Аннотация. По мнению многих экспертов, в ближайшие 100–200 лет человечество будет находиться в процессе всеобщего демографического перехода, по окончании которого либо стабилизируется численность населения планеты, либо начнется эпоха мягкого, продолжительного и монотонного спада. Причиной всему этому — антропоток, который постепенно становится предметом государственного управления, и вместе с тем оказывается в центре научного изучения.

Ключевые слова: антропоток, демографический переход, эпоха спада.

Некоторые учёные считают, что «миграция и антропоток» тождественно равны, но это не так. Понятие «антропоток» гораздо шире, миграция – это лишь часть, его составляющая, поэтому не стоит их соотносить.

Введение термина «антропоток» можно оправдать только уверенностью в том, что помимо миграции, падения и увеличения рождаемости и т.д., существует еще нечто, что их объединяет, что стоит за ними или над ними и что мы хотим называть «антропотоком». Более того, мы должны иметь намерение «работать» с антропотоками, т.е. осмыслять их, выводить для них те или иные закономерности, строить технологии их анализа и управления ими [4].

Первоначально понятие «антропотока» использовалось именно для описания явлений, связанных с изменением состава населения, прежде всего миграционных. Однако же, как и многие другие термины, данное понятие также претерпевало различные изменения с течением времени.

На настоящем этапе развития, понятие «антропоток» имеет несколько трактовок. Рассмотрим их более подробно.

1. Антропоток отражает неизбежность процесса перетекания части огромного населения для нынешней мировой социально-политической системы, характеризующейся усиливающимся социально-экономическим неравенством и обостряющейся цивилизационной дифференциацией [3].

2. Антропоток – это сумма «человеческих течений»: сезонных и вековых, локальных и глобальных миграций – от переезда из деревни в райцентр до походов Аттилы и Тамерлана. (Обычно так интерпретируют термин миграция, хотя в научном смысле этот термин подразумевает перемещение в пространстве далеко не только людей) [2].

3. Антропоток – это совокупность социокультурных процессов переноса и трансляции, восстановления и смены, воспроизводства и развития идентичностей. Ярким примером трансляции идентичностей являются образовательные и воспитательные процессы. Примером воспроизводства – институты обряда и канона. Контрреформация, современный исламский фундаментализм и евангельские движения новой харизматической волны – примеры напряженных попыток восстановления базовой идентичности [1].

4. Антропоток – это сумма процессов, описываемых в языке социокультурной динамики. В данной конструкции рамочным понятием является глобализация как процесс последовательного исчерпания пределов экстенсивного развития, оформляющая антропоток в масштабах планеты [2].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

У понятия «антропотока» существуют граничные условия применимости, к которым относят следующие четыре условия [1].

Во-первых, «антропоток» имеет место тогда и только тогда, когда изменяется именно идентичность, а не какие-либо случайные предикаты: так, если некий массовый процесс изменения чего-то воспринимается социумом как антропоток, то, значит, меняется именно идентичность.

Во-вторых, антропотоком можно назвать только общественно значимые перемещения идентичностей. Таковыми являются, например, массовые процессы (например, «исходы» целых народов – явление не столь уж редкое). А также процессы не массовые, но продолжительные – то, что происходит на протяжении десятилетий или столетий (например, распространение нового вероисповедания).

Третий важный признак антропотока – устойчивость, способность к самоподдержанию. Она связана с двумя обстоятельствами: привлекательностью цели, к которой стремятся люди, а также ещё и с тем, что антропоток обладает определённой вязкостью: выбор, делаемый одним человеком, как правило, затрагивает и других, т.е. антропоток не проходит бесследно ни для кого.

Четвертый признак учитывает, что способность порождать антропотоки – это свойство социальных слоёв. Например, российская интеллигенция во многом формировалась как «сообщество несостоявшихся эмигрантов». А некоторые очень устойчивые образования – например, местные сообщества, нации, конфессии – способны в изменившихся условиях порождать мощные антропотоки.

Что касается классификации антропотоков, то здесь следует выделить инфляционные (расходящиеся), сингулирующие (сходящиеся), кольцевые и линейные антропотоки.

Инфляционный, «расходящийся» антропоток – это антропоток-бегство, «движение от чего-то». Примерами может служить поток беженцев с территории, ставшей непригодной или опасной для жизни (в результате природной катастрофы или войны), или массовое отступничество от дискредитировавшей себя идеологии или организации (например, массовый выход из КПСС в конце 80-х годов).

Напротив, сингулирующий (сходящийся) антропоток – это антропоток, не имеющий чётко очерченного истока, но зато имеющий конкретную цель: влиться в привлекательное устье, «движение к чему-то». Примером является «экономическая эмиграция» в привлекательные страны.

Линейный антропоток – антропоток, имеющий чётко выраженные начало и конец (например, эвакуация мирного населения с театра военных действий в тыл). Линейные антропотоки, как правило, хорошо организованы, и скорость их движения обычно больше, чем инфляционных и сингулирующих антропотоков.

Особым видом антропотока является антропоток, конечной целью которого является возвращение – например, к захваченной или потерянной земле, или к утраченной идентичности. Подобный антропоток можно назвать «кольцевым», т.к. он воспроизводит себя: само пребывание в антропотоке становится частью идентичности. Самым известным антропотоком такого рода является история еврейского народа, для которого «изгнанность» стала важнейшей опорой национальной идентичности.

Управление антропотоками – одна из функций государства. Начиная с прямых и грубых методов (заселение и выселение территорий, объявление той или иной религии государственной и т.п.) и заканчивая тонкими технологиями, реализованными в современных постиндустриальных обществах, государство всегда вмешивалось в процессы управления идентичностью подданных. Искусство управления антропотоками всегда относили к «высшему государственному искусству» [5].

В настоящее время антропотоки носят стихийный характер. В результате увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, происходит деградация человеческих ресурсов и снижение уровня капитализации территории, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии, начинает своё развитие опустынивание (сворачивание ранее развёрнутых программ освоения).

Список использованных источников

1. Крылов К.А. Идентичность и Антропотоки // Государство. Антропоток доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа – М., 2002. С. 165-168.
2. Кутузов М. Антропоток как системное понятие // Государство. Антропоток доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа – М., 2002. С. 315-318.
3. Неклесса А. И. Антропток в матрице геоэкономического универсума // Государство. Антропоток доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа – М., 2002. С. 231–234.
4. Переслегин С. Человеческие течения // Государство. Антропоток доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа – М., 2002. С. 179-181.
5. Переслегин С. Обобщенная задача управления // Государство. Антропоток доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа – М., 2002. С. 406–409.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1704

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке