Ключевые слова: реестр поставщиков социальных услуг, поставщик социальных услуг, государственный сектор, НКО, коммерческий сектор, ИП.
Реестр поставщиков социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации, а включение в него организаций социального обслуживания осуществляется на добровольной основе. В Пермском крае реестр поставщиков социальных услуг размещен на официальном сайте Министерства социального развития http://minsoc.permkrai.ru/. Так, проведенный нами анализ реестра поставщиков социальных услуг на март 2017 года показал, что в Пермском крае в качестве поставщиков социальных услуг зарегистрировано 77 организация, из них: 44 – организации государственного сектора, 20 – коммерческие организации, 11НКО, 2 – ИП.Преобладание государственного сектора в сфере предоставления социальных услуг очевидно, ведь Российская Федерация является социальным государством, значит, его политика направлена на создание таких условий, при которых свободное развитие человека и достойная жизнь каждого были бы обеспечены.
В Пермском крае поставщиками социальных услуг среди государственных учреждений являются 44 организации. Значительно преобладает количество учреждений для несовершеннолетних (25).
Для лиц с ограниченными возможностями (как для взрослых, так и для детей) на территории Пермского края существует 8 учреждений.
У 5 учреждений, а также их филиалов, на территории края получателями социальных услуг являются пожилые люди.
Учреждений для лиц с психическими заболеваниями на территории края, включенных в реестр поставщиков, в крае 5 подобных учреждений.
Кроме того в крае существует два государственных поставщика, предоставляющих санаторно-курортное лечение. И всего один центр социальной адаптации.
Второе место по количеству организаций – поставщиков социальных услуг занимают коммерческие организации. В Пермском крае 20 подобных учреждений. В большей степени это организации, предоставляющие санаторнокурортное лечение.
13 учреждений осуществляют работу по форме стационарного и полустационарного обслуживания, ориентируясь на разные категории получателей социальных услуг.
Среди государственных поставщиков социальных услуг всего 1 учреждение осуществляет деятельность по форме социального обслуживания на дому. Нехватка таких услуг возмещается благодаря коммерческим организациям.
Позицией ниже по числу организаций, предоставляющих социальные услуги, стоят общественные организации и объединения, но как пишет Воробьева А. А., у некоммерческих организаций как у субъекта социальной работы есть свои преимущества: преимущества, связанные с порядком создания-ликвидации некоммерческой организации, системой взносов и льгот, близость к проблемной группе, гибкость, технологичность и организованность, использование разнообразных инструментов, оперативность, быстрое реагирование на проблему, персонификация и адресность помощи, инновационность [5, с. 65–68.].
11 некоммерческий организаций включены в реестр поставщиков социальных услуг в Пермском крае. Большинство НКО ориентированы на помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.
Вопросами семьи и детства занимается 3 общественные организации, включенные в реестр. И всего одно решает проблемы зависимости от наркотических и алкогольных веществ.
Пермский край является ведущим в развитии некоммерческого сектора, более 4000 некоммерческих организаций и общественных объединений, 5 место по количеству НКО в РФ, но при этом в реестр поставщиков включено всего 11 организаций. По словам руководителя Центра гражданского анализа и независимых исследований «Центр ГРАНИ» Светланы Геннадьевны Маковецкой такая ситуация сложилась «из-за экономической невыгодности этого. Коммерческие организации еще пока только рискуют, то есть пока совершенно не понятно, вот им нужно два года поработать, чтобы понять, а сколько они в результате получили, сколько получателей, сколько до них дошло и так далее, пока еще с экономикой не правильно, и административных барьеров очень много». Несмотря на все препятствия, государством ведется работа в направлении вовлечения НКО на рынок социальных услуг, так на основании Указа Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 г. № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» правительство разработало перечень общественно полезных услуг и критерии оценки их качества, они были утверждены в постановлении Правительства № 1096 от 27 октября 2016 г. С нового года Минюст начинает вести новый реестр НКО-исполнителей общественно полезных услуг, и включённые в него социально ориентированные НКО смогут рассчитывать на субсидии от государства.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
В Пермском крае в качестве поставщиков социальных услуг официально зарегистрировано всего два индивидуальных предпринимателя. Сложно объяснить, с чем это связано. Возможно, население просто не осведомлено о понятии «Социальное предпринимательство», о том, что решение социальных проблем возможно через организацию своей деятельности в форме ИП. Или население просто не готово принимать участие в решении этих вопросов, а нацелено на увеличение доходов, а приоритетом для этого вида бизнеса является не извлечение прибыли, а решение или смягчение существующих социальных проблем.
Подводя итог, хочется выделить следующие моменты: силы по оказанию социального обслуживания неодинаково распределены между государственным (44 учреждения) и негосударственным сектором (33 учреждения); деятельность государственных учреждений преимущественно направлена на поддержку семьи и детства, инвалидов и пожилых граждан, негосударственными поставщиками социальных услуг восполняется недостаток услуг в работе с категориями населения, входящих в группу риска; в основном оказание социальных услуг осуществляется в форме стационарного и полустационарного обслуживания.
В качестве рекомендации целесообразно отметить, что реестр поставщиков социальных услуг, размещенный на сайте Министерства социального развития Пермского края, не систематизирован по форме организации и направлению деятельности организаций, что значительно усложняет выбор поставщика получателем социальных услуг.
Список использованных источников
1. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ.
2. О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Пермском крае Закон Пермского края от 08.12.2014 № 405-ПК.
3. Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг: Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 г. № 398.
4. Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания: Постановление Правительства РФ от 27 октября 2016 г. № 1096.
5. Воробьева А. А. Некоммерческие организации как субъекты социальной работы // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2015. Т. 2. № 12. С. 65-68.
6. Сайт Министерства социального развития Пермского края. «Социальное обслуживание» [http://minsoc.permkrai.ru/sotsialnoe-obsluzhivanie/reestr-post/].