Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Магистерская диссертация на тему «Влияние политических кризисов 2006-2014 гг. на экономическое развитие Таиланда»

С того момента, как Таиланд стал конституционной монархией в 1932 году было 19 попыток военных переворотов, 12 из которых оказались успешными. Последний раз военные пришли к власти 22 мая 2014 г.1 На момент написания текущего исследования генерал Прают Чан-Оча остается главой тайского государства. 

Содержание

Введение
Постановка проблемы
Цель и задачи исследования
Вопросы и гипотезы исследования
Методы исследования и план работы
Критический обзор литературы
1. Способы измерения политической нестабильности
2. Факторы, определяющие экономический рост
3. Влияние политической нестабильности на экономические показатели
4. Влияние политической нестабильность на экономический рост
Глава 1. Влияние политической нестабильности на экономику Таиланда в долгосрочной ретроспективе
1.1. Измерение политической нестабильности в Таиланде
1.2. Влияние повышенных политические рисков на экономику Таиланда
Глава 2. Политические события в Таиланде в 2000-2014 гг. и оценка нестабильности в краткосрочном плане
Глава 3. Влияние политической нестабильности на экономику Таиланда в краткосрочной перспективе
3.1. Политическая нестабильность и туристические потоки
3.2. Политическая нестабильность и доходы от экспорта
3.3. Эпизод с блокированием аэропорта Суванапхум в 2008 г. и доходы от экспорта
Глава 4. Влияние глобальных и региональных тенденций на экономику Таиланда
4.1. Прямых иностранных инвестиций как ключевой фактор экономического роста
4.2. Политические риски и степень привлекательности Таиланда для японских инвесторов 39
Глава 5. Экономическая и социальная политика государства в период политических кризисов 2006-2014 гг
5.1. Причины политических кризисов
5.2. Экономическое планирование и борьба с бедностью
5.3. Экономические последствия «рисовой программы» Йинглак Чиннават
Заключение
Список использованных источников

Введение

С того момента, как Таиланд стал конституционной монархией в 1932 году было 19 попыток военных переворотов, 12 из которых оказались успешными. Последний раз военные пришли к власти 22 мая 2014 г.1 На момент написания текущего исследования генерал Прают Чан-Оча остается главой тайского государства.

Несмотря на частую смену властей Таиланд динамично развивался во второй половине ХХ века и сумел стать одним из «азиатских тигров», войдя в число новых индустриальных стран (НИС). В 1997 г. экономика страны серьезно пострадала от мирового экономического кризиса. В начале ХХI в. экономика восстановилась, однако дальнейший рост ВВП происходил уже более медленными темпами. В 2006 г. произошел очередной военный переворот, после чего политическая нестабильность и уличные протесты стали обыденностью для Таиланда вплоть до в 2014 г., когда военные вновь взяли власть в свои руки.

Взаимосвязь между политической нестабильностью и экономическим ростом не раз становилась предметом исследования политической экономии. Существует несколько подходов для объяснения корреляции между двумя показателями.

С одной стороны, можно говорить о том, что политическая нестабильность порождает неуверенность в будущем страны со стороны экономических агентов. Под угрозу могут попасть права собственности, а также стабильность законодательства. В связи с этим экономические агенты, стремящиеся избегать политических рисков, склонны снижать свою инвестиционную и потребительскую активность, что может вести к замедлению экономического роста в целом.

С другой стороны, неустойчивый экономический рост может вызывать политическую нестабильность в стране в случае, когда снижается уровень жизни населения, порождая недовольство властью и социальный протест.

Постановка проблемы

Чтобы ответить на вопрос о степени взаимного влияние политической нестабильности и экономического развития Таиланда, необходимо решить ряд проблем.

Во-первых, необходимо каким-то образом измерить политическую нестабильность. В отличие от роста размера экономики, который принято измерять с помощью показателя ВВП, на современном этапе не существует общепринятого индекса политической нестабильности, в разных исследованиях этот фактор измеряется по-разному

Во-вторых, важно выяснить, являются ли причины нестабильности в Таиланде экономическими или, скорее, политическими.

В-третьих, нужно определить основные внешние и внутренние факторы, влияющие на экономический рост.

Кроме того, необходимо понять, насколько сильно политические события влияют на общий курс экономического развития страны, на государственную политику.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования является выявление наиболее зависимых от политической нестабильности экономических переменных.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие

задачи:

  1. Выбрать наиболее подходящий индекс политической нестабильности или вывести его самостоятельно
  2. Сопоставить индекс политической нестабильности с тенденциями в экономике
  3. Проанализировать взаимосвязи и выявить наиболее коррелирующие между собой показатели

Вопросы и гипотезы исследования

В исследовании будут поставлены следующие вопросы:

  1. Как измерить уровень политической нестабильности? Какие показатели необходимо учитывать для ее наиболее объективной оценки?
  2. Является ли политическая стабильность важным фактором для роста экономики Таиланда?
  3. Замедляет ли политическая нестабильность экономический рост?
  4. Существует ли в Таиланде обратная взаимосвязь: политическая нестабильность как следствие вялого или, тем более, отрицательного экономического роста?
  5. Какие факторы являются основными стимулами для экономического роста Таиланда?
  6. С какими основными проблемами столкнулась экономика Таиланда в начале ХХI в.?

По итогам исследования автором проверены следующие гипотезы:

  1. Политическая нестабильность в Таиланде негативно влияет на экономически показатели страны в долгосрочной перспективе
  2. Политическая нестабильность в Таиланде негативно влияет на экономические переменные в краткосрочной перспективе
  3. Политическая нестабильность в Таиланде существенно тормозит экономических рост страны
  4. В периоды нестабильности правительство Таиланда склонно проводить «популистскую» экономической политики, что может иметь негативные последствия для экономики страны

Методы исследования и план работы

Основной метод исследования в данной работе – сравнительный анализ. События политического характера сопоставлены с экономическими показателями с целью выявления тенденций в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Помимо этого, в главе 1 использован корреляционный анализ как метод выявления взаимосвязи в долгосрочной перспективе.

Автором выбрана следующая структура исследования:

В главе 1 рассмотрено влияние политической нестабильности на экономику в долгосрочной ретроспективе. Чтобы проверить наличие взаимосвязи, индекс политической нестабильности сопоставлен с экономическими переменными. Автором взят для анализа период 1976-2014 гг. и 11 экономических переменных. На основе корреляционного анализа в главе 1 сделан вывод о степени взаимосвязи индекса нестабильности с каждой из переменных. Таким образом, дана оценка влиянию  нестабильности на экономику в долгосрочном плане

В главе 2 дан анализ событий 2006 – 2014 гг., когда в стране произошли один за другим 3 крупных политических кризиса: в 2006 г, в 2008-2010 гг. и в 2013-2014 гг. Политические события описаны в текстовом формате, а затем собраны и классифицированы в единой таблице. Классификация событий необходима для дальнейшего анализа влияния конкретных типов событий на экономику в краткосрочной перспективе.

В главе 3 проведен анализ влияния политических событий на экономические переменные в краткосрочном плане на основе данных поквартальной и помесячной статистики.

В главе 4 проанализированы общемировые и региональные тенденции, оказывающие существенное влияние на экономику Таиланда, а затем сопоставлены с политическими событиями 2006-2014 гг. Сделаны выводы о степени влияния политических рисков на поведение иностранных инвесторов.

В главе 5 автором проведен анализ государственной политики властей Таиланда в периоды кризисов 2006 – 2014 гг. с целью выявления возможной взаимосвязи между нестабильностью и реализацией конкретных государственных программ. В частности, проверена гипотеза о том, что в периоды нестабильности правительство Таиланда склонно проводить

«популистскую» экономической политики, что может иметь негативные последствия для экономики страны.

Для проведения сравнительного анализа автором была использована статистика Банка Таиланда, Всемирного Банка, Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (FAO), Международного института исследования риса (IRRI), Азиатского банка развития (ADB) и др.

Критический обзор литературы

Литературу, рассмотренную автором в процессе исследования, можно разделить на две группы. Во-первых, это исследования на тему взаимосвязи политической нестабильности и экономики в целом, проводящие анализ данных сразу по нескольким странам. Во-вторых, это работы по экономике и политике Таиланда.

Для начала рассмотрим работы на тему глобальной взаимосвязи политики и экономики. Существует несколько подходов к тому, как измерить политическую нестабильность, что определяет экономический рост, а также ответов на вопрос о том, как политическая нестабильности влияет на экономические показатели, у разных авторов.

1. Способы измерения политической нестабильности

Мартин Палдам (Martin Paldam) (1998) характеризует политическую нестабильность как стадию перехода от традиционного общества к демократическому. В случае стран с экспортно-ориентированной экономикой, где экономическая система проходит процесс перехода раньше политической, он говорит о политической нестабильности, как о промежуточном этапе между военным и демократическим режимами.

Есть два основных метода, используемых исследователями для оценки политической нестабильности. Первый из них базируется на количестве событий: падений правительства или государственных переворотов. Алесина (Alesina) (1996) определяет политическую нестабильность как склонность к изменению в исполнительной власти. Переменная GCHANGE равна единице в те годы, когда происходила смена власти (как плановая, так и внеплановая) и нулю в годы, когда смены правительства не происходило. Переменная MJCHANGE отражает плановые и внеплановые смены правительства, результатами которой стало изменение политической идеологии. Переменная COUP отражает только внеплановые эпизоды смены правительства, т.е. государственные перевороты. Чен и Фенг (Chen, B. and Feng, Y.) (1996) определяют политическую нестабильность как вероятность смены режима, которая является непрерывной переменной, найденной с помощью модели с ограниченной зависимой переменной. Фенг(Feng) (1997) обращает внимание, что важно дифференцировать понятия «стабильность режима» и

«стабильность правительства», ведь объединение этих понятий может привести к противоречивым результатам. Он выделяет следующие категории: нерегулярные политические изменения, крупные регулярные политические изменения, и незначительных регулярных политические изменения. Цукерман и др. (Cukierman et al.) (1992), Эдвардз и Табеллини ( Edwards and Tabellini) (1991) также используют такое определение политической нестабильности в своем исследовании, посвященном влиянию нестабильности на инфляцию.

Второй метод оценки политической нестабильности исходит из социально-политических индексов. На основе переменных, связанных с политическим насилием и социальными волнениями, строится совокупный индекс. Один из статистических приемов, используемых для приведения набора переменных к одной переменной – метод главных компонент.

Алесина и Перотти (Alesina and Perotti) (1996) используют индекс социально-политической нестабильности для статистического охвата случаев насилия и политических волнений. Индекс построен методом главных компонент (principal component analysis) на основе следующих переменных: количество политических убийств, число людей, погибших во время массовых беспорядков, число успешных и безуспешных государственных переворотов.

Барро (Barro) (1991) использует для построения индекса такой показатель, как число революций и переворотов в год. Адес и Чуа (Ades and Chua) (1997) выводят индекс региональной нестабильности, используя показатель среднего числа революций и переворотов в соседних странах в год. Гиббс (Hibbs) (1973), Гупта (Gupta) (1990), Барро (Barro) (1991), Озлер (Ozler) и Табеллини (Tabellini) (1991), Бернхабиб и Шпигль (Benhabib and Spiegl) (1992) используют в своих работах схожие индексы для выявления влияния политической нестабильности на рост, сбережения и инвестиции.

Алесина и Перотти (Alesina and Perotti) (1996) обращают внимание на достоинства и недостатки каждого из подходов. При любом заданном уровне ожидания смены правительства социальные волнения не имеют прямого влияния на политическую неопределенность. Это свидетельствует о том, что индексы социально-политической нестабильности, используемые во многих исследованиях, не являются точным измерением политической нестабильности. В свою очередь, сторонники использования индексов социально-политической нестабильности настаивают, что социальные волнения влияют на экономику не только потому, что возрастает вероятность смены власти. Беспорядки и волнения оказывают прямое влияние на продуктивность и инвестиции: политики склонны увеличивать налоги на капитал в связи с тем, их планы имеют в основном краткосрочную перспективу.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена магистерской

Существуют и другие методы оценки политической нестабильности: Йонг-а-Пин (Jong-A-Pin) (2009) использует исследовательский факторный анализ (exploratory factor analysis). Он выделяет четыре аспекта политической нестабильности: политически мотивированное насилие, массовое политическое насилие, нестабильность внутри политического режима и нестабильность самого политического режима.

2. Факторы, определяющие экономический рост

В своей статье Барро (Barro, R. J.) (1996), проведя сопоставления государств на основе данных 1960-1990 гг. по 100 странам, приходит к выводу об основных факторах, способствующих экономическому росту. К ним он относит высокую ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, обеспечение верховенства закона, улучшение условий  торговли, низкую рождаемость, низкую инфляцию, низкий уровень государственного потребления. Рост политической свободы лишь до определенного уровня развития демократии способствует экономическому подъему, становясь затем помехой для увеличения его темпов. Кроме того, автор отмечает, что существует обратная зависимость между ростом и начальным уровнем ВВП на душу населения. Таким образом, он подтверждает выдвинутую неоклассиками модель условной сходимости: чем ниже первоначальный уровень реального ВВП на душу населения, тем выше ожидаемые темпы роста, что является следствием закона убывающей доходности.

Однако рост определяют не только экономические переменные. Многие исследователи отмечают, что страны развиваются с разной скоростью не только ввиду экономических, но и политических причин. Шлейфер и Вишни (Shleifer, and Vishny) (1993), а также Мауро (Mauro)(1995) отмечают, что коррупция наносит ущерб экономическому росту из-за того, что правительство исходит в своих решениях не из интересов государства, а из интересов группы лиц, оказывающих на него давление.

Асемоглу и др. (Acemoglu et al. ) (2003), в свою очередь, утверждает, что неустойчивая макроэкономическая политика не являются основной причиной   экономической нестабильности и кризисов, но является проявлением глубоких институциональных проблем государства.

3. Влияние политической нестабильности на экономические показатели

Одними из первых проблемой влияния политической нестабильности на экономику стали заниматься Веньерис и Гупта (Venieris, Y. and D. Gupta) (1986). Они пришли к выводу о негативном влиянии политической нестабильности на показатель нормы сбережений. Дразен (2000) в своей работе останавливается на следующих негативных эффектах: бегство капитала в связи с неуверенностью в надежности институтов и перспективах бизнеса, рост коррупции, падение продуктивности в связи со снижением деловой активности и экономических связей.

Алесина и Перотти (Alesina and Perotti) (1996) на основе анализа данных по 71 стране выяснили, что политическая нестабильность негативно влияет на инвестиции.

Позднее, Ле (2004) эмпирически выяснил степень влияния политических рисков на частные инвестиции, сделав основной упор на анализ социально-политические факторы. По его мнению, широкие массовые протесты, связанные с физическим насилием и активным участием общественности, вредны, потому что разрушают физический капитал и вытесняют человеческий капитал, тем самым увеличивая безработицу и разрушая личные сбережения населения. Как следствие, политическая нестабильность пугает инвесторов, которые уводят свой капитал из страны, а поток новых инвестиций уменьшается.

Свенсон (Svensson, J.) (1998) показывает, что политическая нестабильность негативно сказывается на накоплении капитала ввиду того, что инвесторы меньше уверены в сохранности капитала.

4. Влияние политической нестабильность на экономический рост

Алесина и др. (Alesina et al.) (1996) отмечают, что политическая нестабильность сильно замедляет рост. Неконституционная смена власти имеет сильное негативное влияние на экономический рост, при этом частые перевороты уже не имеют столь сильного негативного влияния. Это правило применимо как к демократичным, так и к недемократичным странам. Алесина и Перотти (Alesina and Perotti) (1996) выяснили также, что неравенство по доходу населения увеличивает социально-политическую нестабильность.

Йонг-а-Пин (Jong-A-Pin) (2009) отмечают негативное влияние политической нестабильности на экономический рост ввиду ряда причин. Нестабильность часто ассоциируется с насилием, беспорядками, политическими убийствами и военными переворотами. Все это ставит под угрозу права собственности. Кроме того, атмосфера неопределенности ведет к уменьшению сбережений и инвестиций экономических агентов, что ведет за собой замедление экономического роста. Политики, находящиеся у власти в периоды политической нестабильности, делают упор на краткосрочную экономическую политику, отказываясь от масштабных долгосрочных проектов из-за угрозы скорой смене правительства. Кроме того, негативным фактором может оказаться отток из страны человеческого капитала и разрушение инфраструктуры.

Однако, не все исследователи говорят лишь о негативной взаимосвязи. Олсон (Olson) (1982) отмечает, что чем дольше одно и то же правительство находится у власти, тем больше вероятность того, что его политика станет нерациональной, направленной на интересы узкого круга  людей.  Хантингтон (Huntington) (1968) предлагает по-разному рассматривать зависимость между нестабильностью и ростом в зависимости от уровня развития страны. Нестабильность и рост имеют негативную взаимосвязь в развитых странах, однако в развивающихся она может быть и позитивной, когда бедная страна переживает период бурного роста и на фоне изменений возникают новые запросы к властям, что может спровоцировать социальное недовольство. Буэно де Маскуита и Рут (Bueno de Mesquita, B. and H. Root) (2000) утверждают, что вероятность смены власти создает благоприятную среду для конкуренции политических идей, экономического и политического прогресса.

Что касается работ по Таиланду, здесь хотелось бы отметить нескольких отечественных авторов.

Анализу политических событий в Таиланде посвящены несколько статей Е.А. Фомичевой. В частности, автором рассмотрены события, приведшие к политическому кризису 2005-2006 гг., а также последствия военного переворота 2014г.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диссер

Что касается анализа экономики Таиланда, то здесь стоит отметить диссертацию П.А. Шустрова, посвященную изучению экономической политики государства в Таиланде.

Социально-политическое развитие Таиланда рассматривает в своих статьях В.А. Дольникова. Ей принадлежит целый ряд работ, посвященных исследованию тайской статистики.

Среди таиландских авторов хотелось бы отметить Гайвалин Кийкул, профессора Чулалонкорского университета Таиланда, автора исследования о влиянии политической нестабильности в Таиланде на экономический рост.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что несмотря на изученность экономики и политики Таиланда по отдельности, тема взаимосвязи этих двух аспектов на данный момент разработана слабо.

Глава 1. Влияние политической нестабильности на экономику Таиланда в долгосрочной ретроспективе

1.1. Измерение политической нестабильности в Таиланде

Как уже говорилось выше, Таиланд – страна, для которой в последние 80 лет политическая нестабильность стала нормой. С тех пор, как Таиланд стал конституционной монархией в 1932 г., кабинет правительства сменялся более 60 раз2.

Чтобы количественно оценить уровень политической нестабильности за конкретный год, можно использовать индекс, который бы отражал в себе ряд факторов, характерных для периодов политической неопределенности. Автор использовал в своем исследовании индекс социально-политической нестабильности (SPI — Socio-Political Instanility Index), выведенный Гайвалин Кийкул, профессором Чулалонкорского университета Таиланда, автором исследования о влиянии политической нестабильности в Таиланде на экономический рост3. Он выводит индекс с помощью метода главных компонент. Этот метод помогает на основе коррелирующийся переменных вывести общий индекс. Используя компьютерную программу для эконометрического анализа (Gretl), Кийкул выводит следующую формулу для вычисления индекса:

SPI = 0.7 (GCHANGE) + 0.701 (COUP) – 0.133 (ACTOTAL),

где цифры перед переменными – коэффициенты, используемые вместе с переменными: GCHANGE – количество смен премьер-министров в год, COUP – число военных переворотов, ACTOTAL – количество эпизодов политического насилия.

Именно эти переменные были включены в индекс по ряду причин.

Частота смены власти (в данном случае, премьер-министров — GCHANGE) и количество военных переворотов (COUP) свидетельствуют об определенном уровне политической нестабильности. Частая смена власти может подорвать доверие экономических агентов, которые могут сомневаться в долгосрочности политического курса. Военные перевороты могут стать угрозой для прав собственности и причиной дезорганизации хозяйственной деятельности, что резко снижает экономическую активность.

Показатель ACTOTAL – переменная, отражающая уровень политического насилия в разных странах, выводимый Центром по изучению устойчивого мира (Center for Systemic Peace) и Интегрированной сети исследований социальных конфликтов (Integrated Network for Societal Conflict Research).

Данные по всем трем переменным, необходимым для построения индекса, доступны с 1976г. Они, вплоть до 2014г., представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Индекс политической нестабильности и его компоненты*

В таблице 1 представлены основные эпизоды политической нестабильности за каждый год. В те годы, когда не происходило ни одного военного переворота, показатель COUP оказывается равным нулю, в 1976, 1977, 1991, 2006 и 2014 гг. – единице по числу военных переворотов, произошедших за каждый из этих лет. В случаях, когда смена власти не характеризовалась военным переворотом, отличным от нуля становится показатель   GCHANGE. Например, в 1980, 1988 и 2011 гг. смена власти происходила дважды.

Теперь попробуем выяснить, наблюдается ли корреляция индекса SPI

и следующих экономических переменных:

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

  1. Темпов роста ВВП
  2. Темпов инфляции
  3. Уровня безработицы,
  4. Валовых накоплений (% от ВВП),
  5. Валовых внутренние инвестиций,
  6. Роста экспорта,
  7. Портфельных инвестиций,
  8. Обменного курса,
  9. Роста потребления домохозяйств,
  10. Притока ПИИ в дол. США,
  11. Индекса Джинни.

Для выявления корреляции автор построил корреляционную матрицу на основе статистических сведений за 1976-2014гг. по данным Мирового Банка (таблица 2).

Таблица 2. Корреляция индекса SPI с экономическими переменными *

* Корреляционная матрица построена автором на основе данных статистики     Всемирного банка4

Корреляция индекса SPI со всеми рассмотренными показателями незначительна. Наибольшие значения она достегает с показателями внутренних инвестиций (0,27) и валовых накоплений (0,3), однако и здесь является незначительной (меньше 0,5). Это говорит о том, что ни одна из рассмотренных экономических переменных не коррелируется с показателем политической нестабильности(SPI) в долгосрочном плане.

Стоит, однако, отметить, что индекс SPI не всегда на 100% отражает уровень политической нестабильности в стране. Так, в 2010 г., когда значение индекса отрицательно, в стране проходили массовые акции протеста, продолжавшиеся несколько месяцев. Чтобы выяснить, какие именно события можно отнести к политической нестабильности, мы проведем их детальный анализ и классификацию в главе 2.

1.2. Влияние повышенных политические рисков на экономику Таиланда

Автор предполагает, что политическая нестабильность становится «вредной» для экономики только в том случае, когда она мешает нормальной деятельности экономических агентов, или же когда она ведет к уличным беспорядкам, наносящем ущерб инфраструктуре и «репутации» страны, однако сама по себе политическая нестабильность не связана напрямую ни с одной из экономических переменных.

Уличные беспорядки могут испугать туристов, которые будут руководствоваться соображениями безопасности при выборе направления для поездки и скорее поедут в «спокойную» страну, чем туда, где отдых может обернуться риском для жизни и здоровья. Теми же соображениями безопасности будут руководствоваться инвесторы, если их экономическая деятельность окажется под угрозой, инвестиционный климат станет менее благоприятным или производство встанет из-за забастовки работников.

Влияние повышенных политических рисков на экономику может оказаться более очевидным в краткосрочной перспективе. В главе 2 мы рассмотрим основные эпизоды в политической жизни Таиланда за период 2000-2014 гг., чтобы затем сопоставить их с экономическими показателями выявить возможную взаимосвязь между политическими событиями и экономическим развитием страны в краткосрочной перспективе

Глава 2. Политические события в Таиланде в 2000-2014 гг. и оценка нестабильности в краткосрочном плане

Чтобы получить общее представление о политической ситуации в Таиланде в период после кризиса 1998 г. до 2014 г., когда произошел последний военный переворот, рассмотрим таблицу 3:

Таблица 3. Хронологическая таблица сменяемости власти в Таиланде в 1997-2014 гг.*

Продолжение таблицы 3

Проанализировав сведения, представленные в таблице 3, можно заметить, что характерной чертой для политической жизни Таиланда в начале ХХI была частая смена власти. Два военных переворота случились с интервалом менее 10 лет — в 2006 и 2014 гг. С периода 1998 г., когда Таиланд серьезно пострадала от мирового экономического кризиса, до момента написания текущей работы, в роли главы правительства побывало 11 разных премьер министров, лишь 2 из которых пробыли в должности до окончания своих полномочий — Чуан Лекпай и Таксин Чиннават, пробыл в кресле премьера до конца срока своих полномочий в 2005 г. В 2006 Таксин был отстранен от власти в результате военного переворота 19 сентября.

Следующие кабинеты оказывались менее долговечными: Самак Сунтхаравет в 2008 г. пробыл в должности премьера всего 224 дня, его коллега по партии, Самчай Вонгсават – 84 дня. Дольше других за последнее десятилетие пробыли у власти глава Демократической партии Апхисит Ветчачива (2008 – 2011) и его политический оппонент, глава партии Пхыа Тхай и сестра Таксина Чиннавата – Йинглак (2011-2014), пребывание у власти которой закончилось военным переворотом в мае 2014 г. При этом для всего периода 2005 – 2014 гг. были характерны периодические всплески политической активности населения, когда в уличных акциях протеста участвовало до нескольких сотен тысяч человек. В результате этой активности кабинет Апхисита Ветчачивы, так же, как и, в дельнейшем, кабинет Йинглак Чиннават, был распущен досрочно. Сведения о политической жизни Таиланда за период 2001-2014 кратко изложены в хронологической таблице в приложении 1.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диссер

Для дальнейшего анализа событий, описанных в приложении 1, необходимо их классифицировать. Все значимые события в политической жизни страны мы разделим на следующие группы: всеобщие выборы (ВВ), новый премьер министр (НПМ), роспуск парламента (РП), временное правительство (ВрП), военный переворот (ВП), митинги «желтых рубашек» (МЖ), митинги «красных рубашек» (МК), уличные беспорядки (УБ), режим чрезвычайного положения (ЧП). Политические события разбиты на группы и классифицированы в таблице 5.

Таблица 4. Сводная таблица политических событий в Таиланде 2005- 2014*

Суммируя факты, изложенные в таблицах 3-5, можно выделить 3 ключевых периода политической нестабильности в Таиланде: кризис 2006 г, кризис 2008-2010 гг. и кризис 2013-2014 гг. В свою очередь, 2007 и 2011 г. были относительно спокойными, протестной активности либо не наблюдалось, либо она носила ограниченный характер.

В таблице также видно, что события, так или иначе ассоциирующиеся с политической нестабильностью слабо соотносятся с темпами роста ВВП. Так, в 2006 и 2010 гг. темпы роста ВВП оказались высокими (5, 57% и 7,81% соответственно), несмотря на наличие митингов, уличных беспорядков и даже военного переворота в 2006 г. В 2011 году, напротив, несмотря на спокойную внутриполитическую ситуацию, темпы роста ВВП оказались близкими к нулю (0,05%).

В следующей главе мы проанализируем экономику Таиланда в каждый из трех кризисных периодов чтобы выяснить, на какие именно экономические показатели повлияла политическая нестабильность в краткосрочной перспективе.

Глава 3. Влияние политической нестабильности на экономику Таиланда в краткосрочной перспективе

В главе 1 мы выяснили, что политическая нестабильность не коррелируется в долгосрочной перспективе ни с одной из рассмотренных нами 11 экономических переменных. При этом стоит отметить, что данные не по всем переменным доступны за период более 10 лет, что было бы необходимо для проведения корреляционного анализа.

В главе 2 автором были рассмотрены и классифицированы политические события периода 2001 – 2014 гг. Выяснилось, что ни один из видов событий, ассоциирующихся политической нестабильностью, не имеет четкой взаимосвязи с темпами роста ВВП.

Следующий шаг данного исследования – выяснить, какие именно экономические переменные испытывают на себе негативное влияние политической нестабильности в краткосрочной перспективе. Поэтому нам видится необходимым проанализировать ситуацию, рассмотрев, в том числе, поквартальную и помесячную статистику.

3.1. Политическая нестабильность и туристические потоки

Доходы от туризма являются важной составляющей экономики Таиланда. По данным Международной туристической организации (WTTC) В 2013 г. доля туризма в ВВП Таиланда составила 20.2%5. Рассмотрим график 2, на котором показана динамика турпотоков в Таиланде в 1960-2014гг. В целом можно наблюдать тенденцию к увеличению числа туристов с каждым годом, однако есть и исключения. Например, в 2003 г. число туристов снизилось на 7,36% из-за вспышки в ЮВА эпидемии атипичной пневмонии. В 2005 г. Таиланд переживал последствия мощного

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена магистерской

цунами, обрушившегося на побережье Андаманского моря в конце 2004 г, число туристов снизилось по итогам года на 1,15%. В 2009 г. из-за последствий мирового финансового кризиса в Таиланд приехало на 3% меньше туристов, чем годом ранее.

Интересно, что в годы политических кризисов рост числа туристов, преимущественно, оставался положительным. Так, в 2006 г. турпоток вырос на 20%, в 2008 – на 0,83%, в 2010 на 12,6%, в 2013 на 18,7%. По итогам 2014 г., когда в стране после многомесячных митингов произошел военный переворот, турпоток снизился на 6,5%. Можно предположить, что эффект от политической нестабильности проявляется годом позднее: в 2007 г. число туристов выросло на 4,6%, в 2009 – упало на 3%. Однако данные по 2011г, ставят под сомнение эту гипотезу: турпоток за этот год вырос на 20,7%, несмотря на массовые протесты и уличные беспорядки весной 2010 г.

Эти цифры могут свидетельствовать либо о том, что политическая нестабильность не имеет прямого влияния на турпотоки, либо о том, что негативный эффект является непродолжительным.

Проверим вторую гипотезу. Для этого проанализируем данные помесячной статистики по туризму за март-июль 2005-2014. Мы взяли эти месяцы для анализа потому, что именно в марте-мае наблюдалась наибольшая протестная активность в 2006, 2009, 2010 и 2014 гг.

Протестная активность населения может негативно сказаться на турпотоке в страну в случае, когда она несет потенциальную угрозу для туристов. Во-первых, негативная информация из СМИ может повлиять на выбор человеком места для отдыха. Во-вторых, протестная активность в центре города может мешать туристической деятельности как таковой блокируя проезд для транспорта, в том числе, туристических автобусов, в центр города, затрудняя доступ к основным достопримечательностям.

Так, несмотря на то, что общее количество туристов в 2010 г. оказалось на 10,2% выше, чем в 2007, показатели за май-июнь 2010 оказались ниже: в мае на 16,6%, в июне на 6,4%. В мае 2010 года протесты закончились штурмом лагеря демонстрантов армией, на что демонстранты ответили поджогами в нескольких зданиях в центре Бангкока, в том числе в торговом центре Central World. По итогам беспорядков погибло 6 человек.

Негативный эффект от информации о беспорядках в СМИ сохранился и месяцем позже окончания социального протеста в мае 2010 г, число туристов в июне оказалось рекордно низким.

Таким образом, влияние политических процессов в данном конкретном случае носит кратковременный характер.

Похожая ситуация сложилась в 2014 г, когда политические протесты затронули, в том числе, и период высокого туристического сезона – декабрь – февраль. Таким образом, в январе 2014 в страну приехало на 1,5% меньше, в феврале на 12%, а в июне на 27,6% меньше туристов, чем в предыдущем году.

Взглянув на график заполняемости отелей (график 4) можно также заметить, что в апреле-июне 2010 г. резко снизилась заполняемость отелей в центральном регионе, достигнув минимума в 29% в мае, что на 25% ниже, чем в следующем году и на 15% ниже, чем аналогичный показатель традиционно «нетуристического» северо-восточного региона Таиланда.

Аналогичный спад произошел в июне 2014 г., когда в заполняемость отелей в центральном регионе Таиланда (40,2%) оказалась ниже, чем на северо-востоке (43,2%), что могло стать следствием военного переворота, произошедшего в мае.

3.2. Политическая нестабильность и доходы от экспорта

Политическая нестабильность может негативно влиять на экономику Таиланда в случае, когда она ставит под угрозу деятельность экономических агентов.

Экономика Таиланда экспортно-ориентированная. Если в 1995г. доля экспортных доходов в ВВП составляла 32,7%, то в 2014г – более 55%6 от общего объема ВВП7. Таким образом, зависимость страны от экспорта за этот период времени усилилась.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диссер

Ввиду того, что на долю экспорта приходится значительная часть валового внутреннего продукта страны, негативное влияние политической нестабильности на этот показатель может повлечь за собой замедление всего экономического роста.

Политическая нестабильность может негативно влиять на экономику в случае, если она влечет за собой перебои в производстве экспортных товаров либо в их транспортировке.

Именно такая ситуация сложилась в ноябре 2008 г, когда в результате блокирования протестующими международного аэропорта были отменены или задержаны несколько тысяч рейсов, что нанесло ущерб как туристической отрасли, так и всему экспортному сектору. Этот частный случай мы проанализируем в следующем подразделе.

3.3. Эпизод с блокированием аэропорта Суванапхум в 2008 г. и доходы от экспорта

26 ноября 2008 г. сторонники Союз Народа за Демократию (People’s Alliance for Democracy — PAD)9 блокировали работу международного аэропорта Бангкока, требуя отставки премьер-министра. В результате в период с 26 ноября по 5 декабря деятельность аэропорта была приостановлена, более 350тыс. пассажиров не смогли вовремя вылететь из страны. 10

Насколько же серьезно это повлияло на экспортные доходы страны?

Факты свидетельствуют о значительном падении экспорта в ноябре и декабре 2008 по сравнению с аналогичными месяцами предыдущих лет.

На графике видно, как сильно упал экспорт в ноябре и декабре 2008 по сравнению с аналогичными месяцами предыдущих лет. Если в ноябре 2007 экспорт вырос на 15,3%, по сравнению с тем же месяцем предыдущего года, то в ноябре 2008 этот показатель упал на 20,5%. Негативный эффект этого события можно наблюдать и в последующие несколько месяцев: в декабре 2008 экспорт упал на 11,5%, в декабре 2009 еще на 24,6%. Рост экспорта вернулся к положительным значениям только в ноябре 2009, оставаясь большую часть года отрицательным. Стоимость экспорта в абсолютных показателях в 2009г. оказалась ниже, чем в целом за 2008г. на 11,2% и даже ниже чем в 2007г. на 2%.

Таким образом, мы можем подтвердить, что в данном случае политическая нестабильность негативно повлияла на доходы от экспорта в 2008-2009г.

Ввиду того, что экономика Таиланда имеет экспортно- ориентированный характер, можно предположить, что сокращение экспорта повлияло и на ВВП.

По итогам четвертого квартала 2008 г. экономический рост оказался отрицательным, составив -4,7%, всю первую половину 2009 г он оставался близким к нулю, восстановление же началось только во второй половине 2009 г. Экономика Таиланда в 2009г. сократилась на 0,55%, притом, что в 2008 г. рост составил 7%.

В данном случае показатели факты подтверждают гипотезу о том, что снижение экспорта для экономики Таиланда означало снижение темпов экономического роста.

Теперь рассмотрим данные поквартальной статистики роста ВВП Таиланда в 2006-2010гг, представленные на графике 9. На нем заметны общие тенденции, из которых явно выделяется четвертый квартал 2008 г, существенно отклоняясь от общего тренда. Это может свидетельствовать о том, что приостановка работы аэропорта в четвертом квартале 2008 г. могла иметь серьезные негативные последствия для экономики.

Это, однако, не означает, что эпизод с блокированием аэропорта был единственным фактором, оказавшим негативное влияние на экспорт. Важно принимать во внимание мировые экономические тенденции, ведь именно покупатели оказывают влияние на востребованность экспортных товаров.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В 2008 г. произошел мировой финансовый кризис, называемый также

«кризисом потребления». Для Таиланда это означало снижение спроса на экспортную продукцию.

Теперь попробуем выяснить, было ли снижение экспорта в 2008- 2009гг. обще-региональной тенденцией для стран ЮВА, проверив таким образом гипотезу о радикально негативном влиянии эпизода с приостановкой работы аэропорта в ноябре-декабре 2008г.

2009 год оказался непростым не только для Таиланда. В каждой из рассматриваемых нами стран рост экспорта оказался отрицательным. Однако именно в Таиланде падение оказалось наиболее сильным, составив 12,6%, меньше всего упал экспорт Вьетнама – на 5%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что снижение экспорта и негативный рост экономики Таиланда в 2009г. стали результатом сразу нескольких негативных факторов: мирового экономического кризиса, снижения потребления экспортных товаров, политического кризиса. Нельзя утверждать, что двухнедельный эпизод с закрытием аэропорта стал единственной причиной столь драматичной ситуации в экономике Таиланда 2008-2009г. Однако, это событие усугубило влияние внешних факторов, сделав падение экспорта страны сильнейшим в регионе.

Глава 4. Влияние глобальных и региональных тенденций на экономику Таиланда

Для того, чтобы оценить степень влияния политической нестабильности на экономический рост, необходимо выявить основные составляющие роста. За счет чего растет экономика страны? В современном, глобальном, мире невозможно рассматривать отдельно взятую страну вне мирового контекста. Разные страны в большей или меньшей степени вовлечены в мировую торговлю и Таиланд – не исключение.

4.1. Прямых иностранных инвестиций как ключевой фактор экономического роста

Таиланд – страна с экспортно-ориентированной экономикой. C 1970 г. экономика Таиланда росла быстрыми темпами благодаря благоприятной внешней конъюнктуре рынка, невзирая на эпизоды политической нестабильности и насилия. Так, в 1973 г. темпы роста ВВП составили 10,2%, то есть на 6% выше, чем годом ранее, несмотря на кровавые события в октябре 1973 года. Тогда на улицы Бангкока вышли сотни тыс. демонстрантов, требовавших прекращения военной диктатуры. Военное правительство Т. Киттикачона ушло в отставку, уступив место гражданскому кабинету во главе с С. Таммасаком.

6 октября 1976 года в столице Таиланда произошла Бойня в Таммасатском университете, ставшая результатом нападения ультраправых боевиков и полиции на левых студентов в кампусе Таммасатского университета, что привело к гибели, по разным оценкам, от 46 до 100 человек. Этот событие спровоцировало государственный переворот и установление в Таиланде право-авторитарного режима. При этом темпы роста ВВП достигли 9,3%, оказавшись выше аналогичного показателя предыдущего года на 4,3%.

17-20 мая 1992г. в Бангкоке произошли события, которые позднее стали называть «черным маем». Массовые протесты против правительства Сучинды Крапрайуна (Suchinda Kraprayoon), участие в которых приняли до

200.000 человек, были подавлены армией, в результате чего погибло 52 человека, более 3500 были задержаны. Темпы роста ВВП оставались высокими, составили 8,1%, что лишь на 0,3% ниже аналогичного показателя предыдущего года. Экономика росла благодаря развитию экспортно- ориентированного промышленного производства.

В 1980-х локомотивом тайской экономики стали прямые иностранные инвестиции. Основным инвестором в экономику Таиланда до сих пор остается Япония (таблица 5), которая вот уже более 30 лет располагает в Таиланде предприятия по производству электроники и комплектующих (таблица 6).

Таблица 5. Ключевые инвесторы в экономику Таиланда (2013), % *

*Источник: статистика Совета по инвестициям Таиланда (BOI)12

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

На долю Японии в 2013 г. приходилось 60% прямых иностранных инвестиций в страну, что больше доли второго по значимости инвестора – Гонконга, в 7,5 раз (таблица 6). Этот факт делает экономику Таиланда, в значительной степени, зависимой от японских инвестиций.

Таблица 6. Отраслевая структура ПИИ (2013), %*

*Источник: статистика Совета по инвестициям Таиланда (BOI)13

Апрель 2010 г. также оказался неспокойным: из-за политических волнений был сорван саммит стран АСЕАН в Паттайе. Краснорубашечники, сторонники Объединённого фронта за демократию против диктатуры (UDD) захватили ряд ключевых объектов Бангкока. Премьер-министр Ветчачива объявил о введении чрезвычайного положения в столице и в пяти прилегающих к ней провинциях. В результате подавления протестов армейскими подразделениями погибло свыше 90 человек, ранения получили 1600 человек. Одновременно с этим рост ВВП страны по итогам года составил 7,8%, что на 5,3% выше, чем в 2009 г., когда страна экономика восстанавливалась после мирового финансового кризиса 2008 г.

Изложенные факты свидетельствуют о том, что при условии сохранения ориентации на внешнюю торговлю, экономика Таиланда зависит от мировой конъюнктуры рынка намного более значительно, чем от внутриполитической ситуации. Можно утверждать, что инвесторы, в некоторой степени привыкли к часто сменяемости власти в Таиланде и, допуская возможность новых переворотов, склонны предполагать, что экономический курс в долгосрочном плане останется неизменным.

4.2. Политические риски и степень привлекательности Таиланда для японских инвесторов

Помимо общемировых, на экономику Таиланда оказывают влияние и региональные тенденции в экономике. Многие страны-соседи Таиланда имеют схожую структуру ВВП. Доля сельского хозяйства в Таиланде, Вьетнаме, Индонезии, Малайзии и на Филиппинах находится в диапазоне 9- 17%, промышленности 35-42%, услуг – 43-56% (таблица 7).

Таблица 7. Структура ВВП стран ЮВА по секторам (2015), % *

*Источник: CIA World Factbook14

Кроме того, экономика всех этих стран экспортно-ориентированная, развивающаяся за счет привлечения прямых иностранных инвестиций. Это значит, что соседние страны являются конкурентами Таиланда с точки зрения привлекательности для иностранных инвесторов.

товаров. В 2014 г. рабочая сила перестала быть самой дешевой в регионе, теперь Таиланд наравне с Малайзией относится к странам с доходами на душу населения выше среднего (таблица 8).

Таблица 8. ВВП на душу населения, дол. США*

*Источник: статистика Всемирного банка15

Последний политический кризис (2013-2014 гг.) оказался для тайской экономики более опасным, чем предыдущие. Если раньше внешние факторы могли компенсировать влияние политической нестабильности, то при нынешнем состоянии мировой экономики, в отсутствие сильного мирового спроса, это вряд ли возможно. Обращая внимание на высокую степень политических рисков в Таиланде, иностранные инвесторы склонны перемещать свое производство в соседние Лаос, Вьетнам, Камбоджу и Мьянму, которые, не смотря на менее развитую инфраструктуру, имеют преимущество в виде более низких зарплат и политических рисков, чем в Таиланде. В частности, это касается японских инвесторов, производителей электроники.

Японская Организация Внешней Торговли (JETRO) выяснила, что зарплаты работников на японских предприятиях во Вьетнаме (в среднем 3000 дол. США в год) в 2 раза ниже, чем в Таиланде.16

Из-за политической нестабильности, продолжавшейся более 5 месяцев (с ноября 2013 по май 2014), более 400 инвестиционных проектов были заморожены ввиду того, что с октября 2014 ни разу не удалось провести заседание Совета по Инвестициям (Board of Investment). Сетсуо Йучи (Setsuo Iuchi), эксперт по ЮВА Японской Организации Внешней  Торговли (JETRO), заявил в интервью Financial Times, что раньше политическая нестабильность не имела такого серьезного негативного влияния на инвестиции из-за своего непродолжительного и локального характера (затрагивала только Бангкок), однако, в случае затягивания неопределенности, страдают не только инвестиции, но и экономический рост в целом. Среди замороженных проектов 30 японских, стоимостью 38 млрд. бат. На долю японских компаний пришлось более трети всех проектов, ободренных Советом по Инвестициям в 2012 г., поэтому Таиланду нужно внимательно относится к заявлениям таких компаний как Хонда и Тойота о негативном влиянии снижения спроса из-за политического кризиса на развитие бизнеса. Компания-производитель камер Никон (Nikon) и производитель автомобильных запчастей Йазаки (Yazaki)  уже начали частично переносить свое производство из Таиланда в Лаос и Камбоджу. 17

В 2014 г. общий показатель притока ПИИ в страну снизился на 3% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года, составил всего 0,9%. В то же время приток ПИИ в соседних странах изменился не более, чем на 1% по сравнению с 2013 г. (график 12). Негативный тренд наблюдается не только в уровне притока ПИИ, но и в темпах роста реального ВВП Таиланда (график 13), а также в темпах роста инвестиций в основной капитал (график 13), что подтверждает гипотезу о негативном влиянии политических рисков в данном конкретном случае.

В целом в развитии экономики стран региона в период 2000-2014 гг. наблюдаются схожие тенденции, однако в 2014 и 2015 гг. мы можем наблюдать склонность к замедлению роста экономики Таиланда относительно других стран региона. В то время, как странах-соседях показатель темпов роста реального ВВП в 2014 г. оказался выше 5%, в Таиланде он составил 0,73%. Это может свидетельствовать о том, что причиной снижения темпов роста реального ВВП являются не внешнеэкономические причины, как это было после кризиса 2008 г., а скорее какие-то внутренние причины. Чтобы разобраться в истинных причинах этого явления, нам необходимо проанализировать государственную политику властей в периоды нестабильности. Возможно, именно ошибки правительств при разработке программ привели к негативным последствиям для экономики.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В главе 5 мы разберем причины экономического спада 2014 г. и попробуем понять, как он связан с политической нестабильностью. Для этого нам необходимо будет проанализировать государственную экономическую политику властей в период нестабильности 2006-2014 гг.

Глава 5. Экономическая и социальная политика государства в период политических кризисов 2006-2014 гг.

В главе 4 мы выяснили, что экономика Таиланда в значительной степени зависит от прямых иностранных инвестиций. При этом задача государства – обеспечение благоприятных условий для деятельности инвесторов. Однако, в случае возникновения политических кризисов, нельзя исключать возможность значительных изменений государственной политики из-за частой смены правительств.

При разработке экономической политики государство обычно руководствуется рядом мотивов. Оно должно учитывать, как макроэкономические и международные, так и внутриполитические, а также социальные факторы. К внешним факторам можно отнести внешнеэкономическую конъюнктуру, уровень мировых цен и состояние глобальной экономики. К внутренним социально-экономическим факторам можно отнести уровень доходов населения, социальное расслоение, безработицу, уровень задолженности домохозяйств. Население склонно поддерживать политиков, которые обещают больше тратить, в то время как задача государства – зарабатывать, чтобы уже потом перераспределять ресурсы бюджета и инвестировать в различные проекты. В этом смысле главная задача политика – соблюдать баланс между «обещаниями» и

«возможностями», стараясь избегать «популизма», то есть «политики, апеллирующие к широким массам и обещающей им скорое и легкое решение острых социальных проблем»19.

5.1 Причины политических кризисов

В ХХ в. в Таиланде сложилась такая политическая система, которую называли «нестабильная стабильность»20. В своем исследовании к. и. н. Е.А. Фомичева, автор большого числа исследований на тему политической и экономической жизни Таиланда, отмечает, что в рамках этой системы военные перевороты сменялись периодами парламентаризма, а палата представителей уравновешивалась сенатом. В результате сложившейся системы удавалось поддерживать баланс интересов разных элит: наследственной знати, генералитета, политиков, представителей среднего класса, предпринимателей.

Однако после принятия “народной” конституции 1997 г., которая сделала сенат выборным, власть оказалась в руках Таксина Чиннавата первого премьер-министра, пришедшего из частного сектора. Приход к руководству крупного бизнесмена нарушил баланс политических элит. В 2005 политические оппоненты премьера вывели на улицы десятки тысяч человек. Кризис показал, что конституция больше не создает действенного механизма «сдержек и противовесов», как это было раньше.

Критики Таксина Чиннавата, бывшего премьер министра Таиланда, называют его «популистом». Действительно, его опорой были широкие массы населения, преимущественно – беднота. Крестьяне-рисоводы с севера и северо-востока страны традиционно поддерживали своего «земляка» (Таксин родился в северной провинции Чиенг-май).

О бедности сельского населения Таиланда можно судить хотя бы по тому, что на долю сельского хозяйства, в котором занято 42% населения

Социальное расслоение – одна из ключевых проблем в тайском обществе.

Именно на этом «сыграл» Таксин во время своей предвыборных кампаний. Заняв кресло премьер-министра, он начал осуществлять ряд мер по сокращению социального разрыва между богатыми и бедными.

Программы помощи сельским и городским жителям с низкими доходами помогли сократить число живущих за чертой бедности с 14,5% в 2000 г. до 9% в 2005 г.22

Несмотря на определенные успехи в реализации социально- экономических программ, оппозиции было что предъявить Таксину. Премьера обвиняли в коррупции, злоупотреблении властью, лоббировании интересов семьи и близких к нему компаний, а также в уклонении от уплаты налогов. Кроме того, оппозиционные СМИ поговаривали о неуважительном отношении премьер-министра к королю. Оппозиция выбрала новый метод борьбы – многомесячные и многотысячные демонстрации, которые, впервые в истории Таиланда, не разгонялись полицией и военными. На улицу в Бангкоке в течение нескольких месяцев выходили, по некоторым оценкам, до 300 тыс. чел. Один из лидеров оппозиции, Сонтхи Лимтхонгкун, регулярно вел телепередачу, в которой рьяно критиковал премьера. Так в Таиланде возник первый кризис нового формата – «кризис демократии», когда оппозиция потребовала отставки легитимно избранного премьер-министра. Его противниками стали городская элита, представители среднего класса, интеллигенция, а также жители юга страны, где с новой силой разгорелся конфликт между властью и сепаратистами.

Массовые социальные программы Таксина Чиннавата также имели побочные эффекты: они привели к усилению территориальных диспропорций в стране. Вытеснение Демократической партии (старейшей политическая партия Таиланда) на периферию политического процесса привело к нарушению каналов политического представительства южных провинций, традиционно голосовавших за демократов. Эти провинции, три из которых населены в основном мусульманами (Наратхиват, Яла и Паттани), были обойдены экономическими программами правительства. В результате проблема сепаратизма на юге страны, в начале 1990-х гг. казавшаяся решённой, вновь обострилась.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диссер

Политика Таксина Чиннавата нарушила оформившуюся к 1980– 1990-м гг. систему сдержек и противовесов, которую британский исследователь Дункан Мак Карго назвал «сетевой монархией»23. В этой системе король занимал позицию верховного арбитра в разрешении политических противоречий, в результате чего на протяжении 1990-х гг. ни один из субъектов политического процесса не обладал всей полнотой власти. Центром контроля над политическими процессами был Тайный совет, состоявший из приближенных короля. Но после  того,  как  Чиннават       смог       сформировать       однопартийное       правительство, «традиционалисты»,  то  есть  сторонники  консервативных  политических сил и связанной с ними бюрократии, почувствовали, что их позиции находятся под угрозой.

Постепенно происходила поляризация тайского общества, его деление на «красных» (сторонников Таксина) «желтых» (его противников). Движение

«красных рубашек» в основном поддерживали крестьяне с севера и северо- востока страны, «желтых» – элита, интеллигенция, средний класс и жители юга страны. После «бегства» Таксина за границу кресло премьера занимали его единомышленники Самак Сунтхаравет и Самчай Вонгсават, затем противники  (кабинет  Апхисита  Ветчачивы),  потом  сестра  (Йинглак),  дефакто представляющая интересы опального премьера; а в 2014 г., после нового венного переворота – военное правительство, одобренное королем.

5.2. Экономическое планирование и борьба с бедностью

Несмотря на политические изменения, экономический курс оставался неизменным. Правительство вот уже более 60 лет разрабатывает пятилетние экономические планы развития, которые оставались неизменными при смене правительств.

Еще в восьмом пятилетнем плане (1997-2001гг.) ставилась задача повысить жизненный уровень сельской бедноты и стимулировать доходы в госбюджет от экспорта сельскохозяйственной продукции. Финансовый кризис 1997-1998 гг. заставил переосмыслить направление экономического развития страны, ориентировавшейся, прежде всего, на иностранные капиталовложения и экспорт. Если до 1997 г. основной целью было повышение ВВП страны, то начиная с Восьмого Плана правительство стало ставить одной из главных задач повышение доходов населения и увеличение внутреннего спроса24.

4 декабря 1997 г. король Таиланда Пхумипхон Адульядет призвал своих подданных следовать концепции «экономической достаточности»25, основанной на буддийском принципе «срединного пути». Концепция

«экономической достаточности» выделяет три основных принципа: умеренности, разумности, самостоятельности. Предполагалось, что эти принципы могут быть применены как на уровне личности, так и на уровне общины и целой нации. Принцип умеренности предполагает опору на собственные силы, разумности – заботу о последствиях своих действий для окружающей среды и общины, самостоятельности – устойчивость к внешним экономическим потрясениям.

В рамках концепции предполагалось, что, во-первых, крестьяне снизят уровень коммерческого земледелия и начнут выращивать больше продуктов для собственного потребления. Крестьянам рекомендовалось разделить свою землю в следующий пропорциях: 30% под рис, 30% под плантации овощей и фруктов, 30% земли – водоем, 10% под сооружения. Во-вторых, концепция предполагает снижение уровня внешний закредитованности в пользу денежных заимствований из фонда общины.

Однако с приходом к власти Таксина Чиннавата идея «экономической достаточности» ушла на второй план, уступив место «Таксиномике». У премьера были свои взгляды на решение проблемы нищеты в деревне. Вместо теоретических концепций и отсылок к высоким моральным принципам членов общины Чиннават предложил крестьянам реальные деньги. Была принята программа предоставления государственными банками кредитов с низкой процентной ставкой крестьянам, деревенским общинам, а также малому и среднему бизнесу одновременно с  введением четырехлетнего моратория на долги фермерам.

С января 2004 была начата программа субсидирования цен на топливо для транспортных средств с целью смягчения последствий роста мировых цен на нефть для потребителей. Правительство вынудило государственную энергетическую компании EGAT частично субсидировать тарифы на электроэнергию.

Программа в области здравоохранения дала возможность любому гражданину страны совершить визит к врачу всего за 30 бат. Раньше беднейшие слои населения вовсе не могли позволить себе пользоваться медицинскими услугами из-за их дороговизны. Внедрение универсальной 30- батовой страховой схемы лечения позволило повысить уровень проникновения медицинских услуг с 78.2 % в 2000 г. до 95.4% в 2004 г.26

Проект ОТОП (один тамбон27 — один продукт) подразумевал развития специализации деревень на производстве определенного вида продукции с целью развития деревни. Он также способствовал развитию местного малого и среднего бизнеса.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диссер

За время нахождения Таксина в кресле премьера значительные средства были инвестированы в инфраструктурные мега-проекты: 50 млрд. дол. США были потрачены на дороги, транспортные системы и строительство нового международного аэропорта в Бангкоке.

Именно правительство Чиннавата сделало проблему искоренения бедности в сельской местности ключевым направлением политики правительства. В первую очередь, эти меры были направлены на повышение жизненного уровня и внутреннего спроса, а также поддержке малого и среднего бизнеса. Государство стало оказывать финансовую поддержку крестьянам, что принесло свои плоды – сократился показатель разрыва между богатыми и бедными, увеличилась платежеспособность крестьян, повысился их уровень жизни. По показателю индекса Джинни Таиланд показал тенденцию к сокращению разрыва в доходах, в то время как в Индонезии и Вьетнаме есть тенденции к его увеличению.

Государственная политика по отношению к крестьянам включала в себя в основном такие меры, как списание долгов и предоставление дешевых кредитов. Эти меры помогли в краткосрочной перспективе увеличить платежеспособность крестьян, однако не могли решить проблему в целом. В долгосрочной перспективе подобные меры могут оказаться “опасными” для экономики из-за роста числа невозвратных кредитов.

Аналитикам из Банка Таиланда удалось выяснить, что несмотря на то, что рост задолженности домохозяйств не вызывает экономических рисков в краткосрочной перспективе, он является одним из ключевых препятствий для экономического роста. Выяснилось, что критическим порогом для коэффициента обслуживания долга (DSR)28 является 40%29. При превышении этого уровня домохозяйства демонстрируют тенденцию к увеличению вероятности невыплат по долгам (DSD)30. Зачастую уровень оказывается выше 40% у домохозяйств с низкими доходами. Бремя задолженности таких уязвимых в финансовом отношении домохозяйств не только подрывает их способность обслуживания долгов, но и существенно ограничивает их общее потребление, снижается экономическая активность домохозяйств. Между тем, на товары краткосрочного потребления приходится более 60% потребления. Особое беспокойство вызывает высокий уровень задолженности среди семей с низким уровнем доходов. Ситуация с задолженностью домохозяйств рассматривается как риск для макроэкономической стабильности. Рост долгов домохозяйств Таиланда за последние три года оказался рекордно высоким в регионе. За 2010-2013 гг. этот показатель вырос на 19,3%, в Сингапуре – на 12,4%, в Малайзии — на 12,1%. В 2013 г. 54% домохозяйств в Таиланде имело долги. Стоит отметить, что рост задолженности домохозяйств значительно опережает рост ВВП, что делает финансовые институты более уязвимыми.

Кроме того, аналитики из Банка Таиланда выяснили, что увеличение коэффициента обслуживания долга (DSR) на 10 % ведет к снижению краткосрочного потребления на 0,5%31

5.3. Экономические последствия «рисовой программы» Йинглак Чиннават

Один из проектов поддержки крестьян, начатый Йинглак Чиннават в 2011 г., оказался явно опасным для экономики.

Много лет страна была крупнейшим в мире экспортером риса. Таиланд стабильно обеспечивал 30% всего рисового экспорта мира. Правительство Йинглак Чиннават, продолжавшая политику своего брата Таксина, обещала принять меры по улучшению благосостояния крестьян. Сразу после победы на выборах власти начали реализовывать «рисовую программу». Раньше крестьяне продавали рис частным компаниям-посредникам, получая от них прибыль за реализованный рис. Теперь же государство стало скупать рис у крестьян по цене выше рыночной, затем оправлять товар на склады, где он мог храниться несколько месяцев. Правительство надеялось таким образом вызвать дефицит на мировом рынке, чтобы затем экспортировать рис по более высокой цене. Планировалось, что в итоге выиграют как власти, так и крестьяне. Власти собирались воссоздать ситуацию 2007-2008 гг., когда из- за резкого снижения курса доллара мировые цены на рис утроились всего за несколько месяцев (график 20). Однако идея спекуляции на мировом рынке провалилась по ряду причин. Рост закупочных цен на рис в полтора раза резко повысил предложение внутри страны: в страну нелегально ввозился рис из соседних Камбоджи и Мьянмы с целью продажи властям. Тем временем тайское правительство инвестировало около 500 млн. дол. США из бюджета в рисовую программу.

Как только поставки риса из страны сократились, на рынок вышли конкуренты: Индия и Вьетнам. Урожаи риса в Индии в 2011-2012 гг. оказались рекордно высокими, в результате чего были отменены ограничения на экспорт. Индия стала крупнейшим в мире экспортером риса, увеличив свои продажи в пять раз всего за два года. Таким образом, правительство Таиланда дважды «инвестировало» в развитие рисоводства у своих конкурентов: впервые – скупая контрабандный рис по завышенным ценам, во второй раз – ограничивая собственный экспорт, позволив конкурентам нарастить поставки без угрозы снижения мировых цен.

Тут же возникла еще одна проблема: что делать с гигантскими запасами риса на государственных складах, накопившимися за два года действия программы? По некоторым оценкам, запасы риса на государственных складах составили 18 млн. тонн, что равно половине совокупного объема международной торговли рисом за год. Между тем, уровень мировых цен не только не увеличился, но даже снизились на 10%33.

В июле 2013 г. правительство объявило о планах снижения закупочной стоимости риса на 20%, в ответ на что крестьяне вышли на улицы, в итоге власти от своих планов отказались.

Между тем убытки правительства составили в 2011-2012 гг. 5,6% от размера бюджета Таиланда.

В итоге реализации госпрограммы по скупке риса, которая должна была повысить платежеспособность крестьян, Таиланд потерял свое лидирующее место в мире в качестве экспортера риса впервые за 50 лет, уступив его Индии (график 19). Кроме того, население оказалось погрязшим в долгах, партия Пхыа Тхай потеряла своих основных избирателей – рисовых фермеров. Это привело к новой волне социального протеста в 2013-2014гг., который закончился военным переворотом в мае 2014 г.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Из негативных последствий можно отметить снижение объемов производства риса в абсолютном выражении, а также снижение экспорта.

В 2011 г. объем производства риса вырос на 1%, а объем экспорта упал на 34%. Это свидетельствует о том, что значительная часть риса так и осталась лежать на складах. В 2013 г., когда государственные склады были переполнены запасами риса двухлетней давности государство все же решило

его продать. При росте производства на 1,3% экспорт риса вырос на 63,1%. Однако цена оказалась значительно ниже той, на которую рассчитывало руководство страны. Рисовая программа стала роковым просчетом партии Пхыа Тхый. Оппозиция воспользовалась ситуацией и в ноябре 2013 начала новые протестные акции, по стране прокатилась новая, самая продолжительная за последние 9 лет, волна протеста, конец которой положил военный переворот в мае 2014 г.

По итогам анализа фактов, изложенных в данной главе, можно сделать вывод о том, что политическая нестабильность в Таиланде в начале XXI века была вызвана преимущественно политическими причинами, однако в дальнейшем к ним стали прибавляться экономические требования населения, после чего ситуация закончилась новым военным переворотом. Таким образом, можно на примере Таиланда наблюдать ситуацию, когда политическая нестабильность становится результатом экономических проблем.

Заключение

В данном исследовании автором была изучена проблема взаимного влияния политической нестабильности и экономики на примере Таиланда. Эта страна является уникальной с точки зрения сочетания в ее истории последних 80 лет политической нестабильности и высоких темпов экономического роста. С 1932 г., когда страна стала конституционной монархией и в стране появилась должность премьер-министра, ее занимали 29 разных человек, среди которых были и демократы, и консерваторы, и военные, и представители крупного бизнеса. Вся эта пестрота политических сил существует параллельно с институтом монархии, в котором Пхумипхон Адульядет, король, дольше всех в мире находящийся у власти, является непоколебимым авторитетом и отцом нации.

Политическую нестабильность в Таиланде можно пытаться измерить разными способами. Можно считать количество премьер-министров, ушедших в отставку раньше окончания срока своих полномочий, военные перевороты или периоды многотысячных протестов, уличных беспорядков.

Нами был выбран путь измерения нестабильности с точки зрения двух разных подходов: в долгосрочном и в краткосрочном плане. Для измерения нестабильности в долгосрочном плане был взят индекс политической нестабильности (SPI), выведенный профессором Чулалонкорского университета Гайвалин Кийкул. Этот индекс показался автору наиболее объективным из встретившихся в литературе индексов подобного характера. SPI был сопоставлен с 11 экономическими переменными с целью выявления возможных корреляций, однако ни одной значительной корреляции обнаружено не было: ни положительной, ни отрицательной. Таким образом, нам удалось выяснить, что политика и экономика в Таиланде не имеют однозначного взаимного влияния при долгосрочном рассмотрении.

После этого, в главе 2, мы решили обратить внимание на более кратковременные процессы. Политические события 2000-2014 гг. были описаны и классифицированы, а затем сведены в единую таблицу. Все значимые события в политической жизни страны мы разделим на следующие группы: всеобщие выборы (ВВ), новый премьер министр (НПМ), роспуск парламента (РП), временное правительство (ВрП), военный переворот (ВП), митинги «желтых рубашек» (МЖ), митинги «красных рубашек» (МК), уличные беспорядки (УБ), режим чрезвычайного положения (ЧП).

В главе 3 автором были рассмотрены данные по некоторым экономическим переменным в краткосрочной плане. Выяснилось, что, хотя по результатам года этот эффект может быть малозаметен, но наличие уличных беспорядков способно значительно уменьшить турпоток как непосредственно во время этих событий, так и в последующие 2-3 месяца. Тот же эффект ощущают на себе отели – падает их заполняемость в областях, расположенных в непосредственной близости от районов, охваченных протестами и беспорядками. Кроме того, политическая нестабильность может негативно повлиять на доходы от товарного экспорта в случае, когда нарушается нормальное функционирование экспортных цепочек, как это произошло после остановки работы главного международного аэропорта Бангкока почти на 2 недели.

В главе 4 нами был проведен анализ влияния глобальных и региональных тенденций на экономику Таиланда. Выяснилось, что на темпы роста ВВП Таиланда огромное влияние имеют внешние факторы: спрос на экспортную продукцию, цены на сырьё, предпочтения инвесторов. При этом негативное влияние политической нестабильности может заключаться в том, что для иностранных инвесторов это будет означать повышение политических рисков и, при прочих равных, инвесторы могут посчитать страну-конкурента более привлекательным для инвестиций. Так произошло во время последнего политического кризиса 2013-2014 гг. : из-за неожиданно сильно затянувшегося политического кризиса часть японских инвесторов стали перемещать свое производство из страны в соседний Вьетнам – страну с более низкими политическими рисками и существенно более низкими зарплатами.

В главе 5 мы попытались разобраться в истинных причинах рекордно долгого политического кризиса 2013-2014г. Выяснилось, что если причины нескольких предыдущих кризисов были, в основном, политическими, то в этот раз к ним прибавились и экономические. Оказалось, что в программе по скупке риса государством, реализуемой с 2011 г. правительством Йинглак Чиннават, было несколько серьезных просчетов. В итоге государству не только не удалось решить проблемы бедности крестьян-рисоводов, но ситуация еще больше усугубилась: спрос на тайский рис на внешнем рынке упал из-за снижения его качества, на рынок вышли конкуренты, а государству стало нечем платить населению. Стало понятно, почему именно политика «популизма» может быть опасна для экономики страны.

Таким образом, при оценке проблемы лишь в долгосрочном плане, некоторые взаимосвязи могут остаться незамеченными. Так, из-за ограничений индекса SPI, нам не удалось выявить каких-либо существенных корреляций между политической нестабильностью и экономическими переменными в долгосрочной ретроспективе. При этом, при рассмотрении проблемы в краткосрочном плане и использования сравнительно- аналитического подхода, удалось выявить ряд взаимосвязей. На примере Таиланда можно наблюдать связь политической нестабильности и экономики сразу в двух направлениях: в 2008 г. и 2010 г. некоторые экономические переменные пострадали от нестабильности, хотя эффект и был кратковременным, в то время как в 2013 г. новая волна протестов была вызвана экономическими проблемами крестьян.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диссер

Список использованных источников

Статистические источники:

1. Всемирный банк (The World Bank), URL: http://data.worldbank.org.
2. Всемирный совет по туризму и путешествиям (The World Travel & Tourism Council, WTTC), URL: http://www.wttc.org
3. Министерства сельского хозяйства США (United States Department of Agriculture, USDA)
4. Всемирная книга фактов ЦРУ (CIA World Factbook), URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world- factbook/fields/2012.html
5. Международный институт исследования риса (International Rice Reseatch Institute, IRRI), URL: http://irri.org/
6. Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ADB), URL: http://www.adb.org
7. Агентство по туризму Таиланда (Tourism Authority of Thailand, TAT), URL: www2.tat.or.th
8. Банка Таиланда (Bank of Thailsnd, BOT), URL:https://www.bot.or.th/
9. Министерства коммерции Таиланда (Ministry of Commerce of the Kingdom of Thailand), URL: http://www2.moc.go.th/
10.Национальное бюро экономического и социального развития Таиланда (National Economic and Social Development Board, NESDB), URL: http://www.nesdb.go.th/main.php?filename=index
11.Совет по инвестициям Таиланда (Board of Investment, BOI), URL: http://www.boi.go.th

СМИ

12. Newsru.com. Война на юге Таиланда. 28.04.2004. [электронный ресурс] URL: http://www.newsru.com/world/28apr2004/tailand.html
13. The Guardian. Thailand army chief confirms military coup and suspends constitution. 22. 05. 2014. [электронный ресурс] URL:http://www.theguardian.com/world/2014/may/22/thailand-army- chief-announces-military-coup
14. BBC News. Thai protesters shut down airport. 26.11.2008. [электронный ресурс] URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/asia-pacific/7749399.stm
15. The Financial Times. Thailand political turmoil imperils foreign and domestic investment. 9.03.2014. [электронный ресурс] URL: http://www.ft.com/cms/s/0/6a2c75f4-a5e7-11e3-9818- 00144feab7de.html#axzz3v2QrqOVG
16. Slon.ru, Максим Саморуков. Как демократия утопила Таиланд в рисе.
02.08.2013. [электронный ресурс] URL: http://slon.ru/world/kak_demokratiya_utopila_tailand_v_rise- 973362.xhtml
17. The Bangkok Post. Thaksin judgement day, timeline. 10.06.2011. [электронный ресурс] URL: http://www.bangkokpost.com/news/thaksin- judgement-day/timeline.html
18. BBC News, Dr Farish A Noor. Thailand’s smile fade. 04.11.2004. [электронный ресурс] URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/asia- pacific/4017551.stm
19.РИА Новости. Свергнутый тайский премьер. Биография Таксина Чинавата. 07.06.2008. [электронный ресурс] URL:http://ria.ru/spravka/20060920/54101863.html#ixzz43MsBvA9W
20.The Nation. Full gear police fail again to end PTV protest. 23.03.2007. [электронный ресурс] URL:

http://www.nationmultimedia.com/2007/03/23/headlines/headlines_30030 063.php

Литература на русском языке:

21.Фомичева Е.А. Политический кризис в Таиланде 2005-2006 гг. Его развитие., причины и движущие силы., стр. 10 // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2006 — №9 [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-krizis-v- tailande-2005-2006-gg-ego-razvitie-prichiny-i-dvizhuschie-sily.
22.Шустров П.Е. Экономическая политика государства в Таиланде :1945-2005 гг.// Диссертация к. экон.н. МГУ. Москва. 2006.
23.Колдунова Е.В. Политический кризис и социальный протест в Таиланде // Вестник МГИМО – 2015. № 4 (43)
24.Липилина И.Н., Дольникова В.А. Кризис власти в Таиланде: политические и социальные особенности // сборник Юго-Восточная Азия: историческая память, этнокультурная идентичность и политическая реальность., серия Губеровские чтения, место издания Ключ-С, Москва, 2009 том 1, с. 291-314
Литература на английском языке:
25. Acemoglu, D., Johnson, S., Robinson, J., & Thaicharoen, Y. (2003). Institutional causes, macroeconomic symptoms: volatility, crises and growth. Journal of monetary economics, 50(1), 49-123.
26. Ades, A., & Chua, H. B. (1997). Thy neighbor’s curse: regional instability and economic growth. Journal of Economic Growth, 2(3), 279-304.
27. Alesina et. al.(1996). Political instability and economic growth. Journal of Economic growth, 1(2), 189-211.
28. Alesina, A., and Perotti, R. (1996). “Income distribution, political instability, and investment.” European Economic Review, 40, 1203-1228
29. A New Ethical Paradigm for Sustainability. p. 27. 2013// UNESCO. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002230/223026E.pdf
30. Athiphat Muthitacharoen et al. Rising Household Debt: Implications for Economic Stabilty. // Bank of Thailand. 2014. URL: https://www.bot.or.th/Thai/MonetaryPolicy/ArticleAndResearch/Symposiu mDocument/Presentation4_2557.pdf
31. Barro, R. J. (1991). Economic growth in a cross section of countries. The quarterly journal of economics, 106(2), 407-443
32. Barro, R. J. (1996). Democracy and growth. Journal of economic growth, 1(1), 1-27.
33. Benhabib, J., & Spiegel, M. (1992). The role of human capital and political instability in economic development. CV Starr Center for Applied Economics, New York University, Faculty of Arts and Science, Department of Economics.
34. Bueno de Mesquita, B. and H. Root (2000), eds. “Governing for Prosperity”, New
35. Chen, B., & Feng, Y. (1996). Some political determinants of economic growth: Theory and empirical implications. European Journal of Political Economy,12(4), 609-627.
36. Cukierman, A., Edwards, S., & Tabellini, G. (1989). Seigniorage and political instability (No. w3199). National Bureau of Economic Research.
37. Drazen, A. (2000), Political Economy in Macroeconomics, Princeton University Press, New Jersey
38. Edwards, S., & Tabellini, G. (1991). Political instability, political weakness and inflation: an empirical analysis (No. w3721). National Bureau of Economic Research.
39. Feng, Y. (2001). Political freedom, political instability, and political uncertainty: a study of political institutions and private investment in developing countries, International Studies Quarterly, 45, 271-294
40. Gupta, D. K. (1990). The economics of political violence. New York: Praeger.
41. Gayvaleen, K. (2013). Political Instability and Thailand’s Economic Growth. Bangkok: Chulalongkorn University.
42. Haven: Yale University Press.
43. Hibbs, D. A. (1973). Mass political violence: A cross-national causal analysis(Vol. 253). New York: Wiley.
44. Huntington, S. (1968). Political order in changing societies. Yale University Press.
45. JETRO. Survey on the International Operations of Japanese Firms; JETRO Overseas Business Survey – February 27, (2014) Japan External Trade Organization.
46. Le, Q.V. (2004). Political and economic determinants of private investment, Journal of International Development, 16, 589-604.
47. Martin Paldam “Does Economic Growth Lead to Political Stability?”, University of Aarhus, 1998
48. Mauro, P. (1995). Corruption and growth. The quarterly journal of economics,110(3), 681-712.
49. Murphy, K. M., Shleifer, A., & Vishny, R. W. (1991). The allocation of talent: implications for growth. The quarterly journal of economics, 106(2), 503-530.
50. Olson, M. (1982). The rise and decline of nations: Economic growth, stagflation, and social rigidities. Yale University Press.
51. Ozler, S., & Tabellini, G. (1991). External debt and political instability (No. w3772). National Bureau of Economic Research.
52. Prasopchoke Mongsawad. The Philosphy of the Sufficiency Economy: a contribution to the Theory of Development. // Asia-Pacific Development Journal Vol. 17, No. 1, June 2010.
53. Svensson , J. (1998). Investment, property rights and political instability: Theory and evidence, European Economic Review, 42: 1317-134.
54. Venieris, Y. and D. Gupta (1986), “Income distribution and sociopolitical instability as determinants of savings: a cross-sectional model”, Journal of Political Economy, 94: 873– 883.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1499

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке