Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Совершенствование скоростно-силовых способностей у квалифицированных лыжников-гонщиков в подготовительном периоде»

Спортивная тренировка должна быть управляемым процессом, результатом которого является целесообразное развитие физической подготовленности. Эффективность процесса подготовки спортсмена обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля, обеспечивающих объективную оценку состояния спортсмена и его подготовленности, соответствующую специфике вида спорта и квалификации спортсмена [5].

Курсовая работа с гарантией

Введение

Спортивная тренировка должна быть управляемым процессом, результатом которого является целесообразное развитие физической подготовленности. Эффективность процесса подготовки спортсмена обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля, обеспечивающих объективную оценку состояния спортсмена и его подготовленности, соответствующую специфике вида спорта и квалификации спортсмена [5].

Для эффективной тренировки квалифицированных спортсменов необходимо проведение мониторинга физической подготовленности, позволяющего оценивать уровень развития физических качеств на текущем этапе, выявлять сильные стороны и лимитирующие звенья в подготовленности каждого спортсмена.

Скоростно-силовая подготовка, являясь составной частью современного тренировочного процесса, направлена на повышение функциональных возможностей спортсменов и достижение высоких результатов в избранном виде спорта.

Большое внимание к скоростно — силовой подготовке в лыжном спорте объясняется дальнейшей интенсификацией тренировочного процесса, связанной с развитием лыжного спорта: усложнением лыжных трасс, появлением более энергоёмких коньковых ходов и постоянно возрастающей конкуренции на международных соревнованиях. Скорость лыжника-гонщика при передвижении по дистанции зависит от мощности усилий, раз виваемых при отталкивании лыжами и палками, т. е. от скоростной подготовленности спортсмена. В выпускной квалификационной работе мы наиболее подробно рассмотрим развитие скоростно-силовых навыков у квалифицированных лыжных гонщиков в подготовительном периоде.

Задачи подготовительного периода в тренировочном процессе лыжника — это укрепление общефизической подготовленности, совершенствование всех функций организма, достижение высокого уровня физических качеств: силы, быстроты, координации движения, общей и скоростной выносливости. Наряду с этими качествами в подготовительный период просто необходимо развивать качества специфические для данного вида спорта, при этом, чтобы эти качества отвечали современным требованиям техники передвижений лыжника и способствовали росту его результатов. Непрерывный рост результатов требует поиска и совершенствования средств и методов специальной подготовки гонщика.

В настоящее время скоростно-силовая подготовка приобретает все большее значение в лыжных гонках в связи с усложнением профилей лыжных трасс, увеличением скоростей, появлением спринтерских дистанций, частого применения, с целью увеличения зрелищности, общего старта и старта забегами. Достаточный уровень скоростно-силовой подготовки является одним из основных факторов соревновательной деятельности лыжника-гонщика (Листопад И.В., Манжосов В.Н., Ростовцев, В.Л., Зеленовский С.Н., Жиляков А.А., Кондратов Н.Н.). Однако на практике часто отдается предпочтение развитию специальной и силовой выносливости, а скоростно-силовые способности лыжников-гонщиков часто оставляют желать лучшего. Поэтому изучение данной темы актуально.

Объект исследования — тренировка квалифицированных лыжников гонщиков в подготовительном периоде

Предмет исследования — совершенствование скоростных способностей у лыжников — гонщиков в подготовительном периоде.

тренировка лыжник скоростной силовой

ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

1.1 Особенности тренировочного процесса лыжника — гонщика

Спортивная подготовка лыжника — это специализированный педагогический процесс, направленный на достижение высоких результатов. Достижение наивысших результатов — процесс длительный, требующий целенаправленной и систематической подготовки.

Высокие результаты спортсмены в лыжных гонках начинают показывать с 20 — 22 лет, однако наивысшие результаты приходят, как правило, позднее, обычно в 25-27 — летнем возрасте. Весь процесс многолетней подготовки в лыжных гонках представляет собой сложную систему, объединяющую основные составные части — обучение, воспитание и тренировку.

Это единый педагогический процесс, который осуществляется на основе целого ряда закономерностей и принципов. В системе многолетней подготовки лыжника-гонщика основными являются следующие закономерности и принципы; всесторонность, систематичность и последовательность, постепенность, сознательность и активность, наглядность, повторность и непрерывность, цикличность, волнообразность, специализация, единство общей и специальной подготовки, индивидуализация.

Тренировочный процесс состоит из взаимосвязанных различных видов подготовки морально-волевой и психологической, физической (общей и специальной), технической, тактической и теоретической. Такое деление на различные виды подготовки необходимо, так как создаёт возможности для более тщательного подбора средств, методов и нагрузок для решения конкретных задач всего педагогического процесса подготовки в спорте [7].

В процессе многолетней подготовки лыжника для развития волевых качеств, обучение техники и тактике, повышения уровня функциональной подготовки, применяется необычно широкий круг различных упражнений.

Периодизация тренировки в лыжных гонках основывается на общих закономерностях развития тренированности и становлении спортивной формы. В связи с сезонностью занятий периодизация связана со временами года, календарём соревнований.

В лыжных гонках принято следующее построение основного варианта периодизации — год составляет на один большой цикл и делится на три периода; подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период тренировки является важнейшим в подготовке лыжника. На протяжении этого периода закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде. «Фундаментом» успехов в соревнованиях служит большой объём нагрузки, приходящийся на развитие физических качеств, повышение функциональной подготовленности, совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Подготовительный период у лыжника-гонщика делится на три этапа:

-й этап — весенне-летний. Он начинается с 1 мая, и у квалифицированных лыжников продолжается до 31 июля. Важнейшая задача в это время — постепенное повышение уровня общей физической подготовленности.

— этап — летне-осенний. Он начинается с 1 августа и продолжается до начала тренировок на лыжах (до выпадения снега). Основная задача подготовки на этом этапе — создание специального фундамента для дальнейшего развития специальных качеств уже при передвижении на лыжах (на следующем этапе подготовительного периода).

— этап — осенне-зимний (основной специальной подготовки). Он начинается с момента постановки на лыжи (с выпадения снега) и продолжается до начала основных соревнований. На этом этапе решаются главные задачи — развитие специальных качеств (в первую очередь скоростной выносливости), а также совершенствование техники способов передвижения на лыжах, совершенствование тактического мастерства и воспитание морально-волевых качеств.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Соревновательный период (с 1 января по 15 апреля) имеет главной целью достижение наивысшей спортивной формы и её реализацию. В подготовке лыжника в соревновательном периоде ставятся следующие важнейшие задачи: дальнейшее развитие специальных физических и морально-волевых качеств; сохранение ОФП на достигнутом уровне; стабилизация навыков в технике передвижения на лыжах; овладение тактикой и приобретение соревновательного опыта.

Переходный период продолжительностью до одного месяца имеет цель вывести лыжников из состояния спортивной формы и подвести его к новому году подготовки хорошо отдохнувшим и сохранившим достигнутый уровень развития физических качеств. В этом периоде важно обеспечить активный отдых и восстановление после зимних соревнований [20].

1.2 Этапы развития и использования средств скоростно — силовой подготовки в тренировочном процессе лыжников-гонщиков

Необходимость целенаправленной и круглогодичной подго товки к международным соревнованиям в 50-х годах прошлого столетия заставила специалистов по лыжному спорту обратить серьёзное внимание на развитие скоростных качеств у спортсменов. Этому способствовало техническое совершенство вание лыжного инвентаря, усложнение лыжных трасс и повы шение конкуренции на международных соревнованиях. Научные поиски ведущих специалистов лыжного спорта привели к необходимости обобщения уже имеющегося практического опыта, а также получения новых знаний и проверке их в экспериментальных работах. Выделяя скоростные качества в одно из важнейших звеньев подготовки лыжников-гонщиков, А.Е. Климанов (1981) сосредоточил свои исследования на «взрывной силе», которая проявляется у спортсменов при отталкивании палками и лыжами для преодоления различных дистанций. Увеличение «взрывной силы», по его мнению, и способствует лучшему прохождению дистанции лыжных гонок. Главный вывод автора состоит в том, что чем выше квалификация лыжника-гонщика, тем выше у него «взрывная сила». Это положение особенно актуально при преодолении дистанции классическими ходами, так как отталкивание ногой спортсмен выполняет за короткий промежуток времени при остановке толчковой лыжи.

Дальнейшее повышение внимания к развитию скоростно — силовых качеств лыжников-гонщиков проявилось у специалистов после появления коньковых ходов. Использование пластиковых лыж, более совершенной смазки, отталкивания «скользящим упором» (с движущейся лыжи) значительно повысили энергоёмкость ходов и необходимость развития скоростно-силовых качеств у лыжников. В нашей стране в этот период появились работы по дальнейшей разработке методики развития скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков высокой квалификации (Листопад И.В., 1983; Колодяжная Н.А., 1985; Ростовцев В.Л., Зеленовский С.Н., 1985; Першин А.И., 1988; Манжосов В.Н., 1980). Так, И.В. Листопад (1983) определил, что силовая под готовка лыжника-гонщика зависит от степени развития силовых показателей групп мышц, принимающих участие в выполнении основной нагрузки в движениях циклического характера, присущих лыжным гонкам: мышц-разгибателей предплечья, плеча, голени, сгибателей туловища, бедра и подошвенных сгибателей стопы. В.Л. Ростовцев и С.Н. Зеленовский (1985) показали, что успех в лыжных гонках определяется, главным образом, проявлением скоростно-силовых способностей, максимально приближенных к условиям соревновательной деятельности лыжников. При дальнейших исследованиях (Першин А.И., 1988) выяснилось, что наибольшее влияние на окончательный результат в лыжных гонках оказывает скорость на подъёмах, т. е. скорость, развиваемая за счёт более мощных толчков руками и ногами.

В наше время необходимо иметь в виду и более широкое применение специальных средств подготовки в летнее и осеннее время года (лыжероллеров и передвижения на лыжах), что привело к укорочению «периода вкатывания» и дальнейшей интенсификации тренировочного процесса квалифицированных лыжников за счёт повышения объёмов скоростной работы.

.3 Основные понятия и критерии оценок скоростно — силовой подготовки лыжников — гонщиков

Наиболее ярко скоростно-силовая подготовка проявляется при передвижении по глубокому снегу без лыжни, в подъёмы различной крутизны, при ветре, снегопаде, в оттепель при плохом скольжении. Поддерживать высокую скорость передвижения в таких условиях может лишь спортсмен, который обладает высоким уровнем развития силы и силовой выносливости (Масленников И.Б., Капланский В.Е., 1988). Поэтому одной из основных задач в тренировочном процессе лыжников является развитие физических качеств, ведущими среди которых является сила и выносливость. Большинство специалистов лыжного спорта считают, что силовые качества лыжника-гонщика должны быть специфичными и проявляться в течение всей дистанции лыжных гонок (Листопад И.В., 1983; Платонов В.Н., Булатова Н.П., 1992). Авторы полагают, что сила лыжника-гонщика наиболее характерно проявляется в специальных средствах подготовки (имитация, лыжероллеры, лыжи). А под силовой выносливостью следует понимать способность организма выполнять специфическую физическую работу длительно в различных условиях, не снижая эффективности. Специалисты утверждают, что физические качества тесно взаимосвязаны между собой, а их выделение проводится весьма условно. Например, при выполнении упражнений на силу проявляется и быстрота, а многократное повторение этих упражнений характеризует выносливость.

Во избежание различного толкования скоростно-силовой подготовленности Ю.В. Верхошанский (1988) предложил под этим термином понимать способности спортсмена к проявлению усилий максимальной (оптимальной) мощности в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной структуры движений. В лыжном спорте максимальные усилия проявляются как оптимальные, т. е. доступные спортсмену на протяжении всей дистанции лыжных гонок. Поэтому при оценке скоростно-силовой подготовленности необходимо использовать тесты, максимально приближенные к соревновательной деятельности лыжников. Так, Г.В. Стародубцев (1980) отмечает, что из всех специфических средств в бесснежном периоде скоростно-силовой подготовке отвечает лишь прыжковая имитация в подъём. А из неспецифических наибольшей эффективностью, по его мнению, обладает тридцатискок.

Известно, что скорость передвижения на подъёмах оказы вает значительное влияние на окончательный результат в лыжных гонках (В.Н. Манжосов, 1986). Причём выявлена прямая зависимость увеличения длины шага и скорости на подъёмах. В то же время достоверной связи между увеличением частоты шагов и скоростью на подъёмах не обнаружено. Поэтому, зак лючает автор, наивысший результат в гонке спортсмен может показать только при оптимальном соотношении скоростно-силовой подготовленности и специальной выносливости. Одностороннее развитие способности передвигаться длинным шагом, но неумение поддерживать его на протяжении всей дистанции, как и достаточный уровень выносливости и одновременное неуме ние передвигаться экономичным длинным шагом, не приведёт к успеху. Необходимо отметить, утверждает автор, что высокорослые спортсмены, при прочих равных условиях, демонстрируют более длинный и менее частый шаг, при повышении скорости — шаг удлиняется, на более коротких дистанциях шаг длиннее и частота выше, на более крутых подъёмах шаг укорачивается, частота движений повышается.

Большинство авторов придерживаются мнения, что успех в лыжных гонках определяется, главным образом, двумя факторами: умением проявлять достаточную силу (мощность) и быстроту отталкивания. В частности, А.В. Кондратов (1983) наилучшим тестом для оценки скоростно-силовой подготовленности в специфических условиях передвижения на лыжах считает прохождение контрольного отрезка подъёма (с места 100 м, крутизной 2-4°) с наивысшей скоростью и наименьшим количеством шагов. Косвенным критерием, отражающим уровень скоростно-силовой подготовленности, является отношение скорости на контрольном отрезке к количеству шагов, выполненных при его прохождении, умноженное на 100.

 

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

где К — коэффициент скоростно-силовой подготовленности, V — скорость передвижения, п — количество шагов.

При оценке силовой подготовленности у большинства авторов мнения совпадают. Они считают, что проявление силовых усилий в классических ходах должно осуществляться в короткий промежуток времени, т. к. отталкивание ногой лыжник должен выполнять в критически малое время — 0,12-0,14 секунд (Бутин И.М., 2000; Колонов Н.С., 1990; Листопад И.В., 1983; Жиляков А.А., 1996 и т. д.).

Для определения силовой подготовленности мышц рук В.Г. Девальд (1988) предлагает использовать прохождение участка 100 м с ходу на лыжероллерах в подъём 1-2° попеременным бесшажным ходом. При этом нужно определить время прохождения этого участка и количество толчков руками. О.Г. Иванов и И.Е. Каппель (1984) считают, что увеличение мощности отталкивания и оптимизация техники работы руками являются значи тельным резервом увеличения скорости передвижения лыжника.

Многолетние исследования В.Н. Манжосова, В.П. Марки на, Т.И. Раменской, А.Г. Баталова выявили, что важнейшими составляющими скорости передвижения лыжника и его кинематических показателей являются длина и частота шагов в конкретных внешних условиях. Эти показатели взаимосвязаны между собой зависимостью:

,

где Vck — скорость передвижения, L — длина шага (скольжение и выпад), Т — частота шагов в единицу времени.

В коньковых ходах период стояния отсутствует, т. к. отталкивание выполняется скользящей лыжей. В связи с этим скорость на равнинных участках трассы в классических ходах равна средней дистанционной, а в коньковых ходах она в среднем на 10 % выше. Объяснение этой закономерности можно найти в характеристиках динамической структуры движений лыжника, среди которых наиболее значимыми являются такие понятия, как импульс силы и градиент силы (Раменская Т. И., 2001).

Импульс силы (U) отражает действие силы во времени, его величина во многом определяет эффективность отталкивания. Импульс силы находят из произведения силы (R) на время её действия (At):

 

Значительная продолжительность времени действия силы предопределяет большее значение импульса силы в коньковых ходах по сравнению с классическими.

Градиент силы (Fp) определяется отношением величины максимальной силы (R тах) отталкивания или её составляющими ко времени достижения максимума (t), кг/с:

 

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В классических ходах этот показатель всегда выше, чем в коньковых, т. к. более высокие показатели максимальной силы достигаются за меньшее время.

Итоговый результат двигательной деятельности лыжника определяется, главным образом, умением проявить необходимую быстроту и силу отталкивания ногами и руками в течение длительного времени. Интегральным показателем правильного отталкивания является скорость. Делением величины скорости при передвижении на лыжах в полной координации работы руками и ногами (Vпк) на сумму величины скорости при отталкивании только ногами (Ун) и только руками (Vp) рассчитывают коэффициент координации (КК):

 

Этот показатель позволяет косвенно судить об эффективности отталкивания ногами и руками, об изменении в проявлении скоростно-силовых возможностей в технике тестируемого лыжного хода. Чем ближе значение (КК) к единице, тем более эффективно использование скоростно-силовых качеств в технике передвижения на лыжах.

.4 Возрастные особенности формирования скоростно — силовых качеств у лыжников — гонщиков

У юных лыжников развитие скоростных качеств приходится на возраст от 7 до 20 лет. В.М. Ченегин и Н.В. Седых (2000) считают, что наиболее оптимальный возраст для специального развития скоростных качеств 13-14 лет. Этому способствует интенсивное и разностороннее развитие двигательной функции, приходящееся как раз на этот юный возрастной период (Э.И. Аршавская, В.Д. Розанова, 1968).

Анализ научно-методической литературы позволил выявить, что сенситивным периодом в развитии скоростно-силовых качеств является возраст с 9 до 10 и с 12 до 14 лет у девочек, с 9 до 10 и с 13 до 15 лет у мальчиков. Авторы полагают, что скоростно-силовые качества юных лыжников-гонщиков имеют чётко выраженную тенденцию к увеличению от возраста к возрасту. М.И. Лыткин (1997) считает, что абсолютный показатель ско ростно-силовых качеств, включая естественное развитие, возрастает с 11 до 17 лет на 52 %.

В работе 3.И. Кузнецовой (1972) показано, что процесс становления двигательных качеств обусловлен развитием биологических факторов. Так, воспитание силы и выносливости в юношеском возрасте имеет свои закономерности, связанные с особенностями окончательного завершения роста как всего организма, так и его отдельных систем. В настоящее время установлено, что физическое развитие и физиологическое формирование организма и его биомеханических систем достигает максимума у взрослых людей к 17-19 годам. Например, рост тела в длину в этом возрасте в основном заканчивается, но усиливается рост скелетной мускулатуры и наблюдается интенсивное развитие силы, обусловленное увеличением мышечной массы тела. Вес мышц в этом возрасте составляет почти половину веса тела.

Объём сердца приближается к объёму взрослого человека, частота пульса в покое становится 65-70 уд/мин, артериальное давление 120/80 мм рт. ст. Однако функциональные возможности юношей и девушек намного ниже, чем у взрослых спортсменов. Кроме того, отмечено, что к 17-19 годам с интенсивным приростом мышечной массы увеличивается сила и повышается выносливость. Мышечная сила является одним из важнейших двигательных качеств, которое в значительной мере определяет спортивный результат в лыжных гонках. Выполнение силовых упражнений приводит к расходованию энергии, которая проявляется при мышечном сокращении. Чем больше величина проявляемых усилий, тем более активно протекают окислительные процессы и больше требуется энерготрат при выполнении упражнения.

Повышение объёмов тренировочной нагрузки за счёт применения большого количества скоростно-силовых упражнений или увеличение интенсивности передвижения позволяет приблизить технические характеристики движений к соревновательным, увеличить быстроту и силу отталкивания. Это осо бенно важно в возрасте 19-20 лет, когда требования к спортивно-техническим результатам резко возрастают в связи с переходом во взрослый спорт, а нагрузки на уровне взрослых трудновыполнимы. Поэтому становится особенно важным повышение нагрузок скоростной направленности на всех этапах подготовительного периода. Кроме того, скоростные упражнения благодаря своему локальному воздействию могут усилить тренировочные нагрузки, не перегружая вегетативную систему организма.

В.Н. Манжосов, В.П. Маркин (1980) считают, что общая физическая подготовка лыжников-гонщиков должна быть направлена на развитие скоростно-силовых качеств, при помощи упражнений в основном специального характера. В последнее время лыжники-гонщики занимаются общей физической подготовкой значительно меньше. Установлено, что с ростом ква лификации доля общей физической подготовки снижается, но у начинающих спортсменов её роль довольно значительна.

Во всех работах отмечается, что при проведении тренировочных занятий со скоростной направленностью необходимо учитывать возраст занимающихся, функциональную и физическую подготовку лыжников-гонщиков на каждом этапе.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В вопросах оценки развития скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков у авторов имеются собственные точки зрения, но в целом этому виду подготовки уделяется большое значение.

.5 Средства и методы развития скоростно — силовых качеств лыжников-гонщиков

Наибольший объём скоростно-силовой подготовки выполняется лыжниками-гонщиками в подготовительном периоде. В бесснежный период тренировки скоростно-силовые качества вырабатываются специфическими и неспецифическими упражнениями, такими как общеразвивающие упражнения, трудовые процессы, передвижение по пересечённой местности, упражнения на тренажёрах (Манжосов В.Н., 1986; 1988). К неспецифическим упражнениям для развития скоростно-силовых качеств лыжника относятся прыжки, прыжковые упражнения, многоскоки, метание лёгких снарядов, различные упражнения для мышц рук и туловища, выполняемые рывком (Кудрявцев Е.К., Сергеев Б.И., Чукардин Г.Б.,1983). Из специфических средств подготовки авторы выделяют имитацию попеременного двухшажного хода в подъём (Кондратов А.В., 1983), передвижение на лыжероллерах одновременными ходами или только за счёт отталкивания ногами или руками (Пермяков А.В., 1990), имитационные упражнения с резиновым амортизаторами или блоками и т. д. (Девальд В.Г., 1988; Казанцев К.М., 1990; Климанов Л.Е., 1992).

Перед непосредственным развитием скоростно-силовых качеств многие авторы обращают большое внимание на развитии «специальной» силы лыжника-гонщика, силы мышц, участвующих при передвижении на лыжах. Так, В.Н. Манжосов (1986) отмечает, что в качестве средств силовой подготовки можно использовать многие виды спорта, отдельные их элементы.

Развивать «специальную» силу некоторые авторы предлагают специфическими средствами, в частности, имитацией лыжных ходов с резиновыми амортизаторами (Гилязов Р.Г., 1988). Они считают, что применение резиновых амортизаторов на летне-осеннем этапе подготовительного периода оказывает существенное влияние на уровень развития силы мышц верхних конечностей, причём для развития силовых качеств лыжников-гонщиков наибольшее значение имеет повторная работа с весом отягощений 25-50 % от проявления максимальной силы.

В рекомендациях Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова (2000) обращается внимание на развитие общей и локальной силовой выносливости лыжников-гонщиков методом круговой тренировки с общим количеством станций от 5 до 15-20 и с отягощением 40-50 % от максимального. Данный метод используется для воздействия на различные группы мышц при выполнении упраж нений одно за другим.

Л.С. Коганов советует, используя этот метод, развивать силовую подготовленность, выбирая 6-8 упражнений, воздействующих на различные группы мышц. Упражнения можно выполнять на снарядах или с отягощением, подбирая их вес так, чтобы при умеренном темпе упражнения можно было выполнять 30-60 секунд. Паузы между упражнениями не должны быть слишком продолжительными (до 25-90 секунд). Отдых между повторениями должен составлять до 5 минут.

Кроме динамических упражнений для развития силовых качеств М.А. Аграновский (1980) считает необходимым использовать статические (изометрические) упражнения. Эти упражнения автор рекомендует применять как дополнительное средство для развития «специальной» силы, особенно начинающим спортсменам. По эффективности использования средств скоростно-силовой направленности лыжников-гонщиков О.Г. Иванов (1984) расположил средства подготовки в следующей последовательности:

1.      Ходьба с лыжными палками в подъём.

2.      Передвижение на лыжероллерах попеременным бесшажным ходом.

3.      Передвижение на лыжероллерах одновременным бесшажным ходом.

4.      Передвижение на лыжероллерах при нескольких отталкиваниях сначала одной, затем другой рукой.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

5.      Моделирование соревновательной скорости при бесшажных ходах.

6.      Прыжковая имитация попеременного двухшажного хода с палками.

7.      Прыжковые упражнения в подъём.

8.      Упражнения со штангой и партнёром на плечах.

9.      Упражнения с камнями.

10.    Прыжки и многоскоки с отталкиваниями лыжными палками.

11.    Бег по пашне.

12.    Статические упражнения.

После локального развития силы мышц у лыжника-гонщика специалисты рекомендуют развивать быстроту и скоростную выносливость (Ростовцев В.JI., Зеленовский С.Н., 1985). Для этой цели авторы предлагают использовать как специфические упражнения циклического характера (лыжи, лыжероллеры, имитация), так и неспецифические (бег, прыжки, плавание, велосипед и т. д.).

Так, для развития скоростных качеств А.В. Кондратов (1983) рекомендуют использовать повторные движения продолжительностью 20-60 секунд с максимальной скоростью и отягощением от 3 до 10-12 кг с интервалами отдыха 2-3 минуты, количеством повторений 4-6 раз. Причём решающее значение имеет высокая интенсивность движений при сохранении достигнутого уровня технической подготовленности. Скоростные качества лыжника-гонщика наиболее ярко проявляются при ускорении на различных участках трассы, а также в спортивных результатах на коротких лыжных дистанциях. Способность лыжников поддерживать высокий темп движений при очень быстром передвижении по дистанции различной длины характеризуется как скоростная выносливость. В.Н. Манжосов и В.П. Маркин (1980) указывают, что решать задачу развития скоростной выносливости в основном предназначен интенсивный бег по пересечённой местности.

Другие авторы отмечают, что для достижения высоких результатов в лыжных гонках важны собственно скоростно-силовые качества. Для развития скоростно-силовых качеств А.А. Жиляков (1996) считает целесообразным применение следующих упражнений. Для ног — многоскоки по равнинной местности (5×40 м и 2×30 м), многоскоки с короткими (6×30 м) и длинными (7×50 м) подъёмами. Отдых между сериями 5-8 минут. Упражнения с блоками и амортизаторами, которые выполняются также сериями: 30 с. — с максимальной частотой, 60 с. — со средней и т. д. Плавание только с помощью рук, игры. Упражнения повторяются многократно или до небольшого утомления. Науч ными исследованиями установлено, что наилучшим средством скоростно-силовой подготовки для лыжника-гонщика является прыжковая имитация в подъёмы с палками (Пермяков А.В., 1990; Раменская Т.И., 2001). По их мнению, бег с имитацией в подъёмы по пересечённой местности в объёме 25-30 % от общей тренировочной нагрузки создаёт необходимую базу скоростно-силовой подготовки лыжников-гонщиков в подготовительном периоде. Авторы считают, что развитие скоростно-силовых качеств будет эф фективнее, если оно происходит параллельно с развитием силовых качеств, быстроты, выносливости, ловкости и т. д.

Ряд авторов (Верхошанский Ю.В., 1988; Першин А.И., 1988) считают, что основными методами развития скоростно-силовой подготовки являются: упражнения с отягощением, повторно-серийный, круговой, метод прыжковых упражнений, комплексный метод.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В тренировке лыжников-гонщиков чаще, всего используется круговой, комплексный и метод прыжковых упражнений.

Повторно-серийный метод рекомендуется в основном в тренировках на лыжероллерах и прыжковой имитации в подъемы.

Из приведенных примеров по развитию скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков ряд авторов, указывая на необходимость учета средств тренировки, времени выполнения, веса отягощения, не обращает внимания на темп их выполнения (интенсивность) или недостаточно точно указывает направленность в развитии того или иного физического качества.

В результате анализа научно-методической литературы выяснено, что при развитии силы лыжника-гонщика величина отягощений увеличивается с повышением возраста и спортивной квалификации спортсмена. При развитии собственно скоростно-силовых качеств («взрывной силы») и силовой выносливости величина отягощений уменьшается с повышением интенсивности и количества повторений упражнения.

Выявлено также, что развитие того или иного физического качества зависит не столько от средства тренировки, сколько от методики его применения: интенсивности выполнения, длины отрезков, количества повторений, интервалов отдыха и общего времени выполнения и т. п. Поэтому с помощью одного упражнения, например, имитации лыжных ходов в подъёмы повторным методом, со средней интенсивностью (140-160 уд/мин) можно развивать у лыжника силу мышц рук, ног, плечевого пояса. Выполняя это упражнение с соревновательной и превышающей её скоростью (ЧСС 180±10 уд/мин) в течение 20-40 секунд повторно, развивают быстроту. Применяя это упражнение с интенсивностью ЧСС 160-180 уд/мин повторно или чередуя с бегом в течение 30-40 и более минут, развивают скоростно-силовую выносливость.

Величина отягощений или интенсивности передвижения при развитии скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков определяется, главным образом, возрастными особенностями спортсменов, их уровнем подготовленности и разнообразием приёмов и методов направленного развития того или иного физического качества (силы, быстроты, скоростной или силовой выносливости и т. д.).

Многие авторы полагают, что наибольшая эффективность в подготовке лыжников-гонщиков будет достигнута только при развитии, всех физических качеств в определённой пропорции с учётом их значимости для вида спорта (этапа многолетней подготовки, годичного цикла и т. д.) и возможности наиболее полной реализации индивидуальных способностей спортсменов.

При большом разнообразии подходов к развитию физических качеств лыжников-гонщиков высказывается единое суждение, что развивать силовые качества следует лишь до определённого оптимального уровня, превышение которого может привести к обратному эффекту — снижению результатов в лыжных гонках.

При развитии скоростно-силовых качеств большинство авторов считает, что упражнения этой направленности должны сопровождаться во всех случаях необходимым объёмом упражнений, способствующих развитию гибкости и навыков расслабления.

1.6 Применение средств скоростно-силовой подготовки в годичном цикле тренировки лыжников-гонщиков

Использование средств общефизической и специально физической подготовки для развития скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков зависит от этапа и периода годичного цикла спортивной тренировки.

Методика применения средств скоростно-силовой подготовки лыжников-гонщиков заключается в следующем: на первом этапе подготовительного периода, когда необходимо заложить «фундамент» общей физической подготовленности, спортсмен выполняет упражнения со значительными отягощениями 50-70 % от максимальной силы. На втором этапе применение средств скоростно-силовой направленности рекомендуется проводить одновременно с применением средств для развития быстроты. В это время начинают применяться и собственно скоростно-силовые упражнения (прыжки, многоскоки, упражнения в быстром темпе с отягощением 15-30 % от максимальных или рывком). К концу второго и в начале третьего этапа для развития скоростно-силовых качеств начинают всё больше применяться специальные средства (имитация, лыжероллеры, лыжи). В частности, В.П. Платонов и Н.М. Булатова (1992) считают, что скоростно-силовые способности лыжника — гонщика целесообразно развивать при выполнении движений имитационного характера, близкими по форме и особенностям функционирования нервно-мышечного аппарата к соревновательным упражнениям, однако с повышенной долей силового компонента

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

По мнению многих авторов, в частности, И.М. Бутина (2000), М.А. Аграновского (1980) и др., основные физические качества, необходимые лыжнику-гонщику, в том числе и скоростно-силовые, нужно развивать на летне-осеннем этапе подготовительного периода.

Приобретённый в бесснежный период скоростно-силовой потенциал лыжник-гонщик должен проявить в специфических условиях передвижения на лыжах. Специалисты утверждают, что в практике имеются примеры, когда лыжники, обладая высокоразвитыми скоростно-силовыми качествами, так и не смогли научиться отталкиваться на лыжах правильно. Э.И. Аршавская (1968) считает, что высококвалифицированного гонщика отличает от разрядника не высокий темп шагов при преодолении дистанции, а способность удерживать до конца дистанции оптимальную величину усилий в фазе отталкивания.

Объём скоростно-силовой подготовки лыжников-гонщиков в годичном цикле должен увеличиваться из месяца в месяц. Так, К.М. Казанцев (1990) предлагает следующую динамику повышения скоростно-силовой работы: в мае — 7 % скоростно-силовой работы от общего объёма циклической нагрузки (190 км — ООЦН); в июне — 16,8 % (420 км — ООЦН); в июле, августе общий объём циклической нагрузки продолжает увеличиваться при дальнейшем увеличении объёма скоростно-силовой работы. Однако отношение объёма скоростно-силовой работы к ООЦН снижается до 11,3 %. Переход от первого этапа ко второму в подготовительном периоде происходит с постоянным увеличением объёма специальной подготовки (с использованием специаль ных средств). В недельном цикле предусматривается проведение 2-х занятий на лыжероллерах на сильно и среднепересечённой местности с интервалами в 3-4 дня. На третьем этапе, только с третьей недели, автор рекомендует использование специальной скоростно-силовой работы на отрезках 300-600 м в сочетании с совершенствованием технического мастерства.

Несколько иной подход к использованию средств скоростно-силовой подготовки рекомендуется Н.С. Колонов (1990). Он считает, что в юношеском возрасте на развитие скоростно — силовой подготовки следует уделять больше времени: до 25 % с применением специальных средств. По его мнению, на первом этапе подготовительного периода развитию скоростно-силовых качеств нужно уделять 18,5 %, на втором — 21,5 % времени от общего объёма нагрузки. В соревновательном периоде это соотношение выше.

Имеющиеся расхождения у авторов в соотношениях скоростно-силовой подготовки и общего объёма тренировочной нагрузки, вероятно, объясняются различным уровнем подготовленности лыжников-гонщиков.

Применение специальных средств подготовки (имитации и передвижения на лыжероллерах) у лыжников-гонщиков младших разрядов в большей мере связано с совершенствованием технического мастерства (с незначительной интенсивностью), у квалифицированных спортсменов их действие проявляется комплексно, одновременное техническое и функциональное совершенствование и развитие скоростно-силовых качеств.

На разных этапах подготовительного периода происходят изменения и в соотношении собственно скоростно-силовых средств подготовки. Однако в общем объёме этих средств и их влиянии на развитие силовой и специальной подготовки лыжников-гонщиков различной квалификации в подготовительном периоде имеются свои оптимальные соотношения. Так, у лыжников-гонщиков высокой квалификации объём циклической нагрузки в беге с имитацией, равный 24 % от общего объёма, считается наиболее оптимальным, позволяющим на 1-м и 2-м этапах подготовительного периода поддерживать достигнутый уровень развития скоростно-силовых качеств. Лыжероллерная подготовка в объёме 76 % обеспечивает дальнейшее развитие силовой выносливости. Изменение соотношения в специальных средствах (на тех же режимах интенсивности) в сторону увеличения до 85-90 % или уменьшения до 40-50 % в передвижении на лыжероллерах менее эффективно (Пермяков А.В., 1990). Планирование бега с имитацией в подъёмы по пересечённой местности в объёме 25-30 % создает основную базу скоростно-силовой подготовки на втором этапе подготовительного периода.

Рациональное построение тренировочного процесса — это, в первую очередь, оптимальное соотношение различных тренировочных средств, направленных на развитие ведущих для лыжника-гонщика физических качеств. Г.В. Стародубцев (1980) считает, что увеличение средств силовой подготовки в циклических видах спорта должно всегда сопровождаться увеличением циклических аэробных нагрузок и, наоборот, увеличение аэробных средств должно сопровождаться увеличением силовых нагрузок при обязательном контроле над уровнем выносливости по критерию анаэробного порога. Снижение этого порога — сигнал к коррекции как силовых, так и аэробных нагрузок. Время, затраченное на аэробную работу, должно превышать время, затраченное на силовую работу в 3-5 раз. Для воспитания силовой выносливости должны выполняться действия, соответствующие основному или аналогичному соревновательному упражнению с отягощениями или в утяжелённых условиях.

Учитывая важность скоростно-силовых нагрузок в подготовке лыжников-гонщиков, И.В. Листопад (1983) предлагает концентрировать их в июле подготовительного периода. После использования специально разработанной системы скоростно-силовых упражнений они рекомендуют применять тренировочные нагрузки на выносливость. Такая последовательность в развитии физических качеств, по их мнению, обеспечивает лыжникам-гонщикам реализацию отставленного тренировочного эффекта скоростно-силовых нагрузок и способствует дальнейшему развитию специальных видов выносливости.

С целью увеличения физической подготовленности лыжников в подготовительном периоде Р.Г. Гилязов (1988) предлагает увеличить количество часов на развитие скоростно-силовых качеств до 30 % времени от общего объёма нагрузки за год. Автор предлагает это сделать поочерёдно: в первый год увеличить объём нагрузки для развития выносливости, на следующий год увеличить объём нагрузки для развития скоростно-силовых качеств.

Большинство авторов считает, что планирование средств тренировки лыжников-гонщиков должно исходить из учёта многих факторов, главными из которых являются возрастные особенности, уровень подготовленности, спортивные способности и условия учебно-тренировочной деятельности.

В то же время к развитию скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков нужно подходить осторожно. В начале у юных лыжников развивают силовые качества, укрепляют связки и суставы, далее развивают быстроту и в конечном итоге — скоростные качества.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В работах В.Н. Манжосова, В.П. Маркина (1980), А.Г. Баталова (1991) обращается внимание на то, что дальнейшее улучшение качества тренировочного процесса будет зависеть от рационального сочетания скоростно-силовой подготовки в объёме общей физической подготовки лыжников-гонщиков.

Гипотеза исследования строилась на предположение о том, что раннее начало применения средств и методов развития скоростно-силовых способностей у квалифицированных лыжных гонщиков в подготовительном периоде способствует более раннему набору спортивной формы и более длительному ее удержанию и, соответственно, лучшим результатам на соревнованиях в начале и более стабильным в течение соревновательного периода.

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Цель и задачи исследования

В работе нами была поставлена цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности применения средств и методов развития скоростно-силовых способностей у квалифицированных лыжных гонщиков в подготовительном периоде.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.

2.      Разработать план развития скоростно-силовых способностей у квалифицированных лыжных гонщиков в подготовительном периоде.

.        Проверить эффективность плана в реальном учебно-тренировочном процессе.

.2 Организация исследования

В теоретической части выпускной квалификационной работы нами было рассмотрено современное состояние изученности заявленной темы исследования. По литературным данным выяснено, что среди разных авторов нет единого мнения о специфике подготовки лыжников-гонщиков различной квалификации. Они предлагают различные объемы тренировочной нагрузки циклического характера, сочетание и чередование методов и средств подготовки лыжников-гонщиков и др. При этом сходны представления о структуре годичного цикла, методах, используемых средствах, модельных характеристиках лыжников-гонщиков, которые являются единой методической основой в деятельности тренеров всей страны.

В процессе формирования цели и исследовательских задач, возникла необходимость в проведении экспериментального исследования с целью подтверждения гипотезы исследования.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Исследование по теме выпускной квалификационной работы проводилось на самом ответственном этапе (летне-осеннем, август — сентябрь) в тренировочном процессе лыжников — гонщиков. Основные физические качества, необходимые лыжнику-гонщику, в том числе и скоростно-силовые, нужно развивать на летне-осеннем этапе подготовительного периода. Поэтому для решения поставленных задач был организован совместный сбор, на котором проведены анализ планирования тренировочных нагрузок и эксперимент. В течение последнего опробованы средства и методы специальной подготовки при выполнении равных объемов тренировочных нагрузок в контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ). Всего в исследовании приняло участие 14 лыжников-гонщиков. В ходе каждого этапа преимущественно производится специальная подготовка и используются разнообразные средства специальной подготовки (имитация лыжных ходов в подъем — по пересеченной местности, имитационные упражнения на месте и в движении, лыжероллеры).

При комплектовании КГ и ЭГ на протяжении всего подготовительного периода значительного расхождения в планировании тренировочного процесса не было: в подготовительном периоде работа в группах выполнялась по следующему плану:

Таблица 1. План тренировочной работы КГ и ЭГ в подготовительном периоде (бесснежный период)

 

Расхождения отмечены только в летне-осеннем этапе подготовительного периода в методах и интенсивности выполнения упражнений специальной подготовки, что видно из планирования тренировочных нагрузок в условиях эксперимента.

Правильный подбор средств специальной подготовки в лыжных гонках повышает приспособляемость спортсмена к нагрузкам различного характера, существенно увеличивая диапазон функциональных возможностей организма спортсмена, а тем самым создает предпосылки к развитию наилучшей приспособляемости к специальной (конкретно соревновательной) нагрузке.

С целью проверки эффективности разработанной программы по развитию скоростно-силовых качеств у квалифицированных лыжников-гонщиков был проведен педагогический эксперимент. Индивидуальные данные, полученные в ходе исследования, сведены в таблицы и проанализированы с помощью методов математической статистики в третьей главе.

На завершающем этапе исследования, все данные были обобщены и на основе анализа результатов исследования формулировались выводы, разрабатывались практические рекомендации, проводилось техническое оформление выпускной квалификационной работы.

.3 Методы исследования

.        Анализ научно-методической литературы.

.        Педагогическое наблюдение.

.        Анализ дневников самоконтроля и планов подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

.        Педагогический эксперимент

.        Контрольные испытания.

.        Статистическая обработка материалов исследования.

Анализ научно-методической литературы применялся с целью изучения состояния проблемы исследования, формирование гипотезы, цели и задач квалификационной выпускной работы. Всего в ходе исследования нами было изучено 30 источников литературы, которые предоставлены в списке литературы. Для сбора информации и более четкого представления методологии исследования, определения общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности данной проблемы были изучены научно-методические источники по организации тренировочного процесса лыжников-гонщиков, сборники научных трудов по лыжному спорту, физиологии спорта и физиологическим основам спортивной тренировки спортсменов высшего класса.

Объектом непосредственного наблюдения являлись лыжники-гонщики во время учебно-тренировочных сборов. При помощи наблюдения собирались конкретные факты, способствующие решению задач исследования. Непосредственные наблюдения имело открытый характер, результаты наблюдений фиксировались в дневнике автора выпускной квалификационной работы, и служили вспомогательным материалом.

Анализ планов подготовки и дневников самоконтроля квалифицированных лыжных гонщиков был проведен с целью выявления средств тренировки, определение объема и интенсивности циклической нагрузки в мезоциклах подготовительного периода.

Следует отметить, что в дневниках самоконтроля спортсмены очень подробно описывают каждый тренировочный день, включая и утреннюю зарядку. В них нашло свое отражение:

данные утреннего самоконтроля: вес, биохимические показатели;

скорость прохождения кругов дистанции на тренировках;

скорость и время прохождения кругов дистанции в кроссе с имитацией или передвижении на лыжероллерах, как правило.

распределение тренировочных нагрузок по 4 зонам интенсивности в беге, передвижение на лыжероллерах и лыжах, общий объем циклической нагрузки (ООЦН).

Педагогический эксперимент был организован и проведен на летне-осеннем этапе подготовительного периода. Организация и методика проведения эксперимента изложены в третьей главе.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

По завершению эксперимента были проведены повторные контрольные испытания в кроссе с шаговой имитацией на дистанции 3 км, и лыжероллерах коньковым стилем передвижения — 6 км.

Для оценки результатов эксперимента использовался математический метод анализа. Достоверность различий независимых результатов определялась по t-критерию Стьюдента. Полученные данные сравнительного педагогического эксперимента отражены в результатах, таблицах, диаграммах.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Организация педагогического эксперимента

Наблюдение проводилось за лыжниками-гонщиками, которые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Каждая группа состояла из 7 мальчиков. Наблюдение осуществлялось в течение двух сезонов. При этом основное внимание уделялось регистрации использования средств и методов, направленных на воспитание специальной выносливости, выполнение объемов тренировочных нагрузок спортсменами и контролировалась интенсивность выполнения основных средств подготовки.

При построении тренировочных микроциклов (планов тренировочной работы) учитывается множество различных факторов: возрастные особенности занимающихся, их физическое и психическое развитие, заканчивая особенности этапов и периодов подготовки лыжников-гонщиков и др.

В выпускной квалификационной работе рассматривается летне-осенний этап подготовительного периода, который является основополагающим этапом в тренировочном процессе лыжников-гонщиков, после которого идет следующий — зимний этап соревновательного периода. Летне-осенний этап характеризуется большим многообразием применяемых методов спортивной тренировки, средств специальной и общей физической подготовки. Для каждой группы (КГ и ЭГ) простроены четырехнедельные микроциклы как разные методики спортивной тренировки. Основными различиями в построении микроциклов являлось чередование средств и методов подготовки, а также характер предлагаемых тренировочных нагрузок (поддерживающий, восстановительный и развивающий). Ниже в таблицах представлены планы тренировочных работ, запланированных для каждой группы.

Таблица 2. Содержание развивающего микроцикла ЭГ на летне-осеннем этапе подготовительного периода

 

Планирование в ЭГ предусматривало большое варьирование средств скоростно-силовой подготовки. Так, имитация лыжного хода в подъем во втором микроцикле была заменена на круговую тренировку, смоделированную по продолжительности и функциональному воздействию на лыжную гонку 5 км, с учетом профиля трассы предстоящих соревнований. При этом должен быть быстрый переход с одного упражнения на другое. В конце летне-осеннего этапа ЭГ выполняла данный смоделированный комплекс на результат: то есть в соревновательном режиме.

КГ занималась по утвержденной в ДЮСШОР программе (Таблица 3).

Таблица 3. Содержание развивающего микроцикла КГ на летне-осеннем этапе подготовительного периода

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

 

На всех этапах подготовки лыжников-гонщиков основными методами тренировок в обеих группах являлись равномерный и переменный. В ЭГ также использовался интервальный метод тренировки. Принятые названия методов довольно точно определяют содержание тренировочных занятий и позволяют правильнее сформировать конкретные задачи каждой тренировки, каждый из указанных методов определяет длину используемых отрезков, общим объемом нагрузки в километрах, проходимых лыжниками в тренировки, интенсивностью передвижения.

Перед началом эксперимента выполнены испытания в кроссе с шаговой имитацией на дистанции 3 км, и лыжероллерах коньковым стилем передвижения — 6 км. Затем в течение четырех недельных микроциклов проведены тренировочные занятия, на которых в обеих группах использовали средства специальной подготовки. Объемы последней в КГ и ЭГ были одинаковыми.

Наблюдаемые группы перед началом исследования имели примерно равные показатели в общей и специальной подготовке. Обе группы тренировались по единому плану, выполняя примерно равные нагрузки.

В ходе педагогического исследования выполнено педагогическое тестирование для выявления эффективной методики тренировки лыжников-гонщиков. Использованы следующие тесты:

. Кросс с шаговой имитацией на дистанции 3 км;

. Гонка на лыжероллерах коньковым стилем передвижения на дистанции 6 км.

Данное тестирование производилось дважды: до и после эксперимента. По сумме мест определялся рейтинг участников.

3.2 Обсуждение результатов исследования

Основным критерием, подтверждающим эффективность использования в подготовительном периоде тренировочных нагрузок, по интенсивности превышающих соревновательные, послужило сравнение результатов спортсменов контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 4. Результаты тестирования в беге с имитацией на 3 км и лыжероллерах на 6 км (конец эксперимента)

 

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Полученные эмпирические значения t (0.8 и 1,8) находятся в зоне незначимости. Таким образом, существенных различий между контрольной и экспериментальной группами перед проведением исследования не выявлено.

Анализ данных полученных в ходе исследования, позволяет констатировать следующее: если до начала эксперимента обе группы находились на одном уровне подготовленности, то в конце эксперимента мы наблюдаем лучшие показатели в экспериментальной группе. Результаты эксперимента представлены в таблице 4.

Исходя из полученных данных видно, что спортсмены экспериментальной группы имели явное превосходство на беге с имитацией 3 км (672 сек. у экспериментальной и 686 сек. у контрольной) и 6 км лыжероллеры (705 сек. и 730 сек. соответственно).

Таким образом, лыжники экспериментальной группы в большем объеме использовали тренировочную нагрузку скоростного характера в основных средствах подготовки, применяемых как в подготовительном (бег, кросс с имитацией лыжных ходов, передвижение на лыжероллерах), так и в соревновательном периодах.

Следовательно, можно утверждать, что лыжники экспериментальной группы достигли более высоких спортивных результатов в подготовительном периоде за счет различия содержания использованных ими методик тренировки и выполнения более широкого круга средств скоростно-силовой подготовки в течение всего годичного цикла тренировки.

выводы

. Из анализа литературных источников видно, что у авторов различные подходы к дозировке скоростно-силовых средств в тренировочном процессе лыжников-гонщиков. В большей мере это связано с различной спортивной квалификацией, возрастом и уровнем подготовленности спортсменов. В то же время все авторы указывают на большое значение средств скоростно-силовой подготовки в формировании и становлении лыжника как спортсмена. Установлено, что успехов в соревнованиях в после дние годы стали добиваться лыжники, обладающие не только большой выносливостью, но и высоким уровнем развития ско ростно-силовой подготовленности. Выявлено, что скорость пе редвижения на лыжах зависит от очень быстрого сокращения работающих мышц, что приводит к увеличению длины шагов, которая, в свою очередь, зависит от специальной скоростно-си ловой подготовленности лыжников — гонщиков.

. Был разработан план развития скоростно-силовых способностей у квалифицированных лыжных гонщиков в подготовительном периоде. Отличие в группах исследуемых заключалось в том, что в ЭГ некоторые тренировки были проведены различными методами и с различной интенсивностью, что позволяет установить большую успешность спортсменов в ЭГ, по сравнению с КГ, в течение летне-осеннего этапа подготовительного периода. Сказанное обосновывает экспериментальную методику как более эффективную по сравнению с контрольной.

3. Результаты исследования свидетельствуют о том, что достоверных различий в ходе педагогического эксперимента не получено. Это свидетельствует о том, что вопрос по изменению интенсификации учебно-тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков требует дополнительных экспериментальных исследований.

Список использованной литературы

1.   Аршавская, Э.И. Физиология и физкультура: о физиологических основах физ. воспитания в различные возрастные периоды / Э.И. Аршавская, В.Д. Розанова. — М.: Знание, 1968. — 80 с.

2.      Баталов, А.Г. Нормирование интенсивности тренировочных нагрузок в лыжных гонках: метод. разраб. для слушателей факультета повышения квалификации и студентов ГЦОЛИФКа / А.Г. Баталов. — М.: ГЦОЛИФК, 1991. — 38 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.        Бутин, И.М. Лыжный спорт: учеб. пособие для студ. пед. вузов по спец. 033100 «Физ. культура» / И.М. Бутин. — М.: Академия, 2000. — 368 с.

.        Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.

.        Гилязов, Р.Г. Дополнительные средства и методы тренировки высококвалифицированных лыжников-гонщиков: метод. разраб. для студентов, слушателей фак. повышения квалификацции ГЦОЛИФКа / Р.Г. Гилязов. — М.: [б. и.], 1988. — 31 с.

.        Девальд, И.Г. Развитие специальной силы рук лыжников-гонщиков с помощью амортизаторов и тренажеров / И.Г. Девальд // Лыжный спорт: Сб. ст. — М., 1988.- Вып. 2. — С. 16-18.

.        Жиляков, А.А. Особенности скоростно-силовой подготовки и построение микроциклов тренировки квалифицированных лыжников-двоеборцев: авгореф. дис…. канд. пед. наук / А.А. Жиляков. — М., 1996. — 26 с.

.        Иванов, О.Г. Повышение мощности отталкивания и оптимизация техники работы руками в тренировочном процессе лыжников-гонщиков: учеб. пособие для студентов физкультурных вузов / О.Г. Иванов, H.Е. Каппель. — Новосибирск. 1984. — 82 с.

.        Казанцев, К.М. Развитие силы и силовой выносливости: сб. ст. / К.М. Казанцев. — СПб., 1990. — С. 85-91.

.        Климанов. Л.Е. Воспитание силовой выносливости у лыжников-гонщиков: учеб. пособие для спортсменов, тренеров и преподавателей по лыжным гонкам / A.Е. Климанов. — Омск: [б. и.]. 1992. — 36 с.

.        Климанов, А.Е. Методика воспитания силовой выносливости лыжников-гонщиков в годичном цикле тренировки: автореф. дис. … канд. пед. наук / А. Е. Климанов. — М., 1981. — 21 с.

.        Коганов. Л.С. Развиваем выносливость / Л.С. Коганов. На лыжах круглый год / сост.: Д. Д. Донской. — М.: Знание, 1990. — 190 с.

.        Колодяжная, H.А. Построение микроцикла тренировки лыжников-гонщиков высокой квалификации / Н.А. Колодяжная // Лыжный спорт, 1985: Сб. ст. / сост.: B.H. Манжосов, В.П. Маркин, Л.Ю. Рейзер. — М.,1985. — Вып. 1. — С. 23-25.

.        Колонов, Н.С. Методика развития силовой выносливости / H.С. Колонов. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 44 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.        Кондратов, А.В. Влияние скорости передвижения на технику лыжных ходов / А.В. Кондратов. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — Вып. 1. — С. 29.

.        Кузнецова, 3.И. Критические периоды развития силы и выносливости де тей школьного возраста / 3.И. Кузнецова: тезисы 5 научной конференции по физи ческому воспитанию детей и подростков. — М., 1972. — С. 73.

.        Листопад, И. В. Скоростно-силовая подготовленность лыжников-гонщиков разной квалификации и методика её совершенствования: автореф. дис. канд. пед. наук / И.В. Листопад. — Киев, 1983. — 26 с.

.        Лыжный спорт: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. М.А. Агра новского. — М: Физкультура и спорт, 1980. — 368 с.

.        Лыткин, М.И. Воспитание скоростных качеств лыжников-гонщиков 15-17 лет / М.И. Лыткин. — М.: [б. и.], 1997. — 15 с.

.        Манжосов, В.Н. Тренировка лыжника-гонщика: очерки теории и методи ки / В.Н. Манжосов. — М.: Физкультура и спорт. 1986. — 96 с.

.        Манжосов, В.Н. Методика развития скоростно-силовых качеств лыжника- гонщика : учеб. пособие для студентов ин-тов физ. культуры и слушателей фак. повышения квалификации / В.Н Манжосов, В.П. Маркин — М. : [б. и.], 1980. — 54 с.

.        Масленников, И.Б. Лыжный спорт / И.Б. Масленников, В.Е. Капланский. — 2-е изд., иерераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 111 с.

.        Пермяков, А.В. Планирование тренировочных средств в подготовительном периоде у лыжников-гонщиков высших разрядов: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Пермяков. — М.. 1990. — 24 с.

.        Першин, А.И. Воспитание скоростной выносливости у юных лыжников-гонщиков в группах спортивного совершенствования на заключительном этапе подготовительного периода: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.И. Першин. — Киев, 1988.-22 с.

.        Платонов. В.H. Силовая подготовка спортсмена: учебно-методическое пособие / серия.«Физическая подготовка спортсмена» / В.Н. Платонов, H. М. Булатова. — Киев. 1992. — Вып. 7. — 43 с.

.        Раменская, Т.И. Специальная подготовка лыжника: учебная книга / Т.И. Раменская. — М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 228 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

.        Ростовцев В.Л. Оценка скоростно-силовой подготовленности / В.Л. Ростовцев, С.Н. Зеленовский — М.: Физкультура и спорт, 1985. — С. 27-32.

.        Стародубцев, Г.В. Исследование эффективности отдельных контрольных упражнений и оценочные нормативы по общей и специальной физической под готовке лыжников-гонщиков / Г.В. Стародубцев // Лыжный спорт : Сб. ст. / сост.: В.Н. Манжосов, В.П. Маркин, Л.Ю. Рейзер. — М., 1980. — Вып. 1. — С. 21-23.

.        Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж. К. Холо дов, В. С. Кузнецов. — М.: Физкулыура и спорт, 2000. — 89 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1728

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке