Ключевые слова: межэтнические отношения, государственная национальная политика, многонациональность, Россия, Индия.
В современном мире все большую актуальность приобретает проблема государственного управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. Она проявляется как в России, так и в Азиатских странах. Российское государство с древнейших времён формировалось как многонациональное. Государство расширялось в процессе объединения земель, заселенными другими этносами, и борьбы с монголо-татарским господством. Формирование Индии как многонационального государства происходит с глубокой древности в результате миграции и расовых смешений. Население Индии — это калейдоскоп рас и народов, отличающихся друг от друга внешним обликом, языком и обычаями.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Российской Федерации проживают представители более 190 этнических групп. Только 7 народов в Российской Федерации с численностью населения более 1 миллиона человек — это русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне.
Достаточно сложно посчитать количество проживающих национальностей в Индии, так как их огромное количество. Население Индии чрезвычайно разнообразно. Одновременно существует множество народностей, социальных групп, каст, религиозных общин, племен, кланов. В Индии проживает больше двух тысяч народностей и этнических групп. Все они разделились на четыре группы: индоевропейские — 72,4%, австроазиатские — 1,4%, дравидские — 25,5%, и тибето-бирманские — 0,7%. Официально население Индии не делится по кастовому и этническому признаку. По Конституции Индии все жители являются индийцами.
Межэтническим отношениям в Российской Федерации уделяется особое внимание, прежде всего на уровне формирования нормативно-правовой базы:
- 1993 год — принята Конституция Российской Федерации. Признание многонациональной структуры общества. Конституционное признание прав коренных малочисленных народов. Декларируется свобода в определении и указании своей национальной принадлежности, а также свобода выбора языка общения, воспитания, обучения и творчества.
- 1996 год — начал действовать Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», определяющий правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации. Создаются правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
- 2011 — в Аппарате Правительства РФ создан Отдел по вопросам национальных отношений.
- 2012 — подписан Указ Президента РФ N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
- 2015 — создано Федеральное агентство по делам национальностей. Оно является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по реализации государственной национальной политики и реализации государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений.
Важнейшей целью национальной политики в России является обеспечение условий для равноправного, социального, национального и культурного развития всех народов. Консолидация духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав человека и народов в составе единого многонационального государства. Тем самым формируется доверие и сотрудничество со всеми народами и нациями России. Происходит сохранение и развитие традиционных межнациональных отношений, контактов и связей, эффективное и своевременное урегулирование возникающих разногласий в сфере межнациональных отношений на основе законов, общегосударственных интересов и населяющих ее этносов.
В Индии насчитывается 1652 языковые формы, которые говорят на 447 языках, поэтому на законодательном уровне закреплено два государственных языка — хинди (40% населения) и английский язык. Английский язык выступает в роли межнационального общения, что обусловлено спецификой индийского субконтинента, где проживает значительное количество разноязычных этнических групп. В Индии реализуется Государственная программа «Национальная политика по народонаселению», принятая в 2000 году. Деление индийского общества на касты определяет «позитивную дискриминацию», которая связана с обозначением списочного состава каст и племён, за которыми официально резервируются места в государственном аппарате и в учебных заведениях, и тем самым регулируются межнациональные отношения.
В Российской Федерации отношения между различными этническими группами и национальностями активно изучается и исследуется. В 2016 году нами было проведено исследование с использованием анкетирования, расположенного на интернет-платформах. Генеральная совокупность — 300 человек, из которых мужчин — 35,7%, женщин — 64,3%, в том числе школьников — 15,6%, студентов — 41,6%, работающих — 35,1%, пенсионеров —7,8%, выразившие свое межнациональное отношение и готовность к общению с людьми другой национальности. Возраст участников исследования от 12 до 68 лет.
На основе анализа полученных данных были сделаны следующие выводы:
- На вопрос отношения к людям другой национальности 56,5% респондентов ничего не имею против; избегают межэтнических отношений — 8,1%; с ненавистью относятся к людям другой национальности — 2,7%; 17,7% — затруднились с ответом и 15,1% выразили равнодушное отношение.
- На вопрос «Испытываете ли вы дискомфорт, находясь в окружении лиц другой национальности?» 40,9% респондентов не испытывают дискомфорта, 31,2% — испытывают дискомфорт, 19,9% относятся безразлично, 8,1% затруднились с ответом.
Для сохранения и гармонизации межнациональных отношений государством были предприняты меры по созданию национальных школ. По словам Ольги Ивановны Артеменко, руководителя Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования (ФИРО), «в начале 90-х годов в России было около 13% национальных школ, сейчас — 45%».
Межэтнические отношения в Индии рассматриваются с разных сторон. Несмотря на усилия индийского правительства по поддержке мира и согласия между национальностями, на северо-востоке страны не удается избежать конфликтов, дискриминации и агрессии в отношении людей монголоидного типа со стороны индоариского народа. В штате Ассам с 2007 года действует горячая линия, призванная помогать людям, подвергающимся расовой и этнической дискриминации.
Далее следует упомянуть о желании многих народов и этносов Индии добиться независимости и выйти из ее состава, из-за неудовлетворенности своих экономическим и политическим положением. Отмечается противостояние одного этноса другому, причина которого кроется в социально-экономических межэтнических конфликтах, вызванных войной за территорию, ресурсы, а также политическими устремлениями этнических элит. Демографический аспект является причиной национальной розни между бенгальцами и ассамцами, возникшей в результате массового потока беженцев в штат Ассам.
Важными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации, которые нуждаются в особом внимании со стороны государственных и муниципальных органов являются:
- сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности;
- обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;
- создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия;
- поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией
Политика правительства Индии в сфере межэтнических отношений:
- В 29 статье Конституции Индии закреплены особые права для статуса меньшинств, распространяющиеся на всех граждан, которые составляют меньшинство в различных областях страны, и гарантирует защиту их интересов и прав. Например, представители индусской общины, проживающие в штатах Пенджаб или Нагаленд, имеют право на защиту своих языковых и культурных прав, будучи так называемым меньшинством в этих штатах
- В Индии функционируют государственные учреждения защиты прав меньшинств.
- Конституция Индии закрепила право на резервирование только за зарегистрированными кастами и племенами, которые были занесены в специальные списки, включенные в текст Конституции. Для них была определена квота в 22,5% мест в государственных учреждениях и учебных заведениях (15% — для зарегистрированных каст, 7,5% — для зарегистрированных племен), которая примерно пропорциональна их доле населения
- Индия крайне аккуратно относится к формированию общей стратегии в исторической науке и не допускает резких или дискриминационных оценок роли народов в своей истории.
В заключение можно сделать следующие выводы:
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
- Российская Федерация и Индия — это многонациональные государства. Но их формирование происходило по-разному: Россия расширялась в процессе объединения земель, заселенными другими этносами, и борьбы с монголо-татарским господством. Индия формировалась как многонациональная страна в результате миграции и расовых смешений.
- Россия и Индия, исходя из своей специфики многонациональных стран, особое внимание уделяют формированию нормативно-правовой базы в сфере межэтнических и межнациональных отношений, закрепленной в конституции, программах, стратегиях.
- В России закреплен один государственный язык — русский, а в Индии закреплено два государственных языка — хинди и английский язык. При этом в школах Индии обязательно изучают три языка — английский, хинди и язык своего штата.
- Наше собственное исследование межнациональных отношений в России показало, что опрошенные в целом с пониманием относятся к людям другой национальности и не испытывают дискомфорта, находясь рядом с ними. Мужчины в возрасте от 25 до 35 склонны проявлять ненависть. В Индии удается избежать конфликтов, дискриминации и агрессии на людей другой национальности.
- Для сохранения и гармонизация межнациональных отношений в России действуют национальные школы. В Индии таких школ не существует.
- Государственная национальная политика России и Индии схожи в ориентации на сохранение и защиту прав национальных меньшинств и обеспечение прочного национального и межнационального мира и согласия.
Список использованных источников
1. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666. — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
2. Новичков В.Б. Страны. Народы. Азия и Африка. — М. : Современная педагогика, 2001.
3. Тавадов Г.Т. Этнология : учебник для вузов. — М. : Проект, 2002.
4. Юрченко Т.В. Взаимодействие национальных культур как фактор консолидации народов России : дис. … канд. полит. наук : 23.00.02. — М., 2004.
5. Каукенов А. Национальный и языковой вопрос Индии [Электронный ресурс] // Today.kz. — Режим доступа: http://today.kz/news/ zhizn/2014–09–04/552725-nacionalnyj-i-yazykovoj-vopros-indii/
6. Общая и прикладная политология. Национальная политика (этнополитика) [Электронный ресурс] // Библиотека Михаила Грачева. — Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/krasnov/ch_08.htm