Ключевые слова: антропоток, демографический переход, эпоха спада.
Некоторые учёные считают, что «миграция и антропоток» тождественно равны, но это не так. Понятие «антропоток» гораздо шире, миграция – это лишь часть, его составляющая, поэтому не стоит их соотносить.
Введение термина «антропоток» можно оправдать только уверенностью в том, что помимо миграции, падения и увеличения рождаемости и т.д., существует еще нечто, что их объединяет, что стоит за ними или над ними и что мы хотим называть «антропотоком». Более того, мы должны иметь намерение «работать» с антропотоками, т.е. осмыслять их, выводить для них те или иные закономерности, строить технологии их анализа и управления ими [4].
Первоначально понятие «антропотока» использовалось именно для описания явлений, связанных с изменением состава населения, прежде всего миграционных. Однако же, как и многие другие термины, данное понятие также претерпевало различные изменения с течением времени.
На настоящем этапе развития, понятие «антропоток» имеет несколько трактовок. Рассмотрим их более подробно.
1. Антропоток отражает неизбежность процесса перетекания части огромного населения для нынешней мировой социально-политической системы, характеризующейся усиливающимся социально-экономическим неравенством и обостряющейся цивилизационной дифференциацией [3].
2. Антропоток – это сумма «человеческих течений»: сезонных и вековых, локальных и глобальных миграций – от переезда из деревни в райцентр до походов Аттилы и Тамерлана. (Обычно так интерпретируют термин миграция, хотя в научном смысле этот термин подразумевает перемещение в пространстве далеко не только людей) [2].
3. Антропоток – это совокупность социокультурных процессов переноса и трансляции, восстановления и смены, воспроизводства и развития идентичностей. Ярким примером трансляции идентичностей являются образовательные и воспитательные процессы. Примером воспроизводства – институты обряда и канона. Контрреформация, современный исламский фундаментализм и евангельские движения новой харизматической волны – примеры напряженных попыток восстановления базовой идентичности [1].
4. Антропоток – это сумма процессов, описываемых в языке социокультурной динамики. В данной конструкции рамочным понятием является глобализация как процесс последовательного исчерпания пределов экстенсивного развития, оформляющая антропоток в масштабах планеты [2].
У понятия «антропотока» существуют граничные условия применимости, к которым относят следующие четыре условия [1].
Во-первых, «антропоток» имеет место тогда и только тогда, когда изменяется именно идентичность, а не какие-либо случайные предикаты: так, если некий массовый процесс изменения чего-то воспринимается социумом как антропоток, то, значит, меняется именно идентичность.
Во-вторых, антропотоком можно назвать только общественно значимые перемещения идентичностей. Таковыми являются, например, массовые процессы (например, «исходы» целых народов – явление не столь уж редкое). А также процессы не массовые, но продолжительные – то, что происходит на протяжении десятилетий или столетий (например, распространение нового вероисповедания).
Третий важный признак антропотока – устойчивость, способность к самоподдержанию. Она связана с двумя обстоятельствами: привлекательностью цели, к которой стремятся люди, а также ещё и с тем, что антропоток обладает определённой вязкостью: выбор, делаемый одним человеком, как правило, затрагивает и других, т.е. антропоток не проходит бесследно ни для кого.
Четвертый признак учитывает, что способность порождать антропотоки – это свойство социальных слоёв. Например, российская интеллигенция во многом формировалась как «сообщество несостоявшихся эмигрантов». А некоторые очень устойчивые образования – например, местные сообщества, нации, конфессии – способны в изменившихся условиях порождать мощные антропотоки.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Что касается классификации антропотоков, то здесь следует выделить инфляционные (расходящиеся), сингулирующие (сходящиеся), кольцевые и линейные антропотоки.
Инфляционный, «расходящийся» антропоток – это антропоток-бегство, «движение от чего-то». Примерами может служить поток беженцев с территории, ставшей непригодной или опасной для жизни (в результате природной катастрофы или войны), или массовое отступничество от дискредитировавшей себя идеологии или организации (например, массовый выход из КПСС в конце 80-х годов).
Напротив, сингулирующий (сходящийся) антропоток – это антропоток, не имеющий чётко очерченного истока, но зато имеющий конкретную цель: влиться в привлекательное устье, «движение к чему-то». Примером является «экономическая эмиграция» в привлекательные страны.
Линейный антропоток – антропоток, имеющий чётко выраженные начало и конец (например, эвакуация мирного населения с театра военных действий в тыл). Линейные антропотоки, как правило, хорошо организованы, и скорость их движения обычно больше, чем инфляционных и сингулирующих антропотоков.
Особым видом антропотока является антропоток, конечной целью которого является возвращение – например, к захваченной или потерянной земле, или к утраченной идентичности. Подобный антропоток можно назвать «кольцевым», т.к. он воспроизводит себя: само пребывание в антропотоке становится частью идентичности. Самым известным антропотоком такого рода является история еврейского народа, для которого «изгнанность» стала важнейшей опорой национальной идентичности.
Управление антропотоками – одна из функций государства. Начиная с прямых и грубых методов (заселение и выселение территорий, объявление той или иной религии государственной и т.п.) и заканчивая тонкими технологиями, реализованными в современных постиндустриальных обществах, государство всегда вмешивалось в процессы управления идентичностью подданных. Искусство управления антропотоками всегда относили к «высшему государственному искусству» [5].
В настоящее время антропотоки носят стихийный характер. В результате увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, происходит деградация человеческих ресурсов и снижение уровня капитализации территории, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии, начинает своё развитие опустынивание (сворачивание ранее развёрнутых программ освоения).
Список использованных источников
1. Крылов К.А. Идентичность и Антропотоки // Государство. Антропоток доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа – М., 2002. С. 165-168.
2. Кутузов М. Антропоток как системное понятие // Государство. Антропоток доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа – М., 2002. С. 315-318.
3. Неклесса А. И. Антропток в матрице геоэкономического универсума // Государство. Антропоток доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа – М., 2002. С. 231–234.
4. Переслегин С. Человеческие течения // Государство. Антропоток доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа – М., 2002. С. 179-181.
5. Переслегин С. Обобщенная задача управления // Государство. Антропоток доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа – М., 2002. С. 406–409.