Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Магистерская работа на тему «Этнический туризм в России»

Пример магистерской работы магистра 2 курса факультета туризма Института туризма и гостеприимства

Содержание

Введение
Глава 1. Этнический туризм.
1.1. Понятие этнического туризма.
1.2. Особенности этнического туризма.
1.3. Перспективы развития этнического туризма.
Глава 2. Этнографический туризм в России
2.1. Русская этнография
2.2 Этнографические объекты.
2.3 Этнографический туризм на Ямале.
2.4. Республика Тыва. Этнический туризм
2.5. Этнографический туризм в Краснодарском крае: казачьи станицы, тематические парки и настоящий черкесский аул.
2.6. Этнографический туризм в Крыму
Глава 3. Проблемы современного этнографического туризма
Глава 4. Этнический тур в город Иваново, музей-заповедник народного быта
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Туризм (как национальный, так и международный) — продукт длительного исторического развития. Предпосылки его появления лежат в глубокой древности.

Как известно, в истории развития туризма мы различает четыре этапа:

  • до начала XIX века — предыстория туризма. Отличительными характерами путешествий до середины XIX века были: примитивизм средств передвижения; то, что путешествия было не самоцелью, а необходимым условием и средством к достижению собственно цели, как то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Всех путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе. «Маленький человек» оставался в стороне.
  • начало XIX века — начало XX века — элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг. В начале ХIX века ряд таких факторов как: промышленная революция, развитие транспорта, увеличение свободного времени благоприятно повлияло на развитие туризма. Из-за увеличения количества путешественников стало необходимым строительство гостиниц, организация бюро путешествий, развиваются туристические услуги комплексного типа.
  • начало XX века — до начала Второй мировой войны — начало становления социального туризма. В этот период развития туризм одиночек постепенно уступал место групповому туризму широких масс. Кроме того изменился характер путешествий — уже преследовались не только развлекательные, но и познавательные цели. В маршруты все чаще включаются исторические места, памятники культуры.
  • после второй мировой войны — современный этап — массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма можно считать интенсивность туризма в той или иной стране. Массовый спрос на туристические услуги породил массовое туристическое производство: тур продукт был стандартизирован, а производство услуг и товаров поставлено «на конвейер». Возникли разнообразные предприятия и общественные институты, производящие различные компоненты и виды турпродукта и составляющие в совокупности индустрию туризма (туриндустрию).

Сегодня мировой туризм, безусловно, зарекомендовал себя как феномен 21 века. На фоне быстрого развития таких отраслей как хайтек, наукоемкая, легкая и тяжелая промышленности, медицина, спорт, шоу бизнес и др., современный туризм является не только автономной индустрией, но и зачастую основной составляющей всех вышеперечисленных субъектов народного хозяйства.

За послевоенные годы международный туризм приобрел широкие масштабы и играет все более заметную роль в мировой экономике. В условиях растущего единства и взаимозависимости мира, расширения межнациональных контактов в сфере экономики усиливается инвестиционный аспект туризма. Статистика свидетельствует об устойчивых темпах его развития. В 1950 г. общее число туристов составляло 25 млн, а поступления от туризма – 2,1 млрд долларов США; в 1987 г., по данным ВТО, эти показатели составили соответственно 363 млн и 150 млрд. В 2000 г. число путешествующих достигло 698 млн, поступления от туризма – более 476 млрд долларов США. В 2002 г. число туристов составило 702 млн, валютные поступления от международного туризма достигли 474 млрд долларов США. В 2007 г. число туристов, по данным ВТО, составило 898 млн. В мировой экономике на долю туризма приходится 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, 11 % мировых потребительских расходов.

В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

1.Международный туризм — источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.

2.Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.

3.Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

4.С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно.

Увеличение туристских потоков и возникающие в связи с этим изменения в социально-экономической, финансовой и других областях стали существенным фактором экономического роста и поступательного развития международных отношений. В настоящее время туристский сектор быстро растет и приближается к отметке в 1 млрд. туристских прибытий.

Начало нового тысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной отрасли. В наше время на смену индустриальной эпохе, в которой основной ценностью было материальное благополучие, приходит постиндустриальная эпоха, где главной целью являются впечатления и ощущения. Если раньше туризм служил для познавания новых стран и расширения кругозора туриста, то сегодня эта отрасль многолика и ненавязчиво проникает во все сферы общественной, культурной, религиозной и даже политической жизни. На сегодняшнем этапе существуют такие области в туристическом бизнесе, которые еще совсем недавно не имели ни малейшего отношения к этой сфере деятельности .

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диссер

Немаловажными факторами, влияющими на развитие туризма стали развитие транспорта, связи, растущей мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественного богатства.

Туристический бизнес сегодня становится все более сложным, так как в нем пересекаются интересы различных государственных и коммерческих предприятий и служб. Международный туризм стал важной частью международных экономических связей. Деловой туризм (бизнес-туры, ярмарки, конференции, симпозиумы и др.) является неотъемлемой частью современного производственного процесса. Наряду с рекреационным и деловым эффектом, необходимо учитывать и растущее значение коммуникативного аспекта туризма: усиливается число туристических поездок с целью коммуникации и установления гуманитарных контактов, посещение друзей и знакомых и т.д..

Появились новейшие компьютерные системы бронирования и резервирования билетов, наземные туристические аттракции, модернизированное гостиничное хозяйство и, как следствие, всевозможные новые, зачастую неожиданные и ранее не практиковавшихся виды туризма, такие как: военный туризм, деловой туризм, лечебно-рекреационный, космический туризм и др.

Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах, что определяется не только количеством иностранных посетителей и суммой валютных доходов, но и мощностью материально-технической базы иностранного туризма, которая в определенной мере превосходит возможности туристической индустрии других районов мира, в частности, средствами пассажирского транспорта, гостиничного размещения, экскурсионными и зрелищными объектами. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений.Примерно20% приходится на Америку, менее 10% — на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.

Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли. Многие высокоразвитые страны Запада , такие, как Швейцария ,Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма.

Глава 1 ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

1.1 Понятие этнического туризма

Этнический туризм — одно из направлений культурно-познавательного туризма, имеющее ярко выраженные этнические, языковые и культурные составляющие. Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека. Наиболее важным в организации этнического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов. Традиции — это система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс её жизни. Характеристика традиций включает анализ существующих традиций, их место в жизни страны и их привязку к конкретным этносам и территориям. Роль традиции неодинакова в различных сферах социальной жизни. В меньшей степени традиция проявляется в экономике, достигает максимума в религии. Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в тоже время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается). Кроме того, традиция — это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Данное определение позволяет исключить из традиции индивидуальный опыт как неколлективное явление, тем самым отличается традиция от искусства, которое представляет собой индивидуальную личностную творческую деятельность. Народное творчество и массовая культура, напротив, представляют собой коллективные виды творческой деятельности, основу которых составляют различные типы, уровни традиций . Посредством традиции коллектив людей передает по наследству послание, необходимое для будущего выживания и самоподдержания. Таким образом, можно сказать, что традиция есть механизм коллективной автокоммуникации.

Различают три основных подхода к проблеме традиции и, соответственно, следующие типы традиций: этнические (народные), национальные и социальные традиции. Этнические традиции типичны для стадии народности, а также для племен. Они тесно связаны с различными видами народного творчества (фольклора), в первую очередь — с ремеслами. Этнические традиции, основанные на фольклоре, могут быть сельскими (деревенскими), городскими, буржуазными, аристократическими. Для племени это та часть художественной культуры, которая неотделима от главного носителя —человека. Это связано с сохранением и передачей накопленного опыта осуществляется непосредственно передачей (от старшего к младшему) устоявшихся норм поведения, навыков, понятий. Например, традиционные народные (этнографические) праздники: хозяйственно-календарные, религиозные, семейно-личные. Степень значимости каждой группы определяется влиянием традиции, лежащей в их основе, в культурной жизни этноса.

К современным национальным и социальным традициям относится экс-территоризованная часть художественной культуры (выведенная вне самого человека), сохраняющаяся и передающаяся через систему средств общественной информации (книги, картины, графики, схемы, дискеты, видеокассеты и т.д.).

Связь поколений в национальных традициях осуществляется посредством обучения, а хранение и распространение элементов наследия — посредством письменности, которая нанесла огромный ущерб фольклору. Но необходимо отметить, что письменность — это «традиция  традиций», нормализующая, канонизирующая механизмы воспроизводства традиций. С помощью письменности происходит атрибуция наследия, т.е. расшифровка и осмысление элементов наследия применительно к нуждам наличной практики. Хотя к национальным традициям относятся все обычаи, но не все ритуалы и обряды, так как часть их зафиксирована в протоколе или других средствах информации и воспроизводится только по особым случаям.

Национальные традиции — это система национальных стандартов, закрепляющих в сознании человека идеи достоинства, величия его нации, героической и славной национальной истории, благородства его народа во всех прошлых и настоящих деяниях, его выдающихся (по мировой значимости) литературе, искусстве, науки и пр. К сожалению, очень часто это ведет в лучшем случае к «национальному романтизму», к конфронтации с другими народами из-за прошлых страданий, унижений, взаимонепонимания.

«Мультикультурность» не стеснена никакими видимыми рамкаминациональных традиций и ограничений. Она осуществляется через художественный творческий процесс, в котором используются различные формы, языки, стили; через создание транснациональных, мультитрадиционных, мультимедийных систем и широчайший, всемирный взаимообмен культурными формами, новой информацией и опытом.

Таким образом, любой тип традиции — это опыт, который накапливается в виде системы стереотипов и проявляется, реализуется в следующих формах: обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, представления и праздники. Но самой яркой, сложной и характерной формой традиции является массовый праздник — это ритм жизни, его смысл не в развлекательности и отдыхе, а в удовлетворении потребности людей в реализации коллективной памяти, в участии в сотворчестве-диалоге между прошлым и будущим, иначе говоря, потребность быть в гуще жизни, ощутить её пульс и живое дыхание. Возвращаясь к этническому туризму, необходимо сказать, что иногда его называют также этнографическим, поскольку этнография («народоведение») — это наука, изучающая культурные и бытовые особенности разных народов мира, а в данном случае турист непосредственно знакомится с этими особенностями и в определенной мере изучает их.

Этнический туризм может быть представлен двумя основными видами. Во-первых, это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов. Указанные поселения можно назвать демонстрационными или показательными, и они бывают как постоянные, так и временные (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей). Туристические маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах. Так, популярным видом отдыха в Египте является сафари по пустыне на джипах, во время которого туристы посещают стоянки бедуинов и знакомятся с их кочевым укладом жизни.

Одной из целей поездки в латиноамериканское государство Перу для многих туристов является желание соприкоснуться с традиционным бытом коренных жителей страны — индейцев. Для этого туристы отправляются в глубинные районы страны — в частности, в джунгли бассейна Амазонки. В данном случае четко прослеживается сочетание этнического туризма с экологическим. Экологический туризм — путешествия с целью посещения мест с относительно нетронутой антропогенным воздействием природных территорий .

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диссер

Аналогичные маршруты проложены в горах Северной Индии и Северного Таиланда, во внутренних районах Австралии и на островах Океании. И в некоторых сельских поселениях различных стран Европы население иногда использует национальную одежду, привлекая тем самым туристов. Часто в разных регионах мира туристы становятся свидетелями и даже участниками красочных традиционных праздников и фестивалей. Посещая традиционные поселения, туристы с удовольствием приобретают в качестве сувениров различные изделия местных умельцев, пробуя блюда национальной кухни.

Этнический туризм включает в себя знакомство с музеями народного быта. Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. При этом человек может своими глазами увидеть предмет, принадлежащий к той или иной культуре и эпохе, узнать о его деловом и символическом назначении, иногда даже потрогать его и ощутить причастность к культуре своего и других народов. Первый такой музей под открытым небом был создан в 1891 году в Швеции. Он получил название Скансен. В нем собраны все традиционные постройки со всей Швеции, проводятся фестивали и демонстрируются национальные танцы. Музеи под открытым небом существуют в настоящее время в разных странах, в том числе и в России. Наиболее известный из российских музеев под открытым небом — Кижи, расположенный на одноименном острове в Карелии. Там находятся различные постройки, характерные для российского Севера, в том числе шедевры деревянного зодчества. Кижи являются важным объектом туристского интереса.

Итак, благодаря этническому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта.

Вернувшись из поездки, туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия, делятся впечатлениями об особенностях культуры этносов посещенного региона. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных этносов.

В данное время в России разрабатываются проекты, целью которых является стимулирование экономического развития общин коренного населения посредством этно-экологического туризма как вида экономической деятельности самих коренных народов, осуществляемой ими на территориях их традиционного природопользования. Подобные инновационные для России проекты направлены на развитие устойчивого этнического туризма силами местного и коренного населения, одной из наименее социально, экономически и политически защищенных и наиболее нуждающихся групп населения современного российского общества. Представители общин коренных малочисленных народов Севера впервые получат возможность пройти обучение основам организации и развития этнического туризма как устойчивого бизнеса и осуществлять экономическую деятельность на собственных территориях традиционного природопользования.

Одним из направлений этнического туризма является аборигенный туризм — то этнический туризм с участием (вовлечением) представителей коренного населения. Для разработки программ по развитию данного направления в туризме и организации конкретных маршрутов по местам проживания коренных малочисленных народов важным является этап подготовки. Необходимо собрать все имеющиеся материалы, документы, программы и планы по развитию туризма в проектных территориях; рассмотреть социально-экономическое положение района; дать оценку инвестиционных возможностей развития устойчивого этнического туризма и сформировать пакет инвестиционных предложений в виде базы данных; изучить спрос на услуги этнического туризма; создать партнерскую сеть различных организаций, заинтересованных в развитии этнического туризма. Кроме того, следует провести комплекс маркетинговых исследований по оценке возможностей развития устойчивого этнического туризма силами национальных общин, а также определить степень готовности и возможностей общин коренного населения использовать потенциальные ресурсы этнического туризма и развивать на своих территориях. Естественно невозможно реализовывать проект без соответствующих специалистов, что обусловливает необходимость подготовки квалифицированных специалистов в области этнического туризма из числа местного населения.

Результативной модели развития аборигенного этнического туризма в России пока не существует, её еще предстоит разработать. Среди главных предпосылок для развития данного вида туризма — огромные ресурсы этнического туризма на обширной территории проживания коренных малочисленных народов Севера и большое число созданных в последнее десятилетие общин этих народов, которые желают заниматься привлечением туристов.

Главная задача проектов по развитию этнического туризма направлена на то, чтобы уберечь процесс развития экологического и этнического туризма от непродуманных, сиюминутных тенденций, придать ему устойчивость — прежде всего, посредством активного вовлечения коренных малочисленных народов в сферу туристского бизнеса. Гарантией стабильности и эффективности проектов развития туристского бизнеса и устойчивого развития в более широком смысле станет самостоятельное руководство реализацией проектов представителями коренных малочисленных  народов.

1.2. Особенности развития этнического туризма

Этнический туризм — одно из направлений туризма, имеющего ярко выраженную этноязыкультурную составляющую. Этнический туризм может быть как внутренним, (например посещение глубинки городскими жителями с целью ознакомления с архаичными говорами, фольклором, бытом, культурой и языками автохонных народов), так и внешним, который связан с посещением исторической родины или мест рождения родственников.

В современном мире туризм из преимущественно экономического явления превращается в феномен социального и культурного порядка. Знакомство с обычаями и традициями других народов было и остается сильным побудительным мотивом многих путешествий и рассматривается как важнейшее конкурентное преимущество туристкой дестинации.

Этнический туризм — одно из направлений культурно-познавательного туризма, являющееся в настоящее время заманчивым для многих стран.

Благодаря этническому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Вернувшись из поездки, туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия, делятся впечатлениями об особенностях культуры этносов посещенного региона.

Этнический туризм — междисциплинарная область научного знания, сформировавшаяся на стыке географии, педагогики, этнографии, этнокультуры, этнопсихологии, изучающая традиционную культуру и педагогику этнических общностей с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, возможностей использования их богатого воспитательного потенциала в современных учебно -воспитательных системах. Необходимо заметить, что исторический опыт предшествующих эпох следует изучать для того, чтобы все лучшее использовать сегодня.

Племена были первой в истории человечества этнической общностью. Традиционная педагогическая культура племен уже включала в себя достаточно отработанные цели и идеалы воспитания, методы, средства обучения и воспитания. Целенаправленно формировались также этнопедагогические знания: об истории происхождения рода, о героических делах предков, традициях, обычаях.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена магистерской

Этнический туризм знакомит молодежь с преданиями, сказаниями, песнями, раскрывающими суть идеологических установок своего времени (о защите сородичей, родовой земли, свободы даже ценой своей жизни; об уважении предков; необходимости быть достойными их и др.). Чувство связи с достойными героическими предками, осознание себя их соплеменниками, убеждение в необходимости принесения в жертву своей жизни во имя защиты родной земли и своих сородичей — все это становится неотъемлемыми элементами мировоззрения и этнического самосознания. Прослеживается тенденция этнизации народного воспитания, способствующая формированию самосознания и самобытности детей и молодежи. Воспитание пополняется элементами этнического содержания. Вместе с тем целенаправленно формируются такие нравственные качества личности, как готовность защищать свою землю, свой народ, преданность своему племени, мужество, отвага, стойкость.

Этнический туризм позволяет приобщить каждого к ценностям и достижениям, имеющим непреходящий характер. Он способствует формированию духовно-нравственного облика личности, выработке её ценностных ориентаций и жизненной позиции.

Многообразные этнические традиции, обряды, обычаи и праздники служат выражением общечеловеческих ценностей и исторического опыта народа. Усвоение традиционных ценностей, приобщение к культуре своего этноса поможет каждому найти свою тропу в жизни.

К концу XIX в. зарубежные педагоги и ученые четко осознавали необходимость научного изучения традиционного воспитательного опыта своих народов и использования его огромного прогрессивного потенциала в воспитании детей и молодежи, чему способствует этнический туризм.

В России через возрождение народных традиций, обычаев стремятся формировать у подростков и молодежи принципы духовности, ориентировать их на усвоение общечеловеческих ценностей: мир, природу красоту, гуманность и т.п.

Россия, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках. Туристский потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет республике гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране.

Туристские ресурсы для этнического туризма в России богаты и своеобразны. Это памятники архитектуры, музейные экспозиции, архивные материалы, живописные природные места. В совокупности все это создает благоприятные условия для отдыха и знакомства с историей и культурой народа.

Развитие любого направления туризма, в том числе и этнического, для России обусловлено рядом обстоятельств: провозглашение политики открытой экономики и границ; поддержание и развитие социально-культурных связей; повышение спроса на посещение объектов связанных с

этносом, культурой, бытом и традициями; наличие разных этносов в составе населения России; стимулирование развития гостиничного хозяйства, предприятий питания и материально-духовных ценностей сферы услуг.

При правильном подходе к развитию и совершенствованию этнического туризма, как специфического вида туризма, Россия имеет возможность получения не только прибыли, но и укрепления межправительственных и добрососедских отношений, расширения дружеских связей, взаимообогащения между народами, укрепления мира и взаимопонимания между странами.

Становление и развитие этнического туризма в условиях открытой экономики России в настоящее время является актуальной и исключительно важной задачей.

В последнее время наблюдается значительное увеличение интереса иностранных туристов к туристским достопримечательностям России. Обусловлено это явление, прежде всего, географическим положением республики, большим потенциалом в области организации привлекательных маршрутов и т.д. Туристская привлекательность России объясняется наличием уникальных природных зон и заповедников, историко-культурных достопримечательностей мирового уровня. Россия имеет конкурентные преимущества, которые заключаются в уникальной культуре, богатой и разнообразной природе, возросшей деловой активности, что дает возможность развивать культурно-познавательный, экологический, этнический, деловой туризм, заниматься активными видами отдыха, такими, как спортивный, приключенческий туризм.

На территории России имеются различные историко-архитектурные и природные объекты этнического туризма, которые могут быть включены в этнические маршруты.

Этнический туризм — это экзотический вид отдыха. Во время таких поездок, туристы изучают определенную этническую группу населения, изучают их жизнь, особенности культуры, бытовые моменты и т.д. Это способ узнать больше о своих корнях или изучить историю требуемого народа ученым, любителям. Благодаря такому новшеству в туристических фирмах, многие даже находили своих дальних родственников на чужих землях. Иногда люди посещали места, где проживали их отцы, деды или они сами в далекой молодости были выселены с этих окрестностей. Теперь, наверное, ясно, почему второе название, это ностальгический тур, ведь именно ностальгия зовет большинство вместо отдыха на морских волнах отдаться изучению какой-то культуры.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена магистерской

А переселенцев в мире множество, условно переселения можно разделить на вынужденные и добровольные. Причины вынужденного переселения целых народов за историю бывали всякие, это военные, политические, религиозные. Причиной добровольного переселения является экономический фактор, люди искали лучшей жизни в других странах, на других землях, континентах.

Тысячи норвежцев и ирландцев мигрировали в свое время в Исландию, Гренландию. Давным-давно пилигримы из религиозных убеждений покидали свои земли и устремлялись в Америку. Мировые войны принесли еще немало волн миграции. Немцы Поволжья за свою историю, а это последние две сотни лет, поменяли не один край, смена законов гнала их то в Россию, то в Казахстан, а теперь обратно в Германию.

Это повлекло созданию этнических туров (nostalgic tour), это возможность понять жизнь своих предков и, возможно, выбрать себе новое место обитания, вернуться домой. В начале 90-х годов этнические туры начали набирать обороты в России. Тысячи туристов-финнов приезжают в Карелию чтобы посетить давние места своих не таких и далеких предков. В основном это люди, которые едут даже не к землям своих родственников. Во время второй мировой войны, пол миллиона финнов покинули ленинградскую область (Карельский перешеек) и разъехались в Финляндию и в Швецию. Теперь многие возвращаются, чтобы вспомнить прежнюю жизнь.

И для осуществления мечты, были созданы турфирмы, которые специализируются именно на этом —Matka Maailma OY, FinnSovtours. Большой вклад внес «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга». В поселке Лососевое, имеется гостиница международного класса «Лососевская», которая предоставляет качественный сервис для финнов,посещающих знакомые места.

Говоря об этническом туризме можно выделить один из подвидов такого туризма, как посещение родственников и друзей (relative & visitors tour). Но данный вид туризма, подходит не для всех людей, большинство, это те, кто имеет кровные связи с землями, на которые едут.

Следует отметить, что ООН выделяет значительные деньги на сохранение памятных объектов, и это позволяет их сохранять. Туристы из всего мира едут посмотреть предметы старины из храма Абу Симбел.

Некоторые из них остались и желающие уже с пароходов любуются древнейшими постройками.

1.3 Перспективы развития этнического туризма

Россия традиционно воспринимается как страна с огромным культурно-историческим наследием и этнокультурным потенциалом и обладает уникальными ресурсами для развития этнического туризма. На территории Российской Федерации проживает около 180 народов — представители различных культурно-языковых и этносообществ.

О скромном вкладе данного вида туризма в национальную индустрию путешествий свидетельствует факт отсутствия на туристском рынке профессиональных организаторов, специализирующихся исключительно или преимущественно на этнографических и ностальгических турах. Более того, в последние годы многие эксперты отмечают даже некоторое снижение интереса к внутреннему этнографическому туризму, прежде всего, к «стихийным», не связанным с деятельностью профессиональных организаторов, путешествиям.

На этом фоне впечатляют довольно высокие темпы увеличения въездного и внутреннего этнографического туризма во многих регионах Европейского Севера, Дальнего Востока, Восточной Сибири. Так или иначе, но доля этого вида путешествий в структуре национального туризма по-прежнему не превышает нескольких процентов.

Непременное условие успешного развития этнокультурного туризма — это возможность своевременного получения, корректировки профессиональными организаторами исчерпывающих и точных сведений об этнокультурных ресурсах.

К предпосылкам развития этнокультурного туризма в России можно отнести следующие:

1) высокая степень этнического разнообразия населения, проявляющаяся не только в национальном или макрорегиональном масштабах, но и в пределах отдельных субъектов федерации и даже на уровне административных единиц (районов, муниципалитетов, сельских поселений);

2) уникальное сочетание различных этнокультурных комплексов, прежде всего, восточнославянского, тюркского и финно-угорского, сложившееся в процессе длительной межэтнической интеграции, аккультурации и ассимиляции;

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диссер

3) необходимость активной пропаганды идей межэтнической толерантности с учетом напряженных, а в некоторых регионах — серьезно осложнившихся за последние десятилетия — межэтнических отношений;

4) традиционно сравнительно невысокий (в Приволжье, на Урале) и резко снизившийся за последние десятилетия вследствие массовых миграций (на Северном Кавказе) уровень территориальной консолидации этнических групп в соответствующих национальных республиках;

5) деструктивное влияние урбанизации на традиционный культурный комплекс практически всех этнических групп страны;

6) необходимость более эффективного продвижения на отечественном и зарубежных туристских рынках регионов России, в особенности — с низким рейтингом туристских предпочтений туристов.

Возможность своевременного получения, корректировки профессиональными организаторами исчерпывающих и точных сведений об этнокультурных ресурсах — непременное условие успешного развития этого вида туризма. В этой связи необходимо отметить заметное улучшение качества обеспечения заинтересованных сторон соответствующей базой данных, в первую очередь, ресурсами Интернета.

Поиском и комплектованием информационных источников по этнографической тематике занимаются многие отечественные научные институты. В частности, ключевую роль в подготовке и координации усилий в этой сфере играют государственные университеты Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, созданные в ряде городов20 центры поддержки и развития музеев, центры стратегических исследований при федеральных округах.

Наряду с научными институтами, центрами, форумами, определенное участие в комплектовании и популяризации этнографических материалов участие принимают и культурные организации различных этнических групп страны. Особая роль в этом процессе принадлежит СМИ, освещающих вопросы этнокультурного развития. С начала 90-х годов ХХ века практически повсеместно в России отмечается перманентное увеличение реестра соответствующих этнических печатных изданий. Наиболее яркий тому пример — прогресс печатного дела на татарском языке в Татарстане. Указанная тенденция характерна и для регионов компактного проживания представителей финно-угорских народов, чувашей, ранее не проявлявших столь выраженного интереса к сохранению традиционного этнокультурного наследия.

На основе анализа современного состояния этнического туризма и уровня развития этноориентированного туризма в российских регионах, условно группирует регионы следующим образом :

1) регионы, активно развивающие этнотуризм, имеющие для этого необходимый этнокультурный потенциал и достаточно развитую туристскую инфраструктуру (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, частично Краснодарский и Ставропольский края);

2) регионы, привлекательные и перспективные для развития этнотуризма, но имеющие недостаточно развитую туристскую инфраструктуру (Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Республика Коми, Поволжье, Север Европейской части России, Прибайкалье, Республика Алтай, республики Северного Кавказа, Камчатский край, Сахалин, республики Хакасия и Марий Эл, Чувашская Республика).

Развитие этнокультурного направления туризма в российских регионах осуществляется разными темпами. Во многом его текущее состояние определяется этнокультурным потенциалом региона, насыщенностью и материально-техническим состоянием объектов туристской инфраструктуры, а также позицией и активностью населения и органов власти.

В связи с тем, что этнографический туризм — явление относительно новое, на пути его развития возникает немало преград.

Специфические проблемы развития этнографического туризма:

1) туристской инфраструктурой охвачена очень малая часть историко-культурного комплекса;

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2) колоссальный природный и историко-культурный потенциал страны используется, по экспертным данным, не более чем на 20%;

3) свыше чем в 30 субъектах отсутствуют музеи-заповедники и музеи-усадьбы, более чем в 60 регионах России нет национальных парков.

Итогом становится крупная проблема — разрушение и гибель памятников истории и культуры. По оценкам экспертов, более 60% объектов культурного наследия находятся в предаварийном или аварийном состоянии и требуют проведения немедленной консервации, реставрации или реконструкции.

Отсутствие инфраструктуры, подготовленных кадров, сети транспортных услуг и многое другое являются препоной в развитии этнотуризма. И именно поэтому туристические фирмы этнотуризм реализуют в проектах, где часть средств на реализацию выделяет государство. В среднем эта часть составляет до 70 %. Важнейшая задача развития этнокультурного туризма в ближайшие

десятилетия — необходимость расширения потока туристов в центральную зону европейской части России, характеризующуюся наиболее высокими социально-экономическими показателями. Бесспорное конкурентное преимущество Центральной России перед такими богатыми этнокультурными ресурсами макрорегионами, как Поволжье, Урал или Русский Север, — имидж исторического очага становления русского этноса, наличие многих широко известных центров народной культуры. Турция, Венгрия, Финляндия активно позиционируют себя в качестве ведущих центров изучения и сохранения тюркского и финно-угорского этнокультурного наследия, Россия до сих пор не заявила о своих претензиях на лидерство в подобных проектах. Серьезным препятствием при осуществлении указанной идеи на практике может стать весьма низкий интерес к традиционной культуре тюркских народов у большинства иностранных и российских туристов. В регионах Урало-Поволжья это затрудняет «продвижение» этнографических туров с ориентацией на изучение этнографического наследия не только тюркских и финно-угорских групп, но и тамошнего русского населения. Формирование регионами имиджа неповторимых туристских дестинаций требует активной пропаганды тысячелетнего этнокультурного единства и многообразия различных народов страны. Пример теснейшего сотрудничества властных национальных структур с региональными администрациями в деле поддержания и развития традиционной этнической культуры — Мордовия. С 2006 года столица Мордовии Саранск позиционируется как общероссийский центр изучения финно-угорских этносов. Поволжский центр культур финно-угорских народов в Саранске включает в себя межрегиональный научный центр финно-угроведения.

Однако излишнее внимание официальных лиц к этнографической тематике имеет и оборотную сторону. Этнографические деревни зачастую не располагают необходимым штатом научных сотрудников, соответствующей информационной базой, не имеют благоприятного транспортно-географического положения. Определенную роль в развитии путешествий с этнокультурными целями могут сыграть также особо охраняемые природные территории. Так, в Приволжском федеральном округе (ФО) наиболее перспективны для развития этнографического туризма национальный парк «Самарская Лука» (Самарская область), отчасти — заповедник «Большая Кокшага» (Марий Эл), «Приволжская лесостепь» (Пензенская обл.), «Вишерский» (Пермский край).

По своей мотивации участники этнографических туров весьма схожи с эко- и агротуристами. По оценкам экспертов, именно экотуристы с низким уровнем притязаний к уровню комфорта составляют ведущий сегмент на рынке этнографического туризма.

Во многом это и объясняет лидирующую роль организаторов экотуризма в формировании эколого-этнографических программ на внутреннем рынке. Растущая популярность туров на Русский Север, Алтай, в Прибайкалье, в которых удачно совмещены элементы экологического, этнографического и агротуризма, свидетельствует о больших шансах на успех подобного рода программ и в других регионах России.

В настоящее время, этнический туризм бурно развивается во всем мире, в том числе и на Камчатке. Растет поток туристов, заинтересованных в посещении уникальных мест, в получении нового опыта, такой в тоже время может оказать и негативное воздействие. Плохо спланированный и не организованный этнотур может оказать негативное воздействие на природные и культурные ресурсы, которые так привлекают туристов. Во многих случаях достаточно сложно определить выгоды и издержки от этнотуризма, так как они всегда различны.

Можно выделить следующие потенциальные выгоды:

1) повышение финансирования особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ) и местных общин;

2) предоставление временных рабочих мест местному населению (гиды, сотрудники парков, владельцы домиков и т.п.);

3) реализация образовательных программ об окружающей среде 24 для туристов (повышение осведомленности может изменить отношение людей и увеличить число сторонников идеи сохранения окружающей среды);

4) создание рабочих мест и получение прибыли, без оказания негативного влияния на природу или культуру;

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диссер

5) этнотуризм — один из лучших способов объединить охрану окружающей среды и социально-экономическое развитие. Это относится как к турам на местном, так и на международном уровне;

6) этнотуризм, как никакая индустрия, обеспечивает экономическую ценность нетронутой природе;

7) в сравнении с традиционным туризмом, этнотуризм приносит гораздо больше выгоды и оказывает гораздо меньше негативного влияния;

8) этнотуризм будет работать в горах Камчатки с тем же успехом, что и в Непале или в Мексике;

9) опыт этнотуризма может использоваться в продвижении, как отдельных регионов, так и страны в целом;

10) этнотуризм более совместим с традиционным образом жизни общин коренных малочисленных народов Севера, чем другие виды туризма;

11) этнотуризм — хороший способ продвижения и развития куль- турного туризма на Камчатке;

12) этнотуризм, как правило, не требует больших инвестиций, которые необходимы традиционному туризму.

В основном, это происходит потому, что клиенты/туристы обращают внимания больше на впечатления, чем на наличие роскоши.

Потенциальные издержки:

1) деградация окружающей среды (это связано с поведением посетителей и организаций);

2) экономическая нестабильность (доход от туризма не постоянен, он может зависеть, в том числе, от стихийных бедствий и других 25 факторов);

3) социально-культурные изменения (они могут быть как положительными, так и отрицательными, в основном, они негативны, когда представители местного сообщества не привлекаются к планированию стадий развития этнотура).

Развитие этнического туризма в России становится новым и ведущим направлением деятельности. Этот вид туризма будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Коренные малочисленные народы являются носителями уникальной культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнического туризма перспективно в комплексе с развитием экологического туризма на территориях их традиционно проживания. Этнический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена магистерской

Глава 2  ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ  В РОССИИ

2.1. Русская этнография

Русская (а точнее, восточнославянская) этнография, как самостоятельная отрасль знаний возникла в первой половине XIX столетия на базе созданного в 1845 году Русского Географического общества, а зародилась в недрах Кунсткамеры Петербургской Академии Наук. Само определение науки «этнография» — «народоописание» — подразумевало сбор и описание эмпирического материала, накопленного на протяжении всей письменной истории человечества. С течением времени наука из географической описательной переросла в «отрасль истории, исследующую культурно-бытовые особенности различных народов мира в их историческом развитии, изучающую проблемы происхождения и культурно-исторических взаимоотношений этих народов, восстанавливающую историю их расселения и передвижения» (БСЭ, 1957). В настоящее время «этнография» определяется как общественная наука, основным объектом изучения которой являются народы-этносы, а также типы этнических общностей. Этнография ставит и решает проблемы, как чисто познавательные, так и практические: одни касаются прошлого, другие — современного. Основываясь на понятиях объекта этнографии и определениях этноса, можно сформулировать понятие «этнографический объект». Этнографическим объектом является культурно-исторический объект (явление), содержащий информацию об этнических проявлениях традиционно-бытовой культуры. Этнографический объект необходимо рассматривать как систему признаков, характеризующих культуру этноса в сочетании его оригинальных и специфических конкретных форм. К оригинальным формам относятся явления и предметы традиционно-бытовой культуры, соответствующие данному хозяйственно- культурному типу и характеризующие неповторимые черты этноса (украшения, орнаментация и т.п.). Специфические конкретные формы присутствуют при выражении в культуре этноса явлений, связанных с проявлением признаков хозяйственно-культурного типа, природно-географической зоны, этнокультурной области, с проникновением элементов сельской и городской культуры, воздействием современных этнических процессов.

2.2 Этнографические объекты

Выделяют следующие категории объектов, которые можно отнести к понятию этнографических:

— памятники архитектуры, выполненные в традиционном для этноса стиле и связанные с определенным периодом в культурной жизни этноса (причем в некоторых конкретных случаях этническая принадлежность архитектора не играет существенной роли);

— культовые сооружения, отражающие конфессиональную принадлежность представителей того или иного этноса, отличающиеся набором традиционных приемов в архитектуре, орнаментации;

— некрополи, кладбища с традиционными надгробными сооружениями, надписями на родном языке, орнаментацией (в качестве объекта могут выступать и отдельные захоронения с уникальными надгробиями);

— традиционные жилища (нежилые, но сохранившие внешний вид и внутреннюю планировку; жилые — с традиционным интерьером, убранством, набором традиционных предметов быта);

— поселения, сохранившие «этнический тип», в местах компактного проживания представителей того или иного этноса, с традиционной планировкой улиц, положением жилищ и хозяйственных построек;

— бытовые объекты, соответствующие традиционному хозяйственному типу: колодцы, фонтаны, мельницы;

— места проведения народных праздников с участием фольклорных ансамблей, использованием традиционной одежды;

— места возрождения народных промыслов и традиционных занятий;

— этнографические музеи, выставки, комплексы этнографических предметов;

— комплексы архитектурных или культовых сооружений, создаваемые представителями различных этносов в местах длительного совместного проживания;

— археологические объекты (памятники культуры), имеющие этническую специфику. Использование этнографических объектов в рекреационной деятельности в качестве экскурсионных связано с рядом проблем. Часто этнографические объекты по культуре одного этноса представлены одиночными объектами и разбросаны на территории различных, удаленных друг от друга территориальных единиц. Поэтому полное или хотя бы сквозное знакомство с ними возможно только во время многодневных туристских походов или на автобусных, автомобильных, велосипедных экскурсиях.

2.3 Этнографический туризм на Ямале

Ямал в переводе с ненецкого языка означает «Край земли». Это, действительно, так. Ямал – северная жемчужина России, где удивительно сочетаются природная красота и вековые традиции гостеприимства. Все, кто хоть раз побывал на Ямале, мечтают вернуться обратно, действует – притяжение Севера, магия земли и воды, зов гор и тундры. На этом «Краешке земли» проживает 516 тысяч человек. Это одна из самых слабозаселенных территорий России. Плотность населения — 0,7 человека на квадратный километр, в 3 раза меньше, чем в среднем по Западной Сибири.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Более половины территории округа находится за Полярным кругом. Протяженность округа с севера на юг —1230 километров, с запада на восток — 1125 километров. Площадь — более 750 тысяч квадратных километров. Это полторы Франции.

Ямал — земля исконного проживания коренных малочисленных народов: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян, энцев, манси. Они сохранили традиционные виды хозяйственной деятельности — оленеводство, рыболовство, пушное звероводство, охотничьий промысел. Численность поголовья домашнего северного оленя на Ямале составляет более 600 тысяч голов. Это самое большое стадо в мире. Ямальские олени выпасаются на тундровых просторах, равных 47 миллионам гектаров. Значительная часть поголовья находится в собственности частников. В округе официально зарегистрировано 3000 оленеводческих бригад. Всего по округу проживает более 36-ти тысяч коренных малочисленных народов Севера, из них порядка 16-ти тысяч – кочуют.

Доля кочующего населения в общей численности коренных малочисленных народов Севера практически не изменилась за последние пять лет и составляет 40-41%.Самое большое количество тундровиков проживает в Ямальском районе, около 11-ти тысяч человек, половина из которых – каслает по тундре.

На сегодняшний день в ЯНАО работает 70 национальных общин. Численность работающих членов в национальных общинах автономного округа колеблется от 5 до 200 человек. У общин Ямальского и Приуральского районов имеется позитивный опыт приема туристов.

Именно на Ямале сохранена в первозданном состоянии уникальная арктическая оленеводческая культура. Поэтому вполне закономерно, что Ямало-Ненецкий автономный округ располагает огромными ресурсами для развития этнографического туризма.

Турмаршруты, включающие знакомство с бытом, хозяйством и культурой ямальских тундровиков, проживание в семьях, установку чумов, участие в приготовлении национальных блюд и совершении обрядов, имеют большую популярность, как у российских, так и зарубежных туристов. «В кочевья к ненцам», «В стойбище ханты», «Салехард-Лаборовая», «Летнее кочевье», «Зимнее кочевье», «По следам мамонтов» и многие другие позволят вам окунуться в «чумовую» жизнь кочевников в условиях первозданной природы Ямало-Ненецкого автономного округа, познать школу жизни за Полярным кругом, познакомиться с самобытной культурой и древними традициями.

В городах и районах округа ежегодно проходят национальные праздники, устраиваются спортивные мероприятия, фестивали, массовые игрища с элементами фольклора, костюмов и этнической кухней.

Огромный интерес вызывает туристический маршрут Салехард — фактория Лаборовая. Это не только возможность побывать в красивейших предгорьях Полярного Урала, но и возможность знакомства с жизненным укладом коренных северян: на фактории есть единственная в России национальная ненецкая школа, в которой весь календарный год для ребятишек проводятся этнокультурные и этнопедагогические занятия.

На созданном этнопедагогическом стойбище учащиеся занимаются по трём программам: «Будущие оленеводы или жизнь в дороге предков», «Женщина – хранительница очага», «Выживание в тундре в экстремальных условиях».

Ямальская вотчина князя Тайшина – природно-этнографический комплекс, музей под открытым небом, расположен в 12 километрах от Салехарда в п. Горно-Князевск на правом берегу Оби.

В чумах, уютно расположившись на мягких оленьих шкурах за низенькими национальными столиками, наполненными традиционным угощением, умиротворенные потрескиванием дров в чумовой печке, вы ощутите как многообразен и гостеприимен, открыт и в то же время хрупок мир Крайнего Севера, как глубок фольклор народа, населяющего его.

Огромный интерес представляет древняя культура коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, с которой можно познакомиться не только при непосредственном общении с ее носителями в национальных поселках и стойбищах, но и в этнографических музеях округа. В округе функционирует развитая сеть эколого-этнографических музейных комплексов, где находятся уникальные памятники истории и культуры.

Приехав на Ямал, вы сможете не только отведать вкуснейшего деликатесного мяса и знаменитой белорыбицы (любимой, между прочим, русскими царями), но и приобрести в подарок великолепную местную одежду из оленьих шкур, а также эксклюзивные сувениры – изделия из кожи, меха, кости, увезти массу незабываемых впечатлений о радушии гостеприимстве хозяев «Края земли»

2.4 Республика  Тува туризм.

Трудно найти еще один регион на планете с таким разнообразием природных условий на сравнительно небольшой территории. Расположенная в центре азиатского материка, на стыке Сибири и Центральной Азии, Тува сочетает элементы двух разных природных районов. Здесь центрально-азиатские песчаные пустыни соседствуют с южносибирскими лесами и тундрой, северные олени живут неподалеку от верблюдов и красных волков. На суровом высокогорье обитают очень редкие животные – снежные барсы и удивительные тувинские яки – сарлыки. Альпийские луга радуют буйством цветов и красок.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диссер

Первозданная природа Тувы, лечебные аржааны, могучие реки, высочайшие горы, загадочные озера, большое количество природных и археологических памятников, обширные охотничьи угодья создают основу для развития разных видов туризма. Но тем не менее массового туризма в Туве пока нет. Нет хороших гостиниц, средств связи, пунктов питания (все это есть только в столице – Кызыле). Нет ни автомобильного, ни водного транспорта, чтобы добраться до многих интересных мест (Тоджа, Кунгуртуг, Хам-Сыра, Уш- Бельдир, аржаан Чойган и др.).

Притягателен этнический колорит Тувы. Камлание шаманов, горловое пение, национальная борьба хуреш давно уже стали местной визитной карточкой. Интересно попасть в Туву во время проведения Надыма – красочного национального праздника животноводов, проходящего в середине августа. Во время него можно полюбоваться скачками на лошадях и верблюдах, стрельбой из лука, увидеть великолепие национальных костюмов, поближе познакомиться с культурой, языком, обычаями, кухней тувинцев.

2.5. Этнографический туризм в Краснодарском крае: казачьи станицы, тематические парки и настоящий черкесский аул.

На Кубани проживают представители более 100 национальностей со своей самобытной культурой и богатой историей. По территории края проходил Великий шелковый путь, здесь основывали свои поселения древние греки, римляне, генуэзцы. Каменные дольмены являются родственниками египетских пирамид. В высокогорных селах и казачьих станицах сохранились и развиваются народные промыслы. Посещение таких мест включено как в обзорные экскурсии, так и в специальные этнографические туры с проживанием в семьях местного населения. Большой интерес к этнографическому туризму проявляют итальянцы, немцы, финны. Хозяева Южного региона встретят вас по всем правилам гостеприимства с приветственным напитком, свежеиспеченным пирогом и народными танцами.

2.5.1.  Казачья станица Атамань на Таманском полуострове

Особой популярностью у российских и зарубежных гостей пользуется тур «Кубань казачья» с посещением этнодеревни Атамань на Таманском полуострове. Краснодарский край является наиболее благоприятным регионом для ознакомления с культурой и историей кубанских казаков. Главная цель этнотуризма – ознакомление туристов с нравами и устоями жизни местных жителей.

Так, на берегу Азовского моря раскинулась казачья станица невероятных размеров с широким спектром кубанских забав для всей семьи. Атамань уже успела прославиться не только на Кубани, но и по всей стране. Станица стала настоящим образцом идеального этнотуристского объекта. Это населенный пункт в натуральную величину со своими улицами и хатками, в которых живут ремесленники – гончар, кузнец, винодел и цирюльник. За порядком присматривает здесь, конечно же, атаман.

Вас ждет посещение школы народных ремесел, где можно не только посмотреть, но и принять участие в резьбе по дереву, научиться гончарному искусству или технологиям древней живописи. Станцуйте русские народные танцы, надев традиционное платье, или примите участие в лепке вареников по бабушкиному рецепту. А еще можно прокатиться на лошадях, покормить сеном козу, послушать байки от кумушек и сходить на рынок «Дурница», где продают все – от солений, керамических ваз, вышитых бисером икон до цветочных венков с лентами.

Позже вечером всех жителей ждут около костра, где атаман рассказывает увлекательные истории и байки кубанских казаков. Там же вас угостят запеченным картофелем.

Также можно попасть на один из многочисленных «атаманьских» фестивалей. Жители станицы уже удивляли всю Россию, приготовив самый большой в стране вареник и сшив лоскутное одеяло рекордных размеров.

Ворота станицы открыты до середины октября для всех желающих.

На заметку:

– казачья станица-музей в натуральную величину 68 га;

– возможность участия в конкурсах, играх, обрядах;

– можно провести весь день в увлекательной прогулке;

– «Атаманьский» фестиваль;

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диссер

– победители приготовления самого большого в России вареника;

– кубанская кухня, приготовленная в печи.

2.5.2. Культурно-туристический комплекс «Россия» в Абрау-Дюрсо

Культурно-туристический комплекс «Россия» расположен в красивейшем месте, окруженном лесным массивом и горами в экологически чистом районе на Черноморском побережье в районе п. Абрау-Дюрсо. Основой «России» является единственный и уникальный в стране крытый манеж с театральной ареной более чем 1500 м2 и современной свето-звуковой инфраструктурой, возведенный по оригинальному проекту и рассчитанный на прием до 2000 гостей одновременно. Незабываемые зрелищные постановки, потрясающие театрализованные представления и феерические шоу-программы, такие как «Гладиаторы Рима. Заговор богов», «Конный мир», «Новогодняя сказка» или экстрим-шоу «Кубанские казаки», являются визитной карточкой культурно-туристического комплекса «Россия».

Зрелище «Рим» переносит вас в далекое прошлое, в эпоху Великой Римской империи. Зрителю предлагают побывать на празднике у самого императора Цезаря. По арене на предельных скоростях мчатся боевые колесницы, и, конечно же, в конце вечера в бою сойдутся гладиаторы. Вниманию туристов представлено зрелище «Гладиаторы Рима. Заговор богов», которое перенесет вас во времена, когда коварные и злые боги спускались на Землю и повелевали судьбами людей.

Гладиаторам, амазонкам, сарматам и легионерам предстоит вступить в неравный бой с воинами Царства тьмы. Для вас они организуют незабываемое развлечение и отдых. Также вы сможете испытать свои силы во владении мечом или стрельбе из лука.

Уникальные декорации, отточенная техника боя, актерское мастерство, импровизация и зрительская игра – все это лишь малая часть незабываемого, величественного и таинственного зрелища «Гладиаторы Рима».

Также вас поразят своим мастерством кубанские казаки в необыкновенном экстрим-шоу. Ведь казаки – главная достопримечательность Кубани, они легендарные и непобедимые воины, которым нет равных во владении шашкой и в мастерстве конных трюков. Узнайте все секреты этих воинов, посетив экскурсии Анапы, Геленджика и Новороссийска.

Шоу «Кубанские казаки» расскажет историю казачества языком песен, танцев и экстремальных трюков. Зритель своими глазами увидит джигитовку, конные состязания и другие традиционные забавы казаков. В этом зрелище участвуют 40 артистов и 30 лошадей.

2.5.3. Тематический парк «ДОБРОДЕЯ» в Анапе

Тематический парк «Добродея» расположен в 15 километрах от Анапы в живописном лесу на склонах Большого Кавказского хребта. В нем представлены сразу два экскурсионных маршрута – «Казачье подворье» и «Царство Берендея».

Парк «Добродея» был открыт в июне 2003 года и по сей день пользуется неизменной популярностью у туристов. У входа «Казачьего подворья» посетителей встречают казаки и казачки, приветствуя по старинному казачьему обычаю, приглашают отведать национальные кубанские блюда, песнями, шутками-прибаутками сразу же создают атмосферу казачьей станицы XIX века. В импровизированной станице есть собственный фольклорный коллектив «Шумай», в репертуаре которого не только казачьи, но и русские народные песни.

Все в этом уникальном музее направлено на воссоздание быта и культуры казацкого хутора. Набеленные горницы с образами, русской печью, тканые половицы, утварь и предметы нехитрой мебели. Во дворе – птичник.

Неподалеку от станицы сохранилась старая дорога, ведущая к древнему колодцу – кринице. Прокатиться по этой дороге можно на лошади, чтобы почувствовать себя настоящим кубанским казаком. Традиционная казацкая ярмарка открывает двери перед своими гостями, здесь можно увидеть, как изготавливаются гончарные изделия, как работают кузнецы, скорняжники. Понравившиеся изделия можно купить.

Вторая часть экспозиции этого замечательного тематического музея «Добродея» носит название «Царство Берендея». Здесь детей и взрослых встретят герои русских народных и литературных сказок. Это и Баба Яга, и Кот ученый, и русалка на ветвях, и Аленушка, и Змей Горыныч, и леший, и Соловей-разбойник, и кикимора, и Царевна-Лебедь, а также многие другие. К удивлению путешественников, их ждет настоящий дворец из сказки о Золотом петушке. Талантливые аниматоры увлекательно рассказывают и показывают своим зрителям знакомые каждому с детства истории.

Любимые персонажи проведут юных туристов по волшебным тропам в сказочном лесу. А после прогулки всем гостям предложат отведать настоящих кубанских вареников, фруктов из местного сада, посетить музей, где можно поваляться на пуховой перине, забраться на русскую печку и покормить хозяйство на подворье. Здесь все как в старину, а в расположенном рядом лесу проходит старинная казачья дорога к колодцу. Когда-то из этой криницы казаки брали воду. Любой желающий сможет набрать тут чистейшей воды.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диссер

Это именно то место, где раскрываются все легенды, а мифы становятся реальными. Так что экскурсия в этнопарк «Добродея» – это путешествие в волшебный мир детства и культуры кубанского казачества.

На заметку:

– собственный фольклорный коллектив «Шумай»;

– атмосфера казачьей станицы XIX века;

– детский этнопарк «Царство Берендея» с героями русских народных сказок;

– команда аниматоров для детского представления.

2.5.4.«Черкесский аул» в Анапе

Недалеко от Анапы, в поселке Фадеево, не так давно открылся этнический комплекс «Черкесский аул». В нем дважды в день проводятся интереснейшие представления, которые помогают туристам ознакомиться с культурой и обычаями черкесов. Тайны одного из крупнейших народов Кубани приоткроют в этническом центре под названием «Черкесский аул». Это старинный черкесский замок, в котором живут князь и княгиня. Еще у них есть дочка – красавица княжна. При подъезде к этому замку с белокаменными стенами и высокими деревянными воротами виден мост из бревен через ров, где встречают своих гостей джигиты на лошадях.

Завязка сюжета, суть которого заключается в следующем: дочь, принадлежащая к старейшему и знатному роду, – невеста на выданье. К ней сватаются несколько женихов. Между ними проходят состязания, и самый достойный получит в жены прекрасную черкешенку. Самым красочным и ярким моментом шоу является джигитовка – это демонстрация умения верховой езды с этническими элементами. Импровизированные соревнования чередуются с веселыми черкесскими танцами и конкурсами среди гостей. На протяжении всего действа гостям рассказывается история черкесов, объясняются обычаи и правила этого народа.

Здесь можно увидеть национальные обряды, танцы этого удивительного народа и попробовать блюда кавказской кухни. Настоящие джигиты покажут фееричное выступление с метанием кинжалов под национальные черкесские мелодии.

Экскурсия крайне увлекательная, будет интересна всем без исключения. Обязательно стоит посетить «Черкесский аул», ведь это необычное времяпрепровождение запомнится надолго. Здесь можно не только насладиться шоу, но и попробовать блюда настоящей кавказской кухни. В кафе на территории комплекса подадут адыгейские пироги и, конечно, шашлык.

На заметку:

– ознакомление с культурой и обычаями черкесов;

– замок в реальную величину, где проходят представления;

– конкурсы и черкесские танцы;

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

– джигитовка – верховая езда с этническими элементами;

– блюда настоящей кавказской кухни.

2.6  Этнографический туризм в Крыму

Издавна на Крымский полуостров приходили и селились различные племена и народы. Одни появлялись, другие исчезали, а некоторые и по сей день проживают здесь.

В наше время, на территории Крыма проживает несколько десятков этносов и этнических групп, со своими  традициями, обычаями, самобытным народным творчеством, а так же  национальной кухней. Все эти народы — самобытное лицо Kpыма, его благоприятный и многоликий образ у гостей полуострова.

Именно поэтому вполне объясним интерес к национальной культуре крымчан, к представителям разных национальностей, особенно в местах их компактного проживания. При желании вы можете познакомиться с культурой и бытом того или иного народа, принять участие в национальных  обрядах и праздниках,  отведать бесподобные национальные блюда и напитки у крымских татар в культурно-этнографическом центре «Коккоз» в с. Соколином Бахчисарайского р-на, у крымских греков в центре «Карачоль» в с. Чернополье Белогорского р-на, у крымских болгар в пгт. Коктебель, у крымских чехов в с. Богемка Джанкойского р-на,  у русских в с. Зуя Белогорского р-на и у украинцев в с. Новониколаевка Ленинского р-на.

Довольно интересны в этом плане и Крымский этнографический музей в Симферополе, и музей истории и культуры крымских татар в Бахчисарае, этнографический музей «Быт Керчи», а так же  этнографические экспозиции краеведческих музеев Крыма.

С каждым годом всё большую популярность в мире набирает сельский, или зеленый туризм.  И Крым в этом плане не исключение.  Большинство населения развитых стран живут в городах и, вполне естественно, что  на отдыхе люди стремятся сменить обстановку. Они хотят избавиться от суеты, побыть как можно ближе к природе и познакомиться с экзотическим  для них сельским бытом, поработать физически и отведать  здоровой и экологически чистой еды. Одним словом, вкусить всего того, чего они лишены в городе. И это движение набирает силу в Крыму, хотя оно пока и не столь популярно, как в странах Западной Европы.

В этом плане у крымской сельской глубинки большие возможности и перспективы. Причем, не только у приморских сел, но и у сел, расположенных  внутри полуострова — в степной и горной его частях. Особенно, если проживание в сельской местности дополнить всевозможными экскурсиями, пешеходными, велосипедными и конными прогулками, охотой и рыбалкой, морскими прогулками на яхтах и другими активными занятиями.

Глава 3  Проблемы современного этнографического туризма

Изучение культуры горожан в этнографической науке в СССР развернулось в 50-е годы. Наиболее регулярно город и городское население в отечественной этнографии стали объектом исследования со второй половины 60-х годов. Именно тогда наиболее четко были сформулированы отдельные проблемы этнографии российских городов, прежде всего проблемы этнодемографии, городской культуры и быта, хозяйства горожан, этнических процессов на современном этапе. Тогда же в исследовании народной городской культуры была сформулирована важная в научном плане задача выявления общеэтнической и собственно городской специфики культуры и быта изучаемого населения. Были поставлены конкретные задачи по изучению городской культуры разных исторических периодов. В исследованиях этнографии городов с этого времени стали широко использовать историко-сравнительный метод и его разновидность в виде историко-генетического метода, а также методы классификации, типологии, статистического анализа, научного описания. В основном эти исследования развернулись в отношении этнографии русского городского населения и преимущественно в городах европейской части России. Что касается восточного, т.е. сибирского региона России, то здесь местными учеными как раз была пробита брешь в изучении этнографии городского населения в том смысле, что объектом исследования стали не только горожане русской национальности, но и городские казахи, немцы, татары и представители и группы других народов. Отечественная этнография постепенно поворачивается лицом к городской тематике и имеются существенные достижения в этой сфере научных поисков, но и через 40 лет активной работы по этнографическому изучению городов и городского населения остается много совершенно неисследованных или далеко не полностью исследованных регионов России. Тематически горожане, их этническая история и культура изучаются часто не по полной программе. Более всего опубликовано работ по материальной культуре (в основном по поселениям, жилищам, хозяйственным строениям, одежде), по семейному быту и семейным обрядам, по народным праздникам по современным этническим процессам, по этнодемографии. Требует дальнейшей разработки постановка новых проблем, использование новых источников и методов, а также освещение историографических аспектов в этнографии городского населения. Также, городская часть большинства народов и национальных групп России так и не является основным объектом современных этнографических работ. В настоящее время проблемами в изучении городского населения стали история его формирования, складывания и динамики национального состава населения городов, а также другие аспекты этнодемографии. А отсюда еще одна проблема — классификация городов не только по фактам первоначального и последующего их назначения (военно-оборонительные, торговые, промышленные, административные и т.д.), по социальному составу и т.д., но и с учетом этнодемографических и этнотерриториальных аспектов.

Этнография, как и другие гуманитарные науки, изучающие социокультурные свойства, структуры, процессы и отношения, сегодня должны, исходя из потребностей российского общества, сделать основным объектом своих исследований городское население. Именно оно во многом определяет сегодня ход социокультурных, в том числе и этнокультурных процессов в России в целом и в ее отдельных регионах.

Глава 4. Этнический тур в город Иваново, музей-заповедник народного быта.

В Музее-Заповеднике несколько основных направлений:

1) Музей

В музее собраны коллекции:

– Коллекция керамики и стекла:  крынки, кувшины, чаши, бутыли, посуда, изразцы, статуэтки, копилки и  другие виды керамики. Всего более тысячи предметов.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена магистерской

– Текстильная коллекция — около 4 тысяч предметов, в том числе более  80 полных нарядов.

– Деревянная кладовая: прялочки и самопряхи, станы ткацкие, люльки, зыбки, короба, пасхальницы, манеры, сундуки, шкатулки  и другие предметы быта.

– Металлическая кладовая включает более 500 старинных предметов, в том числе уникальные коллекции керосиновых ламп, утюгов, безменов, инструменты и орудия труда.

– Транспортная кладовая: сани, салазки, кошевки, брички и прочее.

– Писанки — более 500 расписных яиц

– Народной куклы

– Цветов

– Мазыкской игрушки

Частично экспонаты Музея выставлены для общего обозрения в выставочном зале. Сейчас полным ходом идёт строительство помещений залов Музея, в том числе Музей Топора.

2)  Сохранение и возрождение народных традиций

Музей-Заповедник хранит и реконструирует обряды различных годовых праздников.  Четырежды в год в Заповеднике проводятся народные гулянья, основанные на этнографическом материале, привезенном из экспедиций и почерпнутом из описаний исследователей народной жизни конца 19 – 20 веков. Музей-Заповедник приглашает всех желающих на эти праздники. Это такие народные праздники, как: Святки, Заклик Весны, Зеленые Святки, Покров.

3) В Доме Ремесел Музея-Заповедника народного быта Музей-Заповедник восстанавливает и проводит обучение различным ремеслам, в том числе считавшимся утраченными и забытыми: Мазыкская игрушка, Строчевая вышивка, Восковые цветы, Вощанки, Ткачество и другие…

4)  Музей-Заповедник изучает народный наряд,  и на основе подлинников восстанавливает в мастерских Дома Ремесел ивановские и ярославские наряды. Восстановлено 7 ивановских и 4 ярославских наряда. Также восстановлен утраченный способ производства знаменитой Александрийки – ткани, производившейся в Шуйском уезде и расходившейся в девятнадцатом веке по всей России.

5) Музей-Заповедник развивает русское боевое искусство «Рукопашь», зарегистрированное и признанное 18 ноября 2010 года национальным видом спорта Ивановской области. В настоящее время ведется работа по признанию Рукопаши, как вида спорта России. В Музее-Заповеднике проходят 4 турнира в год.

Нужна помощь в написании магистерской?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Идет тесное сотрудничество с Ассоциацией Русского боевого искусства Рукопашь, проводится организация спортивных турниров во многих городах России.

6) Музей-Заповедник проводит работу с детьми, приглашая детские группы на народные игры, обучиться какому-либо ремеслу, пройдя мастер-класс и конечно же, отыгрываем народные праздники, как Пасха, Святки, Заклик Весны, Масленица…

Коротко о маршруте:

Общая продолжительность: 4дня.

Минимальное количество туристов в группе: 8 человек.

Максимальное количество туристов в группе: 20 человек

Ограничение по возрасту: дети до 3-х лет.

Стоимость  тура 12000 рублей (без стоимости авиабилета (ж/д билета))

Программа тура
1 день Трансфер.  Размещение в гостинице «Вечный странник». Экскурсия по городу Иваново (Музей ивановского ситца, Свято-Введенский женский монастырь) (на автобусе).
2 день Поездка на автобусе в деревню Рогатино в музей-заповедник народного быта (музей, дом ремесел, народные игры…)
3 день экскурсии по городу Иваново (музей камня Литос-Клио, часовня святого благоверного князя Александра Невского, усадьба Дюренгера)
4 день Трансфер

Заключение

Этнический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов. Современному обществу интересно изучение образа жизни различных народов, которые жили в давние времена, интересно знать их культуру и быт, знать историю происхождения своих предков, их обычаи и традиции, уклад жизни. У этнического туризма на сегодняшний день существуют прекрасные перспективы для развития, так как сегодня спрос на необычные места отдыха только растёт. С каждым годом растет число туристов подобными путешествиями, тех, кто желает испытать на себе жизнь глубинки или окунуться в какую-либо историческую эпоху, оказавшись в бережно сохраненном уголке истории. Этнический туризм, являясь одним из направлений культурно-познавательного туризма, позволяет совместить отдых с образованием. Только в таком окружении можно познакомиться с историей того или иного государства, окунуться в другую эпоху, представить себя другим человеком чаще всего аборигеном проживающим на данной территории. Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека, главным образом посредством знакомства его с культурными традициями народов. Одним из перспективных направлении этнического туризма является посещение этнических или фольклорных деревень, в которых представлен быт, традиции и культура того или иного этноса. Таким образом, современные высокоурбанизированные страны могут познакомить туристов не только с историей страны, но также с бытом и укладом жизни проживающих на его территории этносов. В таких деревнях можно принять непосредственное участие в проведении обрядов и церемоний, примерить национальную одежду, заняться национальным ремеслом и даже остаться на ночь. Для России этнический туризм представляет собой весьма перспективное направление для развития, Этнические экспедиции всегда будут популярны среди исследователей, фольклористов, да и просто жителей нашей страны. Богатая культура и история, разнообразные традиции, большое количество различных этносов, проживающих на территории государства, только способствуют его развитию. По своей мотивации участники этнографических туров весьма схожи с эко- и агротуристами. По оценкам экспертов, именно экотуристы с низким уровнем притязаний к уровню комфорта составляют ведущий сегмент на рынке этнографического туризма. Растущая популярность туров на Русский север, Алтай, в Прибайкалье, в которых удачно совмещены элементы экологического, этнографического и агротуризма, свидетельствует о больших шансах на успех подобного рода программ и в других регионах России.

Список использованных источников

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда». — 192 с.
2. Пирожник И. И. Международный туризм в мировом хозяйстве
3. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Воскресенский. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 255 с.
4. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / Б.И. Кононенко. – М.: Вече 2000; АСТ, 2003– 512с.
5. Сапожникова, Е.Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. / Е.Н. Сапожникова. – М.: Изд. центр «Академия». 2007. – 240 с. С. 119,121
6. Ресурсы этнического туризма в Самарской области [Текст]: учеб. пособие по дисциплине «Краеведение и туризм» для студ. всех форм обучения специальности «Социально-культурный сервис и туризм» / сост.: С.Э. Зубов, М.В. Кржижевский. – Самара: Филиал ГОУ ВПО «МГУС», 2007. – 67 с
7. Чумаков, К. Этно-экологический туризм в сохранении природного и культурного наследия [Текст] / К. Чумаков // Новая жизнь. – 2006.- № 5. – С.15-16.
8. ru.wikipedia.orgЭтнический туризм
9. Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. Институт международного туризма, М. 1998. — 265 с.
10. http://tourlib.net/statti_tourism/ethnic_tourism.htm.
11. Бутузов А.Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. – 2009. – № 4. – С. 11-15.
12. Киросова Т.А., Шубницина Е.И. Этнографическая составляющая внутреннего туризма как составляющая инновационного развития Республики Коми // Финно-угорский мир. – 2011. – № 2/3. – С. 86-89. Семкина Н.С., Прокопьева Т.А. Перспективы развития этнического туризма в России // Вестник СГУТиКД. – 2010. – №3 (13). – С. 105-111.
13. Шарахматова В.Н. Оценка рекреационного потенциала на особоохраняемых территориях для устойчивого развития экологического иэтнографического туризма: монография. – Петропавловск-Камчатский: ДФ ФГБОУ «ВАВТ», 2012. – 104 с.
14. http://tourlib.net/statti_tourism/kurina.htm.
15. http://ccssu.crimea.ua/crimea/etno/tour/sprav/index.htm
16. http://www.yamal-spb.ru/43
17. http://www.gramotey.com/?open_file=1269057351
18. http://www.tio.by/newspaper/Этнографический-туризм-в-Краснодарском-крае-казачьи-станицы-тематические-парки-и-настоящий-черкесский-аул
19. http://loveincrimea.ru/etnograficheskij-i-selskij-turizm-v-krymu/
20. Н.А. Томилов «Проблемы этнографического изучения народной городской культуры» 2008г.
21. http://друзья-скомороха.рф/dela-muzeja-zapovednika.htm

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

10376

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке