Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Роль государства в рыночной экономике»

Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства.

Содержание

Введение

Глава 1. История эволюции представлений о роли государства в экономике

Глава 2. Теоретико-методологические аспекты роли государства в рыночной экономике

2.1 Причины и сущность участия государства в рыночной экономике

2.2 Сущность экономической политики государства

2.3 Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики

Глава 3. Методы государственного регулирования рыночной экономики

3.1 Требования к методам регулирования экономики

3.2 Воздействие на рыночный механизм

Глава 4. Государственное регулирование экономики на примере Свердловской области

Глава 5. Основные итоги социально-экономического развития России за 2015 г.

5.1 Анализ основных макроэкономических показателей России за 2012-2015 гг.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

5.2 Основные итоги социально-экономического развития Свердловской области за 2015 год

5.3 Основные итоги социально-экономического развития Белоярского городского округа за 2014-2015 годы

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть одно из определений рынка.

Управляющей системой рыночного механизма является свободная конкуренция. Но в некоторых случаях сил одной конкуренции недостаточно для синхронизации всех рыночных процессов. Возникающий дисбаланс расшатывает саморегулирующий механизм (примером может служить «Великая депрессия» 30-х годов), и если не устранены причины сбоя, рынок терпит крах, или, выражаясь экономическими терминами, фиаско.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Проблема государственного вмешательства в экономику является, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.

государственное регулирование рыночная экономика

Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов — от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства

Цели исследования состоят в изучении роли и функций государства в экономике.

В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:

рассмотреть причины государственного вмешательства в рыночную экономику;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

дать понятие и сущность государственной экономической политики

определить объекты, цели, функции и цели государственного регулирования экономики;

рассмотреть тенденции экономико-политического развития России в 2015 году;

провести анализ динамики ВВП в России;

Методы исследования:

обработка, анализ научных источников;

анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме

Объект исследования — механизмы государственного регулирования в экономике.

Предмет исследования — роль государства в рыночной экономике

При написании работы широко использовались ряд учебных пособий по экономике; множество периодических изданий, предоставляющих аналитические материалы и данные; а также информационные ресурсы сети Интернет.

Глава 1. История эволюции представлений о роли государства в экономике

Меркантилисты. История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны — количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Классическая. теория Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил» (принцип «laissez faire») создает гармоничное. устройство».

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как. его. самого,. так. и. общества. в. целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Кейнсианская. теория В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной» так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов — перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров — не эластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются: — высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет; — создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; — широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня. занятости.

Неоклассическая. теория Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого — использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства. Главные преграды на этом пути — высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности. Следующий комплекс мер — реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др. Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

Глава 2. Теоретико-методологические аспекты роли государства в рыночной экономике

2.1 Причины и сущность участия государства в рыночной экономике

«Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории человечества. Ведь это — «рынок покупателя», в котором производитель утрачивает диктаторский статус. Если мы осознаем всю значимость перехода приоритета к потребителю, (то есть, от продавца к покупателю), то нам станет, ясна и необходимость характеристики новой ступени экономической истории общества только как «рыночной» экономики.

Избавляя общество от дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы.

К первой, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т.п. Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. Совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.

Вторая проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами», которые могут влиять на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты.

Ликвидация негативных внешних эффектов возможна и путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя.

Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия от рыночных процессов, проявляющейся во внешних эффектах.

Наконец, третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Роль государства в этой сфере отношений сводится вовсе не к тому, чтобы любой ценой обеспечить «полную занятость». Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью трансфертов (социальных выплат) людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п.

Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, не сулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом, и многое другое.

Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации, а с другой стороны, у него есть недостатки, которые должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2.2 Сущность экономической политики государства

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Таким образом, экономическая политика — это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.

Экономическая политика реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.

2.3 Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики

Объекты государственного регулирования экономики — это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики:

экономический цикл;

секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;

условия накопления капитала;

занятость;

денежное обращение;

платёжный баланс;

цены;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

условия конкуренции;

социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

подготовка и переподготовка кадров;

окружающая среда;

внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы — хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами — условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами. Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели — блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Как правило, государство корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства:

а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;

б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.

А теперь рассмотрим эти функции подробнее.

). Стимулирование сбалансированного экономического роста

Одна из важнейших функций — стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем, государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность. ) Обеспечение занятости

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д. ) Регулирование цен

В сферу деятельности государства входит и этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы. ) Создание правовой основы

Одной из основных функций государства является создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы. Например, в США действует Комиссия по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по контролю над качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств и т.п. ) Распределение ресурсов

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем, если бы оно само занималось инвестированием проектов.

Можно выделить социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения.

Система сбыта регулируется через государственные закупки и через потребительский кредит, который довольно широко развит в рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

) Регулирование рынка труда

Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.

) Обеспечение социальной защиты

Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.

Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

) Сохранение и улучшение окружающей среды

В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

) Региональная политика

Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

) Реализация национальных интересов

Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.

К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.

В последнее время появилась тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества — ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

Ни одна из всех вышеперечисленных функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.

Но следует помнить, что, если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, — продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление ее от чрезмерной государственной активности.

) Основные направления экономической деятельности государства

Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются: Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.

3.1 Требования к методам регулирования экономики

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет следующие требования:

Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т.д.), всеобщий административный контроль над ценами и т.п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

Во-вторых, влиять на рынок в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

3.2 Воздействие на рыночный механизм

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:

) свои расходы,

) налогообложение,

) регулирование,

Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение. Существенный элемент расходов — трансфертные платежи. Сюда относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн. Но возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко — и низко доходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. В США, например, налоги составляют около 1/3 всей стоимости производимых товаров и услуг в течение года. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Однако возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики. способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осущестляется в различных формах — законодательной, налоговой кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен. Примером законодательной формы регулирования является антимонопольное законодательство. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5-10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам. Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.

Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольна весома. Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются [13]:

. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.

Глава 4. Государственное регулирование экономики на примере Свердловской области

Министерство экономики является исполнительным органов государственной власти Свердловской области, осуществляющим следующие функции:

разработка региональной политики

нормативно-правовое регулирование в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития

разработка стратегии социально-экономического развития.

Цели министерства экономики:

Социально-экономического развитие

Эффективность государственных инвестиций.

Единая государственная экономическая и социально-трудовая политика.

Человеческий капитал; качество жизни населения.

Программы по приоритетным национальным проектам.

Развитие и совершенствование межбюджетных отношений, системы налогообложения и финансовой инфраструктуры.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Эффективность деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Главным документом определяющим стратегию и инструменты для экономического развития на ближайшие годы является государственная программа Свердловской области «Совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области до 2020 года», включающая в себя 28 программ (см. приложение 1), утвержденная постановлением Правительства Свердловской области постановлением от 25.12.2014г. №1209-ПП. Настоящая государственная программа разработана в соответствии с основными стратегическими документами, определяющими экономическую политику Свердловской области:

1) Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

) Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года;

) Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р (далее — Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года);

Общие объемы доходов и расходов областного бюджета

Объем доходов бюджета 1) 174644657,6 тысяч рублей на 2015 год;

) 175949874,5 тысяч рублей на 2016 год;

Объем расходов бюджета 1) 203559374,0 тысяч рублей на 2015 год;

) 198725567,8 тысяч рублей, в том числе общий объем условно утвержденных расходов — 4618088,0 тысяч рублей, на 2016 год;

Дефицит областного бюджета 1) 28914716,4 тысяч рублей на 2015 год;

) 22775693,3 тысяч рублей на 2016 год;

Регулирование в экономике Свердловской области по основным направлениям:

В рамках активизации экономического роста из Федерального бюджета и бюджета Свердловской области были выделены денежные средства на следующие мероприятия:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

3 000 млн. руб. на реализацию проектов по импортозамещению;

,6 млн. руб. на обеспечение доступности кредитов для предприятий (увеличение гарантийного фонда);

,0 млн. руб. субсидии на модернизацию производства товаров;

,7 млн. руб. на продвижение продукции предприятий области;

,9 млн. руб. на увеличение фонда микрофинансирования (для обеспечения доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства);

,8 млн. руб. предоставлено грантов начинающим субъектам малого предпринимательства;

821,71 млн. руб. на поддержку сельского хозяйства на условиях софинансирования;

,157 млн. руб. на строительство объектов коммунальной инфраструктуры земельных участков, предназначенных для массового жилищного строительства;

,876 млн. руб. на строительство объектов коммунальной инфраструктуры земельных участков находящихся в государственной собственности и предоставленных однократно бесплатно гражданам в собственность для ИЖС;

562,0169 млн. руб. субсидии на реконструкцию и строительство объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований;

,2569 млн. руб. субсидии на реализацию проектов по развитию газификации населенных пунктов городского типа;

,9742 млн. руб. субсидии на капитальный ремонт многоквартирных домов находящихся на территории Свердловской области;

,2184 млн. руб. субсидии фонду «Региональный фонд содействия капитальному ремонту в многоквартирных домах Свердловской области» на обеспечение деятельности;

,000 млн. руб. на социальные выплаты гражданам, признанным безработными. Обеспечения занятости на территории Свердловской области регулируется законом о Свердловской области от 25.03.2013г. №23-ОЗ «О содействии занятости населения в Свердловской области».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Для реализации полномочий в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) в Свердловской области создан исполнительный орган государственной власти Свердловской области — Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее — РЭК Свердловской области), которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 13.10.2010 N 1067-УГ «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области» (далее — Положение). Одной из основных характеристик сферы государственного регулирования цен (тарифов) в Свердловской области является то, что функции по регулированию тарифов и установлению нормативов потребления коммунальных услуг реализуются в Свердловской области единственным регулятором — РЭК Свердловской области.

Государственные полномочия по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) распространяются на сферы электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Кроме этого РЭК Свердловской области устанавливает розничные цены на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при школах, средних специальных и высших учебных заведениях, согласно перечню полномочий РЭК Свердловской области, указанному в Положении.

Регулирование предпринимательской деятельности.

В 2015 году все действующие на территории региона управляющие организации должны были получить лицензию для осуществления своей деятельности до 1 мая. Такое изменение утверждено Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

Охрана окружающей среды

Главный исполнительный орган в сфере защиты окружающей среды — Министерство природных ресурсов и экологии. Главными нормативно-правовыми актами в сфере охраны окружающей среды являются: закон Свердловской области от 20 марта 2006 года N 12-ОЗ «Об охране окружающей среды на территории Свердловской области», Постановление Правительства Свердловской области от 25.06.2010 N 974-ПП «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года».01 января 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и другие законы в сфере экологии, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ.

Планируется поэтапное реформирование системы государственного учета, нормирования и контроля за объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.

Такие объекты, в зависимости от уровня негативного воздействия, подразделяются на 4 категории: к I категории относятся объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду; ко II категории — умеренное негативное воздействие, к III категории — незначительное и к IV — минимальное негативное воздействие.

В зависимости от категории объекта, новым законом определены обязанности хозяйствующих субъектов по нормированию допустимых выбросов и сбросов, внесению отчетности и платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Глава 5. Основные итоги социально-экономического развития России за 2015 г.

5.1 Анализ основных макроэкономических показателей России за 2012-2015 гг.

Анализ социально-экономического развития России за 2015 год показывает, что экономический спад продолжается. Уже в 2013 году российская экономика вступила в стагнацию, что проявилось в замедлении экономического роста, падении инвестиций в основной капитал и практически нулевом уровне промышленного производства (в 2013 г. он составил 0,4%, в секторе обрабатывающей промышленности падение на 1,1%). Введенные санкции только ускорили переход от стагнации к рецессии, которая в 2015 году стала неминуемой. Проверочная оценка такова. Экспорт составлял около 30% ВВП до спада. Его падение в мае 2015 г. минус 44%. Значит эффект в ВВП при неизменных остальных компонентах (что завышено с точки зрения позитивности оценки) составит более 10%. Все это говорит о том, что эффект спада будет больше, чем в кризисные 2008-09 гг. и очень вероятно составит двузначную цифру. Линейная пролонгация темпов прироста ВВП указывает на то, что сокращение темпов прироста ВВП — это закономерный результат постоянно идущего процесса деградации экономики, а не кратковременное отклонение, как это было в 2009 году. Оно является следствием накопившихся проблем в экономике. Прежде всего, это упорно поддерживаемый Центробанком РФ искусственный дефицит ликвидности. При отсутствии длинных денег, инвестиций в основной капитал, роста платежеспособного спроса, прежде всего инвестиционного, а затем уже потребительского, преодолеть структурные и валовые проблемы роста не представляется возможным. К этому стоит добавить, что вероятность продления санкций в 2016 года крайне высока. Без государственного вмешательства экономика самостоятельно восстановиться не сможет. Но государственная политика показывает сворачивание интервенций.

Прирост объема ВВП России за 2012 г. замедлился и составил 3,4% против 4,3% в 2011 году. В целом в 2013 году динамика экономического роста резко замедлилась. По предварительной оценке Росстата, рост ВВП составил 1,3% против 3,4% в 2012 году. Со стороны производства это замедление, прежде всего, было связано с динамикой промышленного производства, оптовой и розничной торговли, строительства, операций с недвижимым имуществом и чистых налогов на продукты Потребительская модель поведения домашних хозяйств к концу года складывалась под влиянием внешнеторговых ограничений и девальвации национальной валюты. Население скупало импортные товары, создавая ажиотаж на рынке. В конце года наблюдался бум продаж на рынке товаров длительного пользования, особенно бытовой и компьютерной техники. ВВП страны в 2015 году оказался в области отрицательных значений, снизившись по сравнению с 2014 годом на 3,7%. Вместе с тем в декабре отмечается остановка спада с устранением сезонности. Продолжается сокращение потребительского и инвестиционного спроса. Расходы на конечное потребление сократились на 7,0%. Потребление домашних хозяйств снизилось на 9,4%, сектора государственного управления — на 0,4%, а расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, выросли на 2,1%. Валовое накопление сократилось в годовой оценке на 18,1%, что ниже показателей III квартала 2014 г. почти в 5 раз, но лучше результатов первого полугодия 2015 г. почти в два раза. Замедление спада связано с ростом запасов материальных средств, объем которых достиг 1,6% ВВП, по сравнению с их абсолютным сокращением в размере 4,7% ВВП в первом полугодии 2015 года.

5.2 Основные итоги социально-экономического развития Свердловской области за 2015 год

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Промышленность

Объем отгруженной промышленной продукциик уровню января-декабря 2014 года, в том числе по видам деятельности: добыча полезных ископаемых — 53,7 млрд. рублей, или 105,1% к уровню января-декабря 2014 года, обрабатывающие производства — 1527,2 млрд. рублей, или 115,7%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 156,5 млрд. рублей, или 96,2%.

По данным Свердловскстата, в 2015 году введены в эксплуатацию построено 43,0% введенного жилья (1067,6 тыс. кв. метров), что на 4,9% ниже уровня 2014 года. Ввод в действие жилых домов эконом-класса в Свердловской области в 2015 году составил 270,1 тыс. кв. метров, что на 7,7% больше, чем за 2014 год. Строительство

Объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности «строительство», в январе-декабре 2015 года составил 92,4 млрд. рублей, или 84,8% к уровню января-декабря 2014 года в сопоставимых ценах. Транспорт

Грузооборот автомобильного транспорт32,8 млн. тонн грузов, что на 10,7% ниже уровня соответствующего периода предыдущего года. Сельское хозяйство

Объем продукции сельского хозяйства в 2015 году увеличился на 0,8% — на 3,3% по сравнению с 2014 годом. Рынок труда

Численность безработных на 01 января 2016 года составил 1,5 % (на 01.01.2015 — 1,15%). Потребительский рынок

Оборот розничной торговли в 2015 году сложился в сумме 56 млрд. рублей, что на 8,1% ниже уровня соответствующего периода 2014 года. Заработная плата

В январе-ноябре 2015 года среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций Свердловской области составила 30383,5 рубля (104,5% к уровню января-ноября 2014 года). Заработная плата работников крупных и средних организаций Свердловской области в указанном периоде составила 33766,5 рубля. Выше среднеобластного значения заработная плата сложилась в таких видах экономической деятельности, как металлургическое производство (на 16,7%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 16,6%), добыча полезных ископаемых (на 13,4%), транспорт и связь (на 12%) и ряде других. Положительная динамика заработной платы отмечается в «бюджетных» отраслях, где по отдельным позициям рост составил до 109,1% к январю-ноябрю 2014 года. Это связано с выполнением Правительством Свердловской области социальных обязательств, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Финансы

Крупными и средними организациями Свердловской области за 2015 год получен положительный финансовый результат составила 178,3 млрд. рублей, что на 23,1% выше 2014 года. Демографическая ситуация

В январе-ноябре 2015 года в Свердловской области родилось 56,8 тыс. детей (99,0% к уровню января-ноября 2014 года); умерло 56,1 тыс. человек (101,9% к уровню января-ноября 2014 года). Естественный прирост населения составил 730 человек.

I. Финансы

В 2014 году наибольшую прибыль получили 2 предприятия городского округа — ООО «Белоярская фабрика асбокартонных изделий» и ООО «Грайф Упаковка». По итогам 2014 года деятельность 15 сельскохозяйственных предприятий прибыльная, что составляет 88,2%. Убытки по итогам года имеют ОАО «Косулинское» и ЗАО Селекционно-семеноводческая компания «Уральский картофель». Убыток показали все предприятия ЖКХ, осуществляющие деятельность на территории городского округа (МУП «Белоярские тепловые сети», ООО «ПП «Косулинское», ООО УК «Белореченское»).

Объем финансовых ресурсов городского округа в 2014 году составил 814,8 миллионов рублей. Основные источники наполнения местного бюджета:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

1)Налог на доходы физических лиц, который составит не менее 66% в общей сумме доходов. По состоянию на 01.07.2015 года выполнение по налогу на доходы физических лиц составляет 46% от годовых назначений, в сравнении с прошлым годом поступило в бюджет на 23 044,9 тыс. рублей меньше или на 17%, что обусловлено снижением норматива зачисления данного налога в местный бюджет Земельный налог — 12,5%. Решением Думы Белоярского городского округа от 30.10.2013 г. №75 ставка земельного налога для физических лиц составляет 0,3%, исключены из списка льготных категорий организации здравоохранения областного подчинения. В 2015 году рост поступлений земельного налога в первом полугодии составил 17,5%. Доходы от использования муниципального имущества и земельных участков — 5,8%. В 2014 году при формировании бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов использован программно-целевой метод планирования. Утверждено и реализуется 11 муниципальных программ (приложение 2), направленных эффективное использование бюджетных средств с целью повышения уровня и качества жизни населения Белоярского городского округа.

II. Производственная деятельность

Преобладающим видом экономической деятельности в Белоярском городском округе является сельское хозяйство. Оборот сельскохозяйственных предприятий за 2014 год составил 1315,9 млн. руб. Оборот промышленного производства в 2014 году сохранил тенденцию к росту и составил 103,5% к уровню 2013 года.

III. Инвестиционная деятельность

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2014 год составил 1084,1 млн. рублей, что больше уровня 2013 года более чем в 3 раза. Увеличение инвестиций связано с реализацией инвестиционных проектов на территории округа, из них 53% в сельском хозяйстве.

Инвестиции в основной капитал за 1 квартал составили 65 млн. рублей или 102,2% к 1 кварталу прошлого года. В 2015 и последующие годы ожидается увеличение объема инвестиций в экономику округа. В 2014 году ЗАО ССК «Уральский картофель» в рамках мероприятий по импортозамещению приступило к реализации проекта по строительству селекционно-семеноводческого центра по картофелю. Главная цель — создание производства европейского уровня с объемами реализации не менее 10 тыс. тонн элитных семян картофеля. Общая стоимость проекта порядка 870 млн. рублей, в 2015 освоено 425 млн. руб.

Предприятие ООО «Урал» планирует модернизацию и реконструкцию овощехранилища, приобретение оборудования на общую сумму 75 млн. рублей.

Инвестиционные площадки

В период с 2015 и последующие годы в Белоярском городском округе приоритетным направлением дальнейшего развития является застройка планировочных районов Белоярского городского округа.

Наиболее крупные проекты:

освоение 4 земельных участков под комплексное жилищное строительство в микрорайоне «Северный» (п. Белоярский) площадью 6 га;

сформирован к передаче застройщикам участок «Березовая роща» — 1 га, район «Центральный» (п. Белоярский).

за счет частных инвесторов идет строительство нового жилого микрорайона в с. Косулино.

формирование земельных участков в районе ст. Баженово и в микрорайоне «Северный» (п. Белоярский) под производственные площадки около 6 га.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

IV. Денежные доходы населения

Средняя заработная плата в Белоярском городском округе на 01.06.2015 года составила 24 560 рублей. Показатель, установленный Указом Президента от 07 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» выполнен, заработная плата увеличилась в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом. Рост фонда оплаты труда также будет обеспечен в результате мер по повышению заработной платы в бюджетных секторах экономики: образование, здравоохранение, культура в соответствии с майскими указами президента. Увеличение доходов населения по сравнению с 2014 годом произойдёт за счет роста социальных выплат в период 2016-2018 годов. Управлением Пенсионного фонда России в Белоярском районе пенсионерам выплачено пенсий в 2014 году в сумме 1 404 142, 7 тыс. руб., что на 6% больше, чем в 2013

По-прежнему остается проблема легализации заработных плат.

V. Потребительский рынок

Розничная торговля — один из наиболее развитых сегментов потребительского рынка.

Большинство действующих предприятий торговли относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. На территории городского округа работает 189 стационарных объектов розничной торговли, в т. ч.63 в п. Белоярский, 126 в сельской местности.

VI. Демографическая ситуация

По состоянию на 01.01.2015 численность населения составляет 34,487 тыс. чел., что на 177 человек больше прошлого года, в том числе 12,1 тыс. человек — городское население, 22,4 тыс. человек — сельское. В последние годы в округе в демографической ситуации наметились следующие тенденции: повышение рождаемости, положительное миграционное сальдо, рост общей численности населения, высокая смертность населения. Улучшению демографической ситуации будет способствовать реализация муниципальной программы по обеспечению граждан и молодых семей жильем в сельской местности. В 2015 году получила социальные выплаты 31 семья. Мероприятия программы рассчитаны до 2020 года. Несмотря на сохраняющуюся тенденцию естественной убыли населения, в первом полугодии 2015 г. родилось 229 человек, умерло 311, рождаемость выше среднемноголетнего уровня на 5%.

VII. Развитие социальной сферы

На 01.01.2015 года в городском округе работает 13 детских дошкольных учреждений.

В 2014 году получали дошкольную образовательную услугу 1565 детей (из них 1266 — дети старше трехлетнего возраста). Численность детей в возрасте от одного года до шести лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести лет в 2014 году составила 523 ребенка.

В 2015 году завершено строительство двух детских садов: в с. Косулино на 140 мест и в п. Белоярском на 270 мест. В 2015 году объявлен тендер на капитальный ремонт здания детского сада в п. Гагарском на 100 мест на сумму 13 801 352 руб. Планируется достичь выполнения целевого показателя в отношении детей, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования в возрасте 3-7 лет на уровне 100%.

В 14 общеобразовательных организациях городского округа обучается 3 668 человек. Из них 1238 детей обучаются по ФГОС НОО и 33 ребенка по ФГОС ООО. В 2015 году 114 школьников вынуждены обучаться во вторую смену

На территории Белоярского городского округа осуществляют деятельность 14 культурно-досуговых учреждений, 14 библиотек и детская музыкальная школа. В соответствии с нормативами каждый населенный пункт с числом жителей более 500 человек должен иметь на своей территории учреждение культуры. В Белоярском городском округе таких населенных пунктов 15, из которых в 10 населенных пунктах осуществляют свою деятельность 6 Домов культуры и 5 Домов досуга, в 11 — библиотеки. Территории, в которых должны быть учреждения культуры: с. Черноусово, п. Белореченский, п. Прохладный, п. Гагарский. В данных населенных пунктах отсутствуют здания (помещения), удовлетворяющие требованиям для размещения учреждений культуры. В 2016-2018 годы не планируется строительство новых объектов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

VIII. Трудовые ресурсы

Показатели, характеризующие рынок труда, спрогнозированы на 2015-2017 годы и до 2020 года с учетом тенденций развития экономики городского округа, реализации инвестиционных проектов, а также в соответствии со Стратегией развития городского округа на 2013-2020 годы.

Среднегодовая численность занятых в экономике в 2014 году не изменилась и составила 12,8 тысяч человек. К 2018 году принципиальных изменений в численности численность занятых в экономике не произойдет.

В 2015 году увеличился уровень безработицы до 1,43% (в 2014 — 0,91%).

На территории Белоярского городского округа наблюдается дефицит квалифицированных специалистов и рабочих, что обусловлено близостью г. Екатеринбурга.

IX. Поддержка малого бизнеса.

В 2015 году поддержку от государства получили 50 субъектов малого бизнеса. Одни — в виде денежных выплат в размере от 5000 до 200 000 руб. на возмещение части расходов на открытие бизнеса, покупку оборудования, другие — в виде финансирования обучения персонала.

Заключение

Рассмотренная в настоящей работе тема дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной. Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным — экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них — возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения.

В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и все возрастающую необходимость охраны окружающей среды. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. По всей видимости, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.

Список используемой литературы

1. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России // ЭКО. 2006. №1. С.2 — 19.

. Бирюков В.А. Факторы экономического роста // Экономист. 2009. №1. С.3 — 14.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебное пособие.2-е издание переработанное и дополненное.М. 2007 г.

. Быкова Н.И. Концепция рыночной экономики и первоосновы общественного благосостояния / Н.И. Быкова; М-во образования Рос. Федерации, С. — Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. — 16 с

. Вестник Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества независимых государств. СПб., 2009. № 3. С.45-63.

. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: 2-е изд., С — Пб.: Питер, 2007. — 576 с.

. Национальный продукт и проблемы его измерения: Учебно — метод. пособие / А.В. Рощенко. — Мн.: БГЭУ, 2008. — 42 с.

. Осадчая И. Превратности развития российского капитализма // Наука и жизнь. 2009 №8, с.36 — 44.

. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год: Варианты развития экономики страны // Финансовый бизнес. — 2009. — №11. — С.2-13.

. Российская экономика в 2004 г.: Тенденции и перспективы. Вып.24. М.: ИЭПП, 2007. С.18-20.

. Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 27) — М.: ИЭПП, 2006. С.646

. Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 28) — М.: ИЭПП, 2006. С.751

. Ослунд А. Парадокс евразийского роста // Россия в глобальной политике. 2006. Т.4. № 6.

. Теория переходной экономики: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. — М.: ЮНИТИ, 2007. — Гл.1-3, с.4-70.

. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес-школ: Учебник. М.: ЭКСМО, 2007.448с.

. Статистика: Учебное пособие / И.Е. Теслюк, В.А. Тарловская, И.Н. Терлиженко и др.; 2-е изд., Мн.: Ураджай, 2006. — 360 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под. ред. Грязновой А.Г. — М.: издат-во «Финансы и статистика», 2006.

. Фишер С., Дорнбун Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 7-го изд. — М.: Дело, 2007. — 864 с.

. Шевченко И.В. Предпосылки экономического роста в современной российской экономике // Финансы и кредит. 2008. №9. С.12 — 21.

. Шевченко И.В. Система факторов экономического роста РФ // Вопросы экономики. 2007. №12. С.8 — 17.

. Шишков Ю.А. Демографический переход и экономический рост // Мировая экономика и международные отношения. 2007. №8. С.3 — 10.

. Экономика России в зеркале статистики: 2004-2007 гг. // Экономика. — 2008. — №2. — С.31-57.

. Экономика: Учебник / Под ред. доц.А.С. Булатова.10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2008. — 816 с.

. Экономическая теория. Учебное пособие / Под общ. ред. акад.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА — М, 2005.672с.

. Экономическая теория. Экспресс-курс: Учебное пособие / Под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. М.: КНОРУС, 2005.608с.

. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред.Н.И. Базылева, С.П. Гурко.3-е изд., перераб. и доп. — Мн.: БГЭУ, 2007. — 752 с.

. Министерство экономики Свердловской области #»justify»>. Социально-экономические итоги развития России в 2015 г. #»justify»>. Федеральная служба государственной статистики. // #»justify»>. Официальный портал Белоярского городского округа http://beloyarka.com/

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2743

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке