Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Российско-индийские связи в сфере энергетики»

Российско-индийские связи могут быть рассмотрены с позиций разных теорий международных отношений.

Содержание

1. Теоретические и исторические аспекты российско-индийских взаимосвязей в энергетической сфере

1.1 Теоретические аспекты взаимоотношений России и Индии

1.2 Обзор истории взаимоотношений стран в области энергетики с 1947 по 1991 годы

2. Развитие энергетической отрасли в России и Индии на современном этапе

2.1 Энергетический рынок Индии на современном этапе

2.2 Энергетический рынок России на современном этапе

Литература

1. Теоретические и исторические аспекты российско-индийских взаимосвязей в энергетической сфере

1.1 Теоретические аспекты взаимоотношений России и Индии

Связи России и Индии являются комплексными и зависят от многих факторов, что позволяет проводить их анализ как на базе таких классических теорий, как реализм и либерализм, так и с точки зрения «новых» — неореализма, неолиберализма, конструктивизма и других теорий международных отношений.

В данной курсовой работе мы будем анализировать отношения двух стран в сфере энергетики, в первую очередь, с точки зрения неореализма. Ключевые теоретические предпосылки приверженцев данного подхода можно свести к следующим:

Доступ и контроль над природными ископаемыми, из которых энергоносители являются приоритетными, — основной компонент государственной мощи и государственных интересов.

Энергетические ресурсы постепенно истощаются и становятся менее безопасными (проистекает из теории пиковой добычи нефти, ресурсного проклятия и ресурсных войн).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Государства будут вынуждены все сильнее конкурировать за доступ и контроль над энергетическими ресурсами.

Конфликты и войны за использование / обладание полезными ископаемыми становятся все более вероятны, если не неизбежны.

Прекрасным примером применения данного подхода являются работы Майкла Клэра, посвятившего множество работ изучению взаимосвязей энергетики и международной политики и являющегося одним из наиболее авторитетных экспертов в данной сфере. Основные тезисы его работ являются сугубо реалистическими, и среди них можно выявить следующие:

В пост-биполярном мире, когда на смену идеологическому противостоянию социализма и капитализма пришли новые экономические силы, международные отношения все больше концентрируются вокруг получения или сохранения контроля над ценными природными ископаемыми. Этот процесс он неразрывно связывает с процессом изменения баланса сил после окончания холодной войны. В нем кроется основной источник противоречий между наиболее сильными игроками: США, Китаем, Россией, Евросоюзом, Японией, Индией и.т.д.

Природные ископаемые, в особенности нефть, становятся все более дефицитными товарами вследствие растущего спроса в Азии и перспективы достижения «пика нефти».

Большая часть мирового предложения на нефть, а также большинство новых нефтеэкспортирующих центров (имеются в виду Центральная Азия и Африка) сосредоточены в слабых и уязвимых государствах, с множеством внутренних разногласий, а также в странах с растущим политическим и религиозным экстремизмом. Нефтяное богатство обладает парадоксальным эффектом, делая его обладателей более влиятельными игроками на мировой арене с одной стороны, но, с другой, способствуя росту в них ревизионистских стремлений, авторитаризма, антизападного вектора в политике, а также чувства неудовлетворенности. Автор указывает на наличие связи между ресурсной наделенностью и развитием радикального исламизма после событий 11 сентября, эскалацией угрозы международного терроризма. Таким образом, растет вероятность развития международных конфликтов, причиной которых станет нефть или другие полезные ископаемые.

В работе учитывается и критика положения неореализма. В приложении к международной энергетической политике она подразумевает, что излишнее внимание придается конкуренции между странами и внутристрановой конкуренции, при этом замалчивается роль автономных транснациональных акторов (транснациональных нефтегазовых корпораций) и локальных акторов (местные и субнациональные сообщества, заинтересованные в обладании контролем над добычей и транспортировкой). В принципе действительно необходимо учитывать, что международные отношения имеют более комплексный характер, чем традиционно представляется реалистической научной школой, в силу взаимодействия разных уровней: транснационального, национального и локального.

Реализм также часто критикуют за присущий ему детерминизм. В русле реалистического подхода предпосылки об истощаемости ресурсов и неизбежности международного конфликта воспринимаются как данность. В то же время распространенные опровержения теории «пика нефти», роль технологического прогресса и потенциал замещения дефицитных ресурсов редко учитывается учеными-реалистами. Также они зачастую умаляют роль международных институтов в разрешении конфликтов. Однако поведение стран на международной арене не обязательно ведет к открытому конфликту и не всегда объясняется их агрессивной природой.

Поэтому в работе при анализе двусторонних отношений используются и теории неолиберализма. Основной причиной для их выбора является то, что неолиберализм охватывает как международные политические, так и экономические связи, что представляет для нас особую важность, так как в центре внимания работы находятся экономические и торговые связи между Индией и Россией которые, в свою очередь, регулируются глобальной государственной политикой.

Неолиберализм, как теория, возник в 30-е годы XX столетия, а его расцвет приходится на 1980-е и 1990-е. Неолиберализм базируется на учении либерализма, но, при этом, концентрируется на его применении к реалиям современной экономики. Школа неолиберализма берет свое начало от учений таких выдающихся экономистов и политологов XX века, как Милтон Фридман и Хридрих Август фон Хайек, Джозеф Най, Роберт Кеохейн. Принято различать три основных школы неолиберализма: чикагскую, неоавстрийскую и фрайбургскую.

В центре учения неолиберализма находится государство, которое, по мнению мыслителей, является рациональным игроком, стремящимся максимизировать свою прибыль. Международная среда характеризуется сильной и растущей взаимозависимостью между государствами, взаимодействие между которыми регулируется международными институтами. По мнению сторонников неолиберализма, наилучшие условия для взаимодействия между государствами и другими экономическими агентами, создаются в условиях свободного рынка. Роль государства должна быть ограничена, а основной его функцией должно стать создание условий для честной и свободной конкуренции.

М. Фридман в своих работах говорит о важной роли демократии, которая является основным двигателем развития экономики и повышения уровня благосостояния в государстве. По мнению экономиста, культура демократии является более важным атрибутом успешно развивающегося государства, чем наличие плодородных почв и выгодного географического положения. Ключевым понятием в учениях М. Фридмана является свобода индивида и отсутствие чрезмерного контроля над его действиями со стороны государства. Государство, согласно концепции неолиберализма, должно выступать в качестве инструмента.

Говоря о глобальном уровне экономических отношений, сторонники неолиберализма отстаивают важную роль международных институтов. По мнению Р. Кеохейна, институты помогают снизить координационные издержки взаимодействия, снижают вероятность обмана путем повышения издержек его использования и распространяют информацию. При этом, сторонники неолиберализма не отрицают того факта, что международная среда является анархичной. Но, в то же время, анархия не уменьшает взаимозависимость государств и их желание сотрудничать друг с другом. Это обусловлено тем фактом, что конечной целью деятельности государства во взаимодействии с другими странами является его чистый выигрыш от этого взаимодействия, а не выигрыш в сравнении с другими странами.

Рассматривая взаимодействие между государствами на мировой арене, необходимо определить основные методы, с помощью которых страны осуществляют взаимодействие и отстаивают свои интересы. Согласно Дж. Наю, можно выделить три типа силы, которые государства используют. «Жесткая сила», или применение угроз и принуждения; «мягкая сила», то есть, использование более дипломатичных методов во взаимодействии и сочетание «жесткой» и «мягкой» силы, которое можно перевести, как «умная сила» (smart power), то есть, комбинация из дипломатических и военных методов. При этом, использование «жесткой силы» в современных реалиях является достаточно дорогостоящим, в то время, как применение методов «мягкая сила» практически не требует финансовых затрат. Дж. Най предполагает, что наличие природных ресурсов на территории страны может быть использовано в качестве инструмента «мягкой силы» при взаимодействии с другими странами. То есть, если две страны связаны экономическими отношениями, и одна из них закупает стратегически важные ресурсы у другой, то это сотрудничество может благоприятно сказываться и на других сферах совместной деятельности. Таким образом, основными понятиями неолиберализма являются ключевая роль свободного и конкурентного рынка в экономике и стремление акторов международной среды к кооперации в условиях растущей взаимозависимости.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Применение теории неолиберализма к анализу отношений между Россией и Индией в области энергетики может быть объяснено следующим образом. Современный рынок энергоносителей является свободным конкурентным рынком. Изменения на этом рынке происходят под влиянием факторов, не зависящих от государств, таких как изменение спроса на те или иные виды энергоносителей, выход на рынок новых игроков, изменение политической конъюнктуры. В этих условиях, как Россия, так и Индия, являются игроками глобального конкурентного рынка, при этом, Россия выступает в качестве продавца, а Индия — в качестве покупателя энергоносителей. Отношения между странами в области углеводородов, атома или угля зависят от многих условий, как, например, конкурентные преимущества российской продукции и технологий по сравнению с теми, которые предлагают другие страны. При анализе мы придерживаемся позиции, что ни Россия, ни Индия не готовы прибегать к использованию методов «жесткой силы» для взаимодействия со своими партнерами. А торговля энергоносителями, которую Россия может применять в качестве инструмента «мягкой силы», позитивно сказывается на российско-индийских отношениях в целом.

Так как понятие конкурентного преимущества является ключевым для нашего исследования, мы также будем опираться на экономическую теорию сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Д. Рикардо в своих исследованиях отталкивается от теории абсолютных преимуществ А. Смита, разработанной ученым в 1776 году. Теория сравнительных преимуществ допускает, что страны действуют в условиях свободной торговли и конкуренции. Согласно Д. Рикардо, страна, не имеющая абсолютного преимущества в производстве ни одного из имеющихся у нее благ, будет вести торговлю, сообразуясь со сравнительными преимуществами.

Г. Мэнкью приводит следующее определение термина «сравнительное преимущество»: сопоставление издержек упущенных возможностей производителей товара. То есть, тот производитель, который обладает наиболее низкими издержками для производства того или иного товара, имеет сравнительное преимущество в его производстве по сравнению с другими производителями.

Таким образом, мы будем анализировать отношения России и Индии в области энергетики, руководствуясь понятиями теории неореализма, неолиберализма и теории сравнительных преимуществ.

1.2 Обзор истории взаимоотношений стран в области энергетики с 1947 по 1991 годы

российский индийский энергетика

В данном параграфе мы кратко рассмотрим основные черты, характерные для экономического развития Индии и СССР в период с 1947 по 1991 год, сделав акцент на сфере энергетики. Изучение исторической базы отношений между Россией и Индией представляется нам необходимым для получения наиболее полного представления об этапах развития и основных чертах, характерных для экономик двух стран. Анализ торговых отношений между государствами на разных этапах сотрудничества поможет нам сделать более объективные выводы о характере и тенденциях индийско-российского сотрудничества в энергетике в XXI веке.

Можно выделить несколько этапов в развитии двусторонних российско-индийских отношений. С. И. Лунев выделяет следующие этапы: 1) 1947 — 1955 гг.; 2) 1955 — 1971 гг.; 3) 1971 — 1979 гг.; 4) 1979 — 1985 гг.; 5) 1985 — 1988 гг.; 6) 1988 — 1991 гг.; 7) 1991 — 1994 гг.; 8) 1994 — 2000 гг.; 9) 2000 — по настоящее время.

В период после обретения независимости в 1947 году перед правительством Индии встала задача реформирования и развития экономики. К моменту достижения независимости экономика Индии была преимущественно аграрной. В экспорте преобладало сельскохозяйственное сырье, а такие отрасли тяжелой промышленности, как добыча и переработка полезных ископаемых были развиты крайне слабо. Более того, сохранялись сильные позиции иностранного капитала в стратегических областях промышленности. Например, в нефтеперерабатывающей промышленности его доля составляла 97%. Правительством Д. Неру было решено реформировать экономику, внедряя элементы сильного государственного вмешательства, и делать упор на развитие тяжелой промышленности и сельского хозяйства.

В СССР к середине 1940-х годов индустриализация была практически завершена. Однако огромные потери и ущерб, нанесенный стране периодом военных действий, ощутимо сказывался на состоянии экономики. При этом командная модель существовала в СССР с 1920-х годов, и правительство уже имело определенный опыт в ведении хозяйства. В рамках послевоенного восстановления страны был одобрен пятилетний план 1946-1950 годов. Первоочередным было призвало развитие тяжелой, оборонной промышленности, а также угледобывающей отрасли.

В целом Индия и СССР были крайне позитивно настроены в отношении сотрудничества друг с другом в силу общности подходов к социальному, экономическому, политическому устройству. СССР, в рамках борьбы с США за сферы влияния, оказывал существенную поддержку развивающимся социалистическим странам, в частности в азиатском регионе, что способствовало интенсификации торговых отношений между Москвой и Дели.

До середины 1950-х годов экономические связи между Индией и СССР, как и политические, развивались достаточно медленно. Вскоре после образования временного правительства Индии, министр торговли заявил в Учредительном собрании, что правительство рассматривает перспективы экономических отношений с Советским Союзом и уже обратилось с просьбой к СССР о поставках зерна. В 1946-47 фин. г. оборот советско-индийской торговли достиг 34 млн. рублей. В 1947-49 гг. были заключены первые соглашения о поставках в Индию продовольствия из СССР в обмен на экспорт из Индии джута и чая. Однако экономическая сфера ограничивалась лишь подписанием конкретных торговых соглашений. В 1949 г. первый посол СССР К.В. Новиков начал переговоры о заключении торгового договора между двумя странами для увеличения оборота, но эта попытка провалилась (по мнению советских официальных лиц, по вине индийской стороны).

В начале 1950-х годов объем торгового оборота между Индией и СССР даже уменьшился. В 1950/51 фин. г. он составил всего 16, 1 млн. рупий, а в 1953 г. — 8 млн. рупий. Отметим для сравнения, что торговый оборот между Индией и США в 1952-1953 фин. г. достиг цифры в 2930 млн. рупий, а между Индией и Великобританией — 3339 млн. рупий.

К середине 50-х гг. советско-индийские отношения постепенно эволюционировали в сторону существенного потепления, что было связано с целым рядом факторов, таких, как повышение роли СССР в решении мировых проблем, борьба демократических сил Индии за коррекцию внешнеполитического курса, политика западных государств в Южной Азии. Можно отметить и субъективный фактор: советские лидеры перестали подходить к Индии с крайне жестких позиций.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Отказ СССР от дихотомии привел к активизации его политики в зоне национально-освободительного движения. Индия, крупнейшее развивающееся государство, была естественным выбором советских руководителей (как и Египет, центр силы Ближнего Востока). Стоявшая у истоков Движения неприсоединения, Индия проводила независимый внешнеполитический курс, и ее политика «нейтрализма» эволюционировала в тот период в сторону «позитивного нейтралитета». С данного периода экономические отношения также стали развиваться более продуктивно. Развитие экономики Индии с 1956 по 1965 годы характеризовалось высокими темпами индустриализации. Правительство продолжало делать основной упор на развитие тяжелой промышленности, что порождало высокий спрос на оборудование, промышленные товары, топливо. Первоочередной задачей страны в области экономики по-прежнему оставалось развитие тяжелой промышленности и снижение зависимости от экспорта.

Отношения Индии и Советского Союза постепенно интенсифицировались, так как СССР обладал необходимыми Дели технологиями и был готов предоставлять Индии всестороннюю помощь в развитии тяжелой промышленности и энергетики. СССР брал на себя предоставление кредитов Индии на выгодной основе, принимались решения о начале совместной исследовательской деятельности, СССР помогал Индии в подготовке квалифицированных кадров. В 1954 году СССР принял решение об оказании Индии помощи в строительстве комплексного металлургического завода в Бхилаи. Советский Союз предоставил Индии кредит на 647 млн. рупий.

СССР оказывал Индии комплексную помощь в развитии экономики. По соглашению 1957 года СССР предоставлял Индии оборудование и оказывал помощь в проектировании заводов тяжелого машиностроения, оптического стекла, горно-шахтного оборудования, а также теплоэлектростанции в Нейвели и угольных предприятий в районе месторождений Корба. Для осуществления этих задач Москва выделила Индии новый кредит на 600 млн. рупий.

Согласно данным внешнеторговой статистики СССР за 1958 год, в числе товаров, экспортируемых в Индию, числились энергетическое и электротехническое оборудование, дизельные электростанции, электромоторы разной мощности, нефтебуровое оборудование, бульдозеры, станки, экскаваторы и другое оборудование, необходимое для развития энергетической отрасли. СССР также оказывал Индии помощь в геолого-разведочных работах, благодаря чему было обнаружено несколько месторождений в Камбее, в Анклешваре (Гуджарат), Рудрасагаре (Ассам) и Калале (Гуджарат). Следует выделить то обстоятельство, что английские и американские геологи, проводившие ранее изыскания в этих районах, утверждали об отсутствии нефти. В результате открытий советских экспертов добыча нефти в Индии за несколько лет возросла в несколько раз. СССР также осуществлял поставки нефтяного оборудования, обучал индийских специалистов, а также оказывал помощь в сооружении крупных нефтеперерабатывающих заводов. В 1960 г. СССР взял на себя т обязательство соорудить нефтеперерабатывающий завод и оказать помощь в добыче нефти и газа. Всего за годы второго пятилетнего плана (1 апреля 1956 г. — 31 марта 1961 г.) из 16 проектов правительства Индии в сфере тяжелой промышленности 8 были построены с помощью Советского Союза и других социалистических стран. За вторую половину 50-х годов СССР оказал Индии экономическую помощь в размере 681 млн. долларов, что составило 27% от всей помощи, предоставленной Советским Союзом азиатским странам.

В 1965 году было заключено соглашение о строительстве металлургического завода в Бокаро. В рамках проекта СССР помогал осуществлять проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию завода, а также подготавливать индийских специалистов. Из 22 крупных предприятий тяжелой промышленности, построенных в Индии за годы третьего пятилетнего плана (1961-1966 гг.), 12 было построено с помощью Советского Союза и других социалистических стран, а всего к этому периоду при содействии СССР в Индии было построено 50 промышленных объектов. К марту 1965 г. общая санкционированная помощь Советского Союза Индии равнялась 4842 млн. индийских рупий.

Другими словами, сотрудничество России и Индии в области развития энергетики, металлургии, и других областей тяжелой промышленности в Индии было комплексным и включало как прямые поставки товаров и оборудования в Индию, так и всестороннюю помощь СССР в развитии и эксплуатации объектов тяжелой промышленности.

Командная экономика в СССР, несмотря на экономические реформы 1965 года, не всегда позитивно влияла на развитие отраслей тяжелой промышленности. Многие предприятия в этот период были нацелены не на улучшение качества выпускаемой продукции, а на достижение плановых показателей, что не всегда было целесообразным. Этот фактор негативно сказывался на положении СССР, как поставщика машин и оборудования: с 1961 по 1975 год доля машин и оборудования в общем экспорте СССР сначала выросла с 1, 9% до 5, 2%, а затем упала до 3, 5% в 1985 году. С другой стороны, данный период характеризовался усилением потенциала Советского Союза на рынке энергетики. Были открыты Мамонтовское и Самотлорское месторождения, а добыча нефти в Западной Сибири достигла 31, 4 млн тонн в год при общей добыче в 350 млн тонн.

В 1970-е СССР стал ключевым торговым партнером Индии. Бурный экономический рост Индии способствовал повышению спроса на энергоносители, что, наряду с улучшением позиций СССР в сфере их экспорта, вносило весомый вклад в развитие торговли между странами. В середине 70-х годов предприятия, построенные с помощью СССР, давали около 80% производства металлургического оборудования, более 50% добычи и 30% переработки нефти, 30% выплавки стали и около 20% производства электроэнергии.

Тем не менее, к 1980-м годам стали намечаться негативные тенденции в развитии российско-индийский отношений. Изменения во внешнеполитическом курсе СССР привели к постепенному снижению его роли в азиатских странах. В целом экономика СССР в данный период не была нацелена на улучшение качества производимой продукции, в то время как в Индии уже в 1970-е и 1980-е начала закладываться база для модернизации промышленности. Этот факт в дальнейшем стал оказывать существенное влияние на тенденции развития отношений Индии и СССР в торговле энергоносителями.

К последнему десятилетию XX века индийская экономика достигла существенных успехов: была создана мощная производственная база, которая способствовала налаживанию производства внутри страны. Правительство начало осознавать необходимость смены импортозамещающей модели, мешавшей дальнейшему развитию производства на экспортоориентированную.

Экономика страны стала характеризоваться быстрым ростом, положение Индии на мировой арене постепенно начало становиться более весомым. ВВП Индии перешел в фазу активного роста, в которой находится и до сегодняшнего дня. В 1986 прирост составил 4, 8%, в 1988 — 9, 6%, 1990 — 5, 5%. Вместе с тем рост экономики, стремительное развитие инфраструктуры и промышленности в стране сделало Индию еще более зависимой от импорта энергоносителей. Более того, стране были необходимы структурные реформы ввиду того, что командная модель экономики переставала быть такой эффективной, как в начале существования независимой Индии.

В СССР в данный период уже наметились серьезные экономические проблемы: в 1980-х экономика страны практически полностью зависела от цен на энергоносители, что ставило Советский Союз в положение, крайне зависимое от внешних факторов. Экономический кризис конца 1980-х годов, обусловленный развалом старой экономической системы и необходимостью проведения структурных реформ, существенно ослабил позиции СССР на мировой арене. К 1989 году дефицит государственного бюджета составлял 400 миллиардов рублей или 44% ВНП. Советскому Союзу, так же, как и Индии, нужны были реформы, но, при этом, роль Индии, как ведущего союзника СССР в развивающемся мире, стала снижаться.

Несмотря на то, что СССР в 1990-1991 гг. занимал 7-ю позицию в индийском импорте и 1-е место в экспорте из Индии, данные успехи были возможны благодаря сделкам и договорам, заключенным на межгосударственном уровне в предыдущие годы. Поставки нефти из СССР в Индию стали становиться менее рентабельными для Индии, чем торговля со странами Персидского залива, что способствовало постепенной переориентации страны на более близко расположенных соседей.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что к моменту распада СССР экономика Индии переживала бурный рост, который заложил основные направления для развития страны в XXI веке. В то же время СССР под конец своего существования столкнулся со структурными проблемами в экономике, зависимостью от экспорта энергоресурсов и нарастающим государственным долгом и дефицитом бюджета. Обе страны к началу 1990-х годов нуждались в комплексных реформах экономики, реализация которых заложила базу для развития отношений, как в сфере энергетики, так и в других отраслях на ближайшие несколько десятилетий.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В данном параграфе мы кратко осветили основные этапы развития отношений Индии и СССР, а также основные тенденции развития экономик стран с 1947 по 1991 год. Далее мы перейдем к рассмотрению состояния индийской и российской экономик в XXI веке. Мы рассмотрим энергетический рынок Индии и основные тенденции его развития, и проанализируем возможности России как поставщика энергоресурсов в Индию.

2. Развитие энергетической отрасли в России и Индии на современном этапе

2.1 Энергетический рынок Индии на современном этапе

В данной главе мы дадим краткую характеристику развития энергетической отрасли в России и Индии на современном этапе. Мы рассмотрим основные характеристики Индии, как импортера энергоносителей и осветим основные проблемы, с которыми на сегодняшний день сталкивается индийская энергетическая промышленность. Во втором параграфе мы рассмотрим актуальное состояние энергетической отрасли России.

На сегодняшний день энергетический рынок Индии обладает колоссальным потенциалом роста и развития. Страна с общей площадью территории в 3 287 590 км и населением в 1 274 590 000 человек нуждается в обеспечении электроэнергией, как для промышленных нужд, так и для гражданского использования. Согласно исследованиям международного энергетического агентства (International Energy Agency), на сегодняшний день на Индию приходится четвертая часть от общего мирового роста спроса на энергию. Колоссальные темпы экономического развития страны влекут за собой и существенное увеличение спроса на энергоносители. Так, с 1953/54 по 2006/07 г. импорт коммерческих видов топлива в страну вырос в 60 раз. Такой рост обеспечивается быстрой и масштабной индустриализацией страны, развитием добывающей, обрабатывающей, транспортной, сельскохозяйственной и других энергозатратных отраслей. Наряду с этим, Индия довольно скудно наделена полезными ископаемыми, которые можно было бы использовать в качестве источников электроэнергии, что делает ее рынок особенно привлекательным для иностранных поставщиков и инвесторов. Индии приходится заключать многочисленные соглашения с мировыми поставщиками электроэнергии для поддержания и развития энергетики внутри страны. С одной стороны, этот факт делает российско-индийское сотрудничество в этой сфере крайне привлекательным для обеих сторон, а с другой, отношения Москвы и Дели осложняются из-за растущей конкуренции на индийском рынке.

Потребности Индии в электроэнергии существенно увеличились за последние десятилетия. Это связано с колоссально быстрым ростом индийской промышленности, производства и инфраструктуры. Так, на Индию приходится более 10% от общемирового спроса на электроэнергию с начала XXI века. На 2013 год Индия занимала 7-ую позицию в рейтинге регионов по количеству потребления электроэнергии на душу населения после США, Европейского Союза, Китая, всего мира в среднем, Юго-Восточной Азии и Африки. При этом, несмотря на огромные усилия индийского правительства по созданию необходимой инфраструктуры и инвестиций в развитие энергетики, около 240 миллионов жителей Индии по-прежнему не имеют доступа к качественной электроэнергии.

Безусловно, в интересах Индии покрыть как можно большую долю собственного спроса на электроэнергию, не прибегая к услугам иностранных поставщиков, чтобы исключить полную зависимость от импорта электроэнергии. Так, страна является 3-й страной в мире по производству угля (после Китая и США) и пятой страной в мире по доказанным запасам угля (60 млрд. тонн). По этой причине наибольший процент спроса на электроэнергию покрывается ее получением из этого ископаемого.

На 2013 год 44% индийского рынка электроэнергии составляла угольная промышленность. Однако при таким темпах роста спроса на энергию, которые мы наблюдаем в Индии в последние десятилетия, стране хватит запасов угля примерно на 45 лет. По этой причине, доля угля в общем использовании энергоносителей снизилась с 80, 3% в 1953/54 до 51, 1% в 2006/07 гг..

Вторым наиболее широко используемым в Индии источником энергии является биомасса. Ее использование составляло 24% на 2013 год и, согласно прогнозам, к 2040 году будет только увеличиваться.

Третьим в списке энергоносителей Индии являются углеводороды, составляя 23% на 2013 год. Правительство Индии практически сразу после достижения независимости стало уделять колоссальное внимание разведке и добыче углеводородов, благодаря чему с 1950 г. по 2008/09 г. потребление нефтепродуктов выросло в 40 раз с 3, 3 млн. тонн до 133, 6 млн. тонн. Мощность НПЗ за этот период возросла в 536 раз. Однако, скудная наделенность страны ресурсами обеспечивает стабильный спрос на импорт углеводородов.

К февралю 2015 года спрос Индии на нефть вырос на 0, 34 млн. баррелей в день или на 9, 4% по отношению к 2014 году. Это связано с рядом факторов. Во-первых, спрос Индии на нефть тесно связан с ростом экономики страны. Рост ВВП Индии на 7, 5% в 2015 году, обеспечил также и годовой прирост спроса на нефть. Во-вторых, рост экономики Индии приводит к улучшению уровня жизни внутри страны. Как следствие, покупательная способность населения, даже несмотря на большое количество жителей, проживающих за чертой бедности, растет. Этот фактор влияет на увеличение продаж автомобилей внутри страны, что также подталкивает спрос на нефть и бензин. В третьих, рост спроса на нефть в данный период является следствием общемирового долгосрочного тренда на рост спроса на нефть. В четвертых, падение цен на энергоносители с 2014 года также благотворно влияет на их закупку индийским правительством и индийскими нефтяными компаниями. Кроме того, недостаточность наличия нефти в Индии (страна занимала в 2015 г. только 22-е место в мире по доказанным запасам нефти — 5, 675 млрд. баррелей), что может повысить показатели зависимости Индии от импорта данного вида энергоносителей до 90% к 2040 году.

Далее в списке наиболее распространенных в Индии энергоносителей следует газ. Природный газ широко используется Индией в промышленности, энергетике и для удобрений. На 2013 год спрос на природный газ составил 6% от общего. При этом, мы можем наблюдать рост спроса на сжиженный природный газ, который к 2013 году достиг 0, 5 миллионов баррелей в день.

Запасы урана в самой Индии достаточно невелики и не могут обеспечить существенное расширение мощности атомной промышленности. Однако Индия обладает достаточно большими запасами тория, с которыми правительство связывает долговременную программу развития атомной энергетики. На сегодняшний день в Индии уже функционируют 8 атомных электростанций в Нароре, Раджастхане, Какрапаре, Тарапуре, Куданкуламе, Кайге, Мадрасе и Горакхпуре.

При этом в промышленности Индии используется преимущественно уголь, в то время как в строительстве преобладает энергия, получаемая из биотоплива, для транспорта основным источником энергии является нефть, а для сельского хозяйства — электроэнергия и нефть. Электроэнергия составляет около 15% от общего потребления энергии на рынке Индии, и ее получение происходит в основном из угля.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Основными проблемами, связанными с энергетикой в Индии, которые мы можем выделить, являются следующие: отсутствие доступа к электроэнергии у большого количества населения, высокая доля выбросов углекислого газа в атмосферу и высокая зависимость от импорта нефти и газа.

Говоря о проблеме отсутствия доступа к электроэнергии у большого количества населения Индии, необходимо принять во внимание тот факт, что для страны характерен довольно сильный разброс в экономическом развитии штатов. Так, мы можем наблюдать зависимость между уровнем ВВП на душу населения по штатам и уровнем оснащенности электроэнергией. Так, в штате Бихар, имеющим самый низкий уровень ВВП на душу населения по стране, около 64% населения не имеют доступа к электроэнергии. Тот же самый тренд наблюдается в Уттар-Прадеше, где 44% населения не имеют доступа к электроэнергии, в Ассаме — 40%, Джаркханде — 27% и Ориссе — 27% соответственно.

Вторая проблема — большое количество выбросов углекислого газа в атмосферу. Эта проблема, в первую очередь, волнует мировое сообщество и снижает рейтинг Индии, как развивающейся страны. На 2011 год Индия занимала 4 позицию в рейтинге стран, производящих наибольшее количество выбросов в атмосферу. Основная причина такой статистики — зависимость индийской экономики от угля. К сожалению, на данный момент эта зависимость не имеет тенденции к снижению по причине того, что индийский рынок является колоссально большим, и удовлетворить весь спрос страны на электроэнергию более экологически чистым способом в обозримом будущем не представляется возможным. В обострение проблемы экологичности энергетики вносит свой вклад и тот факт, что потребление Индией древесного топлива с 1996/97 по 2006/07 г. увеличилось с 161, 4 млн. тонн до 238 млн. тонн, или на 47, 4%. Древесное топливо используется в основном домохозяйствами и негативно сказывается на проблеме обезлесения страны.

Четвертой характеристикой индийского энергетического рынка является высокая зависимость от поставок энергоносителей из-за рубежа. Суммарный спрос на импортируемые нефть и газ составляет около трети от общего спроса на электроэнергию, что делает Индию крайне сильно зависимой от импорта энергоносителей, и в обозримом будущем этот спрос будет только увеличиваться.

В этих условиях Индия становится чрезвычайно перспективным партнером для многих поставщиков электроэнергии. Индия уже имеет колоссальные торговые связи в области энергоносителей со многими ключевыми поставщиками мира. В их числе Россия, Иран, Австралия, страны ОПЕК, США и так далее.

В свете тех событий, которые мы наблюдаем на рынке энергоносителей в последние 2 года, а именно падения цен на углеводороды и изменения политической конъюнктуры, Индия становится для России одним из наиболее предпочтительных торговых партнеров. Возможности России, как мирового поставщика энергоресурсов могут оказать крайне позитивное влияние на развитие партнерских отношений с Индией. В следующем параграфе мы рассмотрим актуальную ситуацию на российском энергетическом рынке и проанализируем основные возможности страны в качестве торгового партнера Дели.

2.2 Энергетический рынок России на современном этапе

В данном параграфе мы рассмотрим основные направления экономической политики России на современном этапе и основные тенденции развития энергетического рынка страны. Мы дадим краткую характеристику России, как глобального игрока на рынке энергоносителей, а также приведем основные показатели добычи и потребления Россией таких энергоносителей, как нефть, газ и уголь. Анализ основных данных по отраслям энергетики в России, а также рассмотрение основных тенденций на рынке энергоносителей с 2014 года поможет нам оценить возможности и перспективы Москвы, как поставщика энергоресурсов на рынки развивающихся стран, в том числе и индийский рынок.

В 2014 году Россия занимала 3-ую позицию по производству энергии после Китая и США (Индия — 4-ую) и 3-ую позицию по общему потреблению энергии. То есть, доля России в общемировом производстве энергии составляет около 10%, а в потреблении — 5%.

Благодаря огромным запасам таких важнейших источников энергии, как природный газ, уголь и нефть, Россия является одним из крупнейших игроков на мировом энергетическом рынке, что имеет как позитивные, так и негативные эффекты для российской экономики. Экономика России на протяжении всего XXI века колоссально зависит от экспорта энергоносителей. Доля энергетического сырья в общем экспорте России к 2013 году составляла 68%. С одной стороны, в 2000-е годы цены на нефть и другие энергоносители были колоссально высокими, что позволяло России получать огромные доходы от экспорта нефти и газа. С другой стороны, резкое падение цен на нефть в 2014 и 2015 годах до 30-40 долларов за баррель привело к серьезнейшему экономическому кризису в стране.

Экономический кризис подкрепляется сложностями в отношениях России со странами Европейского Союза и США. Противоречия в позициях России и ее западных партнеров по таким вопросам, как украинский кризис и урегулирование конфликта в Сирии, борьба с международным терроризмом, приводят к еще большему осложнению торговых отношений между странами. Данные тенденции ставят Россию перед лицом необходимости кардинального реформирования экономики и структуры внешней торговли, экспорта и импорта.

Экономическая политика России сегодня имеет несколько основных направлений. Первым из них является политика импортозамещения. В рамках данного направления правительством Российской Федерации ведутся работы по модернизации производственной базы, наращиванию объемов производства готовой продукции высокого качества внутри страны и уменьшению зависимости российской экономики от импорта иностранной продукции.

Второе направление — диверсификация экспорта и снижение зависимости от доходов от экспорта энергоносителей. Кризис, в котором в данный момент пребывает российская экономика, наглядно показал негативные эффекты зависимости России от экспорта энергоносителей. После колоссального падения цен на нефть, российское правительство приняло решение диверсифицировать экспорт, и определенные успехи на этом направлении уже были достигнуты. Политика импортозамещения, одним из преференциальных направлений которой является сельское хозяйство, позволила России нарастить экспорт сельскохозяйственной продукции до 20 миллионов долларов в 2015 году, что составляет на 15% больше, чем в 2014 г., а экспорт российской свинины и птицы выросли на 700% и 12% соответственно по отношению к 2014 году.

Третье направление экономической политики России является повышенное внимание развитию Дальнего Востока и стремление к усилению позиций РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Россия осознает необходимость создания прочных экономических, политических и социальных связей со странами Востока. Рост популярности и инвестиционной привлекательности Азиатско-Тихоокеанского региона диктует России необходимость усиления своего присутствия в странах Азии. Так, Россия сейчас уделяет огромное внимание таким проектам, как БРИКС, ШОС, ЕврАзЭс, которые способствуют налаживанию политических и экономических связей с восточными евразийскими партнерами, в числе которых находится и Индия. Российское правительство настроено на усиление связей с азиатским гигантом в силу схожих позиций стран по многим политическим и экономическим вопросам, а объективность союзнических связей двух стран представляет огромную базу для сотрудничества.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Несмотря на существенные колебания на рынке энергоносителей в последние два года, Россия по-прежнему является одним из «тяжеловесов» в производстве энергетики, имея долю в 16% в межрегиональной торговле энергоносителями.

Россия на сегодняшний день является 8-й страной по доказанным запасам нефти после Венесуэлы, Саудовской Аравии, Канады, Ирана, Ирака, Кувейта и ОАЭ. Запасы нефти в России сегодня составляют около 80 000 миллионов баррелей (российские оценки существенно выше международных). Среди крупнейших месторождений нефти России можно перечислить Самотлорское, Ромашкинское, Приобское, Лянторское, Федоровское и другие. Крупнейшими российскими компаниями по добыче и переработке нефти являются Роснефть, Лукойл, Газпром Нефть, Сургутнефтегаз и Татнефть.

Добыча нефти в России на начало 2016 года составляла около 11 млн. баррелей в сутки, что является рекордным количеством со времен СССР. Всего за 2015 год в России было добыто около 536 млн. тонн нефти, из которых 220, 267 миллионов тонн были отправлены на экспорт. Крупнейшими покупателями российской нефти являются Европейский Союз, некоторые страны Азии и Океании и Беларусь. Так, на 2014 год самыми крупными покупателями из числа стран ЕС стали Германия, Нидерланды и Польша; из азиатских стран — Китай, Япония и Южная Корея.

Основной метод транспортировки нефти, используемый Россией — нефтепроводы. Россия обладает широчайшей системой магистральных нефтепроводов, крупнейшими из которых являются Дружба, Балтийская трубопроводная система, Каспийский трубопроводный консорциум, трубопровод Восточная Сибирь — Тихий океан и другие. Также важнейшей транспортной артерией для поставок углеводородов в страны Азии и Европы является широкая портовая сеть. Среди наиболее крупных портов России, через которые осуществляются поставки углеводородов, можно назвать Новороссийск, Приморск, Усть-Лугу, Козьмино и другие.

По количеству природного газа Россия уступает лишь Ирану, имея 32, 6 трлн кубических метров доказанных запасов на 27 июля 2015 года. На 2015 год Россия заняла вторую позицию после США по производству и потреблению природного газа. Крупнейшими покупателями российского газа являются Германия, Турция, Италия, Беларусь. Крупнейшими газопроводами для поставок газа являются Ямал — Европа, Голубой поток, Северный поток, Сахалин — Хабаровск — Владивосток и другие. Согласно прогнозам, доля природного газа в общем экспорте энергетического сырья России будет увеличиваться в обозримом будущем.

Атомная энергетика является одной из наиболее конкурентоспособных отраслей в российской промышленности. Первый атомный реактор в мире был запущен в Обнинске в 1954 году, а на сегодняшний день в стране насчитывается 10 атомных электростанций с 35 энергоблоками.

По данным на 1 марта 2016 года, Россия является третьей страной после США и Франции по доказанным запасам урана и производству атомной электроэнергии.

Большинство из зарубежных российских проектов реализуется в странах азиатского региона, что говорит о широкой востребованности российских технологий такими странами региона, как Китай, Индия, Вьетнам и другие. Угольная промышленность в России также является высокоразвитой. По доказанным запасам угля Россия уступает только США, располагая 173 миллиардами тонн сырья на своей территории. По производству угля Россия уступает Китаю, США, Индонезии, Австралии и Индии, занимая 6-ю позицию. Основными покупателями российского угля на 2014 год являются страны Евросоюза, в частности, Великобритания и Германия. На азиатском рынке крупнейшими покупателями являются Китай и Южная Корея.

Подводя итог, мы можем сделать вывод, что энергетическая промышленность России является колоссально развитой. Экспорт энергетического сырья является важнейшей статьей бюджета Российской Федерации и в обозримом будущем будет вне зависимости от цен на энергоносители являться основным источником дохода для Москвы. Индия же будет в ближайшие десятилетия наращивать импорт сырья, и низкие цены на энергоносители будут крайне выгодны для страны.

В этих условиях, сотрудничество двух стран в торговле такими видами энергоносителей, как нефть, газ, атом и уголь представляется крайне перспективным и может оказать немалое позитивное влияние на развитие торговых и экономических связей между странами.

Литература

1. Статистические и справочные материалы: Официальные документы: Литература и монографии: Дмитриев Р.В. Опорный каркас расселения и хозяйства современной Индии. М.: МАКС Пресс, 2014. 156 с.

2. Жизнин C. Основы энергетической дипломатии. М.: МГИМО-Университет, 2013. 140 с.

3. Лунев С. И. Дипломатия в Южной Азии. М.: ГРВЛ, 1993. 194 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

4. Лунев С. И. Российско-индийские отношения // Россия и страны Востока в постбиполярный период / под ред. Стрельцова Д.В. М.: Аспент-пресс, 2014. С. 177.

5. Маляров О. В. Независимая Индия, Эволюция социально-экономической модели и развитие экономики. М.: Вост. лит., 2010. Том 2. 776 с.

6. Мэнкью Г. Принципы экономикс. СПб.: Питер Ком, 1999. 784 с.

7. Нихамин В. П. Очерки внешней политики Индии, 1947-1957. М.: Госполитиздат, 1959. 227 с.

8. Торкунов А.В., Воскресенский А.Д. Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии. М.: МГИМО-Университет, 2007. 1040 с.

9. Энергия и безопасность: на пути к новой внешнеполитической стратегии / Д. Ергин, Под ред. Ян Х. Калицки и Дэвид Л. Голдуина. Вашингтон — Балтимор: Вудро Вильсон сентер пресс и Джонс Хопкинс юниверсити пресс, 2015. 604 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

882

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке