Ключевые слова: ЕАЭС, инвестиции, приток, отток, СЭЗ, интеграция, ЕЭК, капиталовложения, прямые иностранные инвестиции.

В 1944 году правительства государств собрались в американском Бреттон-Вуде и договорились о принципах сотрудничества. Но что бы торговать нужна была система которая на какое-то время зафиксировала бы соотношение валют. Учитывая что Америка после войны пострадала меньше всего, и у нее же были 3/4 мирового запаса золота, были приняты предложения США. Валюты других стран тоже должны были это сделать, но уже после восстановления экономики этих стран. Таким образом, доллар стал единой валютой обеспеченный золотом.

Золото является единой мерой стоимости. Американцы тогда подумали: «Так давайте заменим золото на то, что мы умеем делать и создадим такую систему, которая будет нас защищать. Единственное место, где можно печатать доллар является федеральная резервная система США». И тут появляется МВФ. Закон МВФ гласит, что никакое государство не может печатать своих денег больше того, что у него обеспечено количеством доллара в резервах.

Американцы стали печатать доллары США только, сколько им надо, а чтобы не было инфляции, они расширяли зону доллара по всему миру. Тут началась экономическая помощь США Европе, странам Латинской Америки и странам Азии.

Инфляционные деньги потекли в Европу. За три года сюда безвозмездно было перечислено 12 миллиардов долларов, и 1,5 отдали под низкие проценты.

К сожалению, наша страна Кыргызстан не стала исключением.

Надо признать, что в дальнейшем котировки на валютном рынке Кыргызстана будут зависеть больше от внешних факторов, от монетарной политики ФРС, России, Казахстана и цен на нефть. «Двойной шок в результате замедления экономического роста в России, основном торговом партнере, и снижения цен на нефть наносит ущерб региону ЦА», — сообщил заместитель директора Департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ.

«Изменения обменных курсов, такие как повышение курса доллара США и снижение курса рубля, усугубляют проблему. Влияние снижения цен на нефть и спада экономической активности в России усиливается замедлением внутреннего производства.

Армения и Кыргызская Республика, временно увеличивают бюджетные расходы для повышения внутреннего спроса.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Почему необходимо провести структурные реформы? Во всем регионе текущие экономические условия в ЦА оказываются трудными для банков, так как финансовые системы подвергаются давлению из различных источников. Повышение валютных курсов увеличивает кредитный риск и риск неплатежеспособности, особенно в связи с долларизацией банковских систем и кредитами в иностранной валюте. А замедление экономического роста в регионе усиливает кредитные риски, особенно в странах со слабыми системами управления банками. В отношении среднесрочных перспектив данного региона, жизненно важное значение будут иметь решительные структурные реформы. Директивные органы должны активизировать усилия по укреплению деловой среды, совершенствованию управления и диверсификации экономики для уменьшения их зависимости от экспорта биржевых товаров и денежных переводов.

Рис. 1.Избавление США от инфляционных денег путем предоставления денег в долг под % (странам Европы, Азии, Латинской Америке и т.д.) через МВФ

Рис. 1.Избавление США от инфляционных денег путем предоставления денег в долг под % (странам Европы, Азии, Латинской Америке и т.д.) через МВФ

Цель МВФ — международная финансовая стабильность — осталась прежней. Но угроза этой стабильности теперь идет не от развивающихся стран, а от развитых – от основных доноров МВФ.

Ситуация изменилась полностью. Теперь развивающиеся страны набрали такие собственные запасы резервных валют, что готовы сами стать донорами. И хотят этого. Ведь их валютные резервы превысили резервы МВФ. Сегодняшние резервы МВФ — всего 400 млрд у.е. Даже резервы России больше. А резервы Китая больше многократно.

Это не просто цифры. Чисто внутреннее и, возможно, даже неоглашаемое решение Китая – в ка-кой валюте хранить свои резервы – сегодня имеет гораздо более важное среднесрочное значение для пары евро/доллар, чем вся политика МВФ.

Поэтому понятно, что вполне логичным выглядит решение стран – участниц МВФ об удвоении капитала МВФ до 750 млрд долларов. Проблемы богатых стран и стоят гораздо дороже.

Но откуда взять деньги? Развитые страны давать их не хотят, это весьма затруднительно при обострении проблемы госдолга. Реформа все оттягивается и оттягивается. Развивающиеся страны готовы их дать взамен на увеличение голосов в МВФ.

Формально это выглядит просто. Во-первых, увеличение квот развивающихся стран. Во-вторых, расширение состава резервных валют МВФ. В целом это выглядит как небольшой государственный переворот внутри МВФ. И это не чья-то злая воля, а отражение новых мировых реалий.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Богатым странам возразить, по существу, нечего, но они пытаются всячески не утратить контроль над решениями в МВФ. На увеличение квот развивающихся стран они нехотя идут, а вот на изменение корзины резервных валют — пока нет.

Кроме того, придуманы облигации МВФ, которые размещаются между странами-членами. В надежде, что развивающиеся страны их купят и хотя бы частично решат проблему пополнения резервов МВФ. Но развивающиеся страны вовсе не горят желанием решать проблемы капитализации МВФ без адекватного увеличения своего влияния на организацию. Россия вместо приобретения облигаций МВФ придумала создать свой собственный «евразийский мини-МВФ» в 10 млрд долларов (кстати, именно из него предполагалось давать кредиты Беларуси).

По принятым на сегодня решениям МВФ, развитые экономики за последние 5 лет потеряли около 5% квот и голосов в пользу развивающихся стран.

Россия в этом празднике, конечно, поддерживает позицию развивающихся стран, но неохотно. Ведь ее доля — не по чьей-то злой воле, а по принятым в МВФ формулам расчета финансового влияния стран в мире — не растет, а уменьшается. С 2006 года доля Китая в квотах растет в 2 раза, Индии, Бразилии – в полтора. А вот доля России — падает.

Ценой возврата МВФ в большую политику будет однозначно переход контроля над ним к развивающимся странам или хотя бы установление паритета их со странами развитыми. Конечно, развитые страны не отказались бы получить еще один инструмент перекачки ресурсов из развивающихся стран к себе. Но дело в том, что четких критериев выдачи кредитов развитым странам не существует. Их, собственно, и не может быть — как обосновать, почему надо выдавать кредиты богатейшим странам мира, а не беднейшим? Абсурд какой-то…

И еще один простой аргумент – зачем странам – эмитентам резервных валют брать кредиты в этих валютах в межгосударственной организации? Они с тем же успехом и макроэкономическими эффектами могут взять такие кредиты в собственных центробанках. Что, например, США и делает (имен-но в этом был смысл QE-2).

А сильным развивающимся странам кредиты МВФ не нужны. Превратить МВФ в инструмент давления на развитые страны — соблазнительно, но понятно, что это в итоге не получится, не дураки же эти развитые страны – добровольно отдать такой контроль.

МВФ не нужен, но уходить из него нельзя, иначе не сможешь на него влиять, а на тебя будут давить через него.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В итоге развивающиеся страны будут занимать активную позицию и требовать реформы управления МВФ, а развитые отступать, вяло и неявно сопротивляясь. Конечно, отступать до какого-то предела. На сегодня у них 55,3% голосов в МВФ. В принципе, им отступать почти некуда. Это игра еще лет на 5, не больше.

Предлагаю создать делегацию предлагающую на первом этапе заключать двусторонние или многосторонние соглашения по таможенным, ценовым, кредитным и товарным вопросам среди стран участниц Евразийского Союза.

Затем провести постепенную унификацию принципов внешнеэкономической политики и создать «общеблоковую» зону торговли. На заключительном этапе создать межгосударственную расчетную валюту с обязательным золотым содержанием (рубль к этому был уже подготовлен), что приведет к завершению создания общего рынка. Понятно, что финансово-экономическая интеграция вела и к политической интеграции.

Такая идея на финансово-экономическом уровне и свободе от доллара США, зависимости от Федеральной Резервной Системы США, ныне актуальна как никогда.

Список использованных источников

1. Гуляев Г.Ю. Коррупция и бюрократия // В книге: Современные подходы к обеспечению конку-рентоспособности региона, отрасли, предприятия. – Пенза, 2016. С. 83-84.
2. Гуляев Г.Ю. Инфраструктурные барьеры для бизнеса // В книге: Современные подходы к обеспечению конкурентоспособности региона, отрасли, предприятия. – Пенза, 2016. С. 85-89.