ВВЕДЕНИЕ

Для нормальной жизнедеятельности, общество нуждается в законах, которые регулировали бы те или иные отношения. К сожалению один и тот же нормативно правовой акт может быть понят разными людьми по-разному, а, следовательно, и применяться он будет двояко. Такая ситуация влечет за собой негативные последствия для всего государства, поэтому возникает необходимость в толковании, чтобы сохранить единство в применении правовых норм.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Данную проблему исследовали еще советские ученые правоведы, такие как Вопленко Н.Н., Черданцев А.Ф., Насырова Т.Я. и другие. В настоящее время, в связи с многочисленностью и сложностью формулировок правовых предписаний, толкование права вновь приобретает актуальность.

Данная работа преследует цель исследовать процесс и характерные особенности толкования права.

Задачи данной работы:

  • ознакомиться с трудами ученых, исследовавших данную проблему;
  • дать определение понятию толкования;
  • выявить его аспекты;
  • выяснить какие функции выполняет толкование;
  • изучить виды и способы толкования права;
  • исследовать акты официального толкования.

Объектом данного исследования являются правовые нормы России.

Предметом исследования — процесс их толкования.

Для написания данной работы были изучены труды таких ученых как Матузов Н.И., Малько А.В., Пиголкин А.С., Петрушев В.А., Кулапов В.Л. и других.

Структура данного исследования состоит из введения, четырех глав основной части, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА

В свою очередь, в юридической науке используется термин «толкование права». Можно говорить о том, что он означает мыслительный процесс, направленный на объяснение и разъяснение различных норм права. В советской юридической литературе существовали различные точки зрения по поводу определения содержания данного термина. Первая гласила, что толкование это уяснение смысла правовых предписаний. Согласно второй точке зрения, толкование это разъяснение норм права. Третья же, заключалась в том, что толкование представляет собой как уяснение, так и разъяснение норм права. Вопленко Н.Н. считает, что наиболее правильной является третья точка зрения, согласно которой толкование права включает в себя как уяснение, так и разъяснение правовых норм. Данная точка зрения актуальна и по сей день. В современной юридической науке под толкованием права понимается сложная, интеллектуально — волевая деятельность, направленная на уяснение и разъяснение смысла норм права, для эффективного их применения. Из определения можно выделить два аспекта толкования: толкование-уяснение и толкование-разъяснение. Данные аспекты тесно связаны между собой. Причем уяснение обязательно идет перед разъяснением и ни в коем случае не наоборот. Последнее может вообще отсутствовать, это зависит от определенных обстоятельств конкретной ситуации.

Уяснение — важная и обязательная часть толкования права, без которой дальнейшая деятельность не возможна. Главенствующую роль данного аспекта в толковании права отмечали многие ученые юристы. Так, по мнению таких правоведов как Толстик В.А., Дворников Н.Л. и Каргин К.В., залогом правильного осуществления различных юридических норм является уяснение их смысла и содержания. Оно, как правило, не имеет внешних форм выражения, не фиксируется в каком-либо акте, в отличии от разъяснения, так как является внутренним мыслительным процессом понимания и обоснования содержания толкуемой нормы. При толковании-уяснении правовое предписание толкуется субъектом для себя. Оно может осуществляться различными способами, которые будут рассмотрены в дальнейшем.

Данный процесс не является каким-либо юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может осуществляться как официальным должностным лицом, так и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других. Уяснение права может осуществляться чисто в познавательных целях, например студентами, обучающимися в вузах на юридических факультетах. Так же и обычными гражданами, которые хотят приобрести определенные юридические знания, при намерении устроится на работу, где они будут необходимы, а также, чтобы не иметь конфликтов с законом.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Все же, для осуществления толкования-уяснения необходимы следующие условия:

·владение языком, которым написана правовая норма; знание условий и целей, для которых принималось толкуемое правовое предписание; знание о том, как данная норма связана с другими нормами права. Разъяснение — второй аспект толкования права. Как уже отмечалось выше, он идет строго после уяснения или может вообще отсутствовать. Толкование-разъяснение заключается в объяснении смысла правового предписания, другим участникам правовых отношений. При таком толковании осуществляется не только мыслительный процесс, но также, в зависимости от вида толкования, может происходить реальное юридическое действие, которое находит свое внешнее выражение в специальных актах, под названием акты толкования. Следовательно, можно говорить о том, что оно имеет документальное оформление. Стоит отметить, что толкованием-разъяснением, как правило, занимаются уполномоченные на то государственные органы и должностные лица. Так, согласно Конституции Российской Федерации, статье 125, части 5, к деятельности Конституционного Суда Российской Федерации относится толкование Конституции РФ. Данное толкование направлено на объяснение отдельных правовых норм Конституции и сопровождается изданием актов толкования, поэтому оно относится к толкованию-разъяснению. Важно помнить, что толкование правовых норм необходимо, прежде всего, для эффективной деятельности правоприменительных органов. Там оно служит мотивировочной частью любого правоприменительного акта. Следовательно, можно определить разъяснение как толкование «во вне».

По мнению Пиголкина А.С., уяснить норму — это значит установить ее смысл в полном объеме, в то время как разъяснение может ставить перед собой и другую более конкретную цель — раскрыть смысл того или иного выражения или термина, который употребляется в нормативном предписании, объяснить, на кого норма распространяется, подлежит ли определенная конкретная ситуация решению на основании толкуемой нормы и так далее. Чтобы полностью раскрыть понятие толкования права, необходимо определиться, с его объектом и субъектом.

Объект — это, то на что направленно толкование. Уже из названия становится ясно, что им является некая правовая норма, требующая объяснения, из-за своей неясности. К сожалению, в настоящее время существуют нормы, содержащие различные двусмысленности и лазейки. Это негативно сказывается на системе законодательства и на функционировании общества в целом. Отсюда и вытекает необходимость в толковании права.

В связи с чем, следует отметить основные причины такой необходимости:

  • наличие специфичных юридических терминов и понятий в правовой норме, которое может привести к двоякому пониманию;
  • системный характер права, из-за чего каждая норма тесно связана с другими, и без обращения к ним, проблематично понять смысл данной нормы;
  • возможное несовпадение текста правового предписания, с его истинным смыслом;
  • низкий уровень профессионализма законодателей, приводящий к нечеткости юридических формулировок, таких как излишняя их краткость, или наоборот, излишняя пространность.

Субъект толкования — это тот, кто осуществляет данную деятельность. Им может выступать должностное лицо, государственный орган, общественные и международные организации, юристы, а также обычные граждане. Так, к примеру, в России основным субъектом толкования Конституции, как уже отмечалось выше, является Конституционный Суд Российской Федерации. Также, правом официального толкования избирательного законодательства обладает Центральная избирательная комиссия. Разъяснение норм права осуществляют и такие субъекты, как прокурор или адвокат, во время приема граждан.

Отдельно стоит отметить и функции, которые выполняет толкование права. Они представляют собой основные направления деятельности по уяснению и разъяснению правовых норм. В юридической литературе, среди основных, выделяют следующие функции:

познавательная — благодаря ей, в процессе толкования, субъекты, осуществляющие его, познают как право в целом, так и отдельные правовые предписания;

конкретизационная — заключается в том, что во время толкования, многие правовые нормы детально конкретизируются, вплоть до уточнения особых обстоятельств;

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

регламентирующая — проявляется при официальном разъяснении, как бы завершая процесс нормативного регулирования общественных отношений. Это означает, что правоприменитель, должен использовать не только правовую норму, но так же и акт ее официального толкования;

сигнализаторская — толкование права, обнаруживая неясности или двусмысленности в правовых предписаниях, служит своеобразным «сигналом», о недостатках правотворчества в государстве.

Стоит сказать о том, что в результате толкования хоть и могут издаваться официальные акты, эту деятельность все же, нельзя отождествлять с правотворчеством. Интерпретатор правовых норм, не является создателем права, он лишь выясняет и устанавливает волю законодателя, изложенную в законе. Толкователь не вправе создавать или изменять уже существующее общеобязательное правило поведения, его работа — объяснить другим участникам правоотношений, смысл конкретной нормы.

Подводя итог данной главы, хочется отметить характерные черты толкования права, отличающие его от иного толкования. Во-первых, эта деятельность направлена на интерпретацию не любых письменных источников, а именно правовых актов. Во-вторых, толкование в праве, преследуя цель по реализацию правовых предписаний, является и необходимым условием правового регулирования. В-четвертых, результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных актах толкования. Таким образом, толкование права представляет собой сложный, сознательно-волевой процесс, направленный на уяснение и разъяснение смысла правовых норм, который (процесс) может находить свое внешнее выражение в актах толкования. Необходимость в толковании правовых норм, обусловлена неясностью законов, которая возникает по ряду причин. Важно помнить, что толкователь не может отменить или изменить «плохую», неясную норму права, это задача правотворца. Задачей же интерпретатора является понять и объяснить волю законодателя, изложенную в правовом предписании.

ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА

Как уже отмечалось выше, толкование права представляет собой сложный процесс. Его сложность обусловлена тем, что толкуемые нормы излагаются с различной степенью абстракции, с использованием специальной юридической терминологии. В связи с этим, для уяснения смысла правового предписания, субъекты прибегают к различным способам толкования. По мнению В.Л. Кулапова, под способом толкования права стоит понимать такую совокупность специальных приемов, которая позволяет выявить истинный смысл правовой нормы для урегулирования конкретной жизненной ситуации. В литературе принято выделять следующие основные способы: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, функциональный и теологический. Знание данных способов позволяет не допустить ошибочного и однобокого толкования. Применение этих приемов в совокупности, дает полное представление о содержании и подлинном смысле правовой нормы, заложенном в нее законодателем.

Грамматический способ. Как верно заметила Кострова М.Б. «уяснение смысла и содержания закона начинается с прочтения и анализа его текста, что в юридической литературе принято называть грамматическим толкованием». Действительно, именно данный способ предшествует иным и является наиболее часто используемым. Его значимость заключается в сложности и многовариантности языка, на котором изложен закон. При этом способе, объектом изучения становится текст правовой нормы. Субъект толкования анализирует норму с учетом грамматических, лексических, орфографических и иных правил русского языка. Существенное значение в тексте нормы имеет пунктуация, так как от различного положения знаков препинания, смысл правового предписания может кардинально изменяться. Всем известны примеры «казнить нельзя помиловать» или «запретить нельзя разрешить», где от запятой зависит суть высказывания. То же самое происходит и вправе, поэтому, осуществляя толкование, субъект должен обращать внимание на пунктуацию, чтобы точно уяснить смысл правовой нормы.

Также сложность толкования обуславливается наличием союзов, которое может привести к двоякому пониманию нормы. Интерпретатор должен строго понимать, что соединительный союз «и» требует выполнения сразу нескольких условий, например «Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»,где союз «и» означает, что регистрироваться нужно как по месту жительства, так и по месту пребывания. В то время, как разъединительные «либо», «или» — требуют выполнения только одного, «Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается». Благодаря союзу «либо», становится ясно, что допускать к работе может или работодатель, или его уполномоченный, то есть достаточно поручения кого-то одного из них. Данные тонкости русского языка должны учитываться при уяснении нормы.

При грамматическом толковании, необходимо знать и значение отдельных слов, так как зачастую законы содержат большое количество различных терминов и понятий. В некоторых под это специально отводятся отдельные статьи. Так, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит статью 2 «Основные термины и понятия», в которой им дается определение. Если же, такого не происходит, то интерпретатор должен придавать терминам тот смысл, который они имеют в своей сфере применения.

Говоря о существенном значении данного способа, не стоит забывать, что при толковании нельзя ограничиваться только им одним.

Логический способ толкования. Как уже понятно из названия, данный способ базируется на законах и правилах формальной логики. Они (законы и правила) в единстве с грамматическим анализом позволяют приблизиться к раскрытию смысла правовой нормы. Сходной чертой данного способа с грамматическим, является то, что толкование также проходит в рамках текста одной нормы, но анализируются не сами слова или предложения, а обозначаемые ими понятия и их соотношение между собой. При использовании данного способа, часто применяется логическое преобразование. Это обусловлено тем, что не всегда логическая структура нормы совпадает с ее внешним выражением в статье нормативно правового акта. При этом субъекту приходиться самостоятельно выстраивать структуру нормы, выделяя гипотезу, диспозицию и санкцию.

Необходимость логического преобразования, можно продемонстрировать на примере 126 статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что «похищение человека — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок». В реальности, наказанию подлежит не само похищение, а лицо или группа лиц его совершившее.

Систематический способ. Одним из свойств нормы права, является ее системность. Это означает, что она находится в связи с другими нормами и действует не изолированно от них. Поэтому для уяснения нормы необходимо применять систематический способ. Он заключается в том, что правовое предписание рассматривается в совокупности с иными, и в отличие от первых двух способов, толкование не ограничивается текстом только одного закона. Основной задачей данного способа является установление системных связей между нормами. Существование отсылочных и бланкетных норм, делает невозможным уяснение правового предписания без систематического способа. Чтобы наиболее полно понять смысл таких норм, необходимо обращаться и к тем нормам, к которым делается отсылка. В итоге для толкования лишь одного правового предписания, интерпретатору приходится уяснять смысл двух, а иногда и более, правовых норм. Причем они могут содержаться как в рамках одного нормативно правового акта, так и в нескольких.

Благодаря установлению внешних связей между правовыми предписаниями, данный способ становится особо важен, при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти ту норму, которая будет наиболее близка по своему содержанию к конкретному случаю.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Особо следует отметить, что систематическое толкование способствует выявлению юридических коллизий, которые в дальнейшем, должен разрешать законодатель. Это положительно влияет на развитие системы права и системы законодательства в государстве.

Историко-политический способ. При использовании данного способа анализируется историко-политическая обстановка в государстве на момент принятия закона. Общественные отношения сейчас и пару лет назад, сильно отличаются, поэтому и правовые нормы, регулирующие их, могут казаться нам странными. Так, в советском союзе, правонарушениями признавались спекуляция и тунеядство, что в настоящее время вполне обычно и не преследуется по закону. Для того чтобы правильно уяснить тот смысл, который правотворец вкладывал в норму, необходимо знать в какой историко-политической ситуации это происходило. Но, как верно отмечает Черданцев А.Ф., само по себе установление конкретно-исторических условий, целей и поводов издания нормативно правовых актов еще не есть толкование, на установлении указанных фактов оно не заканчивается, а только начинается. Данные факты интерпретатор должен учитывать и основываться на них при процессе толкования. Это способствует наиболее полному раскрытию смысла правового предписания.

Немаловажным моментом является и то, что историко-политическое толкование способствует выявлению таких правовых норм, которые хотя формально, и не отменены, но на деле уже не действуют, так как исчезли те общественные отношения, которые норма регулировала.

Специально-юридический способ. Юридические нормы в своем содержании имеют большое количество специальной терминологии, которая непонятна для человека, не обладающего определенными правовыми знаниями. Суть данного метода заключается в уяснении правовой нормы, посредством установления значения отдельных терминов, анализа юридических конструкций, определению, к какому способу правового регулирования (дозволение, обязывание, запрет) относится толкуемая норма, и тому подобное. Осуществление толкования, с помощью данного способа, требует высокого уровня юридической подготовки интерпретатора. Специально-юридических способ, похож на грамматический, и находится с ним в тесной связи, но все же, не стоит отождествлять их. От него данный способ толкования отличается тем, что здесь толкуются не отдельные термины или выражения, не их соединения, а целые юридические конструкции, особенности юридической техники, институты.

Функциональный способ. Он схож с историко-политическим способом, только в отличие от него интерпретатор должен учитывать условия и факторы, не при которых создавалась норма, а при которых она реализуется, и на их основе осуществлять свою деятельность. Необходимость выделения данного способа от историко-политического в том, что правовой норме присущи оценочные понятия, создающие условия для ее двоякого понимания. К таким понятиям можно отнести: «уважительные причины», «значительный ущерб», «разумные сроки», «пределы необходимой обороны» и иные. Задача интерпретатора придать им адекватный смысл, для того, чтобы не допустить произвола при их применении.

Теологический способ. Также как и функциональный, схож с историко-политическим. Телеологические толкование направлено на выяснение целей, которые преследовал правотворческий орган, издавая нормативный правовой акт. Однако, как верно заметила Т.Я. Насырова «содержание телеологического толкования не ограничивается только установлением целей интерпретируемой нормы, в него входит и непосредственный их анализ, и соотнесение с ними всего смысла данного закона». Важность данного способа обусловлена тем, что без принятия в расчет общих целей закона, можно допустить ошибку при его применении.

Стоит отметить, что в юридической литературе существует мнение, согласно которому, теологическое и функциональное толкование не являются самостоятельными и входят в состав историко-политического способа.

Таким образом, для правильного уяснения смысла правовой нормы, субъект должен использовать те или иные способы. На практике предпочтение отдается грамматическому и логическому толкованию. Но использование только одного способа, изолированно от других, не даст желаемого результата. Представляется, что лишь в совокупности их применения, можно говорить об эффективном толковании.

2.1 Роль права в системе правоохранительной деятельности

толкование право акт разъяснение

В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих норм, устанавливающих основу упорядочения жизни государства как субъекта права, общества в целом и отдельных его субъектов (физических и юридических лиц), возложена на государство, его специализированные органы и их должностных лиц.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Правоохранительная деятельность государства направлена на охрану и защиту установленного правом порядка жизнедеятельности государства, общества в целом и отдельных его субъектов (индивидуальных и коллективных). Правоохранительная деятельность в целом является важнейшей сферой деятельности всего государства и функцией его специализированных органов и должностных лиц.

Объектами правоохранительной деятельности государства выступают многие разновидности жизнеустройства общества и государства на базе осмысленно установленного правопорядка: мировой и региональный порядок, государственный порядок, порядок управления, общественный порядок. Защита и охрана всех этих разновидностей правопорядка, гарантирование конституционных прав, свобод и законных интересов действующих там субъектов (физических и юридических лиц), обеспечение их безопасности являются специализированными функциями соответствующих государственных органов (а также некоторых негосударственных организаций) и должностных лиц различных ветвей власти и видов государственной деятельности. Эти органы получили обобщенное родовое название правоохранительных органов, а осуществляемые ими функции и полномочия именуются правоохранительной деятельностью.

Большую группу правоохранительных органов составляют федеральные суды и суды субъектов РФ, правоохранительная деятельность которых в виде правосудия как формы реализации судебной власти осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Этот вид правоохранительной деятельности является предметом конституционного, гражданско-правового, уголовно-правового, но не административно-правового регулирования.

Правоохранительной по своему предназначению, в значительной своей части, является деятельность формируемых Федеральным Собранием, Счетной палаты РФ, Центризбиркома, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, но это уже предмет конституционного, а не административно-правового регулирования.

Большая роль в системе правоохранительной деятельности государства принадлежит органам дознания и предварительного следствия, но эта процессуальная деятельность — предмет уголовно-процессуального регулирования. Органами дознания выступают учреждения всех силовых министерств и ведомств, а следственный аппарат имеется в органах МВД РФ, ФСБ РФ, в органах прокуратуры, которые осуществляют также и надзор за законностью, являющийся самостоятельной разновидностью правоохранительной деятельности государства.

Специфический вид правоохранительной деятельности — оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая органами всех силовых министерств и ведомств России. К правоохранительной деятельности относится также нотариальная деятельность государственных и частных нотариусов, адвокатская и юрисконсультская деятельность адвокатов, а также организаций и частных лиц, имеющих государственную лицензию на оказание этого рода юридических услуг.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Кроме перечисленных разновидностей правоохранительной деятельности и осуществляющих их правоохранительных органов различных ветвей власти и видов государственной деятельности, специфической разновидностью правоохранительной деятельности является применение органами государственного управления в процессе реализации ими исполнительной власти организационно-правовых средств в виде контрольной и надзорной деятельности с целью обеспечения законности и дисциплины в работе подчиненных и подведомственных им органов и должностных лиц.

2.2 Акты толкования права

Как уже отмечалось выше, в результате официального толкования издаются особые акты. Они нужны для того чтобы, придать результату такого толкования официальное закрепление.

Под актом толкования следует понимать — официальный документ, принятый уполномоченным на то государственным органом, который направлен на установление смысла и содержания нормы права. Он может выражаться как в письменной, так и в устной форме. Однако, как отмечает Вопленко Н.Н., вербальная форма толкования в юридической практике встречается довольно редко, например, разъяснение судом прав и обязанностей участникам процесса.

Данный документ является правовым, в связи с чем, обладает рядом сходных черт с иными правовыми актами. Он издается компетентными органами, имеет обязательный характер, обеспечивается государством, вызывает определенные юридические последствия, данным актам также присуща своя иерархичность.

В тоже время, акты официального толкования владеют определенной спецификой. Они не создают и не изменяют, а лишь разъясняют правовую норму, в связи с чем, их нельзя относить к источникам права. Не имеют самостоятельного значения, действуют только в совокупности с толкуемой нормой и при ее отмене, теряют свое значение. В данных актах не присутствуют общие правила поведения и направлены они, как правило, к должностным лицам.

Не смотря на то, что они не являются нормативными, их значение не стоит недооценивать. Акты официального толкования содержат вспомогательные правила уяснения и применения правовых норм. Их основной функцией является — обеспечение правильного понимания смысла правового предписания, а также его эффективная реализация.

Исходя из того, что акты официального толкования являются правовыми, возникает необходимость в их опубликовании. Карташов В.Н. выделял такие формы опубликования, как специально предусмотренные и иные печатные издания, телевидение, радио, рассылка актов заинтересованным и должностным лицам, а также учреждениям и организациям. К настоящему времени, можно добавить опубликование на официальных сайтах государственных органов в сети Интернет. Примером специально предусмотренных печатных изданий могут служить «Бюллетень Верховного Суда РФ», в которой акты толкования публикуются в форме постановлений Пленума Верховного Суда, «Собрание законодательства РФ» в котором помимо прочего, опубликовываются акты толкования Президента РФ, и другие подобные издания.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Акты толкования можно классифицировать по различным основаниям.

По виду толкования можно выделить акты нормативного толкования и акты казуального толкования. Акты нормативного толкования можно наименовать так лишь условно, так как они, как и все остальные, не обладают свойством нормативности. Такие акты выражаются в форме постановлений, инструкций, распоряжений, указов и тому подобное. Акты казуального толкования, как отмечает Кулапов В.Л., являются составным элементом соответствующего нормативно правового акта, его мотивировочной частью.

По форме выражения выделяют письменные и устные акты. Но как уже отмечалось выше, устные акты довольно редки, и преимущественно используются письменные.

По отраслям права: акты толкования гражданского права, уголовного, административного и так далее.

По структурным элементам толкуемой нормы можно выделить акты толкующие гипотезу, диспозицию, санкцию, а также акты толкующие норму в ее совокупности структурных элементов.

Такое разнообразие актов толкования обусловлено как многообразием способов толкования, так и многообразием толкуемых норм.

Таким образом, акт официального толкования — это особый правовой акт, не создающий и не изменяющий правовую норму, а лишь разъясняющий ее смысл. Ни в коем случае, его нельзя приравнивать к акту правотворчества. В иерархии правовых актов, акты толкования находятся на уровне подзаконных. Они выполняют вспомогательную функцию для правильного понимания, а, следовательно, и применения, правового предписания.

Субъектами официального толкования в органах внутренних дел являются: а) органы и должностные лица, наделенные нормотворческой компетенцией (аутентического и делегированного толкования); б) сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие правоприменительную деятельность, для которых официальное толкование является обязанностью, установленной нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность органов внутренних дел (делегированное толкование) — следователи и дознаватели органов внутренних дел, сотрудники лицензионно-разрешительной системы, паспортно-визовой службы, штабов органов внутренних дел, ППС МОБ МВД России и ДПС ГИБДД МВД России, Главное управление правовой работы и внешних связей.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Правовую основу организации и осуществления официального толкования права в субъектах Российской Федерации и в органах местного самоуправления составляют законы или о нормативных правовых актах или об официальном толковании (например, Закон Республики Саха (Якутия) «О нормативных правовых актах Республики Саха (Якутия) от 26 марта 1993г. №1415 — XIIі, Закон Мурманской области от 23.04.97 N 55-01-ЗМО «Об официальном толковании законов Мурманской области» ).

Толкование особенно важно для работников органов внутренних дел, так как применение права для них является одной из основных обязанностей, той формой, в которой воплощается их деятельность. Однако это не умаляет значения толкования и гражданами. Известно правило, что незнание закона, если он обнародован в соответствующей общедоступной форме, не освобождает от ответственности. Нельзя ссылаться не только на неведение, но и на заблуждение по поводу содержания законов.

Сотрудники органов внутренних дел, применяя ту или иную норму права (особенно таких отраслей как уголовное, административное, уголовно-процессуальное и др.) решают судьбы граждан, и неверное уяснение применяемой нормы может повлечь различные негативные последствия, что обязательно оставит след в сознании граждан. Такие «следы» в дальнейшем и выливаются в общественное мнение, складывающееся по поводу всеобщей деятельности правоохранительных органов.

Значение толкования права для деятельности органов внутренних дел определяется тем, что оно во-первых, является одним из обязательных средств осуществления сотрудниками органов внутренних дел оперативно-служебной деятельности. Это обусловлено тем, что основное содержание оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел составляет применение права, а толкование права является обязательной стадией правоприменения. Акты официального толкования права способствуют уяснению сотрудником органов внутренних дел истинного содержания нормативного правового акта или нормы (норм) права.

Во-вторых, толкование права при этом выступает как гарантия правильного применения сотрудниками органов внутренних дел нормативных правовых актов. Акт официального толкования в значительной степени гарантирует то, что при добросовестном отношении к службе сотрудник органа внутренних дел не допустит ошибки в толковании по вопросам, которые разъяснены в акте официального толкования. В результате обеспечивается не только правильность квалификации искомой ситуации, но и единообразие правоприменительной практики. Следовательно, толкование (особенно официальное) как средство предупреждения и устранения ошибок при применении права служит совершенствованию правоприменительной деятельности органов внутренних дел и укреплению законности в процессе ее осуществления.

Для возможно более полноценного использования возможностей толкования права как средства предупреждения и уменьшения, частичного устранения ошибок в правоприменении следователи и иные сотрудники органов внутренних дел должны в обязательном порядке знакомиться с результатами нормативного и казуального официального толкования, причем систематически, и использовать их в своей работе. Особенно это важно для повышения квалификации всех указанных субъектов.

Знание правовых принципов и норм играет большую роль в обеспечении правомерного поведения, но само по себе оно еще не может служить надежной гарантией от нарушений законности. В большинстве случаев люди обладают необходимыми знаниями, но совершают преступления и иные правонарушения. Относится это и к значительной часта нарушений законности в деятельности личного состава органов внутренних дел, связанных с неправильным толкованием норм права, регулирующих деятельность органов внутренних дел. Таких, например, как заведомо неправильное разъяснение подчиненным норм права начальником, заведомо неправильная квалификация преступного деяния, что может сопровождаться игнорированием актов официального толкования вышестоящих или судебных и иных органов. Поэтому сотрудники органов внутренних дел должны повышать свой уровень профессионального правосознания и профессиональной культуры, а также нравственного сознания.

Сотрудники органов внутренних дел должны знать теорию толкования. В процессе обучения у них должны формироваться навыки и умения толкования права. Средство облегчения решения задачи по правильному анализу содержания (толкования) нормативных правовых актов — издание актов толкования. Наиболее предпочтителен вариант, когда акт толкования права издает субъект, принявший толкуемый правовой акт или когда акт толкования права исходит от руководящих лиц или органов, осуществляющих контроль и надзор за органами внутренних дел. Практика в определенных случаях уже идет по такому пути, когда ГУ МВД России по субъектам РФ и УМВД рассылают подчиненным им органам разъяснения текущего законодательства в виде указаний и писем, методических рекомендаций.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе ставилась цель исследовать процесс толкования права, в связи с его значимостью при реализации правовых норм.

В ходе исследования было установлено, что существует два аспекта толкования: уяснение — раскрытие смысла правового предписания «для себя» и разъяснение — «для других». Было дано определению данному процессу и обоснована его сложность. Изучение причин необходимости толкования права, позволило выделить основную — неясность смысла нормы права и воли законодателя, заключенной в нее. Также, для того чтобы подчеркнуть значимость толкования, были описаны функции которые оно выполняет. Важно помнить, что в процессе толкования не издаются и не изменяются нормы права. Главная цель данной деятельность раскрыть смысл уже существующей нормы. Толкование права нельзя отождествлять с правотворчеством.

Были изучены основные способы толкования такие как грамматический, логический, историко-политический, систематический, специально-юридический, функциональный и теологический. Выяснены их характерные особенности. Преимущественно на практике применяются грамматический и логический способы. Но не стоит забывать, что лишь при применении их в совокупности можно добиться правильного раскрытия смысла нормы права.

В процессе исследования определены основные критерии для разделения толкования по видам. Это, прежде всего, такие критерии как объем толкования, субъект толкования, юридическая сила. Проведено разделение на виды и описание каждого вида по выбранному критерию. По объему толкования: буквальное, ограничительное, расширительное; по юридической силе: официальное и неофициальное; по субъекту толкования: аутентичное, легальное и обыденное, профессиональное, доктринальное; Знание видов толкования необходимо для правильного толкования и применения норм права в той или иной ситуации.

Были исследованы акты официального толкования, чья главная цель заключается в официальном закреплении результатов данной деятельности. Выявлены их схожие и отличные черты от иных правовых актов. Рассмотрены различные формы опубликования актов официального толкования и их классификация.

Таким образом, толкование права представляет собой сложный и многообразный процесс, целью которого является выявление истинного смысла правовой нормы. Без толкования, будет затруднено и правоприменение, так как из-за сложности формулировок правовые предписания могут быть поняты по-разному. В таком случае, не будет соблюдаться один из важнейших принципов права, такой как принцип законности.

Список использованной литературы и источников

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 1993. № 237.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

2.Федеральный закон от 25.06.1993 N 5242-1 « О праве граждан Российской Федерации, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомость Верховного Совета Российской Федерации. 1993 г., № 32, ст.1227;

3.Трудовой кодекс Российской Федерации // Российская газета. 2001. № 256;

4.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собр. Законодательства Российской. 2003 г. № 40 ст. 3822;

Научная, учебная, справочно-информационная литература

5.Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: Норма, 2005.

6.Вопленко Н.Н Виды и акты официального толкования // Ленинградский юридический журнал. 2008. № 2.

7.Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. — М.: Юридическая литература, 1976.

8.Карташов В.Н. Актуальные проблемы теории правовой системы общества. Ярославль. 2002

9.Кострова М. Б. О «языковом» толковании уголовного закона // Правоведение. -2002. — № 3.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

10.Кулапов В.Л. Теория государства и права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «СГАП», 2011.

11.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Дело АНХ, 2009.

12.Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. — М.: Маркет ДС, 2007.

13.Насырова Т.Я. Теологическое (Целевое) толкование советского закона // Теория и практика. Казань. 1988.

14.Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 1962.

15.Толстик В.А., Дворников Н.Л., Каргин К.В. Системное толкование норм права. — М.: Юриспруденция, 2010. С

16.Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. — М.: Оникс, 2013

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

17.Хабриева Т.Я. Доктринальное и компетентное толкование Конституции // Правоведение. -1998. — № 1

18.Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003.