Ключевые слова: электронная коммерция, маркетинг, инфраструктура, рынок.

Что такое Интернет-экономика? Это не всегда и неоднозначно понятно, так как целый ряд показателей можно назвать показателями Интернет-экономики. Это и объёмы рынков и вложения в экономику отдельных компаний, рынков и сегментов. Так же это и всевозможные индексы, всевозможные измерители в пересчёте на единицу на одного пользователя. Не стоит забывать и о том, что это и доля ВВП.

На сегодняшний день развитие интернета в России привило к созданию нового сегмента под названием «Экономика Рунета».

В 2016 году объем экономики Рунета составит 1681,3 млрд руб.

Объемы исследуемых рынков:

1 Электронная коммерция

Сфера электронной коммерции в России исследована в 4 сегментах: онлайн-ритейл в объеме 315,3 млрд руб. (прирост по сравнению с прошлым годом 13%), электронные платежи в объеме 588 млрд руб. (прирост 23.5%) и прогнозом увеличения на 2016 г. на 16,6%, онлайн-трэвел 315,3 млрд руб, прочие — 147,20 млрд (30%). Прогноз на 2015 был оптимистичным, порядка 20%, что говорит о стабильности данной сферы.

За счёт чего растёт рынок в 2016 году:

— Рост «интернет-стажа» интернет-пользователей: если в 2010 г. он был менее 3 лет, то сейчас более 6 лет.

— Все больше пользователей имеют опыт покупки и оплаты товаров в интернете: безналичными способами оплаты в интернете пользовались 69%.

— Доступ в интернет стал круглосуточным и повсеместным.

— Доставка стала быстрее, надежнее и дешевле.

— Офлайновые магазины закрываются или существенно сократили ассортимент[2].

В 2015 году почта доставила почти вдвое больше товаров из интернет-магазинов, чем в 2014 году, и в 4,5 раза больше, чем в 2013-м. Это в первую очередь связано с дальнейшим развитием доступа к Интернету, увеличением мобильного трафика, изменением покупательских практик в сфере онлайн-торговли. Так, у многих лидеров Рунета доля заказов с мобильных устройств приближается к 50%, в некоторых товарных категориях – до 70%. Прогноз на 2016 год также оптимистичный и составляет порядка 20%.

Сегмент онлайн-тревел пережил беспрецедентное влияние внешних факторов (банкротство Трансаэро, запрет на полеты в популярные курортные зоны), ущерб от которых частично смогло сгладить развитие внутреннего туризма. Для устойчивого развития компаниям сегмента необходимо выйти из «зоны турбулентности», чтобы иметь возможность пересмотреть параметры бизнес-моделей и эффективнее планировать свою деятельность.

2 Маркетинг и реклама

Сегмент Контекстная реклама (Performance) составил 80,50 млрд, что больше на 15% предыдущего года и прогнозом на 2016 г — 102,0 млрд (примерно 27%).

Другим нововведением стал сегмент контент-маркетинга, который следует за изменениями на рынке SEO и появлением услуг по оптимизации и продвижению в соцсетях и магазинах приложений — 20,10 млрд руб (снизился на -1,5%).

Вместе с тем чистый рынок медийной (дисплейной) рекламы — 19,80 млрд так и не восстановил рост минус 10% от прошлого года, и все большую его долю занимает видеореклама — 4,60 млрд (рост на 21%).

При этом усилилась конкуренция за бюджеты рекламодателей с ТВ, где стоимость контакта стала сравнима, а порой и дешевле, чем на порталах-лидерах Рунета[1].

3 Цифровой контент

Сегмент электронного контента в год показывает рост около 13%, кроме того, дальнейшие прогнозы довольно оптимистичны, но не стоит ожидать взрывного роста.

Объем цифрового контента за 2015 год составил: Электронные книги — 1,61 млрд (67%); Игры — 46,7 млрд (14%); Онлайн-музыка — 2,33 млрд (6%); Онлайн-видео — 3,80 млрд (9%)

Прогнозы развития на 2016 год умеренны, эксперты говорят о росте в среднем на 10%. Драйвером развития, как и в 2015 году, будут электронные книги — ожидается 2,3 млрд (рост на 43%)[1].

4 Инфраструктура Рунета

Аудитория Рунета в 2016 году составила 86 млн человек в возрасте от 12 лет. При этом в России около 33 млн абонентов широкополосного доступа.

В рамках исследования также были даны оценки объемов рынков, представляющих инфраструктуру Рунета: объем доменного рынка составил в 2015 году 2,70 млрд руб.; хостинг-индустрия выросла всего на 6% до 5,90 млрд руб.; веб-разработка составила 25,40 млрд руб. и 5% роста за 2015 год.

По итогам 2015 года домен .RU вошел в пятерку крупнейших доменов мира, — в нем насчитывается 5,2 2 млн имен. Кириллический домен. РФ с 900 т. имён — абсолютный лидер среди доменов, записанных символами национальных алфавитов. Домены .RU и .РФ демонстрируют одни из лучших темпов роста в Европе[1].

5 Мобильная составляющая рынков Рунета

Всего ежемесячного мобильным интернетом пользуются порядка 62 млн россиян. В связи с этим пользовательские предпочтения претерпели значимые изменения в сфере потребления контента и заказа разного рода услуг и сервисов. Практически во всех сегментах на мобильную составляющую приходится минимум четвертая часть рынка, а в отдельных сегментах, таких как услуги или цифровой контент, доля достигает 80-90%. При этом доля пользователей или покупателей с мобильных устройств уверенно приближается к 40%[1].

6 Кадры

Во второй половине 2015 года началось восстановление числа вакансий (но за счет уровня заработной платы).

2016 год демонстрирует хорошие темпы роста. ИТ-сфера чувствует себя лучше, чем другие сферы, и является «локомотивом» российского рынка труда. В итоге за первые 9 месяцев 2016 года наблюдается рост спроса в России на ИТ-специалистов на 39% опережая при этом обще рыночные показатели.

Рынок кадров в ИТ до 2020 года сохранит стабильные показатели спроса на персонал. Развитие ИТ-технологий, их применимость в нетипичных для них раньше направлениях, автоматизация процессов сохранят ИТ специалистов как одних из востребованных на рынке труда.

Значительно увеличилось число вакансий удаленной работы и аутсорсинга разработки.

Таким образом, число занятых, по нашим оценкам, продолжает составлять порядка 2,3 млн человек.

Большинство цифровых рынков в 2016 году выйдут на «консервативный сценарий роста» (сформулированный в исследовании 2013 года), выйдя из нынешнего «кризисного сценария» (который был зафиксирован в рамках нашего исследования год назад). Таким образом, суммарный рост рынков составит 10-15%.

Список использованных источников

1. РБК [Электронный ресурс] – режим доступа. – URL: http://www.rbc.ru/economics/10/10/2013/881622.shtml
2. Ясенев В.Н. Информационные системы и технологии в экономике Издательство: Юнити-Дана, 2013. – 560 с.