Ключевые слова: предприятие общественного питания, стандартизация, стандарты, повышение эффективности, управление качеством, управление персоналом.
Следует отметить, что в условиях формирования рыночных отношений, значительное внимание уделяется анализу деятельности предприятий питания и оценке качества обслуживания, а проблемы внутренних стандартов предприятий общественного питания при учете специфики их функционирования не нашли довольно глубокого развития и воспроизведения в учебной и научной литературе.
Действующее на сегодняшний день законодательство РФ включает специальные нормативные акты и некоторые нормы, которые призывают обеспечить должное качество товаров, работ, услуг. Таковыми актами являются: Федеральный закон от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред. от 13.07.2015).
Центральная роль в специальном законодательстве, регулирующем данную сферу отношений, относится к нормативно-правовым актам о стандартизации. Стандартизация — это конкретная деятельность по определению норм, характеристик и правил с целью обеспечения безопасности продукции, услуг и работ для окружающей среды, здоровья, жизни и имущества; информационной и технической совместимости, а также взаимозаменяемости; качества продукции, услуг и работ в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Правовые основы стандартизации в РФ установлены Федеральным законом от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [2].
Стандартизация выступает нормативной основой обеспечения качества продукции и при этом выполняет 3 социально-экономические функции:
1. упорядочение объектов (продукции, услуг и работ), образовываемых в процессе научно – технического и творческого труда людей;
2.установление в нормативных документах по стандартизации оптимальных организационно – технических, общетехнических, технических и натуральных технико – экономических норм и требований;
3. правоприменение, т.е. использование и следование оптимальным нормам и требованиям, которые установлены в нормативных документах по стандартизации.
Законом установлены меры государственной защиты интересов потребителей (либо отдельных граждан и производственных потребителей), и соответственно государства в целом, посредством использования нормативных актов и постановлений по стандартизации, которые в свою очередь устанавливают оптимальные требования к объектам стандартизации выпускаемой продукции, услугам и работам, порядок осуществления государственного надзора и контроля непосредственно за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.
Объектами стандартизации являются услуги, продукция, процесс, работа, которые в свою очередь подлежат стандартизации, т.е. те, для которых разработаны различные требования, характеристики, правила или параметры.
Цели стандартизации соответственно закону это, во-первых, определение обязательных требований соблюдения безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции; во-вторых — разработка рекомендаций по потребительским показателям выполненных работ, услуг либо продукции которые в свою очередь направлены непосредственно на повышение качества и экономии ресурсов. Соблюдение требований соблюдения безопасности, взаимозаменяемости и совместимости постоянно являются обязательными для субъектов хозяйствования, а соблюдение прочих требований к работам, услугам или продукции становится обязательным в том случае, если на это указывает договор, либо технический документ изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя услуг или работ.
Нормативные документы по стандартизации на услуги и продукцию, которые подлежат обязательной сертификации, содержат требования, на основании которых осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие данным требованиям, правила маркировки услуг и продукции, требования к информации о сертификации, содержащую в сопроводительную документацию.
Обязательными являются такие требования к услугам, продукции и работам, которые устанавливаются государственным стандартом с целью обеспечения безопасности окружающей среды, здоровья, жизни и имущества. Полный перечень требований, обязательных для исполнения всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности, указан в п.2 ст. 7 Закона. Прочие требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам не являются обязательными.
В современных рыночных условиях конкуренция между предприятиями питания понемногу сглаживает различия в ценах, качестве и ассортименте услуг и товаров. Все чаще выбор гостей зависит от качества сервиса в той или иной организации. И от того, насколько компания готова учитывать индивидуальные потребности своих клиентов, насколько результативно она готова выстраивать долгосрочные отношения с ними, формировать команду обученного и лояльного персонала, во многом и зависит коммерческий результат ее деятельности.
Анализ научных источников показал, что понятие «внутренние стандарты обслуживания» еще не сформулировано до конца, все же следует сделать вывод, что внутренние стандарты обслуживания — это основной инструмент поддержания качества обслуживания на предприятии общественного питания и адаптации новоиспеченных сотрудников. Внутренние стандарты обслуживания должны быть максимально наглядными, ясными и, в то же время, сокращенными.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Цели внутренних стандартов:
— Определить правила и стандартизацию процедур взаимодействия сотрудников организации между собой и так же с клиентами;
— Описать перемещение товаров и сотрудников в рамках бизнес-процессов;
— описать оборот документов, которые оформляются при исполнении операций, процессов и процедур;
— формировать документальную базу параметров для контроля деятельности сотрудников и аудита исполнения процессов.
На данный момент не существует единых правил оформления и требований к содержанию внутренних стандартов обслуживания предприятий питания. Каждая организация может самостоятельно определять, какие именно стандарты имеют место быть в своде стандартов, в зависимости от масштаба и типа предприятия, и каким образом будут данные стандарты прописаны.
Список использованных источников
1 Федеральный закон от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред. от 13.07.2015)
2 Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»