Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Технология разрешения проблем безработных и роль социального работника в этом процессе»

Безработица в России — сложная социальная проблема рыночного общества, которая заключается с одной стороны, в наличии трудоспособного населения желающего работать, но лишенного работы, с другой стороны, в деятельности общества по компенсированию, ликвидации или, по крайней мере, ограничению социального и личного ущерба, который безработица и состояние безработного несет как для индивидов, так и для всего общества в целом.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ

1.1 Понятие занятости и безработицы

1.2 Социально-экономические и психологические последствия безработицы

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТНЫХ И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ

2.1 Подходы к решению проблем безработных и их семей за рубежом

2.2 Деятельность социального работника в оказании помощи безработным

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы занятости населения справедливо относятся к глобальным проблемам современности, так как занятость — основа развития и функционирования человеческого общества. А безработица для всех стран мира является социальным злом. Однако если в странах с развитой рыночной экономикой при наличии более или менее значительного уровня безработицы экономика и население десятилетиями благополучно существуют, то российский рынок труда и соответствующая ему безработица не имеют аналогов в мире в силу сравнительно низкой материальной обеспеченности нашего населения и безработных в особенности, более высокой социальной напряженности в обществе, способной вызвать значительные социальные потрясения в России.

Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю. Хочется особо отметить, что сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне. Человек просто-напросто теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь. А это самое худшее, потому что теряется личность индивида. Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения является не просто важным, но и очень актуальным сейчас вопросом.

В целом литература, посвященная данной теме широка и разнообразна. Но, во-первых, до недавнего времени данная тема разрабатывалась исключительно с точки зрения марксистской теории и многие учебники являются переложением зарубежным; во-вторых, в работах российских ученых недостаточно конкретно освящены особенности элементов рынка труда современной России, к некоторым проблемам подход упрощен либо неполон.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Предмет исследования: технологии социальной работы с безработными.

Объект исследования: социальная работа с безработными.

Цель курсовой работы: раскрыть проблему безработицы и ее решение.

Задачи:

1) дать понятие занятости и безработицы;

2) указать социально-экономические и психологические последствия безработицы государственные гарантии безработным в области занятости;

3) описать подходы к решению проблем безработных и их семей за рубежом;

4) раскрыть деятельность социального работника в оказании помощи безработным.

Методы исследования: обобщение, сравнение, синтез и анализ, реферирование.

Теоретическая значимость данной курсовой работы состоит в том, что собранный материал обобщен, систематизирован.

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что обобщенный материал может быть использован студентами специальности «Социальная работа» в учебной и практической деятельности.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ

1.1 Понятие занятости и безработицы

Рынок труда — важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда получают оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), то есть в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Современное понимание рынка труда не может не принимать во внимание принципиальное отличие объекта купли-продажи на данном рынке от прочих товаров и услуг. Даже в том ограниченном виде, в котором труд фигурирует в современных экономических моделях, он представляет собой уникальный товар, обладающий многими характеристиками, выделяющими его из мира обычных товаров и услуг, отличающими его от материальных факторов производства.

Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая действующему законодательству, и приносящая, как правило, им заработок.

Занятыми считаются:

работающие по трудовому договору, контракту, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонные, временные работы;

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском (в том числе по беременности и родам, уходу за ребенком), повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;

самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены кооперативов (артелей);

выполняющие работу по гражданско-правовым договорам (договорам подряда);

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам, у которых ежемесячный доход превышает минимальный уровень оплаты труда;

граждане, ведущие личное подсобное хозяйство и владеющие земельным участком более 0,25 га;

учредители организаций, деятельность которых приносит доход;

избранные, нареченные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального обучения, включая обучение по направлению органов труда и занятости населения [21, C.34].

К экономически активному населению относятся все лица, которые участвуют в производстве товаров и услуг для рынка, по бартерным каналам и для личного пользования по категориям: лица наемного труда — рабочие и служащие; самостоятельные работники; неоплачиваемые члены семьи; сезонные и случайные работники; лица, временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск и т.д.); учащиеся, совмещающие учебу с работой на режимах неполного рабочего времени; ученики и лица, проходящие профподготовку на производстве и получающие либо стипендию, либо заработную плату.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, — необходимый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс, законом «О занятости населения в Российской Федерации» предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсации при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и т.д. [32, C.21]

В настоящее время различают пять видов безработицы: фрикционную, структурную, циклическую, сезонную, скрытую.

Фрикционная безработица порождена постоянным движением населения из одного региона в другой, сменой профессии, а также этапов жизни (учеба, работа, рождение и уход за ребенком для женщин, уход на пенсию). Фрикционная безработица существует даже при полной занятости. В силу движения от одной профессии к другой и поиска лучшей работы фрикционная безработица часто рассматривается как добровольная.

Структурная безработица имеет место в случае, когда спрос и предложение на рабочую силу не совпадают, причем соотношение между этими показателями для различных видов труда и в различных регионах, отраслях и секторах экономики неодинаково. Очень гибкая цена рабочей силы могла бы ликвидировать дисбалансы, но, как правило, цена достаточно твердо фиксирована.

Циклическая безработица порождена общим снижением спроса на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах. Она связана с фазой спада в воспроизводственном цикле. Уровень циклической безработицы может зависеть от пола, расы, принадлежности к той или иной социальной группе, национальности.

Сезонная безработица возникает с изменением спроса на определенные профессии в зависимости от сезонов (времен) года.

Скрытая безработица — это содержание на предприятиях и в организациях в интересах сохранения трудовых коллективов излишних работников, которые могли бы быть высвобождены в результате спада производства. Такая форма проявляется главным образом в виде вынужденного перехода на неполный рабочий день (неделю) и вынужденных отпусков (с частичной оплатой или без сохранения содержания) по инициативе администрации.

В настоящее время в Российской Федерации преобладает структурная безработица.

Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного населения в России, можно отметить следующие. Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала предприятий. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Избыток рабочих мест означал искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал широкому распространению «выводиловки» в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе. Другими словами, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица [5, C.83].

Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.

Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Они — еще один канал, пополняющий безработицу.

Третья причина. Либерализация цен привела к кризису неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых пользуется спросом на рынке, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис — еще один фактор, питающий безработицу.

Четвертая. Рыночные реформы сопровождаются глубокой структурной перестройкой, которая охватывает не только микро-, но и макроэкономический уровень, что приводит в свою очередь к массовой структурной безработице.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Пятая. Разрыв сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками, а также между Россией и странами Восточной Европы, резко ухудшил положение предприятий и по материально — техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу [30, C.143].

Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально-ориентированной рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.

Основной практической целью политики занятости в условиях спада производства последних лет явилось учреждение массовой хронической безработицы и смягчение ее социальных последствий. Переход российской экономики в состояние депрессии и накопления ресурсов для восстановительного роста требуют продолжения данной политики с одновременной активизацией структурно-прогрессивных процессов в занятости. Последнее означает повышение внимания федерального правительства к сохранению и созданию новых рабочих мест в отраслях обрабатывающей промышленности, науке, образовании и др.

В современных условиях отсутствие стратегии занятости равнозначно хаотичности работы органов занятости и низкой эффективности проводимых мероприятий. Принятие стратегии первый этап по разработке и исполнению программ действий службы занятости.

При разработке стратегии в программах занятости необходимо учитывать следующее:

  • стратегия означает действие;
  • в период подготовки программы должны производиться какие-то необходимые в данный момент действия (приниматься решения по вопросам занятости);
  • необходимо адаптировать уже существующие программы, чтобы они соответствовали вновь избранной стратегии:
  • стратегия должна регулярно пересматриваться.

Эффективная стратегия, принятая в программе, позволит связать все эти разрозненные компоненты в единый связанный план. В отсутствие такого плана эффективные мероприятия станут невозможными.

При разработке программы применяются методы:

аналитического исследования — для подготовки обзора статистики, отчетов, юридических норм и физических аспектов;

визиты и посещения — для посещения рабочих площадок, зданий и знакомства с текущей деятельностью в данном регионе, для анализа местных инициатив в области экономического развития обеспечения занятости;

Среди наиболее важных целей политики занятости текущего периода — замедление сокращения занятости и роста безработицы на основе сохранения и создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики, первоочередное смягчение ситуации в «проблемных» (кризисных) регионах, совершенствование инфраструктуры рынка труда (в том числе повышение эффективности работы органов службы занятости), повышение мобильности, гибкости, профессиональной конкурентоспособности рабочей силы.

В долгосрочной перспективе основная цель состоит в сведении безработицы к социально и экономически обусловленному естественному уровню.

Стабилизация ситуации в сфере занятости требует пересмотра подходов к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. Эффективная перспективная стратегия содействия занятости населения может быть реализована только в том случае, если стабилизация занятости будет включена в состав наивысших приоритетов хозяйственной политики наравне с финансовой стабилизацией и стабилизацией уровня производства.

1.2 Социально-экономические и психологические последствия безработицы

Отсутствие работы не всегда приводит к юридическому признанию человека безработным. И это является одной из проблем безработного — получить статус безработного, так как его присваивают далеко не всем безработным гражданам. Для получения статуса безработного необходимо:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

обращение за работой в службу занятости и регистрация в ее списках;

отсутствие подходящий (по специальности, уровню заработка, расстоянию до места) работы:

формальное признание лица (при условии вышеперечисленного) безработным [4, C.103].

Из этого следует, что целый ряд индивидов, отчаявшихся получить работу, просто не регистрируются в органах занятости. В силу низкой информированности общества некоторые люди не знают о возможности искать работу через биржу труда — как показывают исследования, до сих пор, наиболее распространенным способом искать работу являются личные связи, информация неформального характера.

Далее, неоднократный отказ от предложенной работы может лишить индивида статуса безработного и пособия по безработице. В то же время значительная часть ищущих работу получает предложения, далекие от их профессионального подготовки, связанные со снижением социального статуса. В условиях тотального отмирания целых сфер занятости подобрать равную по квалификации и социальному положению работу возможно далеко не всегда, в силу чего индивид теряет право на статус безработного.

Обретение статуса безработного дает право на получение весьма незначительного (и уменьшающегося со временем) пособия. Кроме того, это еще социально-психологический фактор, свидетельствующий о сохранности у индивида трудовой мотивации, о его постоянном стремлении иметь работу при временном отсутствии возможности к этому.

Статус безработного во всех обществах несет в себе достаточно противоречий. С одной стороны, законодатель прилагал усилия для того, чтобы пособия и льготы по безработице не снижали трудовую мотивацию, чтобы люди стремились как можно активнее искать работу. Однако резкое снижение возможностей трудового самообеспечения привело к тому, что:

Во-первых, пособие по безработице только в малой степени обеспечивает жизненные потребности самого безработного и его семьи.

Во-вторых, для немалого числа индивидов статус безработного — легальное прикрытие их деятельности в сфере теневого или прямо криминального бизнеса. С другой стороны, множество людей, фактически несущие тяготы безработицы (т.е. не по своей вине утративших работу) и не имеющих возможности (также не по своей вине) ее вновь приобрести — не числятся официально безработными. Что же до скрытой безработицы, то масштабы ее определяются только в результате экспертной оценки [12, C.84].

Одна из наиболее острых социальных проблем безработного — снижение его жизненных стандартов, уровня потребления, возможностей для обеспечения своих потребностей и потребностей своей семьи. Учитывая, что средняя заработная плата по стране чрезвычайно низкая, а другие источники доходов либо чрезвычайно скудны (пособие, стипендии, пенсии и т.д.), либо весьма ненадежны (доходы от предпринимательской деятельности, дивиденды от акций и других ценных бумаг), утрата источника регулярного заработка весьма очень быстро превращает даже вполне обеспеченную семью в нуждающуюся. Семья же со скромными доходами, не имеющая больших запасов на период экономических трудностей, может начать бедствовать. Учитывая глубину социально-экономического кризиса в рациональной экономике и исторически сложившуюся слабую подвижность рабочей силы, нередка ситуация, когда безработными (или частично безработными) являются оба супруга в семье. Наличие одного родителя (семья матери-одиночки, например) или многодетность семьи не являются препятствием для потери работы, поэтому безработица резко и надолго сказывается на социально-экономическом положении семьи.

Таким образом, семья, где имеется хотя бы один безработный, находится в достаточно стесненных условиях. Еще более положение ухудшается, если в такой семье есть ребенок или несколько детей.

Информация о том, как живут семьи безработных материально, отсутствует. Подобных обследований практически не проводится. Однако, даже семьям, имеющим работу и заработок, приходится нелегко.

Еще одна из наиболее злободневных проблем безработного — является социальная деградация.

Кратковременная утрата работы и связанные с ней временные трудности, как правило, не влияют на статус индивида и его семьи, если через недолгое время он может найти равноценную по положению и доходу работу. В том же случае, если состояние безработицы затягивается и нет надежды на его скорое прекращение, на нахождение равноценной, подходящей по квалификации и по всем другим параметрам работы, но может наступить утрата социальных качеств, которая предопределяет неудачу в поисках работы. Человек теряет квалификацию и навыки, что не проходит бесследно, особенно если человеку уже за 40 лет. Но что еще важнее, он теряет уверенность в себе. Заниженная самооценка в дальнейшем уменьшает инициативу и предприимчивость, что мешает искать работу или другой вид обеспечения в жизни.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Также очень опасна для безработного психологическая депривация. Состояние утраты работы, которая была источником личностного самоутверждения индивида, состояние утраты средств к существованию приводит к тяжелым деформациям психики, которые первоначально носят ситуационный характер.

Люди, не имеющие работы (отчасти и те, кто работает но не получает зарплату), тяжело переживают свою ненужность, неспособность обеспечить семью. Психологическое состояние при безработице редко выражается в конструктивных реакциях более того, часть возникают психосамотические последствия, то есть заболевания органов и систем организма. Заболевания желудочно-кишечного тракта провоцируется не только постоянным первым напряжением, но и ухудшением питания. Нередки депрессии, которые сменяются вспышками неконтролируемой агрессии. По зарубежным исследованиям, безработица прямо связана с повышением уровня самоубийств. Рост алкогольной зависимости ведет к снижению физического и психического здоровья, что в свою очередь, снижает шансы на обретение новой работы [17, C.132].

За достаточно короткий срок, утративший работу человек может превратиться в декалиссированную личность: опустившуюся, спившуюся, утратившую социальные связи.

Перестройка поведения, степени обеспеченности, взаимоотношений влияет на семью безработного. Так, человек, который ежедневно уходил на работу, и это вошло в сложившийся стереотип поведения всех домочадцев, теперь остается дома. Вместо того чтобы приносить домой достаточное содержание для семьи, он в лучшем случае приносит пособие. Пользовавшийся самоуважением и уважением окружающих, индивид замечает, что к нему менее прислушиваются, его авторитет поставлен под сомнение, его суждения не ценятся.

Дети болезненно переживает крушение нормальной системы, к которой родители олицетворяли устойчивость, надежность, естественную защиту. Если родители (родитель) не в состоянии обеспечить даже витальные потребности детей, это отрицательно сказывается на взаимоотношениях между родителями и детьми, на психике детей. Иногда дети отрываются от дома, становятся добытчиками средств к существованию семьи, или же становятся на путь асоциального или криминального существования.

Крепкая, сплоченная, гибкая, или же, наоборот, патриархальная, семья может стать фактором, облегчающим переживание безработицы и помогающим справиться с ней. Но безработица — тяжелое испытание для семьи, причем не все семейные союзы могут пережить такое жестокое и разрушительное воздействие.

Также очень опасна для семей безработных такая проблема, как наследственная безработица (я уже упоминала о ней выше).

Страны, долгое время имеющие многомиллионную безработицу, столкнулись с тем, что состояние безработицы передается из поколения в поколение, и дети безработного имеют гораздо больше шансов стать безработными, где дети работающего человека.

Алкоголизм родителей, их система ценностей и установок, в которой личный успех, необходимость преуспевания, стремление иметь работу отходят на задний план, возможно, некоторые особенности в виде психологической неустойчивости, снижения психической энергии, могут наследоваться детьми. Поэтому складывается целая субкультура наследственной безработицы, как правило, свойственная застойно депрессивным территориям, в которой воспроизводится образ жизни безработных. Работа с такой категорией населения представляет особую сложность, и, безусловно, психологически гораздо перспективнее не допустить образования застойной безработицы, чем бороться с ее последствиями.

В семьях безработных значительно больше проблем с проведением свободного времени, занятиями спортом, посещением детьми различных кружков, секций и т.д. В последнее время эта формы работа с детьми переходят на платную систему, и безработным родителям оплатить их услуги достаточно сложно. Это же касается посещения детьми и взрослыми театров, кинотеатров, музеев и других зрелищных мероприятий [34, C.38].

В случае длительного срока безработицы перед такими семьями встают проблемы отдыха, а также проведения каникул детьми. Особенно эта проблема обостряется для родителей, родившихся и живущих в городе и не имеющих каких-либо связей с деревней.

Среди эмоциональных последствий безработицы можно назвать низкую самооценку, депрессию, самоубийства, необходимость психического лечения в стационаре.

Медицинские проблемы включают нарушение здоровья, вызванное стрессами (особенно болезни сердца и почек, алкоголизма и цирроз печени). У работников, имевших до объявления об увольнении нормальное артериальное давление, после получения такого известия оно повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они не находили работу вновь.

Некоторые исследователи считают, что стресс, связанный с безработицей, снижает способность членов семьи заботиться друг о друге, в результате чего дети — подростки чаще убегают из дома, семья отторгает тех членов семьи, который считает бременем, например, безработного супруга.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Потеря родителями или хотя бы одним из них работы отрицательно сказывается и на взаимоотношениях между родителями и детьми. В семьях безработных возрастают конфликтные ситуации между родителями и детьми, причем, нередко, до такой степени, что возникает необходимость передачи детей на воспитание в детские дома, другим семьям. Как показывают некоторые исследования, потерявшие работу родители часто теряют свой авторитет в глазах детей. Дети склонны отдаляться от таких родителей, начинают не стыдиться, особенно перед сверстниками. Однако следует отметить, что это происходит не во всех семьях; там, где члены семьи имели хорошие взаимоотношения до потери работы — они в трудной ситуации сближаются, а те, у кого уже существовали трудности в отношениях, наоборот, отдаляются друг от друга.

В то же время подобная ситуация может привести к развитию самостоятельности ребенка, изменению его отношения к обучению, труду. Нередко ребенок в таких случаях сам начинает работать.

Трудовая деятельность детей, бесспорно, имеет много положительных аспектов. Некоторые обследования, проведенные на Западе, показывают, что дети, которые работают умеренно, учатся в школах лучше, чем те, которые вообще не работают. Работа может научить терпимости, поскольку на работе общаются дети из различных социальных слоев. Учителя, социологи считают, что работа может научить дисциплине, самоуважению, трудолюбию. Она снижает инфантильность, развивает активность, самодеятельность, предприимчивость, не позволяет детям стать социальными иждивенцами, способствует более гармоничному развитию.

Вместе с тем, нельзя не видеть и негативные стороны этого явления. Прежде всего, существует обратная связь между количеством рабочих часов подростков и успеваемостью.

Влияние работы после школьных занятий проявляется не только в ухудшении знаний и систематической усталости. И, наконец, работа школьников влияет на изменение отношений между подростками и их родителями. Родители, осаждаемые со всех сторон, представляют своим работающим детям фактически безграничную самостоятельность. Наличие работы дает детям практически полную свободу. Очень часто это приводит к тому, что такие дети ведут себя со своими родителями как посторонние люди, квартиранты.

В России масштабы занятости детей не высоки, однако, становление рыночной экономики постоянно увеличивает этот критерий. Определенная часть детей, используя свои знания, занимается интеллектуальной деятельностью. Они разрабатывают и продают различные технические приспособления, в том числе для облегчения домашних работ. Во многих городах организуются детские биржи труда, которые успешно функционируют, особенно в период школьных каникул [9, C.62].

Широкое распространение среди детей получила деятельность по торговле книгами, газетами, журналами, жвачкой и другими, иногда ворованными вещами, многие имеют машины. Причем все это в ущерб школьному времени.

В этих условиях необходимо рационально решить вопрос сочетания учебы и труда подростков. Здесь не должно быть никаких крайностей. Нельзя искусственно сдерживать или запрещать работу подростков, да это и невозможно.

Однако этих детей нельзя оставить без присмотра. За ними должны наблюдать попечительские советы, которые необходимы не только в каждом городе, районе, но и в каждом квартале. При этом они должны располагать определенными денежными средствами, источниками которых будут местный бюджет и добровольные пожертвования. В противном случае эти дети будут предоставлены сами себе, и ими могут заинтересоваться преступные банды, сделав их своими членами. Уже сейчас, дети используются, например, для продажи спиртных напитков, провоза наркотиков и др.

И, наконец, говоря о безработице, следует сказать, что существует зависимость между ней и преступностью. Американские исследователи считают, что связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключениям несомненна. Так, например, изучение соответствующих дел показало, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы. Отсутствием работы может объясняться и рецидивизм.

Таким образом, безработица оказывает отрицательное, разрушающее действие не только на каждого человека, попавшего в такое положение, но и на членов его семьи. В некоторых случаях часть людей она может закалить, мобилизовать все их силы, позволить по-новому взглянуть на себя. Однако для большинства людей это огромная беда. Помочь человеку выйти из нее должны государство, общество, его близкие, но в первую очередь — он сам.

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТНЫХ И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ

2.1 Подходы к решению проблем безработных и их семей за рубежом

Анализ существующих программ страхования по безработице позволяет выделить 4 их основные вида:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

обязательное страхование. Оно распространено в промышленно развитых странах: Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Канаде, США и др.;

социальное страхование, распространенное в Греции, Израиле, Исландии, Норвегии и др.;

системы вспомоществования, существующие в Австрии, Венгрии, Новой Зеландии;

добровольное страхование, существующее в Дании и дополнительно к основным видам — в Финляндии, Швеции и др.

Однако многие программы основаны на сочетании этих видов и представляют смешанный тип или относятся к системе социального страхования в целом. Это, например, программы Ирландии, Нидерландов, Португалии, Франции и др. Помимо этого, дополнительная помощь безработным оказывается через программы, основанные на проверке уровня доходов семьи, исходя из ее нуждаемости.

Почти все зарубежные программы страхования по безработице и вспомоществованию включают требования трудоспособности.

Безработный до назначения пособия должен зарегистрироваться в Бюро труда и регулярно отмечаться весь период выплаты пособия.

Однако сумма пособия может значительно ограничиваться потолком заработка, из расчета которого в настоящее время исчисляется базовый процент пособий [7, C.121].

Во многих странах безработным выплачивается в качестве пособия единая сумма, размер которой не зависит от предыдущей заработной платы. Пособия обычно устанавливаются лишь на основании статуса семьи или возраста работника. Единовременное пособие по безработице выплачивается в Великобритании, Италии, Финляндии. Во Франции, Ирландии в дополнение к единому пособию выплачиваются дифференцированные надбавки, равные определенному проценту от средней заработной платы.

К основному пособию безработного, являющегося главой семьи, предусматриваются надбавки на супругу, детей и иждивенцев. Эти надбавки состоят из постоянных сумм или дополнительного процента к средней заработной плате.

В большинстве стран право на пособие предоставляется один раз в год. Для безработных, охваченных обязательным страхованием, продолжительность получения основного пособия зависит от страхового стажа, как правило, колеблется от 12 до 26 недель [7, C.122].

В тех странах, где существует система помощи по безработице, продолжительность выплат не имеет ограничений, установленных законодательно. Кроме того, существуют программы, дополняющие страхование по безработице. Так, лица, исчерпавшие право на обычные страховые пособия, могут получать так называемое пособие по окончанию прав или определенную финансовую помощь, предусмотренную для граждан, доходы которых после проведения тестирования оказались ниже определенного уровня.

Рассмотрим более подробно программы защиты от безработицы, существующие в некоторых странах.

В Австралии существует система вспомоществования по безработице. Она охватывает лиц, имеющих занятие, приносящее доход, а также незанятых, отвечающих квалификационным условиям. Выплачивается пособие всем гражданам от 16 лет до пенсионного возраста. Однако для этого надо пройти тестирование.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В Австрии действует система обязательного страхования. Она охватывает наемных работников, кроме того, имеется социальная программа для строительных рабочих.социальный работник безработица Для получения пособия по безработице необходимо иметь 20 недель страхового стажа за последние 12 месяцев или 52 недели за последние 24 месяца при первом обращении.

В Бельгии существует система обязательного страхования. Она охватывает наемных рабочих и учеников. Помимо этого имеются системы для шахтеров, моряков строительных рабочих, работников закрытых предприятий и т.д. Исключение составляют госслужащие; домашняя прислуга, занятая менее 4 часов в день или 24 часов в неделю; временные работники и семейная рабочая сила. Для получения пособия по безработице необходимо иметь 75 дней застрахованной занятости за последние 10 месяцев или 600 дней за последние 36 месяцев [26, C.124].

Пособия периодически корректируются по мере изменения цен. Дополнительное пособие выплачивается для особых профессиональных групп с целью обеспечить прожиточный минимум.

В Великобритании существует система обязательного страхования. Она охватывает наемных работников, чей недельный заработок составляет 38 ф.ст. и более. Исключение составляют самозанятые лица, замужние женщины и вдовы, выплачивающие сокращенные взносы.

Общая продолжительность выплаты пособия за один или несколько периодов безработицы, разделенных периодами занятости менее 8 недель, не более 312 дней. Для продолжения получения пособия необходимо отработать вновь не менее 13 недель.

В Германии существует система обязательного страхования. Она включает наемных рабочих и надомников; учеников и стажеров. Исключение составляет временная и семейная работа.Базовое пособие по безработице выплачивается в случае, если имеется 360 дней застрахованной занятости за последние 3 года (для сезонных рабочих — 180 дней). Помимо этого имеются специальные пособия, они выплачиваются строительным рабочим, не занятым из-за климатических условий; рабочим, занятым неполную рабочую неделю (в следствии временной потери заработка).

Базовое пособие по безработице составляет 68% заработка после выплаты налогов (одиноким — 63%). Выплачивается пособие с первого дня в течение 16-52 недель. В возрасте 42 лет и старше при наличии трудового стажа 840 дней за последние 7 лет продолжительность выплат свыше 312 дней. В возрасте 54 лет и старше при наличии необходимого стажа — 832 дня.

Безработный может также получать вспомоществование по безработице. Для этого необходимо пройти проверку на нуждаемость. Вспомоществование составляет 58% (56% — для одиноких) предыдущего заработка после выплаты налогов для лиц, исчерпавших свое право на базовое пособие. Продолжительность его не ограничена, однако для его получения требуется ежегодное тестирование [7, C.123].

Во Франции страхованию по безработице подлежат наемные лица. Исключение составляют сезонные рабочие и домашняя прислуга. Лица, длительное время не имеющие работу, получают пособие и по истечении прав на его получение.

Действуют также:

специальные системы для строительных рабочих, докеров, моряков торговых судов, авиаторов;

программа солидарности, по которой помощь получают: молодежь, имеющая работу; недавно овдовевшие; разведенные; одинокие женщины с детьми; военнослужащие, уволенные в запас; бывшие заключенные; ученики (подмастерья);

солидарное пособие — помощь лицам, имеющим определенный трудовой стаж.

Для получения пособия по безработице необходимо иметь возраст не старше 60 лет; страховой стаж — 91 день, или 507 часов за последние 12 месяцев до наступления безработицы. Чтобы получать максимальный размер страхования по безработице необходимо иметь 2 года страхового стажа за последние 3 года. С возраста 57,5 лет при наличии 10 лет страхового стажа и когда человек не работает год и более пособие может выплачиваться до 65 лет.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Для получения других видов пособий необходимо в течение 6-12 месяцев быть безработным.

В США страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Федеральным законом определены общие принципы страхования по безработице, законодательство каждого штата их конкретизирует и дополняет. Каждый штат определяет категорию лиц, подлежащих страхованию, порядок получения пособий, их размеры и сроки выплаты в зависимости от уровня безработицы в предшествующий период. Фонды страхования по безработице образуются за счет налогов с предпринимателей; размеры их устанавливаются в процентном отношении к выплаченной заработной плате.

В системе социального обеспечения важное место занимает программа «Помощь семьям с зависимыми детьми». Непосредственно за реализацию программ отвечают штаты, которые определяют, в рамках, установленных Федеральным правительством, размеры пособий и условия их получения. Федеральное правительство возмещает штатам определенный процент издержек. Изначально программа была задумана таким образом, чтобы поощрять работоспособным отцов семейства искать работу, а матерей — оставаться дома. Помощь не предоставлялась семьям, где отец семейства работоспособный, какой бы бедной семья не была, а также уменьшалась на сумму заработка матери, если она начала работать. Затем условия получения пособий по этой программе были несколько либерализованы: штатам была предоставлена возможность выдавать пособие семьям с безработным отцом.

Помимо этого в США развита такая система социальной защиты, как вспомоществование бедным. В отличие от социального страхования, для получения помощи в системе социального вспомоществования не требуется специальных предварительных взносов. Критерий для ее получения — нуждаемость. Основными задачами сферы вспомоществования являются: обеспечение гарантированного дохода, поддержка нуждающихся семей с детьми, продовольственная, жилищная и медицинская помощь [36, C.123].

Программа помощи семьям с детьми предполагает оказание помощи многодетным семьям с низкими доходами, где глава семьи — вдова, разведенная или мать одиночка. В ряде штатов пособие по этой программе предоставляется семьям, где является безработный отец.

В Германии политика занятости гарантирует в случае потери работы сперва пособия по безработице в размере 60-70% заработка, а затем помощь по безработице, обеспечивающую прожиточный минимум всем членам семьи безработного. Размер определяется с учетом стажа работы, размера заработной платы и демографической структуры семьи. А программа обеспечивает возможность профессиональной реабилитации работника; привлекает пассивных безработных к общественному труду; содействует созданию предприятиями новых рабочих мест и т.д.

Основная часть финансовых средств образуется в результате социального страхования по безработице. Таким образом, основные средства финансирования оказываются связанными со своими источниками. Дополнительное финансирование осуществляет федеральный бюджет.

Помимо выплаты пособий существует целый ряд направлений, по которым расходуются полученные денежные средства. Федеральное ведомство труда выделяет кредиты и субсидии предприятиям, готовым интегрировать безработных; участвует в финансировании служб повышения квалификации (это касается только перспективных с точки зрения занятости профессий), страхует безработных по болезни, выплачивает пособия на их детей; изучает информацию о рынке труда и распространяет ее; осуществляет юридические консультации и т.д.

При этом следует подчеркнуть, что политика занятости в ФРГ не призвана отменить законы рыночного хозяйства, и не стремится ликвидировать безработицу. Последние семь лет более 2 млн. человек, или 10% всех работающих по найму мужчин и женщин. Однако, несмотря на столь высокую долю безработных, система социальной защиты позволяет избежать серьезных социальных потрясений и гарантирует поддержку каждому.

Таким образом, можно сказать, что суть проводимой в настоящее время политики в отношении безработных заключается в том, что нуждающейся семье с детьми следует помогать не столько денежными пособиями, сколько содействием получению образования, квалификации, работы — с тем, чтобы она могла избежать длительной зависимости от государственных органов социального обеспечения.

Большое внимание в зарубежных странах уделяется молодежи, в том числе впервые ищущей работу.

Для увеличения молодежной занятости в Италии, например, введен контракт по подготовке к труду. На его основании молодые люди в возрасте 15-29 лет в течение 24 месяцев получают на предприятии профессиональную подготовку. Взамен работодатели не платят социальные взносы, что экономит им около 5 млн. лир в год. Острота молодежной безработицы вынудила профсоюзы отказаться от принципа равенства оплаты за равный труд [36, C.124].

Большую работу проводит в этом плане профсоюз. Одним из направлений его деятельности является разработка хартии прав молодого трудящегося. Ее основными положениями являются:

а) право на информацию, для чего создаются центры по информации для безработных, которые будут предоставлять молодежи, ищущей работу, сведения о ней;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

б) право на подготовку, для чего могут производиться соответствующие изменения в преподавании в школе ученичестве, контрактной системе «Подготовка — труд»;

в) право на труд — имеется в виду борьба с трудом несовершеннолетних и подпольным трудом, охрана прав трудящихся, занятых неполный рабочий день, на сезонных и нерегулярных работах (основная часть здесь — молодежь);

г) профсоюзные права — предоставление молодым трудящимся и безработным права выбирать собственных представителей в профсоюзные структуры и делегации, ведущие переговоры.

2.2 Деятельность социального работника в оказании помощи безработным

Учетом и регистрацией безработных, расчетом размеров пособий для них занимаются сотрудники служб занятости. Деятельность социального работника должна заключаться, прежде всего, в оказании психологической помощи индивиду, потерявшему работу. Эта деятельность включает в себя психодиагностику с определением состояния безработного, психотерапию последствий влияния на состояние безработного различных отрицательных факторов, психокоррекцию личностных и психических отклонений.

Применяются индивидуальные и групповые терапевтические беседы, психотренинг, релаксационные упражнения, рациональная терапия. Цель таких воздействий — внушить безработному более высокую самооценку, уверенность в своих силах, снять депрессивные явления.

Нуждается в помощи также семья безработного, ибо без ее коррекции помощь самому безработному может оказаться непродуктивной. Необходимо осознания того, что только с содействия своей семьи безработный может преодолеть временные сложности, необходимо также снятие депрессивных, психоматических моментов у членов его семьи. Необходимо избавляться от комплекса неудачливости, отверженности, социального провала, которые так характерны для таких семей.

Одной из наиболее многообещающих социальных технологий в деле помощи безработным является их профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации. Для функционирующей экономики нормально, что одни профессии становятся менее распространенными и нужными, теряют популярность, количество мест для таких профессий и оплата за работу снижаются. Тогда происходит перелив рабочей силы в более прогрессивные отрасли занятости, в сферу обслуживания, где больше рабочих мест, более высокие доходы. Для того чтобы внедриться в эти новые сферы, нужна переподготовка кадров, и целые организации, службы, агентства заняты этой работой.

В наших условиях связь между общественно необходимым занятием и достойной его оплатой отнюдь не обязательна. Краткосрочная потребность в финансовых работниках, юристах, менеджерах в основном удовлетворена. Кадры массовых специальностей не имеют оплаты, достаточной для поддержания и воспроизводства рабочей силы. Поэтому все программы подготовки и переподготовки должны иметь прикладной, локальный характер. Только на конкретной территории можно определить, кадры какой специальности нужны здесь и могут найти применение в регионе (или даже в районе) [4, C.105].

Иной вариант — подготовка кадров перспективных профессий с последующим созданием структур для применения и местного финансирования для их функционирования. Так, в значительной мере, развивается занятость в социальной сфере.

Практика показывает, что при наличии подходящих, сильно мотивированных кадров создание нового учреждения для их работы не представляет непреодолимой трудности, особенно если использовать негосударственные формы организации. Представляет определенную трудность качество образования в процессе подготовки и повышения квалификации кадров. К сожалению, отнюдь не все ведущие образовательную деятельность учреждения обладают преподавательскими кадрами высокой квалификации, постановка дела и преподаваемая специальность не всегда соответствует критериям и стандартам существующей системы подготовки и повышения квалификации кадров. Поэтому, рекомендуя безработному то или иное образовательное учреждение, необходимо ознакомиться с наличием государственной лицензии на право повышение квалификации, с преподавательским составом и материальной базой.

Важным средством социальной реабилитации безработных является создание из их числа групп самопомощи к взаимопомощи. Такие группы, объединяющие людей со сходной судьбой, снимают ощущение отверженности, с которым живут многие безработные, дают неформальную поддержку товарищей по несчастью. Это фактор сохранения социальности для людей, лишенных поддержки трудового коллектива. Некоторые проблемы информационной и консультативной помощи безработным решаются легче через группы, чем в индивидуальном порядке. Группы ликвидируют дефицит общения, эмоциональной поддержки, характерный для безработных. Через группы также с большей эффективностью возможно выявление потребностей безработных, защита их интересов [39, C.82].

Группы самопомощи безработных могут проложить путь с организации самообеспечения в экономическом плане, к началу индивидуальной и семейной предпринимательской деятельности.

В условиях необратимой деградации больших промышленных предприятий и угасания столкнувшегося с ожесточенной иностранной конкуренцией промышленного и сельскохозяйственного производства, надежда на личное самообеспечение в значительной мере может быть связана только с развитием индивидуального и семейного предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Принято считать также, что именно малый бизнес является инструментом прогресса, чутко реагируя на требования рынка и продвигая только самое необходимое, остро современное. В организационных Формах малого бизнеса гораздо легче применять неполную занятость, надомный труд, в том числе, и труд высоко квалифицированных кадров. В наших условиях индивидуальный и семейный бизнес имеет свою специфику.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Во-первых, массовое использование приусадебных земельных участков для получения продуктов для семьи не может считаться современным индивидуальным предпринимательством, так как это, в сущности, вариант натурального хозяйства.

Во-вторых, мелкое предпринимательство является высоко криминальной сферой уклонения от учета и налогов, он зависит от рэкета как криминальных, так и государственных структур. Кроме того, отсутствие законодательной и организационной базы поддержки малого бизнеса обрекает предпринимателей на излишние трудности. В таких условиях наиболее жизнеспособной оказывается мелкая посредническая торговля, бизнес «челноков». К сожалению, слабее всего развивается наиболее перспективное предпринимательство в сфере обслуживания. Однако объективные экономические законы должны проложить себе путь и в наших условиях. Развитие индивидуального, семейного, соседского бизнеса будет содействовать улучшению социально-экономического положения и морально-психологического самочувствия безработных и их семей, развитию определенных видов деятельности, в которых имеется потребность на рынке услуг.

Вероятно, наиболее продуктивным было бы введение самоуправления или социального управления. Обучение специалистов по социальной работе знаниям и навыкам организации малого бизнеса должно стать неотъемлемой частью их подготовки. Личностные же качества социальных менеджеров — предприимчивость, умение видеть область применения для малого бизнеса, способность работать как в команде, так и в одиночку, должны быть известны специалистам по социальной работе и использоваться по назначению, в случае их наличия (считается, что приблизительно 10% населения наделены предпринимательскими и организаторскими способностями).

Очень часто безработным и их семьям требуется помощь. Однако это не означает низведение человека до роли опекаемого и потребителя государственных услуг. Главный принцип здесь — усиление позиций каждого человека. Имеется в виду возможность получения или повышения образования, профессии, приобретения собственности, достижения более высокого уровня материального благополучия и т.д.

Таким образом, основная помощь должна быть направлена на предоставление безработным работы, с тем, чтобы они ни от кого не зависели и сами могли удовлетворить все свои потребности.

Приоритетным направлением помощи безработным в настоящее время должно быть сохранение действующих рабочих мест. Одним из путей достижения этого может быть, например, введение определенного порядка, который ставит предпринимателя перед альтернативой; либо сохранять рабочие места, либо нести расходы по переподготовке и материальной поддержке высвобожденных работников.

Значительная роль в этом вопросе принадлежит органам государственной службы занятости, которые обязаны подыскивать безработным подходящую работу, а в случае необходимости — помочь им в повышении квалификации, получении новой профессии [23, C.92].

Служба занятости создает специальные организации, оказывающие помощь безработным женщинам. Так, совместно с Союзом женщин России организован Центр социальной поддержки женщин. Его задачей является адаптация женщин, испытывающих трудности в поиске работы, содействие им в приобретении новой специальности и профессии. В соответствии с его программой около 600 женщин будут обучены основам бизнеса и смогут впоследствии организовать собственное дело. Другое направление работы центра -организация новых рабочих мест для женщин, в том числе — по машинной и ручной вязке изделий на ряде малых предприятий. Подобные организации имеются не только в Москве, но и во многих городах России.

Значительная часть безработных проявляет интерес к выполнению работ по начислению и перерасчету пенсий, пособий, заполнению страховых медицинских полисов и т.п.

Служба занятости занимается также:

подбором кадров для работодателей;

информированием населения и работодателей о состоянии ранка труда;

консультированием населения по законодательству о занятости и труде.

Служба занятости может оказывать помощь в трудоустройстве детям-школьникам, предоставлять им работу на несколько часов в день или в неделю на период учебы; направлять их на лето в трудовые лагеря, где они могли бы совмещать отдых и посильную работу.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Определенную помощь подросткам могли бы оказать местные власти. Главы администрации имеют право «квотировать» места для молодежи, снижать налоги тем предприятиям, как государственным, так и частным, которые берут на работу молодых, создают новые рабочие места. Однако надо иметь в виду, что создание вакансий — дорогое удовольствие для предпринимателей и поэтому оно должно получать поддержку от государства: за счет усиления правовой безопасности для бизнесменов, совершенствования налогового законодательства и выделения банковских кредитов на приемлемых условиях. В большинстве регионов этого не делается. Очевидно, местные власти еще не осознали, чем это им грозит и каковы будут последствия их невнимания к проблемам молодежи и подростков.

Безработным могут помочь различные учебные заведения и курсы, которые обучат их новым профессиям и специальностям. Учебные заведения могут помочь и сегодняшним студентам, которым еще предстоит в будущем стать работниками, а может Выть и безработными. Для них следует ввести специальный курс, где студентов обучали бы, как надо действовать на рынке труда, наниматься на работу, вести переговоры, т.е. уметь представить себя как работника в наилучшем виде. Такая работа проводится во многих учебных заведениях за рубежом.

Помощь семье безработных могут оказать также различные детские досуговые учреждения и организации, которые могли бы занять ребенка каким-либо делом, с тем, чтобы он не был предоставлен самому себе и не попал под влияние улицы, преступных группировок, асоциальных подростков и т.п.

И, наконец, помочь безработным, а, следовательно, и их семьям, могут и сами производственные коллективы. Возможности государства, особенно сегодня, очень ограничены. Однако даже в развитых странах, где они существенно выше, роль предприятий в организации социальной защиты очень велика. Многие концерны и фирмы создают собственные фонды социальной защиты трудящихся, позволяющие решать многие социальные и производственные проблемы.

Фонды социальной защиты на предприятиях выступают как многоцелевые. Их цели — оказание помощи безработным, предоставление работникам возможности преждевременного выхода на пенсию, дополнительных пенсионных выплат и т.п. Создаются подобные фонды либо на односторонней основе, т.е. за счет прибыли предприятия, либо на двухсторонней — прибыли предприятий и взносов профсоюзов, либо на трехсторонней — прибыли, предприятий, взносов профсоюзов и самих работников. Последний вариант признается наиболее целесообразным.

Все взносы в фонд являются возмездными, т.е. все участники, в конечном счете, получают их обратно. Наиболее важным и интересным здесь является процедура возмещения взносов предприятий. Для достижения этого имеется два пути. Первый — это включение таких затрат в цену продукции и услуг. Однако в этом случае предприятие может стать неконкурентоспособным. В связи с этим более распространенным является другой путь. Свободные денежные средства фонда социальной защиты используются фирмой — организатором в хозяйственном обороте. И таким образом, создание таких фондов становится выгодным и для предпринимателей и для наемных работников.

В решении задач обеспечения занятости населения большую роль могут сыграть добровольные объединения предприятий, учреждений, организаций и самих трудящихся по «интересам» для выживания в условиях конкуренции. В этих целях представляется целесообразным, например, объединение промышленных или строительных предприятий с научно-исследовательскими учреждениями и организациями, региональными информационными центрами, банками в добровольные ассоциации. Их цель, прежде всего, в оказании друг другу технической, аналитической и финансовой помощи, что может помочь сохранить трудовые коллективы. Не менее важную роль могут сыграть и так называемые интеграционные кассы. Они создаются на основе добровольных взносов организаций, их образующих. В случае необходимости каждый участник кассы может получить беспроцентную ссуду [29, C.133].

Для сохранения рабочих коллективов могут быть рекомендованы и другие пути. Наиболее распространенными среди них являются: установление сокращенных рабочего дня и недели, разделение рабочего места между двумя работниками и установление в этой связи гибкого графика работ, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска. Существенным подспорьем может стать развитие общественных работ.

Важное значение может иметь создание общественных ассоциаций работников, выступающих как организации взаимопомощи. Опыт зарубежных стран показывает их эффективность. Они могли бы оказать человеку не только материальную, но и моральную поддержку.

Резюмируя сказанное, надо отметить, что вся деятельность служб, занимающихся помощью безработным и их семьям, должна подчиняться установкам. Лучше воспрепятствовать возникновению социального зла, чем устранять его последствия, социальная политика, ориентированная в будущее, должна быть профилактической и сочетать в себе рентабельность и гуманность. Рентабельное и гуманное, с их точки зрения, означает, во-первых, дать возможность семье выполнять свои воспитательные функции и лишь в случае необходимости финансировать дорогостоящие учреждения по возмещению ущерба, возникшего как результат недостаточной заботы семьи и государства о детях; во-вторых, предотвращать несчастные случаи значительно проще и легче, чем смягчать их последствия; в-третьих, сохранять здоровье, а не бороться с болезнями.

Определенную помощь безработным могут оказывать социальные службы.

1. Социальные работники должны выявлять семьи безработных, наблюдать за ними, изучать их состояние, потребности. Для анализа семьи необходимы следующие данные:

количество членов семьи, в том числе детей;

пол и возраст детей и родителей;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

материальное положение семьи;

количество безработных в семье;

продолжительность периода безработицы, ее причины;

жилищные условия;

отношения между родителями, детьми, родителями и детьми;

состояние здоровья детей и родителей, наличие больных, инвалидов с детства;

уровень образования безработных;

профессия безработных, их трудовой стаж;

успеваемость детей;

наличие детей, которые не учатся и не работают, причины этого;

наличие асоциального поведения у членов семьи, его типы (алкоголизм, наркомания и др.);

возможности проведения летнего отдыха;

круг интересов семьи и др. [2, C.322]

Выявление основных проблем в семье безработного позволит определить направления помощи, которую может предложить им социальный работник. В случае необходимости он может привлечь и другие организации.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2. Оказание юридической помощи: отстаивание интересов безработных и их семей; предоставление различных консультационных услуг по правовым вопросам, трудовому и социальному законодательству, в том числе защита прав безработных в случае необоснованного увольнения, неправильной выплаты пособий и т.д.

3. Социальный работник должен направлять нуждающихся в Службу психологической помощи населению. Некоторые исследования показывают, что в помощи профессионального психолога периодически нуждаются в различных регионах от 60 до 90% людей разного возраста. Безработный очень часто находится в стрессовом состоянии, это отрицательно сказывается не только на его здоровье и психике, но и на его близких. Всем этим людям требуется помощь, чтобы по возможности безболезненно выйти из этого состояния.

4. Социальный работник, совместно с предприятиями и организациями, находящимися на данной территории, профсоюзами может заниматься организацией досуга и отдыха детей из семей безработных.

5. Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве. Исследования, посвященные положительным результатам этой деятельности, обычно сосредоточивают основное внимание на самом факте устройства на работу, а не на том. на какое время она предоставляется, насколько она сопоставима с предыдущей работой, лучше или хуже оплачивается. Однако, эти вопросы очень важны, и помогая безработному в выборе работы, социальный работник должен обратить на них внимание.

6. Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциации. Никто не может лучше, чем сам человек решить свои проблемы и никто не знает лучше него самого, чего ему нужно. Объединившись, безработные могли бы создавать собственные предприятия. При этом они бы поддерживали друг друга и морально, так как люди, находящиеся в одинаково тяжелом положении, лучше понимают друг друга.

Особое внимание при этом следует обратить на развитие женского бизнеса. Сегодня во многих странах мира, да и у нас в стране, женщины занимаются бизнесом. Они могут создавать школы-сады, организовывать группы изучения иностранных языков, музыки, живописи и т.д. Функциями социального работника в этом деле могут быть оказание разовых консультаций ассоциациям, которые обращаются за помощью, сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов; поиск лиц, нуждающихся друг в друге, и др.

7. Социальный работник должен способствовать организации различных курсов, кружков и школ, в том числе и частных. Целью их создания является обучение и переобучение работников. Сейчас увольнению, как правило, подлежат люди, профессия, квалификация которых оказалась ненужной производству. И, следовательно, выплата им пособий по безработице, пока не будет найдена возможность их трудоустройства по старой профессии — пустая трата денег. В любом случае через некоторое время и то предприятие, куда их трудоустроят, откажется от работника такого профиля.

Подобное направление социальной защиты малоэффективно. Это, по существу, тупиковый путь. Главным направлением должно стать качественное переобучение работника, которое позволит ему вновь включиться в работу, сделает его конкурентоспособным, инициативным функционером.

Другое направление деятельности социальных работников — предупредительные мероприятия, способствующие сокращению возможности безработицы. Для этого социальный работник может способствовать созданию различных кружков, курсов с тем, чтобы все желающие могли расширить круг своих профессиональных знаний, а также умений и навыков, никак не связанных с их основной работой. Это дает возможность, во-первых, увеличить доход работника, а во-вторых, легче найти работу в случае увольнения или безработицы.

8. Большую роль могут сыграть специальные детские фонды. Их задачами должны стать выявление детей, проявивших интерес к бизнесу, организация для них специальных курсов по изучению его основ, помощь на начальном этапе деятельности. Для детей, желающих заработать деньги, можно было бы создать — с их же помощью — детские кооперативы, акционерные общества, товарищества [18, C.133].

Возглавить и координировать эту работу мог бы социальный работник совместно с представителями частнопредпринимательских структур и общественности. Опыт подобной работы уже имеется.

Осуществление такой политики предполагает разработку и реализацию правовых норм использования детского труда. Сегодня закон фактически закрывает глаза на реальную детскую занятость и отказывает детям в таких же правах на работу, как взрослым, поэтому так много работы делается детьми нелегально. В результате они очень часто подвергаются эксплуатации по условиям труда, времени работы, оплате, нормам, безопасности (для взрослых это практически исключается, так как их права защищает профсоюзная организация). Особую тревогу вызывает использование детей частными и кооперативными организациями на вредных, низкооплачиваемых работах, на работах в ночное время или осуществляемых ими вместо занятий в школе. Заниматься борьбой с этим может и социальный работник совместно с представителями правоохранительных органов.

И, наконец, последнее — личность социального работника. Есть присказка: «Мы не настолько богаты, чтобы иметь дешевую позицию».

Это в полной мере относится и к социальному работнику. Зарплата и блага, которые он будет получать как государственный служащий, должны быть такими, чтобы возникла необходимость в конкурсе и профотборе, которые позволят определить профессиональную пригодность претендентов и отобрать лучших. Именно тогда социальной работой будут заниматься люди, которые принесут наибольшую пользу.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безработица — одна из самых больших и трудноразрешимых проблем современной России. В основном, задачу защиты занятости граждан приписывают к обязанностям государства. Но, к сожалению, государство не может в полной мере выполнить эти обязанности. Как показывают социологические исследования, в числе безработных в России оказываются в первую очередь неквалифицированные или малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, «слабые» демографические группы — молодежь, пожилые, женщины с детьми. Каковы же наиболее эффективные пути выхода из данной сложившейся ситуации?

Одной из наиболее многообещающих социальных технологий помощи безработным является их профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации. Все программы подготовки и переподготовки должны иметь прикладной, локальный характер. Только на конкретной территории можно определить, кадры какой специальности нужны здесь и могут найти применение в регионе.

Для отдельных категорий населения (освобожденных из мест заключения, бомжей и т.д.) можно использовать проведение общественных работ. Как правило, такие работы общедоступны и не требуют длительной профессиональной подготовки. Их финансируют предприятия, для которых выполняются эти работы, а также используются средства местного бюджета и государственного фонда занятости.

И все же при всем при этом, главная нагрузка последствий безработицы ложится на обычного безработного. Возможностей по переподготовке не всегда хватает, найти работу по специальности, либо просто «подходящую» не представляется возможным.

Современная нестабильность вкупе с незащищенностью оказывает негативное психическое воздействие на человека. Какова же роль социального работника в решении проблем безработных? На наш взгляд, можно сформулировать следующие рекомендации:

Во-первых, социальные работники должны выявлять семьи безработных, наблюдать за ними, изучать их состояние, потребности.

Социальный работник может содействовать в юридической помощи: отстаивать интересы безработных и их семей, предоставления различных консультационных услуг по правовым услугам, трудовому и социальному законодательству, в том числе защита прав безработных в случае необоснованного увольнения, неправильной выплаты пособий и т.д.

Социальный работник может направлять нуждающихся в службу психологической помощи населению, вследствие того, что безработные часто находятся в состоянии стресса.

Социальный работник, совместно с предприятиями и организациями, находящимися на данной территории, профсоюзами может заниматься организацией досуга и отдыха детей из семей безработных.

Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве.

Социальный работник может помочь безработным в создании ассоциации. Объединившись, безработные могли бы создавать собственные предприятия.

Другое направление деятельности социальных работников — предупредительные мероприятия, способствующие сокращению безработицы. Для этого социальный работник может способствовать созданию различных кружков, курсов с тем, чтобы все желающие могли расширить круг своих профессиональных знаний, а также умений и навыков, не связанных с их основной работой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Алексеев А.И., Симагин Ю.А. Географические аспекты изучения безработицы в России. // Вестник Московского университета. — 2015. — № 1. С.40-43.

Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения. М.: «КНОРУС», 2012. — 663с.

Бороденский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице. // Человек и труд. — 2015. — № 9. — С.11-13

Брайер К.Х. Безработица и неполная занятость. // Социс. — 2013. — № 10. — С.101-108.

Васильев Я.Т. Региональная занятость и рынок труда: Основы теории, функционирования и прогнозирования. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2014. — 215с.

Вологодин С. Если вы безработный: о социальных гарантиях: юридическая консультация. // Народный депутат. — 2014. — № 3. — С.61-62.

Гимпельсон В., Горбачева Т. Движение рабочей силы: оценки, международные сопоставления и влияние на рынок труда. // Вопросы экономики. — 2016. — № 2. — С.120-125.

Гулина М.А. Психология социальной работы. СПб, Питер, 2012. — 352с.

Гутгарц Р. Молодежная биржа труда: электронный вариант. // Служба кадров. — 2013. — №1. — С.62-63.

Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования. // Вопросы экономики. — 2015. — №1. — С.78.

Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. М.: Эксмо, 2012. — 248с.

Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. М.: изд-во Высшая школа, 2012. — 212с.

Донина О.И., Овсяник О.А., Нагорнова А.Ю. Методика исследования в социальной работе. М.: Социум, 2014. — 284с.

Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. М.: Владос, 2016. — 240с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Занятость, безработица, служба занятости: толковый словарь терминов и понятий. / Под ред. Ю.В. Колесникова. — М.: Нива России, 2016. — 288с.

Занятость населения и рынок труда: учебно-методические материалы. / Под ред. Л.Т. Столяренко. — М.: изд-во МГСУ, 2014. — 422с.

Заяц О.В. Занятость населения и ее регулирование. Владивосток: «Владивосток», 2013. — 236с.

Иванов В. Н. Социальные технологии. М.: Муниципальный мир, 2014. — 256с.

Илясов Е. Молодежь на рынке труда. // Новые знания. — 2012. — №2. — С.20-22.

Климентский М. Многоликая безработица: проблемы развитой рыночной экономики и позиции профсоюзов. // Профсоюзы. — 2016. — №9. — С.34-35.

Котляр А.Э., Кирпа И.Н. Проблемы занятости и рынка труда России. М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 124с.

Кулешова Е. Реакция рынка труда на притязания молодежи. // Служба кадров. — 2013. — №9. — С.47-51.

Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. — 210с.

Меликьян Р.П. Колосова М.. Экономика труда и социально-трудовые отношения. М.: Издательство Московского Университета, 2014. — 318с.

Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи на сферах занятости, производства и потребления. // Социс. — 2015. — №2. — С.105-113.

Никифорова А.Л. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Дашков и К°, 2013. — 324с.

Омельченко Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их гендерные особенности. // Социс. — 2016. — №11. — С.36-47.

Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. М.: «ИНФРА-М», 2015. — 257с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Павленок П.Д. Социальная работа. М.: ИСПИ РАН, 2016. — 288с.

Ромашов О.В. Социология труда. М.: Гардарики, 2014. — 320с.

Руденко Г.Г. Служба занятости и ее функции. М.: РЭА, 2013. — 242с.

Соколова Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения. // Социс. — 2014. — №9. — С.20-23.

Теория и методика социальной работы. / Под ред. В.И. Жукова и др. — М.: Союз, 2014. — 342с.

Фофанова Н. Оптимизация занятости. // Служба кадров и персонал. — 2014. — №3. — С.36-39.

Холостова Е.И. Социальная работа. М.: Дашков и К°, 2014. — 420с.

Чукреев П.А. Социальные технологии регулирования занятости молодежи. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. — 320с.

Чупров В. И. Интеграция или исключение: молодежь и рынок труда в России. // Международный журнал социальных наук. — 2010. — №31. — с.43-54.

Юзефавичус Т.А. Технология социальной работы с молодежью. М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 224с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

595

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке