Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Актуальные вопросы обучения химии на нехимических факультетах»

Аннотация. В работе рассмотрены особенности обучения студентов нехимических факультетов. Описаны основы бригадного метода обучения при решении учебных задач. Изучение химии для студентов нехимических факультетов направлено на формирование целостной естественнонаучной картины мира, создания комфортной для жизни и деятельности человека окружающей среды. Компетентностный подход к процессу обучению требует изменения традиционной структуры курса химии.

Ключевые слова: общепрофессиональные компетенции, процесс обучения, бригадное обучение, самостоятельная работа студентов, междисциплинарные занятия.

Двухуровневая система обучения в высшей школе требует изменения содержания рабочих программ, использования соответствующих учебно-методических комплексов и фонда оценочных средств (ФОС) в процессе изучения общей и неорганической химии. Химия относится к числу основных естественнонаучных дисциплин и входит в блок базовых дисциплин большинства образовательных программ. Обучение химии осуществляется, в основном, в 1 семестре 1 года обучения, и при этом происходит частичное формирование основ общепрофессиональных компетенций. Например, для студентов факультета НБМТ направления подготовки «Материаловедение и технология материалов» необходимо формирование компетенций: способность использовать в профессиональной деятельности знания о подходах и методах получения результатов в теоретических и экспериментальных исследованиях (ОПК-2); способность применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ОПК-5).

Обучение студентов геологического факультета в совокупности с другими дисциплинами обеспечивает формирование следующих компетенций: владение представлениями о современной научной картине мира на основе знаний основных положений философии, базовых законов и методов естественных наук (ОПК-2); способность использовать в профессиональной деятельности базовые знания математики и естественных наук (ОПК-3). Формулировка компетенций подчеркивает, что для нехимических факультетов изучение химии направлено прежде всего на формирование целостной естественнонаучной картины мира, создания комфортной для жизни и деятельности человека окружающей среды.

Государственные образовательные стандарты направлены на развитие личности студента, формирование компетенций, знаний, умений и навыков, приводящих к росту его конкурентной способности на рынке труда. Обучение в современных условиях отличается увеличением нормативов времени на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа – особый вид деятельности, одна из форм учебного процесса, при реализации которой студент должен овладеть умением вести краткие записи лекций, составлять конспекты, работать с различными источниками информации. Вопросу организации самостоятельной работы студентов необходимо уделять особое внимание. Самостоятельная работа должна быть нацелена на формирование и развитие компетенций. На первой лекции преподаватель должен четко охарактеризовать цели и задачи, виды заданий, объём и условия оценивания различных видов самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. В самостоятельную работу студентов включается освоение теоретического материала, подготовка к лабораторной работе, выполнение домашних письменных заданий, подготовка к промежуточной аттестации.

Главной задачей ВУЗа является формирование бакалавра, способного к самостоятельному и непрерывному процессу обучения, результаты которого он сможет применить в дальнейшей профессиональной деятельности для решения различных задач.

В последние годы возрастает число студентов, которые тяжело адаптируются к условиям Вуза, не обладают стремлением к обучению и вынуждены отчислиться по собственному желанию (Кожина, 2017). Наметившаяся тенденция заставляет преподавателей задуматься о применяемых технологиях и методах обучения студентов и обратиться к зарубежному опыту работы преподавателей и опыту преподавателей прошлых лет.

«Бригадный» метод обучения использовался в России еще в 20–30 годы и состоял в том, что обучающиеся объединялись в группы с небольшой численностью и весь объём заданий по изучаемой дисциплине, включая лабораторные занятия, отчеты, зачеты и экзамены, выполнялся одновременно всей группой. От всей «бригады» на зачете или экзамене отчитывался один студент по выбору бригады или бригадир, а одинаковая оценка за результат проделанной работы выставлялась всем членам группы. При таком подходе не происходило объективного оценивания степени освоения материала каждым обучающимся, что давало возможность некоторым студентам «спрятаться за спины других». Такой вид деятельности студентов и преподавателей не нашел широкого применения.

«Бригада» – это команда, и дух команды определяет работоспособность, психологическую атмосферу в группе, нацеленность на достижение поставленной задачи, взаимопомощь. При этом происходит формирование миниколлектива, в котором каждый студент воздействует на других и ощущает влияние на себя каждого другого члена группы, приобретаются навыки работы в коллективе.

В настоящее время «бригадный» метод обучения реализуется при выполнении эксперимента во время выполнения лабораторных работ по химии (Абрамьян, 2014). Нами апробирован данный метод обучения на группах студентов, обучающихся в Институте химии.

Работа в группах имеет ряд преимуществ (Пичугина, 2016):

  • повышение эффективности работы;
  • усиление фактора мотивации и взаимной интеллектуальной активности студента;
  • повышение ответственности членов группы;
  • повышение продуктивности при периодическом изменении состава группы.

Реализация «бригадного» вида деятельности студентов целесообразна при выполнении комплексных заданий, направленных на участие каждого члена группы в выполнении задания. Обязательным условием при этом является значительная предварительная работа преподавателя по разработке заданий с учетом индивидуальных особенностей каждого члена группы. При отчёте за выполненную работу каждый студент должен высказаться и представить индивидуальный отчёт, а также показать свой личный вклад. Задавая дополнительные вопросы, преподаватель имеет возможность оценить знания, умения и навыки, приобретённые студентом. При этом необходимо обеспечить студентов методическими рекомендациями и учебно-методическими пособиями по организации самостоятельной работы; организовать студентов: «бригада» – группа состоит из 4–5 человек, включая хорошо, средне и слабоуспевающих. Каждый студент прорабатывает учебный материал в соответствии со своим темпом (стилем) обучения. После окончания работы каждый член «бригады» выполняет индивидуальное задание (или тестовое), которое позволяет объективно оценить определенный вид деятельности студента.

Применение «бригадного» вида обучения обусловлено:

  • недостаточностью материальной базы химических лабораторий, высокой ценой химических реагентов;
  • большим различием в уровне базовой подготовки студентов 1 курса, особенно нехимических факультетов.

Такой подход оправдывает себя при изучении дисциплины, на освоении которой по учебному плану выделяется малое число аудиторных часов (лекции и лабораторные занятия), но большое число часов на внеаудиторную самостоятельную работу студента. Потребность к использованию «бригадного» метода обучения возникает из-за наличия в учебной академической группе большого числа студентов с низким уровнем подготовки по химии, что объективно вызывает значительное количество отстающих и не позволяет преподавать изучаемой материал всей группе одновременно. Используя «бригадный» метод обучения, преподаватель стремится, чтобы каждый студент овладел учебным материалом и осознал цели обучения.

Дополнительное усиление мотивации обучения и повышение познавательной активности студентов наблюдается при проведении междисциплинарных занятий, например, «Химии» и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). В дисциплине «БЖД» рассматриваются разделы, тесносвязанные с химическими проблемами, например, внутренние системы безопасности человека, негативные и травмоопасные факторы окружающей среды, охрана труда, химически опасные, пожаро-, взрывоопасные и радиационные объекты.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В процессе обучения возникает и развивается партнерство со студенческими группами и между преподавателями «Химии» и «БЖД». Занятие проводится двумя преподавателями со студентами одной академической группы. При этом оценивается положение химии в практической деятельности человечества; высокие темпы развития инновационных технологий, создание новых материалов, веществ, изделий, оказывающих негативное воздействие на человека и окружающую среду. Такой подход к изучению химии требует изменения традиционной структуры курса химии, направленной на детальное изучение строения и свойств химических соединений. И, напротив, оценивается положение «БЖД» в будущей профессиональной деятельности студента. Во время междисциплинарных занятий студенты могут ознакомиться с различными способами и методами обучения, разными стилями работы преподавателей, получить более широкие представления о каком-то явлении, которое рассматривается с разных позиций.

Список использованных источников

1. Кожина Л.Ф., Косырева И.В., Ларионова О.В. Сохранение здоровья студентов одна из задач процесса обучения // Теория и практика современной науки. 2017, вып. 5(23). http://modern-j.ru/domains_data/files/23/Kozhina(osnovnoy_razdel_5_23).pdf.
2. Абрамьян А.Х. Преподавание дисциплины «Химия» для направления подготовки бакалавров «210100»- Электроника и наноэлектроника» // Химия и химическое образование. ХХI век. Матер. Всерос. науч. конф. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2014. С. 292–296.
3. Пичугина Г.А. Групповое обучение в подготовке бакалавров педагогического направления // Качественное естественнонаучное образование – основа прогресса и устойчивого развития России. Сб. ст. междунар. симпоз. 2–3 марта 2016 г. Саратов: ООО «Амирит», 2016. С. 109–111.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

768

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке