Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Степень влияния тайных обществ на политическую жизнь Китая на рубеже XIX-XX веков»

Большую ценность представляют работы китайских историков, принадлежащих к школе архивов. Школа архивов — научная школа, возникшая в Китае конце 1970-х — начале 1980-х годов после открытия для широкого круга исследователей архивов Китайской Народной Республики и Китайской Республики (Тайваня).

Содержание

Введение

Глава 1. Предпосылки активизации деятельности тайных обществ и их типология

1.1 Политическое и социально-экономическое положение Китая в XIX — начале XX века

1.2 Типология тайных обществ

Глава 2. Традиционные тайные общества и их развитие

2.1 Доцинские тайные союзы

2.2 Тайные общества цинского периода

2.3 Тайные общества и восстание ихэтуаней

Заключение

Список источников и литературы

Введение

тайный общество китай доцинский

Изучение тайных обществ (хуэйдан), возникших в Китае в период правления династии Цин, давно стало важной составляющей синологии по ряду причин. Китайские исследователи видят в хуэйдан фактор, значительно влиявший на политическую обстановку в стране с середины XVIII по начало XX века. Более того, наследники этих обществ, так называемые триады, действуют и поныне практически везде, где есть китайская диаспора. Потому хуэйданы представляют интерес и для западных ученых, ставших первопроходцами в этом направлении исторических исследований после столкновения с этими организациями.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Объект — Китай в эпоху правления династии Цин

Предмет — тайные общества и их эволюция в указанный период.

Цель — определить степень влияния тайных обществ на политическую жизнь Китая на рубеже XIX-XX веков.

Задачи — изучить историю становления и развития тайных обществ в Китае, выяснить причины появления тайных союзов, выделить их основные черты и типы, проанализировать результаты деятельности тайных обществ.

Хронологические рамки — 1796 (антиманьчжурское восстание секты Белого лотоса) — 1912 год (падение династии Цин).

В данной работе использовались следующие исторические источники:

Цин ши гао «Черновик истории [династии] Цин». Сводная история династии Цин, выполненная в традиционном жанре в 1914-1927 гг. авторским коллективом под руководством известного политика Чжао Эрсюня. Создавалась по указу Бэйянского правительства Китайской республики, из-за разногласий с новым гоминьдановским правительством по поводу трактовки событий Синьхайской революции не получила статуса официальной. Традиционно разделена на четыре части: «Анналы»: 25 глав; «Трактаты» (в том числе по народному хозяйству и астрономии): 142 главы; «Таблицы» (в том числе списки людей, занимавших высшие должности в государстве): 53 главы; «Биографии»: 316 глав. Содержание «Цин ши гао» охватывает период от 1616 года (официальная коронация Нурхаци) до 1911 года.

«Маньчжоу шилу» и «Цин шилу» (Подлинные записи о маньчжурах и подлинные записи о династии Цин) — официальная история народа маньчжуров, а затем и правящей династии Цин. Состояла из 4400 свитков, в которые были включены хроники повседневной жизни императоров и их приближенных, эдикты и дневники. Выполнена была в трех версиях — на маньчжурском, монгольском и китайском. Включает в себя не только собственно исторические сведения, но и маньчжурскую мифологию. Однако, этот источник не дает всей полноты сведений о цинском дворе из-за чрезмерного сосредоточения внимания на персоне императора.

«Цзю маньчжоу дан» (Первоначальный маньчжурский архив). Текст представляет собой регистрацию основных событий в истории раннего маньчжурского государства, записи административного характера, постановления императора, назначения на должности, события внутренней жизни императорских дворов.

Цинь-дин Сюй Вэнь-сянь тун-као (Высочайше утвержденное Продолжение «Исследования всех главных разделов китайской истории») — исследование китайской истории в историческом разрезе, где рассмотрены 24 проблемы: землевладение и налоги, денежная система, повинности, население, торговля, отбор чиновников, школы и образование, государственные органы, жертвоприношения, музыка, армия, наказания, география и ряд других.

Степень изученности проблемы

Данная проблема освещалась в работах таких авторов как Васильев Л.С., Новиков Б.М., Захаров Е.А., Костяева А.С., Калюжная Н.М., Поршнева Е.Б., в том числе и зарубежных: Д. Оуэнби, Д. Мюррей, Ф. Дэвис, К. Болтон.

Проблемы тайных обществ рассматривались как в литературе об общих проблемах истории Китая, так и в специальных исследованиях. Васильевым Л.С. и его коллегами Меликсетовым А.С., Лапиной З.Г. и Писаревым А.А. в объемном труде «История Китая» были рассмотрены проблемы упадка империи и западной интервенции в периоды Цин.

Большую ценность представляют работы китайских историков, принадлежащих к школе архивов. Школа архивов — научная школа, возникшая в Китае конце 1970-х — начале 1980-х годов после открытия для широкого круга исследователей архивов Китайской Народной Республики и Китайской Республики (Тайваня). Наиболее известные работы представителей Школы архивов принадлежат учёным-историкам Цай Шаоцин, Цинь Баоци, Чжуан Цзифа.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В отечественной историографии тема тайных обществ достаточно глубоко исследована такими учеными как Е.Б. Поршнева, Б.М. Новиков, А.С. Костяева и Н.М. Калюжной. Работа «Религиозные движения позднесредневекового Китая (проблемы идеологии)» Е. Б. Поршневой рассматриваются тайные религиозные секты и проблемы их идеологии, которая выходила из дозволенного круга, выходя за пределы традиционных для Китая идеологических учений — конфуцианства, буддизма и даосизма. Проблемы цельности и внутренней динамики такого исторического феномена автор выводит на первый план — как происходило оформление идеологического ядра? Как небольшие религиозные объединения превращались в огромные армии и чего люди ожидали, вступая в новую общность? Е.А. Захаров, в свою очередь, рассматривает религиозную доктрину тайного общества «Тяньдихуэй», указывая на неполноту других исследований этого общества, в которых идея антицинской борьбы объявляется однозначно ведущей.

Также, Е.А. Захаровым поднимается вопрос о правомерности жесткого разделения хуэйданов и религиозных объединений, указывая на то, что в традиционном Китае всякое социальное образование неизбежно скреплялось какой-либо религиозно-этической доктриной. В работах одного из крупнейших специалистов по восстанию ихэтуаней Н.М. Калюжной рассматривается широкий спектр проблем, таких как: идеологии повстанцев, их социальному составу и взаимоотношениям традиционного бунта и цинской власти. Исследования А.С. Костяевой по данной теме разделены на несколько работ — «Крестьянские союзы в Китае. 20-е годы XX века», «Тайные общества Китая в первой четверти XX века» и «Народные движения в Китае в 1901-1911 гг.». Оригинальная концепция А.С. Костяевой дифференциации объединений по степени политизированности хоть и была подвергнута критике, но также имеет право на существование, поскольку не все тайные или публичные союзы ставили перед собой целью свержение династии Цин.

Глава 1. Предпосылки активизации деятельности тайных обществ и их типология

1.1 Политическое и социально-экономическое положение Китая в XIX — начале XX века

Отправной точкой хронологии работы является 1796 год, что вовсе не случайно, поскольку этот год ознаменовался сразу двумя важными событиями. Император Хунли, так рьяно боровшийся с инакомыслием, в том числе и тайными обществами, отрекся от власти, считая себя недостойным править дольше своего прославленного деда Сюанье. Престол он передал своему пятнадцатому сыну Юнъяню, вместе со своим фаворитом Хэшэнем, который управлял всеми делами Китая вплоть до смерти своего престарелого покровителя в 1799 году — Юнъянь терпел Хэшэня, чтобы не расстраивать своего отца. Передача власти совпала с крупным восстанием секты Байляньцзяо, которое распространилось на провинции Хубэй, Сычуань и Шэньси и стало поворотной точкой в истории Цинской империи. Даже избавившись от Хэшэня и его ставленников и призвав к управлению войсками новых, талантливых военачальников, Юнъянь смог подавить восстание Байляньцзяо лишь в 1804 году, что потребовало огромного напряжения сил. Но после подавления восстания вспыхнули новые беспорядки — добровольцы и ополчение подняли бунт после объявления демобилизации. Набранные из деревенской бедноты и маргиналов, они не захотели возвращаться к труду, бунт пришлось умиротворить с помощью раздачи земель. Однако спокойствие в Китае не наступило — восставала народность мяо, бунты разжигали такие тайные общества как Общество Земли и Неба, секта Белого Лотоса. Самым близким к успеху стало восстание Восьми Триграмм секты Небесного разума — восставшие при поддержке евнухов даже ворвались в императорский дворец, но нападение было отражено при активном участии будущего императора Даогуана.

Правление Даогуана тоже было отмечено восстаниями. Солдаты и младшие офицеры нищали, в то время как расходы на армию и ее численность росли вместе со штатом чиновников и расходами на их содержание, что негативно отразилось на финансах страны и повлекло за собой рост социальной напряженности. Эпидемии и гражданские войны отступили, из Америки были ввезены картофель и арахис — численность населения увеличилась со 100 до 300 миллионов человек, что повлекло за собой малоземелье и связанные с ним конфликты. Тайваньское отделение Тяньдихуэй возглавило восстание против чиновников, незаконно распределявших земли, длившееся более двух лет. Большое количество переселенцев-китайцев вызвало восстания неханьских народностей на юго-западе Китая, руководимые тайным союзом Лунхуа — отделением секты Белого Лотоса. В 1843 году была создана псевдохристианская секта «Общество поклонения Небесному Владыке» — сельским учителем Хун Сюцюанем, который станет главой восстания тайпинов. Кроме того, Цинскую империю и ее госаппарат подтачивал опиум, с которым император Даогуан безуспешно пытался бороться. Поражение Китая в Опиумных войнах открыло доступ в него западным державам, которые заключали неравноправные договоры, пользуясь слабостью Цин. Сыну Даогуана, Сяньфэну, не удалось исправить положение — все свое правление он боролся с восстанием тайпинов, которое поставило Цинскую империю на грань катастрофы. Однако тайпины в своем религиозном фанатизме дошли до нетерпимости по отношению к традиционным вероучениям Китая — даосизму, буддизму и конфуцианству, что оттолкнуло от них потенциальных союзников и сплотило их противников под лозунгом защиты китайской культуры от посягательств. Восстание было подавлено с помощью сил западных держав, что вместе с новыми договорами после Второй Опиумной войны еще больше упрочило их позиции в Китае.

августа 1861 года император Сяньфэн скончался. Трон унаследовал его пятилетний сын Тунчжи с регентским советом из шести придворных и двух князей. В ноябре 1861 Великий князь Гун вошёл в сговор с Драгоценной наложницей И, и в результате дворцового переворота ключевые фигуры двора были казнены, а регентский совет и другие претенденты на власть были отстранены от двора. После смерти малолетнего сына Драгоценной наложницы И (Объявившей себя Вдовствующей императрицей Цыси), ее племянник Гуансюй был возведен на трон в нарушение династических порядков. Но возразить ей никто не посмел, императрица внушала своим подданным такой ужас, что заговоры против нее раскрывались ей самими заговорщиками, ее шпионская сеть была обширной, с конкурентами и врагами она расправлялась беспощадно с самой юности, проведенной в интригах в гареме императора Цяньлуна. Цыси и ее личность сильно повлияли на судьбу Китая, во многом она ускорила падение империи своим расточительством и нежеланием менять сложившееся положение вещей. Ко всему новому она относилась недоверчиво, это не исключало и иностранцев, соответственно общему консервативному, зацикленному на себе, духу Китая.

При всей своей ненависти к иностранцам правительница считала возможным кое-что — очень немногое — заимствовать у них. Так, пришедшие с Запада «идеи „самоусиления не встречали большого противодействия со стороны Цыси; она даже отнеслась благосклонно к предложению о посылке за границу для обучения техническим наукам группы китайской молодежи» — именно потому, что речь шла о технических, а не о гуманитарных науках, опасных для династии. Позднее вдовствующая императрица весьма охотно пользовалась в личных целях европейскими изобретениями: фотографией, электричеством, миниатюрным поездом, автомобилем, даже трехколесным велосипедом. Но выглядело все это в высшей степени комично — и из-за преклонного возраста Цыси, и из-за ее консерватизма, и из-за пресловутых китайских церемоний. Электричество было проведено только во дворец, причем тайно, чтобы окружающие не знали, что государыня наслаждается услугами «заморских дьяволов». Также, Цыси была единственным императором Китая, не оставившим никакого литературного наследия — лишь критика чужих произведений, зато достигла высот в каллиграфии и живописи. Восстание тайпинов, вдохновленное сельским учителем Хун Сюцюанем, потрясло здание Цинской монархии, но маньчжурское владычество не было свергнуто. Небесное царство всеобщего благоденствия потерпело поражение от Цинской армии и армий англичан и французов. Жертвами восстания стали от 20 до 30 миллионов человек. Опиумные войны за рынок сбыта опиума Британией в Китае окончились унизительными поражениями Цин и вскрыли ужасное состояние вооруженных сил Китая и других сфер государства. Невозможность дальнейшей самоизоляции Китая была очевидна. Позиции сторонников старины был особенно сильны в Центральном Китае, где провинция Хунань понесла наибольший ущерб от перемещения торговых путей и центра внешней торговли из Гуанчжоу в Шанхай.

Маньчжурское владычество давило на Китай дискриминацией по национальному признаку, что вкупе с позором поражения было тяжким грузом. Знаком унижения и подчинения китайцев была особая прическа — выбритая спереди голова, волосы на задней ее части сплетали в косу. Маньчжуры занимали все руководящие посты, их культура и язык тщательно оберегались, дабы не допустить культурной ассимиляции. Демографическая ассимиляция была сведена к минимуму — так, маньчжурские девушки не перебинтовывали ноги и хотя брак знатной маньчжурки и богатого китайца допускался, последний на это бы никогда не пошел, жениться на девушке «с большими ногами» было моветоном.

Улучшение продовольственного положения (ввоз арахиса и картофеля из Америки) и более мирная внешняя политика стали причинами трехкратного роста населения Китая — со 100 до 300 миллионов человек, что неизбежно привело к малоземелью и связанному с ним росту социального напряжения в стране. Вместе с национальным гнетом эти факторы составляли взрывоопасную смесь, которая грозила династии Цин свержением, если последняя лишится милости Неба и его мандата на правление.

1.2 Типология тайных обществ

Хуэйданы — тайные общества первоначально вызывали наибольший интерес у западных чиновников и миссионеров, которые собрали богатый фактологический материал, в настоящее время объединенный в сборнике «Общества «Триады»: западные исследования истории, социологии и лингвистики китайских тайных обществ». Однако их теории о возникновении и деятельности тайных обществ признаны несостоятельными.

Представители школы архивов, такие как Цай Шаоцин, Цинь Баоци и Чжуан Цзифа, в отличие от своих предшественников не сводят причины появления тайных обществ к одной лишь борьбе с династией Цин. Не отрицая антиманьчжурскую направленность хуэйданов, они считают главной причиной возникновения тайных обществ развитие братств взаимопомощи. В основном, выводы историков школы архивов представлены следующими тезисами:

1) Первоначально, тайные общества не имели антицинской направленности и не были нацелены на восстановление династии Мин

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2) Основная причина появления тайных обществ — активные миграционные процессы в Юго-Восточном Китае XVIII в., когда группы переселенцев были вынуждены оказывать друг другу взаимопомощь;

3) Первые тайные общества возникают в период Цяньлун (1736-1795 гг.) и приобретают антицинскую направленность в более поздний период Цзяцин (1796-1820 гг.), при этом антицинская борьба также фактически является сопротивлением членов общества внешнему насилию, но в более широком смысле, нежели на начальном этапе их существования. Западный историк Диан Мюррей в своей монографии утверждает, что борьба против маньчжурской династии была провозглашена хуэйданами после восстания тайпинов ради привлечения на свою сторону симпатий народа и сторонников.

Отечественный специалист по истории китайских тайных обществ Новиков Б.М. в своей работе подразделяет конспиративные объединения на собственно тайные общества (хуэйдан) и подпольные религиозные секты (цзяомэнь), тогда как А.С. Костяева предлагает разделять тайные общества по степени их политизированности, что в данном контексте означает по выраженности антицинской деятельности. Е.А. Захаров же в своей работе «Религиозная доктрина тайного общества «Тяньдихуэй» в работах современных отечественных и западных исследователей» говорит о неправомерности строгого разделения хуэйданов и религиозных сект, так как в имперском Китае практически любая социальная общность скреплялась религиозно-этической доктриной.

В отличие от сект, тайные общества при вступлении в них требовали клятву и соблюдения кодекса братства и полагали целью немедленную выгоду, состояли из беглых крестьян или бродяг и активны были в основном на юге Китая и по течению реки Янцзы. Цай Шаоцин также приводит статистику — из 215 тайных обществ, о которых есть сведения в архивах, только 16 появились до правления императора Цяньлуна. Из чего ученый делает вывод — тайные общества появились не столько в силу антицинских и проминских настроений в обществе, сколько из-за противоречий маньчжуров и китайцев, которые обнаруживаются в правление Канси.

Глава 2. Традиционные тайные общества и их развитие

2.1 Доцинские тайные союзы

Общество Белого лотоса

Специфика тайных обществ накладывает сильный отпечаток на результаты исследований этих организаций. Конспирация тайных обществ и кривотолки вокруг их деятельности могут создать серьезную помеху подробному исследованию. Общество Белого лотоса (Байляньцзяо) — общее название нескольких тайных обществ или сект, которые действовали в разные исторические периоды и единство им приписывают лишь слухи. Различаются несколько групп сект, которые относят к Байляньцзяо. Первые — секты буддийского толка, основывавшие свою религиозную практику на многократном повторении имени будды Амитабхи, что должно было обеспечить адептам перерождение в Чистой земле на западе, среди озера с белыми лотосами. Белые лотосы в китайской культурной традиции еще до буддизма означали чистоту и совершенство. Вторая группа — образованные люди, изучавшие мистические небуддийские тексты. Третья и наиболее распространенная — сообщества, представлявшие светскую неэлитарную традицию секуляризации доктрины Белого лотоса.

Секты были синкретическими, то есть сочетали в себе элементы других религий и их мировоззрений. Наиболее известно общество Белого лотоса, буддийско-даосская секта, которая активно боролась с монгольским вторжением в Китай и их династией Юань. Именно это общество, основанное при династии Сун (1127-1279) сыграло значительную роль в поднятии антимонгольского восстания, известного как восстание Красных Повязок. Члены общества использовали фольклор — распространенную в Китае песенку «Каменный одноглазый возмутит Хуанхэ и Поднебесная восстанет». В 1351 году с помощью Байляньцзяо был «найден» каменный одноглазый идол с надписью на спине «Это и есть каменный одноглазый. Когда его найдут, Поднебесная восстанет», что сильно впечатлило суеверных крестьян и облегчило вербовку повстанческих отрядов. В восстание оказались вовлечены различные группировки, впоследствии ставшие бороться за власть. Небесный мандат силой захватил Чжу Юаньчжан, который провозгласил себя императором новой династии — Мин. И хотя общество Белого лотоса и другие религиозные секты помогли осуществить свержение власти монголов, новый император, прежде всего, разгромил бывших союзников. Но даже под запретом и гонениями общество Белого лотоса и его ответвления просуществовали в подполье значительное время, и вышли снова на историческую арену уже против нового захватчика — маньчжуров.

Хотя считается, что общество Белого лотоса было предтечей всех остальных тайных обществ, это не вполне соответствует истине, так как название «Белый лотос» в цинской документации огульно применялось практически ко всем проявлениям ереси, которые представляли собой политическую опасность.

Традиционалистские союзы

Традиционалистские союзы представляли собой специфическое для Китая общественное явление, имевшее давнюю историю и глубокие корни в китайской истории и психологии и занимавшее особое место в социальной жизни Китая. Как и другие неформальные объединения, действовавшие в деревне, эти союзы играли важную роль в поддержания равновесия и гармонии. Часто в Китае случался упадок государственности, который вел за собой социальные взрывы и угрожал безопасности местных социумов, которые таким образом реагировали на внешние посягательства.

Так, жители одной или нескольких деревень собирались в отряды под началом и при финансовой поддержке представителей местной элиты. Целями были решение конфликтов на местах и защита от бандитов. Союзы назывались так, чтобы подчеркнуть их воинственность и зависели от местных традиций, как то — духи ближайших гор или рек, почитаемые божества.

Союзы ополчений и наемная милиция имели несколько принципиальных отличий — прежде всего, члены традиционалистских союзов использовали различные ритуальные практики, например магию амулетов, тренировки кун-фу, самоистязание для понижения болевого порога. Так же, характерной особенностью было разделение власти на военную и гражданскую ветви, подобно Спарте — гражданский лидер занимался разработкой тактики ведения боя, тогда как военный лидер обеспечивал физическую подготовку и проведение ритуалов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Традиционалистские союзы отличаются от тайных обществ, вроде Тяньдихуэй или Хунбан и религиозных сект, поскольку были созданы в иных целях, в других условиях и на иных принципах и прежде всего, являются плодом местного общества, с его обширной и давней культурой и общинной психологией. Тайные общества основаны на традиции побратимства, фиктивного родства, скрепленного кровной клятвой и поэтому выходят за рамки местного социума. Такие связи были схожи с клановыми и неудивительно, что такие общества объединяли людей, которым не хватало защиты традиционных структур или тех, кто по каким-то причинам выбрал криминальную деятельность. В свою очередь, синкретические религии и созданные на их основе религиозные общины представляют иную традицию, поскольку имеют свои мифологические комплексы — пантеоны богов, обряды и ритуалы и поскольку объединяли последователей не по географическому признаку, а вокруг определенной религиозной идеи.

Провинции Шаньдун и Хэнань, а точнее, так называемый район Хуайбэй — часть Северо-Китайской равнины между реками Хуанхэ и Хуайхэ являются местом зарождения и наиболее активной деятельности традиционалистских союзов. В силу ряда экономических, экологических и геополитических факторов Хуайбэй представлял собой достаточно нестабильный в социальном отношении регион, население которого испытывало значительную потребность в защитных механизмах. Появление здесь традиционалистских союзов в конце XIX века было обусловлено необходимостью решения междеревенских конфликтов и защиты от нарастающей угрозы бандитизма. Постепенно, такие союзы распространяются по всей стране.

Кроме основной цели — защиты своих односельчан, традиционалистские союзы вступали в социальные протесты против тривиальных вещей — повышений налогов, политики властей. Самоорганизация деревни и желание дать отпор попыткам каких-либо политических сил установить свой жесткий контроль были закономерным следствием падения династий, центробежными процессами в стране и падением авторитета местной власти.

2.2 Тайные общества цинского периода

Цинбан. Синее братство

Строительство Великого канала было в основном завершено ещё при династии Юань, и тогда же начались перевозки податного продовольствия из юго-восточных провинций на север для снабжения столицы, включая императорский двор, столичную гвардию, а также в интересах войск, размещённых в северной части страны. Особая государственная система продовольственных перевозок по каналу появилась при династии Мин, просуществовав до середины XIX века.

Члены «хлебных артелей» вербовались преимущественно из низов общества — разорившихся крестьян, ремесленников, бродяг. В таких провинциях, как Чжэцзян и Цзянсу, подавляющее большинство лодочников, бурлаков, лоцманов в артелях были бродягами, не имевшими постоянного места жительства. Единственным для них способом обеспечить себе пропитание была работа на перевозках казённого продовольствия.

По имеющимся источникам, именно период правления Юнчжэн (1723-1735 гг.) был отмечен появлением рядом с путями водных перевозок большого количества кумирен народной религиозной секты Лоцзяо. Строительство кумирен Лоцзяо на берегах рек и каналов в провинциях Цзянсу и Чжэцзян повлекло за собой массовое вступление лодочников, бурлаков и прочих членов «хлебных артелей» в секту. Изначально члены артелей являлись частными посетителями и даже обитателями кумирен в силу чисто экономических причин — большой частью лодочники и бурлаки Чжэцзяна и Цзянсу были людьми бездомными с непостоянным заработком (реки и каналы на севере зимой замерзали). Кумирни Лоцзяо предоставляли им в холодное и голодное межсезонье кров и пищу, а также элементарную медицинскую помощь. Наряду с этим многие члены «хлебных артелей» были привлечены и идейной стороной деятельности Лоцзяо, и тем самым становились адептами секты. Постепенно вокруг каждой кумирни сформировалась ячейка сектантов, состоявшая почти сплошь из лодочников и прочего бездомного люда, принимавшего участие в перевозках продовольствия.

Таким образом, попытка руководителей Лоцзяо расширить численность и влияние секты за счёт лодочников Цзянсу и Чжэцзяна увенчалась полным успехом. Более того, на основе изученного материала можно сделать вывод, что к 30-м годам XVIII века роль секты Лоцзяо начинает постепенно меняться: от сугубо религиозной секты она начинает превращаться в профессиональное объединение лодочников.

В 1768 император Цяньлун наложил запрет на распространение учения Лоцзяо. Он приказал конфисковать религиозные тексты и иконы, изгнать матросов из кумирен, разрушить храмы и конфисковать храмовые земли. Это событие стало начальной вехой в дальнейшем развитии Цинбана как тайного общества и повлекло за собой много коренных изменений, официальный запрет явился переломным моментом в истории организации. Общество стало нелегальным, ведь на проповедь учения и собрания сектантов был наложен запрет, адепты подвергались преследованию, а места их собраний, а иногда проживания — кумирни — были разрушены. Но такие радикальные действия со стороны правительства ничуть не ослабили пыл сектантов, а лишь научили их приспосабливаться. Деятельность объединения к началу XVIII века восстановилась на совершенно новом плацдарме — на лодках. Лодка стала местом, где хранились иконы и тексты, где отправлялся культ и совершались молитвы, где осуществлялась вербовка новых адептов. Кумирни же окончательно перестали служить центром сектантской активности.

В результате стихийных бедствий в середине XIX века, развития новых видов транспорта, перехода на морские перевозки, а также под ударами тайпинов традиционная система продовольственных перевозок по Великому каналу окончательно развалилась. Тяжелая финансовая ситуация, связанная с Опиумными войнами и выплатой контрибуции Великобритании усилила фискальный гнет населения. Это повлияло и на дальнейшую судьбу объединения бывших матросов-перевозчиков зерна по Великому каналу. Большинство речных транспортников лишились средств к существованию. Лишившись стабильного заработка, лодочники попали в крайне сложную ситуацию, и им ничего не оставалось, как податься в криминальную сферу. Так Цинбан из профессионального объединения превратился в криминальную группировку, занимавшуюся контрабандой соли и охраной грузов.

Тяньдихуэй (Общество Земли и Неба)

Легенда гласит, что цинские войска пришли к вратам знаменитого буддийского монастыря Шаолинь и потребовали от монахов подчиниться маньчжурской династии, но монахи отказались. Тогда маньчжуры осадили монастырь и разрушили его, спастись смогли лишь пятеро братьев, названных отцами-основателями. Братья поклялись отомстить династии Цин и основали знаменитое общество Неба и Земли. В обществе и его ответвлениях часто использовалась цифра «три», означавшая триединство человека, земли и неба. В иероглифическом написании названия общества «прятали» иероглиф «мин», означавший павшую династию, которую братья стремились восстановить. Однако в реальности Тяньдихуэй было основано в 1761 году человеком по имени Ти Сы. Он и его сторонники придумали красивую легенду, которая привлекла к ним множество людей.

Одна из ветвей Тяньдихуэй назвала себя Саньхэхуэй и взяла своей эмблемой равносторонний треугольник. Столкнувшись с этим символом в Гонконге, британские власти перенесли название «триада» все тайные общества Китая. И по сей день триады пользуются нумерологией, основанной на Книге Перемен «Ицзин», ставя во главу угла цифру «три». Звания и должности в составе триад обозначались определенными названиями (вроде «Голова дракона» — глава триады) и цифровыми кодами, которые начинались с цифры 4 — по числу сторон света и окружающих мир морей. Рядовых членов общества обозначал код 49, в котором произведение 4 и 9 давало 36 — 36 клятв, которые произносил новоприбывший. Члены триад отличают друг друга по множеству условных сигналов, в которые может входить практически что угодно — порядок выставления посуды, манера держать палочки и чайные чашки. На вопрос «Сколько будет трижды восемь?» член триады ответит: «Двадцать один», так как знает, что иероглиф «хань» (китайское название триады) состоит из трёх частей, обозначенных цифрами «3», «8» и «21».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Вступающие в триаду обязаны заучить эти знаки, наизусть выучить 21 правило дисциплинарного кодекса и 10 пунктов наказаний за нарушение его, а также 36 клятв. Вступление начинается с записи имен новобранцев и символических взносов. Церемониймейстер (438) раскуривает благовония перед кумирней и объявляет: «Да живет братство Хань миллионы лет». Затем он читает длинную поэму о подвигах предков, о сердечном союзе братьев и о процветании триады. Следующий этап — прохождение Горы Ножей — вступающие проходят через трое ворот, у каждых из которых стоит по двое высокопоставленных членов общества, которые плашмя ударяют их по спинам мечами и вопрошают каждого: «Что твёрже: меч или твоя шея?» Новобранцы отвечают «моя шея» в знак хранения тайны триады даже под угрозой смерти. Затем следует произнесение всех 36 клятв, и с последними словами новобранцы втыкают тлеющий конец палочки в пол, показывая тем самым, что также исчезнет огонек его жизни в случае нарушения клятвы. Затем, третий человек в триаде — Красный посох (426) производит смешение крови — каждый новоприбывший прокалывает иголкой палец и льет свою кровь в кубок, откуда ее разольют по чашкам и дадут выпить каждому новобранцу. Скрепленная таким образом клятва подводит итог церемонии, после которой новички принимаются в братство. Церемониальные предметы и разнообразные сооружения предают огню, чтобы все осталось тайной.

Несмотря на преследования со стороны Цин, триады существовали не только по всему Китаю, но и практически по всему миру. Эмигрировавшие китайцы — хуацяо — оседали в различных странах, где немедленно появлялись отделения Тяньдихуэй — Хунмэнь. С конца XVIII века Гонконг при попустительстве британцев становится лагерем большого пиратского флота, полуколонией Британии, укрытием для антицинских революционеров, которые получали финансирование от местной китайской буржуазии и важным пунктом торговли, в том числе и контрабандой. Опиум стал настоящим бедствием и без того склонного к коррупции цинского общества, многие китайские чиновники находились на содержании пиратов или триад и сообщали им обо всех действиях правительства. Коррупция была настолько масштабной, что опиум перевозили суда военного флота и таможни Китая, а взятки брал даже император.

Своей цели братство, хоть и через несколько веков, все же добилось, ненавистная династия Цин потеряла Небесный мандат и была свергнута, триады получили официальное признание правительства, но потеряв высшую цель, бывшие братья стали соперниками в борьбе за власть, деньги и влияние. Так изначально освободительно-патриотическое объединение стало одним из крупнейших криминальных сообществ в мире.

2.3 Тайные общества и восстание ихэтуаней

Материалы по истории восстания ихэтуаней пестрят сообщениями о большом участии в нем монахов-усэнов даосских и буддийских монастырей эмэйского, уданского и шаолиньского направления. Зачастую монахи не только обучали отряды ихэтуаней у-шу, но и возглавляли их. Общество было овеяно мистически-религиозным ореолом и легендами о сверхъестественных способностях его самых ярых адептов. Верования и убеждения ихэтуаней были очень разнообразны, что неудивительно, принимая во внимание очень разнородный состав сил восставших. Ихэтуани поклонялись Солнцу, которое представляло огонь винтовок и артиллерии, защитой от огня ялалсь вода, потому члены союза во время своих обрядов пили холодную воду, опустив туда бумажки с молитвами или же пепел от них.

В основном, членов Ихэтуань обучали основам цюань-шу, кулачного боя, который к тому времени распространился в народе и стал традиционным боевым искусством. Специальные занятия проводились для закалки организма новоприбывших — читающих молитвы и пьющих холодную воду, их били палками по телу, в зависимости от их степени подготовки, дабы снизить болевой порог. Демонстрируя свои успехи, ихэтуани организовывали смотры и соревнования, на которых изумляли толпу разбиванием кирпичей, дроблением грецких орехов и камней голыми руками, блокированием меча рукой. Движение объединяло в себе не только мастеров рукопашного боя — в него входили разнообразные ответвления, название которых происходило от вида оружия, которым члены братства обучались владеть. Удивительной особенностью ихэтуаней является участие женщин и детей. Считалось, что они очень быстро осваивают приемы у-шу и обрядовые ритуалы, а впав в состояние транса, накликивают беды на головы «белых дьяволов». Одним из первых женских обществ в составе ихэтуаней стал Свет красного фонаря (Хун Дэн Чжао).

Восстание ихэтуаней в основном, было вызвано проникновением западных технологий и, как следствие, отстранением многих традиционных профессий (лодочников, извозчиков). Вкупе с чередой неурожаев, природных бедствий и эпидемий холеры (которые считались последствием появления заморских варваров), эти факторы вызвали социальный взрыв в Китае. Бунтовщики нападали на иностранцев и их здания, в Пекине производился обстрел посольского квартала. Восстание совпало с проведением «ста дней реформ» Гуаньсюя, который считал крестьянство своей опорой, но радикалы-ихэтуани его бы не поддержали. Поначалу поддержав ихэтуаней, Цыси бросила их, как только поняла, что они неспособны победить армию интервентов и обрушилась на восставших заодно с западными войсками. В итоге, Китай оказался в еще более тяжком положении, чем до восстания — так называемый Боксерский протокол обязывал Цинскую империю, к примеру, выплатить контрибуцию, восстановить памятники на христианских кладбищах и запрещал китайским властям сбор налогов.

Заключение

Таким образом, появление тайных обществ в Китае было практически неизбежным. Первоначально объединяя людей для взаимопомощи и защиты от государственного произвола, тайные общества стали мощной и грозной силой во всем мире. Уход в подполье и многовековые преследования со стороны государства заставили улучшить конспирацию обществ, стать сплоченными и живучими. Ни одно общество не обходилось без какой-либо религиозно-философской основы под собой, и многие секты и общества имели под собой основу общества Белого лотоса — майтреизм, схожий с мессианскими религиями Запада.

Пройдя очень долгий путь от общин до антигосударственных революционных ячеек, большинство обществ распались и стали криминальными объединениями. Эмигранты-китайцы, хуацяо, стали проводниками этих объединений — триад. В настоящее время триады ведут криминальную деятельность в огромных масштабах, по всему миру. Среди нелегальной торговли, контрабанды, букмекерства, мошенничества и рэкета самым крупным направлением триад остается изготовление, перевоз и сбыт наркотиков как натурального, так и синтетического происхождения в астрономических масштабах — месть за национальное унижение, опиумные войны и интервенцию.

Список источников и литературы

1. Источники

1. «Маньчжоу шилу» (Подлинные записи о маньчжурах), 1635 г. Пан Т.А. Описание маньчжурских рукописей и ксилографов Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской Академии наук. Вып. 2. http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_publications&Itemid=75&pub=409

2. «Цзю маньчжоу дан» (Первоначальный маньчжурский архив). Под ред. Чэнь Цзесяня. 10 т. — Тайбэй, 1969 http://history-library.com/index.php?id1=3&category=arhiologiya&author=pan-ta&book=2004&page=4

3. Цинь-дин Сюй Вэнь-сянь тун-као (Высочайше утвержденное Продолжение «Исследования всех главных разделов китайской истории»). / Шанхай: Все о Китае, 1902. Pang T. Rare Manchu Manuscripts from the Collection of the St. Petersburg Branch of the Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences // Manuscripta Orientalia. Vol. 1, No 3, December 1995. Pp. 33-46. http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_publications&Itemid=75&pub=1314

4. Цин ши гао (Черновик истории династии Цин). Под рук. Чжао Эрсюня. 1927. Hsi-yuan Chen, ‘Last chapter unfinished. The making of the official Qing History and the crisis of Traditional Chinese Historiography’, in: Historiography East and West, 2 (2004), Pp. 173-204.

2. Литература

1. Бичурин Н.Я. Статистическое описание Китайской империи. М.: Восточный Дом, 2002. http://az.lib.ru/b/bichurin_i/text_0220.shtml

2. Брандт Я. Я. Вдовствующая императрица Цыси и император Гуан-сюй // Вестник Азии. Харбин. 1909. № 1. http://www.cnb.dvo.ru/ii/asia/1909N1.pdf

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

3. Васильев Л.С. История Востока: Учебник по специальности «История». М.: Издательство «Высшая школа», 1998 http://klio.tsu.ru/V1.htm

4. Всемирная история. В 6 томах. / Под ред. Александр Чубарьян, В. Мирзеханов. М.: Наука, 2014. http://www.twirpx.com/file/1413861/

5. Дмитриев С.В., Кузьмин С.Л. Что такое Китай? Срединное государство в историческом мифе и реальной политике // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2012. № 3. С. 5-19. https://istina.msu.ru/publications/article/1550602/

6. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко. Ин-т Дальнего Востока. М.: Вост. лит-ра, 2006. / Редакторы М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, В. Е. Еремеев, А. Е. Лукьянов.2009. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/D/»Duhovnaya_kul’tura_Kitaya»/_»Duhovnaya_kul’tura_Kitaya».html

7. Захаров Е. А. Религиозная доктрина тайного общества «Тяньдихуэй» в работах современных отечественных и западных исследователей // Известия АлтГУ. 2006. №4. http://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-doktrina-taynogo-obschestva-tyandihuey-v-rabotah-sovremennyh-otechestvennyh-i-zapadnyh-issledovateley

8. Захаров Е. А. Роль «Школы архивов» в изучении возникновения тайных обществ цинского кита // Известия АлтГУ. 2008. №4-1. http://cyberleninka.ru/article/n/rol-shkoly-arhivov-v-izuchenii-vozniknoveniya-taynyh-obschestv-tsinskogo-kita

9. Иванов П.М. Гонконг: История и современность, М.: Наука Главная редакция восточной литературы, 1990. http://www.twirpx.com/file/571187/

10. Калюжная Н. М. Восстание ихэтуаней (1898-1901). Историография. М.: Наука, 1973. http://monasse.ru/cat1/kniga55507.html

11. Кара-Мурза Г.С. Тайпины. Великая крестьянская война и тайпинское государство в Китае, 1850-1864 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1950. http://istoriofil.org.ua/load/knigi_po_istorii/otdelnykh_stran_i_regionov/tajpiny_velikaja_krestjanskaja_vojna_i_tajpinskoe_gosudarstvo_v_kitae_1850_1864/14-1-0-7590

12. Козлов А. М. Союз Ихэ-цюань во главе подъема национально-освободительной борьбы китайского народа // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №3-4. http://cyberleninka.ru/article/n/soyuz-ihe-tsyuan-vo-glave-podema-natsionalnoosvoboditelnoy-borby-kitayskogo-naroda#ixzz4hq5rvY3d

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

597

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке