Содержание
Введение
Глава I. Правовое регулирование СНГ
§ 1. Нормативно-правовая база СНГ.
§ 2. Проблемы формирования правового пространства СНГ
Глава II. Система органов СНГ.
§ 1. Координирующие институты СНГ
§ 2. Специализированные органы СНГ
Заключение
Список использованных источников
Введение
На сегодня действует более ста многосторонних актов Содружества, включая более 70 актов по оборонным вопросам. Растет число двусторонних договоров. Они по-разному называются — договор, соглашение, протокол, решение. Но суть едина — это международно-правовые акты равноправных участников международных отношений — суверенных государств. Однако по мере того, как число этих договоров становится больше, все острее встает проблема соблюдения их государствами Содружества.
Образование Содружества Независимых Государств и его высших органов потребовало создания соответствующей структуры для обеспечения их деятельности.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Для более тесной интеграции во всех сферах совместной деятельности, государства — участники СНГ заявили во многих основополагающих документах, о стремлении к созданию единого правового поля. Эта тенденция выражается в принятии целого ряда договоров, программ и модельных законодательных актов для правового регулирования отношений между странами в различных областях.
Принимая во внимание важность данных вопросов, автор курсовой работы определил следующие цели и задачи курсовой работы как небольшого исследования.
Основными целями данной курсовой работы являются:
исследование нормативно-правовых основ Содружества независимых государств;
исследование системы органов СНГ.
Для достижения этих целей определены следующие задачи:
проведение анализа законодательства;
выявление характера правового пространства СНГ;
выявление особенностей системы органов СНГ
оценка перспективы СНГ как интеграционной структуры на постсоветском пространстве
Глава I. Правовое регулирование СНГ
§ 1. Нормативно-правовая база СНГ
Одной из главнейших организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества является такой субъект международного права, как международные организации.
Наряду с универсальными международными организациями в теории международного права выделяют региональные организации. Называются они так, потому что их членами являются государства определенного географического района. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
По мнению А.Б. Кеженова, Содружество Независимых Государств в своем нынешнем виде не является ни государством, ни надгосударственным (наднациональным) образованием. Оно представляет собой региональную международную межправительственную организацию и именно в качестве таковой обладает всеми признаками субъекта международного права [1].
Большинство же юристов полагает, что СНГ является региональной международной организацией. Такого мнения придерживаются, в частности, Г.В. Игнатенко, Э.С. Кривчикова и Е.Г. Моисеев. [2; С.344], [3; С.58]
В Главе VIII Устава ООН1 [4]. Предусмотрены условия правомерности создания и деятельности региональных организаций безопасности. Их создание и деятельность должны отвечать целям и принципам Устава ООН, они должны содействовать ООН в решении экономических, социальных, культурных и иных проблем. Ст.103 Устава ООН устанавливает приоритет обязательств по Уставу перед обязательствами по любому международному соглашению.
В декабре 1991 г. произошел революционный взрыв, сокрушивший одну из двух мировых держав — Советский Союз. На его месте появились 15 новых независимых стран, 11 из которых объединились в международную организацию — Содружество Независимых Государств (СНГ). Колесо истории, как всегда бывает на переломных этапах, закрутилось в ускоренном темпе. Обстановка в постсоветском мире менялась и продолжает меняться стремительно, порой в течение нескольких месяцев и даже дней.
Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано рядом государств из числа бывших республик СССР. Его учредительными документами являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., [5]. подписанное в Минске Беларусью, Россией и Украиной, Протокол к Соглашению, подписанный 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками СССР, кроме прибалтийских и Грузии), и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества [6] (от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана). Инициатива формально-юридической ликвидации союзного государства принадлежала России, Украине и Белоруссии, лидеры, которых — Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич — официально объявили о соответствующем решении 8 декабря 1991 г. во время встречи в Беловежской пуще (Белоруссия).
Встреча состоялась в назначенное время и завершилась подписанием ряда документов, в результате чего Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина, то есть 11 из 15 бывших союзных республик, стали учредителями нового объединения. Грузия присоединилась к нему два года спустя.
Итак, Советский Союз перестал существовать. На постсоветском пространстве возникла международно-политическая организация — Содружество Независимых Государств. Начался отсчет нового времени. Отношения России с другими союзными республиками, а по сути, с ее национальными окраинами (если говорить не только о советской, но и досоветской истории) впервые за несколько последних столетий стали сферой не внутренней, а внешней политики страны. Этот факт далеко не сразу и далеко не в полной мере был осознан ведущими политическими силами, выступавшими за демонтаж СССР.
СНГ — это объединение суверенных государств с широкой сферой совместной деятельности и определенной организационной структурой. Договорную основу СНГ составляют Устав и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), в том числе Соглашение о создание СНГ от 8 декабря 1991 года (г. Минск), подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г), в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Ключевая организационная роль в деле формирования единого экономического пространства государств-участников СНГ отводилась созданному 21 октября 1994 г. в Москве Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза (МЭК).
На основе подписанных в рамках СНГ документов были созданы другие органы сотрудничества, призванные содействовать интеграционному сотрудничеству стран СНГ.
Самая важная задача, которая была поставлена перед СНГ — это всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и всесторонняя интеграция, оказание взаимной правовой помощи.
В результате постепенно сложилась единая система правовых норм и правил (договоров, соглашений, конвенций, модельных законов), которую можно назвать «правом СНГ». Право СНГ как совокупность норм, которые регулируют взаимоотношения между независимыми государствами, представляет собой новый нормативно-правовой массив в современном международном праве. Его значение подтверждается признанием Содружества Независимых Государств как международной межгосударственной организации, призванной выполнять координирующие функции в процессе экономической интеграции его участников, поддержании мира и безопасности в масштабе определенного региона.
Как сказано в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства — учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекратил свое существование.
В ст.2 Соглашения говорится, что Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
В 3 статье отмечается, что, желая способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, страны-участники берут их под свою защиту.
Статья 4: Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства.
Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях.
Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества.
Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества. (ст.5).
В 6-й статье провозглашается, что Государства — члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем.
Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства.
Государства — члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением.
Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей.
Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся:
координация внешнеполитической деятельности;
сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;
сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
вопросы миграционной политики;
борьба с организованной преступностью. (Ст.7).
Стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий. Они договорились заключить в этих целях специальное соглашение, учитывающее тяжесть последствий катастрофы. (Ст.8).
Соглашение не затрагивает обязательств Высоких Договаривающихся Сторон в отношении третьих государств.
Настоящее Соглашение открыто для присоединения всех государств — членов бывшего Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения.
Официальным местом пребывания координирующих органов Содружества является город Минск.
Деятельность органов бывшего Союза ССР на территориях государств — членов Содружества прекращается.
Подписано Соглашение в городе Минске 8 декабря 1991 года в трех экземплярах каждый на белорусском, русском и украинском языках.
Устав СНГ, принятый 22 января 1993 г., провозгласил, что: Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства — члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами — членами. не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.
В Уставе СНГ предусмотрено, что он вступает в силу для всех государств-учредителей с момента сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами-учредителями либо для государств-учредителей, сдавших свои ратификационные грамоты через один год после принятия Устава.
На основании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства — члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина (подписали, но не ратифицировали учредительные соглашения Азербайджан и Молдова).
Государствами — членами СНГ следует считать те государства, которые примут на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения. Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и принципы и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов.
Целями Содружества являются:
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств — членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
сотрудничество между государствами — членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;
содействие гражданам государств — членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества. (ст.2 Устава СНГ).
К особой категории относятся многосторонние документы СНГ, фиксирующие основные права и свободы человека, а также предусматривающие механизмы контроля за их реализацией. К ним относятся рамочные двусторонние договоры (о дружбе, дружбе и партнерстве), связывающие Россию со всеми ее партнерами по СНГ. Так, 26 мая 1995г. государства-участники СНГ приняли Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека [7]. Конвенция, построенная на основе положений, включенных в Декларацию глав государств-участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993г., закрепляет практически весь перечень как гражданских, так и социально-экономических прав, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека [8] и в международных пактах о правах человека. Итак, мы видим, что для становления и развития демократических институтов существует серьезная правовая база. Остается только добросовестно выполнять заключенные в них обязательства, что и является одним из постулатов нынешних межгосударственных отношений, ведь установлено Венской конвенцией2 о праве международных договоров 1969 г [9].: «pacta sunt servanda» (договоры должны союлюдаться).
В соответствии с Конституцией России международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора. Таким образом, все положения конвенций и соглашений по правам человека в рамках СНГ, участником которых является Россия, непосредственно применяются на ее территории.
Устав обобщил и обозначил систему созданных к тому времени координирующих институтов, а также определил основные сферы реализуемой через них совместной деятельности: обеспечение основных прав и свобод человека; координация внешнеторговой деятельности; сотрудничество в развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики; развитие транспорта и связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
С другой стороны Устав СНГ не ставит перед государствами-участниками задач по достижению какой-либо конкретной цели, не налагает на них обязанностей, а лишь констатирует их намерение сотрудничать. Реализуя принципы «разноскоростной» и «разноуровневой» интеграции, каждое государство изначально самостоятельно определяет, в каких интеграционных направлениях или отдельных мероприятиях и в каком объеме оно будет участвовать. Можно отметить, что концепция «разноскоростной» интеграции реализуется в Европейском союзе, имеет правовую базу в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического сообщества, Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана, России и Украины, Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ. Причем становление этих интеграционных структур осуществлялось во многом с учетом опыта Содружества. Более того, значительная часть их нормативно-правовой базы создавалась на основе разработанных и принятых в СНГ многосторонних документов. [10].
§ 2. Проблемы формирования правового пространства СНГ
В стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года [11] перечислены такие факторы общего характера, оказывающие влияние на экономическое взаимодействие:
различие по экономическому потенциалу, структуре экономики, уровню экономического развития и жизни населения;
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
расхождение в подходах к рыночным преобразованиям;
разноскоростной характер интеграционного процесса;
невыполнение государствами-участниками СНГ отдельных принятых обязательств.
В СНГ вызревание сотрудничества шло по двум векторам. Первый — создание рамочной нормативно-правовой базы сотрудничества политического характера. Развитие этого вектора пришлось на 1991-1993 гг. Второй вектор — выстраивание низового уровня нормативной базы, прежде всего мягкого конвенционного законодательства, значительную роль, в котором сыграли хозяйствующие субъекты, как постсоветского пространства, так и извне. Серединный элемент — «управленческий» слой нормативно-правовой базы — остается невыстроенным. Это объясняется как неготовностью лидеров спуститься с политико-декларативного уровня, так и неспособностью национальных бизнес-сообществ пролоббировать этот сектор. Отсутствие этого наиболее заметного слоя регулирования и порождает пессимизм «невнимательного наблюдателя» в отношении СНГ.
В последние годы на постсоветском пространстве мы наблюдаем процесс становления новых международных организаций, членами которых являются, как правило, только (или в основном) бывшие советские республики. И Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), безусловно, представляют научный интерес и достойны тщательных исследований с точки зрения международного права.
Здесь есть положительные подвижки. прежде всего, по линии таких форматов, как российско-белорусский союз, Евразэс, где нарабатывались необходимая правовая база и механизмы взаимодействия, которые со временем могли быть перенесены на уровень «большого» СНГ. Однако отсутствие со стороны Минска реальных шагов в сторону образования Союзного государства в конце 2003 года свидетельствует о неготовности (или нежелании) руководства Белоруссии придать этому новому образованию конкретные очертания.
Аналитики не высоко оценивают перспективы развития СНГ как международно-политического региона. А.В. Мальгин, например, считает, что возникшие на постсоветском пространстве государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». [12]. Республики бывшего СССР встали перед выбором — начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий3. Вторая возможность была полноценно использована прибалтийскими странами. Для других государств на обозримую перспективу такая возможность маловероятна. Ни один регион, граничащий с СНГ, пока не может по объективным причинам абсорбировать какое-либо из государств, возникших после распада Советского Союза, на условиях выше маргинального участия.
Ключевым документом, который лег в основу сотрудничества государств СНГ по вопросам безопасности, стал Договор о коллективной безопасности (ДКБ) [13]. Он был заключен в Ташкенте 15 мая 1992 г. еще до принятия Устава СНГ и носил срочный характер (5 лет с возможностью последующего продления). Состав участников договора менялся: первоначально ДКБ подписали Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, затем присоединились Азербайджан (24 сентября 1993 г), Грузия (9 декабря 1993 г), Белоруссия (31 декабря 1993 г).
Договор закреплял целое направление деятельности только начинавшего формироваться Содружества. В преамбуле говорится о создании государствами-участниками собственных Вооруженных Сил и необходимости строгого выполнения заключенных договоров, касающихся сокращения вооружений и укрепления мер доверия. В ст.1 Договора подтверждается принцип неприменения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях и мирного разрешения споров. Государства обязались не вступать в военные союзы и не принимать участия в каких-либо группировках государств или в действиях, направленных против другого государства-участника.
Принципиальное значение имеет ст.4 Договора, в которой говорится, что в случае совершения агрессии в отношении государства-участника со стороны какой-либо страны такие действия будут рассматриваться как агрессия против всех государств, участвующих в ДКБ, которые окажут любую необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со ст.51 Устава ООН.
Существует потребность в совершенствовании правового обеспечения взаимодействия, нормативно-правовой базы сотрудничества, механизма исполнения конкретных обязательств сторон. В региональных объединениях государств право, как совокупность устанавливаемых государствами-участниками норм и правил, регулирующих их отношения в группировке, играет важнейшую роль. Оно призвано противодействовать центробежным тенденциям, элементам необязательности и неисполнительности в деятельности отдельных государств, организаций и учреждений. Значимость правовых механизмов в обеспечении процессов интеграции зависит от соотношения права группировки и национальных правовых систем государств-членов, степени независимости и наднациональности в функционировании правоприменительных органов группировки, их взаимодействия с национальными судебными учреждениями. На долгосрочную перспективу остается открытым вопрос, насколько долговечным является постсоветский международно-политический регион. Не является ли он переходным к другим очертаниям.
СНГ и в дальнейшем может сохраняться как полезный форум для встреч и консультаций, как механизм сближения и согласования позиций. Противоречия, возникающие в Содружестве, периодически сглаживаются. Но они могут достигнуть той критической массы, когда-либо превратятся в фактор дезинтеграции и распада СНГ на существующие в его рамках группировки государств, либо приведут к проведению организационно-правовых реформ по радикальному обновлению Содружества.
Появление международно-политического региона на постсоветском пространстве было объективно предопределено, как предопределено и наличие хотя бы минимальных институционализированных механизмов его организации, схожих с общепринятыми в мировой практике. Это, в свою очередь, объясняется тем, что страны, его составляющие, при всех издержках, являются странами конвенционального международно-политического поведения. Элиты этих стран были составной частью советской элиты, которая на протяжении полувека активно формировала нормы и традиции современного международного поведения.
Оптимальная стратегическая линия развития Содружества видится в поддержании «большого» СНГ в рабочем состоянии в сочетании с развитием многоформатной и разноскоростной интеграции. В среднесрочной перспективе СНГ вполне может быть преобразовано из региональной организации в интеграционное объединение. Первый шаг в этом направлении может быть сделан через создание зоны свободной торговли и платежного союза.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Как ни парадоксально, но на ближайшую перспективу многоформатная интеграция одна из немногих формул, приемлемых для всех стран Содружества. Тенденция к блокированию с целью «совместной дезинтеграции» вовне пост-советского пространства представляется преодоленной. Время показывает, что «форматы» начинают накладываться друг на друга и получается довольно тесное ядро СНГ, с определенными полями возможностей для государств, предпочитающих воздерживаться от более тесного сближения по тем или иным параметрам.
В последнее время в СНГ (и во внешней политики России в отношении СНГ) наметилась проблема автономизации азиатского и европейского флангов Содружества.
Динамичность международных отношений на Центральноазиатско-Закавказском фланге намного выше, чем на европейском. Это объясняется восстановлением геополитического единства нескольких объективно взаимосвязанных «плоскостей» — Центральной Азии, Закавказья (а точнее — Кавказа), Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии. Европейский фланг, у которого в принципе имелся субъективный шанс воссоединиться с регионом ЦВЕ, — при соответствующем гипотетическом развитии, а также при сохранении на будущее ЦВЕ как самостоятельного международно-политического региона, — в настоящий момент, скорее, превращается в лимитрофный пояс по границам расширяющегося ЕС. Именно эта «разделенность», как ни странно, может стать серьезной угрозой Содружеству в дальнейшем. В такой ситуации поиск консенсуса становится не столько проблемой «Россия — государство СНГ», как это происходит сейчас, сколько проблемой «европейское государство СНГ — азиатское государство СНГ».
СНГ так и не стало важной частью внутреннего политического поля государств-участников. Вместе с тем, это кардинально необходимо, так как может стать мотором реального сближения. В этом вопросе очень показателен пример возникновения европейской интеграции.
Можно также указать на проблему парламентаризма в Содружестве и проблему информационного пространства. Межпарламентская ассамблея СНГ остается сугубо формальным органом, даже сам принцип комплектования которого — делегирование национальных парламентских депутаций — не служит превращению Ассамблеи в механизм мобилизации и организации политических сил.
Отсутствие единого политического процесса на территории стран СНГ приводит к «провисанию» единого информационного поля, так как сфера информации является производным от политического процесса. В противном случае единое информационное пространство вряд ли возможно. Упомянув различные органы Содружества, принимающие акты, перейдем непосредственно к рассмотрению системы органов в следующей главе.
Глава II. Система органов СНГ
§ 1. Координирующие институты СНГ
Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через его координирующие институты (уставные органы, исполнительные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ).
Соглашение о координационных институтах СНГ от 21 декабря 1991 года была определена структура Содружества. Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ.) и Совет глав правительств (СГП), что закреплено в Уставе СНГ, принятом 22 января 1993 года. В сентябре того же года в Москве был учрежден Совет министров иностранных дел (СМИД).
Ключевая организационная роль в деле формирования единого экономического пространства государств-участников СНГ отводилась созданному 21 октября 1994 г. в Москве Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза (МЭК).
Уставные органы СНГ:
Совет глав государств;
Совет глав правительств;
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Совет министров иностранных дел;
Совет министров обороны;
Совет командующих пограничными войсками;
Межпарламентская Ассамблея;
Экономический суд.
Исполнительные органы СНГ:
Экономический совет;
Совет постоянных полномочных представителей государств — участников Содружества при уставных и других органах Содружества;
Исполнительный комитет.
Органы отраслевого сотрудничества СНГ:
Антитеррористический Центр;
Межгосударственный банк;
Межгосударственный статистический комитет;
Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;
Межгосударственный совет по антимонопольной политике;
Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения;
Координационный совет государств — участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи;
Электроэнергетический совет;
Межгосударственный совет по авиации и использованию воздушного пространства;
Совет руководителей статистических служб государств — участников Содружества;
Совет руководителей таможенных служб государств — участников Содружества;
Совет глав государств (СГГ.) и Совет глав правительств (СГП) — высшие органы СНГ. Образованы 21 декабря 1991 г. на Алма-Атинской встрече руководителей государств, образовавшихся после распада СССР.
Совет глав государств как высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересам других членов Содружества
Совет глав государств Содружества на своих заседаниях принимает также решения, касающиеся:
внесения поправок в Устав СНГ;
создания новых или упразднения существующих органов Содружества;
оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества;
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
заслушивания отчетов о деятельности органов СНГ;
назначения (утверждения) руководителей органов, отнесенных к его компетенции;
делегирования полномочий нижестоящим органам;
утверждения положений об органах СНГ, отнесенных к его компетенции.
Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Внеочередные его заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.
Деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Уставом Содружества от 22 января 1993 года, документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, утвержденными Решением Совета глав государств от 17 мая 1996 года.
Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия — консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.
Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств.
Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.
Предшествующий и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями.
Это согласуется с международной практикой, опытом функционирования высших и координирующих органов СНГ.
Совет глав правительств
Совет глав правительств Содружества координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.
Совет министров иностранных дел.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Совет министров иностранных дел Содружества Независимых Государств (СМИД) создан Решением Совета глав государств Содружества от 24 сентября 1993 года для осуществления координации внешнеполитической деятельности.
В целях повышения роли СМИД в общей структуре Содружества Решением Совета глав государств от 2 апреля 1999 года была принята новая редакция Положения о СМИДе, где последний определен как основной исполнительный орган, который обеспечивает сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств-участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и по их поручению принимает решения.
СМИД в своей деятельности руководствуется целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, основополагающими документами Содружества Независимых Государств, соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств, а также настоящим Положением.
Большое внимание Совет министров иностранных дел уделяет вопросам миротворческой деятельности. Совместно с Советом министров обороны были разработаны Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств и Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ и ряд других документов. [14].
СМИД как один из ведущих органов Содружества является последней инстанцией, рекомендующей Совету глав государств и Совету глав правительств принятие тех или иных решений.
Совет министров обороны государств-участников СНГ (СМО).
Создан Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года.
Является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества.
Членами СМО являются министры обороны государств-участников СНГ (кроме Молдовы, Туркменистана и Украины) и Начальник Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества. Штаб по координации военного сотрудничества является постоянно действующим рабочим органом Совета министров обороны.
Заседания СМО проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в три месяца.
Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ).
Создан Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
Является коллегиальным органом Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств по вопросам координации охраны внешних границ Содружества и экономических зон государств — участников СНГ
Членами Совета командующих являются командующие (начальники) Пограничными войсками (или другие полномочные представители) государств — участников СНГ (кроме Азербайджана, Молдовы и Украины), а также Председатель Координационной службы Совета командующих.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Координационная служба — постоянный рабочий орган СКПВ, обеспечивающий выполнение возложенных на Совет функций.
Заседания СКПВ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Межпарламентская Ассамблея.
Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств (МПА) была образована 27 марта 1992 года на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес.
Наибольшее значение в деятельности Межпарламентской Ассамблеи имеют вопросы, связанные со сближением и гармонизацией законодательных актов государств СНГ. Это направление осуществляется на основе принимаемых МПА модельных законодательных актов и рекомендаций.
Межпарламентская Ассамблея постоянно уделяет внимание приведению национальных законов в соответствие с международными договорами, принятыми в рамках СНГ.
Парламентами — участниками МПА достигнута договоренность о содействии в формировании общего культурного образовательного пространства, создании законодательного механизма, обеспечивающего проведение скоординированной политики в области науки, научно-технической деятельности. Создаются условия для развития интеграционного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Разрабатывается согласованная законодательная база для борьбы с преступностью и коррупцией в рамках Содружества. Особое внимание уделяется вопросам формирования зоны свободной торговли. [15.]
Межпарламентская Ассамблея принимает рекомендации по синхронизации процедур ратификации (утверждения) парламентами государств — участников Содружества Независимых Государств договоров (соглашений заключенных в рамках Содружества, а в случае соответствующего решения, принятого Советом глав государств или Советом глав правительств Содружества Независимых Государств, — и иных международных договоров, участие в которых государств — участников Содружества является весьма желательным для достижения их общих целей, закрепленных в Уставе Содружества Независимых Государств. .
Организацию деятельности Межпарламентской Ассамблеи осуществляет состоящий из руководителей парламентских делегаций Совет Ассамблеи, который собирается на свои заседания четыре раза в год.
Подготовку мероприятий, проводимых Межпарламентской Ассамблеей и ее Советом, осуществляет находящийся в Санкт-Петербурге Секретариат Совета МПА.
Важную роль в разработке и подготовке к принятию модельных законодательных актов и других документов Ассамблеи играют постоянные комиссии МПА. Действует десять постоянных комиссий: по правовым вопросам; по экономике и финансам; по социальной политике и правам человека; по экологии и природным ресурсам; по вопросам обороны и безопасности; по науке и образованию; по культуре, информации, туризму и спорту; по внешнеполитическим вопросам; по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления и контрольно-бюджетная.
Экономический Суд СНГ.
Экономический Суд Содружества Независимых Государств образован в соответствии со статьей 5 Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.
Основным документом, определяющим статус Экономического Суда, является Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года4, а также утвержденное данным Соглашением Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств. Участниками названного Соглашения являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
В соответствии со статьей 4 Соглашение вступает в силу со дня подписания, а для государств-участников, законодательство которых требует ратификации таких соглашений, — со дня сдачи ими ратификационных грамот государству-депозитарию.
Суд создан и действует в целях обеспечения единообразного применения договоров, соглашений государств-участников Содружества и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.
Нормативную базу организации и деятельности Суда составляют:
Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года;
Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года;
Соглашение глав государств-участников Содружества о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года [16] и Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств как неотъемлемая часть названного Соглашения; Соглашение глав государств-участников Содружества о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года;
Регламент Экономического Суда Содружества Независимых Государств, утвержденный постановлением Пленума Экономического Суда Содружества Независимых Государств 10 июля 1997 года № 2 [17].
Статьей 2 Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств установлена квота числа судей от государств-участников, избираемых (назначаемых) в состав Экономического Суда, в количестве двух человек.
Высшим коллегиальным органом Экономического Суда является Пленум Экономического Суда. К ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров:
● возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов;
● о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества по экономическим вопросам соглашениям и иным актам Содружества.
Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены и другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества. [18]
Эта норма Положения в связи с возникшими в государствах разночтениями явилась предметом официального судебного толкования. Давая толкование, Экономический Суд в своем решении определил, какие спорные вопросы и между какими государствами-участниками Содружества могут быть разрешены Экономическим Судом, в какие межгосударственные судебные органы государства-участники Содружества Независимых Государств могут обратиться. Ответы на поставленные вопросы нашли отражение в соответствующих решениях Экономического Суда.
Споры рассматриваются Экономическим Судом по заявлениям заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества. Сторонами (участниками) спора могут быть государства-участники Содружества в лице их полномочных органов и институты Содружества, на которые распространяется юрисдикция Суда, а также иные государства в лице их полномочных органов, отвечающие требованиям и соблюдающие условия Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, если такое право вытекает из межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений между самими спорящими сторонами.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Экономический Суд осуществляет также толкование: применения положений соглашений и других актов Содружества, его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества. Толкование осуществляется Экономическим Судом при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.
Вынесенные Экономическим Судом решения должны способствовать единообразному и эффективному применению актов Содружества в различных сферах сотрудничества, оказывают позитивное влияние на формирование его правовой базы, процесс разработки межгосударственных соглашений и договоров, обеспечения их соответствия условиям, нормам и принципам международного права. Решения Экономического Суда о толковании позволили уточнить статус ряда органов Содружества, обеспечить применение международно-правовых гарантий в той или иной сфере их деятельности.
Однако есть мнения, что решения Экономического Суда СНГ имеют узкую предметную и субъектную юрисдикцию, носят рекомендательный характер. [10; С.128]. В то же время, практика деятельности Экономического Суда показывает, что у Суда имеются большие потенциальные возможности для решения коллизионных вопросов, связанных с деятельностью Содружества. Однако этому все же, препятствует узкоспециальная юрисдикция Суда, ограниченность круга субъектов, правомочных обращаться в Суд, отсутствие механизма обеспечения исполнения выносимых им решений.
§ 2. Специализированные органы СНГ
Что касается специализированных органов СНГ, рассмотрим лишь некоторые из них.
Экономический Совет.
Экономический совет Содружества Независимых Государств (далее — Совет) — основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества о формировании и функционировании зоны свободной торговли и других вопросах социально-экономического сотрудничества, принимает решения о вопросах, отнесенных к его компетенции, а также по поручениям Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.
Совет в своей деятельности руководствуется основополагающими документами Содружества, договорами и соглашениями, заключенными между государствами-участниками в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств, Договором о создании Экономического союза, настоящим Положением.
Совет строит свою работу на основе общепризнанных норм международного права и суверенитета государств Содружества.
В своей деятельности Совет подотчетен Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ.
Основными направлениями деятельности Совета являются:
содействие углублению разностороннего экономического сотрудничества в рамках СНГ, созданию и функционированию зоны свободной торговли, обеспечению благоприятных условий для перехода к более высоким ступеням экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов;
разработка предложений по сотрудничеству в области развития частного предпринимательства, функционирования финансово-промышленных групп, финансово-кредитных и страховых структур, совместных предприятий, формирования рыночной инфраструктуры, установления прямых контактов между производителями различных форм собственности, налаживания инвестиционного сотрудничества;
разработка заинтересованными сторонами совместных программ и проектов по развитию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, освоению месторождений топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, решению вопросов свободы транзита;
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
расширение сотрудничества в вопросах образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры.
Основными же функциями Совета являются:
содействие осуществлению мероприятий по формированию и функционированию зоны свободной торговли, в том числе по снижению и отмене таможенных пошлин, налогов и сборов, созданию механизмов тарифного и нетарифного регулирования;
разработка предложений о создании системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям;
создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к более высоким ступеням экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов;
формирование заинтересованными сторонами Общего аграрного рынка путем создания условий для свободного движения товаров и услуг агропромышленных комплексов, развития производственной кооперации по производству сельскохозяйственных машин и оборудования, образования оптовых продовольственных рынков и защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынках государств-участников Содружества Независимых Государств;
содействие углублению сотрудничества в области науки и техники, обеспечение свободного доступа к открытой научно-технической информации, защиты интеллектуальной собственности и взаимное предоставление национального режима для научно-исследовательских организаций, ученых и специалистов;
выработка предложений по вопросам перспектив экономического сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств на основе анализа основных тенденций социально-экономического развития и хода экономических реформ; подготовка рекомендаций по совершенствованию производственно-технологических связей, согласование с заинтересованными государствами совместных программ по развитию экономики;
содействие вхождению государств Содружества в мировую хозяйственную систему, развитию сотрудничества с другими международными организациями;
принятие согласованных мер в области стандартизации, статистики, метрологии, сертификации продукции, охраны окружающей среды и природных ресурсов, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
содействие сближению национального законодательства в рамках компетенции Совета.
Органы отраслевого сотрудничества.
В рамках Содружества образовано 68 органов отраслевого сотрудничества (советов, комитетов, комиссий и др.), в том числе по вопросам: торгово-экономических отношений — 10; промышленности, строительства, сельского хозяйства — 8; энергетики, транспорта и связи — 9; социальной сферы — 9; военного сотрудничества и безопасности — 6; информационного обеспечения — 5; политического и правового сотрудничества — 8.
Межгосударственные и межправительственные органы отраслевого сотрудничества формируются, как правило, из руководителей соответствующих министерств и ведомств, иных организаций государств-участников. Работа этих органов осуществляется путем проведения заседаний по мере необходимости, как правило, не реже одного — двух раз в год. Каждое государство в совете (комитете, комиссии) имеет один голос. Решения принимаются консенсусом (по процедурным вопросам — большинством голосов). Любой член совета (комитета, комиссии) может заявить о своей незаинтересованности в рассмотрении того или иного вопроса, что не является препятствием для принятия решения.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
В их состав, как правило, входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств-членов Содружества.
Одним из первых, в декабре 1991 года, был создан Статистический комитет Содружества, который в соответствии с Решением Совета глав правительств от 26 мая 1995 года преобразован в Межгосударственный статистический комитет Содружества. Комитет разрабатывает и осуществляет единую статистическую политику, формирует сводные статистические данные в рамках государств-членов СНГ.
Решением Совета глав государств Содружества от 21 июня 2000 года создан Антитеррористический центр государств-участников СНГ. Созданы межгосударственные (межправительственные) советы для координации работы и в других сферах взаимодействия государств-членов Содружества. Среди них:
Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ;
Межгосударственный Координационный Совет Межгосударственной телерадиокомпании «Мир»;
Антитеррористический центр государств-участников СНГ;
Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ;
Совет по сотрудничеству в области здравоохранения Содружества Независимых Государств;
Совет по культурному сотрудничеству государств-участников Содружества Независимых Государств;
Совет по туризму государств-участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма;
Совет председателей оборонных спортивно-технических организаций (обществ);
Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ;
Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств-участников Содружества;
Научно-консультативный центр частного права СНГ;
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Правовой консультативный совет государств-участников Содружества и другие.
21 октября 1994 года Советом глав правительств Содружества утверждены Общее положение о межгосударственных (межправительственных) органах Содружества и Примерное соглашение межгосударственного (межправительственного) органа СНГ с государством местонахождения об условиях его пребывания.
Отметим, что за время существования Содружества проблема его реформирования возникала неоднократно. Однако все предпринимаемые попытки сводились в основном к принятию программ по отдельным направлениям сотрудничества, сокращению численности сотрудников органов СНГ, упразднению некоторых, явно не работающих, межгосударственных структур и ожидаемых результатов не дали.
Существует мнение, что органы СНГ не имеют полномочий и реальных возможностей контролировать выполнение достигнутых договоренностей. Контроль действительно недостаточный, не впадая в дальнейшие дискуссии можно выделить следующие важнейшие направления совершенствования институциональной системы и повышения эффективности органов Содружества:
упорядочение системы уставных органов и уточнение их полномочий;
оптимизация структуры органов отраслевого сотрудничества и содействие их работе;
введение элементов наднациональности в решении отдельных вопросов сотрудничества.
Заключение
К числу достижений Содружества следует отнести то, что за прошедшие годы в его рамках создана солидная договорно-правовая база, действует ряд многосторонних соглашений. Однако, документы СНГ практически не известны и малодоступны не только большинству простых граждан и хозяйствующих субъектов, но и многим органам государственной власти и управления.
Право СНГ в настоящее время не имеет четкой иерархии с точки зрения значимости и юридической силы принятых в объединении документов. Поэтому международные договоры, заключенные в рамках Содружества, и решения его высших органов по-разному воспринимаются в национальных правовых системах.
В целях придания праву СНГ надлежащей системности следует на уровне Устава СНГ или специального международного договора однозначно определить правовой статус и степень обязательности актов Содружества. При этом все решения Совета глав государств, Совета глав правительств, других органов, устанавливающие какие-либо обязательства непосредственно для государств-участников, должны оформляться путем заключения международных договоров, подлежащих обязательной трансформации в национальные правовые акты.
Далее, СНГ не следует рассматривать как универсальное средство для решения социально-экономических проблем постсоветских стран. В значительной мере это лишь механизм сближения и согласования интересов государств-участников, организации их взаимодействия. Сохранять и укреплять Содружество имеет смысл только в том случае, если у государств-участников существуют общие интересы и потребности, которые с наибольшей выгодой могут быть обеспечены на основе совместного и равноправного сотрудничества в рамках этого объединения. Здесь не должно быть «старших» и «младших», навязывания воли одних (или группы) участников другим.
Необходимо принимать концептуальные решения, предусматривающие реформирование Содружества Независимых Государств, структуры его органов, организационно-правовых механизмов взаимодействия в плане адаптации этой организации к новым условиям современного мира, отражения в его деятельности реальных возможностей сотрудничества при максимальном учете потребностей и интересов всех государств — участников СНГ. При разработке и подписании документов недопустимы оговорки, противоречащие Венской конвенции о праве международных договоров или несовместимые с предметом и целями соглашений. Необходима система действенного контроля за исполнением актов Содружества на национальном уровне.
Развитие процессов интеграции государств Содружества сдерживает в числе прочих факторов и такой как невысокий уровень правовой культуры. А важнейшей предпосылкой успешной интеграции является высокий уровень правовой культуры в государствах-участниках, критерием которой служит реальное верховенство закона. Когда законность игнорируется внутри страны, нет никакой гарантии, что она станет соблюдать нормы международного права, в том числе международные договоры. Сохранение, а порой и усиление элементов авторитаризма во многих государствах Содружества, пренебрежительное отношение к законам собственной страны предопределяют аналогичное отношение и к международным правовым актам, в том числе договоренностям интеграционного характера.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Очевидно, ускоренное преобразование СНГ в полноценное региональное экономическое объединение в ближайшей перспективе невозможно. В формате всего Содружества реально лишь создание Зоны свободной торговли. В этой связи особую актуальность приобретает развитие сотрудничества в области энергетики, транспорта и коммуникаций, а также в социальной сфере и вопросах трудовой миграции.
Что касается системы органов СНГ. В системе уставных органов СНГ должны остаться: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межпарламентская Ассамблея, Экономический Суд, Экономический совет, Исполнительный комитет.
Деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств должна быть сконцентрирована на рассмотрении узловых, стратегических проблем и задач соответственно политического и экономического характера. Всю основную работу по конкретным направлениям, программам и механизмам их реализации следует сосредоточить в Совете министров иностранных дел и Экономическом совете, а также в межгосударственных и межправительственных органах отраслевого сотрудничества Содружества. Поэтому в кратчайшие сроки необходимо разработать и принять соответствующие нормативно-правовые документы, регулирующие право Советов на принятие решений и устанавливающие ответственность за их исполнение. Нужно также повысить роль и статус Исполнительного комитета Содружества, наделив его правом контролировать выполнение всех решений, принятых в рамках Содружества, и усилить информационно-аналитическую и прогностическую составляющие его деятельности.
Необходимо расширить предметную и субъектную юрисдикцию Экономического Суда, что особенно важно при формировании Зоны свободной торговли государств Содружества, Таможенного союза и Единого экономического пространства группировок государств. Решения Экономического Суда СНГ должны носить обязательный характер. Ограниченность круга субъектов, имеющих право обращаться в Экономический Суд, отсутствие действенного механизма исполнения вынесенных им решений не позволяют в полной мере использовать потенциальные возможности Суда как независимого судебного органа региональной международной организации в решении стоящих перед ним задач.
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
Кеженов, А.Б. Организационно-правовой механизм деятельности Содружества Независимых Государств // Автореферат дисс. кандидата юридических наук. Белорусский государственный университет, 2002.
Международное право / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов, С.344.
Моисеев Е.Г. Десятилетие Содружества: Международно-правовые аспекты. С.58
Устав организации объединенных наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 года) / Действующее международное право. М.: Т.1
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 года
Устав Содружества Независимых Государств // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1993. N 1 (9). С.17 — 29.
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995г
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г) / Российская газета от 10 декабря 1998 г.
Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г) / Приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, март 1999 г., N 3
Шуйский Н. Стратегия развития Содружества Независимых Государств. // Вопросы экономики, № 12, Декабрь 2006, C.128-138
Решение экономического совета СНГ о проекте стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (Москва,20 июня 2008 года)
Мальгин А. В.10 лет СНГ: Попытка подведения некоторых итогов. Доклад // Публикации НИИСС-2001. — № 5.
Договор о коллективной безопасности (ДКБ). (Ташкент 15 мая 1992 г)
Международное право: Учебник под ред. Богуславский М.М., М.: Юрист, 2003. С.112
Соотношение права Содружества Независимых Государств и современного международного права / Материалы Круглого стола (16 октября 1997 г) / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 1997. — № 21 (66). С.91.
Соглашение глав государств-участников Содружества о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992г.
Регламент Экономического Суда Содружества Независимых Государств, утвержденный постановлением Пленума Экономического Суда Содружества Независимых Государств 10 июля 1997 года № 2.
Строев Е.А. Мир, СНГ, Россия на пороге 21 века. — М., 2002. С.92
Курашвили А.Ю. Заключение и имплементация международных договоров по Венской конвенции о праве международных договоров и законодательству стран-участников СНГ: сравнительно-правовой анализ. Диссертация… кандидата юридических наук: 12.00.10. — Москва: РГБ, 2007.
1 СССР ратифицировал настоящий Устав Указом Президиума ВС СССР от 20 августа 1945 г
2 СССР присоединился к настоящей Конвенции Указом Президиума ВС СССР от 4 апреля 1986 г. N 4407-XI
3 Под международно-политическим регионом понимается пространственная единица, обладающая специфическим набором типологических параметров, предающих ей некоторую целостность и автономию в международных отношениях в целом. Другими словами, это — совокупность явлений международной жизни, протекающих в определенных территориально-временных координатах, явлений, объединенных общей логикой. Подробнее о проблеме региона применительно к СНГ см.: Мальгин А.В. К обеспечению региональной стабильности в СНГ // Россия и международные режимы безопасности. М.: МОНФ. 1998.
4 Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 г. подписали восемь государств Содружества: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. В настоящее время Экономический Суд осуществляет свою деятельность в составе судей от пяти государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.