Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Разработка занятия по обработке материалов»

Актуальность темы исследования. Стратегической направленностью школы XXI века согласно государственным документам (Закон РФ «Об образовании», Закон РБ «Об образовании» и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования), становится подготовка ученика, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализовать знания в практике.

Введение

Актуальность темы исследования. Стратегической направленностью школы XXI века согласно государственным документам (Закон РФ «Об образовании», Закон РБ «Об образовании» и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования), становится подготовка ученика, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализовать знания в практике. Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений учащихся.

Гуманизация, как современная стратегия совершенствования образовательной системы, предполагает ориентацию на личностно — ориентированную модель обучения, где каждый обучаемый — субъект педагогического процесса, а учебная деятельность предполагает творческое преобразование учебного материала, в процессе которого происходят внутренние изменения в самом действующем субъекте — развитие его творческих способностей. Суть современной личности — единство здоровья, гармонии, жизни и творчества. Поэтому проблема формирования способностей детей к творчеству, как залог успешности их жизненной самореализации, является в настоящее время чрезвычайно актуальной [20, с. 49 — 54].

Необходимость удовлетворения потребности общества в людях профессионально грамотных и творчески одаренных подтверждает высказывание Л.С. Выготского: «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязана своим происхождением творческому процессу человека» [8, с. 12 — 14].

Творчество в любом виде деятельности способствует приобщению человека к материальной культуре общества, опирается на созидательные процессы, возвышает и облагораживает личность.

Сохранение, восстановление и приумножение богатства народного декоративно — прикладного искусства является одной из наиболее важных задач общества. Декоративное искусство, как отражение исторического культурного наследия нашего народа, активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для фантазии.

Педагогические исследования показывают, что обучение декоративно — прикладному искусству необходимо осуществлять на протяжении всего обучения в школе. В результате в школьный курс «Технология» включен раздел «Художественная обработка материалов», но время, выделяемое на изучение этого раздела позволяет лишь познакомить учащихся с видами и основными приемами выполнения различных техник художественной обработки материалов с целью вызвать интерес к этим видам народного творчества. Одним из таких видов является древнее искусство: обработка войлока. Сегодня, когда мода креативно использует этот материал, как никогда актуально вести разговор о ныне возрождаемых традиционных технологиях.

С целью анализа основных аспектов проблемы обучения школьников художественной обработке материалов нами была изучена специальная литература, освещающая данные вопросы.

Анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы показал, что отечественные и зарубежные ученые выдвигали идею целенаправленного формирования творческой личности (В.В. Давыдов, И.Л. Лернер) [9, 12].

В психологии проблемой творчества занимались JI. C. Выготский, П.М. Якобсон [23].

В ходе теоретического анализа выявлены противоречия между:

потребностью общества в творческих, инициативных работниках и реальным состоянием готовности выпускников школ к осуществлению творческой деятельности;

накопленной богатой эмпирической базой обучения художественной обработке материалов и недостаточной разработкой содержательного и процессуального компонентов обучения.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Разрешение этих противоречий требует дальнейшего исследования проблемы: какова должна быть система обучения школьников художественной обработке материалов, содействующая развитию творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология» в системе общего образования [5, с. 110 — 118].

Все вышесказанное нами определило выбор темы нашего исследования: «Методика изучения раздела «Художественная обработка материалов» учащимися 8 класса общеобразовательных школ».

Объект исследования — содержание и процесс обучения учащихся 8 класса в образовательной области «Технология» в системе общего образования.

Предмет исследования — система обучения школьников художественной обработке материалов на занятиях в образовательной области «Технология» в школе.

Цель исследования: обосновать и разработать систему развития художественного творчества школьников в процессе обучения их художественной обработке материалов (на примере изготовления изделий из войлока) в образовательной области «Технология» в школе.

Для достижения поставленной цели исследования нам необходимо решить следующие задачи:

1.раскрыть понятие художественной обработки материалов;

2.проанализировать особенности методики преподавания раздела «Художественная обработка материалов»;

.провести анализ программы раздела «Художественная обработка материалов»;

.разработать урок на тему «Техника фильцевания войлока».

Методы исследования. Для достижения поставленных задач использовались:

общенаучные методы исследования: анализ исторической, философской, психолого-педагогической и методической литературы, анализ и обобщение передового педагогического опыта по проблеме технологической подготовки подростков;

эмпирические исследования: наблюдение познавательной, репродуктивной и творческой деятельности учащихся на занятиях по технологии, изучение продуктов деятельности учащихся и материалов экспозиционно-выставочной деятельности, фотографирование.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в теоретическом обосновании изучения раздела «Художественная обработка материалов» в школьном курсе «Технология», анализе программы раздела «Художественная обработка материалов» и разработке урока на тему «Техника фильцевания войлока»

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

1. Художественная обработка материалов на примере валяния войлока

1.1 Понятие художественной обработки материалов на примере войлока

Начиная с последней трети XX в. народные художественные ремёсла переживают второе рождение. Парадоксально, что именно в наше стремительное время у большего числа жителей страны возникает желание заняться каким-либо видом художественно — творческой деятельности. При этом у людей появляется больше возможностей для проявления индивидуальных способностей для того, что бы сделать свою квартиру, свой дом, свою одежду привлекательной, удобной, неповторимой, неординарной и таким образом, духовно обогатить свою жизнь. Но данный процесс должен идти в тесной взаимосвязи с развитием нравственности, духовности, трудового образа жизни, готовности к профессиональному самоопределению [1, с. 6-9].

Художественная обработка материалов — один из самых древних и распространенных видов творчества. Еще несколько десятилетий назад секреты художественной обработки материалов передавались от матери к дочери. В настоящее время эта связь утрачена. Поэтому одной из задач образовательного учреждения является восстановление традиций, воспитание у девушек интереса к различным видам декоративно — прикладного творчества.

Ярким и неповторимым явлением культуры разных народов является такой вид художественного ремесла, как изготовление изделий из войлока. Богатые традиции российской культуры, мода на войлок в настоящее время, доступность и привлекательность материала, сравнительно простая технология изготовления, быстрота получения изделия — все это предпосылки для эффективного использования войлока при обучении школьников художественной обработке материалов.

Войлок: виды войлока и основы войлоковаляния

Войлок (от тюрк, ойлык — покров, покрывало) — прокладочный, тепло- и звукоизоляционный материал, получаемый валянием шерсти и меховых отходов или формированием и тепловой обработкой смеси минеральный ваты и связывающего вещества (например, битума).

Шерсть обладает уникальными свойствами. При определенной влажности, температуре и под механическими воздействиями волокна шерсти способны взаимодействовать друг с другом, переплетаться и сокращаться. Это происходит из-за чешуйчатой структуры волокон и их эластичности. Больше других подходит для валяния мериносовая шерсть, потому что очень тонкая, длинноволокнистая, волнистая, быстро и просто валяется. Известно, что шерсть в процессе обработки проходит несколько стадий: от руна, полученного после стрижки животных, до пряжи [11, с. 10 — 12]. Для ручного валяния применяется шерсть в мотке в виде гребенной ленты, в которой длинные волокна лежат ровно и параллельно, что позволяет отделять ровные клочки. В руне волокна шерсти зачесаны в одном направлении. Для того чтобы шерсть уваливалась легко и быстро, ее следует разделить пополам и уложить волокна в два слоя перпендикулярно друг другу. Руно, изготовленное иглопробивным методом, можно разрезать как ткань, что очень удобно. Шерстяные пряди — различного происхождения и цвета. Их легко окрашивать и уваливать. При использовании различных по длине, тонкости и происхождению волокон получают фетр или войлок. Фетр более однородный плотный материал, полученный из коротких и очень коротких высококачественных волокон шерсти, пуха. Обычно он одноцветный. Войлок же состоит из длинных шерстяных волокон, благодаря чему можно получить неожиданные эффекты по цвету, мягкости и фактуре. Чтобы ускорить процесс валяния, используется мыло. В щелочном (мыльном) растворе волокна разбухают быстрее, чем в простой воде [11, с. 14 — 17]. Поверхность шерсти становится жирной и скользкой. Это облегчает работу. Когда войлок начинает уплотняться, его продолжают обрабатывать и валять. Тогда он садится и становится еще плотнее. При валянии пушистая шерсть усаживается примерно на треть. Чем дольше обрабатывается шерсть, тем больше она усаживается, тем плотнее становится. Войлок готов, когда он на ощупь плотный и от него невозможно отделить волокна, поскольку произошло их взаимопроникновение. Если войлок недостаточно плотный, он размякнет и потеряет форму.

Нуно-войлок — это ткань-войлок. Слово «нуно» японского происхождения и означает «ткань». Шерсть хорошо уваливается в таких тканях, как шелк или трикотаж, сквозь которые легко проникают шерстяные волокна. Их выкладывают очень тонким слоем. Для этого подходят такие виды шелка, как понже 0,5, шифон, креп-жоржет, органза, тонкий хлопок, лен или трикотаж [11, с. 17].

Чем больше выкладывается шерсти, тем сильнее она при усадке стягивает ткань, возникают складки. Чем толще ткань, тем сильнее она стягивается.

Способы войлоковаляния:

·Способ растирания. Поверхность шерсти уваливается растиранием;

·Способ быстрого валяния. Этот способ подходит для создания узоров без четких контуров, например пятен, штрихов и т.д. Процесс валяния не контролируется, поэтому шерсть может смещаться. Лучше всего этот способ подходит для работы с тонким шелком (шифоном, креп — жоржетом и т.п.).

·Способ скатывания. Этот способ подходит для создания узоров с четкими контурами.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Таким образом, мы выяснили, что войлок является экологичным природным материалом. Он легок и удобен в применении. Существует несколько способов валяния войлока. Предметы из него активно используют не только в одежде и аксессуарах, но и в дизайне интерьера.

.2 Особенности методики преподавания художественной обработки материалов в 8 классе

Методика учебного предмета — теория обучения определенному учебному предмету. Объектом методики учебного предмета является процесс обучения той или иной учебной дисциплине, предметом — связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету. Изучая разные формы этого взаимодействия, методика разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Они находят свое конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в программах и учебниках по каждому учебному предмету, реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения.

При изучении раздела «Художественная обработка материалов. Изготовление изделий из войлока» рекомендуется применять словесные, наглядные, практические методы обучения [5, с. 62 — 66].

Словесные методы обучения:

Устное изложение (объяснение, рассказ, лекция).

Беседа.

Наглядные методы обучения:

Демонстрация наглядных пособий, применение информационных технологий.

Показ трудовых приемов.

Самостоятельные наблюдения учащихся.

Производственные экскурсии.

Практические методы обучения:

Упражнения по выполнению приемов, операций.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Самостоятельные работы.

Управление технологическими процессами.

Рассмотрим особенности каждого из методов. В трудовом обучении гораздо чаще используют разновидность рассказа — объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится общие правила безопасных приемов труда, санитарии, гигиены. Безопасные приемы работы с инструментами, горячими жидкостями. Лекция не только воздействует на воображение и чувства и стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизация излагаемого материала.

Рассказ, объяснение, лекция относятся к числу монологических методов обучения, при которых доминирует пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по отбору). При этом отсутствует «обратная связь», т.е. необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формирование умений и навыков. Поэтому более совершенным методом является беседа — метод обучения, при котором учитель использует имеющиеся знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию нового материала. А также осуществляет повторение и проверку пройденного [13, С. 41 — 42]. Однако следует иметь в виду, что вопросы, задаваемые во время беседы должны быть простыми, краткими, ясными, логическими, с доступной формулировкой. Каждый вопрос должен быть логически связан с предыдущим и со всей темой в целом. Например:

Что такое «войлок»?

Какой техники работы с войлоком вы знаете?

Как используют войлок в дизайне?

Самостоятельная работа учащихся с технической и учебной представляет собой метод обучения, основанный на слове, и является одним их важнейших средств, как познания, так и закрепления знаний.

Письменное инструктирование является разновидностью работы с технической документацией и применяется в первоначальные периоды обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточно знаний, умений, навыков в новой для себя области. Главное отличие письменной инструкции заключается в специально подготовленной графе самоконтроля, когда, выполнив указание о действии, учащийся может самостоятельно удостовериться в его правильности.

В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.

Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько рекомендаций, которыми следует руководствоваться:

информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;

организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

стараться, чтобы важнейшие особенности предметом производили на учащихся наиболее сильное впечатление;

позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

При разработке конспекта урока в разделе «Изготовление изделий из войлока» можно применить видео, на котором в течении 3- 4 минут мастер по войлоку делает какое-либо изделие.

Помимо видео, можно сделать плакаты по теме «Способы войлоковаляния».

Во время проведения занятий решается проблема развития творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в процессе использования войлока.

Использование народного декоративно-прикладного искусства, в частности войлочных промыслов, в процессе развития творческой активности школьников способствует воспитанию у них чувства патриотизма, любви к Родине, развитию национальной художественной культуры. Именно это важно сейчас, когда большое внимание уделяется национально — региональному компоненту, когда возрождение народного промыслового искусства становится государственной задачей.

Работая с учениками, нельзя забывать о том, что к каждому из них нужен индивидуальный подход. Следует обратить внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и особенностей детей в учебно-воспитательном процессе. Исходить из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать его природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Таким образом, при изучении раздела «Художественная обработка материалов. Изготовление изделий из войлока» рекомендуется применять словесные, наглядные, практические методы обучения. При комбинированном подходе, удается достичь максимального эффекта, так как в процессе урока учащихся удается заинтересовать вовлекая в беседу и демонстрируя готовые изделия.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

·художественная обработка материалов — один из самых древних и распространенных видов творчества;

·войлок — прокладочный, тепло- и звукоизоляционный материал, получаемый валянием шерсти и меховых отходов или формированием и тепловой обработкой смеси минеральный ваты и связывающего вещества;

·войлок отлично подходит для применения во время занятий по технологии. Он удобен в использовании, является натуральным природным материалом;

·работа с войлоком решает проблему развития творческих способностей учащихся;

·применение различных методик в процессе обучения позволяет учителю пробудить интерес к предмету.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2. Методические основы организации и проведения занятий по художественной обработке материалов

2.1 Анализ программы раздела «Художественная обработка материалов на примере валяния войлока»

В результате изучения программы «Художественная обработка материалов на примере валяния войлока» работа показала, что одним из наиболее эффективных путей развития творческой активности подростков является художественное творчество, опирающееся на национальные традиции, народное декоративно — прикладное искусство.

Предлагая учащимся на выбор виды изделий из войлока, материалы, свободу действия с ними, педагог, ничем не ограничивая самостоятельность учащихся, лишь помогал, поддерживал интерес к творчеству, показывал разнообразные возможности применения знаний. В процессе работы отлично видно то, как учащиеся увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа.

В результате проделанной работы увеличился запас эмоциональных переживаний подростков, пополнился опыт эстетической оценки произведений этнохудожественной культуры с точки зрения законов красоты и эстетического идеала [9, с. 89-92].

Знакомясь с различными видами народного декоративно — прикладного искусства, учащиеся усваивали определенные операции, приобретали навыки, связанные с народными промыслами. Выработали способность подходить творчески к выполнению различных трудовых действий, вносить в окружающую жизнь художественное начало.

Народное искусство, сущность и природа которого гуманны, связывает школьника с природой, культурой средой. Являясь частью духовной культуры, оно направленно на создание условий для полного проявления личных способностей каждого, для раскрытия его талантов и возможностей. Знание художественных ценностей, созданных народом, является действенным средством развития художественных способностей, активности, формирования личности.

Результаты приведенных данных свидетельствуют о том, что совершенствование содержания дисциплин эстетического цикла, реализация задач эстетического воспитания подростков путем введения в программу валяние войлока, дали положительные результаты [11, с. 37-39].

Гуманизация образования сочетает единый методологический подход и разнообразие путей и методов его реализации с учетом национальных и региональных особенностей. Духовное, нравственное, экологическое, экономическое развитие личности невозможно без усвоения корневой, синкретической народной культуры.

В целом декоративная деятельность в этом направлении определяется не только значимостью общения с произведениями народного искусства, но, что немаловажно, и с процессом создания нужных, утилитарных вещей. Умение изготовлять их очень важно для общего художественного развития учащихся, для воспитания здорового нравственного начала, уважения к труду и его продуктам. Овладение мастерством обработки различных материалов в процессе декоративной деятельности предполагает и развитие умственных способностей, фантазии, приобретение особого чувства материала, его декоративно — пластических и конструктивно — технологических особенностей.

Анализируя и обобщая положительный опыт, накопленный в методике организации декоративной деятельности учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства, необходимо отметить следующие моменты. Использование образцов народного искусства позволяют учащимся понять пластически выразительные особенности решения декоративных образов. Изучение спектра технологических возможностей одного материала позволяет использовать его в разных возрастных группах учащихся, способствует более широкому их применению и ознакомлению с богатейшими традициями народного искусства нашей многонациональной Родины. Оно способствует созданию игровых, проблемных ситуаций, требующих самостоятельного решения и проявления творческой инициативы, что в итоге формирует положительные качества личности.

Таким образом, подтвердилась возможность использования этнохудожественной культуры в эстетическом воспитании подростков, ее положительное влияние на процесс становления личности подростка в условиях изменения нравственно — ценностных ориентаций общества. Жизненность народной этической культуры подтвердилась ростом интереса к ней и уровнем воспитанности учащихся.

Сегодня школа в образовательно-воспитательном пространстве учреждение с четко обозначенными специфическими задачами в воспитании детей. И в школах складываются, развиваются воспитательные системы, отвечающие современным запросам общества, семьи, детей, конкретного социума.

Образовательная область «Технология» обеспечивает в системе общего образования формирование у школьников технологической компетентности, что связано с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, подготовке к решению практических задач [15, с. 87 — 89].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Итак, анализ программы раздела «Художественная обработка материалов на примере валяния войлока» показал несомненную пользу в воспитании учащихся. Школьники, знакомясь с различными видами народного декоративно — прикладного искусства, приобретают навыки, связанные с народными промыслами. У них вырабатывается способность творчески подходить к выполнению трудовых действий. Изучив данный раздел, в дальнейшем они будут вносить в окружающую действительность художественное начало.

2.2 Разработка урока на тему «Техника фильцевания войлока»

Сухое валяние с помощью специальной иглы называют фильцеванием (от немецкого filz — войлок, nadel — игла). В данной технике делают небольшие изделия — игрушки, украшения, различные объемные детали, а также декорируют одежду, создают рельеф. Шерсть плотно скручивается в нужную деталь и на губке валяется при помощи специальной иглы. Игла втыкается в шерсть и благодаря специальным насечкам на лезвии спутывает волокна, постепенно уплотняя их в нужную деталь.

В работе с детьми урок изготовления изделий из войлока — один из самых интересных видов работы на уроках технологии (Прил. 2). Ребёнок может активно познавать окружающий его мир и приобщаться к действительности через деятельность. Ведущая деятельность детей — игра. Она формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, является спутником детства. Игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности. А игрушка сопровождает ребёнка с первых дней его жизни и занимает в его мире особое место. Именно через игрушку ребёнок познаёт окружающий мир, всё его разнообразие. Кроме этого, игрушка является отражением социального развития общества, эпохи.

Специфика занятий на таком уроке позволяет развивать эстетическое мировоззрение и воспитывает художественный вкус у детей, дает возможность раскрыть начало профессиональной художественно — изобразительной деятельности. По средством данной методике учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно — прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества — искусством профессиональных художников.

История этого необыкновенного вида в декоративно — прикладном искусстве уходит в далекое прошлое. Валяние шерсти — самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Валять игрушки можно двумя способами — мокрым и сухим. Сухое валяние — уплотнение шерсти с помощью специальных игл. Мокрое валяние — валяние руками с помощью воды и мыла. Довольно простые приемы этого вида искусства позволяют прийти к ярким интересным результатам, и при этом доступны материалы, несложные инструменты. Основной материал — шерсть. С натуральной шерстью легко работать. Во-первых — это экологически чистый материал, во-вторых она приятная, теплая, мягкая и разноцветная, что очень понравится детям. Игрушка — спутник жизни ребенка, источник его радости.

Игрушка важна для развития личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Игрушка, несомненно, важна для ребенка, она помогает ребенку в формировании образа человека и самого себя, знакомит с окружающим миром, пробуждает мысль, будит фантазию, воспитывает чувства, она появилась не случайно, а развивалась постепенно как отдельная страница народного искусства, у которой есть свои традиции.

Любимые игрушки подолгу остаются частью жизни детей, даже если они в них уже не играют. Делая игрушки своими руками, ребенок приобретает трудовые и творческие навыки, развивает наблюдательность, терпение и воображение. С помощью игрушек можно разыгрывать различные сценки на злободневные темы, использовать их в качестве смешных помощников на занятиях, ставить различные спектакли и даже эстрадные номера. Также могут быть необычным и эффективным украшением интерьера, которое неизменно будет привлекать внимание гостей.

Проведение такого урока актуально, так как народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры

Урок направлен на возможность поделиться опытом педагога с учащимися с целью распространения современных форм и технологий работы с войлоком.

Задачи:

познакомить с технологией и приемами выполнения игрушек из шерсти;

раскрыть основные этапы выполнения валяной игрушки:

развитие фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

развитие эстетического мировоззрения, воспитание художественного вкуса;

развить понимание художественно — выразительных особенностей языка декоративно — прикладного искусства.

Урок рассчитан на обучение детей в возрасте 10 — 16 лет. Занятие носит групповой характер. Основной формой проведения занятия является урок смешанного типа (лекция, совмещенная с практической работой). Лекция проводится в начале изучения курса при знакомстве с новой техникой работы. В начале занятия проводится небольшая беседа, ее цель — настроить обучающихся на рабочий лад, напомнить основные задачи урока. Теоретическая часть сопровождается показом наглядного материала. По результатам занятия подводятся итоги. Выполненная работа анализируется, к обсуждению привлекаются обучающиеся, отмечаются положительные моменты, обобщаются ошибки.

Таким образом, проведение такого урока будет очень полезно и интересно для учащихся. Так как они не только осваивают новые навыки, но и видят результат в виде игрушки. Ребенок развивает терпение и воображение. Помимо игрушки, девочки учатся делать брошь, которая будет служить оригинальным украшением, а может быть и эффектной деталью интерьера.

1.Календарно — тематическое планирование создано таким образом, чтобы школьники были готовы к самостоятельной жизни. То есть умели готовить, максимально эффективно тратили деньги, могли создавать оригинальные украшения для дома и одежды.

2.Анализ программы раздела «Художественная обработка материалов на примере валяния войлока» показал, что данный раздел имеет важное значение. Он позволяет развить у учащихся навыки, связанные с народными промыслами.

.Разработка урока на тему «Техника фильцевания войлока» имеет несомненные плюсы. Школьники развивают такие черты характера, как терпение и внимательность. Полученные в результате предметы позволяют получить массу удовольствия от проделанной работы.

Заключение

Итак, изучение темы нашего исследования «Художественная обработка материалов на примере работы с войлоком» позволило сделать нижеперечисленные выводы.

Решая первую задачу исследования (раскрыть понятие художественной обработки материалов), мы выяснили, что художественная обработка материалов — один из самых древних и распространенных видов творчества. Если раньше секреты художественной обработки материалов передавались от матери к дочери, то сегодня данная связь несколько утратила свою суть. Поэтому именно в образовательном учреждении восстановление традиций, воспитание у девушек интереса к различным видам декоративно — прикладного творчества является одной из первостепенных задач обучения технологии.

Прокладочный, тепло- и звукоизоляционный материал войлок получается валянием шерсти и меховых отходов или формированием и тепловой обработкой смеси минеральный ваты и связывающего вещества.

В ходе изучения данного вопроса нам стало известно, что больше других подходит для валяния мериносовая шерсть, потому что очень тонкая, длинноволокнистая, волнистая, быстро и просто валяется. Шерсть в процессе обработки проходит несколько стадий: от руна, полученного после стрижки животных, до пряжи. Для ручного валяния применяется шерсть в мотке в виде гребенной ленты, в которой длинные волокна лежат ровно и параллельно, что позволяет отделять ровные клочки.

Решение второй задачи (проанализировать особенности методики преподавания раздела «Художественная обработка материалов») дало нам возможность выявить особенности методики преподавания данного раздела, которые состоят в следующем:

во время проведения занятий решается проблема развития творческих способностей учащихся средствами декоративно — прикладного искусства в процессе использования войлока. Использование народного декоративно — прикладного искусства, в частности войлочных промыслов, в процессе развития творческой активности школьников способствует воспитанию у них чувства патриотизма, любви к Родине, развитию национальной художественной культуры;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

войлок отлично подходит для применения во время занятий по технологии. Он удобен в использовании, является натуральным природным материалом;

работа с войлоком решает проблему развития творческих способностей учащихся. Применение различных методик в процессе обучения позволяет учителю пробудить интерес к предмету.

Проанализировав программу раздела «Художественная обработка материалов» (третья задача исследования), мы пришли к выводу, что разработанная программа содержит решение значимой научной задачи развития художественного творчества школьников при обучении художественной обработке материалов, на занятиях в образовательной области «Технология», а именно:

на основе историко-аналитического подхода, выявившего исторические корни и новые социально — экономические и социокультурные особенности введения художественной обработки материалов в учебно-воспитательный процесс, обоснован подход использования этого вида деятельности с целью развития творческих способностей учащихся;

спроектирована дидактическая система, способствующая развитию художественного творчества школьников, при обучении художественной обработке материалов в учреждениях разного типа, обоснованы взаимосвязь и содержание структурных элементов

разработан и реализован дидактический механизм целенаправленной регуляции учебной деятельности при обучении войлоковялению.

Разработать урок на тему «Техника фильцевания войлока» — так звучала пятая задача исследования. При решении данной задачи нами был разработан урок на вышеназванную тему.

В работе с детьми урок изготовления изделий из войлока — один из самых интересных видов работы на уроках технологии. Ведущая деятельность детей — игра. Игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности. Игрушка является отражением социального развития общества, эпохи.

Специфика занятий на таком уроке позволяет развивать эстетическое мировоззрение и воспитывает художественный вкус у детей, дает возможность раскрыть начало профессиональной художественно — изобразительной деятельности. Посредством данной методики учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное на занятиях по декоративно — прикладному искусству.

Итак, путем решения вышеперечисленных задач мы, на наш взгляд, достигли поставленную в начале работы цель исследования, заключающуюся в обосновании и разработке системы развития художественного творчества школьников в процессе обучения их художественной обработке материалов.

Список литературы

1.Алейников, А.Г. О креативной педагогике / А.Г. Алейников // Вестн. высш. шк. — 1999. — №12. — С. 7 — 14.

2.Алиева, А.Р. Формирование творческой активности учащихся во время урока / А.Р. Алиева. — М.: Академия, 2005. — 295 с.

.Алпатова, Н.А. Русское декоративное искусство / Н.А. Алпатов. — М.: Наука, 1999. — 124 с.;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.

.Банакина, Л.В. Материалы для лоскутного шитья / Л.В. Банакина // Школа и производство. — 2000. — №3. — С. 40 — 42

.Берулава, М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования / М.Н. Берулова // Педагогика. — 1994. — №5. — С. 33 — 36.

.Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестник Московского университета. — Сер. 14: Психология. — 1991. — №4. — С. 5 — 18.

.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М.: Академия, — 2004. — 143 с.

.Ерзенкова, Н.В. Свой дом украшу я сама / Н.В. Ерзенкова. — Минск: Белорусская наука, 1994. — 157 с.

.Красникова, Г. Все о войлоке и фильцевании: Практическое руководство / Г. Красникова. — М.: Агентство Дистрибьютор Прессы, 2010. — 42 с.

.Крутецкий, К.А. Психология обучения и воспитания школьников / К.А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1993. — 300 с.

.Лернер, И.Л. Методы обучения. Их классификация и применение / И.Л. Лернер. — М.: Академия, 1999. — 237 с.

.Максимова, М.В. Лоскутки / М.В. Максимова. — М.: Просвещение, 1998. — 159 с.

15.Мухина, В.О. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.О. Мухина. — М.: Академия, 2000. — 177 с.

.Народное искусство в нравственно — эстетическом воспитании школьников / сост. Н.И. Кучер, В.Я. Коровина. — М.: Просвещение, 1987. — 235 с.

17.Нестеренко, О.Н. Краткая энциклопедия дизайна / О.Н. Нестеренко. — М.: АГРАФ, 1994. — 228 с.

.Основы изобразительного искусства / Под ред. Н.М. Сокольниковой. — Обнинск: Титул, 2001. — 172 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

.Полная энциклопедия женских рукоделий. — М.: Дрофа, 1992. — 321 с.

.Технология / под ред. В.Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 2000. — 156 с.

.Тихонов, А.С. Программа образовательной области «Технология» / А.С. Тихонов. — М.: Просвещение, 1996. — 96 с.

.Чернякова, В.Н. Технология обработки ткани / В.Н. Черняков. — М.: Айрис — пресс, 2000. — 169 с.

.Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования / Т.Я. Шпикалова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1999. — 192 с.

.Энн Кок с. Вышивка шелковыми ленточкам / Энн Кок с. — М.: Парад, 2006. — 134 с.

.Якобсон, П.М. Технология художественного творчества / П.М. Якобсон. — М.: Знание, 1991. — 243 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

460

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке