Ключевые слова: производственная практика, студенты, предприятие, образовательный стандарт.

Профессиональные образовательные стандарты высшего образования ориентируются на подготовку специалистов, способных успешно решать профессиональные задачи, быть конкурентоспособными на рынке труда. Поэтому в основу современных стандартов положены компетенции. Их формирование происходит в течение всего периода обучения студентов в вузе. Особую роль в этом процессе играет производственная практика.

В зависимости от направленности подготовки производственная практика называется педагогической, технологической, эксплуатационной и т.д. При её прохождении студенты изучают в действии средства производства и технологические процессы, организацию труда, экономику предприятия и т.д. Базой производственной практики являются предприятия (организации, учреждения), имеющие прямые связи с учебным заведением. В отдельных случаях базы производственной практики закрепляются за учебным заведением решением органов государственного, муниципального управления. Основные требования и объём заданий по производственной практике определяются учебным заведением в сквозной программе производственной практики. Как правило, задания по производственной практике совмещаются с заданиями по курсовому и дипломному проектированию [2].

Производственная (профессиональная) практика имеет целью закрепление и углубление знаний, навыков и умений, полученных студентами в процессе теоретического и практического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по направлению, создает особые условия для формирования профессиональных компетенций. Профессиональная компетентность показывает степень готовности человека к решению профессиональных задач. Оценить степень готовности к профессиональной деятельности студентов в полной мере позволяет хорошо организованная производственная практика. Для целенаправленного формирования компетенций каждая производственная практика проходит в несколько этапов.

Производственная (профессиональная) практика включает следующие этапы:

  • практику для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебную практику);
  • практику по профилю специальности (технологическую);
  • практику преддипломную (квалификационную или стажировку).

Содержание всех этапов практики определяет программа производственной (профессиональной) практики, обеспечивающая дидактически обоснованную последовательность процесса овладения студентами системой профессиональных умений и навыков, целостной профессиональной деятельностью и первоначальным профессиональным опытом в соответствии с требованиями Федеральных Государственных образовательных стандартов.

При проведении практики на базовом предприятии (организации, учреждении) обучение студентов осуществляется специалистами предприятия методом индивидуально-бригадного обучения, а общее руководство практикой студентов, их перемещение по объектам практики, обеспечивающее выполнение программы практики, осуществляется преподавателем учебного заведения , который руководит практикой [1].

В результате прохождения производственной практики студенты приобретают навыки по реализации алгоритмов технологического процесса. У них развивается умение описывать, анализировать, обобщать результаты своих исследований, прогнозировать возможность и способы решения имеющихся производственных проблем; осуществлять обслуживание и использование применяемого оборудования, аппаратуры и т.д.; использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности, средств механизации, автоматизации и компьютеризации отдельных участков и технологических процессов , модернизировать изучаемые процессы.

Отчет составляется обучающимися в ходе прохождения производственной практики по мере изучения и выполнения работ по программе, он должен быть построен в соответствии с разработанным индивидуальным планом. В нем студент должен показать свои знания по дисциплинам специализации на данный момент уже изученным, а также их связь с другими дисциплинами, умение самостоятельно вести научные исследования, анализировать и обобщать полученные результаты, готовность определять качество и безопасность сырья и продуктов его переработки в соответствии с требованиями нормативной и законодательной базы; составлять характеристику технологического оборудования для переработки сырья; использовать различные технологии производства.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

К отчету студент прикладывает: дневник производственной практики; характеристику его производственной и общественной деятельности. По окончании производственной практики студент защищает подготовленный отчет на заседании кафедры факультета [2].

Планирование производственной практики осуществляется с помощью методических рекомендаций к проведению, используются разрабатываемые на предприятии инструктивно-технологических документы, а также материалы научно-технической информации [3].

Рассмотрим традиционную структуру методики проведения производственной практики.

Организационный период производственной практики

Порядок и организация производственной практики студентов обычно оформляются приказом по предприятию или его подразделению и вузу. В приказе указываются подразделения предприятия, где будет проводиться практика учащихся, формы ее проведения, фамилии работников, ответственных от предприятия за создание необходимых условий для качественного проведения практики. На основе такого приказа составляется договор на проведение практики, в котором отражаются взаимные обязанности и права учебного заведения и предприятия. Перед выходом учащихся на предприятие для прохождения производственной практики организуется, как правило, встреча-беседа руководителей подразделений предприятия, где будет проводиться практика, со студентами-практикантами.

Одна из важнейших задач руководителя в процессе руководства производственной практикой – обеспечение безопасных условий работы студентов. Производственная практика начинается с проведения занятий по изучению вопросов безопасности труда в конкретных условиях предприятия. По итогам занятий студенты сдают зачет, результаты которого оформляются особым протоколом. В течение первых дней практики студенты знакомятся с подразделениями предприятия, рабочими местами, где они будут практиковаться, с инструктивной и нормативной документацией, определяющей правила и требования к выполнению производственных работ.

Опыт показывает, что при правильной организации практики, умелом руководстве ею со стороны руководителя, при установлении нормальных деловых отношений между учебным заведением и предприятием, такая форма организации и проведения производственной практики дает вполне удовлетворительные результаты.

Путем индивидуального текущего инструктирования студентов в процессе их работы руководитель помогает им самостоятельно принимать производственные решения, преодолевать встретившиеся в работе затруднения.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Таким образом, после прохождения практики студенты должны четко представлять, чему они научились, что освоили, насколько продвинулись в овладении профессией.

Список использованных источников

1. Батышев Н.Я., Новиков А.М. Профессиональная педагогика. –М.:ЭГВЕС,2009.–456с.
2. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения.– М.: ФОРУМ ИНФРА-М, 2007.– 180с.
3. Эрганов Н.Е. Методика профессионального обучения.– М.: Академия, 2008.– 160с.