Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Реконструкция исторического квартала крупного города»

Реставрационная деятельность призвана сохранять существующие исторические ценности. Это относится не только к памятникам, обнаруженным при археологических раскопках, но и к зданиям, прошедшим много этапов переделок и перестроек за весь период своего существования.

Курсовая работа с гарантией

Введение

Реставрационная деятельность призвана сохранять существующие исторические ценности. Это относится не только к памятникам, обнаруженным при археологических раскопках, но и к зданиям, прошедшим много этапов переделок и перестроек за весь период своего существования. Нет и не может быть никаких единых рецептов по реставрации памятников, но существует строгая система: подбора материалов, исследования памятников в натуре, обоснования принятых проектных решений и контроля в процессе восстановительных работ. Знание основ научной методики реставрации памятников архитектуры сегодня является обязательным для всех соприкасающихся с созидательной деятельностью. Без этих знаний не может быть успешно решен комплекс вопросов охраны природы, исторических ценностей, создания условий для преемственности развития культуры, эстетического и патриотического воспитания.

На памятниках архитектуры могут производиться такие виды работ как реставрация, реновация и ревитализация. В последние годы к ним добавилось воссоздание разрушенных объектов с максимальным приближением к оригиналу, называемое реституцией. Реставрация, наряду с элементами консервации и ремонта, предусматривает изменение существующего вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств, а также исключение более поздних, малоценных архитектурно-планировочных наслоений, пристроек и надстроек. Реставрация может быть фрагментарной и целостной. При этом последняя отличается от фрагментарной реставрации не масштабом производимых работ, а целью — восстановлением памятника в его изначальном состоянии. В таком случае проблема ценности и сохранности более поздних наслоений решается иначе, чем при фрагментарной реставрации, и определяется, прежде всего, датировкой этих наслоений по отношению ко времени, на которое воссоздается памятник. Здесь можно усматривать некоторое сходство между целостной реставрацией, которая не всегда обладает исчерпывающей документацией, и в отдельных случаях предусматривает привлечение архитектурных аналогов, и реституцией, хотя реституция должна применяться в исключительных случаях, когда с утратой отдельного здания или комплекса нарушилась общая градостроительная ситуация.

1.Реновация, реставрация и ревитализация. (понятия)

реставрация реновация город

Ревитализа́ция (от лат. re — возобновляемое действие, vita — жизнь, как «возвращение к жизни») — термин, который используется в научно-практической деятельности для обозначения процессов воссоздания, оживления и восстановления городского пространства.

Основной принцип ревитализации заключается в раскрытии новых возможностей старых форм, с учетом их современных функций.

В процессе ревитализации используется комплексный подход с целью сохранения самобытности, аутентичности, идентичности и исторических ресурсов городской среды.

Большой популярностью в современном мире пользуется ревитализация существующих промышленных комплексов, находящихся в черте города, что связано с противоречиями между потребностями общества и сложившейся структурой городской среды. В таких случаях ревитализация рассматривается как реконструкция промышленной архитектуры с изменением её функций. Например, переоборудование промышленных зданий под жилищное помещение — лофт (от англ.loft — чердак). Степень изменения городской среды в процессе ревитализации зависит от степени ценности историко-культурных объектов.

Задачей по ревитализации является социализация пространства, разработка элементов инфраструктуры упорядочивающих туризм и научную деятельность, развитие промышленности, забота об экологии и как следствие — привлечение инвестиций. Наибольшее внимание уделяется развитию туристической инфраструктуры.

Реставрация — процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьезные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII-XVIII веках.

Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации-восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации-сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.

Как самостоятельная дисциплина научная реставрация памятников искусства зарождается в середине XIX века внутри модели христианского мировоззрения, в котором «время оценивается как направленный процесс, имеющий начало и конец, прошлое и будущее. Отсюда вытекает возможность безвозвратной утраты тех ценностей, которые формируют основы культуры, а значит и требования к их безусловному сохранению».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Реновации архитектурных объектов это восстановление утраченных исторических деталей и изделий основывается на исторических чертежах, фотографиях и рисунках.

Первой и основной задачей при реставрации памятников архитектуры является усиление оснований и фундаментов: перекладка существующих и подведение новых фундаментов, устройство обойм для усиления кладки фундаментов и уменьшения давления от здания на грунт основания, устройство рядом с уже существующими разнообразных по конструкции свайных фундаментов и усиление оснований и фундаментов буроинъекционными сваями. Также первоочередными работами при реставрации памятников архитектуры являются работы по устройству гидроизоляции стен.

Отдельный раздел технологии проведения реставрационных работ посвящен консервации и реставрации поверхности кирпичной кладки, которая находится под влиянием агрессивных внешних факторов и может разрушаться. Может происходить крошение и откалывание кирпича, выпадение его отдельных кусков, появление трещин, высолов на внешней поверхности кирпича. Как правило, под воздействием внешних факторов разрушаются отдельные кирпичи: деструктируются грани, поверхность покрывается трещинами и углублениями. В подобных случаях возможно два варианта восстановления лицевой поверхности кирпичной кладки: замена разрушенных участков или дополнение утраченных участков специальными растворами. Рациональность того или иного метода определяется в каждом конкретном случае: если кирпич разрушен меньше чем наполовину вглубь, целесообразно дополнять места утрат раствором, если больше половины — заменять разрушенные участки новой кладкой. Если кирпич выветрился, а раствор в швах сохранился и выступает наружу, утраченные места также заполняют специальным раствором. Дополнение кирпичной кладки выполняется новым кирпичом, который по своим свойствам близок к первоначальному. Раствор кладки также должен приближаться по своему составу к первоначальному.

Немало проблем при реставрации памятников связано с утратой основаниями и фундаментами полностью или частично своих несущих способностей. Подобные проблемы возникали и при проведении ремонтных работ в минувших веках. Сегодня, чаще всего стены подвалов зданий дополняют новой кирпичной кладкой, в наружных стенах подвалов устраивается вентиляция для улучшения влажностно — теплового режима, также старые фундаменты зданий усиляют вдавливаемыми сваями большой длины, обеспечивая тем самым совместную работу и старых фундаментов, и свай. Дефектные участки кирпичной кладки стен подвала и наземных этажей заменяют новой кладкой, трещины в кладке инвестируют раствором. В каждом конкретном случае после детального обследования состояния всех элементов и конструкций зданий разрабатывается ряд ремонтно-реставрационных мероприятий.

Фиксация памятника играет очень большую роль в процессе подготовки его к реставрации. Она направлена на решение нескольких очень важных задач. Прежде всего, фиксация призвана дать по возможности исчерпывающее представление о памятнике в том его состоянии, которое он имеет в момент проведения исследования. Реставрация всегда вносит в памятник те или иные изменения, и его исторически сложившийся, ставший привычным облик оказывается утраченным безвозвратно. Только данные фиксации позволят впоследствии судить о том, что представляло из себя сооружение прежде, а соответственно и о том, что в ходе реставрации удалено или дополнено. Останется возможность судить и о степени технической сохранности конструкций в определенный момент, что важно будет в дальнейшем при решении вопросов сохранения памятника. Наряду с этим материалы фиксации, в основном обмерной, необходимы в ходе разработки проекта реставрации как исходная подоснова для реставрационных чертежей, а также для определения физических размеров памятника при расчетах объемов и стоимости необходимых работ по исследованию и реставрации]. Фиксация памятника, в частности следов переделок, проведенных раскрытий, позволяет также представить документальные основания для проекта реставрации, без которых невозможны его научная апробация и утверждение. Наконец, следует подчеркнуть, что сам процесс фиксации никоим образом не представляет собой узкотехническую процедуру, а становится неотъемлемой и важной частью изучения памятника. На этой стадии выявляются многие его особенности, дающие основания для предварительных выводов и позволяющие целенаправленно вести дальнейшее исследование: различия в архитектурно-конструктивном решении разных его частей, в строительной технике и материалах, несовпадения уровней и т.п. Производится своего рода инвентаризация сохранившихся декоративных элементов. Колористика и пластика всегда являлись важнейшими средствами средового проектирования. Особую значимость эти средства получают в условиях реконструкции исторических районов города, архитектурных комплексов, сформировавшихся в течении длительного времени, районов.

. Политика реновации в Западной Европе

Восстановление разрушенных европейских городов происходило в определенной хронологической последовательности. Прежде всего нужно было возродить пути и средства сообщения; восстановить электростанции, водопровод, канализацию и связь; наладить производство продуктов первой необходимости и дать возвращавшемуся населению хоть сколько-нибудь удовлетворительный кров и работу. В особенно пострадавших городах одним из первоочередных мероприятий была разборка руин, занявшая рабочие руки на многие месяцы, а в некоторых случаях и на целые годы (Так, например, в Штутгарте за пределы города было вывезено около 5 млн. м3 щебня. Но если к этому присоединить утилизированные на месте обломки зданий, а также несгоревшие руины деревянных фахверковых домов, то эту цифру нужно будет удвоить. Фактически разборка завалов в некоторых немецких городах затянулась до 1947-1949 гг). Но по мере того как укреплялось городское хозяйство, стало разворачиваться архитектурное и планировочное проектирование. Жилищное строительство преодолело стадию времянок и постепенно перешло к малоэтажной, а затем и многоэтажной застройке, которая начала заполнять освобожденные от щебня пепелища в соответствии с проектами планировки городов. Одновременно с жилыми кварталами восстанавливались разрушенные заводы и, наконец, примерно через пять — семь лет после окончания войны архитекторы подошли к возведению капитальных общественных зданий.

Историческая справка

Исторические кварталы Воронежа определяют уникальность нашего города. Здесь находится большое количество памятников архитектуры, да и сама планировка улиц представляет историческую ценность. Но, к сожалению, многие здания в этих районах нуждаются в ремонте и реставрации.

Гарденинский историко-культурный комплекс

Квартал в границах улиц: 20-лет ВЛКСМ, Большая Манежная, Летчика Замкина и Фабричный переулок, — настоящий архитектурный заповедник, комплекс с богатой историей, истоки которой восходят ко временам кипучей деятельности Петра Великого.

Тогда наряду с кораблестроением и особенно после завершения этого периода важную роль в изменении внешнего облика Воронежа сыграло суконное производство, получившее в наших краях широкое распространение.

Непосредственное отношение к той эпохе имеет целый комплекс жилых и производственных зданий купцов-фабрикантов Гардениных, построенный во второй четверти XVIII века, и частично сохранившийся в современной планировочной структуре города. Сейчас, в пределах одного квартала, недалеко друг от друга, расположены: «дом Гарденина», Тихвино-Онуфриевская церковь и два здания бывших суконных цехов.

Когда Петр I строил в Воронеже флот, население города сильно увеличилось (прибывали матросы, корабельные мастера) и часть посадских людей и купцов тогда переселили к северу от города. Примерно через 10 лет строительство было перенесено в Тавров и численность жителей сократилась. Тогда выселенные из города купцы приобрели у государства суконную фабрику, поделили ее и основали мануфактуры. Потап Гарденин развернул строительство у Беломестной слободы (на «белом» месте селились освобожденные от налогов несшие воинскую службу казаки).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Придельный алтарь назван в честь преподобного отца Онуфрия Великого. В 1735 году рядом с домом на деньги П. Гарденина, было начато строительство каменной церкви, получившей название Тихвино-Онуфриевской (Фабричный переулок, 8). Храм достроили лишь в 1746 году. Первоначально он был двухэтажным с деревянным приделом наверху. По разным причинам она неоднократно перестраивалась и лишь колокольня сохранила чистоту стиля барокко. Церковь живописно расположилась в центре усадьбы Гардениных, на обрыве, и хорошо видна со стороны реки.

Тихвино-Онуфриевская церковь о второй половине XVIII века служила семейным храмом богатого рода фабрикантов Гардениных. В 1735 году была заложена церковь, освященная в 1741 г. С трех сторон церкви было отмежевано более чем по 20 аршин под кладбище, где хоронили только членов семьи Гардениных и местных священников. После 1772 года это была единственная в городе приходская церковь, возле которой разрешалось хоронить мирян.

В годы гражданской войны (кон. 1919 — нач. 1920) на территории Тихвино-Онуфриевской церкви размещался концлагерь. Но в том же 1920-м году церковь все-таки снова стала действующей.

До 1932 года, когда храм отдали под производственные нужды, разобрав при этом двухъярусную колокольню.

Нашла вот такие сведения: «В 1927 году в Воронеже была образована артель «Универтруд». Организатором производства был бывший хозяин одного из стекольных заводов Подмосковного Клина, который впоследствии был репрессирован. Артель просуществовала до 1941 г. После войны работа возобновилась и Руководством Совнархоза принято решение о выделении производства стеклянных елочных украшений в отдельное предприятие — «Воронежская артель 4-ая пятилетка», которая в 1960 году была реорганизована в фабрику «Игрушки». Главное производство фабрики — цех по выпуску стеклянных елочных украшений размещался в помещении церкви в Фабричном переулке». До начала 1980-х годов в церкви находилась фабрика «Игрушка».

Проект восстановления церкви был выполнен в 1978 году и предусматривал строительство колокольни на сохранившемся первом ярусе. Над трапезной к середине 1980-х годов появилась кровля, восстановленный купол увенчал кованый крест. А в октябре 1990 года Тихвино-Онуфриевская церковь с прилегающим участком и постройками была возвращена епархии.

Благодаря купцу Потапу Никитичу Гарденину (1689-1746), крупному фабриканту по производству сукна, в Фабричном переулке сложился целый комплекс построек. Это жилые дома, суконные мануфактуры, одна из которых известна под названием «Ноева ковчега» — с конца 1880-х под его крышей собирались члены кружков, партий разных течений и направлений (ул. 20-летия ВЛКСМ, 37), а другая — как музей «Арсенал» . К началу XX века в одной из фабрик расположились военные казармы, вторая стала жилым домом, а гарденинский особняк отошел городскому ведомству.

К табличке на доме №10 хочется добавить: «…а с приходом к власти капиталистов здание совсем развалилось».

Бросается в глаза табличка об исторической ценности здания, виднеющаяся сквозь густые заросли. Это — дом №12 усадьбы Гарденина (основной жилой дом).

Строительство дома Потапа Гарденина (Фабричный переулок, 12) было начато, вероятно, в конце 20-х — начале 30-х гг. XVIII в. Первоначально здание представляло собой скромное по размерам двухэтажное, прямоугольное в плане строение. После перестройки примерно в 1762 году дом приобрел привычный для нас облик: П-образный в плане, с двумя ризалитами, фронтоны которых имеют красивый выгиб в центральной части, что характерно для стиля барокко, в котором в целом выдержана архитектура дома. Из числа жилых зданий Воронежа дом купца-фабриканта — старейший.

Следующий памятник Гарденинского комплекса — это сильно вытянутое с севера на юг здание (Фабричный переулок, 10) между Тихвино-Онуфриевской церковью и домом П. Гарденина. Изучение архивов позволяет сделать вывод, что это здание может поспорить с домом №12 за звание «старейшего жилого» в Воронеже. На плане города (около 1750 г.) он показан как жилой дом сына П. Гарденина. В это время дом — небольшое Г-образное сооружение. В начале XIX в. участком, обособившимся от мануфактуры, владеет семья дворянина Т.С. Бородина, а с 1837 г. — купец, городской голова И.М. Нижегородцев. Он сдавал дом под постой кантонистов. В этот период здание приобретает нынешние размеры и форму плана: разрастается в длину, а крыло, обращенное к церкви, разбирается. С 1858 г. дом занимала арестантская полурота, отсюда и название — Полуротка. В конце XIX — начале XX в. здесь размещалось арестантское исправительное отделение гражданского ведомства. В части здания, выходящей на переулок, была освящена в 1897 г. домовая церковь во имя св. Митрофана. В облике дома сочетаются элементы барокко и доминирующие черты классицизма, заметны следы нескольких перестроек. В настоящее время здание расселено и продолжает стремительно разрушаться.

Еще одно уцелевшее здание Гарденинского комплекса — двухэтажный цех суконной мануфактуры, известный как «Арсенал» (ул. Степана Разина, 43). Точная дата постройки не установлена, но возводилось оно примерно в одно время с церковью, с 1735 по 1746 гг. Однако от храма здание «Арсенала» отличается простотой и строгостью форм, что больше соответствует стилистике петровской архитектуры. В XIX в. потомки П. Гарденина продали здание городу, и в нем расположился склад военного снаряжения — «Арсенал», а к фасаду был пристроен мощный портик со знаменитым барельефом. Это здание — единственный в городе хорошо сохранившийся памятник промышленной архитектуры XVII в.

В целом архитектура зданий всего комплекса отличалась лаконичностью объемов, простотой типичной для своего времени. Все сооржения имеют общие детали: фасады ритмично расчленяются раскрепованными по углам пилястрами и завершаются массивными многоярусными карнизами.

Сейчас Гарденинский историко-архитектурный комплекс является по существу единственным сохранившимся фрагментом дорегулярной планировки и застройки города

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Последний раз реставрировался в конце 40-х. Выглядит так, будто развалится немедленно. Но в окружении осенних деревьев разруха предстает милой запущенностью и навевает приятную грусть. Впрочем, скорее всего, жильцы этой достопримечательности придерживаются другого мнения и предпочли бы менее знаменитую, но более современную постройку лучшего города.

.Реставрация исторического центра в городе Самара

Практическое значение реставрации хорошо видно на примере исторического центра в городе Самара. Главный архитектор Самары Виталий Стадников совместно с рабочей группой, в которую вошли кандидат архитектуры, профессор, зав кафедрой ИП СГАСУ С.А. Малахов, кандидат архитектуры, доцент Е. Репина и ряд других архитекторов разработали пилотный проект «бесконфликтной» реконструкции исторического центра Самары на примере 79 квартала. Это один из «типовых» самарских кварталов, обладающих всеми характеристиками, свойственными исторической части города: по периметру квартала вдоль красных линий расположены 2-3 этажные каменные и деревянные дома, построенные в конце ХIХ века. В глубине кварталов находится, в основном, ветхий фонд и самострой. Имеется 6 памятников архитектуры регионального значения. Общее число проживающих людей по предварительным данным составляет 300 человек. Квартал представляет собой прямоугольник 250Х125м, рассеченный на дворовые территории продольными и поперечными брандмауэрами. До революции каждый двор являлся независимым домовладением. После революции дворы превратились в коммунальное пространство, что обусловило их деградацию. Однако несмотря на все разрушения «самарский двор» и сегодня является носителем своеобразного градостроительного кода и образа жизни.

Предложенная методика «бесконфликтной» реконструкции основана на принципе сохранения максимального количества исторических параметров: границ участков, этажности, архитектурного языка.

Сложившийся современный метод реконструкции. Полная потеря изначальной структуры квартала, микрорайонный подход к застройке

Зоны интересов и ответственности собственников домовладений размыты, неизбежно образование спорных и хозяйственно неосвоенных территорий.

Предлагаемый метод бесконфликтной реновации:

застройка участков в восстановленных участках домовладений

Зоны интересов и ответственности домовладений четко определены самой структурой застройкиНезависимое инженерное обеспечение каждого домовладения, качественное частное благоустройство и озеленение

Отсутствие холостых проездов, независимые частые автостоянки, строгий контроль

Заключение

В результате реновации должна быть восстановлена способность исторической среды к саморазвитию, повышена привлекательность данной территории для проживания, ведения бизнеса и посещения гостями города. В ходе реновации предусматривается проведение реконструкции и ремонта памятников архитектуры, а также ценной застройки. Будут построены новые квадратные метры жилья и организовано новое общественное пространство. В целом комплексная программа по реновации исторического центра Самары предполагает возведение порядка 1,5 млн. кв.м. жилья и площадей общественного назначения. Высота вновь строящихся зданий не должна превысить 4-5 этажей.

Реставрация памятников истории — восстановление ценных в историко-мемориальном значении зданий и сооружений, даже, если они не являются памятниками архитектуры. Базируются на тех же принципах, что и реставрация памятников архитектуры.

Работы по реставрации зданий и сооружений требует особых знаний и подготовки специалистов. Особенно, если речь идет о памятниках архитектуры. Ведь в каждом частном случае решается крайне противоречивая задача. С одной стороны, необходимо максимально бережно и деликатно реставрировать или даже восстановить объект, точно попав в контекст той эпохи, когда он был создан первоначально. С другой стороны, нужно «подарить» данному объекту «вторую жизнь», инвестиционную привлекательность — и это требование любого заказчика: будь то государство или частное лицо. Реставрация осложняются общей «усталостью» фундаментов и конструкций старых зданий — работы по их замене и укреплению требуют высочайшего профессионализма. То же самое справедливо и для работ по перепланировке помещений, ремонтно-отделочных работ.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Список использованной литературы

1.Сосновский, В. А. Планировка городов. учеб. пособие для архит. и строит. спец. вузов /

2.Крашенинников А.В. жилые кварталы Учеб. пособие

4. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003.

.Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2008. Том VIII.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1193

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке