Ключевые слова: адаптация, готовность, коммуникативные умения, преемственность, техническое оснащение.
Успешная адаптация к школьной жизни определяется готовностью ребенка к обучению, которая рассматривается как целостное психофизическое и личностное развитие ребёнка. Понятие готовности включает в себя все важные сферы созревания ребёнка: личностно-интеллектуальную, мотивационную, нравственно-волевую, физическую и коммуникативную. Комплексный подход и учёт основных компонентов готовности к школьному обучению в современных образовательных условиях позволяет прогнозировать успешность дальнейшего обучения. Наравне с развитием интеллектуальных способностей важным является формирование коммуникативных и социальных умений, навыков поведения и общения.
Готовность учащихся к школе можно разделить на три составляющие: физическая, интеллектуальная и личностная. Физическое состояние детей определяют медики и заносят результаты обследований в индивидуальные медицинские карты. В дальнейшем каждый ребёнок проходит педагогическую и психологическую диагностики. На данном этапе учитель меняет позицию обучающего на позицию наблюдающего человека. Целью исследований является получение достоверных данных об уровне самостоятельности ребёнка. В итоговом показателе учитываются не только интеллектуальные способности детей, но и поведенческие особенности, проявленные в процессе выполнения работы, которые также вносятся в лист наблюдений.
Для последующего формирования гармоничной личности более продуктивен переход от традиционной диагностики отдельных психических функций и свойств к более комплексной диагностике, педагогически более важных характеристик. Первоклассник, уже обладающий рядом признаков, должен быть зрелым в эмоциональном, интеллектуальном и социальном отношениях.
В эмоциональном отношении будущие ученики должны обладать сравнительно хорошей эмоциональной устойчивостью. В интеллектуальной области важны концентрация внимания, аналитическое мышление, рациональный подход к решению поставленных задач и логическое запоминание. Социальная составляющая выражается в проявлении интереса к получению новых знаний и потребности в общении со сверстниками.
Требования образовательной программы, разные виды нагрузки и новый режим жизни не должны быть тяжелы для детей.
Облегчить переход детей к новому этапу жизни может помочь преемственность дошкольного и младшего школьного периодов. Что такое преемственность между дошкольным и начальным звеном обучения? Многие учёные предлагают рассматривать преемственность между указанными звеньями как одно из условий непрерывного образования ребёнка. В данном случае под «преемственностью» понимается построение единой содержательной линии, которая обеспечивает эффективное развитие ребёнка, его успешный переход на следующую ступень развития, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования. Дополнительной ступенью между детским садом и школой всё чаще становятся центры развития и курсы подготовки к школе. Деятельность данных учреждений по-разному влияет на ребёнка. При возрастании занятости детей и дополнительных нагрузках, также возрастает их утомляемость, которая ведёт к снижению интереса к обучению.
«Еще в начале века итальянский физиолог Моссо и немецкие ученые Верхард, Гакер, Лоренц и др. доказали, что утомление и переутомление – это явления физиологического и химического порядка. Они аналогичны отравлению организма. Был открыт яд переутомления – «кенотоксин», который отрицательно воздействует не только на работоспособность человека, но и на его общее эмоциональное состояние.» [1, 9.]
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Н.Ф. Виноградовой приводился интересный пример по организации учебного труда учащихся. «Сколько сил, а главное, времени, требуется учителю, чтобы научить ребенка раскладывать целесообразно на парте все необходимое на уроке, ориентироваться в рабочих тетрадях, в учебнике как печатной книге и т.п. А ведь все это может быть легко сформировано в дошкольном возрасте в процессе игры «в школу», в изобразительной и конструктивной деятельности.» [1, 9.]
Специальная (предметная) подготовка детей к школе не обеспечивает формирования на необходимом уровне тех качеств личности ребёнка, которые помогают ему учиться. Под словом «учиться» в данном случае следует понимать умение владеть учебной самодеятельностью. Дети, приходящие в школу, уже умеют читать, писать и считать, но не умеют наблюдать и сравнивать. Это связано с недостаточным развитием внимания, усидчивости и корректировки своего эмоционального состояния, которые тесно связаны с процессом самовоспитания. Причина такого явления кроется в отсутствии достаточного уровня развития игровой деятельности, в частности, сюжетно-ролевой игры. Научно-технический прогресс предоставляет возможности восполнения этого пробела. Развитие игр-ситуаций, соединённых с интересной и занимательной информацией, позволит детям «вживаться» в процесс обучения.
Таким образом, использование учителем разнообразных форм наглядности, технического оснащения и моделирование ситуаций позволит ускорить и облегчить процесс перехода ребёнка от дошкольного к начальной и последующим ступеням обучения. Введение этих средств обучения в дошкольный период позволит решить проблему в определении готовности ребёнка к школе.
Список использованных источников
1. Виноградова, Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа – 2000. — №1. – с.7 – 12.