Для России тема, связанная с межбюджетными трансфертами, является актуальной всегда, так как особенности федеративного устройства страны, наличие большого количества регионов с разным уровнем развития заставляют всегда находиться в поиске оптимального и в вопросе разграничения доходов между бюджетами, и в вопросах предоставления межбюджетных трансфертов.

Введение

Для России тема, связанная с межбюджетными трансфертами, является актуальной всегда, так как особенности федеративного устройства страны, наличие большого количества регионов с разным уровнем развития заставляют всегда находиться в поиске оптимального и в вопросе разграничения доходов между бюджетами, и в вопросах предоставления межбюджетных трансфертов.

Принцип сбалансированности — это один из принципов, на которых основывается вся бюджетная система Российской Федерации (принцип — основное, исходное положение какой-либо теории, науки, учения, мировоззрения). Понимая принципы бюджетной системы страны, мы можем понимать логику устройства всей бюджетной системы. Поэтому крайне важно понимать, как организация управления общественными финансами в нашей стране (а именно, система межбюджетных трансфертов) учитывает принцип сбалансированности.

Для более детального понимания значения межбюджетных трансфертов в обеспечении сбалансированности бюджетной системы необходимо сузить рамки данной темы. Поэтому в моей работе главным образом будет анализироваться значение системы межбюджетных трансфертов для обеспечения сбалансированности региональных, местных и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Анализ роли межбюджетных трансфертов на примере данных видов бюджетов позволит сделать выводы о их значении в обеспечении сбалансированности бюджетной системы в целом.

Система межбюджетных трансфертов Российской Федерации имеет свои экономические и социально-политические функции. В данной работе будет проанализировано значение системы межбюджетных трансфертов для обеспечения сбалансированности бюджетной системы. Это является целью моего исследования. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

определить, что такое сбалансированность бюджетной системы;

рассмотреть основные элементы системы межбюджетных трансфертов;

проанализировать роль межбюджетных трансфертов для региональных и местных бюджетов;

определить значение каждой формы трансфертов на сбалансированность бюджетов.

1. Межбюджетные трансферты: понятие, структура, особенности

.1 Система межбюджетных трансфертов Российской Федерации

Федеративная структура, которая складывалась в России в последние десять лет, характеризуется большим количеством дотационных регионов и небольшим количеством регионов-доноров. Такая диспропорция порождает большое количество экономических и социальных проблем.

Главной отличительной чертой межбюджетных отношений в России является то, что число дотационных регионов очень велико — 70 из 83 регионов (84% всех регионов России находятся в неприбыльной зоне). В этих дотационных регионах проживает 74,2% населения России, и занимают данные регионы 87% территории государства. Такая ситуация продолжается на протяжении 10 лет. Причем существует очень большой разрыв в доходах (примерно в 6 раз) между 10 наиболее и наименее богатыми регионами России.

Поэтому межбюджетные трансферты играют огромную роль в экономике страны. Когда речь идет о системе межбюджетных трансфертов, то это, прежде всего, формы межбюджетных трансфертов, их отличия друг от друга, взаимосвязанность, роль межбюджетных трансфертов, а также цели их предоставления.

Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Формами межбюджетных трансфертов являются:

дотации;

субсидии;

субвенции;

иные межбюджетные трансферты.

Далее будут рассмотрены все формы межбюджетных трансфертов по отдельности. Определения всем формам межбюджетных трансфертов будут даны на примере тех, которые распределяются из федерального бюджета Российской Федерации.

1.2 Дотации

Существует несколько видов дотаций регионам РФ, основными из которых являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотации на обеспечение сбалансированности.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

) Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

Данный вид «предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой <#»904687.files/image001.gif»>

Рисунок 1 — Доля трансфертов в доходах внутригородских муниципальных образований г. Москвы в 2009-2015 гг.

Как видим, бюджеты муниципалитетов очень зависимы от бюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета города. Это характерно не только для Москвы, это характерно для большинства муниципалитетов РФ. Т.е. в настоящее время наблюдается очень сильная зависимость муниципалитетов от бюджетных вливаний из бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета.

2.1.1 Контроль расходов бюджетов с помощью системы межбюджетных трансфертов

Ранее было сказано, что одним из способов устранения дефицита бюджета является лимитирование расходов бюджета. У системы межбюджетных трансфертов также есть и такая функция. Поэтому система межбюджетных трансфертов может влиять на сбалансированность бюджетов не только через механизм предоставления трансфертов на увеличение доходов с целью финансирования расходов. Система межбюджетных трансфертов может влиять и на снижение расходов того бюджета, для которого трансферты выступают доходом. Рассмотрим данный тезис на примере положений Бюджетного кодекса РФ.

Распоряжением Правительства Российской Федерации №467-р от 03.04.2006 была одобрена Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах. Данной концепцией предлагались меры по осуществлению бюджетного процесса в регионах и муниципалитетах в зависимости от уровня бюджетной дотационности. Затем меры, которые будут названы ниже, были закреплены в Бюджетном кодексе РФ.

«Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права заключать… соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В случаях, если доля межбюджетных трансфертов превышает 20%, то субъекты РФ не имеют права:

«1) устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

) превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации».

А в случае, если доля трансфертов превышает 60%, то на бюджеты регионов распространяются ограничения названные в предыдущем абзаце, а также осуществляются следующие меры:

«1) подписание соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

) организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства;

) представление финансовым органом субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период);

) проведение ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

) иные меры, установленные федеральными законами».

Состав и структура межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджетам субъектов РФ в 2012-2015 гг.

За период 2012-2015 гг. произошло незначительное снижение объема трансфертов. Увеличение объема МБТ в 2014 году на 155,79 млрд. руб. по сравнению с 2013 годом, связано с кризисом ,вызванным санкциями в адрес России.

Для бюджетов муниципальных образований также существуют свои ограничения и предусмотрены меры, похожие на меры, которые были названы выше.

Таким образом, система межбюджетных трансфертов может генерировать не только дополнительные источники доходов бюджета, но и контролировать уровень расходы бюджетов для стимулирования дополнительных поступлений в бюджеты субъектов и муниципалитетов. Данный механизм контроля расходов является отличным дополнением к другим бюджетным правилам, позволяющим ограничить уровень расходов бюджетов субъектов и муниципалитетов. Развитие и совершенствование механизмов контроля расходов является очень актуальной задачей, так как субъекты и муниципалитеты Российской Федерации не всегда задумываются о лимитировании бюджетных расходов. Такой механизм позволяет ограничить политические амбиции высших должностных лиц, чтобы увязать расходы с реальным уровнем доходов.

2.1.2 Межбюджетные трансферты в ближайшей перспективе

В соответствии с Программой «Основные направления бюджетной политики в 2014-2017 годах» одной из задач политики межбюджетных отношений является обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы, в том числе путем предоставления межбюджетных трансфертов, а также стимулирования по наращиванию доходной базы региональных и местных бюджетов. Поэтому, рассказав о настоящей ситуации в области предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, необходимо сказать несколько слов о ближайшем будущем системы межбюджетных трансфертов.

Планируется сокращение общего количества межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета региональным бюджетам. Рост доходов консолидированных бюджетов будет способствовать сокращению количества предоставляемых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Несмотря на сокращение, трансферты будут продолжать играть значимую роля в обеспечении сбалансированности бюджетной системы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

.1.3 Влияние форм межбюджетных трансфертов на сбалансированность бюджетной системы

Любая система состоит из составляющих. В соответствии с бюджетным законодательством РФ, система межбюджетных трансфертов в России состоит из четырех форм: дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты. Если система межбюджетных трансфертов в целом влияет на сбалансированность, то это ещё не значит, что каждый элемент системы влияет на сбалансированность бюджетной системы. Поэтому необходимо рассмотреть роль каждой формы межбюджетных трансфертов в обеспечении сбалансированности бюджетной системы.

Заключение

В самом начале работы были даны определения понятиям «сбалансированность бюджетной системы» и «система межбюджетных трансфертов». Затем была найдена взаимосвязь между этими понятиями.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, сбалансированность является одним из принципов бюджетной системы. Это значит, что все нормы бюджетного законодательства и методы управления общественными финансами должны основываться на этом принципе и учитывать его. В работе было доказано, что система межбюджетных трансфертов, как один из основных элементов управления общественными финансами, не является исключением и в полной мере учитывает и базируется на данном принципе.

Основное внимание было уделено исследованию значения каждой формы межбюджетных трансфертов для обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов. Данное исследование показало огромную значимость каждой из форм межбюджетных трансфертов в обеспечении сбалансированности бюджетной системы.

Бюджетная система РФ характеризуется наличием регионов с разными уровнями налогового потенциала, разными климатическими условиями, регионы по-разному обогащены полезными ископаемыми. С помощью механизмов межбюджетных трансфертов, в особенности дотаций, обеспечивается горизонтальная сбалансированность бюджетов. Также финансовая помощь в виде межбюджетных трансфертов позволяет устранить вертикальную несбалансированность, которая возникает из-за превышения фактических расходных обязательств по отношению к бюджетной обеспеченности. В Российской Федерации в настоящее время основными видами межбюджетных трансфертов являются дотации, субвенции и субсидии. Все они являются безвозмездными и безвозвратными.

Законодательное закрепление межбюджетные трансферты получили в Бюджетном кодексе РФ, а также в принимаемых Правительством постановлениях и распоряжениях.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Считается, что сложившаяся в России система межбюджетных отношений, в частности система предоставления межбюджетных трансфертов, соответствует общепринятым в мире базовым требованиям. Несмотря на четкость структуры форм межбюджетных трансфертов, существует множество проблем в области практической реализации финансовой помощи регионам и муниципалитетам в форме межбюджетных трансфертов.

Список использованной литературы

1.       Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

.        Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. №311-ФЗ «О федеральном бюджете»

.        Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 1123-р

.        Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2016.

.        Богов Х. М. Объективная основа бюджетной политики — функции бюджета. // Актуальные проблемы рыночной экономики: бюджетные, налоговые, отраслевые и социальные аспекты. — М.: ИнДел, 2012.

.        Карасева М. В. Финансовое право Российской Федерации: Учебник // Отв. ред.. М.: Юристъ, 2014

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

.        Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование. — М., КноРус, 2013.

.        Министерство финансов Российской Федерации / [Электронный доступ]. — Режим доступа: URL: http://minfin.ru/ru (дата обращения: 17.02.2017г.).

9.       Сайт Правительства Москвы / [Электронный доступ]. — Режим доступа: www.mos.ru <http://www.mos.ru>