Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Рынок труда и методы его регулирования»

Рынок труда, в свою очередь, представляет собой систему общественных отношений по согласованию интересов носителя рабочей силы (занятого или желающего найти работу), работодателей и государства, функционирующих на основе законодательства, действующего в данный период времени и сформированного при участии и с учетом интересов всех субъектов рынка труда.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы ранка труда

1.1 Сущность и экономическое значение рынка труда

1.2 Спрос и предложение на рынке труда

1.3 Несовершенство рынка труда и необходимость ей государственного регулирования

Глава 2. Рынок труда в современной России

2.1 Необходимость рынка труда в России

2.2 Правовое регулирование рынка труда в России Глава

3. Государственное регулирование рынка труда и перспективы его развития

3.1 Государственное регулирование рынка труда в России

3.2 Международный опыт государственного регулирования рынка труда

3.3 Перспективы экономического роста рынка труда

Заключение

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Список литературы

Актуальность темы курсовой работы. Рынок труда — это важнейший элемент рыночной экономики. В отличие от других рынков его специфика состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает способность человека к труду.

Исходя из этого, рынок труда можно определить как совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленную многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства.

Кроме того, тема настоящего исследования приобретает дополнительную актуальность в контексте политического кризиса на Украине, оказавшего сильное влияние на все сферы экономики, в том числе на рынок труда.

Спад производства, закрытие предприятий, массовый рост безработицы, снижение размера заработков и повышение задолженности по их выплате, резкое сокращение потребительского спроса — далеко не полный перечень проблем, с которыми столкнулись правительства большинства стран уже в первые месяцы введения санкций.

Вектор развития социально-экономической политики может служить границей вмешательства государства в экономику и её государственное регулирование. Среди множества рынков, регулируемых государством, хотелось бы выделить рынок труда, т.к. именно по эффективности его функционирования можно охарактеризовать эффектность государственной политики в целом.

Падение экономической конъюнктуры, снижение покупательской способности населения, торможение роста производительности труда, безработица могут выступать индикатора нестабильности экономической ситуации в стране.

Также, в качестве институциональной среды рынка труда выступает совокупность основополагающих политических, социальных и юридических норм и правил, которые в совокупности образуют институциональный базис для экономически активного населения, уровня и структуры занятости.

Поэтому по ситуации, происходящей на рынке труда, можно оценивать ситуацию в экономике в целом.

Изучая состояние государства в социальной и экономической сфере, нельзя обойтись без анализа сферы труда и занятости. Ключевыми показателями в данной сфере, характеризующий состояние экономики и социальную напряженность в обществе, являются уровень безработицы и показатели ее структуры.

Приемлемый и стабильный уровень безработицы, как и эффективное функционирование рынка труда в целом, является необходимым условием поддержания уровня жизни населения. По данным официальной статистики, в течение последнего десятилетия в России регистрируется стабильное снижение уровня безработицы.

Вследствие этого рынок труда предъявит спрос и появится необходимость в дополнительных работниках

Регулирование рынка труда — тема, довольно хорошо разработанная в отечественной и зарубежной литературе по экономике труда. Значительное место в ней принадлежит работам Н. В. Вишневской, Р. И. Гимпельсон, Р. В. Капелюшникова, А. В. Кашепова, К. Э. Лайкам, Ю. Г. Одегова, В. М. Полтерович, Л. В. Смирных, В. В. Суворовой и др.

Однако, несмотря на многочисленность публикаций, следует отметить их разноаспектность, неоднозначность взглядов на методику государственного регулирования и понимание механизма управления развитием социально-трудовых отношений, что и предопределяет постановку проблемы в данной работе.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Объектом исследования в рамках курсовой работы является занятость населения, рынок труда и безработица в рыночной экономике России.

Предметом исследования настоящей работы являются основные тенденции государственного регулирования рынка труда на современном этапе.

Целью курсовой работы явилось развитие отдельных теоретических положений, характеризующих рынок труда в современных экономических условиях, разработка методических инструментов измерения безработицы и ее последствий, обоснование новых направлений их регулирования.

Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих задач:

.       Охарактеризовать сущность и экономическое значение рынка труда;

.        Исследовать соотношения спроса и предложения на рынке труда;

.        Выявить несовершенство рынка труда и необходимость ей государственного регулирования;

.        Изучить правовое регулирование рынка труда в России;

.        Рассмотреть международный опыт государственного регулирования рынка труда.

Информационной основой исследования явились данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстата), Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, Управления по труду и занятости населения, материалы, полученные при проведении социальных выборочных обследований.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков экономической теории, представителей различных научных школ, публикации современных отечественных и зарубежных экономистов по вопросам рынка труда, занятости и безработицы.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы. В работе имеется раздаточный материал — восемь рисунков и шесть таблиц.

Глава 1. Теоретические основы ранка труда Сущность и экономическое значение рынка труда

На протяжении последних более чем двух десятилетий в России функционирует целостная рыночная система, представленная совокупностью различных видов рынков, взаимосвязанных между собой экономическими отношениями посредством механизмов, обеспечивающих их функционирование.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Категория «рынок» устойчиво закрепилась в научном обороте и хозяйственной практике.

Сущность рынка как такового, с учетом дуальности его формирования, принято определять как: «1) совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги); 2) абстрактное или реальное пространство, в котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага (товары и услуги, включая такие специфические товары, как рабочая сила, капиталы и т. п.), а также способ этого взаимодействия».

Признание товарного характера рабочей силы, вытекающее из приведенного определения, означает, что рынок труда в общей рыночной системе современного российского общества занимает особое место, предопределяемое специфическим механизмом функционирования, присущими данному рынку особенностями и функциями.

Сложность познания рынка труда обусловливается его интегрирующей ролью в системе взаимосвязи со всеми видами рынков, составляющих рыночную систему.

Базовым элементом познания рынка труда выступает определение его сущности. С этой целью нами проведено обобщение представленных в отечественной и зарубежной экономической литературе трактовок категории «рынок труда».

Анализ содержания определений показывает, что при всей кажущейся близости трактовок рынка труда между ними есть определенные отличия, обусловленные ключевым аспектом трактовки категории. Графически это положение можно отобразить следующим образом.

Объективную проблемность отражения всех аспектов рынка труда в одном определении можно подтвердить высказыванием Н.В. Федоровой и О.Ю. Минченковой, по мнению которых, разделяемому нами, «рынок труда — наиболее сложный элемент рыночной экономики, где не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условий его функционирования, но и отражаются социально-экономические явления, происходящие в обществе.

От того, насколько успешно функционирует экономика, в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение основных субъектов рынка — работника и работодателя, зависят спрос на трудовую услугу и ее предложение, соответственно и уровень безработицы».

Как и на любом другом типе рынка, взаимодействие продавцов и покупателей рабочей силы на рынке труда обеспечивается посредством рыночной структуры, представляющей собой «совокупность условий, определяющих принятие рыночных решений производителями и потребителями».

Наиболее детальное представление рыночной структуры, на наш взгляд, дано в Новой экономической энциклопедии, где главные признаки основных рыночных структур представлены следующим составом: количество продавцов, степень рыночной власти у продавцов (коэффициент Лернера), характер взаимодействия продавцов, рыночная доля фирмы, наличие барьеров для входа и выхода на рынок, степень замещения товаров и услуг, информационное обеспечение рыночных операций, типичные отрасли, инструменты государственного регулирования рынка.

Ситуация на рынке труда подвержена влиянию широкой совокупности факторов самой различной природы происхождения, а также действию рыночных механизмов, определяемых типом конкуренции: монополии и монопсонии, олигополии и олигопсонии и т.д.

Этот аспект детально исследовался Л.И. Лопатниковым, классифицировавшим типы рынков по количеству продавцов и покупателей в виде матрицы.

В зависимости от совокупного проявления факторов формируется конъюнктура рынка труда, представленная тремя разновидностями, определяемыми соотношением спроса и предложения рабочей силы:

.        рынок труда испытывает дефицит предложения рабочей силы — «трудодефицитная» конъюнктура;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.        рынок труда перенасыщен товарным предложением при дефиците рабочих мест и характеризуется высоким уровнем безработицы — «трудоизбыточная» конъюнктура;

.        предложение рабочей силы соответствует спросу на нее, обеспеченному наличием рабочих мест — «сбалансированная» конъюнктура.

Сложность четкого определения понятия «рынок труда» состоит в том, что его изучение носит двусторонний характер: социальный и экономический. Несомненно, что более логично изучать рынок труда в контексте системы рыночного хозяйства экономики, где труд — это процесс социально-экономический.

Отсюда следует, что общее определение рынка труда должно формироваться с учетом следующих факторов: рынок труда — это сфера жизнедеятельности общества, в которой стоимость рабочей силы получает оценку, определяются условия найма, условия труда, величина заработной платы, гарантии занятости, возможность профессионального роста, возможность получения образования.

При анализе различных подходов в определении понятия «рынок труда» составим классификацию:

.        Рынок труда выступает в качестве рынка товара рабочей силы.

.        Рынок труда как соотношение спроса и предложения рабочей силы.

.        Рынок труда выступает в качестве системы. Различными учеными рынок труда рассматривается через подходы системно-эволюционный, системно-институциональный, а также в виде системных конструкций.

.        Рынок труда выступает в качестве определенной сферы деятельности для безработных и для работодателей.

.        Рынок труда в качестве механизма, объединяющего интересы тех, кого нанимают, и тех, кто нанимает.

В контексте каждой позиции можно расширять и дополнять смысловым значением определение через анализ последовательности действий рынка труда, обозначение его главных и второстепенных участников, посредников и т.д.

Таким образом, базовыми элементами структуры рынка труда выступают спрос (потребность в рабочей силе, определяемая количеством рабочих мест), предложение (наличие товара (рабочей силы), определяемое наличием трудовых ресурсов) и цена (стоимостная оценка использования рабочей силы, выражаемая в форме заработной платы и социальных выплат).

Объективность существования особенностей функционирования российского рынка труда признается всеми его исследователями, но выделение этих особенностей и их содержание отличаются.

При формировании нашей позиции по поводу особенностей функционирования российского рынка труда мы исходим из того, что их следует рассматривать согласно принципу причинно-следственной связи одновременно с особенностями формирования данного рынка

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Первой особенностью формирования российского рынка труда мы определяем свободу владельца рабочей силы в передаче права на ее использование.

В данном случае речь идет не только о свободе реализации права на труд (официальном трудоустройстве), но и о свободе выбора сфер профессиональных занятий, способов и форм трудовой деятельности, конкретных работодателей, условий и режимов труда и т.п., т.е. всех факторов влияния на принятие решения о выходе на рынок труда для предложения рабочей силы ее покупателям.

Вторая особенность формирования отечественного рынка труда нами определяется как индивидуализированность товара (рабочей силы) и сделок его купли — продажи.

Таким образом, следует отметить, что в системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы наемных работников и работодателей, а отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер.

1.2 Спрос и предложение на рынке труда

В настоящее время многие экономисты отмечают перенасыщение рынка труда высокообразованной рабочей силой. По их мнению, предложение дипломированных специалистов значительно превышает спрос на них на рынке труда, что, в свою очередь, ведет к занятию ими рабочих мест, не требующих высокой квалификации, а профессиональные компетенции данной категории работников оказываются невостребованными.

В случае, когда спрос превышает предложение, рабочие места, требующие высокой квалификации, заполняются рабочими с невысоким объемом человеческого капитала, что отрицательно сказывается на результатах труда.

В обоих случаях наблюдается дисбаланс между спросом и предложением высококвалифицированной рабочей силы, что ведет к снижению производительности труда и отрицательно влияет на состояние экономики в целом.

Анализируя российскую экономическую литературу, можно отметить, что вопросы предложения рабочей силы с высокой квалификацией изучены достаточно хорошо вследствие легкой доступности данных для анализа, тогда как недоступность данных, по которым можно изучить спрос на дипломированную рабочую силу, обуславливает практически полное отсутствие исследований на эту тему.

Анализ динамики предложений дипломированной рабочей силы в России начнем с изучения структурных сдвигов в образовательной структуре рабочей силы по данным переписей 1989, 2002 и 2014 гг. (табл. 1).

Таблица 1 Анализ образовательной структуры населения России по данным переписей 1989, 2002 и 2014 гг. (%)

В период между переписями 1989 и 2002 гг. удельный вес обладателей третичного образования типа А (высшее образование) увеличился на 5 п.п., а обладателей среднего профессионального образования (третичное образование типа В) — на 8 п.п. При этом у занятого населения данный прирост был выше — 9 и 11 п.п. соответственно.

В 2000-е г. в России данный процесс значительно ускорился. За период с 2002 по 2014 г. численность обладателей высшего образования (как законченного, так и незаконченного) увеличилась на 9 п.п., а среднего профессионального — на 4 п.п.

При этом нужно отметить, что в настоящее время доля занятого населения, имеющего ВПО, составляет примерно 32%, а СПО — почти 37%. Таким образом, за анализируемый период времени в российской экономике отмечается положительная тенденция накопления человеческого капитала.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В настоящее время сложилась диспропорция численности малообразованных (с основным общим и начальным образованием) и работников с третичным образованием, со значительным перевесом в сторону последних.

По мнению большинства экономистов, данное обстоятельство уже в ближайшее время может привести к значительному дефициту неквалифицированной рабочей силы на российском рынке труда.

Если анализировать динамику численности обучающихся студентов по уровням образования, можно отметить прямо противоположную тенденцию.

В 2014 г. по сравнению с 2000 г. численность студентов вузов увеличилась почти на половину: с 324 до 493 чел. в расчете на 10 тыс. населения.

Однако в 2009 г. впервые за последнее десятилетие отмечено сокращение этого показателя на 1,3% по сравнению с предыдущим годом, а в 2014 г. — на 5%. Численность обучающихся по программам СПО до 2007 г. превышала базисный уровень (2000 г.), но начиная с 2008 г. также отмечается отрицательная динамика данного показателя.

Отметим, что отрицательная динамика численности выпускников вузов и ССУЗов в последние годы является прямым следствием вхождения страны в «демографическую яму». Начиная с 2004 г. численность когорт в студенческом возрасте (15-19 лет) стала быстро сокращаться и к концу десятилетия уменьшилась на 25%. Как следствие, произошло сокращение численности студентов ССУЗов, а затем и вузов.

Однако тенденция снижения числа студентов с третичным образованием, наметившаяся в последнее время, не приведет к уменьшению объема предложения квалифицированной рабочей силы на российском рынке труда, так как количество дипломированных работников здесь по-прежнему остается очень высоким.

Необходимо заметить, что стремительный охват молодых людей с высшим образованием наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. При этом Россию можно отнести к самым высокообразованным странам мира, что подтверждает такой показатель, как охват населения образованием разного уровня (табл. 2).

Таблица 2 Структура населения по уровню образования в возрасте 25-64 лет

Анализируя данные табл. 2, можно заметить, что в России более половины населения в возрастном интервале от 25 до 64 лет имеют третичное образование (высшее и среднее профессиональное). Этот показатель превышает аналогичный в таких высокоразвитых странах, как Япония, США и Великобритания, на 23,4, 26 и 30 п.п. соответственно.

Анализ образовательной структуры занятого населения России показал, что ситуация здесь складывается еще благоприятнее. Россия по доле работников с третичным образованием (73%) является мировым лидером, опережая Францию, Великобританию, Германию, Японию и СшА в 1,6-2 раза.

Таким образом, в результате проведенного анализа предложения высококвалифицированной рабочей силы установлено, что на протяжении последних лет наблюдался ускоренный рост количества дипломированных работников, что приводит к накоплению человеческого капитала на российском рынке труда.

Следовательно, может возникнуть вопрос: сможет ли российская экономика справиться с таким объемом предложения и предоставить достаточное количество рабочих мест для высококвалифицированных специалистов? Будет ли данный человеческий капитал эффективно использоваться?

Динамика уровня безработицы различных образовательных групп, 2008-2014 гг. (%)

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Так, если предположить, что на данный момент рынок труда перенасыщен дипломированными специалистами, то это может косвенно подтвердить рост безработицы среди лиц с высоким уровнем образования. Проведем анализ уровня безработицы среди лиц с третичным образованием за последние 12 лет (рис.3).

Относительный показатель безработицы разных образовательных групп значительно колеблется: наименьший уровень ее отмечен у людей с третичным образованием (высшим и средним профессиональным), наибольший — у лиц с низким уровнем образования.

Так, размах вариации данного показателя колеблется от 9,4 до 13,6 п.п. Таким образом, наличие высшего или среднего профессионального образования у работника значительно снижает риск попадания его в разряд безработных.

Изменение показателя безработицы среди групп с различным образовательным уровнем в динамике за 2008-2014 гг. свидетельствует об устойчивой тенденции снижения этого показателя у всех образовательных групп.

При этом необходимо отметить, что у людей с третичным образованием кумулятивный прирост этого показателя был меньше (2008 г.), чем у лиц с низким образовательным уровнем. Таким образом, лица, имеющие более высокий уровень образования, более адаптированы к меняющимся условиям российской экономики, чем малообразованные лица.

Проанализируем уровень безработицы среди молодых людей в возрастном интервале от 25 до 34 лет в 2014 г. (табл. 3).

Таблица 3 Средний уровень безработицы по разным возрастным группам (%), 2014 г.

По данным табл. 3 видно, что уровень безработицы у молодежи по сравнению с лицами зрелого и предпенсионного возраста выше почти в 2 раза. Таким образом, может сложиться представление, что безработица охватывает в большей степени молодых людей — недавних выпускников вузов и ССУЗов, тогда как среди других возрастных групп, а именно лиц в зрелом возрасте, она менее распространена.

Однако анализ уровня безработицы у лиц в возрасте 25-34 лет различных образовательных групп в показал, что у молодежи с высшим и средним профессиональным образованием на протяжении как докризисного, так и посткризисного периодов наблюдаются более низкие значения данного показателя, чем у молодых людей со средним образованием и ниже.

На протяжении последних двадцати лет у работников в возрасте 25-34 лет с высшим образованием шансы трудоустроиться значительно увеличились. Если в 1992 г. вероятность стать безработным у данной категории лиц была ниже по сравнению с молодыми работниками с общим средним образованием лишь в 1,4 раза, то в 2008 г. — уже в 3,6 раза.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует, что в настоящее время не наблюдается роста безработицы среди работников с высшим образованием.

Следовательно, нельзя с уверенностью констатировать о перенасыщении российской экономики дипломированной рабочей силой и о значительной диспропорции между ее предложением и спросом на российском рынке труда.

1.3 Несовершенство рынка труда и необходимость ей государственного регулирования

Государственное регулирование рынка позволяет государственным органам активно вмешиваться в структуру функционирования рынка, влиять на развитие производства в общественно нужном направлении, а также использовать свои возможности для решения социальных проблем.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Необходимость такого вмешательства возникает при несовершенстве различных рынков в условиях нестабильности, при частичном учете затрат и итоговых результатов.

Также регулирование рынка труда служит решению макроэкономических задач, к которым относятся:

.        гарантии полной занятости трудоспособного населения;

.        борьба с инфляцией;

.        объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Государственное регулирование рынка ставит перед собой следующую цель: стабилизация рыночных отношений, выявление их равновесия или сдвига. При этом используются следующие методы:

.        контроль за объемами производства и уровнем цен — в этом случае государством выявляются конкретные цены или устанавливаются рыночные квоты;

.        использование государственных финансовых инструментов — воплощается во введении налогов и дотаций на определенные сферы деятельности;

.        введение фиксированных цен.

Установление налога на определенную сферу производственной деятельности привлекает активный рост предложений, где стоимость налога вносится в государственный бюджет продавцами из средств покупателей, приобретающих товар.

Дотация показывает обратную сторону налога, характеризующуюся в определенном проценте к стоимости товара или в сумме (рассчитанной в рублях) на единицу товара. Дотации получают чаще всего производители, хотя имеется реальная возможность их извлечения и у частного лица. Фиксированные цены вводятся на сельскохозяйственную продукцию, превышая уровень цен на рынках.

Таким образом, главной целью данного регулирования выступает обеспечение равновесия спроса и предложения на рынке труда, которое в случае проведения активной политики занятости достигается за счет подтягивания фактической безработицы к естественной.

Проводимая в России в настоящее время политика регулирования рынка труда имеет весьма положительные результаты, однако по ряду характеристик уступает ряду западных стран.

По состоянию на 2013 год средняя численность безработных составляет 4137 тыс. чел., что на 31% ниже значения показателя в 2003, при этом численность занятых в экономике выросла всего на 7% с 66339 млн. чел. до 71391 млн. чел. за аналогичный период.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Свыше 4 млн. граждан РФ ежегодно занимаются поисками работы. Общая величина безработных, классифицируемых в соответствии с критериями Международной организации труда, в 3,7 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения.

Если в период планового хозяйствования экономики главной задачей государственного регулирования рынка труда выступала задача об обеспечении рабочим местом каждого нуждающегося, то в настоящее время актуален вопрос поддержания баланса между спросом и предложением на рынке труда.

Политика занятости может реализовываться по двум направлениям:

.        активная политика занятости, которая предполагает регулирование уровня и продолжительности безработицы:

.        пассивная политика занятости, в рамках которой предполагается защита пострадавших от безработицы людей.

Среди ряда мер активной политики занятости можно выделить следующие:

Контроль органов государственной власти за состоянием рынка труда и совершенствованием механизмов сбора и обработки информации об имеющихся вакансиях.

Стимулирование ухода с рынка труда работников неперспективных категорий.

Подготовка, профессиональное обучение и переквалификация кадров.

Поддержка малого бизнеса с целью стимулирования создания новых рабочих мест.

Поддержка расширения временной и неполной занятости и прямое создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики путем организации рабочих мест. Разработка и реализация целевых программ расширения занятости.

Пассивная политика включает такие меры как:

.        Выплата пособий по безработице.

.        Выдача помощи по безработице при увольнении.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

.        Целевые выплаты.

Пассивная политика занятости менее результативна, так как она нацелена не на устранение причин безработицы, а лишь на кратковременную борьбу с её социальными последствиями.

В свою очередь её полное исключение не представляется возможным по причине возможного резкого увеличения количества неимущих и живущих за черной бедности, взрыва социальной напряженности и роста криминогенности.

Таким образом, государству необходимо выделять немалые денежные средства на поддержку безработных и их социальную защиту.

Масштабное снижение количества рабочих мест в синтезе с имеющимся уровнем неполной занятости может иметь опасность социального кризиса, происходящего, как правило, при нестабильности экономической конъюнктуры и кризисных явлений.

Страхование по безработице — это часть системы социального обеспечения государства, суть которой заключается в том, что основную ответственность за возмещение доходов работников, потерявших работу берет государство. Страхование по безработице доказало свою пользу в качестве автоматического стабилизатора в условиях недавнего мирового кризиса, однако данные пособия по безработице выплачиваются лишь в трети стран мира.

Глава 2. Рынок труда в современной России 2.1 Необходимость рынка труда в России

По состоянию на март 2014 г., занятыми числилось 71059 тыс. чел., из которых мужчин 36153 тыс. чел. (50,8 %) и женщин 3 906 тыс. чел. (49,2 %). Подавляющая доля занятых россиян являются работающими по найму (6 180 тыс. чел., или 93,1 %).

Средний возраст занятого населения России в отчетном периоде составил 40,3 лет, что идентично аналогичному показателю 2013 г. Средний возраст занятых мужчин составил 39,8 лет, женщин — 40,8 лет.

Изучая возрастную структуру занятых можно отметить равномерное распределение занятых по возрастным группам в пределах от 25 до 54 лет. Наименьшую занятость демонстрируют лица моложе 24 лет и пожилое население старше 60 лет.

Наибольшую долю среди занятых граждан РФ по уровню образования занимают лица с высшим профессиональным образованием (32 %) .

В отчетный период занятыми гражданами в среднем было отработано 2730230 тыс. человеко-часов в неделю, что больше аналогичного показателя 2013 г. на 0,55 %. рынок труд безработица занятость

В среднем, на одного занятого было отработано 38,4 часов в неделю, причем мужская часть занятых в среднем отработала 39,6 часов в неделю, женская — 37,2 часа.

За последний год структура занятого населения РФ по видам экономической деятельности не претерпела существенных изменений. Наибольшая часть занятого населения РФ трудится в сфере торговли и услуг (18,4 %), также велика доля обрабатывающих производств (15,0 %).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Ключевая для экономики России и наполнения ее бюджета сфера добычи полезных ископаемых занимает всего лишь 1,9 % от числа занятых граждан.

Сферами деятельности с преобладанием работниц женского пола можно назвать здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование, торговлю и сферу услуг.

«Мужскими» отраслями российской экономики можно назвать транспорт и связь, обрабатывающее производство, строительство, производство и распределение газа, электричества и воды, добычу полезных ископаемых и сельское хозяйство.

Почти треть россиян не способна найти работу в течение года и более.

По сравнению с мартом 2013 г., их число снизилось на 5 %, а число лиц, способных найти работу в течение не более 3-х месяцев выросло на 3 %, что отражает неплохую тенденцию к увеличению трудовой мобильности россиян и, возможно, повышения эффективности служб занятости.

Среди способов поиска работы наиболее популярными у россиян являются поиск работы через друзей и знакомых (36 %) и использование Интернета и СМИ (22 %), причем за последний год на 2 % выросла доля лиц, предпочитающих именно этот способ поиска работы.

Данная тенденция объясняется общим развитием сети Интернет, а также повсеместной информатизацией населения РФ.

В процессе изучения динамики занятости населения в различных сферах российской экономики подтвердилось преобладающее влияние сферы сельского хозяйства на сезонность отечественной безработицы.

На протяжении года данная сфера демонстрирует существенные колебания занятых (до 1,65 млн чел.).

Данная тенденция отражает нехватку всесезонных сельскохозяйственных производств, таких как тепличные производства или комплексы по переработке сельхозпродукции.

В связи с тем, что все сельскохозяйственное производство находится в сельской местности, такие колебания могут вызывать серьезные последствия в виде усиления социальной напряженности, роста алкоголизма и преступности.

В заключение хочется отметить, что за последнее десятилетие ситуация в сфере труда и занятости в России значительно улучшилась.

Этому способствует как и общий экономический подъем, так и работа правительства, направленная на поддержание слабых видов экономической деятельности, а также создание новых рабочих мест, особенно в таких регионах страны, как Северный Кавказ, Сибирь и Дальний восток.

Изучение структуры отечественной занятости и безработицы не выявило каких-либо аномалий. Единственным отрицательным моментом являются серьезные колебания занятости в сфере сельского хозяйства. Необходимость сглаживания таких сезонных колебаний очевидна, что требует от Правительства РФ увеличить усилия по созданию новых рабочих мест в сельском хозяйстве и связанных с ним сфер.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В свете последних событий, когда Российская Федерация была вынуждена ввести торговое эмбарго на поставки сельхозпродукции основных конкурентов российских производителей (стран Европы и США), вопрос о расширении производства пищевой продукции, а значит и увеличения количества рабочих мест, будет решен в самое ближайшее время.

2.2 Правовое регулирование рынка труда в России

Значительную роль в государственном механизме регулирования рынка труда выполняют законодательные методы. Государственная политика всегда традиционно опирается на законодательство и имеет нормативно-правовое исполнение, так как для эффективного функционирования рынка, конечно же, необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка труда, четко устанавливали их права, формировали равные возможности для реализации своих способностей к труду участников рыночных отношений.

Законодательство о рынке труда и занятости Российской Федерации представляет совокупность нормативных актов. Оно основывается, прежде всего, на Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных и правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

С помощью основных инструментов законодательства устанавливаются правовые, экономические, административные, организационные и социальные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Указом Президента РФ «О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест», Постановлением Правительства РФ «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации», другими нормативными актами так же осуществляется правовое регулирование на рынке труда.

Регулирование трудовых отношений, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Эффективное функционирование рынка труда невозможно без создания соответствующих экономических условий, проведения активной политики занятости, разработки и осуществления действенных федеральных и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и многое др. Существуют нормативные акты, принятые Федеральной службой занятости, находящейся в системе Минтруда России, в том числе акты, разъясняющие применение Закона о занятости. Положение о Федеральной службе занятости обязывает данные органы действовать на основе этого Положения.

В российском законодательстве о занятости населения находятся и международно-правовые акты по данной проблеме, утвержденные Россией. В конвенциях и рекомендациях МОТ уделяется внимание вопросам занятости.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование рынка труда как в стране в целом, так и субъектов Российской Федерации является социально и экономически значимым. Четкая регламентация правил поведения на рынке труда является важным условием для эффективного функционирования данного рынка, но не достаточным для достижения состояния эффективной занятости, особенно на региональном уровне.

Причина состоит в том, что развитие одной нормативно-правовой базы в субъекте Федерации недостаточно для решения проблем в сфере занятости населения, требуется учитывать сложившуюся ситуацию в сфере занятости с учетом условий и факторов развития региона в сочетании с другими компонентами регионального развития.

В субъектах Российской Федерации необходимо разрабатывать схемы (маршрутные карты) территориального развития, и программы комплексного социально-экономического развития экономических территорий, в которых должны решаться проблемы размещения производственных объектов, коммунальной инфраструктуры, экономики и социальной сферы, использования ресурсов различного назначения.

Законодательное регулирование региональных рынков труда должно лишь дополнять данные схемы и программы регионального развития. Выбор метода и инструмента государственного механизма для практического использования и решения конкретных задач обусловлен ситуацией, сложившейся в тот или иной период на рынке труда. Законодательная база и экономические программы формируют базу для современного действия другого механизма — рыночного.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Информационный метод, по нашему мнению, является самостоятельным элементом государственного механизма, так как применительно к рынку труда информационное сообщение — это необходимый инструмент процесса организации работы любого института (субъекта).

В отличие от других методов рассматриваемого механизма регулирования рынка труда, данный метод имеет цель — оказание воздействия на поведение субъектов данного рынка путем их информирования о конъюнктуре, соотношении спроса и предложения, деловой активности предприятий, рыночной цене труда; наличие необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы; освещение принятых нормативно-правовых актов и других сведений, касающихся рынка труда, федеральных и региональных органов государственной власти.

То есть, данный механизм позволяет информировать все институциональные единицы о положении на рынке труда в Российской Федерации или ее субъектах, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы, обмениваться информацией с другими участниками рынка труда и средств массовой информации.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, следует отметить, что современный государственный механизм регулирования рынка труда представляет собой комплекс административных, экономических, законодательных, информационных, организационных методов.

Все методы взаимоувязаны и взаимоподдерживают друг друга. Главное, чтобы содержание этих методов на практике не противоречило друг другу.

Глава 3. Государственное регулирование рынка труда и перспективы его развития

3.1 Государственное регулирование рынка труда в России

Государственное регулирование рынка труда — это и есть особая сфера государственного вмешательства в социально-экономические процессы и средства.

Оно обращает внимание на получение рациональных итогов в социально-экономических условиях, касающихся уровня занятости работоспособного населения, соответствия профессионального уровня занимаемым рабочим местам, а также решение проблем безработицы. Методы государственного регулирования рынка труда могут быть следующими:

.        организация новых рабочих мест, это возможно лишь путем уменьшения рабочего времени сотрудника;

.        корректировка режима труда и отдыха — предоставляется путем введения максимального рабочего времени в течение всей рабочей недели.

Использовать данные методы стоит с особой осторожностью, потому что они смогут не только уменьшить уровень безработицы в стране, но и ухудшить эффективность экономики всей страны.

Одним из методов регулирования рынка труда в таких странах, как Швеция, Испания, Германия, является пенсионный возраст.

Рынок труда как сфера экономической и социально-политической жизни общества требует постоянного регулирования с целью повышения уровня эффективности его основных функций. Это помогает регулировать систему занятости.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Государственное регулирование рынка труда было одним из первых направлений социальной политики. Оно образовалось в первой половине XIX века в Англии, когда появилось фабричное законодательство, ограничивающее применение детского труда и продолжительность рабочего времени для взрослых.

На сегодняшний день сложилась развитая система государственного регулирования, в которой выделяется три направления.

Установление условий использования труда:

.        детского и женского труда;

.        продолжительности рабочего дня, недели и отпуска;

.        норм гигиены и безопасности труда.

Государство воздействует на условия оплаты труда:

.       установление минимальной заработной платы + надбавки;

.        удержание заработной платы и цен;

.        налогообложение личных доходов;

.        помощь госорганов фирмам, компенсации, связанные с трудовой деятельностью (страхование на случай безработицы, страхование от несчастных случаев на производстве).

Государство регулирует отношения между наемными работниками и предпринимателями в конфликтных ситуациях. Нормой стало заключение коллективных трудовых соглашений, которые устанавливают права и обязанности обеих сторон.

В сфере социальной политики на рынке труда важно установить минимальный уровень заработной платы. Государство при этом предоставляет социальную гарантию, которая обеспечивает уменьшение количества бедных.

В числе критериев установления размеров минимальной заработной платы конвенция МОТ (Международная организация труда) «О минимальной заработной плате» называет:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.        потребности работника и его семьи с учетом общего уровня зарплаты в государстве, социальный: выплат, стоимости жизни, доходов других социальных слоев;

.        уровень производительности и занятости.

Государство использует систему мер изменения рабочей силы и труда в период экономического кризиса, позволяя развивать программы общеобразовательной и профессиональной подготовки, увеличивать сроки обучения молодежи, продолжительность декретных отпусков и соответствующие выплаты, повышать размеры пенсий, стимулировать досрочный выход на пенсию, удлинять период отпусков, сокращать продолжительность рабочей недели, стимулировать частичную и неполную занятость с одновременным сохранением тех же видов и объемов социального страхования, минимальной заработной платы, сроков отпусков и т. д.

Государственное регулирование занятости населения должно основываться на следующих факторах:

использование социального партнерства субъектов рынка труда, т. е. организация одинаковых возможностей для всех граждан (независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расы и национальности, пола, возраста, политических убеждений, отношения к религии) реализации права на свободный выбор вида деятельности в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой с учетом личных интересов и общественных потребностей;

поддержка в обеспечении эффективной занятости, недопущение безработицы, формирование новых рабочих мест и условий для организации предпринимательства;

добровольность и отсутствие принуждения граждан относительно выбора сферы деятельности и рабочего места;

поддержка мероприятий по регулированию занятости населения;

содействие трудоспособным гражданам в трудоспособном возрасте, которые нуждаются в социальной защите;

гарантия мер предупредительного характера по корректировке занятости населения и использованию рабочих мест;

определенная гарантия занятости, т. е. гарантия удержания рабочих мест и профессии, гарантия получения дохода.

Особое место в системе налаживания рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), которые являются одной из важных структур рыночного хозяйственного устройства.

Они представляют собой специальные учреждения, выполняющие функции на рынке рабочей силы. Во многих странах биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органу.

Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости работает большое число частных посреднических фирм, результат деятельности которых очень велик. В России используют такие фирмы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Основные направления деятельности бирж труда:

.        регистрация безработных;

.        регистрация вакантных мест;

.        трудоустройство безработных и других лиц, которые хотят получить работу;

.        изучение конъюнктуры рынка труда и обеспечение информации о ней;

.        тестирование лиц, стремящихся получить работу;

.        профессиональная ориентация и переподготовка безработных;

.        выплата пособий.

В настоящее время в развитых странах большинство соискателей устраиваются на работу не через биржи труда, а обращаясь за помощью в кадровые службы предприятий и организаций или в частные агентства.

Такая деятельность частных фирм в России наряду с биржей труда имела бы важный результат в деятельности рынка рабочей силы.

Но на сегодняшний момент фирмы такого рода основаны на мелком рынке недостаточных специальностей.

Биржа труда оказывает помощь безработным, выплачивая пособия, трудоустраивает и занимается переквалификацией кадров.

3.2 Международный опыт государственного регулирования рынка труда

Как свидетельствует опыт США, денежные выплаты, такие как дотации на питание и расширение охвата пособиями по безработице, могут в периоды экономического спада являться самостоятельными стимулами.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В тоже время эксперимент 1985 года, когда в том же государстве, в штате Иллинойс безработным выдавали по 500 долларов в случае трудоустройства до истечения срока выплаты пособий по безработице, показал, что безработным под силу, без государственного вмешательства, трудоустроиться.

В период же массовых сокращений, без государственных регуляторов трудоустройство высвободившейся с рынка труда активной части населений представляется весьма затруднительным, как и затруднительным представляется жизнь данной части населения без трудовых доходов.

Во время предшествующих экономических кризисов в большинстве стран Латинской Америке и Азии не существовало систем социального обеспечения. Поэтому, в пик кризиса, резко возросли уровни безработицы и бедности. В отличие от них, страны, создавшие системы страхования на случай безработицы в докризисный период, например, Республика Корея и Аргентина, смогли расширить сферу применения этих механизмов в целях противодействия кризису.

После недавнего экономического кризиса многие страны продлили сроки выплат и расширили список получателей пособий по безработице (см. таблица 4).

В Германии, Нидерландах и Франции увеличен круг лиц, которые могут претендовать на получение части пособия по безработице. Частичные выплаты пособий по безработице позволяют работникам сохранять трудовые правоотношения при сокращенном рабочем времени.

В ряде стран с низким уровнем доходов в малых масштабах и сугубо на экспериментальной основе осуществлялись различные программы поддержки безработных, в рамках которых разным целевым группам населения выплачиваются денежные пособия или предоставляются рабочие места. Однако данные программы были незначительны.

Системы страхования на случай безработицы играют важнейшую роль в поддержке доходов населения в периоды экономических спадов и в повышении эффективности поисков работы.

Также, существенным достоинством является то, что у экономически активного населения сохраняется уверенность в получении такого дохода в случае его увольнения. Однако и справедлива критика в отношении того, что они стимулируют экономику в ограниченных пределах и затягивают поиски работы.

Согласно этой точке зрения пособия по безработице дают отрицательный стимул к поиску работы и положительный стимул к продлению состояния безработицы. Остаются неясными точные границы необходимого баланса между гибкостью найма и увольнения и стабильностью нескольких стран с хорошо развитыми доходов работников, если не считать системами социальной защиты.

Таблица 4 Опыт расширения пассивной политики занятости в зарубежных странах в период мирового экономического кризиса 2008-2013 гг.

Рассмотрение вопроса пассивной политики занятости затрагивает и вопросы социальной помощи и безусловных трансфертов.

В ряде стран доступ к услугам в области здравоохранения и медицинского страхования обусловливается работой по найму. Поэтому экономически активное население (и их семьи), теряющее работу и источник доходов, одновременно лишается медицинской помощи по доступной цене.

Важнейшую роль здесь играют меры, защищающие безработных от потери доступа к услугам в области здравоохранения, другим социальным услугам или другим социальным пособиям (таким как пенсия, материнские и семейные пособия), а также часто забываемые вопросы, связанные с конфигурацией любой системы, которая обеспечивает защиту лицам, страдающим в результате потери работы.

Несколько стран объявило о сокращении и замораживании социальных расходов, как правило, в качестве меры по сдерживанию задолженности государственного сектора, однако большая же часть все же стремится расширить охват или увеличить размер пенсий, медицинских услуг и семейных пособий.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Так, в некоторых странах расширено использование обусловленных денежных трансфертов, непосредственно выплачиваемых получателям в обмен на обязательство пользоваться конкретными услугами. Условия самые разные — от обучения детей в школе до своевременного участия в медицинских осмотрах.

В отличие от безусловных денежных трансфертов они влияют на поведение домашних хозяйств, привязывая дополнительный доход к выбору определенных услуг, которые в долгосрочном плане укрепляют их человеческий потенциал. В основе лежит тезис о том, что «использование услуг ограничивается не физической, а ценовой доступностью», и дополнительное подтверждение этому должен дать глобальный кризис.

Популярность программ таких трансфертов стала расти после их успешного применения в период кризиса 1990-х годов в Латинской Америке. Наибольшего результата добилась Мексика, где удалось сократить разрыв между богатыми и бедными на 21 процент.

В разных странах отмечаются достаточно серьезные различия в объемах ассигнований на цели социальной защиты. Как правило, государственные расходы на систему социальной защиты увеличиваются по мере развития экономики.

Тем не менее, между странами существуют большие различия. Главные направления в области изменения ассигнований на систему социальной защиты представлены в таблице 5.

Таблица 5 Главные мероприятия по социальной защите населения в зарубежных странах в период 2007-2013 гг.

Как видно из таблицы, регуляторы рынка труда тесно связаны с инструментами фискальной политики и механизмами расширения сферы охвата системой социального страхования населения.

При реализации пассивной политики борьбы с безработицей необходимы не только денежные средства со стороны государства — необходима поддержка и учет мнения бизнес сообщества, сотрудничество, выстраивание конструктивного прочного долгосрочного диалога.

Формы, роль и значение подобного диалога весьма разнятся в зависимости от масштаба и состава экономической деятельности, трудового законодательства, масштаба и содержания коллективных переговоров, силы и легитимности социальных партнеров, а также уровня соблюдения международных трудовых норм и прав работников.

Наряду с бизнес сообществом, в решении вопросов борьбы с безработицей и регулированием рынка труда можно прибегнуть к консультациям со стороны МОТ. Подобный опыт имеется в Южной Африке, где действует высокоавторитетный орган, организующий диалог и переговоры по экономическим и социальным вопросам. Проводится он в рамках форума NEDLAC совместно с инициативой Президента страны.

Таким образом, можно отметить, что вопросы государственного регулирования рынка труда во многом упираются в сферу регулирования безработицы.

Пассивная политика в данной сфере весьма менее результативная по отношению к желанному состоянию рынка труда, нежели чем активная, но она имеет несколько иную цель — социальную защиту пострадавших безработных.

Как показывает зарубежный опыт, задав ей нужный курс она может быть весьма эффективна при наступлении кризисных явлений, а также давая уверенность населению в стабильности завтрашнего дня в случае безработицы.

Таким образом, исходя из особенностей сложившейся ситуации на рынке труда Европейского Союза, становится очевидной необходимость непрерывного мониторинга показателей занятости, уровня безработицы, динамики и структуры соответствующих значений с целью решения двуединой задачи — обеспечения многоуровневого регулирования рынка труда (на международном, государственном, региональном, микроуровне) и прогнозирования возможных изменений с целью предупреждения негативных проявлений и следствий функционирования рынка труда (недополучения ВВП, нерационального использования экономически активного населения, неконтролируемого перемещения рабочей силы и т.п.).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

3.3 Перспективы экономического роста рынка труда

С начала 2014 года межгосударственные отношения России и Украины начали катиться по наклонной.

В связи с этим испортились отношения и с Западом. Летом в отношении ряда российских должностных лиц, государственных компаний и банков были объявлены экономические санкции со стороны западных государств.

Это привело к росту процентных ставок по кредитам и трудностям с финансированием новых проектов, а также рефинансированием имеющейся задолженности.

В августе Россия объявила ответные санкции в отношении поставок продуктов питания из ряда западных стран, что вкупе с прочими неблагоприятными причинами привело к ускорению роста потребительских цен до 8-9% годовых в целом и до 1114% по продуктам питания.

Всё это спровоцировало дальнейшее снижение российских фондовых индексов, и без того пребывавших на минимальных за последние три года уровнях. Наконец, в сентябре — октябре произошло снижение мировых цен на нефть более чем на 20%. Это спровоцировало атаку на российский рубль, курс которого за 1,5 месяца снизился по отношению к доллару и евро более чем на 25%. Указанные факторы не могли не оказать влияния на рынок труда в России.

Это будет провоцировать рост оттока высококвалифицированной рабочей силы за границу. За счет фактической девальвации в конце 2014 года многие трудовые эмигранты из стран средней Азии, вернулись в свои страны, таким образом, освободилось место для низко квалифицированной рабочей силы в России.

Снижение доверия инвесторов к российской экономике, вызванное ростом политической напряженности, связанные с введенными экономическими санкциями со стороны стран Европы и США затрудняют жизнь работодателям в Российской Федерации.

«Резкие скачки на валютном рынке затронули все российские компании. Конечно, это сказалось на сокращении бюджетов на рекламу, рекрутмент и прочее. Введение очередных санкций против России повлекло за собой остановку всех ранее запланированных трат, а в отдельных случаях и приостановку бизнеса».

«Санкции затронули оборонную промышленную, нефтедобывающую отрасль и особенно важно для экономики — финансовый сектор Российской Федерации. Каждая корпорация в этих условиях решает вопрос о дальнейшем своем существовании без потерь своих позиций».

Кризис, который мы наблюдаем в настоящее время, как и во все времена, нарушает баланс общественных отношений, что не может не отражаться на рынке труда.

В первую очередь экономический спад ухудшает условия труда работников, в виде приостановки работ, сокращения заработной платы, «принудительно-добровольного» предоставления отпусков без сохранения заработной платы, переводы на другую работу, смены режимов работы без согласия работников и т. д.

Санкции, введенные против РФ, сказываются на развитии экономики страны, но на рынке труда мы пока не замечаем резких изменений. Политическая ситуация в мире меняется почти каждый день, поэтому трудно судить, что можно ожидать до конца текущего года.

Численность экономически активного населения в Российской Федерации в сентябре 2014 года составила 75,7млн. человек, или это составляет 53, 0% от общей численности страны.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В 1 квартале 2014 года среднемесячная численность экономически активного населения составляла 75,0млн. человек. А в 3 квартале текущего года среднемесячная численность составляет 75,9 млн. человек, это видно из таблицы 6.

Таким образом, численность экономически активного населения увеличивается, несмотря на действующие экономические санкции.

Таблица 6 Динамика численности экономически активного населения РФ за 2014год

Кроме этого из таблицы мы видим, что число безработных в Российской Федерации остается на одном уровне в течение 3 квартала 2014 года.

Безработные мужчины в сентябре 2014 года составляют 5,1% к экономически активному населению страны, а женщины — 4,7%. Средний возраст безработных в сентябре 2014г. составил 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,7%, лица в возрасте 50 лет и старше — 18,4%.

«В настоящее время остро стоит проблема экономического неравенства крупных и малых городов Российской Федерации. Потенциал, имеющийся в крупных городах, позволяет населению найти работу по своей квалификации.

На развитие экономики крупных регионов оказывает влияние географическое положение, наличие природных ресурсов, номенклатура выпускающей продукции. В малых городах картина иная, отсутствие промышленности, постоянно закрывающиеся предприятия негативно влияют на рынок труда».

Экономическое неравенство городских и сельских территорий отрицательно влияет на рынок труда сельских территорий. Высокий уровень безработных наблюдается в сельской местности, так в сентябре текущего года он составлял 7,6%, а в городской местности — 4,1%.

«Устойчивое развитие сельских территорий может быть достигнуто, если в течение длительного времени обеспечивается в единстве и взаимодействии воспроизводство производственного потенциала, человеческого капитала и природной среды».

«Уровень безработицы по регионам сильно различается: дифференциация достигает 26 раз, по округам — почти 3,5 раза.

Так, самый низкий уровень безработицы в сентябре 2014 года был зафиксирован в Центральном федеральном округе — 3,1%, самый высокий — в Северо-Кавказском федеральном округе (10,8%).

Среди регионов самый высокий уровень безработицы в июле-сентябре был зафиксирован в Ингушетии (31,1%), Чечне (21,1%) и Туве (18,4%). Сложная ситуация также в республиках Карачаево-Черкесия (13,7%), Алтай (11,3%), Калмыкия (10,5%).

Поиск работы занимает у безработных достаточно много времени, так среднее время поиска работы у безработных занимают от 7,4месяца в начале текущего года до 7,1 месяцев в конце сентября 2014 года. Средняя продолжительность поиска работы безработными в сентябре 2014г. у женщин составила 7,2 месяца, у мужчин — 6,9 месяца.

К сожалению, экономика и политика очень тесно взаимодействуют между собой, поэтому многих интересует, как же будет меняться рынок труда в России?

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Под эгидой российской аудиторско-консалтинговой компании ФБК в октябре 2014 года была проведена конференция «Экономика санкций», где эксперты в области экономики и финансов обсуждали актуальные на данный момент вопросы, которые касаются влияния санкций и контрсанкций на ситуацию на российском рынке труда.

Многие из экспертов считают, что экономические санкции не оказывают существенного влияния на состояние российской экономики, это по большей части результат стагнации. В частности так считает Евгений Ясин, руководитель НИУ «Высшая школа экономики».

Участники конференции пришли к выводу, что уровень занятости будет контролироваться Правительством России, но снижение заработной платы возможно произойдет.

Ситуация на рынке труда Российской Федерации вызывает неоднозначную реакцию, из-за введенных санкций крупные предприятия вынуждены сокращать свои инвестиционные программы, увеличивается разрыв между рынками труда крупных и малых городов.

Как выяснили эксперты НИУ ВШЭ, в сентябре 2014 года 16% промышленных предприятий уволили часть своих сотрудников. При этом эксперты отмечают: потерявшие работу находят себе новую в неформальном секторе.

Из-за этого и данные Росстата по безработице почти не меняются. Мало кто становится на биржу труда и объявляет себя официально безработным. Эксперты выяснили: треть населения малых российских городов находятся вне поля зрения государства.

Это, по словам профессора НИУ ВШЭ Юрия Плюснина, «гигантский пласт, который не виден ни власти, ни общественности». По его оценке, от 50% до 80% трудоспособного населения малых городов находят себе заработок на стороне, как правило, самостоятельно и неофициально.

Таким образом, для активного развития рынка труда в Российской Федерации необходимо решение экономических и политических проблем, которые в настоящее время существуют.

Введенные экономические санкции стимулируют в стране импортозамещение зарубежных продуктов конкурентоспособным российским продуктом. В решение этой задачи необходимо особую роль отвести экономике сельских территорий, где рынок труда не достаточно активен.

Проблемы рынка труда, особенного на региональном уровне, невозможно решить самостоятельно, поэтому необходима государственная помощь особенно дотационным территориям.

Таким образом, крайне специфическими является роль и место государства в решении вопроса безработицы.

Если же вести речь о РФ, то поддержка государства экономике и особенно рынку труда крайне важна. В недалеком прошлом государство нашей страны находило решения практически всех вопросов трудоустройства населения, гарантировало ему полную занятость, кроме того в общественном хозяйстве труд был обязателен.

Несомненно, в наши дни оставить население страны наедине с рынком труда было бы не только негуманно, но и экономически неэффективно.

Государственная помощь должна быть предоставлена:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

.        в разработке программ занятости,

.        в поддержке безработных в виде финансовой помощи

.        в возможности подготовки кадров для приобретения новых профессиональных знаний, навыков и т.д.

На сегодняшний день речь об этом идет не потому, что этого не происходит, а потому что, масштабы этой деятельности не охватывают всю массу людей, нуждающихся в такой помощи.

Важнейшим направлением сокращения безработицы является развитие самозанятости населения. Самозанятость представляет собой специфическую форму экономической деятельности. Ее суть заключается в том, что гражданин находит источник доходов сам для себя, который обеспечивает ему достойный уровень жизни в ходе экономической деятельности, которая не должна противоречить законам страны.

В Российской Федерации в соответствии с законом о занятости к самозанятым относятся: предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, члены производственных кооперативов и т. д.

Развитие самозанятости предполагает существование некой организационной структуры, которая оказывает людям определенную поддержку в развитии их бизнеса. В частности подобную помощь и обеспечивает служба занятости.

Она имеет возможность предоставить денежную сумму безработным для организации производства, осуществить обучение граждан и т. п. В настоящее время наиболее популярной формой самозанятости можно считать торговлю.

Еще одним важным аспектом минимизации безработицы является организация подготовки и переподготовки кадров.

Данная деятельность сегодня должна рассматриваться в первую очередь в качестве важнейшего компонента процесса создания человеческого капитала. Данная работа общества и государства неразделимо связана с созданием экономики знаний.

В тоже время количественные и качественные свойства процесса подготовки и переподготовки работников должны учитывать потребности экономики в кадрах и создать условия для обеспечения не только текущих, но и перспективных потребностей при согласованности спроса и предложения рабочей силы.

Безусловно, обширное применение современных технологий обучения может полностью поменять обстановку на рынке труда с помощью повышения квалификации работников, освоения ими дополнительных специальностей и профессий.

Решение вопросов безработицы неделимо связано с государственной инвестиционной политикой. Успешный результат этой деятельности может быть обеспечен только при условии, что научно-техническая политика отчетливо распознает приоритетные направления и осуществляется их финансирование.

Безработица представляет собой сложное социально- экономическое явление и выступает в качестве постоянного спутника рыночной экономики. Ее невозможно ликвидировать в лучшем случае она может быть сведена к естественному уровню. Несмотря на значительное сокращение количества безработных, ее уровень по- прежнему достаточно велик.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Следовательно, безработица обусловлена процессом социально-экономического развития государства и общества. Она является неотъемлемым элементом развития производства.

В определенном смысле можно сказать, что безработицу, которая представляет собой макроэкономическое явление, определяющее темпы и уровень экономического развития страны, порождает производство.

Список литературы

.        Алонкина Л.И. Государственное регулирование занятости населения. М 2011. № 6

.       Анпилов С.М., Безлепкина Н.В., Тюкавкин Н.М. Экономика и управление в XXI веке: колл. монография / под общ. ред. Л.А. Сараева, А.Н. Сорочайкина, Н.М. Тюкавкина. Самара, 2011. Т. 9

.        Бабенкова Л.М. Теоретические аспекты исследования рынка труда как системы социально-экономических отношений / Бабенкова Л.М. // Известия высших учебных заведений Поволжский регион. 2011. №3.

.        Ващенко А.Н., Зубова О.Г., Даева Т.В. Мониторинг инвестиционной активности сельских территорий // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014 №1 (26)

.        Глаз Ю.А. Некоторые теоретические аспекты функционирования рынка труда / Ю.А. Глаз, Р.У. Салпагаров // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2011. — № 4 (40)

.        Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. 4-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2009.

.        Доклад Международной организации труда, представленный Саммиту лидеров Группы двадцати. Питтсбург, 24 и 25 сентября 2013 года. Международное бюро труда, Женева, сентябрь 2013 г.

.        Забатурина И. Ю. Статистический обзор развития образования в России: 2000-2014 гг. // Вопросы экономики. 2014. № 5

.        Забатурина И. Ю., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Озерова О. К. Статистическая характеристика системы профессионального образования: 2000-2011 гг.: Информ. бюл. М.: НИУ ВШЭ, 2013

.        Збышко, Б. Г., Лучицкая, Л. Б. Занятость населения в России: правовое регулирование [Текст] / Л. Б. Лучицкая, Б. Г. Збышко // Экономические и социальные проблемы России. 2011. — № 2

.        Капелюшкин Р. Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? В 2 ч. // Вопросы экономики. 2012. № 2-3.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.        Капелюшников Р.И. Трудовой кодекс: изменил ли он поведение предприятия? Препринт WP/2004/03. — М.: ГУ ВШЭ, 2011.

.        Курбатова М.В. Проблемы становления российской модели рынка труда // Известия Академии труда и занятости. 2011. № 1-2.

.        Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2009.

.        Лучицкая, Л. Б., Збышко, Б. Г. Социальная ответственность как фактор гармонизации регионального рынка труда и профессионального образования [Текст] / Л. Б. Лучицкая, Б. Г. Збышко // Труд и социальные отношения. 2012. — N° 5.

.        Радюкова Я. Ю., Федорова А. Ю., Смагин И. И. [ и др.] Развитие финансовой системы в условиях модернизации экономики России: колл. монография. Тамбов: Изд- во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013.

.        Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2009

.        Снитко Л. Т. Управленческие аспекты социально-трудовых отношений на предприятии / Л.Т. Снитко, И.И. Шкляр // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2013. — № 1 (45)

.        Тюкавкин Н.М. «Государственная» революция и приватизация в России // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 3.

.        Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России // Проблемы современной экономики. 2011. № 1

.        Тюкавкин Н.М. Экономический феномен Китая // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2011. № 3 (29).

.        Федорова Н.В. Управление персоналом организации / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. — М.: КНОРУС, 2011

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

5191

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке