Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Субъекты и объекты авторского права»

Издавна люди стремились защитить и сохранить то, что они считали необычным и исключительным. Со временем цивилизация развивалась и росла — появилось искусство, развилась техника, люди научились красиво рисовать, петь, снимать кинофильмы, писать гениальные компьютерные программы.

Курсовая работа с гарантией

Содержание

Введение

Глава 1. Авторское право, как самостоятельный институт Гражданского права

.1 Сущность и юридическая природа понятия авторского права

.2 Принципы авторского права

Глава 2. Объекты и субъекты авторского права

.1 Объекты авторского права

.2 Субъекты авторского права

Заключение

Библиографический список

Введение

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Издавна люди стремились защитить и сохранить то, что они считали необычным и исключительным. Со временем цивилизация развивалась и росла — появилось искусство, развилась техника, люди научились красиво рисовать, петь, снимать кинофильмы, писать гениальные компьютерные программы. В последнее время в отечественной и зарубежной прессе все’ чаще и чаще стали появляться статьи о нарушении прав интеллектуальной собственности, как правило, речь идёт о «пиратском» аудио и видео рынке. Если верить исследованию, подготовленному находящейся в Лондоне Международной федерацией производителей граммофонной продукции, то Россия сейчас является мировым лидером по незаконным продажам музыкальных записей. По данным исследований этой организации, в 2002 году в России было продано 235 млн. штук таких записей на сумму более 435 млн. долларов. Всего в мире в прошлом году размер несанкционированного сбыта музыкальных записей достиг 2,5 млрд. долларов, причём каждая пятая запись была незаконной. Авторы исследования учитывали продажи аудио кассет, компакт дисков и долгоиграющих пластинок в 68 различных странах мира. Второе место в мире по незаконным поставкам компакт дисков занимает КНР, на которую приходится более 40 процентов сбыта таких записей. Кроме того в России огромные темпы набирает незаконный оборот безлицензионных копий программных продуктов предназначенных для вычислительной техники. Не для кого не секрет что сегодня во многих городах России за совершенно смехотворные деньги (60. до 100 рублей) можно приобрести «пиратские» копии программных продуктов фирм «Microsoft», «Symantec» и многих других известных во всём мире фирм, хотя, например, во Франции один пакет программ «Microsoft Office XP» стоит около 140 долларов США. Если подсчитать, то можно понять, что реальный владелец авторских прав теряет миллиарды долларов из-за деятельностиРоссийских, Китайских и Болгарских производителей — «Пиратов». Если бы такая ситуация произошла в какой-нибудь европейской стране, то таких «горе-производителей» давно ждала бы скамья подсудимых и огромнейшие штрафы, зато у нас до недавнего времени не существовало даже статьи в уголовном законе, которая предусматривала бы наказание за подобный вид противоправной деятельности.

Специфика подобного рода нарушений состоит в том, что они выходят за рамки внутригосударственного гражданского (частного) права и при рассмотрении этих вопросов судам придётся опираться не столько па внутригосударственное гражданское право, сколько на нормы международного права.

Конституция России ставит авторское право в один ряд с основными правами и свободами граждан, провозглашенными и охраняемыми государством. В ст. 44 Конституции РФ государство гарантирует своим гражданам свободу литературного, художественного, технического и др. видов творчества, преподавания. Также Конституция гарантирует охрану интеллектуальной собственности. Одновременно Конституция гарантирует

доступ граждан к культурным ценностям.

Актуальность темы данной курсовой работы для любого гражданина РФ состоит в том, что он не зависимо от возраста и образования может найти свое призвание в любом виде творчества. Плодами таких видов деятельности являются художественные или научные произведения, исключительные права на которые принадлежат их создателю. Также нередко у двух и более создателей возникают вопросы о принадлежности произведения, и этот вопрос тоже должен разъяснить Закон.

Глава I. Авторское право, как самостоятельный институт Гражданского права

1.1Сущность и юридическая природа понятия авторского права

Литературная, научная, художественная деятельность может быть избрана человеком в качестве основной профессии. Но существует самостоятельное творчество, которому люди посвящают время в часы досуга наряду с профессией иного рода, формы творческой деятельности могут быть разнообразны.

Общественные отношения, складывающиеся в сфере литературы, науки, искусства, как и в других областях человеческой деятельности, подвержены правовому регулированию.

Отношения, связанные с охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, входят в предмет регулирования российского гражданского права (ст. 2 ГК РФ). Нормы ГК РФ, и прежде всего те из них, которые сосредоточены в части четвертой Кодекса, посвященны охране исключительных прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, образуют в своей совокупности особую подотрасль российского гражданского права. Указанная подотрасль вполне может именоваться правом интеллектуальной собственности, что будет означать систему правовых норм о личных и имущественных правах на все те результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, которые признаются и охраняются законом. С учетом общности ряда объектов интеллектуальной собственности и сложившейся в данной области системы источников права рассматриваемую подотрасль можно подразделить на четыре относительно самостоятельных института. Несмотря на тесную взаимосвязь и наличие целого ряда общих моментов, каждый из этих институтов имеет присущие лишь ему черты, задачи, а иногда и принципы, которые находят отражение в закрепленных ими нормах.

Данная работа посвящена институту авторского и смежных прав. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Он также позволяет обеспечивать всемерную охрану имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов и произведений как результата их творческой деятельности.

ГК РФ охраняет любое произведение литературы, науки, искусства независимо от его достоинства и назначения (Ст. 1225 ГК РФ). Данная норма имеет большое значение для развития творческой деятельности. Она гарантирует охрану прав начинающего автора и автора, долгие годы занимающегося творчеством

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Ряд правовых норм авторского законодательства устанавливает порядок использования созданных произведений. Отношения автора и организации-пользователя строятся на основе авторского, авторского лицензионного договоров, которые требуют согласия автора. В определенных случаях произведение может быть использовано «свободно», т.е. без истребования согласия автора.

Издание, публичный показ, публичное исполнение и другие способы использования созданных произведений делает их доступными для широких слоев общества.

Авторское право как правовой институт является частью гражданского права. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений литературы, науки и искусства. Есть и другое значение понятия «авторское право». Оно может означать права, принадлежащие создателю произведения. Это понятие обозначают как авторское право в субъективном смысле. Конструкция субъективного авторского права не получила в юридической литературе единого толкования. Одни ученые-юристы считают, что создатели произведений литературного, научного и художественного творчества обладают единым авторским правом, сложным по своему составу и состоящим из отдельных авторских правомочий.

По мнению других ученых, за автором творческого произведения закреплены конкретные субъективные права, а о едином авторском праве в субъективном смысле речь может идти только условно.

Признавая, что данный спор носит в значительной степени надуманный характер, А.П. Сергеев обращает внимание на то, что законодатель использует термин «авторское право» в различных статьях закона в различном значении. Содержание данного термина, используемого законодателем, может быть установлено путем толкования закона.

.2 Принципы авторского права

Правовое регулирование любых общественных отношений основано на определенных принципах. В юридической литературе можно найти различные точки зрения относительно того, что следует понимать под термином «принцип». По сути — это ведущие (основные, основополагающие) начала, руководящие идеи (положения). Они пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Не будучи закрепленными, в конкретных статьях закона, принципы авторского права выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание принципов позволяет ориентироваться в обширном авторском законодательстве, правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве. Система принципов правового регулирования, складывающихся в творческой деятельности отношений, делится на ряд групп. Она состоит из общеправовых принципов, межотраслевых, отраслевых гражданско-правовых принципов, специфических принципов, присущих авторскому праву, изобретательскому праву, праву на открытие.

Анализ специфических принципов, которые присущи авторскому праву, показывает, что каждый исследователь включает разные элементы, свойственные теории и практике соответствующего периода развития государства. Юридическая литература прошлых лет содержит разное сочетание принципов авторского права. В.А. Попов предлагал включить в перечень принципов:

а) неотчуждаемость авторства,

б) неповторимость творческого произведения;

в) неприкосновенность творческого произведения;

г) право авторского имени.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

М.Я. Кириллова составила иную систему принципов авторского права:

а) принцип свободы творчества;

б) принцип партийности науки, литературы и искусства;

в) принцип всемерной охраны прав и интересов автора;

г) принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества.

К специфическим принципам авторского права Г А. Свердлык относил:

а) принцип партийности произведений науки, литературы, искусства;

б) принцип творческой индивидуальности произведения;

в) принцип использования охраняемого авторским правом произведения лишь на основании договора;

г) принцип охраны неприкосновенности произведения автора.

Э.П. Гаврилов называл специфическими принципами авторского права:

а) наделение творца произведения — автора рядом исключительных личных неимущественных и имущественных правомочий;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

б) не отчуждаемость личных неимущественных прав и ограниченную отчуждаемость имущественных правомочий;

в) правовое регулирование отношений, складывающихся в связи с авторскими договорами;

г) нормирование авторского вознаграждения.

Названные выше принципы подверглись изменениям, некоторые из них ушли в прошлое, т.к. иной стала идеология государства и права.

Современную систему принципов авторского права можно составить из тех, которые прошли испытания временем и не подверглись сиюминутным интересам. Профессор Сергеев А.П. к числу основных принципов российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие:

а) принцип свободы творчества;

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества;

в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав авторов;

г) принцип свободы авторского договора.

Профессор Чернышева С.А. выделяла следующую систему принципов:

а) принцип свободы творчества;

б) принцип договорного использования произведений творчества;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

в) принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества;

д) принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов.

Высказывая своё мнение по данному вопросу, мне хотелось бы сказать, что я не могу полностью разделить позицию столь именитых и уважаемых коллег, хотя их позиции схожи по содержанию. Мне кажется, что наиболее полной системой принципов авторского права, была бы система, которая объединяет взгляды Сергеева А.П. и Чернышевой С.А.:

а) принцип свободы творчества;

б) принцип договорного использования произведений творчества;

в) принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества;

г) принцип морального и материального поощрения автора в создании и использовании его произведения;

д) принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов;

е) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав авторов.

Суть их такова:

Принцип свободы творчества позволяет автору самому определять интересующую его тему, форму будущего произведения, порядок его создания, а в дальнейшем возможность использования всеми дозволенными законом способами. Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества как составная часть общего принципа социальной свободы личности гарантирована каждому гражданину России Конституцией РФ 1993 года (ст.44).

Принцип договорного использования произведения творчества обеспечивает соблюдение прав и законных интересов автора. Никто не вправе без разрешения автора использовать созданное им произведение.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Данный принцип обновлен в связи с тем, что новое гражданское законодательство закрепило «свободу» договора, предоставляющую сторонам возможность согласовывать самостоятельно условия возникающих между ними договорных отношений.

Принцип договорного использования произведений творчества имеет исключение, которое распространяется на случаи использования произведений литературы, науки, искусства в целях удовлетворения духовных потребностей общества, когда согласие автора на использование его произведения не испрашивается.

Принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества. Случаи, когда произведение используется «свободно», перечислены в ст. 1273-1280 ГК РФ. Под «свободным» использованием понимаются такие формы использования произведения, применение которых не требуют согласия автора, а также в большинстве случаев выплаты ему авторского вознаграждения.

Подобное использование произведений творчества может происходить в личных, научных, исследовательских, информационных, образовательных, судебных целях. Исключение составляют коммерческие цели, связанные с извлечением прибыли от использования произведения. Перечень случаев свободного использования произведений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Принцип морального и материального поощрения автора, создавшего произведение и предоставившего его в пользование обществу. Существуют различные формы морального поощрения творческих работников. За заслуги в развитии литературы и искусства присуждаются почетные звания (заслуженный, народный артист, архитектор и т.д.) В последнее время получили широкое распространение вручение премий, учрежденных самими деятелями культуры: «Тэффи» — в области телевидения, «Ника» — кинематографии, «Триумф» — литературы и искусства, «Золотая маска» — театральной деятельности и т.д.

Формой поощрения признается переиздание произведений, завоевавших популярность в народе.

Моральное поощрение может сочетаться с материальным вознаграждением. Таковым являются государственные и именные премии авторам произведений науки, литературы, искусства

Установление авторского вознаграждения за различного рода произведения относится к тем материальным стимулам, которые способствуют созданию художественных произведений.

Принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов отражен в правовых нормах, закрепляющих права лиц, создающих произведения литературы, науки, искусства, гарантии реализации субъективных авторских прав. Этот принцип проявляется в тех нормах права, которые определяют компетенцию государственных органов, а также порядок защиты нарушенных авторских и смежных прав. Кроме того нормы права предусматривают систему мер защиты и мер ответственности виновных лиц.

Принцип не отчуждаемости личных неимущественных прав автора.

В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно указание имени автора и т.д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона (служебные произведения).

Институт «авторского права» занимает определенное место в системе институтов гражданского права. ГК РФ обеспечивает общее, основополагающее регулирование гражданских, в том числе и авторских правоотношений, а с 01.01.2008 г., когда вступила в действие ч.4 ГК РФ <#»justify»>Лицо или лица могут быть признаны субъектами авторских прав, если ими созданы произведения литературы, науки, искусства. Основанием возникновения у них авторских прав являются названные произведения.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В своё время М.В. Гордон предложил фактический состав, включающий три элемента, без которых невозможно признание лица субъектом авторского права.

а) творческая работа автора по созданию произведения;

б) наличие определённого автора, создающего произведение, или нескольких авторов или группы авторов, условно объединяемых в авторском праве понятием «юридическое лицо»;

в) признание законом наличия авторских прав за субъектом, отвечающим установленным условиям.

Эти положения сохраняют своё значение по сей день при решении вопроса о признании лица субъектом авторского права. Вместе с ним существенным является мнение М.В. Гордона, что только совпадение всех трёх обстоятельств приводит к появлению субъекта авторского права.

В соответствии ГК РФ, автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Закон не требует выполнения каких-либо формальностей от лица, создавшего своим творческим трудом произведение.

В содержание правоспособности граждан включена способность иметь права автора произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объёме по достижении 18-летнего возраста (ст.21 ГК РФ). Однако это не означает, что субъектом авторского права выступает только дееспособное лицо.

Произведение творчества может быть создано несовершеннолетним лицом, которое приобретает на него авторские права, но закон устанавливает порядок распоряжения этим произведением. Согласно ч.2 ст.26 ГК РФ несовершеннолетние от 14 до 18 лет вправе осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей.

За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних) сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (ст.28 ГК РФ).

Автор произведения литературы, науки, искусства независимо от возраста, дееспособности обладает определёнными правами, которые делятся на личные неимущественные и имущественные права.

С их помощью достигается:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

а) индивидуализация личности как автора произведения литературы и искусства;

б) использование созданного произведения;

в) устранение неправомерных притязаний к автору со стороны других лиц.

В основе субъективных прав автора лежит определённый интерес, который удовлетворяется при реализации этих прав.

Соавторство. Как правило, произведение литературы или искусства создаётся одним автором.

Иногда в работе над произведением объединяются усилия нескольких лиц. Возникают отношения соавторства, которые регулируются ст. 1258 ГК РФ. Данная норма закрепляет авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Из приведённого положения вытекает, что соавторство характеризуется:

)Совместным трудом нескольких лиц.

Он должен иметь творческий характер. Созданные соавторами произведения литературы и искусства должны быть результатом творческой интеллектуальной деятельности. Только в этом случае они являются правоохраняемыми объектами. Кроме того, творческий характер работы соавторов является тем критерием, с помощью которого соавторство отграничивается от других видов творческой деятельности, направленных также на создание единого произведения. Речь идёт о сотрудничестве, представляющем собой самостоятельный вид творческой деятельности, в результате которого создается единое произведение, но состоящее из произведений отдельных авторов. Их произведения включаются в научные сборники, журналы, энциклопедические словари, периодические издания, единство и целостность которых достигается посредством тематической подборки, расположения материала и т.д.

)Созданием коллективного произведения.

Единство и целостность произведения, над которым авторы работают по единому плану, теме, сюжету, устанавливается с учётом его содержания и внутренней формы. Авторы могут воплощать свои замыслы в произведении посредством слова, звука, музыки. Когда используется одна форма выражения (например, слово), труд соавторов по созданию произведения носит однородный характер, т.е. они выполняют одинаковую работу: пишут роман, сценарий и т.д.

При определении целостности произведения, имеющего одну форму выражения, существенным является единство его содержания.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Но лица, участвующие в создании коллективного произведения, могут выполнять различную по своему характеру работу. Так, опера создаётся усилиями композитора и либреттиста. Единство их произведения обеспечивается сочетанием содержания и формы выражения.

)Принадлежностью авторского права на произведение всем, кто его создаёт.

Закон содержит положение о том, что авторское право принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения, имеющая самостоятельное значение, признается таковой, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

Каждому из соавторов предоставлено право использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Иные субъекты авторского права. Помимо оригинальных произведений, созданных автором, существуют производные от них произведения. К ним относятся переводы, переделки, аранжировки и другие переработки.

Согласно ст.1260 ГК РФ переводы отнесены к объектам авторского права, а так же данная статья закрепляет за переводчиками авторские права на осуществленный ими перевод. Эти нормы закона позволяют включать переводчиков в число субъектов авторского права.

Хотя перевод создаётся на основе чужого произведения (оригинала), авторское право переводчика носит самостоятельный характер по следующим юридическим основаниям:

а)перевод признаётся законом объектом авторского права;

б)авторское право переводчика регулируется законом;

в)правоохраняемость перевода не зависит от правоохраняемости оригинал;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

г)авторское право переводчика возникает лишь с созданием перевода.

Переводчик пользуется авторским правом на созданное произведение при соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу.

Вместе с тем авторское право переводчиков не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы тех же произведений. Эти правила относятся и к авторам других производных произведений (переделок, аранжировок, других переработок)

Субъектами авторского права признаются также составители сборника или иного составного произведения.

Труд составителя выражается в том, что он организовывает, систематизирует либо восстанавливает те или иные произведения. При составлении сборника литературных произведений с текстологической подготовкой составитель не просто отбирает материал для включения в сборник, а проводит определённую исследовательскую работу в целях установления подлинного текста произведения, опубликованного в различных вариантах, устранения ошибок и искажений.

Составитель сборника, обработавший или систематизировавший произведения авторов, пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов этих произведений (ст. 1260 ГК РФ). Авторское право составителя сборника не препятствует другим гражданам самостоятельно обрабатывать и систематизировать те же произведения.

Наследники и правопреемники. Наследование авторских прав умершего автора может осуществляться двумя путями:

а)по закону; авторское право имущественный произведение

б)по завещанию.

Наследниками авторских прав по закону могут быть только граждане, которые входят в ту или иную очередь законных наследников

При наследовании по завещанию авторские права могут быть переданы любому гражданину. При этом не имеет значения его гражданство, а также наличие родственных отношений с умершим.

Кроме наследников субъектами авторского права могут быть иные правопреемники. Указание на правопреемников, как на особых носителей авторского права появилось в российском законодательстве в 1974 году, когда после присоединения Советского Союза к Всемирной конвенции об авторском праве, были внесены изменения в ГК РСФСР. Так, ст.477 в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974г. наряду с автором и его наследниками назывались иные правопреемники. В другой статье ГК РСФСР (ст. 478) законодатель назвал только правопреемников, как более широкое понятие, охватывающее и наследников.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Объем прав у наследников и иных правопреемников несколько ограничен, ибо к ним не переходят личные неимущественные права (право авторства, право на имя). Объем переходящих к правопреемникам прав определяется либо законом, либо договором, заключенным с ними.

Правомерно приобретенные авторские права правопреемников охраняются также как и права самих авторов.

Права авторов. У граждан, занимающихся созданием произведений литературы, науки, искусства, есть права, которые называются авторскими. В совокупности они составляют субъективное авторское право, хотя по своему характеру они различны. Одни права являются личными неимущественными, другие — имущественными.

В состав личных неимущественных прав включены: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом, либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая отзыв; право на защиту произведения, в том числе его названия от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб, чести и достоинству автора (право., на защиту репутации автора). Рассмотрим эти права создателя творческого произведения.

Право авторства впервые закреплено Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993г. Для возникновения этого права у автора необходимо создание творческого произведения независимо от того, относится ли оно к литературе, науке, искусству.

Право авторства следует рассматривать, как юридически обеспеченную возможность лица считаться автором своего творения, а также требовать признания этого факта от других лиц.

Право на имя тесно связано с личностью автора. Оно дает возможность автору обозначить свое авторство на результат творческой деятельности. Автор свободен в выборе способа обозначения своего имени, хотя по существу эти способы закреплены законом: собственное имя, псевдоним (вымышленное имя), аноним (без обозначения имени).

Право на обнародование произведения также относится к личным неимущественным правам. В основных понятиях, используемых в ГК РФ (ст.1259) дается толкование обнародования произведения как осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора также включено в перечень личных неимущественных прав.

Суть этого права состоит в том, что при любой форме использования произведения (публичное исполнение, издание, публичный показ, и т.д.) запрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения в само произведение, его название, а также в обозначение имени автора. При отсутствии согласия автора неправомерными будут предисловия, послесловия, комментарии, иного рода пояснения к произведению, равно как иллюстрации к нему. Запрещение законом вносить изменения в название произведения позволяет придти к выводу, что подобное правило распространяется и на другие элементы произведения. Это касается авторских посвящений, эпиграфов и др. Они не могут изменяться или исключаться из произведения без согласия автора.

Имущественные права автора. Они представляют собой исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Автору предоставлена возможность решать вопрос об обнародовании произведения, определять, в каких формах, объеме и пределах оно будет доведено до широкой общественности. Автор сам реализует право на использование произведения, либо предоставляет третьим лицам доступ к произведению и его использованию.

Согласно ст. 1270 ГК РФ исключительные права автора на использование произведения охватывают:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

право на воспроизведение произведения;

право на распространение произведения любым способом (продажа, сдача в прокат и т.д.);

право на импорт экземпляров произведения в целях распространения;

право на публичный показ произведения;

право на публичное исполнение произведения;

право на передачу в эфир для всеобщего сведения;

право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю; — право на перевод произведения;

право на переработку произведения (переделку, аранжировку и т д.). Перечисленные права составляют содержание права на использование произведения.

Это наиболее распространенные случаи использования произведения, которые не исключают иные способы использования, имеющие место в настоящее время и возможны в будущем. После смерти автора имущественные права переходят по наследству. Наследники вправе решать вопрос о доступе к произведению третьих лиц. Свое волеизъявление они выражают при заключении договора с организацией-пользователем.

Подводя итог изучению вопросов, выносимых на изучение во второй главе, можно сделать следующие выводы:

авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения;

объектами авторского права, наряду с произведениями авторов, могут выступать производные произведения, сборники и другие составные произведения;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

субъектами авторского права являются: автор произведения, соавторы, а также иные субъекты — переводчики, аранжировщики, составители сборников;

— автор произведения литературы, науки, искусства независимо от возраста, дееспособности обладает определёнными правами, которые делятся на личные неимущественные и имущественные права. Смысл исключительности авторских прав состоит в том, что только сам обладатель авторских прав (автор, его правопреемник) может их реализовывать, решать вопрос об использовании созданного им произведения, охранять результат своего творчества, отстаивать собственные интересы.

Заключение

Подводя итог написанию данной курсовой работы, я хочу отметить, что в ней достаточно подробно изучена сущность понятия Авторское право и его юридическая природа, в соответствии с частью четвертой ГК РФ подробно рассмотрены принципы Авторского права, изучены объекты, субъекты данного права и их права. Такое подробное рассмотрение этих вопросов неслучайно, так как данная тема достаточно актуальна в наше время.

Подводя краткий итог изученного материала можно сделать следующие выводы:

авторское право как правовой институт является частью гражданского права. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле авторское право означает права, принадлежащие создателю произведения.

система принципов авторского права состоит как из общеправовых, межотраслевых, отраслевых гражданско-правовых принципов, так и специфических принципов, присущих авторскому праву.

принципы авторского права направлены на защиту прав и интересов авторов, на утверждение свободы творчества и неотчуждаемости личных неимущественных прав автора, на сочетание личных интересов автора с интересами всего общества, на установление договорного использования произведений творчества.

авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения;

объектами авторского права, наряду с произведениями авторов, могут выступать производные произведения, сборники и другие составные произведения;

субъектами авторского права являются: автор произведения, соавторы, а также иные субъекты — переводчики, аранжировщики, составители сборников;

— автор произведения литературы, науки, искусства независимо от возраста, дееспособности обладает определёнными правами, которые делятся на личные неимущественные и имущественные права. Смысл исключительности авторских прав состоит в том, что только сам обладатель авторских прав (автор, его правопреемник) может их реализовывать, решать вопрос об использовании созданного им произведения, охранять результат своего творчества, отстаивать собственные интересы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Библиографический список

Нормативные акты

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) — М.: Эксмо, 2011.

.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изм. и доп. на 1 декабря 2011 г. — М.: Эксмо, 2011.

Комментарии к нормативным правовым актам

1.Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой, части второй, части третьей (постатейный) с постатейными материалами. Издание 2-е переработанное и дополненное. — М.: Книжный мир,2002.

Учебная, научная и специальная литература

1.Калятин, В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права) [Текст] : учебник / В.О. Калятин. — М.: Издательство НОРМА, 2000.

2.Никитина, М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань, 1982.

.Ожегов С.И. Словарь руского языка. М., 1973.

.Павлова Е.А. Авторское право на произведения изобразительного искусства: Автореф. дисс. канд. юрид. наук, 1984.

.Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации [Текст] : учебник / А.П. Сергеев, Е.М. Гриженко. — М.: ПБОЮЛ, 2000.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

.Сергеев, А.П. Авторское право в России. С-Петербург, 1994.

.Чернышева, С.А. Авторское право — составная часть права интеллектуальной собственности России [Текст] : учебно-методическое пособие / С.А. Чернышева. Голицыно, 2001.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1344

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке