Введение
Глава 1. Общественный строй Монгольской орды
1.1. Общественные группы, находившиеся на верхних ступенях социальной иерархии, и их правовое положение
1.2. Иные группы населения и их правовое положение
Глава 2. Форма государства Монгольской орды
2.1. Форма правления и система высших и центральных органов власти
2.2. Административно-территориальное устройство и организация влети на местах
2.3. Военная организация
Заключение
Список использованных источников

Введение

В 1243 года в Центральной Евразии образовалось новая держава — Золотая Орда. Его образование стало последствием распада Великой Монгольской империи Чингисхана-Тимучена. Своеобразный осколок, который стал одним из могущественных держав мира. Золотая Орда занимала огромную территорию: от Булгара до Дербентского ущелья и от Иртыша до Алтая на востоке и до низовьев реки Дунай на западе.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Этот кочевой народ смог подчинить себе почти половину суши всей мировой поверхности. Монгольская империя являлась вторым по величине государством за всю историю существования цивилизации, после Римской империи. На историю нашей страны достаточно сильно повлияло данное кочевое государство. На протяжении двух веков Русь находилось в своеобразной вассальной зависимости от золотоордынских ханов. До сих пор остаётся спорным вопрос о Великой Монгольской Орде.

Была ли она на самом деле поработительницей Руси, или наоборот помогла развитию и становлению централизованного государства. По данному вопросы существует огромное количество источников. И у каждого автора своя позиция. Например, Л.Н. Гумилёв выдвинул такую теорию, которая стала революционной в исторической науки. Её концепция заключалась, в том, что Русь и Орда развивались в своеобразном симбиозе и дополняли друг друга. Большинство же советские же историков считали Золотоордынских ханов завоевателями Руси. Но какая же точка более приемлема?

Данная курсовая работа посвящена изучению формы государства и общественному строю монгольской орды. Раскрывая эти понятия для такого государственного образования как Золотая Орда, можно осознанно делать выводы по поводу ее взаимоотношения с Русью и попытаться дать ответ на спорный вопрос истории.

Данный вопрос остаётся актуальным как для и по сей день, так как достоверно не известно, как функционировало и развивалась такая могущественная держа.

Основной целью курсовой работы является исследование одного из самых великих государств 13 в.- Золотой Орды. На основании источников (летописей, замёток путешественников, очевидцев) охарактеризовать государственный и общественный строй Монгольской Орды, а также Форму правления, государственный режим, административно-территориальное устройство.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

  1. Дать характеристику общественному строю Золотой орды.
  2. Определить какую форму правления имеет Монгольская Орда в ХIII в.
  3. Охарактеризовать административно-территориальное устройство. Охарактеризовать улусную систему.
  4. Дать характеристику органам местного управления в Золотой Орде
  5. Определить государственный режим Золотой Орды в XlII в.
  6. Определить место военной организации в аппарате управления Золотой орды.

Объектом исследования является Монгольская Орда в XIIl в.
Предмет исследования — общественное и государственное устройство, форма государства Золотой орды, государственные отношения.

Теоретическую основу исследования составила разноязычная историческая литература вопроса, включая все ее направления: это «Сокровенное сказание монголов», «История завоевания мира» Джувейни, «Сборник летописей» Рашид-ад-дина, заметки путешественников, а также научные монографии российских и зарубежных учёных.

Основными методами написания данной работы явились системный подход, анализ и синтез, принцип историзма в изучении становления и эволюции Ордынского государства.

Практическая значимость работы состоит в том, что на основании комплексного изучения и использования источников и научной литературы, был изучен актуальный вопрос о становлении и развитии Монгольской Орды в 13 века, который пригодиться для написания рефератов, научных статей и работ.

Глава 1. Общественный строй Монгольской орды

Золотая орда-государство, имеющее сложную социальную структуру общества. Причины этому являлось пестрый классовый и национальный состав данного кочевого народа. Четко определенной, иерархичной системы соподчинения между социальными слоями в Золотой орде не прослеживалось. Причиной этому послужило, то что Монгольская орда зародилось в степи, где все граждане были равны в правах, и чтобы выжить им просто необходимо было держаться вместе, а не искать тех людей, которые будут «подчиняться», подобно холопам на Руси и «управлять» как крупные землевладельцы-феодалы.

В XVIII в. уже начинают появляться истоки развития общественного строя у данного кочевого народа. Историков интересовали причины той всесокрушающей силы, которой обладали дикие «орды Номадов «вышедшие из глухих степей. Так, например, Л. Казна в книге «Введение в историю Азии. Турки и монголы от начала до 1405 года» отрицал существование классовой-сословной структуры общества у золотоордынских кочевников. Им проводиться апология монгольских народов.

Противоречия, возникавшие внутри кочевого общества, ученый выводил из племенной и религиозной розни. Казн считал, что при столкновении с культурами завоёванных оседлых народов кочевники теряют свое единство, силу, «становиться расслабленными», утрачивают свои «степные доблести». Л. Казн видел только единственный фактор, который придавал какую- то структуру этим степным ордам. Это были организаторские способности военачальника, что особенно ярко проявилось в личности Бату-хана. «Не только для того, чтобы кормить и одевать своих неимущих подданных тюркский хан ночью не спит, днем не отдыхает; ради величия имени тюрков, ради национальной славы он трудится и сражается ночью и днем. Египетские фараоны, персидские или ассирийские цари избивали массы народа для прославления своего собственного имени или для возвеличения своих богов; тюркский каган думает только о славе своего народа».

Каждый мужчина в Золотой Орде являлся воином. Именно это обстоятельство помогло монголам одерживать многочисленные победы и присоединять обширные территории. И именно это повлияло на позднее формирование социальной структуры монгольского общества.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Социальная дифференциация в Монгольском государстве, хотя и не четко, но начала прослеживаться с началом правления Чингисхана. С этого момента в высшее сословие стали относится потомки, родственники и близкие Великого хана.

Уже XIII в. социальные группы население достаточно оформились. Причиной этому послужила взаимодействие бывших кочевников с завоеванными ими народами. А также необходимость управление уже достаточно централизованным государством Золотая Орда. Нужно было подстроится под завоеванное общество, перенять у него некоторые традиции управление, образования, структуру. Ведь невозможно было вечно управлять при помощи насилия. Стабильным государство становится тогда, когда является полезным населению, является гарантом порядка, производства и обмена. Именно для этого завоевателям нужно было не просто знать культуру покоренного ими народа, но и принадлежать хотя бы от части ней. Это и произошло с Монгольским государством, которое перенимало структуры общества у завоёванных государств.

Коллективная форма собственности на пастбище с течением времени у кочевников наполнялась новым содержанием. Кочевая знать, регулируя размещение стоянок, получала монопольное право на землю, имела возможность выделять своим стадам наиболее лучшие земли, устраивать свои заповедники. Также в период Монгольских завоеваний происходит процесс, когда старая половецкая знать уничтожается и замещается новой золотоордынской аристократией, отношения, которой с кочевыми общинами старого населения Дешт-и-Кыпчак являются только отношениями вассалитета, подчинения, силы, администрирования.

1.1. Общественные группы, находившиеся на верхних ступенях социальной иерархии, и их правовое положение

В военно-феодальной структуре общества Золотой Орды верховное положение занимал привилегированный слой — аристократический род потомков Великого хана Чингисхана и его сына Джучи. Они владели всей землей Золотой орды, им принадлежали бесчисленные стада скота, дворцы, многочисленные слуги и рабы, военная добыча, государственная казна. Именно потомки Чингисхана имели право получить титул Великого хана. Но в истории Золотой Орды было одно исключение во время «Великой замятни» велики ханом провозгласил себя Мамай. Он не был по крови чингизидом, но с помощью высокого авторитета в монгольском обществе смог получить такие же права как у великого хана на подчиненных ему территориях. История великого полководца хана Мамая является одним из не многих исключений, так ханом Золотой Орды всегда был джучид.

Джучиды и иные потомки Чингисхана сохраняли свое привилегированное положение еще целые столетия. В Казахстане и среднеазиатских ханствах они зафиксировали за собой монопольное право занимать ханский престол и иметь титул султанов.

В Золотой орде существовали различные термины для обозначения высших слоев общества.

Каан-Глава Чингизидов. Главой всей Монгольской империи. Первым кого так стали называли был Угедей, правивший в Каракоруме. Впоследствии распада Монгольской империи резиденция каана была перенесена в Пекин. Каан избирался на курултае—-совете всех членов Чингизидов, а также представителей всей кочевой знати и чиновников. Владели всеми землями Монгольской империи, назначали ханов и также выбирали людей для поставки их на высшие государственные должности.

Хан. Являлся главой, какой-либо из чингизидской ветви. В персидских и восточных источниках данный термин часто заменялся в XIII — начале XIV в. на “падишах” и “султан”. В древнерусских источниках, летописях начиная с Менгу-Тимура хан именуется как «царь», «цесарь». Хану принадлежали права владеть самым богатым и большим улусом. Как правило ханы занимали высокие и значительные государственные должности (чаще всего глава улуса). Им присваивались государственные и военные титулы и звания.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Оглан — монгольский царевич чингизид. В начале XIII в. данное понятие употребляется лишь для обозначения правящего рода Джучидов или Чингизидов. Позднее термин становится постоянным компонентом многих имен ханов золотой орды. В период XV—XVI вв. означает просто воинов или служилую аристократию.

Огланы имели право на улус, в отличии от других представителей аристократии, которые получали его как феодальное пожалование. Право владения улусом закреплялось инвеститурой хана, который выдавал различные знаки власти, так называемые пайзы — золотые, серебряные или деревянные, большие или малые, соответствующие различным категориям держаний. В Золотой Орде периодически подтверждались, а нередко менялись и пересматривались. Обычно этот вопрос о пересмотре и изменении решался собранием — курултаем.

Нойон (быхдур, бек, эми, инак) -представитель монгольской аристократии. В XIII они обычно не связывались кровным родством с потомками Джучи. Это были или главы родов, подчиненные ханов или потомки прежней дочингизовекой аристократии, которые не порвали ещё связей со своим племенем или родом. До правления Чингисхана нойонами именовались исключительно наследственные вожди племен, позднее назначаемые великим ханом военачальники, которые получали за военную службу удел — часть большого улуса, в который часто входили различные завоёванные племена. Также к нойонам относился слой аристократии при дворе каана или хана. За службу нойонам выдавалась так называемая тарханная грамота, которая освобождала их от различных обязанностей и повинностей. Знаками их власти были ярлыки и пайцзы.

Беки — знать в золотоордынской Волжской Болгарии.” Бек”, «ага», “инал” и «ювари» — все эти титулы встречались в текстах надгробий золотоордынского периода.

Они, также как найоны не являлись потомками рода Джучидов. Но вели свои родословные от соратников и сподвижников великого Чингисхана, а также их сыновей. У данной прослойки золотоордынской аристократии было множество слуг, зависимых людей, а также огромные стада скота. На ответственные государственные и военные должности их назначал хан. На такие как даруг, темник, тысячник, баскак и др.

Отметим, также что в XIII в. в Золотой Орде употребление таких терминов как «бек» и «эмир» было сравнительно редким. Чаще их стали употреблять уже XIV веке. А уже в источниках рубежа XIII— XIV вв. появляются равнозначные термины такие как «нойон» и «бахадур», которые превращаются в постоянные компоненты имен золотоордынской знати.

Нукер- (в переводе с монгольского “Верный слуга”, «друг») — дружинник, обычно выходил из аристократического рода, пришедшего в упадок. Точный смысл данного термина в Золотой Орле Xll века — «дружинник». В конце XIII—XIV в. он меняет своё значение и часто совпадает по с военачальником—эмиром. А вот позднее понятием стали означать просто слугу, воина, товарища, спутника и др. Социальное значения этого понятия стирается и уже в XIV в., может быть подобно и рвано терминам «оглан», «нойон», «бахатур».

Нукеры занимали значительное место в иерархической социальной структуре Золотой Орды. Они находились в подчинении своих сеньоров, или же занимали средние и низшие военные должности — сотников, десятников и т.д. Также им предоставлялась право извлекать значительные доходы с населения покоренных территорий, где нукеры занимали административные должности. Среди нукеров в Золотой Орде выдвигался небольшой слой тарханов, получивший от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, по которым им предоставлялись различные привилегии.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

К господствующим классам также относились купцы, духовенство, прежде всего мусульманское, богатые ремесленники и местные феодалы, племенные и родовые старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Поволжья, Средней Азии, Кавказа и Крыма.

1.2. Иные группы населения и их правовое положение

Зависимое местное население Монгольской Ордой называлось «черной костью». К ней относились следующие группы монгольского населения:

  • Карачу,
  • Собанчи,
  • Уртакчи

Карачу являлись самой распространённой социальной единицей в Монгольском обществе зависимого населения. В основном они составляли из простых скотоводов — кочевников. Карачу составляли основную массу трудящихся в предгорьях и степях и Золотой орды. Представляли собой кочевников-скотоводов, которые были вынуждены беспрекословно повиноваться и подчинятся не только родовым и племенным старейшинам и вождям, но и представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все свои хозяйственные обязанности, карачу должны были служить в монгольском войске.

Собанчи являлись в основном сельскохозяйственным населением как из числа монголов, так из покоренного населения Поволжья и южнорусской лесостепи. Они являлись земледельцами, живших в районах Орды и трудились как феодальное зависимые крестьяне. Собанчи жили сельскими общинами и не только обрабатывали выделенные для них феодалами участки земли, но и несли натуральные повинности.

Уртакчи — это обедневшие монгольские общинники, а также военнопленные, которые проживали в Золотой Орде и выполняли различные хозяйственные работы. Они обрабатывали землю принадлежавшую феодалам, отдавая им половину или треть урожая с неё. Уртакчи в отличие от собанчи не являлись свободным монгольским населением и были ограничены в праве передвижения и в праве собственности. Собанчи и урктачи приписывались к соответствующим общинам.

Чтобы разобраться в вопросе организации социальной структуры покорённых слоев общества в Улусе Джучи необходимо вспомнить о двух линиях борьбы между Чингизидами. Одна группа правителей стремилась сохранить кочевнический образ жизни и относилась к покоренным оседлым землям только как к объекту периодических грабительских походов. Другая группа золотоордынской аристократии, во главе с ханом Менгу, стремилась ограничить произвол завоевателей, дать возможность завоеванным жителям городов и крестьянам накопить хоть какое-то имущество, возобновить хозяйство, чтобы они перестали быть предметом систематических нападений, а стали платить налоги Золотой орде. Иными словами, второе направление монгольской знати понимало, что необходимо дать льготы городам, охранять их от грабительского произвола, управлять, а не разрушать города и земледельческие области.

По мнению учёного И. П. Петрушевского, это не было выражением гуманного отношения к крестьянам и ремесленникам. Монгольская знать действовала в своих же интересах, так как понимала, что мирная хозяйственная жизнь крестьян — это единственный путь, который поможет создать в покоренных государствах экономическую базу, которую можно было бы им постоянно использовать для обогащения своего государства Золотой Орды.

По началу кочевническая аристократия монгол в западных завоеванных землях (Золотая Орда, Иран, Средняя Азия) придерживались первого направления. И только лишь во второй половине XIII в. монгольская знать Джучидского улуса стала непосредственно эксплуатировать оседлые земли, а также управлять ими.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

В состав золотоордынских улусов XIII в. входило несколько групп русского населения, отличных как раз по социальным признакам: служилое население, военной — политические сообщества, феодально-зависимые крестьяне и социум. Административно и территориально русское население было сосредоточено на землях Червленого Яра и в Приазовье.
Данное население на территории Золотой Орда также являлась зависимым в экономическом и политическом смысле от верхушки Монгольской орды.

Также в результате экономических и политических взаимоотношений с населением западных стран в Золотой Орды в XV в. сформировалась этнокультурная общность, представители которой именовали себя черкесами — франками. В результате взаимодействия Генуи и Черкесии упоминается и этносоциальная общность наемников, так называемых оргузий (orgusii), отождествляемых в литературе с казаками.

Большую социальную группу в Золотой Орде составляли рабы. Рабами становились военные пленники и жители покоренных земель. Рабы могли использовались в ремесленном производстве, в качеств слуг феодалов, строителей. В Золотой Орде большинство рабов как в сельском хозяйстве, так и в городах через несколько поколений получали свободу или становились феодальное зависимыми.

В основном рабы служили товаром и часто перепродавались в Среднюю Азию. Непосредственно работорговлей в Золотой Орде занимались среднеазиатские купцы-бессермены. Нередко одаренные ремесленники — военнопленные выходили из разряда рабов становились уртакчи и прикреплялись к земле феодала.

Таким образом, зависимое население Золотой орды было неоднородным. Городское население крестьяне-землевладельцы находились в разной степени зависимости от феодальных владык и государства. В городах в основном трудились ремесленники из завоеванных стран, находившиеся на положении зависимых от хана и других владык людей или рабов. Мелкие купцы, а также дворцовые слуги зависели от властей и своих господ. Даже обеспеченные и уважаемые купцы, а также состоятельные ремесленники уплачивали подати и несли повинности в пользу золотоордынского государства.

Глава 2. Форма государства Монгольской орды

К 1259 году империя Монголов имела в своём составе обширную территорию, населенную многочисленными племенами, народами. Все они разговаривали на разных языках, находились на различных уровнях культурного и социально-экономического развития, имели свои собственные хозяйственные уклады, свои навыки и формы быта. Практически ничего не связывало разноязычные и разнородные части Великой империи между собой. Это государство являлась типичным военно-административным объединением.

Главной частью империи Монголов являлся домен великих кханов на территории Монголии и в Северном Китае. К западу был расположен улус принадлежавший потомкам Угэдэя, включающий в себя территории от Алтайских гор; центром монгольского улуса был современный город Чугучак. Ещё одной частью империи был улус потомков Джагатая, он включал в себя восточные области до Аму-Дарьи. Центром улуса был город на реке Или — Алмалык. Закавказье, Ирак и Иран являлись частью улуса Хулагу, центром был город Тебриз.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Последняя часть империи- Золотая Орда принадлежала потомкам хана Джучи. Он состоял из земель, «куда доходили копыта монгольских лошадей» — все восточноевропейские завоевания и владения монголов.

Столицей улуса Джучи был город Сарай, около современной Астрахани.

Казахстан и многие другие части западноевропейских стран, которые должны были присоединены, Чингисханом, стали частью улуса его старшего сына Джучи. Именно такое название из-за эта часть империи получила своё название-Улус Джучи. Марко Поло говорил о джучидах как о «татарах на Западе».

После смерти второго сына Джучи хан Бату был признан наследным правителем данной территории. После его завоеваний столицей улуса стал город Сарай, находившийся на территории Нижний Волги. Улус охватывал большую территорию, включая Западную Сибирь, Казахстан и нижнюю часть реки Сырдар. Остальные два сына Джучи Шибан и Тука-Тимуры в последствии получили свою часть улуса. Братья Бату, которые правили восточной частью Золотой Орды, были первоначально суверенными правителями, а затем получили фактическую, но не реальную независимость от ставки великого хана.

Название «Золотой Орда», согласно источникам, впервые появилось в период правления великого хана Гуюка и обозначало золотоордынскую ханскую ставку. Как мы знаем, потомки Чингизхана были известны как Золотая раса, которые обладали обширными правами. Белая Орда управлялась родом Джучидов. При хане Узбеке(1313-1341) государством была принята новая религия мусульманство. Во время приемов хан находился в так называемой «золотой палатке». В шатре хана находился трон, который был покрыт пластинами серебра. И все же ни ИбнБатута, который описал в подробностях и шатер, и трон, и никакой-либо другой восточный писатель и путешественник не называли ханство джучидов Золотой Ордой. Так почему очень часто данное государство называют “Золотая Орда”?

Первое упоминание данного названия в исторических источниках появляется в «Истории о Казанском царстве» (написанной около 1564 г.). Автор этого научного труда был детально знаком с историей возникновения Казанского ханства, как раз данное государство возникло в связи с отделением Крымского и Казанского ханств от Белой Орды. В последствии данного события центральным государством в группе из трех государств, принадлежавших братьям Бату, стала Золотая орда, которая стала центральным государством среди данных образований. Именно так и появился термин Золотая орда. Попробуем детально рассмотреть форму правления, административную структуру, власть в данном кочевом государстве.

 2.1. Форма правления и система высших и центральных органов власти

Золотая Орда являлась феодальным средневековым государством. Высшая государственная власть в стране принадлежала хану. Он почти не был ограничен в своих правах: принимал законы, возглавлял совещания государственных органов, владел и распоряжался государственной собственностью.

Как известно, Чингисхан завещал своим сыновьям требовать ежегодной явки вассалов к хану — главе центрального улуса, для утверждения своих держаний. Без данной явки кочевой феодал лишался права на своё владение — улус.

Формула ярлыков сохраняла в себе свидетельства о предыдущем хане новому хану своих пожалований и владений. И хотя данное утверждение было лишь формальным, но необходимость в этом была даже в XIV в. Упоминание о данной операции есть ещё в начале существования Золотой Орды. Это было пересмотром, а также действительным утверждением своих старых владений, а также выявление четкого количества податных областей империи.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Законы Монгольской орлы XIII в.-Яса Чингисхана подчеркивала зависимость монгольской улусной знати от Великого Каракурумского каана. Не было никакой феодальной автономии. До конца XIII в. Улус Джучи находился и существовал в полной власти каана, которому были подотчетны не только улусные ханы, но и все слои аристократии и держатели улусов. Таков был лейтмотив данных положений ясы. Каждый хан обязан был снова и снова подтверждать свою инвеституру. В данном явлении находит свое отражение такой процесс, как неустойчивость владений и их временный, условный характер в XIII в. в Монгольской Орде. Структура власти в улусах не была постоянна.

Верховная ханская власть могла легко изменить его, к примеру, передать часть войска или кочевников, которые входили в один улус, другому держатель земли- представителю монгольской аристократии. Данная система действовала до 60-х годов XIII века. В данный период империя была разделена на несколько независимых государств, таких как Золотая (первоначально Белая) Орда. Но формально-юридически улусы по прежнему находились в подчинении кхана и считались улусами Великого Чингисхана. Система управления государством, заложенная еще при нем, практически, но не полностью оставалась до конца существования данных независимых улусов- государств.

Центральным органов управления в Монгольской орде 13 века являлась ханская ставка. С одной стороны это — кочевая ставка, являлась формой существования хана с его подчинённой дружиной и вассального разно племенного населения. С другой — это все государство в целом. Термин «орда», как форма кочевой дружины хана, как его резиденция и способ жизни переносится на всю державу в целом. В соответствии с этой особенностью термина русские летописи дают нам двойственную семантику этого слова: термин употребляется и для обозначения резиденции хана, его ставки и для обозначения всей земли, государства татарского. Поздние персидские источники («Аноним Искандера») также употребляют термин «орда» (Ак-Орда, Кок-Орда) в значении государства.

Появление в половецкой степи в XIII в. «орды» как формы существования монгольской ханской и удельной власти с ее дружинным окружением означало конец местной патриархальной племенной аристократии и совпало с прекращением ставить в честь этих патриархальных старейшин — предков столь чтимые половцами каменные изваяния.

Ибн-Баттута так описывает орду хана Узбека: «Подошла ставка, которую они называют урду, и мы увидели большой город, движущийся со своими жителями; в нем мечети и базары, да дым от кухонь взвивается по воздуху; они варят (пищу) вовремя самой езды своей и лошади везут арбы с ними. Когда достигают места привала, то палатки снимают с арб и ставят на землю, так как они легко переносятся. Таким же образом они устраивают мечети и лавки. Мимо нас проехали жены султана, каждая из них со своими людьми отдельно, подъехал султан и расположился в своей ставке отдельно». Орда-ставка хана, видимо, объединяла несколько орд — ставок: ставки его жен с их людьми и охраной и ставку самого хана с его свитой. Кроме того, очевидно, в ставку входило большое количество походных мечетей и учреждений. Ставка обрастала движущимися вслед за ней торговцами и ремесленниками, что и позволило современникам увидеть в ней базары и сравнить ее с городом.

Хан стоял на вершине властной пирамиды. Но большую часть своего правления находился ставке, которая кочевала по всем владениям хана. В ней хан находился как в собственном дворце. Его окружали его многочисленные жены и огромное число придворных. Лишь малый промежуток времени хан проводил в столице-Сарае, только короткий зимний период. Постоянно передвигающаяся ханская ставка – орда подчеркивала и напоминала, что первоначально мощью государства было кочевое начало. Разумеется, что постоянно находившемуся в движении хану достаточно сложно было самому решать все государственные вопросы. Это подтверждают и исторические источники, которые сообщают нам, что верховный правитель-хан «обращает внимание только на сущность дел, не входя и подробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но не доискивается частностей относительно взимания и расходования»

В ханской кочевой ставке — орде находилось не только войско и войсковые начальники, но и вельможи, занимавшие ряд дворцовых и административных должностей. Описывая приход египетских послов в ставку Берке, арабские источники упоминают, что послов встретил визирь Шереф ад-Дин ал-Казвини, а при особе хана присутствовали старшая жена, 50 или 60 эмиров и главный кадий. У каждого эмира, находящегося при хане и кочующего с ним, есть свой муэдзин и имам. Последнее сообщение возможно тенденциозно и свидетельствует о преувеличении мусульманского благочестия Берке, характерного для персидских и арабских источников; однако и из сообщения ибн-Баттуты следует, что орда содержала места мусульманского культа и какое-то количество мусульманского духовенства.

Именно в ставке зародилось, очевидно, чиновничество и служилая знать в Золотой Орде. Тот разветвленный и довольно сложный государственный аппарат, который был, видимо, в значительной степени связан с развитием городов, в XIII в. зародился в кочевой ставке, как политическом центре Золотой Орды, то есть в орде. Рашид ад-Дин применительно к другим областям монгольских государств XIII в. знает целый ряд придворных и административных должностей, связанных со службой в ставке—орде. Очевидно, подобным образом обстояли дела и в ставке золотоордынских ханов, где были и мусульманские священники, и эмиры войска, и кадий, и визирь, и где сосредоточивал хан нити управления своей кочевой державой, принимал послов и выдавал ярлыки.

При хане действовал государственный совет-диван, состоявший из членов правящей династии, высшего духовенства, крупных феодалов-эмиров, а также военачальников. Крупные князья, которые в Орде именовались эмирами, появились в период правления Бату и Берке. Позже они были переименованы во времена татаро-кипчакской и мусульманской эпохи хана Узбека и его преемников – стали называться великими эмирами и беками. Позднее начинают появляются весьма могущественные и влиятельные беки, которые получили название «карача-би». Они были выделены из крупных родов Ширин, Аргын, Барын, Кипчак. Данные фамилии стали высшей знатью- феодально-княжеской элитой во всех татарских и монгольских ханствах, которые были образованы после распада Великой Монгольской Орды.

В государственном совете- диване существовала также должность писца-битикчи. Он являлся в сущности секретарем, который располагал значительной властью в золотоордынском государстве. К нему относились очень уважительно военачальники и даже крупные феодалы. На ряду с главным битикчи при ханском совете-диване, существовали и улусные битикчи при областных-улусных диванах. Они имели огромную власть на местах. Так, например, их можно было бы, сравнить с волостными писарями в дореволюционной Российской истории, ведь именно они выполняли почти всю государственную работу в глубинке.

Все эти должности государственного управления известны нам из русских, восточных и западноевропейских летописных источников и заметок путешественников. Но главной находкой, которая даёт нам информацию о форме правления в Золотой Орде являются ярлыки ханов. Ведь именно в этих государственных документах были зафиксированы титулы огромного числа должностных и государственных лиц, разных чиновников, мелких и средних феодалов. К последним можно отнести, например, тарханов, которые были освобождены от налогов и податей, неся за это государственную или иную службу. Тарханные феодалы получали от хана так называемые тарханные ярлыки, являвшиеся документом, который свидельствовал о их привилегии.

Ярлыком в Золотой Орде именовалась ханская грамота, которая давала исключительное право на управление в каких-либо отдельных улусах или землях Золотой Орды. Также ярлыки получали подчиненные орде государства. Так, например, русские князья в период зависимости от золотоордынских ханов получали ярлыки на княжение в землях Руси. Эти грамоты давали право на проведение дипломатических миссий или иных государственных дел как внутри страны, так и за рубежом. Разумеется ярлык наделял держателя правом на землевладения. Ярлыки были различными и давались каждому феодалу под определённым рангом.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

В Улусе Джучи, а затем в Крымском и Казанском и других ханствах существовало особое явление как система сойюргалов. Данте определение характеризует военно-ленное право на владение определенной землей. Человек, который получил от хана сойюргал, стал иметь право на взимание в свою пользу часть налогов, которые ранее должны были иди в казну золотоордынского государства. Земельное владение по сойюргалу являлась наследственной. Разумеется, такие обширные и значительные привилегии не давались просто так. Феодал, который получал сойюргальное право, обязан был обеспечить армию в военное время определенным количеством оружия, конного войска, провианта и гужевого транспорта и т. д.

Наряду с ярлыками, существовала также система выдачи эмирами и бекам пайцзов. Пайцзой называлась золотая, бронзовая, серебряная, чугунная, или просто деревянная дощечка, которая выдавалась от имени великого хана в качестве определеннго мандата. Князь, которому выдавалась такая пайцза обязан был предоставить услуги, связанные с передвижениями и поездками хана или эмира, бека. Например, провожатых, повозки, лошадей, помещения и пропитание. Золотую палицу получало лицо, которое занимало более высокое положение в обществе, а деревянную получало простое население. О наличии пайцзов в Улусе Джучи- Золотой Орде нам известно из сведений, которые представлены в письменных источниках, а также из археологических исследований и раскопкам, которые были проведены на территории Сарая — столицы Золотой Орды.

В системе центральных органов Золотой Орлы была особенная должность военного букаула, который занимался распределением войск по улусам и отправлением вооружённых отрядов. Также он отвечал за довольствие и содержание военнослужащих улуса. Букаулу нередко подчинялись сами эмиры правители улусов – а в военный период им подчинялись и темники. Кроме самого главного букаула, были букаулы отдельных административных единиц – областей Золотой орды.

Священнослужители также области значительной властью в Улусе Джучи. Представители духовенства в Золотой Орде, по арабо-персидским источникам и историческим географическим записям, а также по записям в ярлыках были представлены следующими лицами: муфтий (являлся главой духовенства); шейх (священный наставнивник аксакал); суфи (благочестивый, набожный, свободный от дурных поступков человек, аскет); кадий (священный судья, который решал дела по священному своду мусульманских законов — шариату, т. е. по своду мусульманских законов).

Огромную роль в системе властных органов, а также в социальной и политической жизни Золотой орды сыграли дарухачи и баскаки. Дарухачи являлись военными представителями власти, или по другому военной охраной, баскаки же были обыкновенными гражданскими лицами, которые должны были служить либо наместниками, либо управляющими, одной из специфических функции для них являлся контроль за сбором налогов. Баскаки были упразднены в начале XIV века, а вот должность дарухачи в качестве наместника центральной власти или главы администрации области существовала еще даже в период Казанского ханства, уже после распада Орды. При дарухаче и баскаке существовала должность помощника по сбору дани или собственно данщика — ясака. Он был своего рода секретарём-биктачи по ясачным(налоговым) делам. Вообще, должность секретаря — биктачи в Орде была достаточно распространенной, она считалась очень уважаемой, но в тоже время ответственной.

В структуре государственного аппарата чиновников Золотой Орды был огромный ряд многих других должностных лиц, которые также входили в систему центрального управления. Так например, по ханским ярлыкам нам известны: «тамгачы» (таможенник), «илче» (посланник), «тартанакчы» (весовщик и сборщик податей), «караул» (дозор), «тоткаул» (застава), «ямчы» (почтовой), «базар да торганар» (следили за порядком на базаре), «барсчы» (барсник), «кошчы» (сокольник), «кимэче» (корабельщик). То есть, если проводить аналогии с современностью некое подобие министерств и ведомств. Все эти должности нам известны из сохранившихся ярлыков Тохтамыша и Тимур-Кутлука-ханов Улуса Джучи.

Значительная часть этих государственных должностей и служащих была и в период распада Монгольской орды в Казанском, Крымском и других татарских ханствах. Интересно, кстати, заметить, что большинство данных средневековых титулов и терминов буквально дословно понятны абсолютно любому современному человеку, который владеет татарским языком. Хоть они написаны в документах XIV и XVI веков, но звучат одинаково, как в прошлом, так и в настоящем времени.

Та же самая аналогия проводится и при различных видах повинностей, которые взимались оседлого и кочевого населения, о различных пограничных пошлинах: «калан» (оброк), «салыг» (подушная подать), «ясак» (дань), «хэраж» («харадж» — налог с мусульманских народов в 10%), «бурыч» (недоимка,долг), «чыгыш» ( расход), «амбар малы» (амбарная пошлина), «ындыр хакы» (плата за гумно), «юл хакы» (дорожная плата), «бурла тамгасы» (житная тамга), «карауллык» (плата за караул), «тартанак» ( налог с ввоза и вывоза, какого-либо товара), «тамга» ( пошлина).

В самом общем виде систему центрального управления Золотой Орды проиллюстрировал и описал в XIII в. Путешественник, который проехал все государства с запада на восток- Г. Рубрук. Сущность данной системы он определял в праве феодалов-князей на получение от хана или высокопоставленного степного аристократа отдельного удела государства-улуса. За данный «подарок» феодал-князь, которому принадлежал улус, обязан был предоставить в случае военного времени нужное число хорошо вооруженных воинов (количество высчитывалось в зависимости от размера определенного улуса). Также землевладелец был обязан выполнять различные хозяйственные и налоговые повинности.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Ордынское войско возглавлял беклярибек-главнокомандующий. (О нем мы поговори подробнее в 3 параграфе) Беклярбек являлся великим князем, нередко он осуществлял не только военную власть, но и политическую. Так как командование ханской армией давало ему огромную власть. Иногда влияние этого военного главнокомандующего превышало власть золотоордынского хана, что очень часто становилось причиной кровавых междоусобиц. Очень часто в истории монгольского государства могущество беклярибеков усиливалось настолько, что они самостоятельно назначали великих ханов, (например, Ногай, Мамай, Едигей).

В следствии укрепления золотоордынской государственности аппарат управления также развивался. Так в конце XIII в. Правители Орды взяли за образец администрацию покоренного государства Хорезмшахов. В соответствии с этим образцом при великом хане появился его помощник, глава правительства — визир, который был обязан отвечать за все сферы мирной жизни государства. Визирь возглавлял государственный совет и под его руководством они распоряжались налогами, финансами и торговлей.

Межгосударственной политикой занимался сам хан со своими близкими советниками, а также иногда и беклярибек.

Расцвет Золотой Орды ознаменовался самым высоким на то время в Европе качеством и уровнем жизни. Взлет государства пришелся практически весь период правления одного властителя – хана Узбека. Государство взяло на себя обязанность защищать права своих граждан их жизнь, вершить суд, организовывать культурную, общественную и экономическую жизнь.
Подводя итог можно сказать, что в Золотой Орде действовал слаженный государственный механизм со всеми частями, которые были необходимы для эффективного развития и существования огромного средневекового государства.

2.2. Административно-территориальное устройство и организация влети на местах

Административно-территориальная система Золотой Орды характеризуется необычностью и своеобразием. Это является следствием того, что в данный период монголы начинают соединять кочевой и оседлый уклад, из чего и произошло само появления данного государства.

В начале своего существования Золотая Орда имела в своем составе не очень большое количество областей. Крупных улусов насчитывалось не больше 15, и границами для них чаще всего служили реки. В данном явлении видна некая примитивность административного деления государства, которая уходит своими корнями в старые кочевые традиции. Последующие развитие государства, появление городов, введение мусульманской религии, а также знакомство с персидскими и арабскими системами управления привели к усложнениям механизма устройства во владениях Джучидов и с единовременным отмиранием обычаев управления, которые восходят ко времени Чингисхана. Взамен разделения территории на два больших крыла, формируются несколько улусов, во главе которых ставятся улус беки. В свою очередь любой из этих улусов делился на несколько «областей», которые являлись улусами феодалов-нойонов определенного ранга. Всего в Орде насчитывалось 70 таких «областей» по числу темников.

Период правления ханов Бату и Берке с несомненно можно отнести к организационному периоду в Золотой Орде, ведь именно здесь начинает формироваться административная структура. Хан Бату был основоположником общегосударственных устоев и принципов, которые сохранялись при всех последующих правителях. Были определены феодальные владения, начинает появляется аппарат чиновников, основана столица, установлена ямская связь между улусами и областями, распределены и установлены налоги и повинности. Разумеется, что хану было очень сложно одному управлять всеми делами огромного государства. Это и стало причиной образования местного управления в улусах.

Улус — это административно-территориальная единица в Золотой Орде и в целом в Монгольском государстве. Очень часто Улус отождествляли с термином Орда. На протяжении большого промежутка времени существования данного государства понятие Орда имело разные значения. Вот в Российской истории с XIII в. обозначало ставку великого хана, а позднее конкретное государство (т.е. Золотую Орду). А вот монголы придавали ему более узкое, конкретное значение значение.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

В период с XIII по XIV вв. они употребляли его для обозначения всего своего государства в целом, официально именовавшееся «Улус» с добавлением конкретного имени хана из династии Джучи. Данное соединение понятия с именем хана подчеркивало, что в этом случае имеется в значении именно государство. Стоило также отличать его от другого значения, так как этим же термином («улус») назывались и мелкие владения кочевой аристократии (Бек-Булатов улус, Бугин улус). Эволюция содержания категории «Орда» всесторонне было проанализировано ученым-историком Г. А. Федоровым-Давыдовым. Он показал на конкретных исторических материалах его каждое значение на протяжении периода XIII в. После распада Монгольской Золотой Орды на несколько независимых владений, термин «Улус» делается синонимом категории «государство».

Каким же образом сложилась улусная система управления в Золотой Орде? В период правления вышеупомянутого Бату относится простое деление улуса Джучи на равные две части — левое и правое крыло. Последнее занимал сам Бату и его последователи. Левое же крыло, куда входила огромная часть современной территории Казахстана, входило во владения старшего сына хана Джучи Орда-Ежену.

Улусы Орда-Ежена и Батыя в свою очередь делились на улусы их потомков. Хан Батый был главой государства, а следовательно, подчиняясь требованию монгольского обычая, должен был жаловать уделы многим другим друидам. Таким образом образовывались новые административно-политические единицы. Батый пользовался огромным авторитетом и фактически делил обладание империей с великим каракорумский ханом Мункэ, т. к. именно Бату возвел его на престол. Но ни Батый, ни его проследовали в золотоордынском государстве не были единоличными правителями целостного государства. Огромный Улус Джучи бесконечно много раз распадался на уделы – улусы его наследственных сыновей. Что и способствовало, в свою очередь складыванию улусной системы в Золотой Орде.

По одному преданию, который был приведен у Абулгази (ХVII в.), Батый после того как вернулся из семилетнего похода на «северные страны» — т.е. Восточную Европу (1236-1242 гг.) – сказал своему брату Орда-Ежену: «В этом походе ты содействовал окончанию нашего дела, поэтому тебе отдается народ, состоящий из 10 тысяч семейств», в другом же переводе было добавлено: «в том месте, где жил отец твой», то есть в верхних течениях реки Иртыша. Подчиняясь монгольским обычаям, Батый наделял уделами и другим своим братьям.

Ханы улуса Орда-Ежена были в некотором смысле независимыми и не часто ездили на золотоордынские курултаи к ханам, но юридически они признавали себя подданными центрального улуса. «С самого начала не бывало случая, — пишет Рашид ад-дин, — чтобы кто-либо из рода Орды, занимавший его место, поехал к ханам рода Батый, так как они отдалены друг от друга, а также являются независимыми государями своего улуса. Но у них было такое обыкновение, чтобы своим государем и правителем считать того, кто является заместителем Бату, и имена их они пишут верху ярлыков».

В Орда-Ежена включались земли северной и восточной части Жетону, обширная местность бассейна реки Иртыша, степи от Каратау до Улутау. Территория улуса также продолжала постепенно расширяться. Уже в период второй половины XIII века территория хана Коничи, который являлся внуком Орда-Ежена, зафиксирована в историческом источнике в пределах Узгенда и Дженда на Среднем течении Сырдарьи. Именно туда и был перемещён политический центр этого улуса.

Уже в середине XIII века улус Орда-Ежена стал независимым, самостоятельным государством, который получил название в исторических источниках Ак-Орда. Правители данного государства имели титул хана, с ними начали считаться не только преемники хана Батыя, но и верховный ханы Монгольской империи.

Но часто правители Золотой Орды наделяли претендентов на трон в Ак-Орде ярлыком на правление. Только данной операцией дело ограничивалось, а настоящее вмешательство в дела Акк Орды не имело места. Ханы данного государства на рубеже XII-XIV веков вели дипломатическое сотрудничество с Хулагуидами. Они обменивались посольствами, хотя Центральная Золотая Орда всегда находилась во враждебных отношениях с Ираном.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

В западной стороне от улуса Орда-Ежена находились владения Шайбана. Шайбан являлся ханом, сыном Джучи, в семилетнем монгольском походе при завоевании стран русов, ясов, булгар и черкесов проявил свою доблесть и получил от своего брата хана Бату в качестве награды четыре омака. Омак- это объединение нескольких племенных семейств. Во владения Шайбана входили племена: найман, кошчи, буйрак и карлук. Территория хана Шайбана находилась на громадном пространстве между горами Урала и реками Яик, Тобол и Иргиз, а также от бассейна Аральского моря, по рекам Сарысу и Чуйсу до низовий реки Сырдарьи.

В исторической науки так и нет единого мнения о вопросе двух Орд. Ответ на вопрос, что следует понимать под названиями Акк Орда и Кок Орда, так и остается не решенным. Все из-за того, что в средневековых исторических источниках содержатся противоречившие друг другу указания. Например, в мусульманской истории (персидских, арабских, тюркских) встречаются понятия и Ак-Орда, и Кок-Орда и Улус Джучи. Каждый из них или является территорией Золотой Ордой или является больше неё, поэтому очень сложно установить определенные четкие границы Ак Орды и Кок Орды. Нередко говорится о том, что последняя была в подчинении от первой. В территорию Ак Орду входили выше упомянутые земли в бассейне реки Сырдарьи, а также города и степи на севере Аральского моря и до рек Сары-Су и Ишимы. После того как Ак Орды в большей мере стала независимой, термин Золотая Орда больше применяется к землям Кок Орды.

Таким образом, Улус Джучи был разделён на Ак Орду и Кок Орду. Каждое из этих государств имело собственную династию, состоящую из потомков сына Чингисхана Джучи. В начале образования Золотой Орды-Улуса Джучи, а также после разделения на две орды, согласно персидским источникам XV-XVII вв., Кок Орда включала правое крыло (онкол, бараункар) ордынского войска. Именно данная территория поставляла из своего населения всех воинов, входящие тумены, а Ак Орда снаряжало левое крыло (солкол, джаункар), т.е. составляло тумены левого крыла.

В результате всех эти перестановок, разложений Золотая Орда образовала свою специфическую административно-территориальную структуру, характеризующуюся сложностью и не однозначностью.

Теперь перейдем к организации власти в улусах Золотой Орды. На местах были созданы собственные династии местных правителей. Историки выделяют два ранга эмиров в улусе Джучи. Первый ранг— «правители государства», визирь, начальники эмиров; второй ранг— правители местности областей и городов. В истории есть также упоминание о совете четырех улусных правителей, из них главным являлся («эмир ал-умара» или «бекляри-бек») —начальник всего ордынского войска.

Бекляри-бек руководил военными делами, управлял тысячниками, эмирами, темниками и т. д. Визирь же в основном управлял гражданскими делами. Он входил, по мнению историка ал-, Мухиббк, в совет четырех улусов при бекляри-беке.

Были четко разграничены две категории местной монгольской аристократии: военачальники, т. е. эмиры, улусные держатели, темники и тысячники, которые управлялись главными улусными эмирами («улус-беки», “эмиры улуса”) и «начальниками эмиров» — аристократией, которая тесно связана с административным аппаратом управления, со ставкой хана и с городами.

Военная феодальная аристократия — это все держатели улусов. Они назывались лены- земли данные на условиях военной службы. Руководители улусов — это руководители эмиров, т. е. представители военного управления. Всему этому причиной стало то, что армейские подразделения соответствовали делению на улусы и были связаны именно улусной прослойкой аристократии. Начальники улусов не имели права вмешиваться в экономическое и финансовое управление.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

В ярлыках золотоордынских ханов существуют различные категории улусных феодалов, о всей видимости, держателей кочевых земель-ленов: «ратные и улусные князья”, «полъчныекнязья», беки, князья.

Кроме того также упоминаются сотники, десятники, темники, тысячники. Все они являлись военно-удельными эмирами — беками.

Историк И. Н. Березин выделяет такие группы беков:

  • владетельные (удельные, улусные);
  • ордынские или титулованные;
  • темники или военные беки;
  • городские.

Однако ордынские и городские чиновники — это единая прослойка монгольской управленческой аристократии. Удельные и военные беки — это единая прослойка местного самоуправления т.е. держателей кочевых земельных владений. Деление их на две структурные системы у историка И. Н. Березина связано с тем, что в отдельных ярлыках переведённых на русский есть князья—сотники, десятники и тысячники и т. п., а в других же источниках — ратные и улусные князья или просто владельца улусов. Но соответствие определённого контекста, его тождество места в ярлыках, которое занимают и улусные князья, и военные князья в списках лиц, к которым были обращены данные ярлыки, показывают, что это равные категории феодальной аристократии.

Разграничение административно-чиновных и военно-удельных слоев верхов монгольского общества имеет очень важное занимает в местной власти. Правители эмиров, т. е. военно-коневая аристократия, а также «правители городов» -администрация хана. В соответствии с этим явлением органы верховной и местной власти строятся двойственным типом: по военным делам (большая часть эмиров-военачальников и улусных держателей) и как управленческий аппарат монгольского визиря. Это и стало причиной раздела служилых дворян и владельческих аристократических дворян в Крымском ханстве.

Таким образом, одним из огромных шагов государственном и административном устройстве Золотой Орды было соединение или слияние феодальной кочевой аристократии с управленческой прослойкой, которая стояла во главе государства и составила администрацию великого хана. В связи с этим явлением резко возрастает число судейских, духовных и административных должностей в Золотоордынском государстве. Разделение военное-улусных, военно-удельных эмиров и беков, с одной стороны, и администрации хана — с другой, стали отражением построение нового механизма управления, о чем свидетельствуют и ярлыки.

2.3. Военная организация

Военная система Золотой Орды стала основой государственности данной страны. Это можно понять из факта того, что очень многие государственные служащие являлись командирами воинских подразделений.

Базис военного могущества в Золотой Орды составляла многочисленная конница из кочевых народов и монголо-татар. Конница делилась на тяжелую и легкую. В особые периоды своей великой истории Золотая Орда выставляла 150 и даже более тысяч конников. Конница была построена по десятичной системе. Она могла очень быстро собираться в конкретном месте или очень быстро рассредоточиваться на огромных просторах, совершать набеги, быстро переезжать с одной местности на другую. В качестве военной техники для осады применялись тараны, а также передвижные осадные башни и многие другие сооружения.

Высшим командным составов являлись темники и тысячники. Они были представителями рода джучидов-царевичей и знатных феодалов-нойонов. Сотниками и десятниками обычно являлись нукеры и люди из родоплеменной знати. Многие командиры связаны были между собой сеньорально-вассальными отношениями. Поэтому строго запрещалось переходить из одной тысячи, тьмы и сотни в другую. Если же такое случалось, то подобный переход рассматривали как военную измена своему командиру и подразделению. За любое невыполнение приказа, ослушание грозило суровое наказание, заканчивающейся нередко смертной казнью.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Армия в Золотой Орде была организована по десятичной системе. Подбору начальников уделялось особое внимание. Его авторитет поддерживался такими привидениями и мерами, как повышенное жалование, отдельная палатка, создание специально для него резерва оружия и лошадей для его подчиненных; в случае военного бунта против начальника действовало даже не элементарное римское децимирование, а поголовная казнь взбунтовавшихся.

Строгая дисциплина позволила требовать исполнения различных работ. Поблизости от неприятеля армия на ночь укрывала свой бивак. Служба на страже была организована очень хорошо и основывалась на выделении конных сторожевых отрядов и на эффективном патрулировании ночью и днём всех окрестностей монгольского общества.

Осадное военное мастерство указывает, что в момент своего развития монголы находились с технически новым оружием в совершенно других отношениях, чем в период зарождения. Они чувствовали себя страх перед «огненным боем», пугались деревянных московских крепостей. Подкопы, фашины, подземные хода, мосты, заваливание рвов, устройство крепких стен, греческий огонь, земляные мешки, наводнение, устройство плотин, использование стенобитных машин, порох для взрыва— все это было достаточно хорошо знакомо золотоордынцам. При осаде города Чернигова русские летописи отмечают, что катапульты ордынской армии метали на несколько сот метров камни, которые было трудно поднять четырём сильным войнам— весом около 10 пудов. Такой стенобитной техники европейская артиллерия смогла достичь лишь к XVI века. Камни же для катапульт доставлялись откуда-то издали.

Во время действий в Венгрии сталкиваемся с тем, что у монголов была батарея, которая использовала 7 катапульт, что трудилась в подвижной борьбе, присутствовали в форсировании переправы через речку. Многие прочные города в Средней Азии и России, согласно историческим суждениям, быть завоеваны только лишь голодом, брались монголами штурмом в течении 5 суток осады.

Суть десятичной системы военной организации состоит в том, что войско делилось на сотни, десятки, тысячи и десятки тысяч (тьмы или тумены). Во главе армий стояли сотники, десятники и тысяцкие. Главы армий могли иметь отдельные палатки и резерв оружия и лошадей. Великий хан Чингисхан говорил, что он давал командование только по достоинству т.е. умным и храбрым- доверял войска, распорядительным и деятельным — хранение обозов, а неповоротливым — доверял только наблюдение за скотом.

Самым главным родом войск была конница, делилась на легкую и тяжелую. Последняя вела бой самыми главными и вооруженными силами противника. Легкая же конница могла вести разведку и нести сторожевую службу. Именно она начинала бой с помощью стрел в неприятельские военные ряды. Монголо-татары являлись мастерами по владению луком, часто стреляли нахожу с коня. Легкая конница постоянно преследовала противника. Монгольская конница имела огромное количество запасных лошадей, что и позволяло им с большой скоростью передвигаться на обширные расстояния. Ещё одной специфической особенностью монгольского войска было отсутствие колесного обоза. Были лишь кибитки хана и повозки особо знатных особ.

Главным оружием кочевых завоевателей был лук, который покрывался особым лаком, взятым у китайцев. Данный лак охранял лук от высыхания и сырости. Почти каждый монгольский воин имел в своем запасе несколько колчанов со стрелами и луков, копье для сталкивание противна с камня с железными кружками, железный или кожаный с железными полосками шлем, кривую саблю и длинную легкую пику. Также воины имели арканы, ими они хорошо владели и на войне и на охоте.

Также в вооружённых некоторых воинов были и арбалеты. Защитные доспехи были сделаны из толстой и крепкой кожи буйволов. Именно таким было военное комплектование у легкого кавалериста, подвижного война. У любого воина была также пилка для заточки стрел, иголка, шило, нитки и даже сито, которое использовалось для процеживания мутной воды и просеивания муки. Всадники также имели с собой небольшую палатку и два кожаных мешка: один использовали для воды, другой для сушеного кислого сыра. Нередко запасы продовольствия заканчивались, в этом случаи монголы разрезали вену лошадям и пили кровь своего коня. Данный способ помогал им довольствоваться иногда до 10 суток.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Военный порядок монгольской армии включал в себя три главных части: центральная, правое и левое крыло. Авангард был у каждой части боевого порядка. Также, выделялся резерв и общий авангард. Имён авангард пускал в бой сторожевые посты. Военно-организационный порядок имел огромную глубину и слаженность. Поэтому обладал огромной ударной и эффективной силой и был крайне устойчив.

В начале войны происходила долгая разведка противника. В тоже время проводилась работа по расположении частей, создавались базы продовольствия, широко принимались меры и средства к тому, чтобы ввести врага в заблуждение.

Монголы могли распоряжаться и управлять всей современной техникой того периода. Достаточно много новшеств они брали у китайцев. Неверно было утверждение европейских историков о том, что именно путешественник Марко Поло смог научить ордынскую армию применять метательное оружие. Ведь данный путешественник первопроходец жил уже после завоевательных походов Батыя. Войско Батыя обладало катапультами, которые могли метать камни до 160 кг на несколько сотен метров. Монголы использовали нефть сжигая при помощи неё стены деревянных крепостей. Стены из камня разбивались другими осадными машинами или уничтожались порохом, который кочевники позаимствовали у китайцев. Такого оружия еще никто не видел в Западной Европе. Применялись фашины, подкопы, огневые с фитилем стрелы (похожие, ракеты), а также земляные мешки. Нередко монголы могли устроить искусственное наводнение, а также отводили большие реки от города.

В монгольской армии имелись и эффективные по тому времени военные инженеры, которые были взяты в плен в Персии и Китае. Огромное внимание золотоордынцы уделяли обучению населения военному делу и подготовке войска. Например, учеба стрельбе из лука могла начаться с малолетнего возраста. Трехлетнему ребенку давали маленький по его размеру лук и учили мастерству. Любой монгол был замечательным кавалеристом. Обучались они в основном на охоте, которую Чингисхан назвал “школой войны”. Она организовывалась в форме конкретного военного маневра, почти всегда в начальный период зимы.

В начале должна была производиться разведка для конкретных районов, богатых зверьем и дичью. Затем армия делилась на центральную часть, правое крыло и левое крыло. Они двигались очень концентрический, образовывали неразрывное кольцо, в котором и начиналась охота. Все происходило в порядке старшинства: сначала хан, потом князья, его вельможи, потом же военачальники, все были своими женами, и после всех к охоте приступали простые воины.

В войсках соблюдалась очень строгая дисциплина. Нарушение её очень сурово наказывалось. Ещё Великий Чингисхан говорил о том, что командиру огромной армии должно беспрекословное выполнять все повеления своего хана. Если же приказ не выполнялся, воин должен подвергаться страшному наказанию включая даже смертную казнь. Чингисхан написал для своих военачальников правила, в которых определялось, каким образом выиграть сложное сражение, как правильно осаждать и брать каменные крепости, как вооружать и организовывать войска, а также как готовить их к завоеваниям. Согласно с этими правилам военные начальники должны были следить за правильным состоянием оружия своих воинов; оружие должно было проверяться на специально определенных смотрах в ходе похода или перед выступлением.

В период с XIII и до первой половине XIV в. в Монгольской Орде происходи огромные государственные преобразование, в связи структура организации воинов усложняется. Появляются другие виды воинских подразделений: пограничные, караульные, таможенные, гарнизонные (или внутренние), и даже новые военные должности.

Главную часть вооруженных сил определяли дружинники-нукеры, прослойка профессионально-подготовленных воинов. Из их числа могли формироваться как командный состав, так и латная кавалерия и младший главный состав. Во время ведения крупных и масштабных военных кампаний образовывалось ополчение-чарик. Из их числа формировались вспомогательные отряды, легкая кавалерия, а также пехотные части. Организация последней происходило от элементарной структуры- «штурмовая толпа» к более организованной сложной структурированной единице.

Из исторической военной литературы мы можем заметить тенденцию к увеличению важности роли пехотных формирований в структуре военной организации золотоордынского государства. Огромную роль в структуре организации вооружённых военных сил монгольского государства отделялась гвардейским частям. Кишик- гвардия, выполняла непосредственно своё военное назначения, а также выполняла государственные функции администрации улуса, а также военно-совещательного органа.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Таким образом, монгольская военная организация это не только отборные регулярные войска, но и полифункциональный сложный хозяйственно-административный аппарат устройства власти в данном кочевом государстве.

Заключение

Таким образом, на основе поставленных задач цель курсовой работы была достигнута. В результате проведённого исследования по теме «Монгольская Орда XIII в.: форма государства и общественный строй” можно сделать несколько заключительных выводов: Монгольская Орда являлась сильным и могущественным государством с развитым государственным аппаратом. Кочевое население в основном принимало обычаи традиции управления у завоеванных оседлых государств. Но в тоже время государственный строй Улуса Джучи отличается своей специфичностью и уникальностью. В отличие от других кочевых государств в Монгольской Орде существовал хорошо развитый аппарат чиновников. Хан только определял основные направления деятельности государства и общие принципы управления, он не занимался конкретными государственными вопросами управления. Этим занимались различные государственные служащие.

Высшие должности назначались из высокопоставленных людей населения. Они определяли беклярбеков, улусбеков и визиря. Их компетенция почти во всех источниках описывается неполно и очень противоречиво. Именно потомки рода Чингизидов возглавляли верховную власть в Золотой Орде. Они являлись над племенной группировкой высшей монгольской аристократии, которая регулировала отношения в сфере управления и решала важные государственные вопросы. Золотая Орда являлась высокоорганизованным государством, где был прочный и единый порядок на обширной территории.

Общественный строй кочевого государства был типичен для периода средневековья. Общественная структура отличалась своей иерархичность. Были, как и землевладельцы, управленцы, военачальники, но в то же время и подданные население, а также зависимые группы население. Последняя широко была представлена завоеваниями народами с земель присоединенных к Золотой Орде.

Форма государства была достаточно сложной и однозначно определить её невозможно. Так как в разные периоды времени и государственная власть передавалась разными способами, и территория делилась на разные по властным полномочиям области. По стандарту принято считать, что в Орде существовала абсолютно монархическая форма, но из истории находим примеры, когда данная власть могла и не переходить по прямому наследству, а выбираться из достойных военачальников-беклярбеков. Таким образом, форму правления можно определить, как выборную монархию. Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась.

Административно-территориальный строй также отличался своей уникальностью. После смерти великого хана Джучи территория его улуса была разделена между его тремя сыновьями-Ордой, Батыем, Шибанём. Чисто юридически данные улусы были равноправны между собой, и являлись автономными и независимыми по отношению к друг другу. Но так как хан Батый пользовался огромным авторитетом и являлся одним из высокопоставленных монгольских военачальников, его братья должны были фактически подчиняться ему. Позднее государство поделились на две части Акк и Кок Орды. На сегодняшний момент нет единого мнения, о том были ли это часть Золотой Орды или отдельные суверенные государства.

Несмотря на то, что в основном кочевой образ жизни в Золотой Орде сформировался аппарат власти на местах. В основном территориальные единицы возглавляли найоны-монгольские князья. Они пользовались широкими правами в сфере государственного управления: назначали сбор налогов, занимались организацией военной подготовки населения, руководили местным диваном, были подотчетны великому хану, позднее визирю.

Золотая Орда являлась одним из самых крупных государств средневекового периода истории, владения которого находились в Европе и Азии. Одним из главных факторов, из-за которых монгольская армия добилась своих огромных успехов, является ее неповторимая военная организация и суровая дисциплина в армии.

Все военные завоевания проводились силами и мощью хорошо организованных и обученных подразделений. Золотоордынская организованная армия держала в напряжении все мировые государства. Несомненно, высокий военный авторитет данного государства на протяжение веков ничем не оспаривался. Военная организация строилась на основе десятичной системы. Войны были идеально подготовлены и отличались великолепной стойкостью и выдержкой.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Обширная территория, многочисленное население, центральная сильная власть, большая боеспособная армия, выгодное использование торговых морских и сухопутных путей, огромные сборы дани с завоеванного населения- все это определило огромную военную и государственную мощь сильной ордынской империи.

Список использованных источников

1. Ала Ад-дин Ата Малик ибн Мухаммед Джувейни. Сборник Персидских летописей//Пер. В. Г. Тизенгаузена. -// http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Juweini/text.phtml?id=10762
2. Вернадский Г. В. История России: Монголы и Русь. — Изд-в: Ломоносовъ,2017.- ISBN: 9785916781687-674 с.
3. Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение.1988 г. — Изд-в: АН СССР, ил., карты. –ISBN 5-89589-005-9//– 478 с.
4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь.- 2017 г.// Изд-в: АСТ — ISBN978-5-17-100425-5// 960с.
5. Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. -2017- Изд-в: ЛКИ- ISBN 978-5-9710-4070-5. // 246 с.
6. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. – 2014//Изд-в: «Знание», – ISBN 5-07-001438-2-678 c.
7. Карпини Плано. История монгалов, именуемых нами татарами. // Перевод. А. И. Малеина // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/carpini.htm
8. Мыськов Е. П. Политическая история Золотой Орды (1236—1313 гг.). 2003. — Изд-в: Волгоградского государственного университета, — 5. //- 178 с.
9. Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. 2012- Изд-в: Евразия,- ISBN 978-5-91852-036-9//-567 с.
10. Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Под ред. И. П. Петрушевского (далее: Рашид ад-Дин). Т. 1. Кн. 1. М.; Л., 1952; Т. 1. Кн. 2. М.; Л., 1952; Т. 2. М.; Л., 1960; Т. 3. М.;Л.,1946.//http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_publications&Itemid=75&pub=667
11. Сабитов Ж.М., Кушкумбаев А.К. «Улусная система Золотой Орды в XIII-XIV веках: к вопросу о локализации Ак Орды и Кок Орды»2015 г. // Журнал «Золотоордынское обозрение» №3- 140 с.
12. Селезнев Ю.В. «Элита золотой орды»- 2009 г. // Изд-в: Фэн -// ISBN 978-5-9690-0068-1// 232 с.
13. Сокровенное сказание (Монгольский обыденный изорник); гл.12//Перевод С.А.Козина// https://www.ereading.club/chapter.php/266/39/Sokrovennoe_skazanie_Mongolov.html
14. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн.1: История России с древнейших времен. Т.1–2 — Изд-в: Голос, 2015г. — 768 с.
15. Федоров-Давыдов Г.Ф. Общественный строй Золотой Орды. — 2012 // Изд-в: Книга по Требованию- ISBN 978-5-458-28770-8// 1178 с.
16. Казн Л. Введение в историю Азии. Турки и монголы от начала до 1405 года.-1965 г.// Париж — ISBN 978-5-458-28900-8// 1178 с.
17. И. П. Петрушевский.Поход монгольских войск в Среднюю Азию в 1219—1224 гг. и его последствия // Татаро-монголы в Азии и Европе: Сборник статей. — М.: Наука, 1977. — ISBN 978-5-458-28770-8- С. 107—139.
18. Милославский Г. В. Ибн Баттута. — М.: Мысль, 1974. — ISBN 978-5-458-28770-8- 80 с.
19. Березин И.Н. Внутреннее устройство улуса Джучиева по ханским ярлыкам, докторская диссертация» -1865// Изд-в: СпбГУ//- ISBN 978-5-458-28770-8// 1178 с.

 

Автор: Светлана