Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Суверенитет государства в современном мире»

Курсовая работа посвящена теме «Cуверенитет государства в современном мире». Актуальность изучения данной темы трудно переоценить так, как государственная власть по своей сути является социальным институтом и выражением этого социального института есть ее суверенитет, без которого ее не может существовать вообще.

Введение

Актуальность. Курсовая работа посвящена теме «Cуверенитет государства в современном мире». Актуальность изучения данной темы трудно переоценить так, как государственная власть по своей сути является социальным институтом и выражением этого социального института есть ее суверенитет, без которого ее не может существовать вообще.

Понятие государственного суверенитета можно определить как независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне её, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.

Россия, избрав для себя путь развития и становления действительно суверенного и независимого государства, неуклонно ориентируясь на признанные мировым сообществом демократические и гуманистические по своему содержанию и направленности международные стандарты, продолжает формировать государственные институции, местное самоуправление, систему национального права.

Значение суверенитета как важного признака государства заключается в том, что суверенитет содержит характеристику взаимоотношений государственной власти с другими субъектами власти как внутри страны, так и за пределами государственных границ.

Следует отметить, что вопрос о суверенитете как признаке государства в юридической литературе является достаточно спорным, на протяжении всего исторического развития государства рядом с ним находился суверенитет, без суверенитета государства как такового не существует. Поэтому как в далеком прошлом, так и в наши дни ученые (политики, философы, историки, правоведы) пытались обосновать существование суверенитета, исследовать причины и условия его возникновения и существования, его истоки, развитие и формы проявления.

Данная литература дала мне возможность исследовать в наиболее полном объеме данную тему, увидеть проблемы понимания юридической наукой значения суверенитета для государства, возможность сделать выводы из темы.

Цель исследования: изучение содержания понятия «государственный суверенитет».

Объектом исследования являются внешние и внутренние взаимоотношения государства.

Предметом исследования является государственный суверенитет.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

рассмотреть историю становления понятия «государственный суверенитет»;

раскрыть сущность государственного суверенитета;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

охарактеризовать основные признаки и виды государственного суверенитета;

проанализировать юридические основы государственного суверенитета.

Структурно курсовая работа состоит из таких глав: глава 1 — Понятие государственного суверенитета; глава 2 — Существенные признаки и виды государственного суверенитета; глава 3 — Юридические основы государственного суверенитета.

 

1. Понятие государственного суверенитета

Известно, что обоснование и формирование дефиниции того или другого понятия, явления или процесса — одна из самых сложных процедур научного исследования. Распространена даже мысль о том, что правильное толкование научных понятий решает почти половину научного задания.

Слово «суверенитет» происходит от латинского «suverenus» (обладатель) и означает «полновластие». В других источниках указывается, что данный срок происходит от французского «souverainete» — верховная власть. Владея суверенитетом, государственная власть самостоятельно выдает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, определяет и обеспечивает единственный правопорядок, права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных, общественных органов и организаций.

В более широком понимании суверенитет выступает в качестве необходимой политико-правовой характеристики государства и является важным политическим и юридическим условием ее существования как территориальной целостности. «Советский энциклопедический словарь» трактует словосочетание «суверенитет государства» как независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Не нужно забывать о том, что уважение суверенитета — основной принцип современного международного права и международных отношений, закрепленный в Уставе ООН и других международных актах.

Составители словаря определяют «cуверенитет» как черту, присущую государству, которое заключается в независимости от других государств и самостоятельности в урегулировании внутренних проблем; элементы суверенитета: контроль за территорией, независимость, свободный от внешнего вмешательства политический, социальный и экономический строй. Другими словами, государственный суверенитет трактуется как верховенство государства на своей территории и ее независимость в международных отношениях.

Так, верховенство государства значит, что в пределах четко определенной территории действует только одна публичная власть, которой подчиняется все население и которая определяет полномочия всех государственных органов и должностных лиц. Независимость государства в международных отношениях — это ее неподчиненность любой внешней власти, власти других государств, которая оказывается в праве свободно проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. Однако можно констатировать, что полностью независимых государств не существует.

Этот признак государственного суверенитета необходимо понимать как возможность принимать самостоятельные решения, прежде всего в политико-правовой сфере. Следовательно, понятие суверенитета отображает качественные признаки государства. В то же время оно прямо связано со свойствами государственной власти, то есть суверенитет — это проявление самой природы власти. Таким является традиционное определение государственного суверенитета, то есть суверенитету, какой присущий национальным государствам.

Важно отметить, что традиционный государственный суверенитет имеет за основу территориальный фактор. Для того, чтобы правительство осуществляло исключительную власть над территорией, события должны происходить в пределах отдельного территориального пространства, а юрисдикции государств — быть размежеванными, четко определенными и признанными границами, которые государство сможет защитить и контролировать.

Суверенитет обусловлен самой природой государства и есть его неотъемлемым свойством. На разных этапах развития государственности, с изменением социально-экономической и политической структуры общества, суверенитет приобретал разную форму своего выражения, которая вызвана спецификой той или другой эпохи. Однако сама идея суверенитета и понимания его сути возникли не сразу. Она формировалась постепенно, вбирая у себя достижение правовой мысли и практику государственно-правового строительства разных стран мира, начиная с глубокой давности.

Некоторые авторы рассматривают возникновение суверенитета с точки зрения зарождения срока и самого понятия о суверенитете и считают, что античное общество не знало понятия суверенитета, которое зародилось в эпоху феодализма, в процессе борьбы королевской власти с феодалами, папством и «Священной Римской империей».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Другие авторы выходят с того, что государственный суверенитет возникает одновременно с образованием первых независимых государств и возникновением органов государственной власти. По нашему мнению, при решении вопроса о возникновении и утверждении принципа суверенитета необходимо выходить из бесспорных исторических фактов, которые свидетельствуют о том, что уже в античную эпоху между государствами существовали торговые и другие отношения, которые регулируются нормами международного права, тогда еще только зарождался и носил региональный характер.

Могучие античные государства (Афины, Спарта, Римская Империя), безусловно, владели всей полнотой власти, как светской, так и духовной. Именно в трудах римских юристов впервые утвердилась идея о том, что единственным источником публичной власти является народ, а в качестве выразителей его воли выступают высшие магистратуры, которые владеют империей (imperium). Эту идею вполне можно считать прообразом более поздней концепции народного суверенитета.

В контексте этого вопроса стоит отметить, что впервые употребил сам термин «суверенитет» Ж. Боден. В то же время в научной литературе существует мысль о том, что нельзя связывать идею суверенитета исключительно с взглядами Ж. Бодена, которая объективно существовала и раньше. Государственные образования реализовывали свои функции на основе независимости и верховенства власти, однако борьба за власть велась примитивно, без любой идеологической почвы. Впрочем, именно Ж. Боден в своем произведении «Шесть книг о государстве» дал четкое юридическое определение понятия суверенитета, что стало классическим, и заложил тем же основы для дальнейшего развития теории государственного суверенитета. Он считал, что народ может без любых условий отдать суверенную и вечную власть выбранному лицу, которое будет по собственному желанию распоряжаться государственной собственностью, людьми и государством в целом. Следовательно, суверенитет в понимании Ж. Бодена дается государственному деятелю на определенных условиях и накладывает на него определенные обязанности.

В дальнейшем исследованием суверенитета занимались такие яркие представители политико-правового мнения ХVІ — ХVІІІ ст., как Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гроций, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсон и другие. Существенным отличием разработок мыслителей того времени от идей периода феодализма было то, что они в основу своих исследований включали идеи антропоцентризма, то есть ведущей движущей силой общественно-политических феноменов считали именно человека и общество в целом.

Не случайно их разработки идейно связаны с распространенной в ранних буржуазных учениях концепцией общественного договора, ведущими теоретиками которой были Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гроций, Б. Спиноза.

Стоит заметить, что традиционный подход к пониманию государственного суверенитета сегодня является самым распространенным в юридической науке. Основным формально зафиксированным принципом, на котором основывается современная система международных отношений, является принцип суверенного равенства государств. Он заключается в том, что государства имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества. Государственный суверенитет является неотъемлемым атрибутом каждого государства.

К особенностям государственного суверенитета нужно относить: государственный суверенитет функциональный, он обеспечивает соответствующий уровень политической свободы внутри государства, то есть дает право устанавливать законы, гарантировать международно-правовую защиту и тому подобное; государственный суверенитет заложил основы для равенства — признание за каждым народом права самостоятельно избирать форму правление, которую другие обязаны признать; суверенитет стал «пропуском» государства на международную арену и дает ей определенные права, главным из которых является право отстаивать собственные национальные интересы; суверенно признанные государства могут свободно заключать международные соглашения, которые будут действенными даже за изменения их политического правления; государственный суверенитет связан с государством, ведь любые трансформации внутри государства отображаются на представлениях о суверенитете, и наоборот, — попытки по-новому определить суверенитет влияют на теории государства.

Таким образом, на основании проведенного анализа правовой доктрины о сущности понятия «государственный суверенитет» можно утверждать, что:

. понятие суверенитета имеет свою историю возникновения, оно возникло постепенно, на основе политико-правовой мысли и практики государственно-политического развития разных государств мира и сегодня продолжает свое существование;

. государственный суверенитет является центральным понятием как для ранней, так и для новой теории государства;

. наполнение его содержания связано с первым систематическим развитием понятие «государства» в юридической и политической теории и практике.

Следовательно, суверенитет является исторической категорией. Он возник во времена абсолютизма и сохранил свое значение для современного государства. На основе этого можно сделать вывод, что государственный суверенитет — это исторически предопределено политико-юридическое свойство современного государства, которое отображает ее верховенство и уровень ее самостоятельности в решении внутренних вопросов и во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями.

Принимая во внимание многоаспектность проблемы определения сущности государственного суверенитета, можно утверждать, что в настоящее время перед государственно-правовой наукой стоит целый ряд проблем, которые нуждаются дальнейшей разработки теории государственного суверенитета и практических вопросов его реализации.

2. Существенные признаки и виды государственного суверенитета

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Как указывают все рассматриваемые мной авторы, признаками суверенитета являются его единство, неделимость и неотчуждаемость. Единство суверенитета заключается в том, что в государстве может быть одна суверенная власть, которую осуществляет вся система государственных органов. Поэтому всевозможные попытки самопровозглашения суверенитета территориями в пределах одной страны являются неправомерными. Неделимость суверенитета заключается в том, что государственной власти, которая действует на территории определенной страны, принадлежит вся полнота суверенитета. Государственной власти не может быть лишь частично суверенной.

Несуверенные образования нельзя считать государствами (например, колонии, протектораты и тому подобное). Не являются суверенными государствами и автономные образования, которые наделены отдельными суверенными правами и потому приобретают определенные признаки государственности.

Следует подчеркнуть, что неотчуждаемость суверенитета значит, что суверенитет не может быть никому передан или ограничен. Обычно суверенитету не свойственный абсолютный характер. Сфера осуществления отдельных суверенных прав может быть по тем или другим причинам ограниченной, суженной, но лишь до тех пор и той мерой, которой государство считает это для себя полезным или необходимым. Примером такого ограничения являются современные интеграционные процессы, в которых участвует и Россия, и которые находят свое проявление через деятельность Совета Европы, ОБСЕ, СНГ и т.д.

Органы, созданные такими объединениями, имеют по большей части согласовательный, координирующий характер, в результате чего суверенитет государственной власти России остается неприкасаемым.

Первоисточником власти, и прежде всего государственной, в демократических странах есть народ. Поэтому в основе государственного суверенитета лежит народный суверенитет. Именно народ, по большей части через свободные выборы, легитимирует государственную власть. Поскольку источником государственной власти является народ, то ему и должна принадлежать власть. Народный суверенитет осуществляется через выборный представительский орган и непосредственно народом через выборы, всенародные обсуждения, референдум. Следовательно, в условиях демократии государственный суверенитет фактически совпадает с народным.

«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», — говорится в ч. 1 ст. 3 Конституции РФ.

В то же время ч. 2 той же статьи констатирует, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, чем подчеркивается приоритет по этому делу народного суверенитета. Понятие «национальный суверенитет» сначала было рассчитано на этнически однородное государство. Впоследствии, когда термин «нация» стали применять и к совокупности всех граждан определенного государства, это привело к совпадению понятий «государственный суверенитет», «народный суверенитет», «национальный суверенитет».

Относительно понятия «право на самоопределение отдельных наций», то оно провозглашается и в преамбуле действующей Конституции РФ, где отмечается, что современное российское государство возникло на основе осуществленного всей нацией, всем многонациональным народом права на самоопределение.

Суверенитет является «сборным» признаком государства. Он концентрирует в себе наиболее существенные черты государственной организации общества. Независимость и верховенство государственной власти выражается в его универсальности — только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны; в прерогативе — возможности отмены и признания незначительным любого незаконного проявления другой общественной власти и в наличии специальных средств влияния, которых не имеет никакая другая общественная организация.

Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействию с негосударственными политическими организациями при решение разнообразных вопросов государственной и общественной жизни.

Государственная власть расположена на высшей ступени иерархии управляющих в данном обществе подсистем, независимая от них. Она несовместима с существованием другой такой же власти в стране.

Сущность новейшей политики, организованной вокруг принципа верховной власти, заключается в том, что она не выступает в качестве следствия определенной идеи а рrіоrі справедливого, вокруг которой было организовано все общество.

Для современников, справедливое — это то, которое отвечает рациональности обществ, другими словами, общество структурируется не какой-то нормой справедливого, которая происходит неизвестно откуда, а наоборот, как раз общественное тело, организованное согласно своей рациональности, устанавливает норму, согласно которой справедливое, — справедливость (в том виде, в котором его выражает закон и в котором оно находится под охраной государства) — и определяется.

Справедливое — это то (и оно не может быть иным), что суверен определяет в качестве справедливого в тот момент, когда он произносит закон и уже самим фактом произнесения данного закона. Именно в этом заключается свойство суверенитета и, если зайдет такая потребность, в этом свойстве новейшего государства можно видеть критерий, благодаря которому государство и есть всегда актуальным явлением.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

А значит, напрасно было бы пытаться определить, что справедливо и что такое справедливость, если этот поиск будет заключаться в абстрактном высказывании значения этих слов, утверждая, например, что справедливость заключается в том, чтобы дать каждому то, что ему положено по праву. Это очерчивание справедливости само в себе не может быть ошибочным, однако оно становится таким по отношению к государству суверенитета, поскольку вопрос заключается в действительности в том, чтобы узнать, в чем же кроется вот именно, что по праву принадлежит каждому.

Государство, то есть суверен, как раз и является тем, кто определяет природу этого, и делает он это в форме закона. А потому нельзя сказать, что справедливое заключается в том, чтобы дать каждому то, которое положено ему по праву, поскольку проблема именно в этом и заключается: что же должно принадлежать каждому по праву? Только суверенитет знает ответ на этот вопрос. Так что справедливое — это закон, а значит, нельзя возводить дефиницию справедливого к его абстрактному содержанию, поскольку именно закон определяет это содержание.

Если суверенная воля утверждает, что тот должен быть рабом, а тот господином, то это и будет справедливостью.

Как отметил С.С. Алексеев, государственный суверенитет имеет две стороны:

внутреннюю сторону — исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

внешнюю сторону — самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом, когда соответствующие действия происходят в правовом порядке. Государство в соответствии с международным правом и своим национальным законодательством может вступать свои суверенные права межгосударственным организациям.

В международных отношениях государство принимает на себя обязательство, считается с общепризнанными нормами международного права, с заключенными ею договорами. Однако это не ущемляет добровольный характер, обязанности устанавливаются по взаимной или по общему согласию.

В современном мире суверенитет ни одного государства не значит, что она не связана ни с чем внутри страны и абсолютно независимая от других государств, от мирового содружества в целом. Любое демократическое государство внутри страны должно постоянно прислушиваться к мнению граждан, социальных групп и их негосударственных образований.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластия народа, в интересах которого государство осуществляет управление обществом.

Выделяют государственный суверенитет как особенность государственной власти и народный и национальный суверенитет. Народный суверенитет — само содержание демократии, основа народовластия, право народу самому, своей волей определять свою судьбу. Национальный суверенитет — это права наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопрос своей жизни, право на свое национальное самоопределение. Государственный суверенитет может сообщаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в какой нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, являет собой суверенное государство во всех отмеченных раньше значениях, то есть включая народный и национальный суверенитет.

В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения нации, суверенитет осуществляется этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом лишь одной нации. В зависимости от того, каким способом нации, которые объединились, осуществили свое праве на самоопределение — путем объединения в союзные государства и путем федерации на базе автономии или конфедерации, — государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из наций, которые объединились.

В первом случаи это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, которые вступили часть своих прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств.

В федеральных государствах суверенитет признается союзным государством, а по законодательству некоторых стран — также за субъектами федерации. В России по федеральному договору суверенными считаются и республики, которые входят в ее состав.

Я считаю, что в суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластия народа, в интересах которого государство осуществляет управление обществом.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

По мнению В.М. Хропанюка национальный суверенитет означает «право на само определение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства». В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения нации, суверенитет осуществляется этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом лишь одной нации.

В зависимости от того, каким способом нации, которые объединились, осуществили свое праве на самоопределение — путем объединения в союзные государства и путем федерации на базе автономии или конфедерации, — государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из наций, которые объединились. В первом случаи это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, которые вступили часть своих прав многонациональному государству.

Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не которой или отдельной наций, а суверенитету, который положен именно данному многонациональному государству, которое выражает как общие интересы все наций, что объединились, так и специфические интересы каждой из них. Главное заключается в том, чтобы многонациональное государство в любых ее разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, которые входят в ее состав.

3. Юридические основы государственного суверенитета

Следует сказать, что в настоящее время в России государственный суверенитет базируется на нормах национального и международного законодательства.

Среди основополагающих законодательных актов национального законодательства следует заметил такие как Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня в 1990 г. и Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.

Россия как суверенное многонациональное государство развивается в существующих границах на основе осуществления нацией своего неотъемлемого права на самоопределение. Россия осуществляет защиту и охрану национальной государственности русского народа. Любые насильственные действия против национальной государственности России со стороны политических партий, общественных организаций, других группировок или отдельных личностей преследуются законом.

Государственный суверенитет нашел свое закреплении и в Конституции РФ. Так, в статье 1 Конституции РФ отмечено, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. А часть 1 статьи 4 Конституции провозглашает, что Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Части 1,2 статьи 3 Конституции РФ указывает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Среди международных правовых актов особенно следует заметил Устав ООН, который закрепляет право наций на самоопределение и Декларацию о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об обеспечении их независимости и суверенитета, которая принята 21.12. 1965 Резолюцией 2131 (XX) на 20 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где указано, что все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, на осуществление их суверенитета и целостность их национальной территории и что в соответствии с этим правом они свободно определяют свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Но государственный суверенитет внутри страны все же имеет ограничение. Такими ограничениями являются основные (естественные) права человека, которые должна уважать всякая государственная власть.

Существуют основания для того, чтобы под естественным правом понимать свободу действия, которая есть в распоряжении каждого человеческого существа и используется ею ради удовлетворения своих потребностей. Естественное право предусматривает субъективную свободу, которая определяется как способность действовать ради удовлетворения потребностей. Эти три слова — право, способность, свобода — по существу являются синонимами. Они формируют и определяют новейшего индивида, умного индивида, который существует как субъект. И справедливое оценивается по отношению к этому субъекту (самим субъектом).

Критическая инстанция индивида, который действует и мыслит, как рассудительное мыслящее существо, естественное право выступает в качестве камня преткновения для новейшего государства, ведь свобода, которую она выражает, — это не и (не всегда и) свобода, которая существует в государстве и благодаря ней. Новейшее государство по отношению к естественному праву каждого не всегда выступает как государство справедливости, она очень далека от этого, даже если учесть, что никогда не было так, если бы историческое государство сознательно и обдумано строилась на рациональном разрушении естественного права.

Под естественным правом надо понимать принцип, который выражается в универсальной форме равенства, на которой основывается историческое сообщество свободных индивидов, ведь в основе этой свободы лежит способность каждого жить хорошо иначе говоря, согласно удовлетворению своей природы.

Естественное право — это плоскость, где происходит столкновение собственное существование (индивида) и общего существования. Хоть оно и не выражает природу, которая имеет невероятный и неуловимым характер, все же его называют «естественным», ведь оно порою противопоставляется позитивному праву или по крайней мере всегда от него отличается. Й так же как позитивное право, природы» право предусматривает мысль и действие, свободного индивида, который понимает как субъект. Таким образом оно приводит к самой основе общего существования, делая право потугой субъекта.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Республика не имеет других источников, кроме этого права или, что является тем же, потуги множественности.

Мы знаем, что около истоков исторического государства стоит насилие, если под насилием понимать революцию, которая оперирует естественным правом против позитивного права или, излагая это в других сроках, — подмену действующей нормы справедливого, которая воплощена в позитивном историческом праве, новой нормой, которая вызывается до формирования нового права. Революции вводят справедливое в мораль (и в закон) там, где естественное право каждого и всех, право множественности четко отмежевывает несправедливое и насилие.

Если оно вытекает из общественного существования, которое перестает признаваться сообществом естественных прав на данном этапе ее развития, то в этом случае зарождается чувство несправедливости. Субъект естественного права (какой в то же время является и субъектом позитивного права) чувствует, что за ним перестали признавать его право (естественное), перестали не только гарантировать его право на обеспечение потребностей, но и этим самым возражают его существование как субъекта (а то и существа).

Такое ощущение развивается в рамках общества, поскольку именно в обществе, в процессе рационального расчета и может развиваться это ощущение. Так, не существует сугубо общественного (разве что исключительно изолированного и конъюнктурного) решения общественных проблем, ведь естественное право — которое выступает в качестве плоскости, через которую проблема переходит в индивидуальное сознание, — не принадлежит к общественной категории.

Существуя в индивиде, право, которое поражено текущей рациональностью, реализуется в рамках сообщества, которое, напомним, является сообществом признанных естественных прав. Она и выступает в качестве этого взаимного признания, иначе говоря, самим существованием естественных прав множественности. Поскольку это сообщество не носит ни биологического, ни естественного характера, значит, она является сугубо юридическим явлением, условием позитивного права, и именно государство суверенитета реализует в ней свои цели, ведь ее задание — сохранить сообщество, поскольку она сама является этим сообществом.

Таким образом, как нет сообщества без естественных прав, так нет без них и государства. Так что проблемы, которые возникают в обществе, — и появляются как мои проблемы, ведь они угрожают реализации моего естественного права, обеспечению моих потребностей и моему существованию, — могут быть развязаны (если это вообще возможно) лишь в таком государстве и таким государством, которое удается к силе и насилию.

Как охранник сообщества (ее целей), государство вступает в конфликт не с обществом, которое есть всего лишь расчетной и технической рациональностью в действии, а с организованными индивидами, для которых общественная рациональность более или менее грубо вступает в конфликт с их естественным правом. Государство появляется тогда во всей своей истине, то есть исполняет роль вооруженной руки общества, пытаясь силой утвердить цели этого общества именно в тот момент, когда они уже перестали быть целями большей или меньшей части множественности или даже и всей множественности.

Этот жестокий конфликт, противопоставляя потугу государства потуге множественности, порождает революцию. Так, революция всегда является вторжением справедливости естественного права в плоскость несправедливости позитивного права. С помощью революции историческое сообщество воплощает свою собственную историю и пересматривает свои цели.

Как мы уже говорили, естественное право является плоскостью, где происходит столкновение собственного (индивидуального) существования индивида в том, что он имеет индивидуального, и общего существования. И здесь лежит то, которое выражает конституцию, которая, как свидетельствует ее название, определяет республику. Принцип суверенитета освящает республику новейших суток как государство и формирует общее существование.

Так, необходимо узнать, в чем же заключается конституция, однако этот вопрос отличается от первобытной формулировки проблемы, которая была поставлена в рамках классических доктрин суверенитета, в частности, в Гоббса и Руссо. Ведь здесь идет речь не об истоках, то есть зарождение государства, которого не было бы, а о самой форме государства, — такую, в которой она исторически существует в мире.

Другими словами, государство всегда уже существует и реформируется революционным путем; а значит, как форма государство является тем, которое трансформируется, то есть тем, что в той или другой форме выражает цели исторического сообщества. Конституция произносит цели, она делает их публичными и указывает, как они должны быть достигнуты государством и в государстве. Как известно, именно в этом и есть суть суверенитета; знаем и то, что цели носят светский характер (как и средства для их достижения).

А целые государства, которая главным образом обеспечивает длительность сообщества в истории, не совпадает с целями самих индивидов, для которых жизнь заключается не в достижении внеиндивидуальных свершений, а в том, чтобы жить хорошо. Для нормального индивида (то есть индивида рядовой нормы) это значит осуществлять удовлетворительное существование в рамках мирного и примиренного сообщества, то есть в мире как с ней, так и с другими.

В этом контексте конституция государства нуждается индивида, который отказался бы от своей потуги (своего естественного права) ради того, чтобы быть подчиненным целям сообщества, которые определило государство (суверенитет ли). Впрочем, согласно этой формуле философы естественного права и представляют государство, исходя из ее истоков. Но напрасно удаваться к первобытному мифу сейчас, когда государство осмысливается, исходя из идеи конституции.

Конституция выступает в то же время и в качестве акта, с которого начинается государство, и принципа, на котором она основывается, — и привлечение первобытного мифа смешивает эти два регистра.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Как бы то ни было, а конституция государства, — это установление потуги суверена и устранения свободной потуги индивида. Именно в государстве четко прослеживается конфликт, который противопоставляет естественное право позитивному; а потому если естественное право индивида нарушается, то он восстает против государства и ее позитивного права. В гипотезе, — которая не является гипотезой государства как формы, — где позитивное право вроде бы выступает в качестве выражения естественного права, такой конфликт был бы невозможным.

Предусматривая такое противоречие, философия государства позаботилась о том, чтобы выдвинуть мысль, согласно которой естественное право было добровольно отброшено в пользу суверена, которым бы он не был. И именно поэтому философия государства утверждает, что при условии господства воли индивид, который отказался бы подчиняться суверену, был бы приведен к повиновению всем, общественным телом (Руссо). И согласно своим предписаниям, философия добавляет знаменитую формулу из «Общественного соглашения»: «Его силой заставят быть свободным».

Этот взгляд, что, как и в Гоббса, произносится на основе абсолютизма, в действительности ведет к тому, если бы принять то, которое позволяет постигнуть новейшее конституционное государство и то, что здесь очерчивается «сообщество». Конституционное государство не только позволяет постигнуть сообщество (которая несмешивающаяся ни с собственно государством, ни с обществом, ведь она выступает в качестве условия как первой, так и второго, согласно отношению, которое существует между средствами и целями), но и позволяет заставить ее существовать.

Если индивид, лишенный своих естественных прав, как этого хочет классическая доктрина суверенитета, то сообщество распадается, оставляя общество и суверена, так сказать, один на один, и в этом случае трудящиеся индивиды не пользуются никакими правами — они имеют лишь обязанности перед сувереном. В этом случае труд перестает быть общественным трудом индивида, а превращается в труд рабочей лошади. Труд может освободить человека лишь той мерой, которой она хранит свое естественное право.

А значит, если суверенитет существует при отсутствии любой конституции, то государство основывается на лишении естественного права, и это изымает сообщество, и возводит индивида к одиночеству, а то и к опустошенности, оставляя его с глазу на глаз с государством как неограниченной потугой, иначе говоря, с неограниченным насилием и рациональностью как средством без свободы, то есть рабством.

Так, конституция — это не текст, а взаимное признание естественных прав индивидов, которое уже выражено в обычаях и морали. Именно в ней кроется политическое и моральное положение вещей, которые позитивное право выражает в принципах, которые лежат в его основе, а также в законах и правилах, которые практически претворяют его в жизнь. Вот почему наибольшее конституционное государство (Великая Британия) не имеет формально унифицированной конституции, которая была бы текстом.

Следовательно, текст, который называется конституцией или основным законом, не может быть конституцией лишь потому что он так называется, — ведь этот текст может касаться литературы, а не права. Кроме сугубо технического институционного обустройства (распределению власти, как говорит Монтескье об Англии своих времен), конституция выражает дух свободы, который заставляет существовать сообщество в естественных правах множественности.

Конституция далека от того, чтобы быть актом согласно которому индивиды определенного народа добровольно отрекаются от своего естественного права, — это акт, которым они воплощают свое право. В свойственном смысле этого слова, конституция призвана определить свободу всех в пределах республики, исходя из свободы каждого.

Надлежит уточнить, что же понимает под категорией конституционного государства. Под этим сроком не следует понимать явление, которое в разговорном языке называется «правовым государством» и предусматривает скорее законное государство. В законном государстве правительству и административные действия осуществляются по закону, который публично выражается в конституции. И эта система значит, с точки зрения свободы, что государственные акты определяются законодательной властью и только ею, — а не одной лишь исполнительной властью.

Она ограждает индивидуальные права перед возможным произволом исполнительной власти или администрации, которая в контексте новейшего государства состоит на службе у исполнительной власти.

Законное государство имеет целью оградить верховенство законодательной власти над всеми другими ветвями власти. По крайней мере именно таким образом функционируют «демократические» государства, которые заслуживают это определение, если понимать под демократией такой режим управления, где юридические нормы вытекают из того, что Руссо назвал «общей волей».

Так, законность действий исполнительной власти представляет характерный признак того, что принято называть правовым государством и что в действительности является законным государством. Она противостоит произволу исполнительной власти, который по своей природе, как писал Руссо, тяготеет к превышению своих полномочий по соображениям эффективности, а также для того, чтобы освободиться от закона.

Иначе говоря, законное государство — это государство, где уважается общая воля, так что свобода граждан основывается на этом уважении. Следовательно, в «законной» демократии существуют механизмы, которые позволяют гражданам обжаловать перед правосудием (судами) злоупотребление властью.

С этой точки зрения, законное государство (какую можно с таким же успехом называть и правовым государством, если кому-то нравится этот срок) представляет минимальный признак всякой демократии, способной существовать в режиме суверенитета.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Подчинение исполнительной власти законодательной представляет базовый признак западной представительской демократии. И как видим, в связи с этим демократия выступает в качестве системы управления, а не формы государства. Государство может быть монархией или республикой — ее правительство будет все равно демократическим, если исполнительная власть будет уважать законодательную волю, в том виде, в котором она выражается законодательным корпусом, который представляет народ и говорит от его имени.

Так, гарантии, которые даются гражданам в законном государстве, имеют четко определенные пределы, и это уже много, за исключением полицейского государства. Однако в строгом понимании этого срока законное государство не основывается на реализации индивидом его естественного права. И как раз этот момент аутентично и определяет правовое государство.

Правовое государство возможно лишь тогда, когда средства правовой защиты граждан не будут ограничиваться самими административными или правительственными актами, а будут достигать прямо в сферу законодательного действия. Иначе говоря, контроль, который осуществляют граждане, — это не только контроль над исполнительной властью, которую осуществляют представители, законодательный корпус, который предусматривается в большей или меньшей степени в существующих демократических институциях, но и контроль, который осуществляют сами граждане над законодательным корпусом, то есть контроль над его волей.

Аутентичное правовое государство не ограничивает гарантии индивидуальных прав применениям (властью) закона, временного установленного индивидами, но и предусматривает контроль над самим законом (волей). Под этим углом зрения, правовое государство формально выступает как реализация индивидами, которые входят во множественность, свое естественное право. Это то, которое делает правовое государство сообществом без суверенитета.

суверенитет правовой законодательство юридический

4. Проблемы суверенитета государств в условиях глобализации

Принципиальной государственно-правовой и международно-правовой проблемой, одновременно подлежащей разрешению в условиях глобализации, является проблема суверенитета. Особую актуальность она приобретает в связи с допуском иностранных инвестиций на территорию современного государства. Дело в том, что широкий приток иностранного капитала в экономику того или иного государства объективно в той или иной мере как бы подтачивает экономический суверенитет страны, если исходить из традиционного понимания. Иностранный капитал в виде прямых или портфельных инвестиций таит в себе определенную угрозу для национальной экономики, так как может исчезнуть из страны столь же быстро, как появился. В принципе, это свободный, ничем не связанный капитал. Данный методологический посыл имеет для нас при изучении проблем регулирования иностранных инвестиций очень важное значение.

С середины XX в. понятие суверенитета неразрывно связано с официальным признанием приоритета прав человека и гражданина — как в конституционном, так и в международном аспектах. Служение государства гражданскому обществу и человеку считается важнейшим признаком суверенности государства. Автор не видит иное решение задач и выступает против того, чтобы глобализацию рассматривать в контексте «мирового государства», как это делается иногда в юридической литературе.

Большинство ученых-международников настойчиво защищают идею незыблемости суверенитета государств в международных отношениях. Государственный суверенитет является фундаментом в регулировании международных отношений и в создании международных организаций и межгосударственных объединений. Это признано нормами международного и национального права.

В то же время особую роль на современном этапе приобретают негосударственные участники международных отношений в лице национальных и транснациональных экономических структур, неправительственных организаций, общественных объединений. Их действие на международной арене носит разновекторный характер и нередко противоречит государственному суверенитету тех или иных стран.

Примечательно также, что всеобщий публичный интерес, общие международные региональные и иные интересы нередко отодвигаются корпоративными интересами.

Право выполняет не только функцию поддержки и содействия международному праву, но и защиту национально-государственных интересов, что приобретает особую актуальность в условиях глобализации. Например, в этих целях действуют федеральные законы о защите интересов России во внешнеэкономической деятельности, о специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, нормы которых содействуют защите экономических интересов страны и российских производителей товаров. Совет безопасности и другие государственные органы реализуют меры по обеспечению продовольственной, экологической, информационной безопасности.

Классик отечественного права В.О. Мушинский абсолютно также прав в том, что «в свою очередь международное право в принципе не может регулировать внутригосударственные общественные отношения, поскольку эта сфера исключительной компетенции каждого государства, отражающая ту объективно существующую реальность, что государство не подчинено какой-либо стоящей над ним властной структуре, которая могла бы предписывать обязательные правила поведения, как самому государству, так и субъектам внутригосударственных общественных отношений. Поэтому единственным способом международно-правового регулирования взаимоотношений между государствами — основными субъектами международных отношений и международного права является соглашение между государствами по поводу признания за ними качества юридически обязательного правила поведения государства». Стало быть, государству принадлежит решающая роль в регулировании общественных отношений — внутригосударственных и международных. В то же время государство выступает субъектом как международных, так и внутригосударственных правоотношений.

Государства выступают в качестве основных субъектов международного права в силу своей самобытности, присущих любому государству особых свойств. Все другие субъекты современного международного права являются произвольными субъектами международного права, поскольку созданы по воле государств. Государственный суверенитет и равноправие государств в результате синтеза этих двух правовых постулатов сложились в такой основной принцип международного права, как принцип суверенного равенства государств. Другими словами, принцип суверенного государства возник как новый международно-правовой феномен на основе соединения двух указанных юридических категорий.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Это нашло закрепление в Уставе ООН: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов» (п. 1 ст. 2). В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г., заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства имеют одинаковые (равные) права и обязанности, т.е. они юридически равны. Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету и вместе с тем обязано уважать правосубъектность других государств и их соответствующие права, включая право определять и осуществлять по своему усмотрению взаимные отношения на основе международного права. Важной для заключительного акта является формулировка относительно права государства «принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров». Суверенитет государства означает, что «каждое государство суверенно в пределах системы государств, международного сообщества, т.е. в условиях взаимодействия и взаимозависимости государств. Суверенитет одного государства сопряжен с суверенитетом другого государства и вследствие этого должен быть с ним координирован в рамках действующего международного права, т.е. речь идет о так называемом согласованном суверенитете. В функции международного права входит нормативное обеспечение такой координации, своего рода упорядочения осуществления основанной на государственном суверенитете международной правосубъектности».

В отечественной литературе превалирует следующее понимание данного понятия: «Суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Из этого определения следует, во-первых, что суверенитет характеризует свойство государства и выступает как суверенитет государства, или государственный суверенитет. Во-вторых, присущая суверенность проявляется в двух его неразрывно связанных между собой свойствах — в верховенстве государства на своей территории и в его независимости в международных отношениях. И, в-третьих, термин «суверенитет» характеризует свойства государства и только государства и использование этого термина в ином значении не только нежелательно, но и в научном и политическом плане просто недопустимо, поскольку ничего, кроме путаницы, породить не может».

Действие права и его эволюция однозначно связаны с государством. Государство выступает как сложная социальная система, состоящая из взаимозависимых и взаимообусловленных компонентов права, т.е. эффективное правовое обеспечение устройства жизнедеятельности общества является генеральным направлением в полномочиях государства.

В результате своих исследований автор данных строк пришел к выводу, что глобализация не ведет к отмиранию института государства, а предъявляет государству гораздо более высокие требования, связанные с переплетением и столкновением национальных интересов различных государств. Государства включают более сложные структуры международных отношений, само время ставит наряду с ними требования об усиленной международной ответственности за свои внутренние дела.

Финансово-экономическая глобализация рассматривается при этом как главная причина позиций и институтов извне: через факт существования и деятельность транснациональных корпораций, банков, международных организаций; изнутри — через объективно имеющие место усиление всех видов сепаратизма и сопротивление глобализации.

В той или иной мере тенденции ослабления позиций государства под влиянием глобализации считаются общепризнанными.

Отношение к эволюции института государства в новейших условиях, по мнению зарубежных ученых, прошло через три качественно различных этапа. Первоначально преобладало желание видеть в этом процессе только позитивные стороны. Представлялось, что феномен демократической глобализации, поднимающий на щит права и свободы человека, постепенно вытесняет отживший свой век институт государств, особенно в коррумпированных, диктаторских обществах. По мере накопления опыта в ходе глобализации мирового сообщества стало понятно, что «нехорошие» политические режимы могут уступить место не лучшим, а гораздо худшим, и не только по критериям демократии и обеспечению прав человека, но и по всем прочим параметрам. Речь идет об угрозе религиозных фундаменталистских режимов, открыто заявивших о своих международных амбициях на ранней стадии глобализации.

Уже в наши дни пришло осознание того, что размывание изначально присущих государству функций — процесс не только нежелательный, но и недопустимый. Тогда во весь рост встала задача сохранения и усиления дееспособности государства и его социальной эффективности.

Вывод

После рассмотрения темы «Cуверенитет государства в современном мире» можно сделать такие выводы.

В юридических литературных источниках данная тема освещена достаточно полно, интересным является определение понятия и признаков суверенитета, который предоставляется Ж. Мере.

Следовательно, следует отметить, что государственный суверенитет прошел долгий исторический путь, теоретиками суверенитета были и Н. Маккиавели, и Ж. Боден, и Спиноза, и Ш. Монтескье, и Ж.Ж. Руссо, проблема суверенитета появляется и в трудах К. Маркса и В. Ленина.

Следует заметить, что суверенитет является свойством не всего государства, а ее государственной власти. На территории страны государственная власть является выше, верховной, и никакая другая (партийная, общественная, церковная и тому подобное) не может диктовать ей свою волю. Внутри страны суверенитет ограничен лишь основными правами человека. В годы советской власти верховенству государственной власти противостояла закрепленная в Конституция РСФСР 1978 года руководящая роль Коммунистической партии. Это было равнозначным юридическому признанию несуверенности государственной власти.

Внешний суверенитет помечает те пределы, в рамках которых должны происходить типу для сегодняшних условий межгосударственные интеграционные процессы. Следовательно, принцип независимости власти одного государства от власти другой при всех политических режимах имеет исключительно большое практическое значение.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Относительно юридических принципов суверенитета я пришла к заключению, что государственный суверенитет базируется на нормах как национального и международного законодательства. Среди источников национального законодательства основным, безусловно, является Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 г. и Конституция РФ 1993 года.

На международном уровне юридические принципы государственного суверенитета нашли свое закрепление во многих нормативно-правовых актах, но главным из них является Устав ООН и Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об обеспечении их независимости и суверенитета, на основе которых и приняты другие нормативно-правовые акты международного значения.

Я пришла к заключению, что государственный суверенитет не растворяется в современных условиях в процессе глобализации. Он меняет свое содержание и операциональность, будучи переосмыслен как ресурс, которым можно манипулировать. Глобализация не сужает, а, наоборот, расширяет возможности такого манипулирования. То, что происходит в мире сейчас, — это не кризис принципа юридического государственного суверенитета, а кризис материальной конфигурации глобального экономического пространства. Политическая карта мира не оптимальна. Она должна быть перекроена. Она неизбежно будет перекроена. Она перекраивается. Не исключено, что это будет непрерывный процесс.

 

Список использованной литературы

1.Алексеев С.С. Государство и право. — М., 1994. — 192 с.

2.Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. — 1993. — №7. — С. 12-15.

.Власов В.И. Теория государства и права. Учебное пособие. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2010. — 331 с.

.Гегель Г.В. Философия права. М.: Мир книги, 2007. — 464 с.

.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.

.Литвинов В.А. Проблема суверенитета в федеративном государстве / В.А. Литвинов // Российский юридический журнал. — 2012. — №1. — С. 33-38.

.Мушинский В.О. Основы правоведения / В.О. Мушинский. — М.: Междуна-родные отношения, 2010. — 381 с.

.Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет в эпоху глобализации / Н.Б. Пастухова // Журнал российского права. — 2011. — №5. — С. 33-38.

.Политические проблемы теории государства. — М., 1993. — 102 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.Садиков В.Н. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учебное пособие. М.: Проспект, 2008. — 768 с.

.Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. — Саратов, 1994. — 203 с.

.Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. / А.М. Прохоров. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 1600 с.

.Спенсер Г. Личность и государство. Челябинск: Социум, 2007. — 207 с.

.Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2007. — 385 с.

.Устав ООН // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, — М., 1956, — с. 14 — 47.

.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега_Л; Интерстиль, 2008. — 276 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2983

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке