Ключевые слова: аудит, контроль, деятельность, Россия, рынок, государство.

Слово «аудит» происходит от англ. аudit, лат. auditus – слушающий. Аудит — это экономическая проверка (ревизия) бухгалтерской отчетности компании квалифицированными специалистами с целью ее соответствия учетным правилам и стандартам [1].

Многие годы российский аудит претерпевал различные изменения – законодательные, отраслевые, профессиональные. Некоторые изменения были революционные, другие не очень. Сейчас аудит идет по пути эволюционного развития. Можно сказать, что аудит в РФ развивался по «кривой линии» [2].

25 декабря 2015 года состоялось совещание, организованное Контрольным управлением Президента РФ, по вопросу организации контроля исполнения поручения Президента РФ от 19 декабря 2015 года № Пр- 2629 «О повышении роли института аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности».

В соответствии с Поручением Президента РФ необходимо подготовить изменения нормативных документов по определению приоритетных направлений дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ в целях:

1. Повышения роли института аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в общенациональной системе финансового контроля.

2. Повышения востребованности результатов аудита для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Рассмотрим современные проблемы аудита:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

1. Контроль качества аудиторской деятельности.

Некоторые эксперты отмечают существование проблемы двойного контроля качества. Речь идет о проверках со стороны СРО и Росфиннадзора по линии ОЗХС.

Контроль на рынке должен быть сбалансирован и взвешен. Необходимо разделить сферы контроля между СРО и Росфиннадзором. СРО должны проверять организацию внутрифирменного контроля в компании, а Росфиннадзор – реализацию этих внутрифирменных требований.

2. Кадры

По мнению большинства экспертов, кадры – ключевая проблема аудиторского рынка. Количество аттестованных аудиторов неизменно снижается. В профессию не идут новые кадры, т.к. единицам удается пройти сложную процедуру аттестации.

3. Стагнация в отрасли

Ситуацию в отрасли необходимо рассматривать в рамках общих экономических тенденций. В целом, на данный момент в экономике существует определенная стагнация. Она есть и в аудиторской отрасли – некоторые аудиторские организации уходят с рынка, у других наблюдается падение выручки, сокращение клиентской базы.

4. Высокое государственное регулирование рынка

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Регулированием занимается тот, кто больше всего в этом заинтересован, т.е. инвестор. В России самый большой инвестор – государство, которое и регулирует рынок в соответствии со своими целями и задачами.

5. Высокая концентрация рынка

Большинство компаний (крупных и средних) сосредоточено в центральных регионах, в Москве. Если говорить о концентрации рынка, то подавляющую долю занимают компании «Большой четверки» (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG), что является проблемой для рынка [3].

По решению Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности от 01.03.2016 г. (протокол № 53) создана временная рабочая группа по подготовке Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ, в которую вошли руководители всех Комиссий Рабочего органа Совета по аудитор-ской деятельности. Этой группой был создан План работы по созданию Концепции [4].

В Плане определены основные задачи, которые необходимо выполнить, преодолевая риски:

а) Повышение результативности и качества обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
б) Формирование условий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных аудиторов.
в) Создание эффективных механизмов рыночного контроля аудиторской деятельности.
г) Повышение ответственности аудиторов за результаты оказываемых услуг.

Рассмотрим результаты по выполнению Плана создания Концепции:

1. Повышение качества аудиторских услуг. Одобрены САД 23 сентября 2015г. (протокол № 18) «Признаки недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг». Документ включает примерный перечень таких признаков. Изменено соотношение стоимостного и нестоимостного критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: минимальная значимость стоимостных критериев – 30 % (ра-нее – 60 %); максимальная значимость нестоимостных критериев – 70 % (ранее – 40 %) [5].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

2. Развитие нормативно-правового обеспечения аудиторской деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона РФ «Об аудиторской деятельности» утверждено постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 г. № 576 Положение «О признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации». Таким образом, согласно Закону МСА станут применяться в РФ с 2017 года [6].

3. Направления развития институтов аудиторского рынка и аудиторской профессии. В соответствии с требованиями пп.1) п.3 статьи 17 Закона РФ «Об аудиторской деятельности» до 1 января 2017 года саморегулируемые организации аудиторов обязаны выполнить требование к количеству членов СРО аудиторов (не менее 10 000 физических лиц или не менее 2 000 коммерческих организаций) [7].

4. Развитие системы аттестации и повышения квалификации аудиторов. По рекомендации Сове-та по аудиторской деятельности приказом МФ РФ от 30 июня 2015 г. № 101н внесены изменения в по-рядок проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора. Изменения обеспечивают совершенствование процедуры сдачи квалификационного экзамена в части письменной работы. Одобрены Советом по аудиторской деятельности 24 марта 2016 г. (протокол № 21) требования к организации прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации в дополнение к обучению, предусмотренному частью 9 статьи 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в форме выездного и дистанционного обучения [8].

Можно сделать вывод о том, что в современной России развитию аудита и его совершенствованию уделяется огромное внимание – разрабатываются планы, проекты, вносятся изменения в законодательную базу, поскольку внутренний аудит является действенным инструментом, предназначенным для выявления возможностей повышения эффективности деятельности компаний, и выступает одним из ее конкурентных преимуществ.

Список использованных источников

1. Комлев Н.Г. «Словарь иностранных слов», 2006.
2. Лосева Н.А., Прохоров И.В. Формирование и развитие аудиторской деятельности в России // Аудитор. – 2014. — № 9.
3. Шеремет А.Д. Некоторые проблемы развития аудита в России // Аудит. – 2014. — № 9 — С. 24-27.
4. Макарова И.В. Международные стандарты аудиторской деятельности: значение, содержание и применение в России // Аудитор. – 2013. – № 11.
5. Васильчук, О.И. Средства компенсации угроз и аудита безопасности корпоративной информа-ционной системы [Текст] / О.И. Васильчук // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. — 2013. — № 4 (30). — С. 127-131. 6. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ 7. Кучеров А. В., Леушина Е. В. Внутренний аудит в России // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 359-362. 8. Васильева Е.А., Проблемы формирования стоимости услуг аудита и пути их решения [Текст] / Е.А. Васильева // Актуальные вопросы экономических наук. — 2013. № 31. — С. 140-144.