теневой экономики, которые в случае снятия административных пут смогут привлечь значительную часть неработающих;

3) традиционно низкий уровень зарплаты и слабость профсоюзов, которые не могут добиться повышения общего уровня зарплаты и связанное с этим ограничение спроса на труд.

3. Проблемы безработицы в России и пути их решения   .1 Проблема скрытой безработицы в РФ

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.

Следует отметить регрессивный характер изменения отраслевой структуры занятости. Этому, в частности, способствует политика в области оплаты труда, при которой зарплата в отраслях ТЭК растет гораздо более высокими темпами, чем в других сферах экономики. Например, если в 1990 г. уровень зарплаты работников нефтедобывающей промышленности опережал уровень зарплаты в целом по всем отраслям в 1,7 раза, то в 1995 г. — уже в 2,7 раза. В то же время в машиностроении наблюдалась обратная тенденция: уровень зарплаты в 1990 г. примерно равнялся средней зарплате по отраслям экономики, а в 1995 г. он составлял уже 80% от средней зарплаты по народному хозяйству.

На 1 ноября 1996 г. государственной службой занятости зарегистрировано 2,5 млн. граждан, нуждающихся в трудоустройстве, из них 2,2 млн. человек имеют статус безработных и около 2,0 млн. человек получают соответствующие пособия. Надо сказать, что указанные величины отражают лишь потоки лиц, обращающихся за помощью в службу занятости. Значительные же контингенты экономически активного населения самостоятельно ищут работу. По данным выборочных обследований Госкомстата России, таких людей примерно в 2 раза больше, и общая численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, составляет сейчас примерно 5 млн. человек (7% экономически активного населения).

Если к лицам, уже фактически оказавшимся «на улице», добавить примерно 4,5 млн. человек, находящихся в вынужденных отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день (неделю), то общие масштабы социальной напряженности в обществе, связанные с занятостью населения, довольно внушительны. Свыше 12% экономически активного населения, а с учетом того, что средний размер семьи в России составляет 3 человека, — 27 млн. жителей (почти 20% населения страны) испытывают психологическую и профессиональную ущербность, но самое главное — существенные материальные затруднения, что, как правило, отбрасывает их за черту бедности.

В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован. Поскольку официальные данные о количестве безработных основаны на ежемесячной отчетности ЦЗ, занижение уровня безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации, но и с присвоением статуса безработного.

В нынешнее время нет отдельного нормативно-правового акта, который регулирует безработицу. Но есть Федеральный закон «О занятости населения РФ», где дается понятие безработицы и сообщается, кто может быть безработным. Лицо считается безработным в течении 18 месяцев, причем пособие ему выплачивают только 12 месяцев. Органы службы занятости регистрируют лицо в качестве безработного в течении 11 дней. Граждане, получившие отказ в регистрации, имеют право на повторную подачу заявления о регистрации в течении 1 месяца со дня отказа. После объявления лица безработным на него возлагается определенный круг обязанностей. При невыполнении данных обязанностей наступает ответственность. Ответственность может быть как гражданско-правовой, уголовно-правовой, так и специфической, свойственной только данным правоотношениям.

Уровень безработицы в январе 2014 г. составил 5,60 %, в то время как в декабре 2013 г. эта цифра составляла 5,58 %. Исходя из этого, на январь 2014 г. число безработных людей в России составило 4180 000.Тем не менее, невзирая на все его успехи на рабочем месте работодатель будет требовать диплом о среднем профессиональном образовании.

По мнению многих специалистов, причиной возникновения безработицы в России является переход к рыночным отношениям. Безусловно, появился широкий экономический простор, есть возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Но вместе с тем приватизируется государственная собственность, происходят глобальные изменения в структуре народного хозяйства, множество организаций и предприятий становятся банкротами, в связи с чем квалифицированные кадры остаются безработными. Ведь в Советском Союзе не существовало понятия «безработица». Данное понятие является неким новшеством для российского государства, и в то же время становится одной из наиболее острых проблем.

Стоит отметить, что число работающих пенсионеров выше числа молодых специалистов, более того, они занимают начальственные места. Но этот фактор не является позитивным. Да, пожилые люди намного опытнее молодых, но их производительность труда, к сожалению, не так высока в силу их возраста. Это объясняется тем, что пожилые люди отказываются принимать новые технологии, в особенности Интернет. Именно поэтому правительство РФ ведет политику вытеснения пенсионеров с рабочих мест. Но из одной проблемы вытекает другая проблема — маленький размер пенсии. Поэтому нужно обеспечивать население достойной пенсией, чтобы открыть дорогу молодым в их карьере.

Еще одна причина безработицы — низкие заработные платы. Гражданам легче вообще не работать, чем горбиться 8 часов в день за гроши.

Для сравнения приведем статистику безработицы в разных регионах страны. Конечно, самый низкий уровень безработицы в Центральном федеральном округе — 3,3 %, так, например, в Москве уровень безработицы составляет 1,6 %. Самый высокий показатель установлен в Северокавказских республиках — 13,3. В Северо-Западном федеральном округе — 4 %.

Также, президент России В.В. Путин подчеркнул, что социальная поддержка граждан будет оставаться приоритетной задачей, а также уверил россиян, что кризисы различного характера будут преодолены. Можно также отметить, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев указал в своей недавней статье под названием «Время простых решений прошло», что нужно создавать новые условия для профессионального роста, а не «консервировать то, что отжило свой век».

Действительно, граждане нашей страны должны расти профессионально, без боязни смены профессии и сферы деятельности. Ведь если посмотреть на статистику, то в стране достаточная потребность в рабочей силе.

Конечно, нужно особенно отметить уровень безработицы среди молодежи. По данным Росстата, в некоторых регионах уровень безработицы среди молодежи достиг 30 %. Все потому, что ценность труда упала. Молодые люди предпочитают «легкую наживу», считая производственные работы — занятием для «неудачников». На наш взгляд, нужно помочь молодым людям с трудоустройством — нахождением мест в различных компаниях и на производстве, где они смогут реализовать свои навыки.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Во всем мире «молодежную» безработицу признали проблемой номер один. В Евросоюзе было выделено 45 млрд евро для решения данной задачи. Помимо этого, жителям ЕС, которые не достигли 25 лет, гарантированы рабочие места или производственная практика. Что касается нашей страны, то в России на борьбу с молодежной безработицей выделены 135 млрд рублей.

Исходя из вышеизложенного, требуется найти пути решения данной проблемы. Первым делом, необходимо разработать такие мероприятия, которые были бы направлены на создание условий, которые были бы наиболее оптимальными для самоопределения личности в трудовой среде.

Необходимым элементом решения проблемы безработицы является информирование о положении на рынке трудоустройства. Информировать молодых людей можно различными способами: статьи в газетах и журналах, сюжеты на телевидении, так же возможны объявления на радио, но самым распространенным источником получения новых данных будут несомненно социальные сети в Интернете.

Что касается выпускников высших и других учебных заведений, то проблемы трудоустройства могут частично лежать и на самом учреждении. Университеты, институты или училища должны создать такие условия, благодаря которым выпускник сможет трудоустроиться без особых проблем и найти применение своим знаниям и навыкам, полученным в ходе обучения. Однако, как показывает практика, в настоящее время молодые люди не могут устроиться по профессии и работают в совершенно чуждой для них сфере, или находятся в вечном поиске заработка, не желая обратиться на рынок занятости.

3.2 Меры борьбы с безработицей

Решение проблем безработицы невозможно без стимулирования экономического роста. Среди принятых правительством мер можно отметить введение налоговых льгот для тех, кто открывает производство на Дальнем Востоке, что способствует не только созданию рабочих мест, но и росту деловой активности российского предпринимательства. Правительство готово выделять больше бюджетных мест и увеличивать финансирование тем университетам и институтам, которые готовят специалистов с учетом рыночных потребностей регионов. Стимулировать необходимо не только высшие, но и средние специальные учебные заведения, подготавливающие специалистов во взаимодействии с потенциальными работодателями. Среди мер, направленных на устранение дисбаланса в реальном секторе экономики, необходимо отметить:

Поэтому при отражении российских тенденций занятости в общих тенденциях развития мирового рынка труда, необходимо опираться на специфические черты национальной экономики в конкретный период её реформирования. Важнейшей задачей, решение которой возложено на государство, по-прежнему будет являться поддержание минимального уровня безработицы и достижение наиболее полной и эффективной занятости населения как социальной гарантии для человека.

Список литературы

.   Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12. 1993) (в ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ; от 30.12. 2008 № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2 — ФКЗ; от 21.03.2014 — № 6 — ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 9. — Ст. 851.

.       Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 2011г.) [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru// — Загл. с экрана. — (Дата доступа — 04.04.2015).

.        Ашмаров, И. А. Рынок труда и его особенности в переходной экономике / И. А. Ашмаров // Науч. ведомости Белгород. Гос. ун-та. Сер.: История. Политология. Экономика. Информатика. — 2009. — Т. 9. — № 11. — С. 79 — 84.

.        Ашмаров, И. А. Экономические институты рынка труда / И. А. Ашмаров. -Воронеж: Науч. кн., 2013. — 361 с.

.        Бексултанова А. И. Проблема безработицы в России и пути ее решения // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 317-319.

.        Белозерова, С. Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России / С. Белозерова // Человек и труд. — 2011. — №4. — С.41 — 42.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

.        Бибик, В.Л. Молодежная безработица: проблемы, решения / В.Л. Бибик // Мир науки, культуры, образования. — 2012. — № 4. — С. 145-147.

.        Борисова Е.К. Безработица и ее динамика в России / Е.К. Борисова // Современные научные исследования и инновации. — 2013. — № 4. — С. 15.

.        Буторин, А. М. Направления совершенствования регулирования занятости населения в регионе /А.М. Буторин // Вестник экономической интеграции. — 2012. — № 5. — С. 137-141.

.        Буторин, А.М. Повышение эффективности активных программ занятости населения /А.М. Буторин // Вестник (экономика, финансы, управление): сб. ст. — Архангельск: ВЗФЭИ, 2013. — С. 123-124.

.        Восколович, Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода / Н. Восколович // Человек и труд. — 2010. — №1. — С.84.

.        Вукович, Г.Г. Рынок труда: учебное пособие / Г.Г. Вукович, И.В. Гелета. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 238 с.

.        Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учебник / Б.М. Генкин. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2010. — 416 с.

.        Горина, Е.Е. Рынок труда в России: вопросы теории и практики / Е.Е. Горина // Современные научные исследования и инновации. — 2013. — № 8. — С. 30.

.        Гоффе, Н. В. Влияние кризиса на занятость и безработицу / Н.В. Гоффе // Мировая экономика и международные отношения. — 2012. — № 8. — С. 27-38.

.        Драшкович, В. Барьеры на пути создания рыночных институтов / В. Драшкович // МЭ и МО. — 2012. — № 6. — С. 88-93.

.        Ершова Т.Б. Анализ занятости и безработицы в Хабаровском крае /Т.Б. Ершова, Н.К. Потылицын // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых: сб. науч. статей. — Электрон. дан. (1,56 Мб). — Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2013. — № 2. — № гос. регистрации 0321400261 — С.40-46.

.        Иванова, Н.А. Риски безработицы в условиях экономической нестабильности / Н.А. Иванова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2012. — № 3. — С. 92-95.

.        Кайзер, К.А. Оценка государственной политики занятости / К.А. Кайзер // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2013. — № 5. — С. 7.

.        Кашенов, А. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы /А. Кашенов// Социальная политика и социальное партнёрство. 2010. — № 8. — С.7-16.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.        Кашепов, А.В. Рынок труда: проблемы и решения. Монография А.В. Кашепов, С.С. Сулакшин, А.С. Малчинов- М.: Научный эксперт, 2010- 232 с.

.        Киселёва, К.И. Проблемы занятости населения Российской Федерации /К.И. Киселева // Труд и социальные отношения. — 2008. — № 12. — С. 114 — 118.

.        Киян, Л.П. Экономическая теория рынка труда / Л.П. Киян. — Воронеж: ВГУ, 2013. — 294 с.

.        Колосова, Р. П. Российский рынок труда: возможности и ограничения в контексте социоэкономического подхода / Р. П. Колосова // Труд и социальные отношения. — 2009. — № — С. 26-29.

.        Корнаи, Я. Честность и доверие в переходной экономике / Я. Корнаи // Вопр. экономики. — 2010. — № 9. — С. 4-10.

.        Лайкам, К. Структурный анализ занятости и безработицы / К. Лайкам // Человек и труд. — 2014. — № 8. — С. 14-17.

.        Маслова, И. Прогнозы безработицы и корректировка политики занятости И. Маслова // Человек и труд. — 2010. — № 6. — С. 29.

.        Методологические положения по статистике. — М.: Госкомстат России, 2008. — Вып. 6. — 312 с.

.        Некрестьянова, С. Социально-экономические условия, влияющие на общероссийский и региональные рынки труда / С. Некрестьянова // Резонанс. 2011. — № 5. — С. 55 — 56.

.        Одегов, Ю.Г. Рынок труда (практическая макроэкономика труда) / Ю.Г. Одегов, Н.К. Лунева, Г.Г. Руденко. — М.: «Альфа-Пресс», 2011. — 232 с.

.        Прокопов, Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России / Ф.Т. Прокопов. — М.: ТЕИС, 2009. — 274 с.

.        Розмаинский, И.В. Теория генезиса и функционирования рынка Хайека и крах экономических реформ в России / И.В. Розмаинский // Теория и практика социальноэкономических реформ. — СПб., 2007. -Ч. I. — С. 8.

.        Ромащенко, Т.Д. Рынок труда в информационной экономике / Т.Д. Ромащенко. — Воронеж: АОНО ВПО ИММиФ, 2013. — 244 с.

.        Россия в цифрах: стат. сб. — М.: Федеральная служба государственной статистики, 2014. — 340 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

.        Россия: экономическая конъюнктура. Информационно-аналитический сборник. Итоги года. / Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации — 11.04.2013 г.

.        Россия: экономическая конъюнктура. Информационно-аналитический сборник. Январь-июнь 2013 года. / Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации — 09.10.2013 г.

.        Рынок труда: учебник / под ред. В.С. Буланова и Н.А. Волгина. — М.: Экзамен, 2013. — 264 с.

.        Рязанцев, С. Мировой рынок труда и международная миграция: учебное пособие / С. Рязанцев, М. Ткаченко. — М.: Экономика, 2010. — 303 с.

.        Степин, Е. И. Безработица в России: особенности формирования и развитие / Е.И. Степин // Уровень жизни населения регионов России. — 2012. № 3. — С. 87-94.

.        Тесленко, В.А. Женская безработица в России / В.А. Тесленко, В.Ф. Юнусбаева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2013. — № 33. — С. 053-055.

.        Хлопин, А. Становление гражданского общества в России: институциональная перспектива / А. Хлопин // Pro et Contra. — 2011. — Т.2. — №4. — С.66 — 84.

.        Шустова, Н. Н. Российский рынок труда: проблемы и тенденции / Н. Н. Шустова // Проблемы современной экономики. — 2011. — №4.

.        Шустова, Н.Н. Российский рынок труда: проблемы и тенденции / Н.Н. Шустова // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 4 (40). — С. 41 — 43.

.        Экономика труда: экономическая теория труда: Учеб. пособие / С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 400 с.

.        Экономическая энциклопедия / Науч. ред. совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин. — М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2014. — 1055 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2454

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке