Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Анализ рынка системы социального обслуживания населения в Пермском крае»

Аннотация: в статье проведен анализ рынка социального обслуживания населения в Пермском крае,  в  том числе анализ доли поставщиков различных организационно-правовых форм. Определены проблемы функционирования данного рынка и даны рекомендации по его совершенствованию. 

Ключевые слова: реестр поставщиков социальных услуг, поставщик социальных услуг, государственный сектор, НКО, коммерческий сектор, ИП.

Реестр поставщиков социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации, а включение в него организаций социального обслуживания осуществляется на добровольной основе. В Пермском крае реестр поставщиков социальных услуг размещен на официальном сайте Министерства социального развития http://minsoc.permkrai.ru/. Так, проведенный нами анализ реестра поставщиков социальных услуг на март 2017 года показал, что в Пермском крае в качестве поставщиков социальных услуг зарегистрировано 77 организация, из них: 44 – организации государственного сектора, 20 – коммерческие организации, 11НКО, 2 – ИП.Преобладание государственного сектора в сфере предоставления социальных услуг очевидно, ведь Российская Федерация является социальным государством, значит, его политика направлена на создание таких условий, при которых свободное развитие человека и достойная жизнь каждого были бы обеспечены.

В Пермском крае поставщиками социальных услуг среди государственных учреждений являются 44 организации. Значительно преобладает количество учреждений для несовершеннолетних (25).

Для лиц с ограниченными возможностями (как для взрослых, так и для детей) на территории Пермского края существует 8 учреждений.

У 5 учреждений, а также их филиалов, на территории края получателями социальных услуг являются пожилые люди.

Учреждений для лиц с психическими заболеваниями на территории края, включенных в реестр поставщиков, в крае 5 подобных учреждений.

Кроме того в крае существует два государственных поставщика, предоставляющих санаторно-курортное лечение. И всего один центр социальной адаптации.

Второе место по количеству организаций – поставщиков социальных услуг занимают коммерческие организации. В Пермском крае 20 подобных учреждений. В большей степени это организации, предоставляющие санаторнокурортное лечение.

13 учреждений осуществляют работу по форме стационарного и полустационарного обслуживания, ориентируясь на разные категории получателей социальных услуг.

Среди государственных поставщиков социальных услуг всего 1 учреждение осуществляет деятельность по форме социального обслуживания на дому. Нехватка таких услуг возмещается благодаря коммерческим организациям.

Позицией ниже по числу организаций, предоставляющих социальные услуги, стоят общественные организации и объединения, но как пишет Воробьева А. А., у некоммерческих организаций как у субъекта социальной работы есть свои преимущества: преимущества, связанные с порядком создания-ликвидации некоммерческой организации, системой взносов и льгот, близость к проблемной группе, гибкость, технологичность и организованность, использование разнообразных инструментов, оперативность, быстрое реагирование на проблему, персонификация и адресность помощи, инновационность [5, с. 65–68.].

11 некоммерческий организаций включены в реестр поставщиков социальных услуг в Пермском крае. Большинство НКО ориентированы на помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.

Вопросами семьи и детства занимается 3 общественные организации, включенные в реестр. И всего одно решает проблемы зависимости от наркотических и алкогольных веществ.

Пермский край является ведущим в развитии некоммерческого сектора, более 4000 некоммерческих организаций и общественных объединений, 5 место по количеству НКО в РФ, но при этом в реестр поставщиков включено всего 11 организаций. По словам руководителя Центра гражданского анализа и независимых исследований «Центр ГРАНИ» Светланы Геннадьевны Маковецкой такая ситуация сложилась «из-за экономической невыгодности этого. Коммерческие организации еще пока только рискуют, то есть пока совершенно не понятно, вот им нужно два года поработать, чтобы понять, а сколько они в результате получили, сколько получателей, сколько до них дошло и так далее, пока еще с экономикой не правильно, и административных барьеров очень много». Несмотря на все препятствия, государством ведется работа в направлении вовлечения НКО на рынок социальных услуг, так на основании Указа Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 г. № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» правительство разработало перечень общественно полезных услуг и критерии оценки их качества, они были утверждены в постановлении Правительства № 1096 от 27 октября 2016 г. С нового года Минюст начинает вести новый реестр НКО-исполнителей общественно полезных услуг, и включённые в него социально ориентированные НКО смогут рассчитывать на субсидии от государства.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В Пермском крае в качестве поставщиков социальных услуг официально зарегистрировано всего два индивидуальных предпринимателя. Сложно объяснить, с чем это связано. Возможно, население просто не осведомлено о понятии «Социальное предпринимательство», о том, что решение социальных проблем возможно через организацию своей деятельности в форме ИП. Или население просто не готово принимать участие в решении этих вопросов, а нацелено на увеличение доходов, а приоритетом для этого вида бизнеса является не извлечение прибыли, а решение или смягчение существующих социальных проблем.

Подводя итог, хочется выделить следующие моменты: силы по оказанию социального обслуживания неодинаково распределены между государственным (44 учреждения) и негосударственным сектором (33 учреждения); деятельность государственных учреждений преимущественно направлена на поддержку семьи и детства, инвалидов и пожилых граждан, негосударственными поставщиками социальных услуг восполняется недостаток услуг в работе с категориями населения, входящих в группу риска; в основном оказание социальных услуг осуществляется в форме стационарного и полустационарного обслуживания.

В качестве рекомендации целесообразно отметить, что реестр поставщиков социальных услуг, размещенный на сайте Министерства социального развития Пермского края, не систематизирован по форме организации и направлению деятельности организаций, что значительно усложняет выбор поставщика получателем социальных услуг.

Список использованных источников

1. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ.
2. О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Пермском крае Закон Пермского края от 08.12.2014 № 405-ПК.
3. Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг: Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 г. № 398.
4. Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания: Постановление Правительства РФ от 27 октября 2016 г. № 1096.
5. Воробьева А. А. Некоммерческие организации как субъекты социальной работы // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2015. Т. 2. № 12. С. 65-68.
6. Сайт Министерства социального развития Пермского края. «Социальное обслуживание» [http://minsoc.permkrai.ru/sotsialnoe-obsluzhivanie/reestr-post/].

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1180

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке