Введение
Глава 1. Механизмы психологической защиты у детей дошкольного возраста
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста
1.2. Основные механизмы психологической защиты
1.3. Особенности механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста
1.4. Особенности влияния семьи на развитие психологической защиты ребенка
Глава 2. Практическая работа по особенностям психологического исследования личностной защиты детей дошкольного возраста
2.1. Цели и задачи психологического исследования психологической защиты, используемой детьми дошкольного возраста
2.2. Методы и методики изучения психологической защиты у детей дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальность темы. Актуальность проблемы психологической защиты заключается в современных социально-экономических, культурных, политических изменениях, оказывающих влияние на развитие личности и социализацию всех групп населения. Эти кардинальные перемены сказываются на увеличении эмоционального дискомфорта, внутренней напряженности, особенно у детей дошкольного возраста, испытывающих как собственные трудности, так и, отраженно, трудности, испытываемые близкими взрослыми. Поэтому возрастает интерес психологов к механизмам психологической защиты, используемыми дошкольниками.

Защитные механизмы направлены на то, чтобы уменьшить отрицательные переживания, связанные с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.
В современной психологии эмпирических исследований, посвященных изучению разных видов психологической защиты в дошкольном возрасте, еще крайне мало.

Проблемой психологических защит впервые заинтересовались в конце IX — начале XX вв. (3. Фрейд, 1894, А. Фрейд, 1936 и др.). Ее рассматривают в таких психологических концепциях как неофрейдизм, экзистенциальная и гуманистическая психология и др. Проблема психологических защит изучена недостаточно в психологии несмотря на то, что интерес существенно возрос в последнее время.

Данный факт подчеркивали отечественные психологи А. Г. Асмолов, 1996, Ф. В. Бассин, 1968, Б. В. Зейгарник, 1972, A. B. Петровский, 1982, E. Ю. Доценко, 1994, Л. Р.Гребенников, 1994 и др. Проведено множество исследований, доказывающих, что основы личности закладываются еще в дошкольном периоде детства (Л. И. Божович, 1968, М. С. Лисина, 1989, Т. А. Репина, 1995 и др.). У ребенка дошкольного возраста начинают появляться представления о своем «Я», и он стремится к сохранению и защитите его целостности. Первоначальное «Я» всегда положительное (Э. Берн, 1994, М. Шебек, К. Блага, 1991, Р. Берне, 1986 и др.).

Ребенок старшего дошкольного возраста впервые сталкивается на сознательном уровне с тем, что его самооценка отличается от многообразия оценок его личности окружающими (Т. А.Нежнова, 1988, С. Г. Якобсон, Г. И. Морева, 1989 и др.). Когда ребенок стремится к принятию себя социумом, но не умеет устанавливать желаемые отношения с окружающими, он испытывает чувство тревоги. И именно из-за тревоги начинает функционировать психологическая защита в целом (3. Фрейд, 1894, А. Адлер, 1927, К. Хорни, 1945, Г. Салливан, 1947, Э. Эриксон, 1950 и др.).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В межличностных отношениях ребенка дошкольного возраста с окружающими складывается система защитного поведения, оказывающая влияние на формирование личности. В этом возрасте определяются базовые защитные стратегии поведения. Именно поэтому так необходимо изучение средств психологической защиты и факторов, влияющих на их становление.

Предметом исследования — являются механизмы защиты, которыми пользуются дети дошкольного возраста.

Объектом исследования — являются дети дошкольного возраста.

Цель исследования — выявить особенности механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Выявить особенности развития детей дошкольного возраста.
  2. Изучить основные механизмы защиты личности.
  3. Определить особенности механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста.
  4. Выявить особенности влияния семьи на развитие психологической защиты ребенка.

 Глава 1. Механизмы психологической защиты у детей дошкольного возраста.

1.1. Особенности  развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6-7 лет.

Выделяют три периода:

  1. Младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет.
  2. Средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет.
  3. Старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет.

Из всех периодов человеческой жизни период дошкольного возраста наиболее важен.

В этот период ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, связь своих поступков с результатами. У него формируются представления  о морали и поведении в обществе, возникает  чувство стыда и гордости,  сопереживания и сочувствия, возникает потребность в контактах  со сверстниками и взрослыми.

Когда родители задают вопрос: «Зачем ты это совершил?», ребенок в ответ лишь пожимает плечами. Это приводит взрослых в недоумение. «Если ты не знаешь, то кто знает?» И недовольные родители приходят к выводу: «Да ты все прекрасно знаешь, просто не желаешь сказать мне правду!» Не нужно делать однозначные выводы о поведении ребенка.

Человеческая психика не всякий раз подчиняется законам прямой причинно-следственной связи.

Впервые заинтересовался глубинными бессознательными процессами, происходящими в человеческой психике, в конце XIX века психолог З. Фрейд. Он разработал психоаналитическую теорию развития личности, выделив три ее стороны: сознательную, бессознательную и предсознательную.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Когда человек рождается, он имеет лишь бессознательную часть личности (ИД), подчиняющаяся принципу удовольствия и удовлетворяющая лишь природные инстинкты. Постепенно, по мере знакомства ребенка с реальностью, ее и своими возможностями, развивается сознательная часть личности, при которой устанавливает свое господство принцип реальности.

Согласно психоаналитической теории личности, принцип реальности стремится удовлетворить желания Ид реальными и социально приемлемыми способами. Принцип реальности заставляет нас взвешивать плюсы и минусы того или иного действия, прежде чем мы его совершим или откажемся от импульса.

В возрасте пяти лет вместе с сознательной частью личности развивается и ее контролирующая часть – предсознание.

Предсознание — часть бессознательного, но такая часть, которая легко может стать сознательной. Доступные фрагменты памяти — часть предсознания. Это может быть память о том, что вы делали вчера, ваши любимые мелодии, улицы, на которых вы жили и другие воспоминания. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы. Оно находится между сознанием и бессознательным.

В возрасте шести лет дошкольник осваивает основные правила поведения и нравственные нормы, учится контролировать свои природные импульсы и эмоции.

Ребенок перенимает мораль и нравственные установки родителей. Поступки, одобренные родителями или другими близкими людьми, становятся внутренней моделью поведения ребенка.

А когда родители ругают ребенка или прибегают к наказанию, тогда происходит конфликт между желаниями ребенка и требованиями взрослых которым ему нужно подчиняться. Одни дети в такой ситуации отвечают реакцией гнева, нетерпения, ярости, у других ограничения не вызывают видимого недовольства.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Ребенок будет психологически здоров только в том случае, если сознательная часть его личности сможет переносить определенные ограничения, накладываемые взрослыми и «внутренней цензурой» на бессознательные импульсы «ИД»

Развиваться и сохранять в целостности сознательную часть личности  ребенку  помогают механизмы психологической защиты, развивающиеся при страхе, стрессе или тревоге.

Механизмы психологической защиты — это способ борьбы «Я» против болезненных, непереносимых для ребенка переживаний. Все механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сохранения психического здоровья и целостности личности. В этом случае цена психического здоровья: искаженная действительность, искаженный образ «Я», искаженный внешний мир. Механизмы психологической защиты формируются первоначально в межличностных отношениях, затем становятся внутренними характеристиками человека, т. е. в индивидуальном опыте происходит научение тем или иным защитным формам поведения.

Анна Фрейд, дочь выдающегося австрийского психолога Зигмунда Фрейда, представила первое систематическое описание защитных механизмов у детей в 1936 г.

1.2. Основные механизмы психологической  защиты

Все защитные механизмы действуют на неосознанном уровне, являясь средствами самообмана. Искажая, отрицая или фальсифицируя восприятие реальности, они делают тревогу менее угрожающей для индивидуума. Человек чаще всего прибегает не к какому-то единственному механизму защиты, а использует несколько различных защитных механизмов для ослабления тревоги. Ниже представлены основные защитные механизмы.

Вытеснение — психологический процесс, в результате которого из сознания удаляются чувства, мысли и намерения к действию, потенциально вызывающих напряженность. Однако вытесненные в бессознательную часть личности, эти «комплексы» продолжают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода «наружу». Поэтому для удерживания их в бессознатель­ной стороне человеческой психики требуется постоянный расход энергии. Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

Проекция — психологический процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Замещение — психологический процесс, в результате которого проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, слишком требовательная директриса отчитывает своего подчиненного, а он вымещает свою злость на своей жене. При этом он не понимает, что его супруга замещает директрису.

Рационализация — психологический процесс, в результате которого человек дает обманное объяснение своим желаниям, поступкам, вызванным в  действительности причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, студент, который не смог поступить на филолога в педагогический университет, может убеждать себя в том, что он, в реальности, не хочет быть филологом.

Реактивное образование — психологический процесс, в результате которого наши поступки и чувства меняются на полностью противоположные. Данный защитный механизм преобразовывает негативный эффект в позитивный или наоборот, пытаясь свести угрозу к минимуму. З. Фрейд считал, что некоторые мужчины, которые высмеивают других мужчин нетрадиционной ориентации, в реальности пытаются защититься от собственных побуждений к гомосексуализму

Регрессия — психологический процесс, в результате которого личность возвращается от высшей формы поведения к низшей. Например, человек становится инфантильным, пытаясь избежать внутренней тревоги и не потерять чувство самоуважения.

Сублимация — психологический процесс, в результате которого происходит переключение импульсов, социально нежелательных (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные для индивида и общества формы активности. Например, сексуальная энергия может сублимироваться в творчество поэта.

Отрицание — психологический процесс, в результате которого тревожащие сведения не воспринимаются. Данный защитный механизм заметно искажает восприятия реальности. Например, жена не хочет верить в измену супруга, отрицая факт измены.

Все механизмы психологической защиты используются человеческой психикой при наличии внутренней и внешней угрозы. Все люди используют какие-либо защитные механизмы. Это вполне нормально, если только не полагаться на них чрезмерно.

1.3. Особенности механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста

У детей механизмы психологической защиты сначала формируются для того, чтобы овладеть определенными инстинктивными побуждениями и связаны с конкретными этапами индивидуального развития. Побудителем их становления являются ситуации стресса, психические травмы, конфликты, несоответствие желаний с возможностями детей. На отдельных возрастных этапах бывают свои страхи и переживания, и любой из них может принести как пользу для последующего развития ребенка, так и вред.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Особенностью формирования психологической защиты детей дошкольного возраста — является то, что сначала она выражается благодаря двигательным (поведенческим) реакциям при содействии базовых функций психики человека. Механизмы психологической защиты автоматически усложняются, когда ребенка психологически травмирует какая-то ситуация, его что-нибудь неприятно впечатляет или вызывает тревогу, этим самым обеспечивая адаптируемость ребенка к подобным жизненным ситуациям.

Поведенческие реакции детей выразительны и заметны для взрослых, следовательно они дают возможность реализовывать какие-то изменения во внешней среде и привлекать к себе внимание родителей и близких людей. Позже развиваются механизмы психологической защиты,  становление которых происходит при помощи психических функций: от восприятия и эмоций до памяти и мышления. Эти защитные механизмы помогают ребенку приспосабливаться к окружающему миру  не благодаря изменениям внешней среды, а благодаря внутренним изменениям – изменениям внутренней картины мира и своего собственного «Я».

А. Фрейд считала, что механизмы психологической защиты детей оберегают, поддерживая нормальное психологическое здоровье.

Ниже представлены основные механизмы психологической защиты, которыми пользуются дети дошкольного возраста.

Отказ — психологический процесс, в результате которого ребенок уходит (физически или мысленно) от трудной для его восприятия ситуации.

Дети дошкольного возраста пользуются этим защитным механизмом в том случае, когда взрослые не удовлетворяют их основные потребности.  Данный механизм психологической защиты применяют маленькие дети, когда они разлучаются с родителями, когда  близкие им люди не обращают на них своего внимания, или когда их физически наказывают и т. п. В подобных случаях дети могут перестать разговаривать, играться, отказываться от пищи. Хотя такой защитный механизм дети иногда используют избирательно, т. е.  при общении с теми людьми, которых они боятся. Например, ребенок молчит только в определенном месте (в больнице) или при встрече с определенными людьми (доктором, вечно недовольной тетей и т. п.).

Порой бывает так, что старшие дошкольники с радостью играются с  детьми, которые по возрасту младше их, но совсем не хотят играться с детьми их возраста. Это происходит, потому что они чувствуют себя неуверенно и некомфортно в обществе своих сверстников.  Они боятся, что при сравнении их со сверстниками, результат будет не в их пользу. Поэтому они накладывают на себя эти «ограничения» Такие дети обычно бывают пассивными при участии в коллективных видах деятельности, но показывают отличные достижении, когда они выполняют что-то индивидуально.

Дети старшего дошкольного возраста могут мысленно уходить в свои фантазии. Уход от нежелательной ситуации считается психологами вполне нормальным этапом развития «Эго» ребенка. Но если травмирующая ребенка обстановка сохраняется, этот защитный механизм превращается в привычный метод реагирования на ситуацию неудовольствия и может стать характерной чертой личности.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Отказ представляет собой основу формирования более широкомасштабного защитного механизма — отрицания.

Отрицание — это психологический процесс, в результате которого ребенок отказывается принять какую-то  ситуацию или какое-нибудь событие.

Например, ребенок отказывается принять смерть любимого хомяка, делая вид, что ничего не произошло, и хомяк находится дома. Дитя каждый день приносит воду, наливая ее в посудину его любимого питомца

А. Фрейд считала, что некоторые взрослые пользуются механизмом отрицания при общении с детьми тогда, когда их нужно успокоить. Ребенка убеждают, что манная каша, которую он ненавидит, «просто объедение, что пальчики оближешь». Или, например, если ребенок расстроен уходом папы из семьи, его убеждают, что он вскоре вернется. Некоторые дети принимают такие утешения и пользуются ими их в ситуациях, болезненных для их восприятия. Например, двухгодовалый мальчик постоянно, как заведенный, повторял «Папа с мамой скоро придут», когда они уходили работать. Другие дети при принятии горьких лекарств, привыкли жалобно произносить про себя, что они их любят. Таким способом они пытаются отрицать действительность и заставить себя поверить в то, что лекарства на самом деле вкусные.

Отрицание считается нормальным для хорошего психического здоровья детей, если только при этом не нарушается реальная действительность.

С развитием мышления дети перестают использовать такой защитный механизм. Исключением являются стрессовые ситуации.

Вытеснение представляет собой крайнюю форму отрицания.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Данный защитный механизм опасен больше всех остальных. Обычно формируется к трем годам, однако первоначально выражается в форме подавления.

Например, психологами было замечено  то, что если попросить грузных детей нарисовать человека, те обычно тщательно прорисовывают голову, особенно черты человеческого лица, но при этом фигура ими не прорисовывается, или же они стараются рисовать фигуру в условной манере. Так грузные дети пытаются на неосознанном уровне вытеснить из своего сознания то, что они считают непривлекательными особенностями своей фигуры. Таким способом они пытаются перестать тревожиться на счет своей внешности.

Иногда вытеснение представляет собой бессознательное стирание  случая или ситуации, которая напугала ребенка, в той зоне памяти, к которой человек имеет сознательный доступ.

Таким видом защиты пользуются тогда, когда что-нибудь невозможно игнорировать или забыть. Например, дети дошкольного возраста обычно стараются вытеснить страх смерти. Помимо этого, они могут вытеснять как какой-то определенный случай или лицо, Так и конкретное чувство. Например, Ребенок, перенесший сексуальную травму, пребывает в состоянии пассивности и вытесняет страх, боль и стыд, которые он пережил в бессознательную часть личности. Некоторые дети, которые стали жертвами сексуального насилия, в будущем могут стать агрессивными, а порой даже жестокими людьми  по отношению к окружающим.

Идентификация — психологический процесс в результате которого присваиваются ценности, установки и взгляды, а также манеры поведения других людей.

Этот  механизм психологической защиты считается позитивнее по сравнению с отказом. Например,  Коля, которому пять лет,  в ответ на то, что мальчики не захотели с ним играть,  говорит уверенно: «Когда я стану взрослым и точно таким же храбрым и сильным как мой отец, я не буду с вами играть, даже если вы будете очень просить!» Таким способом мальчик старается побороть свое бессилие в такой ситуации и комплекс неполноценности. Или четырехлетняя девочка,  на которую старшая сестра не обращает внимания и не позволяет ей поучаствовать в беседе со своими подружками, плача, произносит: «Когда я стану большой  и такой же красивой, как мамочка, вас всех возьмет зависть!». Такой способ защиты помогает детям избавиться от своих страхах и повысить самооценку.

Когда ребенок еще маленький, он пользуется незрелой формой идентификации — имитацией. Ребенок бессознательно копирует мимику, жесты, речь близких ему людей. В будущем он перенимает установки своих родителей и старается быть их точной копией — таким же веселым, красивым, сильным.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Психологи считают, что идентификация — это важный механизм самопознания детей и их социализации. Но моральная цензура у дошкольника довольно-таки слабая, следовательно, является крайне важным, в какой среде его воспитывают, какие ценности, установки и моральные ценности ему прививают.

Изучив механизм идентификации, которым пользуются дети, А. Фрейд создала такой термин, как идентификация с агрессором. Ребенок идентифицирует себя не с самим агрессором, а с его агрессивным поведением.

Все мы наблюдали случаи, как дети наказывают кукол, проявляют жесткость в адрес животных и младших детей — все это, проявления идентификации с агрессором, неизбежные последствия процесса воспитания.   Идентификация с агрессором неизбежно возникает в процессе воспитания, которое невозможно без насилия, и агрессорами в данном случае, с которыми идентифицируется ребенок — соответственно, являются родители, это неизбежная правда жизни. Идентификация с агрессором — нормальная стадия развития «Супер-Эго». Агрессию, которая смещается в этом случае вовне, можно сравнить со «спусканием пара» в связи с сильным эмоциональным напряжением этого процесса.

Взрослые могут неправильно понять ребенка, использующего механизм идентификации. Например, ребенок, которого отчитывают родители, может бессознательно копировать гневное лицо педагога или родителя, их жесты и мимику. При этом он не осознает, что автоматически копирует их агрессию. Взрослые же воспринимают это как гримасничанье и наказывают ребенка, закрепляя тем самым его поведение.

Впоследствии возможны телесные проявления защитных механизмов, которые становятся постоянными характеристиками личности (впервые описал Вильгельм Райх). К ним относятся: скованность, мышечные зажимы, постоянная улыбка или ухмылка, высокомерие и др. Комплекс этих характеристик ученый назвал «телесной броней».

Проекция — психологический процесс, в результате которого ребенок неосознанно приписывает кому-нибудь другому человеку свои собственные мысли, чувства или действия, при этом искажая реальность.

Например, воспитатель резко и неожиданно спросил: «Кто сломал машинку?» Никита, которому шесть лет, быстро, даже не подумав, сказал: «Я не ломал машинку, это совершил Женя».

В чем различие между защитным механизмом проекции и ложью? Фактически то, что мальчик произнес, было неправдой, но стоит ли его наказать? На этот вопрос А. Фрейд ответила так: «На ранних стадиях развития маленького ребенка грань между реальностью и фантазией весьма условна: ребенок стремится к отрицанию неприятных впечатлений, используя примитивную защиту. «Эго» и его функции еще столь слабы, что в этом случае можно говорить о «невинной лжи».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В нашем примере воспитатель мог бы рассказать своим воспитанникам, что он тоже попадал в такие ситуации, как у Никиты, просто нужно быть аккуратнее. В случаях, когда взрослые наказывают детей за любые, даже невольные проступки, такой механизм психологической защиты становится для них удобным средством уйти от наказания. О лживости можно говорить только в том случае, если дети получают от такой «защиты» выгоду.

Вот еще один пример проекции: четырехлетний мальчик злится на своего папу, который часто уходит в море на долгий срок. Но когда родитель возвращается домой, сын может довольно резким тоном сказать: «Ты плохой, ты злой!» В этом случае ребенок проецирует свое эмоциональное состояние на отца: мальчик неосознанно «приписал» отцу свою собственную злость. Крайне важным для взрослого является понять в каком состоянии находится ребенок и быть терпеливым и внимательным по отношению к нему.

При проявлении ребенком агрессии необходимо понаблюдать за тем, как он будет себя вести, и понять: не расстроен ли он; не боится ли чего-либо; возможно, раздражен, озлоблен или хочет обратить на себя внимание и т. п. Часто «плохое» поведение ребенка является нормальной реакцией на неблагоприятную обстановку.

Защитный механизм проекции считается более сложным по сравнению с механизмом отказа. В случае отказа дети понимают, от чего стараются уйти. При проекции они сами не знают, что произошло на самом деле. Дети таким способом избавляются «от непозволительных импульсов и желаний, полностью возлагая их на других людей. Если эти желания влекут за собой наказания со стороны старших, «Эго» выставляет в качестве мальчика для битья тех людей, на которых оно их спроецировало; если же проекция была вызвана чувством вины, то вместо того, чтобы критиковать себя, «Эго» обвиняет других». (А. Фрейд)

Замещение — психологический процесс, в результате которого проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.

Например, мальчик, после наказания родителей, толкает своего младшего брата. При этом он не понимает, что его брат замещает родителей.

Реактивное образование — психологический процесс, в результате которого поступки и чувства ребенка меняются на полностью противоположные.

Реактивное образование как защитный механизм психики можно заметить в любом преувеличенном поведении. Самый ранний возраст, в котором может появится данный защитный механизм  — это  3-4 года. Например, когда в семье появляется второй ребенок, первый как бы оттесняется, так как все внимание принадлежит новорожденному. Старшему ребенку приходится иметь достаточную силу воли, чтобы сдержать в себе чувства ревности и гнева. Он начинает прибегать к реактивному формированию как механизму психологической защиты и пытается обратить свои чувства в чувства любви к маленькому братику или сестричке.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

1.4. Особенности влияния семьи на развитие психологической защиты ребенка

Использование того или иного защитного механизма определяется многими факторами. Одним из главных факторов является отношения между ребенком и его родителями. От родителей зависит многое в формировании их ребенка, в том числе, будет ли у него хорошее психологическое здоровье. Ведь семья имеет огромное значение для развития детей.

Ребенок начинает пользоваться защитными механизмами вследствие неблагоприятного влияния на них родителями и усваивания моделей защитного поведения, которые они демонстрируют.

Неблагоприятным влиянием родителей на ребенка считают воздействие, при котором недостаточно удовлетворяются базовые потребности дитя. Например, ребенок постоянно пребывает в напряжении в том случае, когда его мать не ухаживает за ним правильно и постоянно. Или же наоборот, в случае, если мать заботится о своем ребенке сверх меры, не давая ему хоть немного свободы, возникает потребность в использовании психологической защиты.

Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности, неуважения, предъявление завышенных требований, подвергание ребенка систематическим наказаниям – все это может способствовать запуску конкретных защитных механизмов: подавления, замещения или рационализации.

Ребенок усваивает модель поведения родителей при помощи подражания, имитации или идентификации. Он копирует родителей во всем, что может: улыбку, нахмуренное выражение лица, мимику, жесты, походку, манеру поведения. В этом случае семья играет роль как психо-социальный посредник общества. Она призвана для того, чтобы произошла актуализация различных механизмов защиты в виде средства адаптации к социуму.

Выводы к Главе 1

Итак все защитные механизмы действуют на неосознанном уровне, являясь средствами самообмана. Искажая, отрицая или фальсифицируя восприятие реальности, они делают тревогу менее угрожающей для индивидуума. Человек чаще всего прибегает не к какому-то единственному механизму защиты, а использует несколько различных защитных механизмов для ослабления тревоги.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Дошкольный возраст — это важный этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6-7 лет.

В этот период ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, связь своих поступков с результатами. У него формируются  представления  о  морали  и  поведении  в  обществе,  возникает  чувство  стыда  и  гордости,  сопереживания  и  сочувствия,  возникает  потребность  в  контактах  со  сверстниками  и  взрослыми.

Особенностью формирования психологической защиты детей дошкольного возраста является то, что сначала она выражается благодаря двигательным (поведенческим) реакциям при содействии базовых функций психики человека. Механизмы психологической защиты автоматически усложняются, когда ребенка психологически травмирует какая-то ситуация, его что-нибудь неприятно впечатляет или вызывает тревогу, этим самым обеспечивая адаптируемость ребенка к подобным жизненным ситуациям.

Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается ребенок, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка с родителями, от демонстрируемых ими паттернов защитного реагирования

А. Фрейд считала, что механизмы психологической защиты детей оберегают, поддерживая нормальное психологическое здоровье.

Глава 2. Исследования личностной защиты детей дошкольного возраста

2.1. Цели и задачи исследования психологической защиты, используемой детьми дошкольного возраста

Исследования психологической защиты у детей дошкольного возраста проводят фундаментальные или прикладные отрасли психологии. Это необходимо для решения значимости проблемы, значимость можно охарактеризовать с точки зрения как практики, так и науки.

Практическая значимость заключается в необходимости поиска свежих сведений. Они нужны для того, чтобы решить существующие практические проблемы или важность методических разработок по имеющимся практическим направленностям. Научная значимость заключается в необходимости решения конкретных научных проблем в связи с тем, что отсутствуют определенные знания и методики по исследованию психологической защиты, используемой детьми дошкольного возраста.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Цель психологических исследований заключается в:

  • изучении психологической защиты у дошкольников;
  • описании данного психологического феномена;
  • изучении факторов, влияющих на использование детьми того или иного механизма психологической защиты;
  • выявлении во время эксперимента психологических различий у детей, принадлежащих к разным группам;
  • определении связей между психологическими явлениями у одних и тех же дошкольников, проходящих эксперимент;
  • изучении динамики становления конкретных психологических состояний, процессов и свойств;
  • изучении трансформаций психологических явлений при определенных условиях;
  • обобщении, классификации, типологизации каких-нибудь данных.
  • разработке или адаптации к новым условиям психодиагностической процедуры.

Задача психологических исследований — состоит в конкретизации цели исследований и предполагает достижение этой цели на определенных этапах.

Помимо этого, при планировании психологических исследований необходимо подобрать методы и методики исследований, обработать полученные сведения, спрогнозировать выборку участников исследований, определить, в каком месте и при каких условиях их будут проводить.

Для того, чтобы собрать первичные данные используют следующие методы:

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • опрос;
  • тестирование;
  • анализ документов.

2.2.  Методы и методики изучения психологической защиты у детей дошкольного возраста

Психодиагностическая практика не делает существенных различий, когда исследует психологическую защиту взрослого и ребенка.

Как правило, при изучении способов психологической защиты детей дошкольного возраста используют разнообразные формы наблюдения, или же прибегают к детскому варианту тестирования тематической апперцепции САТ, детскому варианту тестирования рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.

Чтобы оценить специфические особенности психологической защиты дошкольников, данные методы, несмотря на всю их весомость, являются недостаточными, потому что получаемые оценки субъективны, и итоговая информация отрывочна. Например, полученный в процессе наблюдения и при использовании САТ список защитных механизмов, к которым предрасположен дошкольник, является довольно условным и зависящим от многих факторов.

Очень важно, внимательно ли психолог наблюдал за испытуемым, какая у него профессиональная подготовленность и представления о том, что он исследует и т. п.

Метод С. Розенцвейга чаще используют в исследованиях механизмов психологической защиты у детей. Но он не подходит для того, чтобы анализировать качественные показатели психологической защиты.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Кристофер Перри выдвинул предложение об изучении психологической защиты ребенка с помощью оценивания ее экспертами.

На первом этапе экспериментатор проводит с испытуемым интервью для того, чтобы получить сведения об особенностях его психологической защиты. Интервьюер может в ходе беседы как на словах получать от респондента свидетельства использования им психологической защиты, так и целенаправленно провоцировать проявление у него некоторых защит, если находит противоречия в его словах.

На втором этапе эксперт просматривает записанное на видео интервью с испытуемым. После просмотра интервью каждый эксперт оценивает по специально разработанным шкалам вероятность того, что субъект использовал соответствующий вид психологической защиты. В отдельных случаях эксперты обсуждают свои оценки с целью достижения согласованности и получения максимально валидной оценки.

Е. В. Чумакова предлагает более или менее четкие правила, по которым следует присваивать оценки вероятности. Важную роль играет то, как давно было проведено интервью, сколько конкретных свидетельств в пользу тех или иных защитных механизмов, насколько противоречивы эти свидетельств а и возможно ли их использовать для того, чтобы оценить ограниченное число видов защиты.

Вероятность использования каждого из 26 выделенных К. Перри механизмов оценивается от нуля до трех баллов.

Следовательно, изучение механизмов психологической защиты у дошкольников проводилось в настоящем исследовании при помощи формализованного оценивания экспертами. В данной методике оцениваются соответствующие защитным механизмам поведенческие проявления. При таком подходе нельзя неверно истолковать одни и те же механизмы психологической защиты, и не нужна специальная подготовка экспертов. Таким образом, экспертами могут стать родители и хорошо знающие ребенка взрослые.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Каждый ребенок оценивался двумя — четырьмя людьми: один или оба родителя и один или два работающих с ним педагога, т. е. те люди, которые были в состоянии систематически наблюдать его в естественных условиях, не вызывая при этом нежелательную реакцию на наблюдателя. Экспертам не требовалось проведение дополнительного наблюдения: было достаточным использование уже имеющейся информации о типичной для ребенка форме поведения.

Каждому эксперту предлагали «Карту оценки детских защитных механизмов»: перечень доступных для внешнего наблюдения поведенческих реакций, каждая из которых соответствовала одному из восьми защитных механизмов: отрицанию, вытеснению, регрессии, компенсации, замещению, проекции, формированию реакции и интеллектуализации.

В перечне было 24 утверждения, в которых отражались детские аналогии защитного поведения взрослых. До того, как перечень приобрел окончательный вид, его дважды подвергали коррекции, преимущественно с позиции легкости — трудности наблюдения данной реакции во внешнем поведении. В создании конечного варианта «Карты оценки детских защитных механизмов» приняли участие три психолога и три педагога.

Для того, чтобы получить дифференцированную количественную оценку для каждого метода психологической защиты, эксперту предлагали оценить частоту встречаемости данной защитной реакции в поведенческой стратегии ребенка и сделать отметку в соответствующей графе регистрационного бланка.

Далее каждому показателю частоты экспериментатор приписывал соответствующий балл:

  • не случается, не замечали — 0 баллов;
  • бывает иногда — 1 балл;
  • бывает часто — 2 балла;
  • бывает постоянно — 3 балла.

В итоге максимальная выраженность каждого защитного механизма могла составлять 9 баллов, минимальная — 0. Так как каждого ребенка оценивало несколько взрослых, то конечный показатель каждого МПЗ представлял собой среднее значение оценок всех экспертов.

Таким образом, в качестве показателей психологической защиты детей в исследовании фигурируют абсолютная усредненная оценка выраженности каждого МПЗ и показатели интенсивности психологической защиты. Для получения достоверной информации абсолютные показатели механизмов психологической защиты во всех группах были приведены к относительным и далее сравнивались по соответствующим статистическим критериям.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Выводы к Главе 2

Не делается психодиагностической практикой существенных различий при исследовании психологической защиты взрослого человека и ребенка.

При изучении способов психологической защиты детей дошкольного возраста используют разнообразные формы наблюдения, или же прибегают к детскому варианту тестирования тематической апперцепции САТ, детскому варианту тестирования рисуночной фрустрации С. Розенцвейга. Но данные методы являются недостаточными, потому что получаемые оценки субъективны, и итоговая информация отрывочна. К тому же, они не подходят для того, чтобы анализировать качественные показатели психологической защиты.

Кристофер Перри выдвинул предложение об изучении психологической защиты ребенка с помощью оценивания ее экспертами. Но существуют определенные недостатки при оценивании вероятности использования детьми тех или иных защитных поведений.

Е. В. умакова предлагает более или менее четкие правила, по которым следует присваивать оценки вероятности. Вероятность использования каждого из 26 выделенных К. Перри механизмов оценивается от нуля до трех баллов.

Следовательно, изучение механизмов психологической защиты у дошкольников проводилось в настоящем исследовании при помощи формализованного оценивания экспертами. В данной методике оцениваются соответствующие защитным механизмам поведенческие проявления. При таком подходе нельзя неверно истолковать одни и те же механизмы психологической защиты, и не нужна специальная подготовка экспертов.

Заключение

Проблема психологической защиты детей дошкольного возраста является актуальной в современной психологии. Но, к сожалению эмпирических исследований, посвящённых данной проблеме, недостаточно.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Проработав имеющуюся теоретическую базу, мною было выяснено, что все защитные механизмы действуют на неосознанном уровне. Они искажают восприятие реальности  для того, чтобы сохранить психологическое здоровье индивидуума. Человек чаще всего в потенциально опасных для него ситуация прибегает не к какому-то единственному механизму защиты, а использует несколько различных защитных механизмов.

Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6-7 лет. В данный период    ребенок  начинает  осознавать   свою  индивидуальность,  связь  своих поступков с результатами. У него формируются  представления  о  морали  и  поведении  в  обществе,  возникает  чувство  стыда  и  гордости,  сопереживания  и  сочувствия,  возникает  потребность  в  контактах  со  сверстниками  и  взрослыми.

Особенностью формирования психологической защиты детей дошкольного возраста является то, что сначала она выражается благодаря двигательным (поведенческим) реакциям при содействии базовых функций психики человека. Механизмы психологической защиты автоматически усложняются, когда ребенка психологически травмирует какая-то ситуация, его что-нибудь неприятно впечатляет или вызывает тревогу, этим самым обеспечивая адаптируемость ребенка к подобным жизненным ситуациям.

Отрицание предохраняет детей от перевозбуждения со стороны внешнего мира. Подавление помогает забыть пережитую травмирующую. Вытеснением пользуются тогда, когда что-нибудь невозможно игнорировать или забыть. Дети используют проекцию, неосознанно приписывая кому-нибудь другому человеку свои собственные мысли, чувства или действия.

Идентификация — это механизм возвышения себя до другого человека с помощью расширения границ собственного «Я». Данный механизм дает возможность детям преодолеть чувство неполноценности, тревоги, изменить «Я» таким образом, чтобы оно было лучше приспособлено к социуму. Формы замещения у детей, так же как и у взрослых многообразны. Это перенос действия с недоступного объекта на доступный. Еще один защитный механизм — реактивное образование, в результате которого поступки и чувства ребенка меняются на полностью противоположные.

Формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе индивидуального развития и научения. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается ребенок, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка с родителями, от демонстрируемых ими паттернов защитного реагирования

Не делается психодиагностической практикой существенных различий при исследовании психологической защиты взрослого человека и ребенка.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

При изучении способов психологической защиты детей дошкольного возраста используют разнообразные формы наблюдения, или же прибегают к детскому варианту тестирования тематической апперцепции САТ, детскому варианту тестирования рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.

Кристофер Перри предложил изучать психологическую защиту ребенка с помощью оценивания ее экспертами. Но существуют определенные недостатки при оценивании вероятности использования детьми тех или иных защитных поведений.

Е. В. Чумакова предлагает методику, по которым следует присваивать оценки вероятности использования детьми того или иного защитного механизма. Вероятность использования каждого из 26 выделенных К. Перри механизмов оценивается от нуля до трех баллов. Экспертами выступают могут выступать родители и воспитатели, которые наблюдали за ребенком в естественных для него условиях. При таком подходе нельзя неверно истолковать одни и те же механизмы психологической защиты, и не нужна специальная подготовка экспертов.

Список использованных источников

1. Бассин Ф. В. Проблемы бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). — М., 1968. — с.126
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М.: ЧеРо.,1996. — с. 206
3. Деларю В. В. Защитные механизмы личности: Методические рекомендации. — Волгоград: ВолгГАСА, 2004. — 48 с.
4. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. — 3-е изд. – СПб., 2005. — с. 202
5. Корнеева Т. Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста. — Журнал «Ребенок в детском саду», 2006. — с. 17
6. Куттер П. Современный психоанализ. — М., 1997. — с. 305
7. Никольская Н. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001. — с.  507.
8. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М.: Педагогика Пресс, 1993. — с. 35
9. Фрейд З. Психология бессознательного. — М.: «П», 1990. — с. 88
10. Чумакова Е. В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия. — СПб ГУ, 1999. — с. 84.