Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Советское образование и педагогическая мысль: достижения и недостатки»

Рожденные в СССР были приучены учиться и обучаться с рождения — тому доказательство — множество выпускаемых книг копеечных по цене и неоценимых по содержанию, огромное количество кружков и секций в школьные годы, развитие дефицитом смекалки и находчивости (умение заменять отсутствующий предмет наличными и сделать из подручных средств все, что угодно).

Курсовая работа с гарантией

Содержание

Введение

Глава 1.Советское образование в школах

1. Введение всеобщего обязательного начального обучения

.1 Развитие системы школьного (народного) образования

1.2 Реформы советской школы

.3 Учебно-воспитательная работа школы (учебные программы)

.4 Общественно-политическое воспитание учащихся

Глава 2.Советское образование в высших учебных заведениях страны

2. Реформы образовательной системы 30-х г

.1 Задачи и проблематика советского образования

.2 Роль интеллигенции в обществе. Создание и воспитание квалифицированных кадров путём воспитания нового поколения преподавателей высших учебных заведений

.3 Современники о наличии интеллигенции в стране и ее роли в строительстве новой жизни

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Заключение

Литература

советское образование педагогическая интеллигенция

Введение

Советское образование, как известно, считалось самым лучшим в мире, и было очень популярно.

Рожденные в СССР были приучены учиться и обучаться с рождения — тому доказательство — множество выпускаемых книг копеечных по цене и неоценимых по содержанию, огромное количество кружков и секций в школьные годы, развитие дефицитом смекалки и находчивости (умение заменять отсутствующий предмет наличными и сделать из подручных средств все, что угодно).

Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа была призвана не только решать общеобразовательные задачи, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

Были распространены программы обмена студентов из других государств. Приезжая учиться иностранные граждане за 5-6 лет вполне овладевали если не всем премудростям, то уж точно частью нашего национального соображения. Русский язык был международным, высоко ценился и был едва ли не первым по количеству знающих его.

Сейчас во многих странах мира работают иностранные специалисты с отличным знанием русского языка. На вопрос, откуда — в ответ можно услышать: «я учился в СССР». Советский союз вырастил поколение специалистов, которыми гордятся многие страны. Врачи, учителя, инженеры, архитекторы — для нас это обычное работники, но в странах Востока, Африки, Бразилии др. — это очень уважаемые специалисты с высокой зарплатой и положением в обществе и все они, если можно так выразиться «воспитанники» Советской системы образования.

Глава 1.Введение всеобщего обязательного начального обучения

Свою работу я хотел бы начать с самого необходимого решения для дальнейшего развития советского образования. Несомненно, одной из важнейших задач для советского руководства являлось введение обязательного начального образования.съезд Коммунистической партии, проходивший в 1930 году, признал боевой задачей проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидацию неграмотности. К этому времени грамотность населения сильно возросла (с 33% в 1916 году до 62,6% в 1930 году), но более 1/3 населения Советского Союза все еще оставалось неграмотной, а в сельских местностях этот процент был намного выше.

Скорейшее осуществление всеобщего обучения детей и подростков и ликвидация неграмотности среди взрослых превратились в неотложную задачу государственного значения.

августа 1930 года Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров Союза ССР было принято постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении».

Первые три статьи этого закона гласили:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Ввести с 1930-1931 г. повсеместно в Союзе ССР всеобщее обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8, 9 и 10 лет в объеме не менее четырехлетнего курса начальной школы. В соответствии с этим принять осенью 1930 года в трудовую школу всех детей этих возрастов, которые до настоящего времени не обучаются в школе.

Ввести с 1930-1931 г. обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 11 до 15 лет, не прошедших первых четырех групп трудовой школы. Для них организуются ускоренные специальные двухгодичные и одногодичные школы-курсы и группы при школах (в зависимости от их подготовки).

Ввести с 1930-1931 г. всеобщее обязательное начальное обучение детей (мальчиков и девочек) в объеме школы-семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках, установив обязательное прохождение всего курса семилетней школы для всех детей, оканчивающих школу I ступени (первые четыре группы трудовой школы), начиная с окончивших в 1929-1930 г.».

Таким образом, все дети, достигшие школьного возраста, а также переростки, которые по тем или иным причинам ранее не были охвачены школой, должны были обязательно учиться. Закон обязывал родителей и заменяющих их лиц посылать детей в школы; за неисполнение этой обязанности они подлежали ответственности по законам союзных республик.

.1 Развитие системы школьного (народного) образования

Школьная система, принятая в 1918 году, подвергалась некоторым изменениям уже в годы гражданской войны и иностранной интервенции. Были созданы рабочие факультеты, школы-клубы для рабочих-подростков, двухлетние школы для переростков и др.

Переход на мирную работу потребовал существенных изменений и в системе школьного образования, особенно в системе профессионального образования.

Для всестороннего обсуждения назревших вопросов школьного строительства Центральный Комитет партии созвал первое Всероссийское партийное совещание по народному образованию (31 декабря 1920 года — 4 января 1921 года). Совещание признало необходимым установить вместо девятилетней школы с двумя ступенями в качестве основного типа семилетнюю школу с двумя концентрами: первый — 4 года, второй — 3 года.

Основной формой профессионального образования юношества совещание признало техникум (индустриальный, сельскохозяйственный, экономический, педагогический и др.) с четырехлетним сроком обучения.

Совещание указало также наркомпросам на необходимость создания сети фабрично-заводских школ с целью срочной подготовки квалифицированных рабочих для восстановления промышленности. На совещании происходила острая борьба по вопросу о принципиальных основах школьной системы, в особенности по вопросу о средней общеобразовательной школе.

Некоторые педагоги полагали, что в системе советского народного образования не должна сохраняться средняя общеобразовательная школа, и даже объявляли ее буржуазной формой воспитания. Они противопоставляли школе детский дом, считали его основным типом системы народного образования. Педагоги-марксисты-ленинцы, опираясь на программу партии, отвергли эту мысль, указывая, что она может принести громадный вред социалистическому обществу. Отдельные участники совещания высказывались за замену общеобразовательной школы в ее среднем и старшем звеньях профессиональным образованием.

В. И. Ленин, с большим вниманием следивший за работой совещания, подверг резкой критике ряд его решений. Центральный Комитет партии, утверждая изменения в школьной системе, по предложению В. И. Ленина указал, что переход к семилетней школе вместо девятилетней следует рассматривать «исключительно как временную практическую необходимость, вызванную нищетой и разорением страны под гнетом войн, навязанных нам Антантой».

В. И. Ленин подверг суровой критике и тех, кто вместо политехнического образования предлагал «монотехническое», назвав эти рассуждения в корне неверными. Он критиковал совещание и за то, что в его работе «не учитывался практический опыт», не были привлечены учителя к решению поставленных вопросов.

Рекомендация партийного совещания о преобразовании старших классов школ II ступени в техникумы не могла быть осуществлена повсеместно ввиду отсутствия материальных средств, удовлетворительного оборудования и подготовленного педагогического персонала. Наркомпрос РСФСР сохранил школы II ступени с пятилетним сроком обучения, с подразделением на два концентра: первый-3 года, второй-2 года.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1.2 Реформы советской школы

К 1922 году сложилась более гибкая школьная система по сравнению с принятой в 1918 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы, всего 9-10 лет обучения. Положительной стороной этой школьной системы было то, что каждый концентр, представляя ступень, ведущую вверх по общеобразовательной школьной

лестнице, являлся в то же время и основанием для дальнейшего профессионально-технического образования.

Школа I ступени являлась базой для школ низшего профессионального образования: профшкол, фабзавуча, учебнопроизводственных мастерских и т. п.; семилетняя школа — для средних и профессионально-технических учебных заведений: индустриальных, сельскохозяйственных, педагогических и других техникумов; девяти-, десятилетняя школы служили основой для дальнейшего, высшего образования.

С 1923 года в сельских местностях на базе школы I ступени стали возникать школы крестьянской молодежи (ШКМ) с трехлетним сроком обучения. Основная цель этих школ состояла в том, чтобы подготовить из сельской молодежи культурных земледельцев и хороших общественников. Помимо общеобразовательных предметов в объеме семилетней школы, в учебные планы ШКМ были включены агрономические знания. В период коллективизации эти школы были преобразованы в школы колхозной молодежи. Они просуществовали до 1934 года как основные общеобразовательные школы на селе.

В 1925 году создаются первые фабрично-заводские семилетки (ФЗС), получившие широкое распространение к концу 1929 года и ставшие основными общеобразовательными школами в период 1930-1934 годов. Это была попытка приблизить для детей рабочих школу к производству, создать условия для ее политехнизации и для получения детьми рабочих повышенного образования.

В 1921 году Наркомпрос РСФСР принял постановление «О реорганизации школы II ступени» (VII-IX классы), возложив на нее задачу подготовки работников массовой квалификации в определенной отрасли труда (учителей, счетоводов, политпросветработников и т. д.), обеспечив общее образование этих учащихся в объеме девятилетки, чтобы открыть им доступ в высшую школу и в то же время подготовить к выполнению определенных профессиональных обязанностей в сфере культуры, образования, обслуживания.

Значительно увеличилось в это время количество рабочих факультетов, игравших важнейшую роль в подготовке рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в высшие учебные заведения, к изменению социального состава вузов.

В этот период возникали (1921) и бурно развивались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Они имели своей задачей подготовку из молодежи высококвалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. Они имели четырехлетний срок обучения и наряду с профессиональной подготовкой обеспечивали и общее образование в объеме семилетней школы.съезд Коммунистической партии (1925) поставил задачу социалистической индустриализации страны, что вызывало острую потребность в квалифицированных специалистах. На Пленумах ЦК ВКП(б) в 1928 и 1929 годах были приняты решения о перестройке системы подготовки кадров для народного хозяйства. Профессиональные учебные заведения, в том числе и ФЗУ, находившиеся до того времени в ведении Наркомпроса, в 1929 году были переданы хозяйственным организациям по специальности, которые могли лучше обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов.

В резолюции Пленума ЦК ВКП(б) 1928 года было сформулировано требование о коренном улучшении учебной работы школы II ступени. «Добиться, чтобы оканчивающие школу II ступени были подготовлены для поступления в вузы»,- говорилось в резолюции Пленума.

В результате в РСФСР сложилась следующая система школьного образования:

начальная школа (I ступень) с четырехлетним сроком обучения;

семилетняя школа как фундамент всей школьной системы;

школа II ступени (девятилетняя средняя школа) с профессионализированным вторым концентром (в ряде школ);

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

фабрично-заводские семилетки (ФЗС) — разновидность семилетней школы в промышленных центрах и районах;

школа крестьянской молодежи (ШКМ), являющаяся продолжением школы I ступени для сельской молодежи;

школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) преимущественно для рабочих-подростков с профессиональной установкой, но с сохранением общеобразовательных знаний в объеме семилетней школы;

Школьная система на Украине и в Белоруссии строилась по-иному. После семилетней школы следовало профессиональное образование — профшкола, техникум. Некоторые особенности имелись в школьных системах других советских республик.

1.3 Учебно-воспитательная работа школы

В 1923-1925 годах были составлены под руководством научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУСа) новые программы, получившие название «Программы ГУСа». Они существенным образом отличались от всех предыдущих как по содержанию, так и по структуре. Это были не предметные, а комплексные программы. Этими программами пытались устранить существенный недостаток старой школы — разрыв между учебными школьными предметами. Борясь с имевшимся в старой школе отрывом теории от практики, авторы программ стали на путь ликвидации предметного построения учебного плана школ и нарушили тем самым систематическое изучение отдельных учебных предметов. Весь объем знаний, намеченных к изучению в общеобразовательной школе, был представлен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и обществе.

В соответствии с этим в программах учебный материал располагался по следующим трем колонкам:

природа и человек,

труд,

общество.

Идея комплексного построения программ приводила к установлению надуманных и искусственных связей отдельных учебных предметов с комплексными темами. Программы ГУСа были очень противоречивы. С одной стороны, они вели школу на сближение с общественно-политической жизнью страны, давали материал для воспитания у учащихся материалистического понимания явлений природы и общества, расширяли

общественно-политический кругозор детей и их активное участие в социалистическом преобразовании страны. С другой стороны, комплексное построение программ не обеспечивало возможности дать учащимся систематические и глубокие научные знания, что вскоре было замечено. И на 1927-1928 учебный год Наркомпросом РСФСР были утверждены для всех школ II ступени единые и обязательные учебные планы, тогда как в прежние годы школы должны были составлять учебные планы и программы с краеведческим уклоном.

Учебный план 1927 года включал дисциплины, имевшие в виду разностороннее, естественнонаучное, общественно-политическое образование учащихся, трудовое, физическое и эстетическое их воспитание.

В течение 1926/27 учебного года при широком участии учителей проводилась работа по уточнению и усовершенствованию программ, которая была закончена летом 1927 года. К началу учебного года были утверждены и опубликованы новые программы для всех ступеней школы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Несмотря на то, что эти программы не являлись, как и предыдущие, предметными, они все же делали некоторый шаг по пути отхода от комплексности. В них в отличие от прежних программ закреплялся обязательный минимум систематических знаний и навыков по русскому языку, математике и другим учебным предметам, что было шагом вперед по пути преодоления ошибок в программно-методической работе.

В целях улучшения качества подготовки школ II ступени Советское правительство приняло в начале 1929 года решение о введении десятилетнего срока обучения. Был утвержден новый учебный план, в котором повышался, удельный вес таких предметов, как обществоведение, русский язык и литература, математика, физика, т. е. предметов, имевших решающее значение в подготовке учащихся к успешным занятиям в высшей школе.

В 1929 году были опубликованы «Программы единой трудовой школы I ступени» для городских и сельских школ. В новых программах большое внимание уделялось такому учебному материалу, с помощью которого можно было познакомить детей в доступной для них форме с индустриализацией страны, с коллективизацией сельского хозяйства, с классовой борьбой трудящихся и культурной революцией, развернувшейся в

стране. Однако в этих программах указания июльского (1928) и ноябрьского (1929) Пленумов ЦК партии о повышении уровня подготовки в общеобразовательной школе не были достаточно учтены.

В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школы ФЗС, которые были построены на основе комплексов-проектов.

В советскую школу некритически был перенесен американский «метод проектов». Соответственно этой методической системе происходила ликвидация школьных групп (классов), их заменяли звеньями и бригадами. Группируя материал различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов, программы стали на путь «клочкообразного» сообщения учащимся знаний. Знания о природе (физика, химия, биология) и знания об обществе (обществоведение, история, география, литература и т. д.) учащиеся должны были усваивать в процессе выполнения таких тем и проектов, как «борьба за промфинплан», «борьба за коллективизацию деревни» и т. д.

Работая по комплексно-проектным программам, школа не могла обеспечить учащимся необходимого объема систематических знаний, вследствие чего оканчивающие школу не имели достаточной подготовки для успешных занятий в вузах.Всероссийский съезд Советов (1929) обязал Наркомпрос принять меры, обеспечивающие практическое внедрение в школу трудового политехнического образования.

При школах стали создаваться мастерские по труду (столярные, слесарные, токарные), школьные производственные музеи. Учащихся вооружали элементарными производственно-трудовыми навыками, умением пользоваться простейшими инструментами труда, знакомили с трактором, автомобилем, электромотором, устраивали экскурсии учащихся на производство. На совещаниях, проведенных в различных местах по вопросу о типе средней школы, рабочие настойчиво требовали введения политехнического образования и трудовой подготовки учащихся.

Растущий интерес к вопросам политехнического образования побудил поставить проблему политехнизма в полном объеме.

В августе 1930 года в Москве состоялся первый Всероссийский политехнический съезд.

Открывая съезд, Н. К. Крупская говорила, что жизнь повелительно требует перейти от пропаганды политехнизма к непосредственному осуществлению его на деле. Она подчеркнула, что политехническая подготовка подрастающих поколений обеспечит более успешное преодоление трудностей, связанных с технической реконструкцией промышленности и земледелия.

Съезд вынес решение о прикреплении всех школ в городах и в промышленных районах к предприятиям, а сельских — к колхозам, совхозам и МТС; об организации для начальных классов школы рабочих комнат, а для пятых — седьмых групп-мастерских и лабораторий, связанных с производственным окружением, что имело в тот период важное значение для развития ФЗС и ШКМ, главной задачей которых была подготовка контингентов для ФЗУ и техникумов.

В это время в школе применялись разнообразные методы, активизирующие деятельность учащихся и помогающие им более сознательно относиться к окружающей действительности. В школах проводилось много экскурсий для непосредственного наблюдения и познания явлений окружающей природы, хозяйственных и общественных отношений. В результате экскурсии и занятия вне школы, а не уроки стали основными формами учебной работы.

Силами учащихся создавались наглядные пособия по естествознанию, самодельные приборы для проведения опытов и лабораторных занятий. Организовывались уголки живой природы и проводились опытные посевы цветов и хлебных культур. При изучении обществоведения школы пользовались графическим методом обучения — составление всевозможных кривых, схем, диаграмм, таблиц и пр. Широко применялись в обучении всякого рода иллюстрации, большое место занимали они даже на уроках математики и родного языка.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Однако в проведении политехнического обучения в школах имелись серьезные ошибки. Попытки сделать стержнем учебных занятий изучение ближайшего производства и местного края приводили к нарушению процесса обучения и содержания учебных предметов, отрывали политехнизацию школы от изучения основ наук.

1.4 Общественно-политическое воспитание учащихся

Комсомольские и пионерские организации. Коммунистическое воспитание учащихся, усвоение ими политических знаний, как на уроках, так и в процессе внеклассной и внешкольной работы занимает ведущее место в советской школе.

На уроках обществоведения в 20-е годы учащимся школ II ступени давались элементарные знания о политическом устройстве СССР, их знакомили с революционным движением в России и на Западе, с героическими страницами из истории Коммунистической партии. Преподаватели общественно-исторических дисциплин, посланные на эту работу партийными органами, старались дать учащимся основные политические понятия, воспитать политическое сознание учеников, вызвать у них интерес к политической жизни страны, международному революционному движению, желание ежедневно следить за крупными политическими событиями, происходящими в мире. Все это расширяло кругозор учащихся, пробуждало у них стремление принять активное участие в борьбе трудящихся за строительство социализма.

Политическая активность учащихся возрастала. В старших классах школ II ступени создавались ячейки комсомола, которые выступали застрельщиками интересных общественных начинаний школьников: организовывали трудовые субботники и воскресники, вечера, посвященные праздничным дням революционного календаря. Комсомольцы и старшеклассники принимали самое активное участие в работе по ликвидации неграмотности среди населения, проводили читки газет, беседы, ставили спектакли в домах, где жили рабочие, в сельских клубах и избах-читальнях, организовывали там политические кружки, брали шефство над детскими домами и садами, площадками.

Общественную активность учащихся организовывали также органы школьного самоуправления, которые работали на основе утвержденного коллегией Наркомпроса РСФСР в 1921 году «Положения об организации учащихся в школе второй ступени».

В школах были самые различные формы организации учащихся: старосты в классах, советы старост и комитеты учащихся в общешкольном масштабе, в классах работали иногда звенья, артели и т. д.

Чрезвычайно интересно работали органы самоуправления воспитанников в колонии имени А. М. Горького, руководимой А. С. Макаренко, в некоторых школьных городках под Ленинградом и Москвой, в школах-коммунах всей страны.

В некоторых городах РСФСР, на Украине действовали немногочисленные детские организации, носившие различные названия: «Юные коммунисты» (ЮКИ), «Юная трудовая армия» и др.

Большую роль в деле развития политической активности и общественно-политическом воспитании учащихся играла пионерская организация. Решающее значение в создании пионерской организации имела II Всероссийская конференция РКСМ (май 1922 года). 19 мая 1922 года конференция приняла постановление «О детском движении». В октябре 1922 года на V съезде комсомола были утверждены «Основные элементы программы юных пионеров», «Законы юных пионеров» и «Торжественное обещание юных пионеров». С этого времени начался быстрый рост пионерских отрядов, которые создавались в то время при фабриках, заводах, в учреждениях, при рабочих клубах, избах-читальнях и т. д.; пионеры разных отрядов, обучавшиеся в одной школе, объединялись в так называемые форпосты. В 1924 году была 161 тысяча пионеров, а к концу 1925 года пионерская организация охватила более полутора миллионов детей.

Коммунистическая партия придавала огромное значение развитию пионерской работы среди детей. XIII съезд Коммунистической партии (1924) подчеркнул: «Новым и многообещающим явлением необходимо считать организацию юных пионеров, которая обнаруживает быстрый рост…». 24 июля 1925 года ЦК РКП (б) принял постановление «О пионерском движении», в котором содержится действенная программа работы пионерской организации. В нем указывалось на необходимость улучшить качество воспитательной работы, «борясь со всякой казенщиной и засушиванием в работе и решительно приспособляя все формы и методы деятельности к особенностям и запросам детского возраста». В постановлении ЦК ВКП(б) от 25 июня 1928 года «О состоянии и ближайших задачах пионердвижения» указывалось, что пионерское движение имеет ряд достижений, оно «проникло в быт рабочих и крестьян и стало неотъемлемой частью советской общественности в деле коммунистического воспитания детей».

Среди недостатков было отмечено применение в работе с пионерами форм и методов, не соответствующих их возрасту и интересам, копирование в пионеротрядах методов учебной работы школы, что «умаляет роль пионерорганизации в деле воспитания навыков самодеятельности и самодисциплины».

Постановление ЦК призывало развивать у пионеров чувство международной солидарности и бороться с проявлениями национальной розни среди детей. Указывалось также, что пионеры должны активно участвовать в жизни школы, в повышении успеваемости всех школьников, помогать органам народного образования вовлекать в советскую школу детей бедноты.

Глава 2.Советское образование в высших учебных заведениях страны

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Процессы унификации и стандартизации, затронувшие в 1930-е гг. практически все сферы общественной жизни, от политики до культуры, нашли отражение в социальном облике преподавателей и студентов высших учебных заведений страны.

Реформы образовательной системы 30-х г.:

существенное обновление профессорско-преподавательского состава

расширение численности и социального состава студенчества, проводимые властью

формирование предпосылок обретения университетскими и институтскими корпорациями советской идентичности.

Советские профессора и доценты второй половины 30-х гг. XX века были членами тех же партийных и комсомольских организаций, что и студенты, общей была не только учебная деятельность, но и общественные интересы, образ жизни, формировались соответствующие система ценностей, формы проведения досуга.

.1 Задачи и проблематика советского образования

Строительство советского государства потребовало увеличения числа грамотных работников различных отраслей. На воспитание специалистов новой формации бросили все средства, были задействованы не только учреждения образования, но и культуры, досуга, общественные организации.

Советское правительство израсходовало огромные суммы на подготовку новых специалистов (по статистическим данным, в 30-е гг. СССР ежегодно тратил на высшую школу свыше 700 млн. рублей). В течение первой половины 30-х гг., ввиду начавшейся форсированной индустриализации, различные отрасли экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки ощущали острый недостаток в специалистах.

Эта проблема стала еще более актуальной во второй половине 1930-х гг., когда в условиях надвигающейся войны промышленность и сельское хозяйство потребовали специалистов высокой квалификации. В СССР быстро рос спрос и на гуманитарную интеллигенцию: учителей, врачей, работников культуры, чтобы поднять народные массы на более высокую ступень знаний, овладения наукой.

На преподавателей вузов в середине 30-х гг. ложилась особая нагрузка: они должны были, с одной стороны, транслировать знания, а также высокую общечеловеческую культуру, жизненные ценности и идеалы, осуществляя забытую в 1920-е гг. функцию университетов; с другой — проводить политико-просветительскую и идеологическую работу в точном соответствии с постановлениями высших органов власти и самого вождя. Большая роль при этом отводилась преподавателям и учителям истории, которые могут на ярких примерах исторического прошлого воспитать советского человека, будущего защитника Отечества. Преподаватель-историк не только отвечал перед учениками и современниками за деяния предков, но и должен был освещать современные события, многие из которых были труднообъяснимы и не подлежали публичному обсуждению. Желая лучшего, историки критиковали прошлое, мучительно стремились найти ответы на настоящее и надеялись на будущее. В этой ситуации историк должен был быть мудрым человеком, понимать психологию и помыслы как людей, живущих рядом, так и тех, кто руководил страной, при этом воспитывая в своих учениках патриотизм, любовь к Родине и ценность образовательных процессов.

2.2 Роль интеллигенции в обществе

Во второй половине 1930-х, т. е. почти два десятилетия спустя после прихода к власти, лидеры ВКП (б) вспомнили о наличии интеллигенции в стране и ее роли в строительстве новой жизни.

За прошедший после революции временной период в обществе многое изменилось: часть профессуры успела эмигрировать, часть не пережила политических процессов конца 1920-х гг., часть приспособилась к новым обстоятельствам. К середине 1930-х гг. сформировалось новое поколение преподавателей, воспитанных в основном в партийных университетах и академиях и исповедовавших в большинстве своем уже советские ценности и идеалы. Да и само понятие «интеллигенция» наполнялось несколько иным, чем до революции, смыслом: отныне оно понималось не как совокупность представителей «высокой умственной и этической культуры», а только как общественная прослойка, «работники умственного труда».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Определенную роль в изменении социального статуса интеллигенции сыграли и сталинские имперские амбиции, выразившиеся в восстановлении традиционных форм в советской культуре, например в возрождении классической структуры университетов, возвращении старых форм обучения. «Классицизм» сталинской эпохи, ярче всего выразившийся в архитектуре, возвращал, хотя и в несколько измененном виде, старую систему ценностей.

Если судить по развитию системы высшего образования, знания в этот период становились ценностью — это проповедовала идеология, так же считали и простые люди, учившиеся в 30-гг. в вузах.

На преподавателей вузов в середине 30-х гг. ложилась особая нагрузка: они должны были, с одной стороны, транслировать знания, а также высокую общечеловеческую культуру, жизненные ценности и идеалы, осуществляя забытую в 1920-е гг. функцию университетов; с другой — проводить политико-просветительскую и идеологическую работу в точном соответствии с постановлениями высших органов власти и самого вождя.

Например, большую роль при этом отводили преподавателям и учителям истории, которые могут на ярких примерах исторического прошлого воспитать советского человека, будущего защитника Отечества.

Преподаватель-историк не только отвечал перед учениками и современниками за деяния предков, но и должен был освещать современные события, многие из которых были труднообъяснимы и не подлежали публичному обсуждению. В этой ситуации историк должен был быть мудрым человеком, понимать психологию и помыслы как людей, живущих рядом, так и тех, кто руководил страной.

Поэтому воспитать таких преподавателей становилось одной из главных задач советских высших учебных заведений.

.3 Современники о наличии интеллигенции в стране и ее роли в строительстве новой жизни (создание «новой» интеллигенции)

Рассмотрим несколько высказываний современников тех лет. (Далее будут приведены цитаты) Например, один из идеологов партии Е. Ярославский призывал пересмотреть пренебрежительное, высокомерное отношение к советской интеллигенции, так как огромное значение имеет создание и воспитание квалифицированных кадров. Конечно же, не обошлось без того, чтобы объявить пренебрежительное отношение к интеллигенции «пережитком» старого, дореволюционного времени, и заявления о том, что «имела место заброшенность политической работы среди интеллигенции, среди кадров».

Е. Ярославский писал: «Вопрос о роли интеллигенции в обществе — очень существенный вопрос. Ни одно государство не могло и не может обойтись без своей интеллигенции, тем более не может обойтись без своей интеллигенции социалистическое государство рабочих и крестьян»

Стоит заметить, что власть в лице Ярославского уже не ставила одной из своих задач «перевоспитание» интеллигенции, значительную часть которой составляли учителя и преподаватели, не призывала «выкорчевать» ее как буржуазный класс. К тому же, как мы уже говорили, многие члены старой интеллигенции успели эмигрировать из страны.

В СССР быстро рос спрос и на гуманитарную интеллигенцию: учителей, врачей, работников культуры, чтобы поднять народные массы на более высокую ступень знаний, овладения наукой.

Студенты же прикладывали максимальную сосредоточенность и прилежность, для получения знаний.

Например, Е. А. Гутнова пишет: во время учебы на истфаке МГУ более всего «я была счастлива тем, что учусь». Ценность учебы, подчеркивает Е. В. Гутнова, понимали и многие из ее однокурсников, которые «старались учиться добросовестно, видели в успешной учебе свой гражданский и партийный долг».

Между тем формирование молодежи в межвоенный период происходило в противоречивых условиях. С одной стороны, революционный пафос переустройства общества вдохновлял и поднимал массы юношей и девушек на «великие стройки» пятилеток, а с другой — постоянная угроза попасть в ГУЛАГ за проявление творческой инициативы, непредусмотренной директивой партии, способствовала выработке психологии «маленького человека», сторонника конформизма. Превращая молодых людей в «винтики», «инструменты», «приводные ремни», политическая элита стремилась сформировать личность, лояльную режиму. Для этого использовались мифы, лесть, грубость, окрики, организованное вмешательство в деятельность молодежных организаций, репрессии.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Заключение

Профессия учителя — одна из самых важных и ответственных профессий в нашей стране. Ведь учитель не только передаёт опыт и знания предыдущих поколений, но и формирует личность будущих граждан их мировоззрения и убеждения.

Советское правительство уделяло большое внимание советскому учителю, его подготовке и повышению его роли в строительстве коммунистического общества.

На преподавателей вузов ложилась особая нагрузка: они должны были, с одной стороны, транслировать знания, а также высокую общечеловеческую культуру, жизненные ценности и идеалы, осуществляя забытую в 1920-е гг. функцию университетов; с другой — проводить политико-просветительскую и идеологическую работу в точном соответствии с постановлениями высших органов власти и самого вождя.

Среди недостатков я бы отметил, применение в работе со школьниками форм и методов, не соответствующих их возрасту и интересам.

Используемая литература

Колыхалов Д. В. «Введение всеобщего обязательного начального обучения в Советской России в 1923-1941 гг.» // Палладиум. 2010

Ракунов В. А. «Государственная политика в сфере школьного образования в 1920-30-х годах» // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 1 (январь-февраль).

«Большая советская энциклопедия»// СССР. Народное образование

Васильева З.И. «История образования и педагогической мысли за Рубежом и в России»//М.- 2006г.//издательский центр «Академия»

Очерки по истории педагогической науки в СССР (1917-1980). М., 1986

Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. М., 1998

Ленин В.И. О воспитании и образовании. Собр. соч. М., 1978. Т. 12

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Средняя оценка 4 / 5. Количество оценок: 1

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2109

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке