Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Анализ государственной политики в сфере межэтнических отношений России и Индии»

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам межэтнических отношений в таких многонациональных странах, как Россия и Индия. Выделены особенности государственной национальной политики в России и Индии.


Ключевые слова: межэтнические отношения, государственная национальная политика, многонациональность, Россия, Индия.

В современном мире все большую актуальность приобретает проблема государственного управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. Она проявляется как в России, так и в Азиатских странах. Российское государство с древнейших времён формировалось как многонациональное. Государство расширялось в процессе объединения земель, заселенными другими этносами, и борьбы с монголо-татарским господством. Формирование Индии как многонационального государства происходит с глубокой древности в результате миграции и расовых смешений. Население Индии — это калейдоскоп рас и народов, отличающихся друг от друга внешним обликом, языком и обычаями.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Российской Федерации проживают представители более 190 этнических групп. Только 7 народов в Российской Федерации с численностью населения более 1 миллиона человек — это русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне.

Достаточно сложно посчитать количество проживающих национальностей в Индии, так как их огромное количество. Население Индии чрезвычайно разнообразно. Одновременно существует множество народностей, социальных групп, каст, религиозных общин, племен, кланов. В Индии проживает больше двух тысяч народностей и этнических групп. Все они разделились на четыре группы: индоевропейские — 72,4%, австроазиатские — 1,4%, дравидские — 25,5%, и тибето-бирманские — 0,7%. Официально население Индии не делится по кастовому и этническому признаку. По Конституции Индии все жители являются индийцами.

Межэтническим отношениям в Российской Федерации уделяется особое внимание, прежде всего на уровне формирования нормативно-правовой базы:

  • 1993 год — принята Конституция Российской Федерации. Признание многонациональной структуры общества. Конституционное признание прав коренных малочисленных народов. Декларируется свобода в определении и указании своей национальной принадлежности, а также свобода выбора языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  • 1996 год — начал действовать Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», определяющий правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации. Создаются правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
  • 2011 — в Аппарате Правительства РФ создан Отдел по вопросам национальных отношений.
  • 2012 — подписан Указ Президента РФ N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
  • 2015 — создано Федеральное агентство по делам национальностей. Оно является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по реализации государственной национальной политики и реализации государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений.

Важнейшей целью национальной политики в России является обеспечение условий для равноправного, социального, национального и культурного развития всех народов. Консолидация духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав человека    и народов в составе единого многонационального государства. Тем самым формируется доверие и сотрудничество со всеми народами и нациями России. Происходит сохранение и развитие традиционных межнациональных отношений, контактов и связей, эффективное и своевременное урегулирование возникающих разногласий в сфере межнациональных отношений на основе законов, общегосударственных интересов и населяющих ее этносов.

В Индии насчитывается 1652 языковые формы, которые говорят на 447 языках, поэтому на законодательном уровне закреплено два государственных языка — хинди (40% населения) и английский язык. Английский язык выступает в роли межнационального общения, что обусловлено спецификой индийского субконтинента, где проживает значительное количество разноязычных этнических групп. В Индии реализуется Государственная программа «Национальная политика по народонаселению», принятая в 2000 году. Деление индийского общества на касты определяет «позитивную дискриминацию», которая связана с обозначением списочного состава каст и племён, за которыми официально резервируются места в государственном аппарате и в учебных заведениях, и тем самым регулируются межнациональные отношения.

В Российской Федерации отношения между различными этническими группами и национальностями активно изучается и исследуется. В 2016 году нами было проведено исследование с использованием анкетирования, расположенного на интернет-платформах. Генеральная совокупность — 300 человек, из которых мужчин — 35,7%, женщин — 64,3%, в том числе школьников — 15,6%, студентов — 41,6%, работающих — 35,1%, пенсионеров —7,8%, выразившие свое межнациональное отношение и готовность к общению с людьми другой национальности. Возраст участников исследования от 12 до 68 лет.

На основе анализа полученных данных были сделаны следующие выводы:

  • На вопрос отношения к людям другой национальности 56,5% респондентов ничего не имею против; избегают межэтнических отношений — 8,1%; с ненавистью относятся к людям другой национальности — 2,7%; 17,7% — затруднились с ответом и 15,1% выразили равнодушное отношение.
  • На вопрос «Испытываете ли вы дискомфорт, находясь в окружении лиц другой национальности?» 40,9% респондентов не испытывают дискомфорта, 31,2% — испытывают дискомфорт, 19,9% относятся безразлично, 8,1% затруднились с ответом.

Для сохранения и гармонизации межнациональных отношений государством были предприняты меры по созданию национальных школ. По словам Ольги Ивановны Артеменко, руководителя Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования (ФИРО), «в начале 90-х годов в России было около 13% национальных школ, сейчас — 45%».

Межэтнические отношения в Индии рассматриваются с разных сторон. Несмотря на усилия индийского правительства по поддержке мира и согласия между национальностями, на северо-востоке страны не удается избежать конфликтов, дискриминации и агрессии в отношении людей монголоидного типа со стороны индоариского народа. В штате Ассам с 2007 года действует горячая линия, призванная помогать людям, подвергающимся расовой и этнической дискриминации.

Далее следует упомянуть о желании многих народов и этносов Индии добиться независимости и выйти из ее состава, из-за неудовлетворенности своих экономическим и политическим положением. Отмечается противостояние одного этноса другому, причина которого кроется в социально-экономических межэтнических конфликтах, вызванных войной за территорию, ресурсы, а также политическими устремлениями этнических элит. Демографический аспект является причиной национальной розни между бенгальцами и ассамцами, возникшей в результате массового потока беженцев в штат Ассам.

Важными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации, которые нуждаются в особом внимании со стороны государственных и муниципальных органов являются:

  • сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности;
  • обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;
  • создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия;
  • поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией

Политика правительства Индии в сфере межэтнических отношений:

  • В 29 статье Конституции Индии закреплены особые права для статуса меньшинств, распространяющиеся на всех граждан, которые составляют меньшинство в различных областях страны, и гарантирует защиту их интересов и прав. Например, представители индусской общины, проживающие в штатах Пенджаб или Нагаленд, имеют право на защиту своих языковых и культурных прав, будучи так называемым меньшинством в этих штатах
  • В Индии функционируют государственные учреждения защиты прав меньшинств.
  • Конституция Индии закрепила право на резервирование только за зарегистрированными кастами и племенами, которые были занесены в специальные списки, включенные в текст Конституции. Для них была определена квота в 22,5% мест в государственных учреждениях и учебных заведениях (15% — для зарегистрированных каст, 7,5% — для зарегистрированных племен), которая примерно пропорциональна их доле населения
  • Индия крайне аккуратно относится к формированию общей стратегии в исторической науке и не допускает резких или дискриминационных оценок роли народов в своей истории.

В заключение можно сделать следующие выводы:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

  • Российская Федерация и Индия — это многонациональные государства. Но их формирование происходило по-разному: Россия расширялась в процессе объединения земель, заселенными другими этносами, и борьбы с монголо-татарским господством. Индия формировалась как многонациональная страна в результате миграции и расовых смешений.
  • Россия и Индия, исходя из своей специфики многонациональных стран, особое внимание уделяют формированию нормативно-правовой базы в сфере межэтнических и межнациональных отношений, закрепленной в конституции, программах, стратегиях.
  • В России закреплен один  государственный  язык  —  русский, а в Индии  закреплено  два  государственных  языка  —  хинди  и английский язык. При этом в школах Индии обязательно изучают три языка — английский, хинди и язык своего штата.
  • Наше собственное исследование межнациональных отношений в России показало, что опрошенные в целом с пониманием относятся к людям другой национальности и не испытывают дискомфорта, находясь рядом с ними. Мужчины в возрасте от 25 до 35 склонны проявлять ненависть. В Индии удается избежать конфликтов, дискриминации и агрессии на людей другой национальности.
  • Для сохранения и гармонизация межнациональных отношений в России действуют национальные школы. В Индии таких школ не существует.
  • Государственная национальная политика России и Индии схожи в ориентации на сохранение и защиту прав национальных меньшинств и обеспечение прочного национального и межнационального мира и согласия.

Список использованных источников

1. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666. — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
2. Новичков В.Б. Страны. Народы. Азия и Африка. — М. : Современная педагогика, 2001.
3. Тавадов Г.Т. Этнология : учебник для вузов. — М. : Проект, 2002.
4. Юрченко Т.В. Взаимодействие национальных культур как фактор консолидации народов России : дис. … канд. полит. наук : 23.00.02. — М., 2004.
5. Каукенов А. Национальный и языковой вопрос Индии [Электронный ресурс] // Today.kz. — Режим доступа: http://today.kz/news/ zhizn/2014–09–04/552725-nacionalnyj-i-yazykovoj-vopros-indii/
6. Общая и прикладная политология. Национальная политика (этнополитика) [Электронный ресурс] // Библиотека Михаила Грачева. — Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/krasnov/ch_08.htm

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1521

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке