Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Учет и анализ себестоимости продукции в ОАО ‘Хлебопек'»

Проблема снижения себестоимости всегда должна быть в центре внимания любого предприятия. В этом плане важное значение имеет управление процессом формирования себестоимости, и прежде всего строгость учета производственных затрат, не только бухгалтерского, налогового, но и управленческого, основным принципом которого является ориентация на удовлетворение информационных потребностей управления, когда информация должна опережать принимаемые решения.

Введение

Проблема снижения себестоимости всегда должна быть в центре внимания любого предприятия. В этом плане важное значение имеет управление процессом формирования себестоимости, и прежде всего строгость учета производственных затрат, не только бухгалтерского, налогового, но и управленческого, основным принципом которого является ориентация на удовлетворение информационных потребностей управления, когда информация должна опережать принимаемые решения. Это дает возможность руководителям отслеживать протекающие процессы в режиме реального времени, оперативно контролировать результаты работы, своевременно принимать меры для устранения недостатков, ведущих к удорожанию себестоимости и снижению рентабельности производства и продаж.

Построение учета и анализа производственных затрат и выбор методов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в значительной степени зависят от особенности отрасли, типа и вида производства, характера его организации и технологического процесса, разнообразия вырабатываемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, массовости выпуска, объектов калькулирования, структуры организации и других условий. Поэтому, знание затрат на производство, своевременный и качественный анализ этих затрат позволяет гибко регулировать производственный процесс, что определяет актуальность исследования.

Объектом исследования является предприятие пищевой промышленности ОАО «Хлебопек», основным видом деятельности, которого является хлебопекарное, кондитерское и макаронное производство, среди прочих видов деятельности — оптовая торговля.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе учета, анализа себестоимости предприятия.

Цель курсовой работы — исследование учета и анализа себестоимости продукции.

Задачи:

·   Провести анализ основных технико-экономический показателей деятельности предприятия.

·   Рассмотреть особенности организации бухгалтерского учета на предприятии.

·   Исследовать основные вопросы учета затрат и себестоимости продукции на предприятии.

·   Провести экономический анализ себестоимости продукции.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных ученых по теории и практике финансового анализа.

В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования (диалектика, анализ, синтез, системный и комплексный подход), специальные приемы экономического анализа и статистики (детализация, группировка, способы абсолютных и относительных разниц, сравнение).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Информационной базой являются нормативно-правовые акты, отчетность предприятия, учебные пособия, статьи периодической печати.

Структура. Курсовая работа содержит введение, две главы (теоретическая и аналитическая), список использованных источников и приложения. В первой главе дана характеристика основных ТЭП предприятия. Проанализированы особенности организации учета себестоимости и затрат на производство и реализацию продукции, также рассмотрены вопросы учета прямых и косвенных затрат. Во второй главе проведен анализ себестоимости продукции.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные мероприятия могут быть внедрены на предприятии, что будет способствовать оптимизации финансового состояния.

1. Бухгалтерский учет себестоимости продукции

1.1 Экономическая характеристика предприятия

ОАО «Хлебопек» образовано в процессе приватизации государственных предприятий в 1992 году, зарегистрировано Постановлением Администрации города Мурманска №640 от 27.10.1992 г.

ОАО «Хлебопек» является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.

Местонахождение: Российская Федерация, Мурманская область, город Полярный, улица Красноармейская, дом 1.

Основной целью ОАО «Хлебопек» является извлечение прибыли.

ОАО «Хлебопек» является коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на акции. Уставный капитал составляет 688560 рублей. Он состоит из 51642 обыкновенных и 17214 привилегированных акций одинаковой номинальной стоимости по 10 рублей. В соответствии с Уставом создан резервный фонд в размере 15 процентов уставного капитала — 104000 рублей.

В состав ОАО «Хлебопек» входит 6 обособленных подразделений, расположенных на территории Мурманской области, не имеющих статуса филиала и представительства.

Основными видами деятельности ОАО «Хлебопек» являются хлебопекарное, кондитерское и макаронное производство, среди прочих видов деятельности — оптовая торговля.

Крупнейшими покупателями (заказчиками) являются торговые сети, расположенные в городе Мурманске и на территории Мурманской области (ООО «Экспресс Маркет», ООО «Яблочко, ООО «Мир вкуса», АО «Дикси», ООО «ТД Интерторг», ООО «Окей», ЗАО «Тандер», ООО «А7», ООО «Эдельвейс», ООО «Медведь», ООО «Аня» и др.).

Система менеджмента качества и безопасности продукции ОАО «Хлебопек» выдержала проверку ведущих международных компаний по управлению рисками. Компании выданы сертификаты ISO, HACCP и IQnet.

В ОАО «Хлебопек» так же действует собственная производственная лаборатория, аккредитованная на техническую компетентность, и жесткая 3-х ступенчатая система контроля качества (сырье — производство — готовая продукция). Все это обеспечивает стабильность всех показателей выпускаемой продукции, что не раз было подтверждено на локальных, федеральных и международных выставках/конкурсах.

ОАО «Хлебопек» специализируется на выпуске хлеба, хлебобулочных изделий, кондитерских и макаронных изделий и выпускает около 30 тонн в сутки в широком ассортименте свежей и безопасной продукции.

За 2015 год предприятиями ОАО «Хлебопек» было выработано самой разнообразной продукции высокого качества, в количестве 10821,5 тонн, в 2014 году произведено продукции 11174,5 тонн, а в 2013 году — 11869,9 тонн (таблица 1, рис. 1).

Таблица 1

Показатели выпуска продукции ОАО «Хлебопек»

 

Снижение количественных показателей по выпуску хлебобулочной продукции на 3,26% в 2015 году и на 6,23 в 2014 году связано с оттоком населения из районов Крайнего Севера и появлением на рынке сбыта хлебобулочной продукции все большего числа пекарен и конкурирующих производств хлебобулочных изделий на базе крупных сетевых торговых предприятий.

Рис. 1. Динамика и структура выпуска продукции ОАО «Хлебопек», тонн

Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Хлебопек» за 2013 2015 гг. представлены в таблице 2.

По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что выручка от реализации неизменно растет. Выручка от реализации продукции за 2015 год составила 622020 тыс. руб. против уровня прошлого года 619539 тыс. руб., т.е. увеличение выручки составило 2481 тыс. руб. или 0,4%. На всем анализируемом периоде прибыль от продаж и услуг предприятия увеличивается, это значит, что организация наращивает свой производственный потенциал, увеличивает объемы продаж. Так, прибыль от продаж по бухгалтерскому отчету за 2015 год составила 63010 тыс. руб. против 2014 года 43917 тыс. руб., т.е. увеличение прибыли составило 19093 тыс. руб. или 30,3% в основном за счет снижения себестоимости продаж и незначительного увеличения объемов выручки от реализации продукции по договорам поставки. Чистая прибыль после уплаты налога от прибыли и других аналогичных платежей за 2015 год составила 17114 тыс. руб. против уровня 2014 года в сумме 19586 тыс. руб., то есть снижение на 2472 тыс. руб. или на 14,4% в основном объясняется за счет увеличения прочих расходов, включаемых в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.

Таблица 2

Технико-экономические показатели деятельности ОАО «Хлебопек»

 

Стоимость имущества имеет положительную тенденцию роста. В 2014 году увеличение произошло на 3168 тыс. руб., а в 2015 году на 57231 тыс. руб.

Основными показателями использования основных средств являются фондоотдача, которая рассчитывается как отношение объема выпуска продукции к среднегодовой стоимости основных фондов предприятия. Расчетный показатель фондоотдачи показывает, что при вложении в производство 1 руб. основных средств было получено в 2013 году 2,05 руб., в 2014 году — 2,15 руб. а в 2015 году уже 1,8 руб. выручки. Снижение в 2015 году связано тем, что, выручка росла меньшими темпами, чем стоимость основных средства.

ОАО «Хлебопек» — это многопрофильное предприятие, объединяющее большой коллектив профессионалов. Среднесписочная численность работающих в 2015 году составила 354 человека, что на 22,4% или на 102 человека ниже уровня 2014 года (456 человек). Среднегодовая выработка на одного работающего за весь период снизилась с 1647,78 тыс. руб., до 1355,16 тыс. руб. При расчете выработки на одного работника количество произведенных услуг делится на численность работников.

Проведем анализ факторов изменения суммы прибыли от продаж. Результаты факторного анализа оформим в виде аналитической таблицы 3 и 4.

Таблица 3

Анализ укрупненных факторов, влияющих на прибыль от продаж за 2014 г

 

Из расчетов мы видим, что при увеличении выручки от продажи в 2015 году на 2 481 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом, прибыль от продаж увеличилась на 19 093 тыс. руб. При этом произошло значительное снижение себестоимости на 1 228,98% от общего увеличения выручки предприятия. Таким образом, на долю увеличения прибыли от продаж в общем росте выручки приходится только 7,7% в 2015 году.

Прибыль от продаж увеличилась в основном за счет снижения себестоимости продаж и незначительного увеличения объемов выручки от реализации продукции по договорам поставки.

Таблица 4

Анализ укрупненных факторов, влияющих на прибыль от продаж за 2015 г.

В результате рентабельность продаж по прибыли от продажи имеет незначительное увеличение в 2014 году на 3% и составила на конец периода 10%. Рентабельность продаж по чистой прибыли имеет не высокий уровень, всего 3%, что говорит о низкой операционной эффективности предприятия (таблица 5).

Таблица 5

Показатели рентабельности ОАО «Хлебопек»

 

Как видно из таблицы 5 и рис. 2, что все показатели рентабельности очень низкие, причем намечена тенденция на ухудшение с 2014 года. Значение всех коэффициентов рентабельности свидетельствует о весьма низкой эффективности использования имущества, об убыточности финансово-хозяйственной деятельности.

Себестоимость реализованной продукции за 2015 год составила 473206 тыс. руб. против уровня 2014 года 503697 тыс. руб., т.е. снижение затрат составило 30491 тыс. руб. или 6,05%. За 2014 год составила 503697 тыс. руб. против уровня 2013 года 504417 тыс. руб., т.е. снижение затрат составило 720 тыс. руб. или 0,14%. Снижение себестоимости произошло в основном за счет снижения затрат и сокращения численности работников, связанных с проведением оптимизации производства.

Рис. 2. Динамика показателей рентабельности ОАО «Хлебопек», %

В структуре выручки себестоимость (полная), т.е. вместе коммерческими расходами занимает большую долю до 90%, а на прибыль от реализации приходит всего около 10% (рис. 3).

Рис. 3. Структура выручки ОАО «Хлебопек», %

Чистая прибыль после уплаты налога от прибыли и других аналогичных платежей за 2015 год составила 17114 тыс. руб. против уровня 2014 года в сумме 19586 тыс. руб., то есть снижение на 2472 тыс. руб. или на 12,62% в основном объясняется за счет увеличения прочих расходов, включаемых в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.

Чистая прибыль за 2014 год составила 19586 тыс. руб. против уровня 2013 года в сумме 7815 тыс. руб., то есть увеличение на 11771 тыс. руб. или на 150,62% в основном объясняется за счет увеличения объемов продаж собственной продукции и за счет снижения затрат себестоимости реализованной продукции.

1.2 Особенности организации учета себестоимости и затрат на производство и реализацию продукции

Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, являющейся структурным подразделением организации и возглавляемой главным бухгалтером.

Должностные права и обязанности главного бухгалтера определяет статья 7 Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», остальных работников бухгалтерии — должностные инструкции, разработанные главным бухгалтером и утвержденные руководителем Общества.

Бухгалтерский учет осуществляется по единой журнально-ордерной форме счетоводства и в своей текущей деятельности по учету предприятие руководствуется единой учетной политикой ОАО «Хлебопек».

Во всех обособленных подразделениях применяются ПЭВМ (компьютеры) и разработана компьютеризированная обработка первичных документов бухгалтерского учета.

Для осуществления бухгалтерского учета предприятие использует программные средства, посредством которых регистрируются все факты хозяйственной жизни, систематизируются в накопительных регистрах в разрезе показателей, необходимых для управления финансово-хозяйственной деятельностью и составления отчетности. Регистры распечатываются на бумажных носителях и подписываются лицами по требованию контролируемых лиц.

Бухгалтерский учет ведется с применением рабочего плана счетов бухгалтерского учета, который разработан на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденных Минфином Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н, который содержит полный перечень наименования и номера синтетических и аналитических счетов и субсчетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности, с применением единой автоматизированной системы ведения бухгалтерского и налогового учета программного комплекса «Фабиус» в целом по ОАО «Хлебопек»

Бухгалтерский и налоговый учет организован и ведется в соответствии с требованиями приказа ОАО «Хлебопек» от 31.12.2014 г. №483 «О единой учетной политике ОАО «Хлебопек» и действующего законодательства.

Годовой бухгалтерский отчет по ОАО «Хлебопек» за 2015 год составлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Годовая бухгалтерская (финансовую) отчетность:

·   бухгалтерский баланс (приложение 1),

·   отчет о финансовых результатах (приложение 2),

·   приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах,

·   аудиторское заключение,

·   пояснительная записка за 2015 год.

При составлении и заполнении форм годовой бухгалтерской отчетности к руководству принимались Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67-н с учетом вступивших в силу с 01.01.2008 г. новых Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, а также дополнений и изменений к действующим стандартам (ПБУ 4/99, ПБУ 7/98, ПБУ 8/2010, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 18/02 и другие стандарты), и требований главы 21, 23, 24, 25,26.3, 28, 30 и 31 НК РФ.

Годовой бухгалтерской отчет Общества за 2015г. утвержден общим собранием акционеров в мае 2016 года.

На общем собрании акционеров Общества 27 мая 2015 года утверждена аудиторская фирма ООО фирма «Арктикюраудит», которая осуществляла аудиторские проверки ОАО «Хлебопек» в 2015 г.

Проведена аудиторская проверка по итогам работы за 2015 г. о правильности отражения в учете и отчетности хозяйственно-финансовых операций, а также достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствия ведения бухгалтерского учета требованиям законодательства.

Учет затрат на производство в ОАО «Хлебопек» ведется с подразделением на прямые и косвенные. Для целей налогообложения в учетной политике признан перечень прямых расходов, связанных с производством продукции.

Для целей налогообложения признан перечень в Учетной политике прямых расходов (б/счет 20 «Основное производство»), связанных с производством продукции в соответствии с требованиями статьи 318 НК РФ, в частности:

·   материальные затраты, определенные в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ;

·   расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы страховых взносов, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

·   суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением прочих (внереализационных) расходов, определяемые в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

По периоду образования затраты делятся на текущие затраты и расходы будущих периодов.

На предприятиях ОАО Хлебопек внутреннее разделение учета затрат по следующим объектам затрат:

·   хлеба и хлебобулочные изделия;

·   кондитерские изделия;

·   макаронные изделия.

На предприятии применяется метод фактического учета затрат и калькулирования себестоимости.

Отпуск материалов со складов (кладовых) организации на производство продукции, работ, услуг (осуществляется на основании предварительно установленных лимитов или на основании требований-накладных.

Списание материалов с подотчета соответствующего подразделения организации и отнесение их стоимости на затраты производства (в зависимости от того, на какие цели израсходованы материалы) производятся на основании производственных отчетов и актов на списание МПЗ, самостоятельно разработанных предприятием.

Способом производственного учета является комбинация прямого расчета, суммирования затрат и пропорционального распределения.

Полная себестоимость видов продукции определяется в целом по предприятию, как стоимостная оценка используемых в процессе производства видов продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и продажу продукции, произведенные всеми подразделениями.

В зависимости от характера затрат для учета расходов на производство и реализацию продукции выделяются следующие группы счетов:

·   счета учета затрат основного производства,

·   счета учета затрат вспомогательных производств,

·   счета учета общепроизводственных расходов,

·   счета учета расходов по управлению и обслуживанию производством,

·   счета учета затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах,

·   счета учета затрат, связанных с реализацией готовой продукции.

Расходы на производство и реализацию продукции учитываются по статьям затрат раздельно, по местам их возникновения — подразделениям (по видам участков, цехов, отделов и служб, где они произведены); в разрезе счетов и субсчетов, входящих в раздел «Затраты на производство» Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий:

·   счет 20 «Основное производство»;

·   счет 23 «Вспомогательные производства»;

·   счет 25 «Общепроизводственные расходы»;

·   счет 26 «Общехозяйственные расходы»;

·   счет 28 «Брак в производстве»;

·   счет 44 «Расходы на продажу».

1.3 Учет прямых затрат

На счете 20 «Основное производство» учитываются прямые затраты подразделений основного производства согласно классификации, в отношении которых можно четко определить, к какому виду продукции они относятся. Счет 20 «Основное производство» имеет аналитику по носителям затрат в разрезе номенклатуры готовой продукции, по подразделениям и по статьям затрат. Затраты по счету 20 списываются по следующим калькуляционным статьям затрат:

а) Прямые затраты: основное сырье, прочее сырье для производства готовой продукции, упаковочные материалы, заработная плата, взносы на обязательное страхование работников, в т.ч. от несчастных случаев на производстве, вода и канализация, теплоэнергия (пар), газ, электроэнергия.

б) Косвенные затраты: общепроизводственные расходы, расходы вспомогательного производства в т.ч. услуги транспортного цеха по доставке сырья прочего и материалов, расходы на устранение брака, допущенного в процессе производства, стоимость бракованной продукции использованной в качестве сырья (экспедиционный брак), общехозяйственные расходы.

По дебету счета 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, относятся на дебете счета 20 «Основное производство» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств относят в дебет счета 20 «Основное производство» с кредита счета 23» Вспомогательные производства». Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, записывают в дебет счета 20 «Основное производство» с кредита счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Потери от брака отражают на дебете счета 20 «Основное производство» с кредита счета 28 «Брак в производстве».

По кредиту счета 20 «Основное производство» учитываются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг. Эти суммы относят со счета 20 «Основное производство» в дебет счетов 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи». На кредите отражают также суммы, не включаемые в себестоимость продукции, работ и услуг (потери от стихийных бедствий и др.).

Остаток по счету 20 «Основное производство» на конец месяца показывает затраты незавершенного производства.

Основной статьей материальных расходов является статья «сырье и материалы». В эту статью включаются затраты на сырье, материалы, используемые непосредственно для изготовления продукции, а также вспомогательные материалы, используемые на технологические цели на основе норм их расхода на единицу продукции.

Синтетический учет материальных ценностей, используемых в процессе производства, ведется на активном счете 10 «Материалы», к счету на предприятии открыты субсчета, которые предназначены для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих ОАО «Хлебопек» разнородных материальных ценностей.

Все первичные документы по движению материально-производственных запасов группируются в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования и направления затрат. В течение месяца их движение учитывается по учетным ценам, а после расчета процентов отклонений и их сумм — по фактической себестоимости. Списание материальных ценностей производится по фактической себестоимости.

Оборотная ведомость движения материалов в производстве по б/счету 10 «Материалы» в разрезе субсчетов и наименований материалов в программном комплексе «Фабиус» считается одновременно как бухгалтерским, так и налоговым регистром по списанию материалов (сырья, топлива и т.д.) на производство в денежном выражении, исходя из стоимостной оценки средней себестоимости материальных ресурсов на количество израсходованных материалов, подтверждающие их расход в натуральном выражении отчетами о работе смены (ф. №П-13-хлеб) и актами на списание материалов, инвентаря и хозпринадлежностей по формам, утвержденным приказом ОАО «Хлебопек» «О единой учетной политике».

Оборотная ведомость движения материалов, утверждается генеральным директором Общества и подписывается главным бухгалтером и исполнителем (зам. главного бухгалтера).

Расшифровка оборота по кредиту б/счета 10 «Материалы» в разрезе субсчетов в программном комплексе «Фабиус» является подтверждающим документом о списании материалов в производство и внутренними перемещениями материалов между обособленными подразделениями в денежном выражении и считается неотъемлемой частью основной оборотной ведомости по движению материалов производстве и подписывается главным бухгалтером Общества и исполнителем (зам. гл. бухгалтера или бухгалтером).

Упаковочные материалы учитываются на б/счете 10-02 «Упаковочные материалы» по стоимости приобретения (с учетом транспортных расходов).

Отражаются в бухгалтерском учете затраты предприятия, связанные с упаковкой готовой продукции в производстве (упаковочные материалы, зарплата рабочих с начислениями) на б/счете 20 «Основное производство».

Возврат готовой продукции собственного производства по хлебобулочным изделиям, поступающей от покупателей по истечении срока их реализации в розничной торговле согласно условиям по заключенным договорам поставки, считать как возврат черствой продукции и осуществлять их утилизацию путем переработки в отходы или уничтожению, включаемые в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.

Вести учет поступления просроченной продукции от покупателей в бухгалтерском учете на б/счете 10-11 «Возврат черствой продукции от покупателей» с отражением в книге покупок для последующей утилизации путем перевода в отходы, реализуемые через склад хлебозавода на корм скоту по цене возможной реализации, а также при необходимости путем преобразования в хлебную или сухарную крошку для дальнейшей переработки в производстве, учитывать на отдельном коде по б/счету 10-01 «Сырье» в аналитическом учете.

Возврат черствой продукции собственного производства по кондитерским изделиям, поступающим от покупателей по истечении срока их реализации в розничной торговле согласно условиям по заключенным договорам поставки, считать как возврат черствой продукции, не подлежащей для дальнейшей переработки в производстве и учитывать при поступлении от покупателей в бухгалтерском учете на б/счете 10-11 «Возврат черствой продукции от покупателей» с отражением в книге покупок и осуществлять ее дальнейшую утилизацию путем уничтожения и потери учитывать на отдельном коде по б/счету 92-2-2 «Расходы по списанию просроченной продукции», не включаемые в налогооблагаемую базу по исчислению налога на прибыль.

1.4 Учет косвенных затрат

Учет затрат вспомогательных производств. Учет затрат вспомогательных производств, которые обслуживают основные подразделения в порядке выполнения для них определенных работ или оказания услуг, отражаются на счете 23.

На вспомогательных производствах создается продукция, оказываются услуги, затраты на производство которых впоследствии подлежат распределению по получателям этой продукции, услуг.

В частности к вспомогательным производствам следует относить:

·   производство различных видов энергии (котельная, теплотехнический цех);

·   транспортные услуги (автотранспортный цех, ж/д участок);

·   стройгруппа (ремонтно-строительный участок).

Учет ведется по следующим статьям затрат: автошины; автоуслуги на сторону (перевыставление); амортизация ОС ;аренда; аттестация рабочих мест по условиям труд; взносы на обязательное страхование работников, в т.ч. от несчастных случаев на производстве; вода и канализация; газ; запасные части для транспорта; запасные части; заработная плата; командировочные расходы; лизинговые платежи; лицензии; канцтовары; комплектующие и расходные материалы для ПК; материалы (охрана труда); материалы для ремонта транспорта; материалы для ремонта; материалы для текущей хозяйственной деятельности; медосмотр; охрана труда и техника безопасности; услуги сторонних по содержанию транспортных средств; спецодежда; обязательное страхование ТС; добровольное страхование ТС; теплоэнергия (пар); топливо и гсм; услуги сторонних по эксплуатации оборудования; услуги СЭС; электроэнергия.

Для подразделений «Котельная» ведется учет количества выпущенного тепла, списываются затраты на выпуск продукции в соответствии с фактическим или нормативным расходом тепла. В конце отчетного периода данные расходы списываются по кредиту счета 23 в дебет счетов 25, 26, 44, 29 в соответствии с подразделениями-потребителями услуг.

Отпуск тепловой энергии для собственных нужд учитывается по производственной себестоимости, реализация на сторону — по полной себестоимости.

Затраты транспортного цеха (отдела, участка) ведутся в разрезе направления использования транспорта (возможно создание субсчетов) с аналитикой по каждой единице транспортных средств и статей затрат, в том числе по легковому автотранспорту:

·   затраты на автотранспорт по доставке сырья прочего и материалов;

·   затраты на автотранспорт по доставке готовой продукции;

·   затраты на легковой автотранспорт;

·   вспомогательный транспорт;

·   общецеховые затраты транспортного цеха.

В конце месяца сумма общецеховых затрат транспортного цеха подлежит распределению по направлениям использования транспорта пропорционально сумме заработной платы водителей транспортных средств, относимых к данному направлению. После распределения общецеховых затрат транспортного цеха по видам транспорта затраты: на автотранспорт по доставке сырья прочего и материалов списываются на счет 20 по статье «Услуги транспортного цеха по доставке сырья прочего и материалов»; на автотранспорт по доставке готовой продукции списываются на счет 44 по статье «Услуги транспортного цеха по доставке ГП». В случае, когда условиями договора поставки готовой продукции предусмотрено возмещение транспортных расходов за счет покупателя, стоимость таких транспортных расходов увеличивает продажную стоимость готовой продукции; на легковой автотранспорт списываются на счет 26 по статье «Легковой автотранспорт»; на вспомогательный транспорт списываются на счет 25 по статье «Услуги АТЦ по внутризаводскому перемещению».

Учет общепроизводственных расходов. Учет расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, затраты на ремонт основных средств производственного назначения, расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений, оплата труда производственного персонала, занятого обслуживанием производства и другие аналогичные по назначению расходы ведутся на счете 25 «Общепроизводственные расходы». В частности на счете 25 собираются затраты следующих подразделений:

·   общецеховые затраты основных производственных цехов;

·   затраты службы главного механика;

·   затраты службы главного энергетика;

·   затраты службы ОМТС (грузчики, кладовщики) и центрального склада.

Затраты на содержание центрального склада, отдела снабжения учитываются как текущие расходы в составе общепроизводственных затрат, т.к. работа таких сотрудников связана также с заготовкой, приемкой, хранением и отпуском ценностей, относящихся к внеоборотным активам, готовой продукции, полуфабрикатам собственной выработки и т.п. Аналитический учет расходов по обслуживанию и управлению производством вести записями в дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы» в разрезе всех структурных подразделений и статей затрат с кредита соответствующих счетов.

Для подразделений, оказывающих услуги по ремонту оборудования, объектами учета затрат считать виды ремонтируемых единиц производственного оборудования по маркам и наименованиям либо подразделения, в которых используется оборудование. Для подразделений, оказывающих услуги по ремонту зданий и сооружений, объектами учета затрат считать подразделения, к которым относятся здания и сооружения. Суммы расходов, накопленные на счете 25 «Общепроизводственные расходы», ежемесячно распределять по видам продукции в фактическом размере пропорционально количеству произведенной продукции в натуральном выражении на счет 20.

Общехозяйственные расходы собираются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и в конце месяца данные расходы списываются в дебет счета 20 «Основное производство» и отражены по коду 2120 «Себестоимость продаж» в бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах».

Учет общехозяйственных расходов в разрезе подразделений и статей затрат:

агентское вознаграждение;

амортизация НМА;

амортизация основных средств; аренда; аттестация рабочих мест по условиям труда;

взносы на обязательное страхование работников, в т.ч. от несчастных случаев на производстве;

вода и канализация;

газ; заработная плата;

информационные услуги;

канцтовары; командировочные расходы;

комплектующие и расходные материалы для ПК;

литература, подписка; материалы (охрана труда);

материалы для текущей хозяйственной деятельности;

медосмотр;

набор и поиск персонала;

налоги и сборы;

непроизводительные расходы;

охрана труда и техника безопасности;

почтовые расходы;

представительские расходы;

природоохранные мероприятия;

прочие расходы, связанные с управлением предприятием;

обучение и подготовка кадров;

ремонт ОС управленческого и общехозяйственного назначения;

содержание медпункта; содержание пожарной охраны;

спецодежда;

добровольное страхование имущества, кроме ТС, машин и оборудования;

обязательное страхование имущества, кроме ТС, машин и оборудования;

теплоэнергия (пар); сертификация, лицензирование;

услуги охраны;

услуги связи;

услуги управления;

услуги СЭС;

электроэнергия; юридические и профессиональные услуги.

Общехозяйственные расходы за 2015 год составили в сумме 58886 тыс. руб. и отражены в бухгалтерском отчете «Отчет о финансовых результатах» за 2015 год по коду 2120 «Себестоимость продаж».

При формировании на счетах бухгалтерского учета затрат производственной фактической себестоимости, расходы, учитываемые на балансовом счете 23 «Вспомогательное производство», счете 25 «Общепроизводственные расходы», счете 26 «Общехозяйственные расходы» и счете 28 «Брак в производстве», списываются в дебет счета 20 «Основное производство» и отражены по коду 2120 в бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах» за 2014 год.

В бухгалтерском учете расходы на продажу учитываются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» раздельно по видам деятельности и списываются ежемесячно в дебет счета 90 «Продажи» по видам деятельности и отражены по коду 2210 в бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах» за 2014 год.

Аналитический учет по счету 44 ведется по следующим группам:

·   коммерческие расходы мучных кондитерских изделий;

·   коммерческие расходы хлебобулочной продукции;

·   общие коммерческие расходы.

В указанные группы напрямую включаются те затраты, которые непосредственно к ним относятся. Коммерческие расходы, одновременно относимые как к мучным кондитерским изделиям, так и хлебобулочной продукции, включаются в группу «Общие коммерческие расходы», для которых установлен следующий порядок списания: расходы, собранные в течение месяца на счете 44, распределяются пропорционально объему реализованной продукции в стоимостном выражении (выручке) за соответствующий месяц по номенклатурным группам записями с кредита счета 44 в дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Расходы на продажу» по видам номенклатуры готовой продукции.

Распределение расходов на продажу осуществляется ежемесячно. Коммерческие расходы ежемесячно подлежат списанию в полном объеме.

Внутри каждой из 3-х групп отражаются следующие расходы по реализации готовой продукции:

автоуслуги сторонние по доставке ГП;

агентское вознаграждение; амортизация основных средств;

амортизация НМА;

аренда транспорта;

аренда;

взносы на обязательное страхование работников, в т.ч. от несчастных случаев на производстве;

вода и канализация;

газ; ж/д услуги;

заработная плата;

информационные услуги;

командировочные расходы;

комиссионное вознаграждение;

канцтовары

комплектующие и расходные материалы для ПК;

услуги по договорам с покупателями ГП;

материалы (охрана труда);

материалы для текущей хозяйственной деятельности;

медосмотр;

погрузочно-разгрузочные расходы;

представительские расходы;

прочие коммерческие расходы;

расходы на рекламу, маркетинг и продвижение; ремонт ОС коммерческих подразделений;

спецодежда;

сертификация, лицензирование;

таможенные сборы; тара и тарные материалы;

теплоэнергия (пар);

платежи за пользование товарным знаком;

услуги инкассации; услуги СЭС;

услуги по исследованию и экспертизе продукции;

услуги сторонних элеваторов по отгрузке зерна;

услуги по экспедированию грузов;

шрихкоды;

Членство в Юнискан, ФИПС, т.п.;

электроэнергия.

Все коммерческие расходы ведутся в разрезе подразделений предприятия.

Расходы, не связанные с обычными видами деятельности, учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Учет производственного и экспедиционного брака. Потери от брака относятся к расходам по обычным видам деятельности. Они учитываются на счете 28 «Брак в производстве». По дебету счета отражаются затраты на исправление брака, включая стоимость окончательно забракованной продукции. По кредиту — суммы, уменьшающие потери от брака, к которым относятся: стоимость окончательно забракованной продукции по цене ее возможного использования; суммы, фактически удержанные с виновников брака; суммы возмещения убытков, которые присуждены судом или фактически взысканы с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов, и т.д.

Учет производственного брака вести с использованием субсчета 28.01 «Брак производственный» в разрезе по видам брака: брак производственный перерабатываемый; брак производственный неперерабатываемый.

Брак, 88 образованный в цеху, относить к производственному браку и учитывать по стоимости сырья и материалов.

Обеспечивается расчет стоимости производственного брака продукции или экспедиционного брака готовой продукции в акте формы №П-21 хлеб в программе «Фабиус» в автоматическом режиме.

На основании первичного документа «Акта о браке» в бухгалтерском учете делать записи в дебет счета 28.01 с кредита счета 20. В конце отчетного периода (месяца) затраты по окончательному браку включаются в себестоимость произведенной готовой продукции: Дт 20 Кт 28.01 — в пределах установленных в технологических картах производства норм. Порча продукции, допущенная в процессе хранения и/или доставки покупателям по причине утраты потребительских свойств — экспедиционный брак учитывать по фактической себестоимости с использованием субсчета 28.02 «Брак экспедиционный». В бухгалтерском учете делать записи в дебет счета 28.02 с кредита счета 43. Экспедиционный брак списывается на счет 10 (субсчет «Материал для последующей переработки»): Дт 10 Кт 28.02 либо на финансовые результаты (убытки) в случае невозможности дальнейшей переработки.

учет калькуляционный себестоимость затрата

2. Анализ себестоимости продукции

2.1 Цели, задачи и информационное обеспечение анализа себестоимости продукции

Себестоимость как экономический показатель отражает, во сколько обошлось производство той или иной продукции, товара и доведение его до конечного потребителя (реализация) для предприятия. Иными словами, себестоимость — это затраты организации, связанные с производством и реализацией продукции. Понятие себестоимости в нормативных документах по бухгалтерскому учету практически ничем не закреплено. Единственным нормативным документом, в какой-то мере регламентирующим себестоимость как показатель, является ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 г. №32н.

Исходя из норм данного Положения, себестоимость можно определить как расходы по обычным видам деятельности. При этом расходами по обычным видам деятельности признаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров (п.5 ПБУ 10/99). Такими расходами также признаются расходы, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

На себестоимость и состав затрат, входящих в нее, оказывают влияние различные факторы, от которых зависит ее определение. К таким факторам можно отнести следующие [13; С.16]:

·   степень готовности продукции к ее реализации. В связи с этим фактором различают валовую и товарную себестоимость, а также себестоимость отгруженной и реализованной продукции;

·   количество продукции. В этом случае исчислению подлежит себестоимость единицы продукции и себестоимость всего объема выпущенной продукции;

·   полнота включения текущих затрат. Исчисляется полная и ограниченная себестоимость;

·   оперативность формирования. При этом необходимо определить фактическую и нормативную, или плановую, себестоимость. Фактически потребленные ресурсы для производства продукции отражает их фактическая себестоимость. При этом их номинальное или нормативное потребление в нормальных условиях предполагаемой деятельности предприятия отражает нормативная себестоимость.

В настоящее время в отечественной практике учета существует две нормативно определенных классификации затрат: по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Они приведены в п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации». Классификация по экономическим элементам затрат включает материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие расходы. Данная группировка позволяет определять и анализировать структуру затрат организации [11; С.38].

Группировка затрат по статьям калькуляции позволяет формировать производственную и полную себестоимость производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Перечень статей калькуляции и их состав организация определяет самостоятельно с учетом отраслевых методических рекомендаций по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости, которые учитывают характер и структуру производства.

Существует типовая группировка (номенклатура) затрат по статьям калькуляции для производственных предприятий:

Статья 1. Сырье и материалы.

Статья 2. Возвратные отходы (вычитаются).

Статья 3. Покупные изделия и полуфабрикаты, услуги со стороны.

Статья 4. Топливо и энергия на технологические цели.

Статья 5. Заработная плата производственных рабочих.

Статья 6. Отчисления в фонды пенсионного обеспечения и социального страхования.

Статья 7. Расходы на подготовку и освоение производства.

Статья 8. Общепроизводственные расходы.

Статья 9. Общехозяйственные расходы.

Статья 10. Потери от брака.

Статья 11. Прочие производственные расходы.

Статья 12. Коммерческие расходы на реализацию.

Сумма первых одиннадцати статей образует производственную себестоимость продукции, а полная себестоимость реализованной продукции формируется по сумме всех 12 статей. В теории отечественного финансового учета разработана классификация затрат и по другим признакам, но эта классификация не предусмотрена ни одним нормативным документом [16; С.22].

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции [14; С. 85].

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

·   объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

·   исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

·   обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

·   содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

·   выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг). Анализируемые данные используются по данным сметы затрат на производство всей продукции, а также сметы накладных расходов (на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственных, общехозяйственных, коммерческих расходов), нормативных, плановых и отчетных калькуляций по видам продукции.

Основными сводными бухгалтерскими документами, необходимыми для анализа, являются журналы-ордера №10 и №10-1. Основанием для записей в журнал-ордер №10 являются данные ведомостей №12 о затратах цехов основного и вспомогательных производств и ведомости №15 об общезаводских расходах, расходах будущих периодов и резерве предстоящих платежей.

Наиболее информативная форма отчетности — статистическая №5 «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)». Анализ расходов по элементам можно провести по данным Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Для оперативного анализа расходов используется вся имеющаяся на предприятии нормативная, плановая и фактическая информация.

2.2 Анализ затрат по элементам и калькуляционным статьям

Анализ состава и структуры затрат выпущенной и реализованной продукции ОАО «Хлебопек» за 2013-2014 гг. представлен в таблице 6.

Таблица 6

Анализ состава и структуры затрат выпущенной и реализованной продукции ОАО «Хлебопек» за 2013-2015 гг.

 

Наибольшая доля затрат приходится на производство и реализацию хлеб и хлебобулочные изделия. Удельный вес затрат на производство хлеба и хлебобулочные изделия в 2013 г. составлял 72,4%, а в 2015 году уже 60,25%. Произошло увеличение доли затрат на кондитерские изделия с 2135% до 28,69%.

Анализ затрат на производство продукции по элементам, представленный в таблице 7 и рис. 4, наглядно демонстрирует, что наибольшую долю занимают материальные затраты. Их удельный вес в 2013 г. составил 67,5%, в 2014 г. — 67%, в 2008 г. — 667,4%. Снижение материальных затрат на производство и реализацию продукции в 2014 году, благодаря новым технологиям внедряемым на предприятии привело к снижению общих затрат предприятия. Вторыми по удельному весу в сумме общих затрат на производство и реализацию продукции занимают затраты на оплату труда.

Ассортимент продукции, выпускаемой ОАО «Хлебопек» достаточно широк, поэтому рассмотрим в качестве одного примера анализа затрат по статьям калькуляции хлеба «Славянский». При условии, что распределение общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов производится пропорционально объему реализованной продукции в стоимостном выражении. Так, выпуск хлеба «Славянского» составил 881,69 тонн в месяц. При этом затраты в месяц составили:

·   общепроизводственные расходы — 25045 руб.

·   общехозяйственные расходы — 24523 руб.

·   коммерческие расходы — 38564 руб.

Расчет на одну тонну хлеба составит:

·   общепроизводственные расходы: 48,5/881,69*25045 = 1377,67 руб.

·   общехозяйственные расходы: 48,5/881,69*24523 =1348,96 руб.

·   коммерческие расходы: 48,5/881,69*38564 = 2121,32 руб.

Таблица 7

Анализ затрат по элементам на производство продукции ОАО «Хлебопек» в 2013-2015 гг.

 

В таблице 8 представлена структура затрат на производство 1 тонны хлеба «Славянский».

Таблица 8

Структура затрат на производство 1 тонны хлеба «Славянский»

 

На основании данных таблицы 8 можно сделать вывод, что производственный процесс хлеба «Славянский» в исследуемой организации является достаточно материалоемким, материальные затраты составляют 53,92% от общей суммы затрат. Таким образом, на протяжении анализируемого периода себестоимость на 1 рубль реализованной продукции имеет тенденцию к уменьшению благодаря опережающему росту доходов над ростом затрат.

2.3 Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции

Важным обобщающим показателем себестоимости продукции являются затраты на 1 рубль реализованной продукции:

Зт = Сп / ВП, (1)

где: Зт — затраты на 1 рубль реализованной продукции, тыс. руб./тыс. руб.;

Сп — полная себестоимость реализуемой продукции, тыс. руб.

ВП — выручка от реализации продукции, тыс. руб.

Анализ динамики затрат на 1 руб. реализованной продукции представлен в таблице 9.

Таблица 9

Анализ динамики затрат на 1 руб. реализованной продукции

 

На основании данной таблицы можно сделать вывод, что реализация продукции предприятия являлась рентабельной, так как уровень затрат на 1 руб. реализованной продукции составлял 90 коп., что, пусть и не значительно, но меньше 1 руб. За три года ОАО «Хлебопек» добился снижения затрат на рубль товарной продукции. Предприятие уменьшило затраты на рубль товарной продукции за счет повышения оптовых цен на продукцию.

Далее более подробно рассмотрим анализ затрат на 1 рубль товарной продукции по элементам затрат (табл. 10).

Таблица 10

Динамика затрат на 1 рубль товарной продукции по элементам затрат

 

В результате анализа затрат на 1 рубль товарной продукции по элементам затрат можно сказать, что общее снижение затрат на 1 рубль продукции произошло за счет снижения материальных затрат и затрат на персонал.


Заключение

В последнее десятилетие примерно 200 хлебозаводов из 1500 прекратили свое существование. В очень трудном положении оказались некоторые хлебозаводы, многие десятки хлебозаводов снизили выработку хлеба в несколько раз. Основными причинами, обусловившими такое развитие хлебопекарной промышленности, явились:

. Падение потребительского спроса на продукцию хлебопекарных предприятий.

. Рост цен, снижение покупательной способности денежных доходов населения, а также более экономное расходование хлеба и хлебобулочных изделий из-за их дороговизны

. Бурное развитие малого хлебопечения, выпускающего более конкурентоспособную по цене продукцию из-за использования дешевой низкокачественной муки и нередко допускаемых отклонений от стандартной технологии приготовления хлеба и хлебобулочных изделий.

. Кризисное состояние экономики, выражающееся в недостатке реальных возможностей для инвестирования средств в производство.

. Низкий уровень использования имеющихся производственных мощностей, вызванным падением объемов производства и реализации продукции.

Снижение производства хлебобулочных изделий в ОАО «Хлебопек», падение спроса и рост издержек, естественно, негативно отражается на экономических показателях работы предприятий. Рентабельность хлебопекарного производства составила ОАО «Хлебопек» в 2015 году около 10%. Низкая рентабельность напрямую влияет на перспективу развития предприятия. Таким образом, наблюдается тенденция ухудшения показателей эффективности функционирования хлебозавода.

Для увеличения прибыли от продаж используются приемы экономии используемых трудовых и материальных ресурсов. Положительной динамики можно добиться за счет снижения трудоемкости и повышения производительности труда. Наиболее эффективным способом при этом является механизация и автоматизация процесса производства, внедрение новейших технологий.

Предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль обладает четырьмя степенями свободы: установление цен; управление затратами; формирование объемов продукции; выбор номенклатуры и ассортимента продукции.

С целью увеличения прибыли можно применить следующие мероприятия:

. Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции.

. Снижение производственных расходов и потерь.

. Внедрение в практику оперативного учета затрат на производство продукции.

. Применение самых современных механизированных и автоматизированных средств для решения задач анализа прибыли и себестоимости продукции.

. Разработка мероприятий, направленных на экономию и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов.

В настоящее время, производственный потенциал предприятий ОАО «Хлебопек» не используется в полном объеме, хотя он достаточен для полного удовлетворения спроса населения городов Мурманской области на хлебобулочные изделия, как в количественном выражении, так и в широчайшем ассортименте.

Таким образом, увеличения прибыли предприятия ОАО «Хлебозавод» можно достичь за счет расширения рынка сбыта, а также за счет снижения затрат на производство.

Важными факторами, оказывающими влияние на величину прибыли, являются затраты на производство продукции и цена ее реализации. Особенность работы хлебопекарных предприятий заключается в том, что цены на их продукцию регулируются государством, а затраты слагаются из фактически произведенных расходов на закупку сырья, оплату труда рабочих и т.д. Поэтому в целях получения желаемой прибыли на указанных предприятиях следует регулировать уровень затрат на производство продукции на основе применения различных механизмов управления.

Учет затрат на производство в ОАО «Хлебопек» ведется с подразделением на прямые и косвенные. Для целей налогообложения в учетной политике признан перечень прямых расходов, связанных с производством продукции.

По периоду образования затраты делятся на текущие затраты и расходы будущих периодов.

На предприятиях ОАО Хлебопек внутреннее разделение учета затрат по следующим объектам затрат: хлеба и хлебобулочные изделия; кондитерские изделия; макаронные изделия.

На предприятии применяется метод фактического учета затрат и калькулирования себестоимости. Способом производственного учета является комбинация прямого расчета, суммирования затрат и пропорционального распределения.

Полная себестоимость видов продукции определяется в целом по предприятию, как стоимостная оценка используемых в процессе производства видов продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и продажу продукции, произведенные всеми подразделениями.

Расходы на производство и реализацию продукции учитываются по статьям затрат раздельно, по местам их возникновения — подразделениям (по видам участков, цехов, отделов и служб, где они произведены); в разрезе счетов и субсчетов, входящих в раздел «Затраты на производство» Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Необходим более жесткий контроль за расходованием средств, более глубокий анализ, который позволил бы сделать все затраты по вертикали и горизонтали более прозрачными. Чтобы совершенствовать систему учета до высокого уровня необходимо, чтобы предприятие имело достаточно средств для широкой компьютеризации каждого участка работ.

На предприятии себестоимость единицы изделия определяется по следующей схеме: некоторые расходы делятся между видами продукции с помощью коэффициента распределения, которая не позволяет произвести полноценную объективную оценку себестоимости одного изделия. Стоимость сырья при калькулировании усредняется, что не учитывает удельную материалоемкость продукции, а применяемые базы распределения затрат затрудняют оценку доходности отдельных видов продукции.

Для определения величины себестоимости единицы изделия рекомендуется использовать метод «директ-костинг», то есть в плановую себестоимость включать только переменные затраты, что необходимо для принятия управленческих решений в области ценообразования, ассортиментной политики.

Список использованных источников информации

1. Налоговый кодекс Российской Федерации : федер.закон [от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 05.04.2016)]

2.      Об акционерных обществах : федер.закон [от 26.12.1995 №208-ФЗ (ред. от 29.06.2015)] // СПС Гарант

.        О бухгалтерском учете: федер.закон [от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от от 04.11.2014)] // СПС Гарант

.        Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»: Приказ Минфина России [от 06.07.1999 №43н (ред. от 08.11.2010))] // СПС Гарант

.        Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 №1790) (ред. от 06.04.2015) // СПС Гарант

.        Абдукаримов, И.Т., Беспалов М.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций: учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов — М.: Инфра-М, 2012. — 320 с.

.        Гермалович, Н.А. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /Н.А. Гермалович. — М: Финансы и статистика, 2011. — 346 с.

.        Ендовицкий, Д.А. Финансовый анализ: учебник / Д.А. Ендовицкий, Н.П. Любушин, Н.Э. Бабичева. -3-е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2016. — 300 с.

.        Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений : Учебник / О.В. Ефимова. — М.: Омега-Л, 2013. — 349 c.

.        Казакова, Н.А. Финансовый анализ: учебник и практикум / Н.А. Казакова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 539 с.

.        Кальницкая И.В. Расходы организации в финансовом, налоговом и управленческом учете// Проблемы экономики и менеджмента — №3 (43) — 2015. — С.38-40.

.        Кондратьева, Е.А., Шальнева М.С. Анализ финансового состояния компании как основа управления бизнесом // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. — 2013.- №8.- с. 19-29.

.        Кузьмина М.С. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы: учебное пособие / М.С. Кузьмина. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 248 с.

.        Любаева, В.А. Развитие методов оценки качества и себестоимости продукции [Текст] / В.А. Любаева // Стандарты и качество. — 2015. — №10. — С. 82-85.

.        Маркарьян, Э.А. Финансовый анализ: учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. — 8е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2011. — 272 c.

.        Пермяков Ю.В. Классификация затрат / Ю.В. Пермяков // Главбух. — 2015. — №5. — С.21-26.

.        Поляк, Г.Б. Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 456 с.

.        Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А.Д. Шеремет. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 415 с.

19. Официальный сайт ОАО «Хлебопек»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бухгалтерский баланс на 31.12.2015

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Отчет о финансовых результатах

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Отчет о финансовых результатах за 2014 г.

 

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1358

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке