Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Современные методы оценки рыночной стоимости пакетов акций российских предприятий.»

В настоящее время оценка стоимости компании является наиболее актуальной проблемой в сфере корпоративных финансов. Оценка стоимости предприятия является неотъемлемой процедурой при обмене ценными бумагами между акционерами, эмиссии ценных бумаг, при приобретении участия в капитале, слияниях и поглощениях.

Курсовая работа с гарантией

Введение
Глава 1. Теоретические основы оценки рыночной стоимости пакетов акций
1.1. Существующие тенденции в сфере оценки рыночной стоимости пакетов акций в РФ
1.2. Понятия и цели оценки рыночной стоимости пакетов акций
1.3. Основные этапы оценки стоимости пакета акций (и стоимости компании)
Глава 2. Методические подходы к оценке стоимости пакета акций российских предприятий
2.1. Методы затратного подхода
2.2. Методы сравнительного подхода
2.3. Методы доходного подхода
2.4. Сравнительный анализ методов оценки стоимости компании
Глава 3. Направления совершенствования методического инструментария оценки пакетов акций российских предприятий
Заключение
Список использованных источников

Введение

В настоящее время оценка стоимости компании является наиболее актуальной проблемой в сфере корпоративных финансов. Оценка стоимости предприятия является неотъемлемой процедурой при обмене ценными бумагами между акционерами, эмиссии ценных бумаг, при приобретении участия в капитале, слияниях и поглощениях.

На рынке совершается множество сделок по купле-продаже пакетов акций предприятий, а, значит, участники этих сделок должны располагать информацией о стоимости, вовлечённых в сделки пакетов акций. Следовательно, необходимо проведение оценки стоимости компаний в целом. Это даёт возможность получить оценку отдельно взятых пакетов акций предприятий, стоимость которых не пропорциональна стоимости компании в целом. В зависимости от размера пакета будет меняться и его стоимость. Ликвидность также оказывает существенное влияние.

Адекватная оценка стоимости пакетов акций и всей компании имеет большое значение. В современных условиях происходит развитие и укрепление российского фондового рынка и компаний. Однако существует множество факторов его нестабильности. Не все российские компании являются участниками торгов на фондовом рынке, и далеко не по всем предприятиям существует рыночная информация, которая бы давала представление о стоимости.

Развитие оценки бизнеса в России происходит в последние десятилетия. Многие профессионалы прибегают к западным методикам, стандартам оценки. Однако применение зарубежного опыта ведёт к ряду трудностей, которые вызывают практические ошибки, поэтому актуальность заключается в использование существующих методов оценки стоимости компаний и отдельных пакетов акций, с учетом специфики российского рынка.

Существовавший до текущего времени опыт оценки в российской практике показал, что используемые методы не в полной мере учитывают отраслевые особенности, а потенциал использования стоимостных технологий в регулировании сектора и вовсе не был использован до последнего времени.

Несмотря на развитие и совершенствование методического аппарата оценки в целом, проблемы определения стоимости специфических объектов оценки, к которым относится бизнес субъектов естественных монополий, в экономической литературе недостаточно освещены. Необходимость отдельного изучения методов определения стоимости бизнеса субъектов естественных монополий обуславливается также тем, что разработанные методы смогут быть использованы при государственном регулировании естественно-монопольных секторов экономики для повышения эффективности их работы и роста российской экономики в целом.

Методологические аспекты проблемы оценки бизнеса и активов рассматривались в работах зарубежных ученых: А. Дамодарана, Т. Коупленда, К. Мерсера, Дж. Мурина, Ш. Пратта, Дж. Р. Хитчнера и др., а также отечественных разработчиков теорий стоимостной оценки: В. И. Бусова, Д. С. Львова, А. Ю. Родина, В. М. Рутгайзера, Т. В. Тазихиной М. А. Федотовой и др..

В настоящее время степень разработанности научной проблемы является недостаточной; многоплановость вопросов, возникающих при оценке бизнеса субъектов естественных монополий и при государственном регулировании их деятельности, вызвана специфическими особенностями каждой отдельной отрасли, являющейся естественной монополией, а также постоянно меняющейся социально-экономической и политической ситуацией.

Целью курсовой работы — является исследование методов оценки рыночной стоимости пакетов акций российских предприятий,  и определение тенденций дальнейшего развития ее методического инструментария.

Поставленная цель определила следующие основные задачи исследования:

  • выделить основные понятия и факторы стоимости предприятия, а также цели оценки рыночной стоимости пакета акций;
  • изучить подходы и методы оценки рыночной стоимости пакетов акций российских предприятий;
  • раскрыть достоинства и недостатки каждого метода
  • определить направления совершенствования методического инструментария оценки рыночной стоимости пакета акций российских предприятий.

Работа состоит из трёх глав, введения, заключения, списка литературы. В каждой из трёх глав последовательно решаются поставленные задачи.

Глава 1. Теоретические основы оценки рыночной стоимости пакетов акций

1.1. Существующие тенденции в сфере оценки в РФ

Оценка как профессиональная деятельность в России появилась в конце 19 века. Как раз происходило становление и развитие рыночной экономики. Несомненно, тогда не было ещё профессиональной оценки стоимости компаний, эта сфера была представлена исключительно оценкой недвижимого имущества. Однако, по причине отмены частной собственности, процесс был прерван в 1917 г. Тем не менее, на предприятиях проводилась инвентаризация, переоценка имущества.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Новый виток в развитии оценка получила в 90-е годы. Так с 1998 года разработана законодательная база, вышел федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Сначала происходила переориентация компаний на новые направления оценочной деятельности, связанные с оценкой рыночной стоимости имущества. Позднее, по мере развития, начался этап по лицензированию и стандартизации оценочной деятельности. Были приняты «Положение о лицензировании оценочной деятельности», «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности» и прочие регулирующие документы.

Оценочные компании начали развиваться, созданы довольно крупные консалтинговые предприятия в сфере оценки имущества. Оценочная деятельность стала неотъемлемой частью рыночной экономики России.

На сегодняшний день со стороны государства проводится активная политика по сокращению числа лицензируемых сфер деятельности бизнеса, по повышению качества услуг по оценке. Большое значение имеет развитие таких направлений как: оценка ущерба транспортных средств, оценка нематериальных активов, оценка бизнеса предприятий.

Законодательная база, нормативная база, обученный персонал позволяют делать вывод о формировании национальной системы оценки. Особенностью созданной в России системы оценки является то, что с одной стороны она соответствует основным положениям международных систем стандартов, но с другой она учитывает национальные особенности экономической и правовой систем. Можно свидетельствовать о том, что десятилетний опыт развития оценки стоимости показал, что, несмотря на целый ряд сложностей, и проблем, в современных условиях России можно создать систему, вполне соответствующую международным требованиям, непротиворечивую существующим внутренним экономическим, правовым институтам и способную решать необходимые задачи.

Подведём итог существующим тенденциям оценочной деятельности в России.

Положительные тенденции:

  1. Утверждение стандартов оценки.
  2. Лицензирование с целью повышения качества услуг.
  3. Повышение качества работы профессиональных оценщиков.
  4. Намечается стратегия и перспективы роста в этой отрасли.
  5. Формирование и развитие методической базы оценки;

Отрицательные тенденции:

  1. Недобросовестная конкуренция.
  2. Существование некачественно выполненных, договорных работ по оценке.
  3. Отсутствие информационно-ресурсных возможностей для проведения маркетинговых исследований с целью формирования стабильной клиентской базы.
  4. Понятия и цели оценки.

1.2. Понятия и цели оценки рыночной стоимости пакетов акций

Прежде чем рассматривать подходы и методы оценки стоимости пакетов акций предприятия, которые используются в российской и мировой практике, необходимо дать определение оценки стоимости предприятия , выявить его сущность и основные цели.

Оценка стоимости предприятия – это расчет и обоснование стоимости компании на определённую дату.

Оценка стоимости бизнеса представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на неё факторов в определённый момент времени в условиях конкретного рынка.

Весь процесс оценки стоимости бизнеса (компании, предприятия) напрямую зависит от целей оценки.

Правильное определение цели — одна из важнейших задач начального этапа работ по оценки стоимости бизнеса. Без четкого понимания проблем клиента и того, какую функцию будет выполнять результат оценки, невозможно определить ни объект оценки, ни методику проведения исследования, ни требуемую базу оценки.

Решение задачи осложняется также тем, что руководители или собственники компании пытаются решить разные проблемы в рамках одной работы. Достаточно типична ситуация, когда заказчик одну и ту же оценку предполагает использовать для переоценки основных фондов предприятия, оценки имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал, и для принятия решения о реструктуризации компании. Оценщик должен четко определить и согласовать с заказчиком цель работы, определить базу оценки, идентифицировать объект оценки и обосновать необходимость использования той или иной методики.

Наиболее часто в мировой практике оценка бизнеса (компании) производится в следующих целях:

1. Повышения эффективности текущего управления компанией. Действительно, именно создаваемая для акционеров стоимость в долгосрочной перспективе является наилучшим критерием оптимальности принимаемых управленческих решений. Именно держатели акций, являясь остаточными претендентами на денежные потоки компании, для принятия решений нуждаются в отличие от любого другого круга заинтересованных лиц (менеджеров, наемных рабочих, общества в целом) в максимально полной информации, мыслят долгосрочными категориями и должны эффективно управлять всеми денежными потоками.

2. Определения стоимости ценных бумаг в целях купли-продажи акций компаний на фондовом рынке. Для принятия обоснованного инвестиционного решения необходимо оценить собственность компании и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет акций, а также возможные будущие доходы от компании.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

3. Определение стоимости бизнеса в случае его купли-продажи целиком или по частям.

4. Реструктуризация компании. Проведение рыночной оценки предполагается в случае ликвидации компании, слияния, поглощения либо выделения самостоятельных предприятий из состава холдинга.

5. Разработка планов развития компании. В процессе стратегического планирования возможно оценить будущие доходы компании, степень ее устойчивости и ценность имиджа.

6. Определение кредитоспособности компании и стоимости залога при кредитовании.

7. Страхование, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь;

8. Налогообложение.

Сформулируем также цели оценки бизнеса со стороны различных хозяйствующих субъектов:

Акция — это ценная бумага, которая является свидетельством о вложении доли капитала или определенного количества активов в акционерное общество, и которая в результате даёт право на получение прибыли с развития предприятия в виде дивидендов.

В отличие от других ценных бумаг, обладающих фиксированной доходностью (например — вексель, облигация) и погашающихся в соответствии с номиналом по окончанию срока действия, обязательства по выкупу акций акционеры предприятия не несут. Стоимость акций, находящихся в открытом обращении, устанавливается исходя из соотношения спроса и предложения на бирже. Гораздо сложнее обстоит дело с пакетами акций предприятий, бумаги которых не котируются. Их стоимость зависит от многих факторов.

Оценка акций предприятия — это по сути определение стоимости данной компании (бизнеса), а точнее, той доли стоимости бизнеса, которая приходится на оцениваемый пакет акций. Оценка пакетов акций может быть проведена для определения рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций, эмитированных открытыми или закрытыми акционерными обществами.

Оценка акций предприятия — это первый шаг к тому, чтобы привнести безопасность в инвестиции. Фундаментальный анализ рынка и финансового состояния предприятия позволят исключить возможные ошибки в условиях постоянного колебания цен на ценные бумаги. Добиться уверенности в принимаемых решениях, иметь все основания, и даже, обоснования, для вложения средств — это те преимущества, которые дает оценка акций предприятия.

Выделяют следующие пакеты акций:

Контрольный пакет акций  доля акций, обеспечивающая их владельцу фактическое господство в акционерном обществе. Теоретически контрольный пакет акций составляет не менее половины всех голосующих акций. Однако практически (при широком распространении акций) контрольный пакет составляют около 20% акций.

Блокирующий пакет акций — доля акций, позволяющая их владельцам накладывать вето на решения совета директоров акционерного общества. Обычно блокирующий пакет составляет более четверти акций.

Фактический контроль — пакет акций, достаточный для фактического управления и контроля деятельности компании. Обычно фактический контроль обеспечивает пакет меньше контрольного.

В соответствии с российским законодательством акция и пакет акций могут выступать объектами различных сделок (к примеру, объектом купли — продажи). В силу этого они выступают как товар. Поэтому можно выделить особенности акции и пакета акций как товара. Известно, что практически любой товар имеет материально — вещественную форму. Однако акции и пакеты акций не всегда имеют материальное воплощение. Так, они могут существовать в документарной и в бездокументарной форме. В отличие от обычного товара акция или пакет акций могут иметь ограничения в смене владельца. Эти ограничения определяются типом акционерного общества (ОАО или ЗАО), видом акции.

Определение критерия, который может быть использован для принятия решения об инвестиционной привлекательности конкретного выпуска акций компании, составляет цель оценки стоимости акции. Можно выделить несколько целей оценки акций. Во-первых, определение вероятного уровня рыночной цены при отсутствии данных о результатах биржевых или внебиржевых торгов, выявление тенденций, прогнозирование изменения рыночной стоимости акций и определение диапазона цен, в которых можно осуществлять их покупку и продажу в будущем. Во-вторых, определение уровня «недооцененности» или «переоцененности» рынком тех или иных ценных бумаг.

С этой целью определяется действительная (оценочная) стоимость акции. Эта цена может называться «теоретически правильной», «учетной» или «фундаментальной» стоимостью. Она определяется аналитиками (оценщиками) на основе расчетов по различным методикам. Если рыночная цена акции компании значительно выше их действительной стоимости, цену такой акции следует считать завышенной (переоцененной рынком), а от приобретения таких акций следует воздержаться. Если текущая рыночная цена акции намного ниже оценочной стоимости, то рыночные ожидания сильно занижены, а акции недооценены. Такие акции называют «акциями роста» (считается, что они имеют высокий потенциал увеличения курсовой стоимости). Все это определяет необходимость оценки акций.

Оценка акций  необходима и обязательна (в соответствии с федеральным законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” №135-ФЗ от 29.07.98 г.) в следующих случаях:

  1. При осуществлении сделок по купле — продаже акций;
  2. При конвертации акций, слиянии или разделении акционерных обществ;
  3. При переуступке долговых обязательств;
  4. При внесении акций в уставный капитал другого юридического лица;
  5. При залоге;
  6. При ликвидации компаний;
  7. При составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов, если в состав этого имущества входят акции;
  8. При выкупе имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд, если в состав этого имущества входят акции;
  9. При передаче акций в доверительное управление;
  10. При наследовании.

1.3. Основные этапы оценки стоимости пакета акций (и стоимости компании)

В процессе оценки можно выделить 3 основных этапа: подготовительный, оценочный, заключительный.

Подготовительный этап:

  1. Определение целей оценки и выбор стандарта стоимости.
  2. Выбор методов оценки, наиболее подходящих в данном конкретном случае.
  3. Подготовка информации для проведения оценки: характеристика предприятия, доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг, подлежащих оценке, финансовая информация за предыдущие периоды, экономические факторы, оказывающую влияние на данное предприятие и прочая необходимая информация.
  4. Анализ финансового состояния предприятия.
  5. Оценка такого фактора как риск.

Оценочный этап:

  1. Проводятся необходимые расчеты, на основе выбранных методов.

Заключительный этап:

  1. Корректировка стоимости.

Независимо от того, предпринимается ли попытка составить прогноз на будущее, или же за основу берутся ретроспективные данные, оценка бизнеса опирается на ряд ключевых переменных.

Их важность может быть различной в зависимости от конкретной ситуации, но во многих случаях на заключение о стоимости влияют такие переменные как:

  • Размер оцениваемой доли (мажоритарная или миноритарная).
  • Наличие голосующих прав.
  • Ликвидность компании в целом/ пакета акций.
  • Положения, ограничивающие права собственности.
  • Специальные привилегии.
  • Прочее.

Именно на этом этапе происходит определение стоимости пакета акций компании, с учетом различных факторов. Обязательно необходимо учитывать, что сумма стоимостей всех отдельных пакетов акций может отличаться от стоимости всего предприятия в целом. В большинстве случаев сумма стоимостей отдельных пакетов меньше стоимости всего бизнеса, как если бы оно было приобретено одним покупателем. Компания, оцениваемая как единое целое, имеет иную стоимость, поскольку последняя сопряжена с иными интересами, чем сумма всех интересов, взятых на миноритарной основе. Это ведёт к необходимости введения корректировок.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Глава 2. Методические подходы к оценке стоимости пакета акций российских предприятий

2.1. Методы затратного подхода

(Asset based approach) — оценка на основе анализа активов. Рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесённых издержек В следствии различных факторов, таких как инфляция, изменение рыночной конъюнктуры, используемых методов учета, балансовая стоимость активов и обязательств, как правило, не соответствует рыночной. Таким образом, перед оценщиком встаёт задача проведения корректировки баланса предприятия. Итогом является стоимость собственного капитала предприятия.

Основное соотношение для данного подходах:

Стоимость компании = А-П,    (1), где

  • А – рыночная стоимость активов,
  • П – текущая стоимость обязательств.

Существуют два метода определения стоимости компании в рамках затратного подхода, одним из них является метод чистых активов (NАV –Net Asset Value). При применении данного метода предприятие оценивается с точки зрения издержек на его создание при условии, что предприятие останется действующим, и у него имеются значительные материальные активы. Область применения метода: — значительная величина и удельный вес материальных активов; — нетрудоемкие производства.

Рыночная стоимость предприятия, при использовании метода чистых активов, определяется на основании оценки следующих активов:

  1. Текущие активы (current assets): денежные средства, производственные запасы, ценные бумаги, векселя к получению расходы будущих периодов.
  2. Материальные активы (tangible assets): земля, здания и сооружения. Машины и оборудование и т. д.
  3. Нематериальные активы (intangible assets), среди которых можно выделить гудвилл, клиенты компании, торговая марка, патенты, обученный персонал и т. д.

Другой метод — метод ликвидационной стоимости предприятия (LV – Liquidation Value) — применяется, когда предприятие находится в ситуации банкротства или ликвидации, либо есть серьезные сомнения в способности предприятия оставаться действующим. Это отражается в информации о низких или даже отрицательных доходах на активы, что может говорить об экономическом устаревании данного бизнеса. Область применения метода: — при ликвидации компании; — если текущие и прогнозируемые денежные потоки ниже, чем ценность чистых активов компании.

Расчет производится точно так же как в методе NAV, за вычетом затрат на ликвидацию.

Применение затратного подхода необходимо в двух случаях:

  1. затратный подход незаменим при оценке компаний, которые не котируются на рынке, чаще всего зарегистрированных в форме ООО, ЗАО, ГУП, которые, как правило, имеют непрозрачные финансовые потоки.
  2. применение затратного подхода вместе с другими подходами, и прежде всего доходным, позволяет принимать эффективные инвестиционные решения.

2.2. Методы сравнительного подхода

(Market approach), в отличие от затратного, базируется на рыночной информации и учитывает текущие действия потенциальных продавцов и покупателей. Данный подход предусматривает использование информации по аналогичным компаниям, для которых имеются достоверные сведения о стоимости пакетов их акций и/или долей. Такая информация может использоваться в качестве ориентиров при оценке компаний как открытого, так и закрытого типов.

В рамках данного подхода могут применяться следующие методы, в основе которых лежит одна и та же идея:

Метод отраслевых коэффициентов основан на специальных формулах и ценовых показателях, используемых в отдельных отраслях производства. Формулы и ценовые показатели получаются эмпирическим путем из данных о продажах предприятий. Эти коэффициенты рассчитываются аналитиками на основе статистических данных по соотношениям между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими финансовыми показателями.

Можно выделить основные этапы оценки данным методом:

1. Выбор компании-аналога.

По основным характеристикам деятельности отыскивается наиболее близкий аналог. Предполагается, что это должно быть предприятие той же отрасли, производящее схожую продукцию, должно иметь сопоставимые объемы выпуска и т. д.

На основе информации об акциях, устанавливается стоимость компании-аналога по формуле:

EVаналог = P * ( Qвып. – Qнеразм), (2), где

  • EVаналог — стоимость компании аналога;
  • P – цена одной акции компании аналога;
  • Qвып — количество выпущенных акций;
  • Qнеразм — количество неразмещённых на рынке акций.

2. Выбор величины мультипликатора.

Мультипликатор — это есть отношение капитализации компании к определённому финансовому показателю, которым может являться прибыль, денежный поток, дивидендные выплаты, выручка от реализации и прочие показатели.

Человек, проводящий оценку, должен определить среднюю величину мультипликатора по группе аналогов. При этом для определения величины конкретного мультипликатора используется финансовый коэффициент, связанный с данным мультипликатором. По величине финансового коэффициента определяется положение оцениваемой компании в общем списке.

Данные по отраслевым мультипликаторам публикуются в специальных изданиях в развитой рыночной экономике:

1. Взвешивание промежуточных результатов – каждому мультипликатору, в зависимости от степени доверия к той или иной информации присваивается некоторый вес и получается итоговая величина, которая используется для дальнейших корректировок.

2. Определение стоимости компании – мультипликатор применяется к базе оценки по формуле:

  • EV = Прибыль оцениваемой компании * стоимость аналога/ прибыль к. аналога. (3) .

Проведение итоговых корректировок. Например, если при финансовом анализе выявлена недостаточность собственного оборотного капитала, есть большая потребность в капитальных вложениях, то полученную величину необходимо вычесть из размера стоимости. Также могут быть учтены и другие факторы, введены скидки.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Можно говорить о том, что получаемые результаты имеют объективный и достоверный характер, хотя, конечно, многое зависит от возможности привлечения компаний-аналогов к анализу. Дальнейшее развитие оценочных услуг будет способствовать расширению сферы использования данного подхода.

Метод рынка капитала, который базируется на ценах, реально выплаченных за акции сходных компаний на фондовых рынках. По сути – это разновидность метода отраслевых коэффициентов. Преимущество данного метода заключается в использовании, как правило, фактической информации, а не прогнозных данных, которые имеют некоторую долю неопределённости. Применяется в отраслях, где наблюдается корреляция между стоимостью компании и достоверно оцененным фондовым рынком акций. Как правило, требуется как минимум 5-10 компаний-аналогов.

Метод определяет уровень стоимости неконтрольного пакета акций. В качестве основных соотношений можно выделить:

  •  цена/валовые доходы, цена/прибыль, цена/валюта баланса.

Метод сделок (продаж). Он основан на ценах приобретения контрольных пакетов акций сходных предприятий либо цен приобретения целых аналогичных предприятий. Цена акций принимается по результатам сделок на мировых фондовых рынках. Этот метод может применяться при определении стоимости контрольного пакета акций, позволяющего полностью управлять предприятием.

Необходимо определить компанию-аналог, с участием которой была проведена сделка поп продаже контрольного пакета акций. И на основе аналога вычисляются мультипликаторы, которые участвуют в расчете стоимости.

Сравнительный подход особенно эффективен в случае существования активного рынка сопоставимых объектов собственности. Действенность такого подхода снижается, если сделок было мало и моменты их совершения и оценки разделяет продолжительный период, если рынок находится в аномальном состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Таким образом, в Российской Федерации достаточно сложно получить достоверные оценки, поскольку большая часть сделок носит закрытый характер, и информация о реальной цене приобретения предприятия не разглашается.

2.3. Методы доходного подхода

Доходный подход (income approach), использующийся наиболее часто при оценке.

Подход представляет собой процедуру оценки стоимости, исходя из принципа непосредственной связи стоимости бизнеса предприятия с текущей стоимостью его будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и/или возможной дальнейшей ее продажи. То есть итоговая оценка стоимости предприятия определяется путём пересчета ожидаемых доходов.

С помощью доходного подхода получается более обоснованная оценка некоторых предприятий, по сравнению, например, с методом чистых активов в рамках затратного подхода.

В рамках доходного подхода существуют многочисленные аналитические процедуры. Подобно этому в его рамках существуют многочисленные способы измерения величины экономического дохода, связанного с конкретным нематериальным активом.

Тем не менее, все эти аналитические процедуры и все альтернативные измерения дохода могут быть сведены в две категории методов доходного подхода:

  1. Метод капитализации дохода (Yield Capitalization).
  2. Метод прямой капитализации (Direct Capitalization).

Метод капитализации дохода (Yield Capitalization Method — YCM)

Определение метода капитализации дохода (YCM) применительно к оценке нематериальных активов заключается в следующем: установление текущей стоимости изменчивого потока прогнозируемого экономического дохода за дискретный промежуток времени:

Первый шаг — применения метода капитализации дохода состоит в оценке надлежащей меры экономического дохода, которая будет использована в последующем оценочном анализе. В методе капитализации дохода могут быть использованы многочисленные альтернативные меры экономического дохода.

Второй шаг — метода капитализации дохода заключается в оценке последующего предполагаемого срока прогноза экономического дохода. Иначе говоря, этот шаг включает оценку ожидаемого последующего срока полезного использования оцениваемого нематериального актива. Ожидаемый последующий срок полезного использования оцениваемого нематериального актива становится дискретным промежутком времени, применительно к которому разрабатывается прогноз экономического дохода.

Третий шаг — метода капитализации дохода заключается в составлении дискретного прогноза экономического дохода. В рамках этого прогноза производится оценка конкретного потока экономического дохода за каждый конкретный временной промежуток прогнозного периода. Выбранный временной промежуток может быть месячным, квартальным или годовым; однако, при этом чаще всего выбирается годовой промежуток времени. В методе капитализации дохода прогнозы экономического дохода могут быть изменчивыми – то есть, применительно к разным временным отрезкам прогнозируется различная величина экономического дохода. Если в разработанных прогнозах величины экономического дохода постоянны (или изменяются с постоянным темпом) в течение прогнозного периода, то метод капитализации дохода с математической точки зрения становится идентичным методу прямой капитализации.

Четвертый шаг — метода капитализации дохода состоит в расчете соответствующей ставки дисконтирования (которая также называется ставкой капитализации дохода), используемой для приведения полученного прогнозного ряда показателей экономического дохода к текущей стоимости.

Выбранная ставка дисконтирования для приведения к текущей стоимости должна согласоваться с:

1. Риском, сопряженным с реальным получением прогнозируемого уровня экономического дохода от оцениваемого нематериального актива; чем выше вероятность того, что оцениваемый нематериальный актив будет генерировать другой (т. е., более высокий или более низкий по сравнению с прогнозной характеристикой) уровень экономического дохода, тем выше должна быть ставка дисконтирования, используемая для приведения будущих (прогнозных) доходов к текущей стоимости.

2. Мерой экономического дохода, включенного в прогноз; например: доход до уплаты налогов требует применения ставки дисконтирования до уплаты налогов; мера дохода на ту компоненту нематериального актива, которая представляет собственный капитал, требует применения ставки дисконтирования, выведенной применительно к собственному капиталу, т. е. без учета заемного капитала; и так далее.

Пятый шаг — метода капитализации дохода сводится к установлению показателя стоимости оцениваемого нематериального актива. Показатель стоимости устанавливается путем расчета текущей стоимости прогнозируемого потока экономического дохода за ожидаемый период получения экономического дохода с использованием выбранной ставки дисконтирования.

Метод прямой капитализации (Direct Capitalization Method — DCM)

Определение метода прямой капитализации применительно к оценке нематериальных активов: капитализация (означающая деление на соответствующую ставку доходности) постоянного или постоянно меняющегося экономического дохода за конкретный период времени.

Первый шаг — метода прямой капитализации состоит в определении надлежащей меры экономического дохода, которая должна быть использована в ходе оценке или экономического анализа. Так же, как и в методе капитализации дохода, в анализе на основе метода прямой капитализации могут быть использованы многочисленные альтернативные меры экономического дохода.

Второй шаг — метода прямой капитализации заключается в оценке последующего предполагаемого срока прогноза экономического дохода. Иными словами, этот шаг включает оценку ожидаемого последующего срока полезного использования оцениваемого нематериального актива. Некоторые неопытные аналитики считают, что при использовании метода прямой капитализации нет необходимости в рассмотрении последующего срока полезного использования. Это попросту неправильно.

Некоторые неопытные аналитики также полагают, что прямая капитализация может использоваться только тогда, когда прогноз потока экономического дохода может быть установлен на неограниченный срок. Иными словами, прямая капитализация может использоваться, только в том случае, когда ожидаемый последующий срок полезного использования оцениваемого нематериального актива равен бесконечности. Это также неправильно.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Тем не менее, верно то, что метод прямой капитализации может использоваться только тогда, когда прогнозируемый поток дохода представляет собой аннуитет или перпетуитет.

Аннуитет – это поток дохода, являющийся постоянным (или изменяющийся с постоянным темпом) в течение конечного периода времени.

Перпетуитет – это поток дохода, являющийся постоянным (или изменяющийся с постоянным темпом) в течение бесконечного периода времени.

Прямая капитализация, безусловно, применима, когда прогнозируемый поток дохода является перпетуитетом – то есть, когда ожидаемый остаточный срок полезного использования оцениваемого нематериального актива бесконечен. Прямая капитализация также применима, когда прогнозируемый поток дохода является аннуитетом – то есть, когда ожидаемый последующий срок полезного использования оцениваемого нематериального актива конечен (т. е., меньше бесконечности).

Поэтому метод прямой капитализации, на самом деле, требует анализа и оценки последующего срока полезного использования. Если аналитик использует ставку капитализации перпетуитета в рамках метода прямой капитализации, то аналитик имплицитно (и, возможно, некорректно) исходит из бесконечного последующего срока использования оцениваемого нематериального актива.

Третий шаг — метода прямой капитализации сводится к обоснованию прогноза экономического дохода. Для использования прямой капитализации прогноз экономического дохода должен быть: постоянным (т. е., одинаковым в любом периоде) при конечном или бесконечном количестве периодов либо постоянно изменяющимся (т. е., изменяющимся с постоянным темпом в каждом периоде) при конечном или бесконечном количестве периодов.

Если изменение в прогнозе дохода не происходит с постоянным темпом, то метод прямой капитализации не может быть использован. Например, если прогноз дохода изменяется на различные проценты в каждом периоде, то прямая капитализация неприменима. Также, если прогноз дохода изменяется на постоянную сумму в долларах – но не на постоянный процент – то прямая капитализация не может быть использована. В таких случаях следует использовать метод капитализации дохода.

Четвертый шаг — метода прямой капитализации состоит в оценке соответствующей ставки прямой капитализации. Ставка прямой капитализации используется для приведения прогнозируемого экономического дохода к текущей стоимости. Как мы увидим, ставка прямой капитализации учитывает показатель темпа роста. В зависимости от показателя темпа роста темп изменения экономического дохода может быть положительным, отрицательным или нулевым.

Пятый шаг — метода прямой капитализации заключается в установлении показателя стоимости оцениваемого нематериального актива. Показатель стоимости определяется с помощью вычисления текущей стоимости прогнозируемого потока экономического дохода за ожидаемый срок получения экономического дохода по выбранной ставке прямой капитализации.

2.4. Сравнительный анализ методов оценки стоимости компании

В оценке любой подход основан на множестве различных предпосылок. Предполагается, что предоставляемая компанией отчетность является корректной и отражает реальную ситуацию, что состояние компании является прозрачной для акционеров. В ходе проведения расчетов, оценщик, так или иначе, должен вводить некоторый ряд предположений.

Все подходы к оценки бизнеса, рассмотренные в этой главе, обладают как рядом преимуществ, так и недостатками, которые ограничивают область их применения в конкретном случае.

При затратном подходе оценивают балансовую стоимость имущества предприятия. В данном подходе при многолетнем учете разновременных капитальных затрат в условиях инфляции в российской экономике, при отсутствии своевременной и качественной переоценки основных производственных активов, цифры балансовой стоимости несут в себе существенные искажения.

Перед оценщиком стоит задача, если это не было сделано, переоценить должным образом активы предприятия с учетом инфляции на дату оценки.

Затратный подход довольно трудоемкий. Наиболее применим для предприятий специального назначения, материалоемких и фондоемких производств, а также в целях страхования.

Самым главным преимуществом методов затратного подхода является то, что он основывается на фактической информации о состоянии имущества предприятия, поэтому не требуется выдвижения предположений со стороны оценщика.

Применение затратного подхода вместе с другими, в особенности доходным подходом, позволяет принимать эффективные инвестиционные решения.

Главным преимуществом рыночного(сравнительного) подхода является то, что оценка основывается полностью на рыночной информации. При наличии сопоставимых компаний и информации о них достаточно легко получить оценку.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Однако нельзя отрицать, что в действительности получение информации о компаниях-аналогах является достаточно сложным и дорогостоящим процессом.

Ввиду того, что абсолютные аналоги определить невозможно, а также ограниченность информации, оценщик должен проводить корректировки, получаемых этими методами, величин. Необходимо выявить эти различия и серьёзно обосновать внесение поправок.

Для России существенным фактором, затрудняющим, использование подхода, является неразвитость фондового рынка. Далеко не все российские предприятия являются участниками торгов на фондовой бирже.

Также, надо отметить, то особенность сравнительного подхода такова, что базой для расчета, являются прошлые финансовые показатели. Таким образом, будущие перспективы развития не учитываются.

Доходный подход, напротив, предполагает учет будущих ожиданий. Стоимость компании сегодня обусловлена будущими денежными потоками.

Подход очень часто применяется на практике, с теоретической точки зрения он дает вполне точную рыночную стоимость.

Однако сложность при точном прогнозировании накладывают отпечаток, что ведёт к существенным искажениям. Зачастую не представляется возможности сделать корректный прогноз ввиду неполноты информации, экономической нестабильности российской экономики расчеты носят субъективный характер

Мы рассматриваем методологические отличия между этими двумя категориями методов. Однако концептуальные сходства между этими двумя категориями методов могут быть более примечательными, чем их методологические различия.

Метод капитализации дохода и метод прямой капитализации имеют общую концептуальную основу: стоимость нематериального актива равна текущей стоимости ожидаемого экономического дохода, связанного с владением, использованием или отказом от использования данного актива.

Эти два метода включают различные механизмы проведения процедур количественного выражения этой текущей стоимости. Несмотря на такого рода различия, оба метода направлены на количественное выражение текущей стоимости ожидаемого экономического дохода. Соответственно, к оценке и экономическому анализу одного нематериального актива могут быть применены как метод капитализации дохода, так и метод прямой капитализации. При правильном применении оба аналитических метода приводят приблизительно к одинаковому (с учетом округлений) заключению о стоимости одного и того же нематериального актива.

На практике оценка не должна ограничиваться только учетом затрат на его создание. Обязательным является учет совокупности факторов, таких как время, риск, экономические особенности объекта, его публичность, макро- и микроэкономическую обстановку.

Представим сводный обзор классических подходов к оценке предприятия, таблица 1.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Таблица 1. Преимущества и недостатки подходов к оценке

Из анализа достоинств и недостатков вышеназванных подходов и методов можно сделать вывод о том, что ни  один из них не может быть использован в качестве базового. На практике требуется применение нескольких методов и подходов для получения итогового результата. Подходы и методы не являются взаимоисключающими, а наоборот дополняют друг друга.

Глава 3. Направления совершенствования методического инструментария оценки пакетов акций российских предприятий

Основные направления совершенствования оценки стоимости пакетов акций российских компаний связаны с необходимостью:

  • научного обоснования среднего диапазона значений поправок, применяемых в подходах «сверху-вниз» и «снизу-вверх» и накопления соответствующей информационной базы;
  • разработки единой методики для расчета корректирующих коэффициентов (премий и скидок) при оценке стоимости пакетов акций в рамках указанных подходов.

Таким образом, направления развития связаны с совершенствованием инструментария оценки пакетов акций, а именно: накоплением статистических и информационных баз данных и разработкой методики для определения поправок.

При использовании подхода «снизу вверх» бюджет составляется исходя из планов деятельности подразделений и проектов, которые передаются наверх для определения по ним агрегированных результирующих показателей для всей компании. При подходе «сверху вниз» — бюджет составляется исходя из целевых показателей, поставленных руководством компании. Целевые показатели определяются на основе экономических прогнозов, а также стратегии компании. При итеративном подходе процедура бюджетирования включает ряд условных этапов. Информация сначала распространяется от высшего руководства к нижестоящим звеньям управления, а затем обобщается снизу вверх по иерархической структуре управления несколько раз в зависимости от ситуации.

В процессе планирования руководству компании для принятия взвешенных решений необходимо обладать отфильтрованной и обобщенной информацией от подразделений, носителями которой являются менеджеры нижнего уровня. Такой информацией их обеспечивает бюджетный процесс, построенный по принципу «снизу вверх». В то же время зачастую и менеджеры нижнего уровня могут более взвешенно планировать свою деятельность при наличии у них информации от руководства, которое, как правило, гораздо лучше осведомлено об общей картине в рамках организации и знает долгосрочные цели компании. В этом смысле весьма полезно бюджетирование по методу «сверху вниз». Однако на практике, как правило, применяются смешанные (итеративные) варианты составления бюджетов, содержащие в себе черты обоих подходов — вопрос лишь в том, какой подход преобладает.

Бюджет, составленный «снизу вверх», предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от руководителей нижнего уровня к руководству компании. Руководители, отвечающие за выполнение бюджетных показателей, составляют бюджет для тех областей деятельности, за которые они несут ответственность.

Такой подход позволяет руководителям, принимая участие в подготовке своих бюджетов, применять накопленный опыт, знания существа и проблем предметной области. Тем самым увеличивается вероятность того, что они примут бюджет и будут стремиться достичь запланированных целей. Однако при таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные «снизу» показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных.

В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета. Этот вид бюджетирования широко распространен в России как из-за неопределенности рыночной ситуации, так и по причине нежелания руководства заниматься планированием.

Бюджет, составляемый по методу «сверху вниз», требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Такой подход обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т. п. для оценки эффективности работы центров ответственности.

Таким образом, направления развития связаны с совершенствованием инструментария оценки пакетов акций, а именно: накоплением статистических и информационных баз данных и разработкой методики для определения поправок.

Как уже отмечалось ранее, основным методом определения поправки на уровень контроля в процессе оценки является статистический метод, т. е. использование информации, поступающей с фондового рынка и рынка слияний PI поглощений, определяющих обобщенную оценку участниками рынка стоимости контрольных преимуществ. Традиционно принято считать, что в условиях российской действительности применение указанного метода затруднено ввиду низкой развитости фондового рынка, высокой доли влияния субъективного фактора при ценообразовании в процессе сделки, и, следовательно, невозможности определить диапазоны значений средней или медианной премии в соответствии с размером пакета для различных отраслей хозяйственной деятельности.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Многие эксперты не уделяют этой проблеме должного внимания и продолжают использовать либо данные Mergerstat, либо экспертные оценки. Однако более правильным представляется сопоставление данных, полученных на основе российской и западной статистики с целью определения допустимого диапазона поправок за контроль (размер пакета). Без определения возможного диапазона премий или скидок дальнейшие расчеты нельзя признать аргументированными. Аналогичным образом во многих случаях эксперты-оценщики решают и вопрос, связанный с необходимостью применения скидки за недостаток ликвидности: напрямую используются зарубежные статистические данные без проведения дополнительного анализа или экспертные оценки без достаточных обоснований. Кроме того, скидка за недостаток ликвидности для контрольных пакетов в отечественной практике почти не используется.

Проведенный анализ теоретических и практических аспектов, связанных с применением поправок на контроль и на ликвидность, позволяет заключить, что вопрос об использовании указанных корректировок при определении стоимости объекта оценки (пакета акций, доли участия) должен решаться единым блоком, что позволит избежать двойного учета сходных факторов (наличие взаимосвязи между этими поправками очевидно).

Заключение 

В данной работе последовательно решены поставленные задачи и можно заключить,  следующее.

В России на сегодняшний день происходит развитие оценочной деятельности, сопровождающееся увеличением объема услуг, растёт количество сделок, увеличивается число клиентов. Оценка стоимости пакетов акций и оценка стоимости компании в целом занимают значительную долю в общем объеме оценочных услуг.

Существует множество причин, доказывающих, что оценка стоимости компании — очень важная процедура в современной экономике. Причинами этого, можно считать, повышение эффективности управления, принятие инвестиционных решений и многие другие. Отсюда вытекает и разнообразие целей оценки в каждом конкретном случае.

В зависимости от целей утверждены различные стандарты стоимости. Выделяют обоснованную рыночную стоимость, обоснованную стоимость, инвестиционную, стандарт внутренней стоимости.

Происходит развитие и совершенствование существующих методов оценки и появление новых методов. Приведённая классификация существующих подходов и методов, используемых при оценке стоимости предприятия, позволяет сделать выводы относительно особенностей применения того или иного метода для каждого конкретного предприятия.

Оценщик, при расчете стоимости должен учитывать не только внутренние особенности предприятия, но и совокупность рыночных факторов – уровень конкуренции, рыночная конъюнктура и прочее.

Результаты анализа возможностей использования основных методов оценки компаний в российских условиях, их практических преимуществ и недостатков не позволяют однозначно указать на предпочтительность того или иного метода. Выбор метода определяется конкретной ситуацией, заданием на оценку, доступностью данных.

Существует множество проблем, с которыми сталкивается оценщик в процессе обоснования стоимости компании. Здесь можно выделить ограниченность данных о предприятии, выбор безрискового актива в виду отсутствия такового, отсутствие развитого фондового рынка, а, следовательно, сложности с определением многих параметров для расчетов, отсутствие доступа многих компаний к фондовому рынку, так называемые непубличные компании.

Неразвитость рынка, отсутствие информации о сделках приводят к существованию проблемы определения стоимости пакета акций предприятия, т. е. его доли. Ориентируясь на западную статистику нельзя говорить о высокой точности полученных оценок. Данных о российском рынке не так много. Таким образом, проблема учета различных факторов при переходе к стоимости пакета акций существует.

Стоимость пакета не пропорциональна стоимости всей компании. В зависимости от размера доли пакет будет стоить меньше или больше пропорциональной стоимости. Наиболее существенными факторами, влияющими на стоимость пакета акций, можно считать степень контроля, которая напрямую зависит от размера пакета акций, и ликвидность акций, входящих в данный пакет.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Необходимы способы учета этих факторов. Исследований на данную тематику немного.

Список использованных источников

1. Постановление Правительства «Положение о лицензировании оценочной деятельности» от 7 июня 2002 г.
Постановление Правительства «Об утверждении стандартов оценки» от 6 июня 2001 г.
2. Акулов В. Б. Финансовый менеджмент. Петрозаводск: Петргу, 2002.
3. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса. Управление стоимостью предпиятия. М.: Юнити, 2001 720 с.
4. Грязнова А. Г., Федотова М. А. Оценка бизнеса. М.: Финансы и статистика, 2002
5. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов. – М.: Альпина бизнес Букс, 2005 г.
6. Ивашковский С. Н. Экономика: микро- и макроанализ. – М.: Дело, 1999 376с.
7. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: ТК «Велби», изд-во «проспект», 2006. – 1016 с
8. Коупленд Том, Коллер Тим, Муррин Джек. Стоимость компаний: оценка и управление / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес»,1999, 576 с.
9. Куколева Е., Захарова М. Безрисковая ставка: возможные инструменты расчета в российских условиях.// Вопросы оценки, № 2, 2002
10. Нейман Е. И. Перспективные направления рынка оценочных услуг и влияние процесса глобализации и вступления РФ в ВТО на рынок оценки// www. appraiser. ru
11. Павловец В. В. Введение в оценку стоимости бизнеса // Аудит и финансовый анализ, № 3 2000 С. 20-25
12. Симионова Н. Е. Методы оценки имущества: бизнес, недвижимость, земля, машины, оборудование и транспортные средства, — Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 315 с.
13. Царев В. В., Кантарович А. А. Оценка стоимости бизнеса, 2007 г.
14. Чиркова Е. Как оценить бизнес по аналогии, — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 190 с.
15. Щербакова О. Н. Методы оценки и управление стоимостью компании, основанные на концепции добавленной стоимости// Финансовый менеджмент, №6, 2003
16. Козырь Ю. В. Оценка и управление стоимостью компаний// Рынок ценных бумаг, № 19, 2000
17. ООО АКЦ Департамент профессиональной оценки [Электронный ресурс]-http://dpo-group.ru/share/index.asp
18. http://www.lawmix.ru/bux/19731
19. http://www.lawmix.ru/bux/19731
20. Евстафьева Екатерина Михайловна. Развитие методов оценки стоимости пакетов акций российских компаний : диссертация … кандидата экономических наук : 08.00.10 / Финансовая акад. при Правительстве РФ].- Москва, 2008.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-8/1904.,[Электронный ресурс] -http://www.dslib.net/finansy/razvitie-metodov-ocenki-stoimosti-paketov-akcij-rossijskih-kompanij.html
21. Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов / Пер. с англ. Бюро переводов Ройд. – М: ИД «Квинто-Консалтинг», 2005. – 761. [Электронный ресурс]- http://otchetonline.ru/art/audit/4897-1183.html

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

19347

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке