Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Актуальные изменения в законодательстве, касающиеся малого и микро бизнеса»

Аннотация. В статье приводится подробный анализ нововведений в сфере законодательства, касающегося малого и микро бизнеса, принятые в 2015 году. Дается оценка влияния данных изменений на российское бизнес- сообщество в целом и малое предпринимательство в частности.

Ключевые слова: развитие малого предпринимательства, законодательство РФ, изменения законодательства в сфере малого бизнеса.

В 2015 году были приняты множество поправок и изменений в законодательство РФ в сфере малого и микро бизнеса.

Все изменения можно условно разделить на 2 категории:

  • проводимые «под флагом» поддержки МСП;
  • сильно влияющие на МСП.

Тенденции нормативного регулирования сферы МСП в России в той или степени обусловлены тезисами Послания Президента Федеральному Собранию и Перечнем поручений по его реализации.

Так, Посланием были предусмотрены «надзорные каникулы». Федеральным законом от 13.07.2015 г. были внесены соответствующие изменения и с 2016 по 2018 гг. не проводятся плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса.

13.07.2015 г. подписан и опубликован Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которым с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона [1].

«21.07.2014 г. федеральным законом добавлены исключения к сфере действия ограничительного режима проверок»:

  • контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • контроль и надзор за обработкой персональных данных.».

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 N 701 предусмотрено увеличение длительности проверки с 15 до 50 часов, при проверки соблюдения трудового законодательства. При этом установлено, что этот срок может быть продлен в 2 раза!

Никак не повлияло на развитие МСП, поскольку проверки и так, фактически, не проводились.

Стабилизация законодательства, включая налоговое. Не выполнено, объем изменений недоступен для восприятия даже профессионального юриста. За период после Послания Президента в НК РФ было внесено 17 поправок.

При этом налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП предоставлены для настолько ограниченных сфер деятельности, что существенного эффекта от этих новелл не будет.

Заслуживает внимания Закон от 13.07.2015 г. об изменениях в НК РФ, вступающий в силу 01.10.2015 г., который даст субъектам РФ снижать ставки по спец. режимам, в т.ч. УСН; ЕНВД, а также расширил сферу действия патента и расширил виды деятельности, по которым возможно установление «налоговых каникул».

Касательно возможности устанавливать ставку по объекту налогообложения доходы в размере от 1 до 6% в зависимости от категории налогоплательщика. В Ростовской области никаких законопроектов по этому вопросу пока нет, НО НК РФ оперирует разными понятиями «Категория налогоплательщика» (например, ИП в возрасте до 30 лет) и «виды предпринимательской деятельности». Региональные власти воспринимают только виды деятельности и игнорируют категоризацию налогоплательщиков.

Доступ к закупкам субъектов МСП. Поправки в закон приняты, но, учитывая тот факт, что они касаются организаций с выручкой до 2-х млрд. руб., реального эффекта для микропредприятий эти меры не дадут.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В начале года руководство страны заявило, что планирует увеличить долю МСП в России и видит это приоритетной задачей развития экономики. Что в итоге сделали?

По ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам МСП относятся [2]:

  • коммерческие организации и ИП;
  • доля государства   и   некоммерческих   организаций   прямо  либо косвенно не превышает 25%;
  • доля иностранных юрлиц не превышает 49% (ранее – 25%);
  • доля российских юрлиц – не субъектов МСП не превышает 49% (ранее – 25%);
  • средняя численность работников за год не превышает 250 человек (100-250 – среднее предприятие, до 15 – микро);
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать: микропредприятия – 120 млн. рублей; малые предприятия – 800 млн. рублей; средние предприятия – 2 млрд. рублей.

Эти значения были установлены Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 г.

При этом категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Для сравнения:

  • среднемесячная зарплата по РО за январь-апрель 2015 г. = 22 176 руб. — 120 000 000 – 6% = 112 800 000 руб.
  • если предположить, что у микропредприятия работает 15 человек, то на 1 человека получается 7 520 000 руб. в год, т.е. 626 666 руб. в месяц.

При этом на долю МСП, а понимай – свободного рынка в его классическом понимании относится менее 30% от совокупного объема национального дохода: более 70% которого формируют 199 предприятий, получивших прямую господдержку. По состоянию на апрель 2015 г. доля МСП составила примерно 20% ВВП.

При этом на долю МСП приходится около 25% всей продукции, производимой в стране. Что говорит об эффективности – поскольку инвестиции в капитал МСП – 6% от общего объема. По количеству  субъектов МСП Россия в среднем в 2-3 раза ниже среднестатистической Европейской страны.

Перечень мероприятий по поддержке МСП утвержден Распоряжением Правительства № 98-р 27.01.2015 г. [3]:

  • Снижение избыточного антимонопольного контроля за счет: установления иммунитетов для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой;
  • Расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения и снижение УСН до 1%, ЕНВД – до 7,5%;
  • Введение патента для «самозанятых граждан»;
  • Исключение доходов, получаемых в результате применения специальных режимов налогообложения, из оценки налогового потенциала субъектов Российской Федерации в целях расчета объема межбюджетных трансфертов

05.06.2015 г. Указом Президента РФ № 287 создана АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», основными задачами которой являются[4]:

а) оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

б) привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д.

Согласно Указа данная Федеральная корпорация получит от ВЭБа акции МСП-банка!

До 1 июля 2018 года продлен срок выкупа субъектами МСП арендуемого регионального и муниципального недвижимого имущества. Ранее указанный срок истекал 1 июля 2015 года. До 5 лет увеличен срок рассрочки оплаты такого помещения. С 5 до 3 лет снижен срок непрерывного владения помещением, которое может быть выкуплено!

Новейшая судебная практика, в частности, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.04.2015 N Ф05-1328/2015 по делу N А41-34818/14, указывает на то, что для использования субъектом МСП преимущественного права на приобретение ГОСУДАРСТЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ договора не обязательна. Кроме того, это право не прекращается даже в случае если договор истек, но фактическое пользование помещением продолжилось.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Кроме того, данное право не утрачивается даже в случае если субъект МСП использует часть здания, не поставленную на кадастровый учет в качестве самостоятельного помещения.

Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)».

В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет [5]:

1. Установить, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

2. Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего постановления, допускается по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 году в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных ужд».

3. Предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке:

а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);

б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик:

  • предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
  • осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;

в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.

Нормативными актами могут предусматриваться следующие меры поддержки МСП:

  • установление специальных налоговых режимов (единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, Соглашение о разделе продукции, патентная система налогообложения).
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность – только для субъектов малого предпринимательства (даже если Вы не применяете налоговый спецрежим). Соответственно такие субъекты вправе не иметь в штате должности главного бухгалтера или не отдавать бухгалтерию «на аутсорсинг». Остальные – обязаны.
  • льготный порядок приватизации гос-мун – имущества.
  • особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Влияющие:

По ч.2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также в соответствии с Приказом Росстата от 09.06.2015 N 263 «Об утверждении статистического инструментария для организации сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2016 году по итогам за 2015 год» в 2016 г. все субъекты МСП должны будут сдать формы федерального статистического наблюдения.

Статья 13.19 КоАП РФ. Нарушение порядка представления статистической информации

Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти  тысяч рублей.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

— Государство «пытается» увеличить стоимость жилья, сужая возможность для застройщика выбора страховой компании, что приведет к удорожанию стоимости страхового полиса – с 01.10.2015 г.

— Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 N 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности»:

Выводы:

— Ждем дальнейшего снижения антимонопольного контроля за деятельностью субъектов МСП;

— Расширение сферы патентного налогообложения;

— Регионального закона по «льготным» ставкам УСН;

— Введения патента для самозанятых;

— Необходимо различное регулирование предоставления поддержки микропредприятиям и субъектам среднего предпринимательства;

— Установление налоговых послаблений для микропредприятий не в зависимости от их вида деятельности, а от категоризации (например, всем ИП в возрасте до 35 лет);

— Нормативное регулирование концепций венчурного финансирования;

— Создание ДО Корпорации в РО;

— Изменение на территории РО правил микрофинансирования субъектов МСП по принципу последовательного увеличения процентной ставки для каждого последующего займа, с одновременным упрощением процедуры выдачи займов уже существующим клиентами.

Список использованных источников

1. Федеральный закон. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; (введ. 31.12.2014 N 246-ФЗ). – М., 2014. – 2с.
2. Федеральный закон. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; (введ. 24.07.2007, в ред. от 29.12.2015 N 209-ФЗ). – М., 2007. – 40с.
3. Распоряжение Правительства РФ. Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году; (введ. от 27.01.2015 N 98- р). – М., 2015г. – 2с.
4. Указ Президента РФ. О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства; (введ. 05.06.2015 N 287). – М., 2015. – 1с.
5. Федеральный закон. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; (от введ. 05.04.2013 в ред. от 30.12.2015 N 44-ФЗ). – М. 2013. – 249с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1074

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке