Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Социология семьи»

В рамках современной социологии вопросы исследования семьи и происходящих в ней изменений являются актуальными и перспективными направлениями, что обусловлено проявлением кризисных явлений в функционировании современных семей, что приводит к отражению данной проблематики на всех сферах и функциях жизнедеятельности.

Курсовая работа с гарантией

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблем семьи глазами социологов. 3

1.1.   Социологический аспект исследования семьи как социального института и группы   3

1.2.   Особенности функционирования семьи в современном обществе. 3

Глава 2. Современный подход к исследованию социальных функций и ролей в семье как социальном институте и социальной группе. 3

2.1 Социальные функции современной семьи как социального института и социальной группы.. 3

2.2. Социальные роли и ролевые ожидания в современной семье как социальном институте и социальной группе. 3

Заключение. 3

Список используемой литературы.. 3

Введение

В рамках современной социологии вопросы исследования семьи и происходящих в ней изменений являются актуальными и перспективными направлениями, что обусловлено проявлением кризисных явлений в функционировании современных семей, что приводит к отражению данной проблематики на всех сферах и функциях жизнедеятельности. При этом под кризисом понимается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, в которыми она успешно справлялась ранее. Но это позволяет судить не об упадке, а скорее от трансформационных процессов, обусловлена и которые характерны для образа семейной жизни, требующие серьезного осмысления, как на теоретическом, таки и на эмпирическом уровнях.

Помимо прочего, актуальность темы исследования института семьи обусловлена и изменениями в российском обществе, что непосредственно затронуло и традиционные устои. Конечно, нельзя говорить об усугублении института семьи в целом, а излишняя драматичность в данном вопросе не создает предпосылок для объективного анализа, поэтому важно акцентировать внимание на выявлении и изучении потенциальных возможностей по адаптации семьи в условиях изменений и трансформации внешней среды, при сохранности внутренних устоев.

Специфика семьи как социального института рассматривалась в трудах таких исследователей как Э.Берджесса, Дж. Мэдока, А.Г. Харчевена, М. Вебера, Ф. Энгельса, Б. Рассела и пр.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Семью как социально-психологическую группу изучали такие исследователи как У. Джеймс, Ф.Знанецкий, Ч. Кули, У. Томас и пр.

Объектом исследования курсовой работы выступают социальные роли и социальные статусы на современном этапе развития российского общества.

Предмет исследования – стабилизация семьи и семейных ценностей в процессе ее трансформации.

Целью исследования курсовой работы являются изучение факторов стабилизации и устойчивого развития современной семьи в условиях ее трансформации в российском обществе.

На основании поставленной цели в работе были решены ряд задач:

— раскрытиесоциологического аспекта исследования семьи как социального института и группы;

— выявлены особенности функционирования семей в современном обществе;

— выявление социализации личности, ее социального статуса и социальной роли;

— рассмотрение социальных функций современной семьи как социального института;

— выявление социальных ролей и ролевого ожидания в современной семье как социальном институте и социальной группе.

Методология исследования в работе построена на основании таких инструментов как сбор информации, теоретический анализ, отбор и пр.

В рамках написания работы использовались актуальные источники, посвященные теме исследования: статьи и монографии, научные публикации и мнения социологов, материалы конференций и открытых дискуссий.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблем семьи глазами социологов

1.1. Социологический аспект исследования семьи как социального института и группы

Общество формируется на основании системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых и духовных отношений, которые позволяют обеспечивать дееспособность социальной системы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Социальный институт с позиции социологии рассматривается в более узком смысле как организованная система социальных связей и ном, признанная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности[1]. Если рассматривать социальный институт в широком смысле, то можно отметить его как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Основной целевой ориентир социальных институтов заключается в достижении стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью можно выделить следующие функции институтов[2]:

— удовлетворение потребностей общества;

— регуляция социальных процессов, в ходе которых, как правило такие потребности и удовлетворяются.

Можно выделить следующие типы социальных институтов (табл. 1).

Таблица 1 – Типы социальных институтов[3]

Институциональный анализ позволяет выявить роли и место различных социальных институтов в совокупной системе общественных отношений, устанавливая соответствие выполняемых ими функций потребностям и целям общественной системе в общем, а также формирует взаимосвязи, которые существуют между социальными институтами.

Семья занимает ключевое значение среди иных социальных институтов. Определено это положение тремя основными функциями, которые выполняются ею[4]:

— единственная социальная система, которая увеличивается и разрастается не только благодаря появлению новых членов извне, но и в результате рождения детей.

— реализуется репродуктивная функция, что и способствует поддержке непрерывности общества.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

— передача культурного наследия другим поколениям и поддержка существования своих членов, что позволяет поддерживать структуру общества.

Выполнение этих функций определяют историческую миссию семьи как социального института.

Семья хотя и относится к социальному институту, то есть имеет общественную обусловленность, но тем не менее ей присуща относительная самостоятельность из-за специфики выполняемых ею функций, а также своей неоднозначностью в рамках специфики автономии. Ее относительная обособленность поддерживается из поколения в поколение, вне зависимости от социальных перемен.

Несмотря на то, что семья обладает относительной самостоятельностью, но рамках системы общества она размещена в социально-экономических отношениях и взаимодействует, функционирует, обновляется, изменяется в зависимости от эпохи, то и делает ее социальным институтом.

Семья как объект социологического анализа носит объективно-системный характер, поэтому при ее исследовании, как правило, применяется системный подход, то есть выявляются основные элементы системы, их внутренние и внешние связи, цели функционирования системы, генезис и развитие.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества, а сам процесс ее формирования и функционирования обусловлен ценностно-нормативными регуляторами[5]. Эти ценности, формы, нормы и санкции представляют собой принятую в обществе и закрепленную исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной что определено упорядоченными и санкционными правами на совместную жизни и половые отношения, установление супружеских, родительских и иных прав и обязанностей.

На первых этапах развития обществе отношения между мужчиной и женщиной регулировались на основании племенных и родовых обычаев, которые несли в себе синкретические нормы и образцы поведения, поддерживаемые религиозными и нравственными представлениями.

С возникновением государственности регулирование семейной жизни приобрело правовой характер, а регистрация брачных отношений возлагало определенные права не только на семью, но и на государство, которое данный союз санкционировало. Отныне, контроль и санкции находились не только в рамках общественного мнения, но и осуществлялось государственными органами.

Семья относится к подсистеме общества, но играет первостепенную роль в обеспечении его жизнедеятельности, потому как участвует в количественном (воспроизводство) и качественном (социализация) его формировании[6]. Являясь малой социальной группой, семья входит в общую структуру общества и испытывает на себе воздействие со стороны государства, общества, экономики, культуры. Социальные ориентиры, устои и морали, нормы и правила, которые определены в обществе также формируются под воздействием семьи как социального института. Несмотря на то, что семье характерны определенные функции, которые носят, как правило, условный характер, нужно отметить ее целостность и форму.

Человек становится личность благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает в себе возможности и потенциал, заложенный в нем природой. Личность как категория, является социально-исторической единицей, которая позволяет охарактеризовать индивида с позиции отнесения к определенному историческому обществу, обладающую необходимым набором социальных качеств, необходимых ему для жизни в обществе[7].

В рамках приобщения индивиду к взаимодействию с обществом, с другими личностями, социальными группами – происходит процесс социализации, а иными словами, осуществляется превращение родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, его развитие в полноценную человеческую личность.

Социализация протекает как процесс, направленный на диалектическое взаимодействие индивида с социальной средой. Именно данный процесс приводит к реализации в человеке заложенных природных психобиологических задатков. С помощью образования воспитания общество воздействует на каждую личность и создает условия для саморазвития.

Процесс социализации можно разделить на несколько этапов: дотрудовой, трудовой и послетрудовой, которые связан с выходом на пенсию.

Огромное значение для социализации личности имеют воспитание, обучение и самообразование[8]. Поэтому никакие внешние условия, не могут сами по себе реализовать способности отдельного человека, какими бы благоприятными они не были, если в человеке нет личного стремления, воли, внутренней раскованности и свободы. Весьма отрицательно сказывается на духовном состоянии и свободе человека давление на его сознание, в частности религиозной или обывательской направленности, стереотипы, шаблоны, суеверия, предрассудки, нежелание самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность, перекладывание отвественности и результатов за действие (или бездействие) на других и пр. Все это приводит к ограничению личности, свободы выбора, творческой и духовной активности, свободы человека.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Индивидуальность в осуществлении выбора каждой личности осуществляется на основании диапазона его освоенных достижений человечества, что формирует кругозор[9]. Именно его особенности и определяют у личности особенности духовного мира, мира личности, круга его знаний и интересов, запросов и стремлений – чем он шире, тем выше уровень развития культурного развития личности.

Будучи членом общества человек, вступает во взаимосвязь с другими людьми. Место, которое ему присущи в рамках данных отношений и определяют его социальную роль – образ поведения, который ожидается от человека в силу его положения в обществе[10].

Ожидания, которые должны удовлетворять поведение исполнителя роли, как правило, закреплены законодательными нормами и правилами, обычаями, традициями, образцами поведения. Социальные роли имеют не сформированный макет, по которому человек живет и развивается, а обусловлен множеством факторов, происходящих в обществе.

В жизни каждый человек может играть различные социальные роли: детей, родителей, начальников и подчиненных, студентов и преподавателей, покупателей и продавцов, что не мешает ему быть одновременно исполнителем нескольких ролей.

Ролевое поведение человека обусловлено несколькими условиями[11]:

— содержанием роли, то есть ролевым ожиданием;

— глубины усвоения содержания;

— уровня исполнения роли.

При формировании у личности определенных социальных ролей и возникновении ситуации, когда происходит приспособление человека в рамках давления на него большинства, что приводит к конформизму, процессу, который основан на принятии господствующего доминирующего мнения[12]. В части приспособления конформизм служит механизмов для избежание конфликта или его разрешения в пользу группы, потому как часто наблюдается зависимость личности от других, что и приводит к необходимости искать подлинное или мнимое согласие, подстраивать свое поведение под чужие эталоны и ценности.

Разнообразные конфликты требуют от личности решения и самостоятельных, ответственных шагов в их преодолении. Личность не может быть автоматом, который выполняет предписания общества в зависимости от зафиксированных в нем функций как стереотип «так надо».

Формирование личности происходит при пересечении ее духовной составляющей и внешних требований в рамках выполняемых социальных ролей. Усвоение определенного набора социальных ролей значительно может повлиять на духовный облик личности[13]. Как правило, на поведение личности в обществе оказывает воздействие его профессиональная деятельности. В частности, сотрудники полиции в обыденной жизни сохраняют назидательную манеру общения, склонность к поучениям, наставничеству, негибкость и прямолинейность мышления, которое направленно на упрощение сложных вещей. Помимо прочего, сами ценности личности, особенности его психологического уклада и духовного мира оказывают влияние на кругозор, на выбор профессиональных и социальных ролей.

Духовный мир личности в целом оказывает воздействие на отношение к выполняемым ею социальным ролям и степень вовлеченности в них. С некоторыми своими ролями личность «срастается», становится с ними одним целым, а с другими держать дистанцию, сохраняя автономию и независимость.

Социальная роль непосредственно связана со социальным статусом личности, который определяет общее положение личности в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальный статус относится к показателю интегральному, отражающему общественное положение личности, социальной группы, включающий в себя профессию, квалификацию, занимаемую должность и характер выполняемой работы, материальное положение и политические взгляды, деловые связи и возраст, семейное положение и пр[14].

Социальный статус может быть предписанным, то есть полученным личностью в условиях, которые от него не зависят (как правило с рождения), достигнутый, то есть приобретенный в процессе социализации собственными усилиями. Может быть характерен для индивида и смешанный социальный статус, который сочетает в себе два выше указанных. Как правило, личность имеет несколько социальных статусов, но один из низ будет для человека основным (например, должность на работе).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В процессе всей жизни для человека характерны как смены статусного набора, так и отдельны ролей. Это происходит в результате развития индивида, его потребностей и интересов, то есть своего рода вызов социальной среде. В первом случае человек активен, а в другом – реактивен, проявляя рефлекторную реакцию на воздействия окружающей среды. Человеку присуще изменение, повышение и усложнение статусного и ролевого набора.

1.2. Особенности функционирования семьи в современном обществе

В современных условиях глобализации происходят различные трансформационные процессы, которые характерны для всех сфер общества, в том числе и для традиционной семьи и брака. Проблемы семьи формируются, как правило тогда, когда не реализуются или слабо реализуются ее функции. Это подтверждается социологическими, статистическими и публицистическими исследованиями и публикациями.

В результате перехода общества от традиционного к современному информационному обществу произошло и изменение функций социального института семьи, что не могло не отразиться и на обществе в целом, а также отдельном человеке, в частности. Меняются как жизненные представления, так и система приоритетов, тип рационализации и психический склад личности, доминирующий в обществе.

Тенденции, которые сложились в обществе, связанные с ростом степени свободы, значимости образования и самореализации привели к социально-культурным изменениям в обществе. Произошло усиление социальной дифференциации, повышение социальной напряженности, что и способствовало проявлению проблем и трудностей в семье. Именно семья для личности выступает в качестве консолидированного центра, в которой сосредоточены сферы по удовлетворению потребностей в общении и эмоциональном контакте, признании и самореализации. Поэтому несмотря на то, что сохраняются тенденции трансформационных процессов семьи важно сохранение социальной и личностной значимости семейных ценностей.

Изменение ценностных ориентиров в семье объясняется рядом причин[15]:

— влияние общемировых тенденций, которые связаны с переходом от одного цивилизационного мира к другому.

— преобразование ценностных ориентиров семьи, что обусловлено глубокими и качественными изменениями основных социальных институтов и общественной организации в целом.

Поэтому актуальность изучения изменений семейных ценностей в свете современного общества важно, потому как сейчас родство отдаляется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим и личностным потребностям каждой личности.

Как считаю социологи, семья со временем утрачивает характерные ей признаки и функции, перестает быть кооперативно-трудовым объединением, так как происходит переход от семейного производства к семейно-бытовому самообслуживанию. Современная женщина более эмансипирована, все активнее происходит ее вовлечение в производственную и общественно-политическую жизнь, изменяется социальная роль и статус, что неизбежно приводит к разрушению гендерных ролей в семье.

В современном сертификационном обществе, где мобильность и статусность приобретают важные роли, передача статуса семьи от родителей к детям сводится к минимуму. В привилегированных семья передача статуса базируется только в большей части на получении элитарного образования, либо подготовке детей к работе, которая обеспечит им высокое положение. Традиционная патриархальная система ценностей, в которой главенствующие позиции принадлежали таким понятиям как: семейственность, ответственность, долг, доминирование и уважение авторитета родителей и старших родственников. В ходе модернизации становится неустойчивой и непрестижной, потому как на первое место выходят независимые личные достижения каждого индивида. Все это приводит к нуклеоризации семьи и семейных ценностей, сокращается рождаемость, отношения в семье строятся по принципу супружества, роли и функции родительства отходят на второй план, становясь все более незначимыми. Первостепенными становятся только личностные интересы индивида, что переносится и на супружеские отношения и отношения к семье как социальному институту в целом.

Важно отметить, что в последнее время растет количество разводов по инициативе супруга (что зачастую связано с бездетностью брака), что обусловлено межличностными несовместимостями супругов.

Помимо прочего наблюдается переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основании межличностной избирательности, снижение важности традиций и семейных ценностей, что также ведет к учащению разводов, а повторные браки способствуют трансформации семьи[16].

Социологами часто проводятся исследования для выявления количества счастливых и несчастливых браков, и как показывают результаты, значительно увеличилось число «несчастливых» браков, когда супруги живут вместе, привязанные друг к другу какими-то обстоятельствами (дети, низкая заработная плата, психологические проблемы и пр.)

На уровень «счастья в браке» оказывает влияние также наличие или отсутствие общих детей, проживание с родителями или отдельно, уровень достатка в семье, характер сложившихся взаимоотношений.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Нужно отметить, что и неполная семья (при отсутствии одного из родителей), также негативно сказывается на характере взаимоотношений в семье. Процент счастливых неполных семей, как показывают социологические исследования, ниже среднего показателя и составляет менее 40%. При чем процент конфликтности в таких семья весьма высок (почти 60%).

Нужно отметить и смещение возрастных границ для вступления в брак с 18-20 лет к 25-28 годам и старше. При этом количество семей, стремящихся родить двух, и более детей значительно сокращается. Дети для современной семьи — это «роскошь», которая требует времени, финансовых вложений, отдельного жилья и прочих благ. Инструментальный тип родительства является не приоритетным, а также не выступает как гарант моральной устойчивости, поэтому конфликты присутствуют в молодых семьях практически к 35%. Все это приводит к тому, что рождение детей уходит на второй план. Исторический феном многодетной семья постепенно себя изживает: сокращается рождаемость, растет число разводов, на этом фоне происходит увеличение и проявление девиантности среди подростков и пр.

Среди типичных черт современной семьи можно назвать: демократизм в воспитании детей, а также, огромное многообразие типов семейной жизни и поведения. Постепенное утрачивание традиционных функций семьи способствует увеличению количества неполных семей, отсутствие должного воспитания, и, в связи с этим, отклонения (девиация разных форм) у детей[17].

Процесс трансформации семья на основании современных условий развития общества коснулся всех аспектов семейной жизни и отношений между супругами. Наблюдаются явные проблемы и проявления кризисных факторов в функционировании семьи, которые проявляются в процессах разрушения основ патриархальной семьи, смещении ценностно-ориентированных и мотивационных структур, поведения. Все больше людей предпочитают свободные отношения без вступления в официальный брак, наблюдается тенденция альтернативного устройства семейной жизни. То есть можно констатировать эволюционные формы брака и семьи, а также самого отношения к брачным узам.

Глава 2. Современный подход к исследованию социальных функций и ролей в семье как социальном институте и социальной группе

2.1. Социальные функции современной семьи как социального института и социальной группы

В социальной структуре общества существенное место принадлежит семье, которая является не только самым древним социальным институтом, возникшим ранее религии, армии, государства, образования, рыночных отношений, но определяющим аспектом в формировании ценностных ориентиров, гарантий реализации социальных потребностей.

Семья представляет собой особый институт, который регулирует межличностные отношения между супругами, родителями, детьми, родственниками, которые находятся во взаимосвязи с общностью быта, взаимной моральной отвественности, взаимопомощи и участия.

Первоначальную основу семейных отношений составлял брак, который представлен как исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочат или санкционирует половые отношения, формирует супружеские, родительные и иные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается в качестве малой социальной группы и как важный социальный институт. Говоря о семье как о малой социальной группе, обычно формируют систему удовлетворения личных потребностей людей, а если говорить как о институте, то обозначаются социально значимые потребности в рамках общественных ценностей и норм.

Семья относится к одному из ключевых элементов социальной структуры общества, как емкая подсистема, внутри которой формируются регулируемые законодательно брачно-семейные отношения, а также которая функционирует исходя из морально-нравственных норм и обычаев, традиций и правил.

Как было уже отмечено выше – основная функция семья – репродуктивная, основанная на биологическом воспроизводстве населения на уровне общественной значимости, обеспечивающая удовлетворение потребности в детях – на личном уровне.

Основных функций семьи отражены ниже (табл. 2).

Таблица 2 – Функции семьи[18]

По своим формам и типам семейные отношения значительно многообразны и имеют различную структуру:

— нуклеарную (простую), которая состоит из родителей и находящихся у них на иждивении детей;

— расширенную (сложную) – родители дети и другие родственники, представители двух и более поколений.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Структура семьи имеет следующую основную систему.

Семья способствует формированию личности, а также самоутверждению человека как внутри семьи, так и за ее пределами через стимулирование его социальной, производственной и творческой активности, способности сохранять и укреплять физическую и психологическую основу, раскрывать индивидуальный и творческие способности. Но нужно признать, что это формируетсятолько в рамках благополучных семей.

Каждая функция семьи играет определенную роль в построении ее жизнедеятельности и имеет существенное значение как для общества, так и для личности.

С позиции семейных ценностей и ценностных ориентиров наблюдаются такие семьи как:

— в которых семейным ценностям отдается большее предпочтение, а не личным или общественным;

— где личностные ценности и ориентиры имеют для супругов особенно высокую значимость по сравнению с ценностями семьи;

— присутствуют различные ценностные ориентиры, когда одному из супругов характерны личностные, а второму семейные ценности;

— семья с «плавающими» ценностями, когда в различные периоды времени ценности семьи варьируют – личностные, семейные и общественные становятся важными в зависимости от этапа развития семьи и изменения взглядов супругов.

Отдельно хотелось бы отметить наличие родовых ценностей семьи, которые Л.И. Савиновым были соотнесены следующим образом:

— родовые ценности формируются как сложный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной, высшей ценностью которых выступает любовь;

— рождение детей как ценность, в ходе которой достигаются как не только биологические инстинкты, но и важные духовные и социальные качества;

— различные ценностные ориентации, которые способствуют в многопластовой сфере общения сформировать у членов семьи аспект человечности и взаимопонимания. Этому способствуют роли жены, мужа, отца, матери, сына, дочери и пр.

Не менее важным критерием в качестве родовой ценности можно назвать возможность чувствовать определенную защищенность и стабильность, которые дает семья своим членам.

Оценивая современные характерные потребности личности и соотнесение их с жизнью семьи, можно отметить ряд ценностей, которые в наибольшей степени проявляются в настоящих условиях:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

— связанная с самоутверждением личности: социальная значимость семьи, традиционная личность семьянина, признание каждого члена семьи своим ближайшим окружением, приобретение определённого статуса в обществе;

— удовлетворение потребности в любви, поддержке и признании: признание каждого члена семьи вне зависимости от наличия у него изъянов, достоинств и недостатков, возможность чувствовать присутствие и участие семьи, любовь, нужность и поддержку, проявление чувств по отношению к близким людям, сексуально-интимные отношения супругов;

— возможность чувствовать определенную защищенность и стабильность: длительность и укрепленность семейно-брачных отношений, постоянство контроля и экономической помощи, психологическая составляющая взаимоотношений в семье, получение эмоциональной разрядки;

—  возможность получить удовлетворение прагматических потребностей: совместная форма владения и распоряжения имуществом, рост доходной части бюджета, ожидание помощи от детей в будущем и пр.

Качественный анализ семейных ценностей позволяет подчеркнуть, что семья основана на гуманистической сущности, в которой человек выступает высшей ценностью, определяющий смысл и назначение семейной жизни, а ее ценности и ориентиры определяют направление гуманистических общечеловеческих идеалов (добра, взаимопомощи, справедливости, милосердия и пр.).

На основании рассмотренного теоретического анализа можно отметить, что основные функции семьи основаны на удовлетворении многообразных индивидуальных потребностей личности и существенных потребностей общества.

Как общество может оказать воздействие на семью, сформировав определенный ее тип, так и семья может оказать воздействие на общество в его развитии и структуре. Именно семье принадлежит роль ускорителя социально-экономического развития общества, в вопросах воспитания подрастающего поколения, формировании счастливого и эффективного общества.

2.2. Социальные роли и ролевые ожидания в современной семье как социальном институте и социальной группе

Понятие семейной роли опирается в отечественной науке на представление о социальной роли, которая представлена как социальная функция личности, соответствующая принятым нормам и способам поведения людей в зависимости от их статуса, позиции, занимаемой в обществе, в системе межличностных отношений.

Социальные функции имеют два основных источника возникновения:

— потребности общества;

— потребности самой семейной организации.

Для семьи тоже характерно изменение социальных ролей на каждом этапе развития и изменения масштабов в процессе ее социальной деятельности. Но непосредственно все изменения в обществе так или иначе отражаются на семье, а семья как социальный институт представляет особый интерес для общества, которое заинтересовано а механизме воспроизводства.

В семье социальные функции могут определяться социальными ролями, что влечет за собой распределение ролей в зависимости от ролевой структуры семьи, а также тем какие обязанности характерны для каждого члена семьи и на каких принципах построены семейные отношения.

При описании ролевой структуры важный вопрос формируется исходя из распределения ролей.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Выделение ролей является основной проблемой при формировании ролевой структуры семьи, поэтому большая часть исследований направлена на исследование хозяйственно-бытовой и воспитательной функций. Это роли организатора быта, хозяина/ хозяйки, воспитателя детей, роль материально обеспечивающего члена семьи, роль кормильца и пр[19].

В обществе изначально каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина – женой и матерью.

При организации взаимоотношений между мужчиной и женщиной изначально строится определенная экономическая структура семьи, которая основана на превосходстве одного пола над другим: матриархат и патриархат. Но существует и два уровня руководства и управления – со стороны жены и матери, со стороны муда и отца. То есть можно говорить о принятии решений сообща. Это касается как вопросов экономического характера, так и вопросов воспитания.

Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки, потому как проблемы лежат в плоскости социально-психологических и социальных аспектов изучения семьи. И распределение семейных ролей является одной из актуальных тем.

Само по себе распределение ролей имеет конкретику с позиции социологии, но в рамках самого функционирования семьи они могу принимать различную окраску, усложняться, меняться. Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.

Для анализа ролей семьи с позиции социально-психологического аспекта можно отметить, что большое внимание уделяется неопределенности норм, которые регулируют настоящие брачно-семейные отношения, в том числе и ролевые. Каждый супруг выбирает ту или иную модель поведения и взаимодействия из массы существующих.

Нужно отметить, что бытом многих семей правит психологическая безграмотность, половое невежество, воспитательная безграмотность. Межличностные отношения в браке постепенно формируют общие для обеих супругов психолого-социальные установки, вкусы, взгляды и привязанности. Потребности супругов зачастую разняться и их согласование зачастую требует усилий со стороны обоих членов.

Супружество по своей природе предполагает определенные требования и ожидания каждого, а расхождения между ожиданиями и действительностью неизбежно ведет к обострению отношений. С одной стороны это может привести к открытому конфликту, а с другой к хладнокровному и достаточно безмолвному отторжению.

Поэтому рассматривая ролевые ожидания нужно отметить, что на разных этапах развития семейное жизни они разняться. В формате развития семейных отношений и на основании проведенных исследований нужно отметить, что ролевые ожидания и притязания супругов могут различаться не только в зависимости стадии семейных отношений, но и от семейных и личностных ценностей каждого из супругов, их психолого-морального настроя и установок.

В обществе большое значение имеют социальные роли, статусы и функции личности, которые определённым образом формируются и состыковываются, отражаясь на поведении человека.

Общество и личность взаимодействуют на основании социального статуса и социальной роли, при этом в личности происходят различные механизмы, которые воздействуют на социальное образование.

Особое (комплексное) содержание института семьи позволило нам рассматривать его одновременно в двух самостоятельных значениях: как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; как малую социальную группу, члены которой связаны брачными, юридически оформленными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, порождающие взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей, которая в свою очередь имеет свой персональный социокультурный код, основанный именно на особенностях и ментальности нации и народа.

Именно особый характер и роль семьи в обществе и государстве, в настоящее время в Российской Федерации обусловливает ее статус не только как объекта, но и как равноправного субъекта (участника) общественных отношений, имеющего право участвовать в реформировании, иметь возможность защитить свои права именно как семьи, а не отдельного ее члена. Семья, таким образом, равноправный самостоятельный субъект правоотношений и проводимой социальной политики государства, в том числе и конституционных.

Список используемой литературы

1.   Арон Р. Этапы развития социологической мысли. / Общ. ред. и пред. П.С. Гуревича. – М.: «Прогресс», 1993. – 608 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

2.   Алексеев, М.А. Социализация и формирование личности / М.А. Алексеев // Культура. Духовность. Общество. 2014. — № 15. — С. 155-159.

3.   Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М.: Издательство МГУ, 2016. — С 45.

4.   Аристотель. Соч.т.4, М., 1983, с.237

5.   Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чешек./Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. — М.: Прогресс, 2016. – 215 с.

6.   Волков. А Г. Семья — объект демографии. — М.: Мысль. 2016. — С. 11-13.

7.   Дружинин В.Н. Психология семьи. — Спб.: Питер, 2016. — 176 с.

8.   Каргапольцева, Н.А. Социализация личности и качество образования / Н.А. Каргапольцева, Э.Ф. Масликова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. — № 9 (184). — С. 23-28.

9.   Каргапольцева, Н.А. Социализация личности и качество образования / Н.А. Каргапольцева, Э.Ф. Масликова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. — № 9 (184). — С. 23-28.

10. Климов И.А. Социологическая концепция Энтони Гидденса. См.: #»»#_ftnref1″» name=»»_ftn1″» title=»»»»>[1]Арон Р. Этапы развития социологической мысли. / Общ. ред. и пред. П.С. Гуревича. – М.: «Прогресс», 1993. – 608 с.

[2]Маркович, Д.Ж. Общая социология: Учебник / Д.Ж. Маркович; Пер. с серб. С.А. Плема. — Рн/Д: РГУ, 2015. — 272 c.

[3]Немировский В.Г. Социология. — М.: Проспект, 2015. — 544 с.

[4]Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М.: Издательство МГУ, 2016. — С 45.

[5]Шеляг Т. В. Цели и ценности государственной семейной политики // Государственная семейная политика. — М., 2016. — С. 14 — 22.

[6]Волков. А Г. Семья — объект демографии. — М.: Мысль. 2016. — С. 11-13.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

[7]Алексеев, М.А. Социализация и формирование личности / М.А. Алексеев // Культура. Духовность. Общество. 2014. — № 15. — С. 155-159.

[8]Каргапольцева, Н.А. Социализация личности и качество образования / Н.А. Каргапольцева, Э.Ф. Масликова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. — № 9 (184). — С. 23-28.

[9]Кубякин, Е.О. Особенности воздействия массовой культуры на социализацию российской молодежи / Е.О. Кубякин // Общество: философия, история, культура. 2015. — № 1-2.- С. 24-27.

[10]Москвин, В.А. Главные задачи на этапах процесса социализации личности / В.А. Москвин // Инвестиции в России. 2016. — № 1 (180). — С. 29-34.

[11]Серебрякова, Н.В. Современные подходы к социализации личности / Н.В. Серебрякова // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. — № 2-7. — С. 128-129.

[12]Щеглов, И.А. Социализация личности как теоретическая проблема / И.А. Щеглов // Теория и практика общественного развития. 2014. — № 1. — С. 36-39.

[13]Устиненков, А.В. Основные этапы моральной социализации личности / А.В. Устиненков // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2014. — № 8 (8). — С. 156-161.

[15]Кочисов, В.К. Семья как условие социализации личности / В.К. Кочисов, О.У. Гогицаева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. — № 2 (21). — С. 83-86.

[16]Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чешек./Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. — М.: Прогресс, 2016. – 215 с.

[17]Каргапольцева, Н.А. Социализация личности и качество образования / Н.А. Каргапольцева, Э.Ф. Масликова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. — № 9 (184). — С. 23-28.

[18]Шнейдер Л.Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2015. — С. 132-133.

[19]Дружинин В.Н. Психология семьи. — Спб.: Питер, 2016. — 176 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1778

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке