Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Анализ налогового потенциала субъектов Российской Федерации и уровня обеспеченности региональных бюджетов финансовыми ресурсами (на примере Ярославской области)»

Аннотация. В статье раскрыта необходимость совершенствования федеральной методики оценки налогового потенциала региона с целью получения полной и точной информации об обеспеченности регионов финансовыми ресурсами в виде налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и на основе этого предложена авторская методика оценки налогового потенциала региона.

Ключевые слова: Налоговый потенциал региона, налоговые доходы, консолидированный бюджет региона, методические аспекты оценки налогового потенциала региона, федеральная методика оценки налогового потенциала региона, авторская методика оценки налогового потенциала региона.

Налоговый потенциал Ярославской области представляет собой совокупность  максимально  возможных  налоговых  поступлений  в консолидированный бюджет Ярославской области, рассчитанных на основе совокупного объема налогооблагаемых ресурсов данной территории в условиях действующего законодательства.

В Российской Федерации оценка налогового потенциала региона осуществляется с применением методики, разработанной Министерством финансов Российской Федерации, которая содержит показатели по пяти основным налогам, характеризующим налоговый потенциал субъектов Российской Федерации, а также учитывается влияние других налогов, несмотря на то, что они обеспечивают более низкую доходность для бюджетов.

В соответствии с федеральной методикой налоговый потенциал Ярославской области рассчитывается на основании плановых показателей следующих налогов:

  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на имущество организаций;
  • акцизы;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • прочие налоговые доходы [20].

В табл. 1 представлены плановые показатели по налоговым доходам консолидированного бюджета Ярославской области на 2011– 2018 гг., необходимые для расчета налогового потенциала региона в 2014–2018 гг.

Таблица 1. Показатели налогового потенциала Ярославской области по видам налогов в 2011–2018 гг. [Составлено по: 1–7; 21]

Анализируя данные, приведенные в табл. 1, можно сделать вывод о том, что в 2011–2015 гг. прослеживалась общая тенденция к росту налоговых доходов в бюджете Ярославской области. Что касается плановых показателей на 2016–2018 гг., согласно пояснительной записке к областному бюджету на 2016 год и плановый период 2017– 2018 гг., в связи с сохранением высокого уровня экономической неопределенности, обусловленной как внешними, так и внутренними  для экономики области факторами, прогноз доходов на этот период рассчитан исходя из консервативного варианта прогноза социально-экономического развития Ярославской области, который ориентирован на менее благоприятные условия развития экономики.

С помощью программы “Microsoft Excel” произведен расчет налогового потенциала региона по каждому налогу за период 2011– 2018 гг., а также налогового потенциала Ярославской области по всем налоговым доходам. Данная информация представлена в табл. 2.

Таблица 2. Налоговый потенциал Ярославской области в 2011–2018 гг. [Составлено по: 1–7; 21]

 

Согласно данным табл. 2 тенденция роста налогового потенциала прослеживается по налогу на прибыль организаций (темп роста к предыдущему ежегодно составляет порядка 106,3%), по налогу  на доходы физических лиц, хотя в 2016 году прогнозируется падение на 1651,08 единиц по отношению к 2015 году, а также по налогу на имущество организаций, по которому ожидается темп прироста на 13,4% ежегодно с 2015 года.

В свою очередь, снижение налогового потенциала по видам налогов характерно для акцизов, поскольку ликеро-водочный завод

«Ярославский» находится на стадии  банкротства,  следователь-  но, бюджет области потеряет налоговые поступления от акцизов  на алкогольную продукцию, в 2017 и 2018 гг. темпы падения ежегодно составят 92,69% и 97,7% соответственно. Налоговый потенциал региона по прочим налогам также начнет активно снижаться  с 2016 года, и в 2018 году он снизится по сравнению с 2015 годом на 63,6%.

В целом после падения налогового потенциала Ярославской области в 2016 году на 9,9% по сравнению с 2015 годом, с 2016 года темп  роста  налогового  потенциала  региона  должен  составлять   в среднем 102,9% ежегодно.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В связи с тем, что в рамках федеральной методики не разработана шкала, по которой происходило бы ранжирование территорий с высоким и низким налоговым потенциалом, налоговый потенциал Ярославской области был сравнен с налоговым потенциалом соседних регионов: Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Московской и Тверской областями и Москвой.

В силу того, что данные  по  прогнозным  налоговым  доходам за 2011–2016 гг. из вышеперечисленных регионов есть только у Владимирской, Костромской и Тверской областей, проведено сравнение налогового потенциала Ярославской области на основе показателей данных субъектов Российской Федерации. Также вследствие того, что многие регионы перешли на однолетний бюджет, плановые значения на 2017–2018 гг. отсутствуют, поэтому налоговый потенциал по четырем областям и динамика его значений рассмотрена за период 2014–2016 гг. Значения налогового потенциала данных субъектов Федерации по видам налогов и по регионам в целом представлены в табл. 3.

Таблица 3. Налоговый потенциал Владимирской, Костромской и Тверской областей в 2011–2016 гг. [Составлено по: 8–19; 22]

Таким образом, налоговый  потенциал  Ярославской  области в 2014–2016 гг. в абсолютном выражении превосходит значения налогового потенциала Костромской области в среднем в 3 раза ежегодно, что позволяет говорить о том, что по сравнению с налоговым потенциалом Ярославской области налоговый потенциал Костромской области является низким. В 2014 году налоговый потенциал Владимирской области уступал налоговому потенциалу Ярославской области на 2209 единиц, тогда как в 2016 году обгонит его на 199 единиц. Кроме того, в 2015 году темпы роста налогового потенциала Ярославской области достигли 117,06%   к 2014 году, тогда как на 2016 год спрогнозировано его падение на 9,9% по отношению к предыдущему году. В то же время во Владимирской области наблюдается тенденция роста налогового потенциала региона в среднем на 1613 единиц ежегодно. Налоговый потенциал Тверской области демонстрировал падение значения в 2015 году, и тогда темпы падения к 2014 году составляли 87,13%.

Также анализ подходов отечественных и зарубежных авторов    к оценке налогового потенциала позволяет выделить методические показатели, необходимые для разработки авторской методики оценки налогового потенциала региона. Она содержит:

  • данные о динамике налоговых доходов в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации за последние пять лет;
  • анализ абсолютных и относительных отклонений фактических значений налоговых доходов от плановых показателей;
  • удельные веса налогов, обеспечивающих наибольшую доходность бюджету региона, в суммарных налоговых доходах бюджета;
  • оценку недоимок и переплат в разрезе основных налогов;
  • рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню обеспеченности их бюджетов налоговыми доходами.

В рамках оценки налогового потенциала региона по федеральной методике было проведено сравнение налогового потенциала Ярославской области с налоговым потенциалом соседних регионов: Владимирской, Костромской и Тверской областей.

На основе этого был сделан вывод о том, что налоговый потенциал Ярославской области в 2014–2016 гг. превосходит значения налогового потенциала Костромской области в среднем в 3 раза ежегодно, что позволяет говорить о том, что по сравнению с налоговым потенциалом Ярославской области налоговый потенциал Костромской области является низким. В то же время значения налогового потенциала Владимирской и Тверской областей являются сопоставимыми со значениями налогового потенциала Ярославской области в абсолютном выражении, уступая налоговому потенциалу Ярославской области в среднем на 1688,74 и 4159,4 единиц соответственно.

Следует отметить, что наибольшую доходность для консолидированного бюджета Ярославской области обеспечивают следующие налоги:

1) налог на доходы физических лиц (34,4%); 2) акцизы (21,94%);

2) налог на прибыль организаций (21,41%);

3) налог на имущество организаций (12,59%).

Тогда как поступления налога на добычу полезных ископаемых в налоговых доходах консолидированного бюджета Ярославской области являются незначительными, и их удельный вес в структуре налоговых доходов бюджета составляет 0,5%.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что для того, чтобы исключить разночтения и технические ошибки при определении финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, необходимо доработать порядок расчета налогового потенциала региона, разработанный Министерством финансов Российской Федерации, путем редактирования формул, по которым он рассчитывается. Кроме того, необходимо ввести шкалу, по которой будут ранжироваться территории с высоким и низким налоговым потенциалом, поскольку ее отсутствие позволяет оценить налоговый потенциал региона, только рассчитав налоговый потенциал региона для нескольких или всех субъектов Российской Федерации и сравнив полученные результаты.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В свою очередь, оценка налогового потенциала Ярославской области по предложенной методике свидетельствует о том, что регион обладает высоким налоговым потенциалом, имея удельный вес налогов в общих доходах консолидированного бюджета на уровне 85,4% и занимая 13 место в рейтинге, тогда как в рейтинге регионов Центрального федерального округа ей отводится 3 место после Москвы и Московской области.

Список использованных источников

1. Об исполнении областного бюджета за 2010 год: Закон Ярославской области от 08.06.2011 № 10-з.
2. Об исполнении областного бюджета за 2011 год: Закон Ярославской области от 05.07.2012 № 35-з.
3. Об исполнении областного бюджета за 2012 год: Закон Ярославской области от 05.07.2013 № 33-з.
4. Об исполнении областного бюджета за 2013 год: Закон Ярославской области от 30.06.2014 № 29-з.
5. Об исполнении областного бюджета за 2014 год: Закон Ярославской области от 08.07.2015 № 52-з.
6. Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Закон Ярославской области от 25.12.2014 № 85.
7. Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов: Закон Ярославской области от 21.12.2015 № 104-з.
8. Об областном бюджете на 2011 год: Закон Костромской области от 23.12.2010 г. № 21–5-ЗКО.
9. Об областном бюджете на 2012 год: Закон Костромской области от 28.12.2011 г. № 168–5-ЗКО.
10. Об областном бюджете на 2013 год: Закон Костромской области от 21.12.2012 года №318–5-ЗКО.
11. Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: Закон Костромской области от 19.12.2013 года
№476–5-ЗКО.
12. Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Закон Костромской области от 25.12.2014 года
№618–5-ЗКО.
13. Об областном бюджете на 2016 год: Закон Костромской области от 18.12.2015 года №44–6-ЗКО.
14. Об областном бюджете Тверской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: Закон Тверской области от 27.12.2010 № 126-ЗО.
15. Об областном бюджете Тверской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: Закон Тверской области от 28.12.2011 № 92-ЗО.
16. Об областном бюджете Тверской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: Закон Тверской области от 27 декабря 2012 года №132-ЗО.
17. Об областном бюджете Тверской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: Закон Тверской области от 27 декабря 2013 года №142-ЗО.
18. Об областном бюджете Тверской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Закон Тверской области от 29 декабря 2014 года №122-ЗО.
19. Об областном бюджете Тверской области на 2016 год: Закон Тверской области от 24 декабря 2015 года №142-ЗО.
20. Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. № 670) (в ред. от 30.11.2015).
21. Мониторинг и анализ исполнения бюджетов Ярославской области. Доходы бюджета // Официальный сайт департамента финансов Ярославской области. URL: http://yar.ifinmon.ru/index.php/razdely–2/ monitoring-i-analiz-ispolneniya-byudzhetov-yaroslavskoj-oblasti (дата обращения: 20.09.2016).
22. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Владимирской области // Официальный сайт Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики Владимирской области. URL: http://dtf.avo.ru/ index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=25&It emid=42 (дата обращения: 20.09.2016).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1173

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке