Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Византийское право»

Огромная территория Римской, а в последствии и Византийской империи имела огромное значение, так как в течении тысячи лет она играла важное экономическое, научное, культурное и политическое значение для народов, проживающих как в Европе, так и в Азии. От поражений, побед империи зависели судьбы многих народов. На захваченных Византийской империи землях проводились как культурные, так и научные преобразования. И важнейшим из них является введение на завоеванные территории нового законодательства.

ВВЕДЕНИЕ

Огромная территория Римской, а в последствии и Византийской империи имела огромное значение, так как в течении тысячи лет она играла важное экономическое, научное, культурное и политическое значение для народов, проживающих как в Европе, так и в Азии. От поражений, побед империи зависели судьбы многих народов. На захваченных Византийской империи землях проводились как культурные, так и научные преобразования. И важнейшим из них является введение на завоеванные территории нового законодательства.

Актуальность состоит в том, что на основе истории Римского и Византийского прав можно более грамотно и правильно формировать новые законодательные проекты. В частности, на основе Эклоги появилось законодательство Османской империи, Священной Римской империи, Русских княжеств и т.д.

Цель работы — характеристика и анализ Византийского права, в частности Эклоги и ее влияние на наше общество. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

охарактеризовать в целом возникновение Византийского права;

проанализировать влияние Византийского права, Эклоги на нынешнее развитие законодательства;

проанализировать такой объект Византийского права, как Эклога

исследовать проблемы, связанные с применением Эклоги на время ее существования.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с развитием Византийского права, в частности появлением Эклоги.

Предмет исследования — это совокупность норм, общественных отношений и событий, связанных с Эклогой. Различные примеры применения законодательства Византийской империи, основанные на трудах историков; выводы, сделанные после прочтения научной литературы, связанные с данной темой.

Анализируя степень научной разработанности, необходимо отметить, что по данной теме курсовой работы существует достаточное количество источников научной литературы. Так, например, книга Медведева И.П. «Правовая культура Византии», в которой автор рассуждает на тему, почему Византийское государство можно назвать правовым. Сами византийцы характеризовали его как ennomos politeia, что в переводе означает «государство законное», т.е. государство, основанное на законах. И это совершенно правильно, поскольку «среди исторических цивилизаций прошлого, пожалуй, не было такой, которая бы оставила после себя больше писанных законов, чем Византия».

В книге Васильев А.А. История Византийской империи. Время до крестовых походов (до 1081 г.), довольно целостно охватывается целая эпоха не только социальной, культурной или политической, но и правовой жизни Византийской империи. Так же автором сделаны выводы о влиянии законов на социум, проживающей в этой стране вплоть до крестовых походов.

Е.Э. Липшиц занимался изучением византийских юридических памятников VII — IX вв. н.э. Автором был проведен детальный анализ Эклоги и отдельных статей Закона судного, из чего были сделаны выводы, что прогрессивные начала судебной реформы иконоборцев, прокламированные в предисловии к Эклоге и некоторых нормах законодательства, были реализованы крайне непоследовательно. Эклога не вводила каких-либо коренных перемен в общественный и государственный строй. Новые же черты, имеющиеся в ней, почерпнуты в обычном праве восточных провинций «и представляют собой лишь дальнейшее развитие ранее установленных юридических норм». Иными словами, автор выступает сторонником концепции континуитета римского права в Византии эпохи генезиса феодализма.

В своем труде «Легенда или реальность» известный историк Милов Л.В. проводит параллель развития Византийского права и его влияния на Древнюю и Средневековую Русь. Он доказал, что законодательная культура Византийской империи оказала очень сильное влияние на формирование права на Руси.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Ценный вклад в развитие византиноведения внес Н.П. Галанзы. Его труды, посвященные дигестам, Поздней Римской Империи и Византии дает широкую характеристику развитию на тот момент государства и права в нем.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Общий объем работы составляет 33 страницы.

ГЛАВА 1. Византийское право

.1 Зарождение Византийского права. Юстинианский Кодекс и его влияние на формирование последующих законодательств

В Византии значительно дольше и более глубоко, чем на Западе, сказывалось влияние римской юридической традиции. В отличие от большинства государств средневековой Европы здесь сохранялось единое кодифицированное, распространяющее свое действие на всю территорию империи законодательство.

Осуществленная императором Юстинианом в VI в., и кодификация римского права (corpus juris civilis) заложила основу для длительного развития византийского права и оказала влияние на последующее развитие европейских правовых систем. Корпус состоял из четырех частей: кодекса, содержавшего основные установления действующего римского права, дигест обширного собрания правовых положений и казусов, заимствованных у римских юристов, институций — краткого руководства по вопросам правоприменения и юридической техники и новелл — новых правовых актов, изданных Юстинианом. Дальнейшая разработка системы византийского права осуществлялась на основе этой фундаментальной кодификации.

Еще до законов Юстиниана, в 438 г. вышел первый официальный свод Кодекс Феодосия, который включал нормы, изданные византийскими императорами начиная с Константина. В 726 г. был издан краткий свод законов на греческом языке Эклога, в 872 г.- Прохирон. Несколько позднее вышли многотомные Василики. Многочисленные императорские новеллы (отдельные нормативные акты) издавались в течение всего периода существования Византийской империи. Наряду с официальными правовыми актами издавалось большое число частных компиляций законов, указателей и справочников по юридическим вопросам. Источники античного римского права в значительном количестве содержались в дигестах (втором томе Свода Юстиниана). Огромное число юридических казусов, включенных в этот том, предназначалось для обучения правоведов. При составлении нормативных сводов (из норм римского права) допускалась редакционная обработка: объединение сходных «конституций», вставки, сокращения, перераспределение правового материала.

Развитие византийского права характеризовалось постоянной тенденцией к систематизации материала. Во многих сводах (дигестах и Кодексе Юстиниана, Кодексе Феодосия) распределение нормативных актов осуществлялось по систематическому принципу в сочетании с принципом хронологическим.

В многочисленных неофициальных сочинениях публиковались перечни и типовые формы договоров, исков, исковых сроков и т. п. Частные (неофициальные) юридические сборники часто объединяли по систематическому принципу разнородные законодательные своды и отдельные правовые акты, например, Эклогу с Прохироном, Прохирон и Земледельческий закон и т. п. При этом все акты снабжались подробными комментариями (схолиями). В 691-692 гг. Вселенский Трульский собор ввел в действие официальный корпус источников канонического права, который считался исчерпывающим; дальнейшее расширение его запрещалось.

В 726 г. издается самый крупный (после кодекса Юстиниана) официальный законодательный свод — Эклога. Предполагалось создать сокращенную выборку законов из институций, дигест, кодекса и новелл — «конституций» Юстиниана с внесенными в них исправлениями «в духе большего человеколюбия».

В наибольшей степени изменилось процессуальное право: провозглашался принцип равенства всех граждан перед судом, освобождались от судебных пошлин лица, участвующие в судебных тяжбах, и т. д. Весь свод делился на 18 титулов, охватывающих различные вопросы брачного и семейного, наследственного права, опеки и попечительства. Регламентировались договоры дарения, купли-продажи, займа, найма. В Эклоге давался перечень наказаний, налагаемых за совершенные преступления, регламентировалось правовое положение рабов, свидетелей, участвующих в процессе, и должностных лиц (их имущественные отношения).

В перечень преступлений, содержащийся в Эклоге, входили: нарушения святости алтаря и церковного убежища, вероотступничество, клятвопреступление, разграбление могил, подделка денег, хищения, прелюбодеяние и т. д. Предусматривались следующие наказания: битье плетьми и палками, урезание носа и языка, ослепление, отсечение конечностей, выжигание волос и пр. В ряде случаев Эклога допускала замену денежных штрафов, даже установленных Кодексом Юстиниана, телесными наказаниями, широко используя принцип талиона. Смертная казнь устанавливалась за наиболее тяжкие преступления: кровосмешение, умышленный пожог, отравление, колдовство, убийство, гомосексуализм, разбой и т. д.

В сфере гражданского и семейного права Эклога развивала некоторые основные тенденции, заложенные еще законодательством Юстиниана. Такая форма, как обручение, стало в Эклоге юридическим соглашением, являвшимся подготовительным этапом к заключению брака. Расторжение этого договора без уважительных причин влекло уплату неустойки. Брак, по Эклоге, представляет собой союз мужа и жены, пользующихся равными имущественными правами. Браки между близкими родственниками запрещались. Сокращалось также число законных поводов к разводу.

В Эклоге уточнялись формы заключаемых договоров (дарения, завещания), юридический порядок привлечения наследников по закону, вопросы опеки и попечительства и др.

В середине VIII в. появилось приложение к Эклоге, которое включало некоторые вопросы, не нашедшие отражения в основной Эклоге: например, преступления против личности и против веры. По сравнению с трактовкой этих преступлений, содержащейся в дигестах и Кодексе Юстиниана, авторы приложения усилили ответственность за преступления против веры, направляя основные репрессии против еретиков (манихеев и монтанистов).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В приложение к Эклоге были включены также четыре самостоятельных закона — Земледельческий, Военный, Морской и Моисеев.

Юристами эпохи императоров македонской династии (начало которой восходит к 867 г.) была разработана широкая программа «очищения древних законов», заключавшаяся в пересмотре и классификации всего писаного правового наследия (прежде всего corpus juris civilis Юстиниана) с точки зрения его применения в новых условиях, в отмене устаревших актов и устранении имевшихся противоречий, а также замене латинской юридической терминологии греческой. Результатом этой реформы стал новый юридический свод — Василики, состоящий из восьми томов в 60 книгах.

За основу свода был взят юстинианов corpus juris civilis в его греческой интерпретации. Структурно свод включал: общие теоретические принципы права, каноническое право, государственное право, организацию суда, процессуальное право, исковое право, частное право (в основу положена Эклога), военное право, сервитута, уголовное (соответствующее Эклоге).

В 872 г. появился еще один юридический памятник — Прохирон, имевший целью изложить законы в виде, доступном для понимания людей, «значительно» упрощающий юридический язык и почти свободный от прежде сильного церковного влияния.

В 40 титулах Прохирона содержались нормы, регламентирующие брачные отношения (в частности, порядок распоряжения приданым), нормы наследственного и обязательственного права, уголовно-правовые.

В дополнение к Василикам император Лев VI в 908 г. издал сборник новелл, которые регулировали широкий круг отношений в области церковного, семейного, наследственного, обязательственного, уголовного и процессуального права.

Законотворческая деятельность императоров македонской династии завершает период наиболее творческого развития византийского права. В дальнейшем это развитие заключалось в простом приспособлении права к повседневным нуждам, вновь усилились элементы христианизации.

В этот период наиболее заметным явлением в области судебных реформ стало введение императором Андроником II в 1296 г. института «вселенских судей», избираемых из архиереев и членов синклита (церковных иерархов), которым предоставлялось право выносить решения «по любым делам и обо всех лицах без исключения», невзирая на их положение и статус. Были провозглашены основополагающие принципы суда — равенство всех перед законом, компетентность судей. Судьи избирались императором, им торжественно (в процессе богослужения в храме св. Софии) передавались Евангелие и меч, они же наделялись поместьями. Судьи давали клятву в том, что они будут судить неподкупно и нелицеприятно. Институт «вселенских судей» учреждался совместно церковной и императорской властями в соответствии с теорией «симфонии», т. е. сочетания власти церковной и светской в одном органе. Институт «вселенских судей» просуществовал недолго.

Чужеземные завоевания и распад Византийской империи прервали правовую традицию, которую, восприняв от Рима, долго сохраняла Византийская монархия.

1.2 Появление Эклоги и ее характеристика

юстинианский эклога законодательство земледельческий

Эклога открывает собой целую группу кратких законодательных сводов, изданных византийскими императорами в VIII и IX вв. Хотя Эклога не отменила действия законодательства Юстиниана и по сути дела лишь в некоторых направлениях развила и изменила его отдельные нормы, тем не менее она ставила себе реформаторские задачи. Сущность задуманных ее составителями реформ изложена в открывающем книгу предисловии. Составители Эклоги (как это указано в предисловии к ней) с одной стороны, ставили перед собой реформаторские цели, а с другой — стремились создать официальное руководство не только небольшое по объему, но и более доступное по языку.

В отличие от громоздкого законодательства VI в., изложенного главным образом по-латыни, Эклога явилась первым официальным сводом, написанным по-гречески, на языке, доступном для массы населения Византии того времени. Большая часть законоположений Эклоги касается гражданского права. В сфере гражданского и семейного права Эклога развивала некоторые основные тенденции, заложенные еще законодательством Юстиниана. Такая форма, как обручение, стало в Эклоге юридическим соглашением, являвшимся подготовительным этапом к заключению брака (титул 1, ст.1). Расторжение этого договора без уважительных причин влекло уплату неустойки. Брак, по Эклоге, представляет собой союз мужа и жены, пользующихся равными имущественными правами (титул 2, ст. 1,4). Браки между близкими родственниками запрещались (титул 2, ст. 2). Сокращалось также число законных поводов к разводу.

В Эклоге уточнялись формы заключаемых договоров (дарения, завещания) (титул 4), юридический порядок привлечения наследников по закону, вопросы опеки и попечительства (титул 7, ст.1) и др. По мере развития феодальных отношений в Византии все население делилось на сословия, различающиеся по своему правовому статусу. Самыми привилегированными были сенаторы, к которым относились крупнейшие земельные и денежные аристократы, высшие государственные и придворные сановники. В большинстве случаев высшие церковные должности также замещались представителями сенаторского сословия. Имения сенаторов освобождались от всех местных поборов и повинностей; им предоставлялось право держать свои военные отряды, налагать на население штрафы, а позднее даже иметь свои тюрьмы. Члены сенаторского сословия были подсудны лишь префекту столицы. Что касается основной массы феодалов (динатов), то они также в целях расширения своих владений стремились отобрать крестьянские земли за долги (титул 10), превратить крестьянина в зависимого. Другой привилегированной группой было духовенство, которое было освобождено от так называемых «грязных» повинностей — молотьбы, хлебопечения, подводной и дорожной, поставки строительных материалов и т. д.

Низшее сословие делилось на крестьян, торговцев и ремесленников.

Крестьянство подразделялось на три группы: свободных землевладельцев; «свободных» колонов, арендовавших землю и сохранивших право передвижения и распоряжения своим имуществом; и «приписных» колонов, которые в отличие от свободных были прикреплены к земле и не могли распоряжаться своим имуществом.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В Византии торговля достигла достаточно высокого уровня. Торговлю некоторыми товарами (хлебом, скотом) государство объявляло своей монополией, поручая реализацию этих монополий корпорациям купцов.

Эти корпорации были своеобразными юридическими лицами, т. е. выступали в качестве субъектов права. Они имели свои уставы, свои собрания, свои классы, назначенных властями должностных лиц. Государственная власть устанавливала цены товаров и прибыль торговцев (не более 8 1/3%).

Вступление в корпорацию торговцев производилось лишь с разрешения властей и по рекомендации определенного числа членов данной корпорации и связывалось с уплатой взноса в пользу государства и корпорации.

Торговые корпорации выполняли различные государственные повинности, характер и размер которых зависел от произвола властей.

Наибольшим влиянием среди купеческих корпораций пользовалась корпорация ростовщиков, которая ссужала деньгами даже государственную казну.

Налоги сдавались на откуп ростовщикам, что еще более повышало их роль. Ростовщики и крупные торговцы формально принадлежали к низшему свободному сословию, однако могли покупать почетные звания и тем самым пользоваться различными привилегиями.

Что касается ремесленников, то они также объединялись в свои корпорации, деятельность которых регулировали и контролировали государственные чиновники.

Профессии ремесленников являлись наследственными, они не могли оставить свою работу под угрозой сурового наказания.

Вне сословного строя свободных людей находились рабы, которые были преимущественно в государственных мастерских и в домашнем хозяйстве византийской аристократии.

В связи с развитием феодальных отношений труд рабов применялся в хозяйстве незначительно, а их положение даже улучшилось. Была установлена ответственность за убийство раба (пролог, титул 5, гл. 10, ст.2); поощрялся отпуск их на волю (титул 8,ст.1). Рабы имели право на свое имущество, они могли владеть мастерской при условии поручительства своего господина. Разрешались браки между свободными и рабами; дети от таких браков считались свободными. Рабы имели право возбуждать судебные иски против своих господ лишь в исключительных случаях (Ecloga, ed Monferratus, XIV, 3). Рабы не могли выступать в роли свидетелей за или против своих господ (Ecloga, ed. Monferratus, XIV, 5). В этих вопросах законодатели VIII в. лишь следовали ранее установленным нормам, опираясь на законодательство предшествующего времени.

Основные институты вещных прав, регламентированные в Своде Юстиниана, были сохранены в византийском праве, где, например, говорится о владении (possesio), которое подразделялось на добросовестное и недобросовестное. В византийских кодексах говорится о сервитутах (особенно городских), об эмфитевзисе — наследственной аренде (титул 12).

В Византийском праве сохранилось деление обязательств на обязательства из договоров и на обязательства из деликтов (правонарушений). В византийских кодексах говорится, например, о договорах купли-продажи, дарения, мены, займа, найма, хранения (поклажи), товарищества.

С подробностью излагаются вопросы залогового права, причем отмечается два вида залога: один с передачей заложенной вещи кредитору и другой без этой передачи (ипотека), когда в виде залога выступает земля (титул 10). Также подробно регулируется договор займа, по которому был установлен максимальный размер процента (12% годовых). При этом запрещалось взимание процентов на проценты. В составлении описи имущества, отягощенного долгами и перешедшего к наследнику по закону (Ecloga, ed. Monferratus, VI, 8).

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКЛОГИ

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.1 Подробное рассмотрение титулов Эклоги

Весь свод делился на 18 титулов, охватывающих различные вопросы брачного и семейного права, наследственного права, опеки и попечительства.

Регламентировались договоры дарения, купли-продажи, займа, найма. В Эклоге давался перечень наказаний, налагаемых за совершенные преступления, регламентировалось правовое положение рабов, свидетелей, участвующих в процессе, и должностных лиц (их имущественные отношения).

Большая часть законоположений Эклоги касается гражданского права. 3начительное внимание законодатели уделили семейному праву. Первые три титула Эклоги трактуют об обручении, браке и приданом. Следующие три — о наследовании по завещанию и закону. Далее (VII титул) рассматриваются вопросы об опеке и попечительстве, VIII титул — об освобождении от рабства, о вольноотпущенниках. Несколько титулов (IX, X, XI, XII, XIII) имеют своей темой договорные отношения — договоры купли-продажи, займа, поклажи, дара, эмфитевзиса и других форм аренды. XIV титул посвящен свидетелям, XV — мировым сделкам. XVI — лагерным пекулиям. XVII — вопросу о наказаниях за уголовные преступления, XVIII — разделу военной добычи.

Титулы I — III. В византийском законодательстве был точно определен круг лиц, брак между которым был запрещен. Эклога в этом вопросе руководствуется установлениями, имевшимися уже в законодательстве Юстиниана. Однако и здесь при сравнении законов Эклоги с предшествующими бросаются в глаза важные и характерные для времени Эклоги отступления. В части запрещения браков она идет значительно дальше, чем предшествующее законодательство Юстиниана. По Юстинианову праву был запрещен брак между кровными родственниками полностью, по боковой же линии — лишь между братьями и сестрами или между такими лицами, которые вели свое происхождение от одного и того же главы семьи. Более того, Эклога запретила браки между двоюродными братьями и сестрами. По-видимому, сохранялся и старый запрет браков между теми лицами, которые вели свое происхождение от одного и того же предка.

Хотя при перечислении лиц, между которыми запрещались браки, и выпадают некоторые звенья в пределах пятой и шестой степеней родства, однако, судя по Частной Эпанагоге, византийцы считали, что до шестой степени родства по боковой линии браки запрещены

Что касается религиозных различий, то по праву VI в. запрещались браки между христианами и иудеями.

С другой стороны, Эклогой были значительно сужены законные поводы к разводу: Муж освобождается от жены по следующим причинам: если жена его совершила прелюбодеяние; если она каким-либо образом злоумышляла против мужа или же, будучи осведомленной, что другие злоумышляют против мужа, не предупредила его; если жена прокаженная. Равным образом и жена освобождается от мужа по следующим причинам: если муж в течение трех лет со времени заключения брака оказывался неспособным к брачному сожительству со своей женой; если он каким-либо образом злоумышлял против ее жизни или, будучи осведомленным, что другие покушаются на ее жизнь, не предупредил ее; и если он прокаженный…. Заболевание же душевной болезнью — одержимость бесом — до или после заключения брака не признается законной причиной для развода. Эклога опускает, например, столь важные причины для прежнего законодательства, как заговор против императорской власти, разграбление могил, участие в разбое, не упоминается об увлечении одного из супругов недозволенными цирковыми и сценическими представлениями. По отношению к виновной стороне в Эклоге не предусмотрено какое-либо имущественное наказание в отличие от Юстинианова права.

В отношении брачного имущественного права Эклога вносит много нового в предшествующее законодательство.

Приданое и предбрачный дар мужа рассматриваются в Эклоге как особое имущество, находящееся в период брачной жизни в управлении и пользовании мужа. Однако Эклога (как и Кодекс Юстиниана) не считает это имущество собственностью мужа. Хотя муж юридически являлся владельцем приданого в период брака, фактически его права распоряжения приданым были крайне ограничены, даже если жена дала согласие на его продажу.

Титул III, трактующий об имущественных правах мужа и жены, ярко выявляет характерный для всего византийского права принцип имущественной самостоятельности жены.

К VI в. система наследственного права представлялась весьма сложной, запутанной и противоречивой. В Институциях, Дигестах и Кодексе Юстиниана отразились различные стадии развития римского наследственного права, начиная еще с законов XII таблиц.

Эклога, принимая в целом порядок допуска к наследованию, предписанный Юстиниановым правом, в частностях во многом отступает от него.

Эклога различает семь последовательных классов наследников по закону.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В случае смерти наследодателя без завещания к наследованию призываются в первую очередь родственники по нисходящей линии — дети умершего или его внуки от ранее умерших сыновей и дочерей. Следует отметить, однако, что в некоторых случаях, рассмотренных в других разделах Эклоги, в этот общий порядок вносятся изменения: например, ст. 2 титула XVI о братьях, сохраняющих общее имущество после смерти их отца, если один из братьев солдат; ст. 4 титула II о вдове, наследующей после смерти мужа.

Вторая группа наследников по закону по Эклоге, в отличие от Юстинианова права, включала родителей, но исключала братьев и сестер. Лишь в тех случаях, когда родителей не было в живых, но имелись дед и бабушка, последние делили наследство с братьями и сестрами умершего наследодателя.

Третья группа наследников по Эклоге — это полнородные братья и сестры умершего.

В четвертую группу входили неполнородные братья и сестры.

В пятую группу включались все прочие родственники наследодателя.

В шестую — жена его, которая делила наследство пополам с фиском. Если и жены не было в живых и имущество являлось выморочным, оно поступало в фиск.

Завещатель мог сделать специальные распоряжения наследникам отказать (после получения наследства) известные суммы или части имущества тем или иным названным лицам. Такие распоряжения назывались легатами. По определению, имеющемуся в Институциях Юстиниана, легат есть род дара, оставленного покойным. Лица, получавшие легат, не считались наследниками в собственном смысле слова. Они не были обязаны отвечать за долги наследодателя, но не могли получить отказанное им, если долги по наследству еще не были покрыты.

Титул VII. Единственная статья Эклоги посвящена вопросу об опеке и попечительстве над сиротами и малолетними детьми. В Юстиниановом праве вопросы опеки и попечительства трактуются противоречиво, но с явно выраженной тенденцией превратить опеку в институт, контролируемый государством. В отношении лиц, не достигших полного совершеннолетия, но вышедших уже из-под родительской власти, было предусмотрено назначение особого попечителя. К опеке привлекались, в отличие от античного римского права, в первую очередь мать и бабушка.

В Эклоге все эти новые тенденции придать опеке и попечительству характер института, контролируемого государством, получили дальнейшее развитие.

В титуле VII речь идет о попечительстве без какой-либо дифференциации между попечительством и опекой. В качестве попечителей малолетних сирот по Эклоге в первую очередь надлежит привлекать тех лиц, которые назначены родителями в письменной форме или в форме устного пожелания. Если же родители такого опекуна или попечителя не назначили, то, в отличие от более ранних подобных законоположений, попечительство об имуществе сирот должны были нести не какие-либо частные лица, а общественные учреждения. В Константинополе таковыми являлись сиротский дом, прочие благочестивые учреждения (приюты для престарелых, странноприимные дома и т.п.) и некоторые церковные учреждения.

Вопросам опеки и попечительства посвящены, помимо VII титула, еще некоторые другие статьи Эклоги. Так, вдова, согласно ст. 6 титула II, несет все заботы по управлению имуществом при наличии малолетних детей; при вступлении во второй брак она обязана найти попечителя для своих детей от первого брака. Лишь после этого ей предоставляется право вступить во второй брак (II, 12). Эта статья находит аналогию в Русской Правде пространной редакции.

Титулы VI, IX-XIII. Они посвящены договорному праву. Из многочисленных сделок, рассмотренных в Своде законов Юстиниана, упоминаются лишь договоры дарения, купли-продажи, займа, хранения, товарищества.

Вопрос о дарениях и о тех формах, при которых акт дарения приобретал юридически законную силу, был разработан еще в классическом римском праве. Дарение могло быть осуществлено различными путями — непосредственной передачей объекта дара, путем прощения долга, путем дарственного обещания, которое облекалось в торжественную форму договора, носившего наименование стипуляции и осуществлявшегося в форме устных вопросов и ответов договаривавшихся сторон.

Уже начиная с III в. н.э. вошло в обычай оформлять дарение письменным договором или регистрировать его в официальных органах. Однако в спорных случаях в судах права истцов оказывались нередко незащищенными и не поддерживались властями, хотя и были фиксированы письменно. В провинциях дело обстояло еще хуже. В результате ситуация оказалась крайне запутанной и порождала много недоразумений. Законом Константина были внесены изменения в прежние нормы. Были установлены определенные формы, при соблюдении которых дарения только и получали законную силу. Всякий дар должен был быть не только заявлен перед судом, но и зарегистрирован в официальных органах (insinuatio).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Положения о видах и формах дарений в краткой форме воспроизводятся в IV титуле Эклоги. Однако при сравнении статей Эклоги с данными предшествующего законодательства выступает ряд существенных отличий, характерных для этого законодательного сборника. Эклога, подобно предшествующему праву, допускает дарения как при жизни, так и в случае смерти дарителя. Эклога признает законными дарения, осуществляемые и в письменной, и в устной формах.

Но устная форма дарений разрешается лишь тогда, когда дар производится при жизни дарителя. Для того чтобы такой дар считался законным, требовалось, чтобы даритель достиг совершеннолетия и чтобы дар был заявлен в присутствии свидетелей. В населенных местах число свидетелей должно было быть пять человек, в пустынных и уединенных местностях было достаточно и трех свидетелей. Такое же число свидетелей считалось обязательным и при даре, оформленном письменно.

Как по Эклоге, так и по Юстинианову праву дарения между живыми могли быть отменены в определенных случаях: если получающий дар нанес дарителю грубые оскорбления, или причинил ущерб его имуществу, или же не выполнил тех условий, которые были оговорены дарителем при даре. Дарения на случай смерти могли быть отменены либо по желанию дарителя, либо, если лицо, которое должно было получить дар, умирало раньше дарителя.

В IX титуле Эклоги рассматриваются вопросы, связанные с договором купли-продажи.

В классическом римском праве договор купли-продажи относился к числу неформальных контрактов, т.е. таких, которые возникают в силу простого соглашения между сторонами — продавцом и покупателем. Объектами продажи могли быть все предметы, имеющие какую-либо имущественную ценность, т.е. не только вещи, включая даже будущие, например, будущий урожай, но и сервитуты (т.е. права пользования чужими вещами), требования по обязательствам, наследство и т.п. Для перенесения права собственности от продавца на покупателя продавец должен был передать проданную вещь, покупатель — внести установленную плату.

В Эклоге, как и в предшествующем законодательстве, предусмотрены две возможные формы соглашения о купле-продаже — письменная и устная. Подобно более ранним постановлениям Эклога уделяет внимание основным элементам договора — определению предмета продажи, задатка, цены и т.д. Эклога здесь опирается на нормы Юстинианова права, внесшего новое в трактовку этих вопросов и подвергнувшего тексты классических юристов

В X титуле Эклоги говорится о договорах займа, которые в Византии VIII в. вполне сходны с теми, которые практиковались в предыдущих законодательствах.

Наряду с издавна существовавшими устными договорами о займе уже в античной Римской империи получил распространение обычай составлять расписки, значение которых в восточных провинциях с течением времени все возрастало. Займы могли быть под проценты и беспроцентными в зависимости от условий.

По Эклоге займы могли заключаться как в письменной, так и в устной форме. Среди предметов, которые служили объектом договора займа, Эклога называет деньги, серебро или какой-либо другой вид ценности на земле или на море.

О займах под проценты в Эклоге упоминания нет, возможно, потому, что это считалось само собой разумеющимся. В Земледельческом законе имеется статья, трактующая о взимании процентов.

Согласно Эклоги жена несла ответственность по займам, сделанным мужем, лишь условно. Ее приданое могло быть использовано для уплаты долгов только в том случае, если установлено, что она добровольно вместе со своим мужем согласилась на заем. В этом законоположении составители Эклоги отступили от более ранних норм. Согласно новелле Юстиниана, если жена даже и дала согласие на заем, сделанный ее мужем, подписалась и обязалась своим имуществом гарантировать его погашение, то это считалось недействительным. Притом недействительным оставался заем даже тогда, когда долг причитался казне, если только не было доказано с очевидностью, что эти деньги были использованы женой для ее личных нужд.

Помимо займа предметом рассмотрения в X титуле Эклоги является и залог как обеспечение сделанного займа.

Наконец, в X титуле уделено внимание и договору товарищества. Договор товарищества по классификации, принятой в классическом римском праве, относится к числу консенсуальных договоров. Он заключался путем простого соглашения сторон, не требовавшего особых формальных условий, и был сходен в этом отношении с куплей-продажей, наймом, поручением. Исторически этот договор развился из соглашений между братьями не производить раздела имущества после смерти отца, а продолжать вести хозяйство сообща. Римский юрист III в. Ульпиан считал, что при заключении договора товарищества в нем сохраняются черты братских взаимоотношений между участниками договора. Степень общности имущества между сочленами могла быть различна, начиная от полной, которая приближается по своим формам к общности имущества между неразделившимися братьями, кончая такой, когда временное объединение имеет своей целью какую-либо совместную единичную сделку. Договор товарищества требует от всех его участников добросовестного исполнения всего того, что от них по договору требовалось. Договор мог заключаться пожизненно или быть ограниченным определенным сроком.

Ликвидация товарищества происходила либо вследствие единоличного решения об этом всех входящих в состав товарищества членов, либо в результате одностороннего заявления о выходе одного из сочленов из товарищества. Оно могло быть ликвидировано и в случае смерти одного из участников, если не было установлено заранее, что выбытие того или иного лица не разрушает товарищества. Выбывший обязан возместить причиненный его выходом из товарищества убыток. В случае же, если имеются ранее начатые общие дела, он продолжает отвечать вместе с остальными членами товарищества за возможные убытки в этом деле, хотя и лишается права на участие в возможной прибыли. Ликвидация товарищества, организованного с определенной целью, происходит или вследствие достижения этой цели, или если выяснилась невозможность ее достижения, или же, наконец, вследствие исчерпания средств. Товарищество может быть ликвидировано и в результате возбуждения дела одним из участников против остальных.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

По Эклоге, так же, как и по законодательству Юстиниана, для образования товарищества требовалось письменное или устное соглашение между двумя или более лицами. Как и в законодательстве Юстиниана, в Эклоге указано, что участие в товариществе отнюдь не требует обязательного равенства вносимых вкладов в общее дело; возможно заключение договора о товариществе и тогда, когда доли не равны или когда кто-либо вносит вклад, другие же — свои силы и труды. Типичной формой товарищества в эту эпоху являлись товарищества купцов, описанные в Морском законе.

Титул XI посвящен отношениям между двумя лицами, заключающими договор поклажи, или хранения какой-либо движимой вещи, или денег. Сущность договора поклажи, принадлежащего по классификации античного римского права к числу реальных договоров, состоит в том, что кому-либо вверяется какая-либо движимая вещь с целью безвозмездного ее сбережения и под условием возврата ее во всякое время. Депозитарий, т.е. то лицо, которое приняло вещь на сохранение, не является собственником ее. Собственником остается депонент, т.е. лицо, передавшее вещь на хранение.

В классическом римском праве безвозмездность сохранения вещи рассматривалась как существенная часть договора поклажи. В Юстиниановом праве заметна тенденция признавать, что небольшая оплата не разрушает подобного договора.

Опираясь на предшествующее законодательство, Эклога вкратце, как и обычно, формулирует наиболее часто встречающиеся при поклаже случаи нарушения договора и предусматривает соответствующие санкции. Например, присвоение вклада депозитарием карается двойным штрафом.

Эмфитевзис, которому посвящен XII титул Эклоги, — институт древнего происхождения. В Греции эмфитевзис как одна из форм наследственной аренды применялся на землях, имевших виноградные или садовые насаждения, еще в античную эпоху.

Эмфитевзис (от греческого слова насаждать) представлял собой арендный договор, заключенный бессрочно или на длительный срок, главным образом, на недвижимость, находившуюся в запущенном состоянии и требующую мелиоративных мер. Поэтому эмфитевзис широко применялся в эпоху, когда в силу экономических и политических причин большое число земель лежало впусте и сельское хозяйство пришло в упадок. Иногда, однако, договор эмфитевзиса заключали и на имения, в состав которых входили лишь частично необработанные земли.

Эмфитевт, т.е. лицо, бравшее землю в аренду, был обязан заботиться о ней и вносить за нее владельцу определенный ежегодный взнос, от которого он освобождался только в течение первых двух или трех лет после заключения договора. Эмфитевт должен был уплачивать все причитающиеся за землю подати и отбывать повинности силами своих колонов. На период заключения договора эмфитевт мог с согласия земельного собственника даже отчуждать землю. Таким образом, сдача владений в эмфитевзис фактически приводила к отчуждению имений и переходу их из одних рук в другие без ограничения срока. Первоначально эмфитевзис заключали только на ограниченный срок, но на практике он вскоре превратился во многих случаях в бессрочный договор, а постепенно бессрочный, или вечный, эмфитевзис получил и юридическое признание.

Если эмфитевт не выполнял своих обязанностей по отношению к земельному собственнику — наносил участку ущерб или в течение двух или трех лет не вносил ежегодной платы, собственник имел право лишить его эмфитевзиса и отнять у него участок. Эклога полностью повторяет положения Юстинианова свода, защищающего права первоначального собственника (XII, 3). Если эмфитевт продавал свое право на участок другим лицам, собственник земли имел право преимущественной покупки его или же право на получение двух процентов от продажной цены.

В Эклоге, как и в предшествующем законодательстве, предусматривается возможность расторжения договора по желанию сторон.

Титул XVII. Наиболее интересным и известным является титул XVII Эклоги о преступлениях и наказаниях. Он включает 53 статьи и по своему содержанию охватывает правонарушения и преступления различного характера — против веры, против государства, против личности, против свободы и нравственности, против имущества.

Первая из названных категорий, разработанная еще в античную эпоху в интересах защиты язычества, вошла в измененном виде в состав позднейшего права. Эклога уже в ст. 1 титула провозглашает право церковного убежища; это право не было отражено в Юстиниановом праве, но почти буквально повторено в позднейших законодательных сборниках — в Прохироне, Василиках и др.

Клятвопреступление рассматривалось в византийском праве как нарушение святости религии. Клятва на Евангелии считалась обеспечением истины. По Эклоге ложная клятва отнесена к разряду преступлений.

К числу тягчайших преступлений в византийском праве относились и случаи вероотступничества, например, вероотступничество попавшего в плен (XVII, 6).

В отношении разграбления могил и осквернения мест погребения умерших в Дигестах и Кодексе Юстиниана повторяются статьи, строго карающие либо смертью, либо работами в каменоломнях. В Эклоге за разграбление могил следует отсечение руки.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В числе преступлений в титуле XVII фигурируют колдовство и знахарство. Виновные в них подлежали казни мечом.

Эклога (XVII, 44) карает и за изготовление амулетов, которые использовались не столько в целях врачевания, сколько из корыстолюбия, конфискацией имущества и изгнанием.

Значительное внимание в титуле XVII занимают и государственные преступления: государственная измена, подделка монет, самоуправство и клевета.

В Эклоге (ст. 3), как и в законодательстве Юстиниана, участие в заговоре против императора или государства рассматривается как тягчайшее преступление, караемое смертью. Однако в Эклоге, во избежание самоуправства, дело предписывалось передать на личное усмотрение императора, доставив к нему обвиняемого под охраной (XVII, 3). По Прохирону подобной оговорки, меняющей положение, не имеется. Обвиняемый подлежал смертной казни с конфискацией имущества.

Подделка монет, подобно заговорам против императора и государства, рассматривалась как преступление, караемое смертной казнью в законодательстве Юстиниана. В Эклоге наказание изменено: подобное преступление влекло за собой отсечение руки (XVII, 18). В Прохироне, Василиках и Шестикнижии Арменопула сохранено узаконение Эклоги с тем отличием, что отсечением руки карались не только сами фальшивомонетчики, но и их соучастники.

В титуле XVII Эклоги рассматриваются различные формы уголовных преступлений. Эклога чаще всего следует за Юстиниановым правом: убийца карается смертной казнью мечом (ст. 42, 45), клеветник, оговоривший кого-либо, подлежит тому же наказанию, какое получила бы его жертва (ст. 51). Вместе с тем Эклога, подобно Юстинианову законодательству, различает предумышленное и непредумышленное убийства. Последние влекут за собой более легкие наказания (ст. 46, 47, 48, 49).

Эклога предусматривала целую систему телесных и членовредительских наказаний, подобных которым не знало законодательство Юстиниана или применяло их только по отношению к рабам и к низшим категориям свободных, например, отрезание носа, вырывание языка, отсечение рук, ослепление, бритье головы и выжигание волос и т.д. Эти жестокие наказания были в некоторых случаях заменой смертной казни, в других они были введены вместо денежных штрафов, предусмотренных в соответствующих случаях законодательством Юстиниана. Из преступлений имущественного характера в XVII титуле фигурируют кража, уничтожение чужого имущества, грабеж, поджог. Статьи эти (7-8, 17, 40, 41, 50) содержат немало новых черт по сравнению с предшествующим законодательством и в некоторых пунктах близко перекликаются с Земледельческим законом.

Эклога много статей посвящает вопросам укрепления семьи и брака (титулы I-III). Соответственно и в XVII титуле большое место отведено вопросам морали и нравственности. Эти разделы титула получили широкое распространение не только в позднейших византийских законодательных сборниках, но и в славянских, в частности в Законе Судном.

Всевозможные формы нарушения морали — прелюбодеяние как нарушение супружеской верности, разные виды связи между женатыми и замужними, связи между близкими родственниками, вытравление плода — по Эклоге жестоко карались (ст. 19-39). Среди наказаний за подобные преступления мы находим плети, штрафы, отсечение носа, изгнание, смертную казнь мечом, оскопление, острижение бороды и волос. Как правило, степень суровости наказаний определялась характером преступления. Однако нередко проводилась социальная дифференциация. Эклога, подобно Юстинианову праву, не отменяет института рабства. Вопросу о формах отпуска рабов на волю она посвящает специальный VIII титул. Отдельные статьи, касающиеся положения рабов, рассеяны и по другим разделам Эклоги.

Сохраняя формы освобождения рабов, засвидетельствованные законодательством предшествующего времени, Эклога признает возможность освобождения рабов в церкви и в присутствии трех или пяти друзей, путем крещения, а также и в том случае, если раб сопровождал похоронную процессию своего господина или же если раб, что, очевидно, часто случалось в рассматриваемое время, становился клириком или монахом.

В близкое к рабу положение попадал и свободный человек, если он не располагал необходимыми средствами для выкупа из плена. Он фактически попадал в кабалу к лицу, которое выкупило его из плена, на срок, определяемый суммой выкупа. Такой мистий, по сути дела, находился в полной зависимости от своего хозяина.

Однако сам по себе показателен и тот факт, что Эклога часто специально оговаривает, что указанная в статье мера наказания применяется независимо от социального положения виновного. Это еще раз подтверждает, что подобная дифференциация имела место. В некоторых случаях законодатели Эклоги вносят в это положение более или менее существенные изменения. В основном эти изменения свидетельствовали о стремлении законодателей смягчить социальные контрасты и поставить под больший контроль имущие и знатные слои общества, чем-то было прежде. Хотя границы между свободными и рабами, между знатными и простыми и засвидетельствованы Эклогой как нерушимые, известные нотки демократизма чувствуются в ее установлениях.

2.2 Дополнения к Эклоге

Говоря о приложении к Эклоге, следует остановиться еще на одном обстоятельстве: помимо уже отмеченных 100 статей, разбитых на 14 групп, в его состав, как правило, включались четыре относительно крупных и достаточно самостоятельных (поэтому издатели Аппендикса и исключили их из своего издания) памятника, четыре «закона» — Земледельческий, Военный <#»justify»>

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Византийская империя является величайшим культурным, историческим, а главное правовым памятником Средневековья. Мощная армия, большое количество ученых, большая территория — все это позволяло быть ей главенствующим государством того времени, вплоть до 15-го века н.э. Такой небывалый подъем обеспечивала в первую очередь внутренняя политика, проводимая государством, в частности передовое по тому времени законодательство, которое брали за основу многие другие страны, в том числе и Русь.

Основным правовым памятником Византии следует считать Эклогу, так как этот свод законов не сколько принес много новаторских законопроектов, сколько улучшил уже имеющиеся в государстве. Эклога была удобна для применения на практике, ибо она имела представление не только о столице, Константинополе, но и о провинции и обычных гражданах.

Это подтверждается большим количеством дополнений, таких как, например, Земледельческий закон. Он максимально точно регламентировал права людей, занимающихся аграрной деятельностью.

титулов Эклоги, являются очень серьезными и детальными законопроектами, которые в применении обеспечивали поддержку социума и в целом справедливость и лояльность общества в государстве.

Недостатки, созданной в Византии системы судоустройства судопроизводства, явились основанием для проведения в VIII в. судебной реформы, нашедшей свое выражение в Эклоге.

Новый этап в развитии византийского права наступает в 70-х годах IX в. С изданием Прохирона. В эту эпоху выявилось достаточно четкое расхождение между старым официальным законодательством и средневековым обычным правом народностей, населявших Византию. Обычное право шло в разрез с официальными нормами и заставило законодателей, по их собственному признанию, во многих случаях возводить в ранг закона и, несмотря на всю авторитетность законов Юстиниана, частично их отменять или вносить в них существенные изменения.

Надо отметить, что развитие византийского права характеризовалось постоянной тенденцией к систематизации материала. Во многих сводах (дигестах и кодексе Юстиниана, кодексе Феодосия) распределение нормативных актов осуществлялось по систематическому принципу в сочетании с принципом хронологическим. Изменения, вносимые в законодательство IX-XI вв., шли часто за счет использования норм VI в., «реставрация» старых норм не была повторением этих норм в сводах этого времени. Нормы, взятые из сводов Юстиниана, обычно переданы в сильно сокращенном виде. Урезывание текста, пропуски, вставки, часто неточная передача по-гречески содержания латинского оригинала приводили подчас к серьезным нормативным изменениям, менявшим старые законы и приближавшим их к изменившимся условиям жизни позднейшего времени.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что изучение юридических источников позволяет восполнить пробелы в наших знаниях не только в области истории права, но и в социально-экономической истории Византии.

Библиография

Нормативно-правовой акт

.Эклога. Византийский законодательный свод VIII века. М.: Наука, 1965. Перевод Е. Э. Липшиц.

2.Каждан А.П. Василики как исторический источник. // Византийский временник Т. IV. — М., 1958. — С. 56 — 75.

3.Каждан А.П. К вопросу об особенностях феодальной собственности в Византии VIII — X вв. // Византийский временник Т. XIV. — М., 1958. — С. 48.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

4.Лебедева Г.Е. По вопросу о социальной структуре ранневизантийского общества (по данным кодексов Феодосия и Юстиниана) // Византийский временник Т. 53. — М., 1992.

5.Лебедева Г.Е. Кодексы Феодосия и Юстиниана об источниках рабства //

Византийский временник Т. 36. — М., 1974. — С. 31 — 44.

.Лебедева Г.Е. Эволюция проблематики законов о рабах в ранневизантийском законодательстве // Византийский временник. Т. 55. Ч. 1. М., 1994.

7.Липшиц Е.Э. Византийское право в период между Эклогой и Прохироном (Частная Распространенная Эклога). — Византийский временник. Т. 36. — М.,1974. — С. 45 — 73.

8.Липшиц Е.Э. Несколько замечаний о Василиках как источнике. Византийский временник. Т. XIV. — М., 1958. — С. 77 — 80.

9.Липшиц Е. Э. О социальной сущности судебной реформы в Византии VIII в. — Византийские очерки. М., 1961. — С. 121 — 137.

.Сюзюмов М.Я. Василики как источник для внутренней истории Византии. — Византийский временник. Т. XIV. — М., 1958.

Учебники и учебная литература

.Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики / Отв. ред. Г.Г. Литаврин. — СПб., 1999.

12.Всеобщая история государства и права: Учебник. / Под ред. К.И.

Батыра. — М., 1998.

.Галанза Н.П. Государство и право Древнего Рима. М., 1963.

14.Зивс С.Л. Источники права. — М., 1981.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

15. История государства и права зарубежных стран: Учебник. Ч.1. / Под

ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинникова. — М., 1997.

. Липшиц Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Л., 1981.

. Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. — Л., 1976.

. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. — М., 1997.

. Памятники римского права: Институции Юстиниана. / Под ред. Л.Л. Кофанова, В.А. Томсинова. — М., 1998.

. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана, — М., 1956.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

699

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке