Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Россия на рынке туристических услуг»

В настоящее время мировой рынок туристических услуг оказывает большое влияние на мировую и национальные экономики. Он способствует развитию международных отношений, межгосударственных экономических и политических связей, развивает инфраструктуру принимающей стороны. Туризм выступает катализатором социально-экономического развития государства.

Введение

В настоящее время мировой рынок туристических услуг оказывает большое влияние на мировую и национальные экономики. Он способствует развитию международных отношений, межгосударственных экономических и политических связей, развивает инфраструктуру принимающей стороны. Туризм выступает катализатором социально-экономического развития государства. Как самостоятельная отрасль во многих странах мира туризм является одним из наиболее прибыльных секторов экономики и представляет собой источник дохода как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях. С другой стороны, туризм как сектор служит интересам человека и общества в целом. Так, например, индустрия туризма является одним из основных факторов создания дополнительных рабочих мест, ускоряет развитие инфраструктуры внутри страны и способствует сохранению национальной культуры регионов и странах.

В данной работе изучается понятие экономики туризма, история мирового туризма и туризма на современном этапе и в современных условиях.

В данной курсовой работе рассмотрена история появления и эволюции мирового и российского туризма. Рассмотрены этапы становления туризма в целом.

Место России среди иностранных государств и влияние на туристский сектор кризиса и политических проблем. Кроме, того будут рассмотрены пути преодоления данных проблем.

1.      Социально-экономическая сущность туризма

.1      Понятие экономики туризма

Экономика туризма — это прикладная наука. Она исследует применимость законов экономики в узкой среде, сфере туризма. Её рассматривают и как особую социально-экономическую систему, и как элемент национальной экономики, часть мировой и как отрасль экономики.

К примеру, как особая социально-экономическая система, экономика туризма — это большая экономическая система с разнообразными связями как между отдельными элементами в рамках народного хозяйства конкретной страны, так и между национальной экономикой и мировым хозяйством в целом. Данное определение, думается, обобщает имеющееся разнообразие, раскрывает значение экономики туризма наиболее широко.

Если рассматривать экономику туризма как науку, конкретную экономическую дисциплину, то определение будет несколько другого вида: экономика туризма — это прикладная наука, изучающая поведение групп и индивидов в процессе производства, распределения, обмена и потребления туристских продуктов, в целях удовлетворения потребностей, при ограниченности туристских ресурсов и конкуренции за их использование.

Туризм — это сфера услуг, связанная с обслуживанием граждан при их переезде из населенных пунктов их постоянного проживания в иные населенные пункты. Данное определение является наиболее широким и ёмким по содержанию, среди множества определений туризма.

По определению ООН, турист — это лицо, которое временно проживает в стране не менее одних суток и не преследует цель заработать средства для существования. Если человек провел в стране посещения меньше суток, он считается экскурсантом. Однако некоторые страны выделяют в своей статистике даже такую категорию путешественников т.к. иностранцы обычно приезжают туда не более чем на один день. Как правило, это очень маленькие страны, такие как Монако и Андорра.

Схожее, но более обширное определение дано в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: турист — лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В сфере туризма, как и в других сферах хозяйственной деятельности, существует определенная система, включающая объекты и субъекты экономических отношений, различные формы связей между ними. Выделяют:

)        Объекты отношений — туристские продукты и услуги, туристские ресурсы;

)        Субъекты отношений — человек, фирма (группа), государство (общество), которые осуществляют туристскую деятельность или способствуют ее осуществлению. Это туроператоры, турагенты, их контрагенты (гостиницы, компании-перевозчики, развлекательные комплексы) и туристы.

Иными словами можно сказать, что под экономикой туризма понимают систему экономических отношений, возникающих между:

·        Производителями и потребителями туристских услуг;

·        Государственными туристскими структурами;

·        Государством и туристскими предприятиями;

·        Владельцами средств производства и наемными работниками;

·        Конкурирующими и взаимодействующими предприятиями.

В специальной литературе существует такое понятие как туристский продукт, оно имеет различные толкования. Это объясняется сложностью содержимого понятия: продукт специфический, является одновременно экономическим благом, включает в себя материальные и нематериальные, осязаемые и неосязаемые товары и услуги, в определенной степени туристские впечатления. В частности, туристским продуктом называют совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (услуг) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия и вызванных именно этим путешествием.

Туристские ресурсы это: памятники истории и культуры, покупки и питание, архитектура, инфраструктура турбизнеса, трудовые ресурсы, капитал, окружающая среда, климат и рекреационные ресурсы, а также другие естественные ресурсы. Ограниченные туристские ресурсы являются основным источником туристского продукта.

Все услуги по удовлетворению потребностей туристов, таких как проживание в гостинице, питание в кафе, покупка сувениров, услуги транспорта, курортное лечение и многое другое, будут являться экспортом для принимающей страны.

Туристская деятельность оказывает влияние на социальную, экономическую, культурную и образовательную жизнь государства, поэтому можно сказать, что в широком смысле она является одним из факторов определяющих качество жизни.

Социальная направленность отрасли проявляется:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

•        в обслуживании процесса потребления: доведении продукта до потребителя;

•        в повышении как физического, так и духовного уровня развития населения;

•        в охране здоровья: туризм помогает восстановить внутренние ресурсы человека, истощающиеся при выполнении трудовых обязанностей;

•        в «диалоге культур» — туризм играет большую роль в расширении границ взаимопонимания, толерантности и доверия между людьми разных культур и религий. Деятельность туризма направляется также на установление взаимоотношений между гражданами различных стран, т.е. способствует сохранению мира и процветания на планете.

Экономическое значение туризма очень велико. В ряде международных документов отмечается его возросшая не только в социальном, но и экономическом развитии страны. Как сфера экономической деятельности туризм реализует следующие функции:

•        Обеспечивает приток денежных средств в страну. Для инвесторов туризм является экономически привлекательной сферой т.к. он обладает более быстрой окупаемостью вложений при небольших инвестициях и растущем спросе на туристские услуги.

•        Инвестиционная функция туризма проявляется в улучшении общего состояния отдельных районов. Благодаря развитию индустрии туризма начинается приток денежных средств в неблагополучные регионы, растет занятость населения, развивается инфраструктура туризма, службы сервиса.

•        Охранная функция проявляется в сохранении и своевременном реставрировании исторических памятников; больше внимания уделяется экологии района, ресурсам «гостеприимства» и охране культурного наследия.

•        Стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, таких как сувенирное производство и др. В целом, с туризмом прямо или косвенно связано около 30 отраслей.

•        Индустрия не только приносит доход туристским фирмам, но и обеспечивает налоговые поступления, увеличивает спрос на продукты питания и разнообразные услуги, стимулируя тем самым развитие экономики страны.

•        Является источником дохода для местного населения, создает дополнительные рабочие места, ведь он — одна из форм предпринимательства. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальный.

•        Туристская индустрия является своего рода индикатором социально-экономического положения страны, она всегда чутко реагирует на изменение в состоянии мировой экономики.

Очевидно, что на сегодняшний день, во всех развитых странах мира туризм признается важной отраслью экономики, которой следует уделять большое внимание в целях быстрого и, при грамотном управлении, безопасного выведения экономики на новый качественный уровень.

И как прикладная научная дисциплина, экономика туризма также добилась своего признания в научной среде, она имеет свой предмет исследования — экономические отношения в туристской сфере деятельности, а также процессы и явления, происходящие в период производства, формирования, обмена и потребления туристских продуктов и услуг, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

.2 История развития мирового туризма

Как вид экономической деятельности международный туризм сформировался относительно недавно: лишь во второй половине ХХ в.. Этому способствовало достаточно большое количество факторов, среди которых снижение цен на горюче-смазочные материалы, возникновение относительно дешевых авиаперевозок на этой основе, тенденция к урбанизации населения, сокращение количества рабочего и, соответственно, увеличение количества свободного времени и др.

Существует не одно мнение об истории развития туризма. Учёные выделяют различные этапы туризма. В.Б. Сапрунова, И.В. Зорина Выделяют четыре этапа, В.П. Грицкевич, Дж. Р Уокер — пять. В качестве критерия деления берутся различные критерии: социальные предпосылки, технико-экономические, изобретение новых транспортных средств, мотивы путешествий. Необходимо отметить, что в настоящее время в учебной литературе устоялся стереотип периодизации истории развития туризма, состоящий из четырех этапов:

Первый этап — от древности до начала XIX века.

Второй этап — от начала XIX века до начала XX века.

Третий этап — от начала XX века до Второй мировой войны.

Четвертый этап — после Второй мировой войны до наших дней

-й этап — предыстория туризма. Начало этого этапа относят к античному периоду. В античные времена основными мотивами путешествия были торговля, образование, паломничество, лечение. С целью изучения новых территорий отправлялись в дальние путешествия древнегреческие ученые и исследователи других стран (Геродот — V век до н.э., Пифей — IV век до н.э.).

В каком-то смысле Древнюю Грецию можно считать прародительницей спортивного туризма. Ведь на Олимпийские игры ежегодно собирали тысячи спортсменов. Для их отдыха сооружались специальные гостевые дома.

Большое значение для развития туризма на этом этапе имело дорожное строительство. В Римской империи возникли государственные постоялые дворы, расположенные в городах и на главных дорогах, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Для путешественников имелись дорожные путеводители.

Богатые римляне путешествовал целях улучшения своего образования, а в период расцвета империи путешествия стали приобретать развлекательный характер. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками. Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха. Например, в городке Бая на берегу Неаполитанского залива принимали серные ванны. А вокруг них, уже в то время, смекалистые торговцы открывали свои заведения — игорные дома, питейные места, дорогие лавки.

В Италии появлялись первые санатории. Был составлен список мест, которые нужно обязательно увидеть — семь чудес света.

Распад Римской империи привел и к разрушению дорог, и к спаду туризма. Поэтому в Средние века «туризм» сводился в основном к паломничеству. Израильские экскурсоводы говорят, что туризм изобрели рыцари-крестоносцы, охранявшие группы паломников, прибывавших на Святую землю, от арабских набегов.

С установлением абсолютизма в Европе путешествия вернули себе популярность, став более безопасными. В результате даже стала зарождаться мода на них: в Англии «гран-тур» стал обязательным пунктом программы воспитания дворянина, ему следовало пройти его, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. Маршрут начинался в Лондоне, вел во Францию с долгой остановкой в Париже, затем — в Италию. Обратный путь проходил через Швейцарию, Германию, Нидерланды. Именно в ХVII — ХVIII веках в Англии появляется термин туризм.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В эпоху Ренессанса и Просвещения индивидуальный туризм с образовательной и оздоровительной направленностью начинает преобладать над религиозными мотивами. Представители привилегированных классов общества совершали в средние века путешествия к целебным источникам. По мере усиления общественных позиций и представители третьего сословия в XVIII веке — начале XIX века все чаще предпринимают аналогичные туры.

Развитие туризма в России также происходило поэтапно, каждый период имел свои особенности. При монархии оно исходило из выгодного географического положения страны. Нахождение в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком являлось основой для различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укрепились за счет гостей из Византии, установились торговые связи. Русские купцы везли свой товар в самые разные страны. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам. Всё изменилось с нашествием монголо-татар: Русь надолго потеряла какие-либо контакты с окружающим миром. В Европе практически ничего не знали о Московском государстве вплоть до эпохи великих географических открытий. Незнание российских обычаев, плохие дороги — это, и многое другое затрудняло контакты иностранцев. Только купцы и дипломаты были гостями на улицах государства, хотя интерес европейцев к неизвестной стране был велик.

С ХV в. существовал особый Ямской приказ — централизованное государственное учреждение, которое управляло организацией перевозок и службой ямщиков по всей стране. В русских городах в то время как и в Европе, уже начали строить гостиные дворы. От постоялых дворов они отличались большим комфортом — кроме жилья и питания гости имели возможность безопасного отдыха, т.к. гостиные дворы обычно огораживались стенами с башнями для охраны постояльцев. Большое внимание в это время уделялось дорогам. Дороги в крупные торговые города богато украшали, особенно при въезде в Новгород. Строились монастыри, которые служили пристанищем для путешественников. Таким монастырем являлся Юрьев монастырь, построенный в 1119 году [19, с.10].

С конца XVI века люди начинают путешествовать не только с торговой, но и познавательной целью. В 1624 году Е. Хабаров начинает череду своих путешествий с целью исследования Сибири.

Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Он отправлял людей не только в деловые поездки, но и для познания окружающего мира: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт был назван им в честь бога войны и железа Марса, “Марциальные воды”. Это был первый из правителей, кто отдавал много сил на улучшение транспорта и дорог — стал основоположником морского флота в России.

В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Престижным для дворян было побывать в Европе и на Востоке. Путешествия рассматривались как средство, чтобы вырвать человека из повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык. Стало обязательным отправлять детей в Европу, как для образования, так и для обучения жизни.

Итак, как мы видим, цели походов и путешествий в средние века менялись с течением времени: до середины XIX века в Европе и России они преследовали торговые, образовательные, лечебные и религиозные цели. Но, думается, говорить об экономике туризма было рано еще, т.к. путешественники организовывали свои «туры» самостоятельно, не было зависимости от поставщиков каких-либо услуг, некому было думать о получении прибыли. Не было собственников-владельцев туристских ресурсов (одно из условий возникновения рынка не выполнялось), точнее ресурсы были, но не использовались в данных целях. Хотя отдельные элементы современного туризма уже появлялись: строительство дорог, гостиных дворов, курортов; создание учреждений, управляющих перевозками и др. В этом и состоял подготовительный этап развития туризма.

-й этап — элитарный туризм (начало ХIХ — начало ХХ века). В ХIХ веке путешествия становятся доступнее: появилась паровая машина, затем первый пароход «Принц Оранский» (1816 г.), первый паровоз (1825). В 1835 году общая протяженность железных дорог в мире составила 2,5 тыс. км [31]. Преобразуется мотивация туристов — теперь они путешествуют, чтобы восстановить силы и узнать мир. Далее рассмотрим подробнее влияние данных событий на становление элитарного туризма.

Важнейшую роль сыграли революционные изменения в развитии транспорта, сопровождавшиеся расширением сети дорог. Вследствие массового наплыва переселенцев из Старого Света в Америку быстро развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся вместе с растущим благосостоянием общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного. Вводились гарантированные неоплачиваемые, а впоследствии и оплачиваемые отпуска (В Германии, например, впервые отпуска были установлены законом о государственных служащих от 1873г.). Что вместе с повышением качества и скорости движения обусловили существенное увеличение потоков туристов в мире. Соответственно стали возникать предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам и «комнатам для гостей» в монастырях приходят первые гостиницы. В 1812 г. в Швейцарии вступает в строй отель «Риги-Клестели». В Германии еще в 1801г. открывается первоклассная гостиница «Бадише Хоф» в Баден-Бадене. Там же на рубеже 18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод.

Со второй половины XIX века индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, реализующие туристические поездки потребителю. Первым примером комплексного обслуживания, является групповой тур на отдых англичанина Томасом Кука в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр, экскурсию по городу. Вся поездка, в которой приняли участие 570 человек, стоила каждому из них 1 шиллинг [10, с.13].

Интересно, что Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Он стремился подобной акцией привлечь внимание к новым возможностям использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникло множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок — пошел процесс расширения туристического спроса [10, с.13]. Таким образом, Томас Кук стал основоположником многих атрибутов современного туризма: туристических агентств, резервирования мест в транспорте и гостиничных номерах, дорожных чеков, расписания и путеводителей с исчерпывающей информацией.

В Российской империи в конце XIX века тоже наблюдаются серьезные признаки развития туризма. В 1895 г. создается Российское общество туристов. Положено начало экскурсионной деятельности. Многие организации использовали ее для просвещения народа. Их деятельность повлекла за собой открытие музеев, исторических и культурных памятников, создание выставок.

Природные условия родины — наличие гор обусловило развитие горного туризма. Первый альпийский клуб был создан в 1877 году в Тифлисе. Позднее, в 1895 году в Петербурге появляется первый русский туристский «клуб велосипедистов-туристов». Вскоре появляются его филиалы в Москве, Киеве и др. крупных городах.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Распространение пеших и велосипедных походов, горных восхождений и экскурсий, внимание, которое уделялось туризму со стороны многих учебных заведений, стремление русской интеллигенции использовать туризм для просвещения народа — все это послужило предпосылками объединению заинтересованных в специализированные организации. Общества «Крымско-Кавказский горный клуб» и «Клуб велосипедистов-туристов», возникшие на рубеже веков, являлись ведущими туристскими организациями в Российской империи. В 1901 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителями были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский и др. Задачей общества была организация туристских путешествий по древним городам, святым местам России и заграницы. В 1914 году в общество входило 5 тыс. человек .

-ий этап — начало социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Например, в Швейцарии возникает фирма «Отельплан», которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туруслуг в этой стране. В основе образования фирмы в 1935 г. лежали идеи ее создателя Г. Дуттвайлера о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь гостиничному хозяйству. Массовые дешевые турпоездки становятся основным продуктом фирмы. Уже в первом финансовом году фирма реализовала более 50 тысяч туристских путевок.

-ый этап — массовой туризм. В этот период туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он превратился в потребность для большинства населения развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

В западноевропейских странах в этот период активно создаются туристские фирмы, гостиницы, предприятия для аттракционов и развлечений. Европейский туризм 50-х годов был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся источником долларовых поступлений. В 60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый рост как выездного, так и въездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и

объем их производства.

Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма является интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсивность туризма показывает, какая часть населения страны ежегодно совершает хотя бы одну туристскую поездку и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме.

Для оценки интенсивности прибытий (убытий) используют относительные показатели. Интенсивность прибытий определяют как количество туристов приходящегося на 1 жителя страны (региона). Иногда интенсивность прибытий оценивается в процентах, т.е. в расчете на 100 человек населения принимающей страны. В целом по миру этот показатель равен 0,11 (11 %). По отдельным регионам и группам стран этот показатель существенно отклоняется от среднемирового значения. Аналогичным образом определяют интенсивность убытий. Удобнее оценивать выезд в процентах (на 100 жителей страны выезда), так как это показывает, какая часть ее населения (региона) выезжает. Для поездок за границу максимальные значения показателя характерны для Северной и для Западной Европы — более 70 %.

После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм. И в первом, и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 80-х годов, — и население с низким уровнем доходов.

2.      Современный туризм

2.1    Состояние мирового туристского рынка

По данным UNWTO (Всемирная туристская организация при ООН) лидером на мировом рынке туристических услуг является европейский регион, на который по итогам 2014 г. приходилось около более половины международных туристских прибытий (52 %). Туристские прибытия повысились на 15 миллионов по сравнению с предыдущим годом и составили 582 миллиона, при этом поступления в 2014 году выросли на 4% в реальном выражении, достигнув 509 миллиардов долларов. Такой рост обусловлен в основном за счет Северной и Средиземноморской Европы.

Региональная структура международного прибытия в 2014 г. показана на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Региональная структура международного прибытия в 2014 г. (Построено по данным UNWTO)

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Однако следует отметить, что если на европейский туристический регион приходилось более 50 % международных туристских прибытий, объем валютных поступлений в регионе от международного туризма едва превышает отметку в 40 %. При этом азиатско-тихоокеанский и американский регионы демонстрируют противоположные тенденции. Это свидетельствует о том, что Европа с целью удержать туристов на своей территории постепенно прибегает к ценовой политике, снижая стоимость основных туристических направлений. То есть конкурентоспособность европейского туристического региона медленно, но неуклонно снижается. В то же время туристы продолжают расходовать значительные объемы финансовых ресурсов именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе и американском регионе. Нью-Йорк и Токио продолжают оставаться городами с наиболее высокими туристическими расходами.

В таких условиях достаточно бурного роста сферы международного туризма Центральная и Восточная Европа оказалась единственным субрегионом в мире, в котором посещаемость упала, несмотря на три последовательных года стабильного роста. Это случилось в основном из-за ослабевшего Российского выездного спроса, а также сокращения числа туристов, посетивших Украину, почти в половину (-48%) из-за продолжающегося конфликта.

Тем не менее, Латвия (+20%), Венгрии (+14%), Румынии (+12%) и Армения (+11%) опубликовано здорового роста. Крупнейшая в субрегионе, Российская Федерация, сообщила о 5% росте числа туристов.

Таблица.1. Международные туристские прибытия

 

Россия заняла 9 место в мировом топе посещаемости, с количеством международных туристов 29,848 млн. чел. что на 3,4 % больше по сравнению с 2013 г. и на 47,3 % больше по сравнению с 2010 г.

За последние 5-7 лет Российская Федерация стабильно входит в десятку крупнейших туристических направлений мира, однако по денежным поступлениям не вошла в десятку. Обладая значительным туристическо-рекреационным потенциалом, возможностями для развития абсолютно всех видов туризма данная сфера получила должное внимание со стороны государства только в последние годы.

Объем валютных поступлений от международного туризма находился на отметке 11,769 млрд. дол., что на 1,8 % меньше по сравнению с 2013 г. При этом, доля России в общеевропейском объеме международных туристских потоков находилась на уровне 5,1 %, в объеме валютных поступлений от международного туризма — 2,3 %. Для экономики России международный туризм также является одной из важных экономических сфер, обеспечивая около 5,6 % валового внутреннего продукта страны (около 152 млрд. дол. США).

Международный туризм выполняет также важную социально-экономическую функцию — обеспечение занятости населения — в 2014 г. в туристической и смежными с ней сферами было занято около 4 млн. чел. (5,6 % составил общий эффект занятости населения). Безусловно, важным фактором роста увеличения количества международных туристов в Российской Федерации стало проведение Олимпиады в 2014 г. Важным результатом стало создание огромного количества объектов не только спортивной инфраструктуры, но и туристической инфра- и супра-структуры высочайшего мирового уровня, которая в последующем при взвешенной целенаправленной политике государства может привлекать достаточно большое количество зарубежных туристов.

.2      Проблемы российского туризма

Рынок туризма как и все существующее в мире имеет свои недостатки и проблемы, они неизбежны. Однако, несмотря на их неизбежность, можно найти пути , их решения.

Первой из проблем туризма для России можно считать дороговизну отдыха в собственной стране. Порой бывает дешевле уехатьна отдых за рубеж, чем оставаться в родной стране. Это касается не только высоких цен на проживание в гостиницах и пансионатах, но и дорогой авиаперевозке. За решением этой проблемы в настоящее время активно взялось правительство РФ. Результатов можно добиться, если пересмотреть тарифы на внутренние авиаперевозки. А также формирование и продвижения турпакетов по образу заграничных туров, что должно удешевить в целом стоимость путевки.

Вторая проблема — плохая инфраструктура и низкий уровень сервиса в стране. Для среднего класса это проявляется в нехватке недорогих гостиниц с хорошим уровнем обслуживания. Из-за этой проблемы также страдает въездной туризм РФ. Сегодня иностранный турист готов ехать только в крупные города РФ: Москва, Санкт-Петербург, Сочи. Очень важно активизировать при поддержке экспертов мировой туриндустрии процесс формирования современного российского турпродукта, ориентированного и на российских, и на зарубежных туристов. Необходимо расширение ассортимента столичных туристских и экскурсионных программ, оптимизацию событийного календаря, развитие туристской инфраструктуры, взаимодействия гостиниц, туроператоров, турагентов и музеев.

Третья проблема — это почти полное отсутствие законодательной базы в туризме. После отмены лицензирования на рынке появилось много новых туристических агентств, именно это можно назвать одной из причин обвала на рынке туроператоров. Данный обвал, кроме всего прочего, привел к недоверию населения к туристическим агентствам и выездному туризму. Одним из способов решения этой проблемы считают создание саморегулирующей организации, и работу турагентств только по прямым договорам от туроператоров. Четвертой проблемой многие считают появление онлайн-бронирования.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Это, несомненно, удобно для туристов, ведь с каждым годом количество потребителей пользующихся этой услугой увеличивается, но с другой — к кому обращаться за компенсацией, если туристу не будет оказана та или иная оплаченная услуга. Решения этой проблемы пока нет. Но предлагаются два пути решения. Первое это создание законодательной базы, а вторая — это создание единого сайта бронирования.

Эти проблемы не мешают существованию туристского рынка в целом, но оказывают на него существенное влияние. И решаться они должны на уровне государства. Ведь все вышеперечисленные проблемы не являются чем-то новым, они существовали на протяжении многих лет, но регулировать и пытаться преодолевать их начали лишь в последние несколько лет.

А еще одной проблемой остается визовый режим. Девальвация рубля, рост цен на авиабилеты, политическая напряженность, снижение покупательской способности граждан буквально обрушили туристический рынок. Банкротами объявили себя ряд крупнейших компаний, среди которых «Капитал тур» и турфирма «Нева», что, в свою очередь, прибавило к вышеперечисленным проблемам еще и кризис доверия в отрасли. Люди не доверяют туроператорам. Боятся выезжать за границу. Решением этой проблемы можно назвать быстрое развитие внутреннего туризма, а также гарантии со стороны государства. Туристы, выезжающие за границу, должны быть уверенны все своем туроператоре и в своем государстве.

туризм мировой рынок кризис

Вывод

У туризма в России на современном этапе существует множество политических, экономических проблем, в частности, такие как военные действия на территории граничащего государства, экономический кризис и падение курса рубля. Все это может и будет сказываться на Российском туризме. В условиях санкций и кризиса доля внутреннего туризма увеличилась, упали выездные потоки, на 40 %. Кроме проблем появившихся в условиях современного кризиса у российского туризма были проблемы, не дававшие ему развиваться на протяжении многих лет. Однако, на сегодняшний день эти проблемы активно обсуждаются и решаются на высших уровнях.

Тем не менее, даже наступивший кризис можно использовать в свою пользу. Важным преимуществом привлечения в Россию иностранцев является девальвация рубля. Отдых в нашей стране для иностранцев стал на 30-40% дешевле, чем раньше. Однако для того, чтобы это стало абсолютным преимуществом, необходима помощь со стороны государства в создании информационной кампании по продвижению отдыха в нашей стране. Льготный визовый режим позволит привлечь в нашу страну зарубежных гостей, в том числе проезжающих транзитом РФ. Если это будет сделано, то кризисные 2014-2015 гг. могут стать отправной точкой для сегмента въездного туризма в РФ. В связи с проведением значительных спортивных соревнований (2015 г. в Казани Чемпионат мира по водным видам спорта; Чемпионат мира по футболу в 2018 году и Чемпионат мира по хоккею). Возведенные спортивные объекты могут стать базой для дальнейшего развития спортивного туризма в России.

Однако государственная политика в сфере туризма должна быть направлена не только на привлечение зарубежных туристов, но и на переориентацию отечественных потенциальных туристов на внутренние туристические направления.

Такая политика начала постепенно внедряться в течение 2015 г. на основе популяризации туристических направлений Сочи и Крыма. Это поможет предотвратить отток валютных средств из страны, повысить заполняемость построенных туристических объектов и в целом повысить эффективность развития сферы международного туризма в стране.

Литература

.        Азар В.И. Экономика туристского рынка / В.И. Азар, С.Ю. Туманов. — М.: ДиС, 2005. — 412 с.

.        Борисова А.О. Особенности положения России на мировом рынке туристических услуг. [Электронный ресурс] // Российская экономика в современных условиях. — 2015. — С. 19-26. — Электрон. версия печат. публ. — Доступ из науч. электрон. б-ки „eLIBRARY.RU“.

.        Еременко И. А., Безуглова М. Н., Ганзина А. Д. Современные тенденции развития международного туризма и место России на мировом рынке туристических услуг // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 490-493. — Электрон. версия печат. публ. — Доступ из науч. электрон. б-ки „eLIBRARY.RU“.

.        История туризма: сборник / сост. С. Н. Макаренко, А. Э. Саак. — Таганрог: Изд-во Таганрог. ун-та, 2003. — 94 с.

.        Народное хозяйство СССР в 1989 г.: Стат. ежегодник / Госкомстат СССР. — М: Финансы и статистика, 1990. — 766 с.

7.      Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ / Ростуризм, Минспорттуризма России. — Электрон. дан. — М., 2009. — URL: <http://www.russiatourism.ru> (дата обращения 22.04.2016).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

.        Раппопорт А.В. История туризма в России: учеб. пособие / А.В. Раппопорт. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. — 210 с.

.        Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. М., 1994. — 813 с.

.        Темный Ю. В. Введение в экономику туризма / Ю.В. Темный. — М.: Советский спорт, 2006. — 184 с.

11.    Цуцура А.М. Современные проблемы Российского туризма / [Электронный ресурс] // Научные исследования: от теории к практике — 2015. № 1. — С. 16 -17. — Электрон. версия печат. публ. — Доступ из науч. электрон. б-ки „eLIBRARY.RU“.

.        Черевичко Т. В. Экономика туризма: Учеб пособие / Т. В. Черевичко. — М.: Дашков и К, 2010. — 264 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

511

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке