Научная статья на тему «Адаптация и готовность детей к школе»

Аннотация. Успешная адаптация к школьной жизни определяется готовностью ребенка к обучению, которая рассматривается как целостное психофизическое и личностное развитие ребёнка. Комплексный подход и учёт основных компонентов готовности к школьному обучению в современных образовательных условиях позволяет прогнозировать успешность дальнейшего обучения. Облегчить переход детей к новому этапу жизни может помочь преемственность дошкольного и младшего школьного периодов, использование учителем разнообразных форм наглядности, технического оснащения и моделирование ситуаций.

Ключевые слова: адаптация, готовность, коммуникативные умения, преемственность, техническое оснащение.

Успешная адаптация к школьной жизни определяется готовностью ребенка к обучению, которая рассматривается как целостное психофизическое и личностное развитие ребёнка. Понятие готовности включает в себя все важные сферы созревания ребёнка: личностно-интеллектуальную, мотивационную, нравственно-волевую, физическую и коммуникативную. Комплексный подход и учёт основных компонентов готовности к школьному обучению в современных образовательных условиях позволяет прогнозировать успешность дальнейшего обучения. Наравне с развитием интеллектуальных способностей важным является формирование коммуникативных и социальных умений, навыков поведения и общения.

Готовность учащихся к школе можно разделить на три составляющие: физическая, интеллектуальная и личностная. Физическое состояние детей определяют медики и заносят результаты обследований в индивидуальные медицинские карты. В дальнейшем каждый ребёнок проходит педагогическую и психологическую диагностики. На данном этапе учитель меняет позицию обучающего на позицию наблюдающего человека. Целью исследований является получение достоверных данных об уровне самостоятельности ребёнка. В итоговом показателе учитываются не только интеллектуальные способности детей, но и поведенческие особенности, проявленные в процессе выполнения работы, которые также вносятся в лист наблюдений.

Для последующего формирования гармоничной личности более продуктивен переход от традиционной диагностики отдельных психических функций и свойств к более комплексной диагностике, педагогически более важных характеристик. Первоклассник, уже обладающий рядом признаков, должен быть зрелым в эмоциональном, интеллектуальном и социальном отношениях.

В эмоциональном отношении будущие ученики должны обладать сравнительно хорошей эмоциональной устойчивостью. В интеллектуальной области важны концентрация внимания, аналитическое мышление, рациональный подход к решению поставленных задач и логическое запоминание. Социальная составляющая выражается в проявлении интереса к получению новых знаний и потребности в общении со сверстниками.

Требования образовательной программы, разные виды нагрузки и новый режим жизни не должны быть тяжелы для детей.

Облегчить переход детей к новому этапу жизни может помочь преемственность дошкольного и младшего школьного периодов. Что такое преемственность между дошкольным и начальным звеном обучения? Многие учёные предлагают рассматривать преемственность между указанными звеньями как одно из условий непрерывного образования ребёнка. В данном случае под «преемственностью» понимается построение единой содержательной линии, которая обеспечивает эффективное развитие ребёнка, его успешный переход на следующую ступень развития, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования. Дополнительной ступенью между детским садом и школой всё чаще становятся центры развития и курсы подготовки к школе. Деятельность данных учреждений по-разному влияет на ребёнка. При возрастании занятости детей и дополнительных нагрузках, также возрастает их утомляемость, которая ведёт к снижению интереса к обучению.

«Еще в начале века итальянский физиолог Моссо и немецкие ученые Верхард, Гакер, Лоренц и др. доказали, что утомление и переутомление – это явления физиологического и химического порядка. Они аналогичны отравлению организма. Был открыт яд переутомления – «кенотоксин», который отрицательно воздействует не только на работоспособность человека, но и на его общее эмоциональное состояние.» [1, 9.]

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Н.Ф. Виноградовой приводился интересный пример по организации учебного труда учащихся. «Сколько сил, а главное, времени, требуется учителю, чтобы научить ребенка раскладывать целесообразно на парте все необходимое на уроке, ориентироваться в рабочих тетрадях, в учебнике как печатной книге и т.п. А ведь все это может быть легко сформировано в дошкольном возрасте в процессе игры «в школу», в изобразительной и конструктивной деятельности.» [1, 9.]

Специальная (предметная) подготовка детей к школе не обеспечивает формирования на необходимом уровне тех качеств личности ребёнка,  которые  помогают  ему  учиться.  Под  словом «учиться» в данном случае следует понимать умение владеть учебной самодеятельностью. Дети, приходящие в школу,  уже  умеют читать, писать и считать, но не умеют наблюдать и сравнивать. Это связано с недостаточным развитием внимания, усидчивости и корректировки своего эмоционального состояния, которые тесно связаны с процессом самовоспитания. Причина такого явления кроется в отсутствии достаточного уровня развития игровой деятельности, в частности, сюжетно-ролевой игры. Научно-технический прогресс предоставляет возможности восполнения этого пробела. Развитие игр-ситуаций, соединённых с интересной и занимательной информацией, позволит детям «вживаться» в процесс обучения.

Таким образом, использование учителем разнообразных форм наглядности, технического оснащения и моделирование ситуаций позволит ускорить и облегчить процесс перехода ребёнка от дошкольного к начальной и последующим ступеням обучения. Введение этих средств обучения в дошкольный период позволит решить проблему в определении готовности ребёнка к школе.

Список использованных источников

1. Виноградова, Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа – 2000. — №1. – с.7 – 12.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1431

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке