Ключевые слова: бухгалтерская отчетность; бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании полученных средств.
Вся текущая деятельность и развитие современных предприятий, организаций и учреждений зависит от получаемой экономической и финансовой информации. При чем немаловажным остается полнота, достоверность и прозрачность этой информации, которая оказывает значительное влияние на деятельность предприятия. Основным источником такой информации является бухгалтерская (финансовая) отчётность.
В общем смысле бухгалтерская отчётность – это совокупность документов, содержащие наиболее полные и достоверные сведения о финансовом, экономическом, имущественном положении предприятия. Бухгалтерская отчётность составляется на основе регистров бухучета, налогового учета, а так же промежуточной отчётности, которые ведутся на протяжении всего года. Обычно годовая бухгалтерская отчетность включает всего два документа: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах [4].
Бухгалтерский баланс представляет собой отчет о финансовом положении. Он сообщает о финансовых позициях компании на основе его активов и показывает ресурс компании (предприятия). Баланс в основе своей – уравнение бухгалтерского учета, где активы всегда уравниваются с обязательствами плюс акционерный капитал.
С 2013 года, отчетность сдается 1 раз в году, пояснительная записка в нее не входит. Оформляются два экземпляра отчетности. Заполненная форма баланса передается Налоговой инспекции и Государственному комитету статистики не позже трех месяцев по окончании отчетного года [3].
Отчет о финансовых результатах – это документ, отражающий финансовую деятельность компании. Специальная форма данного отчета утверждена МФ России (форма 2 по ОКУД 0710002) и применяется с 2015 года. Данные отчета показывают причины, по которым компания понесла убытки или получила прибыль в определенном отчетном периоде. Форма 2 составляется работниками бухгалтерии (предпочтительнее в машиночитаемом виде) для проведения анализа доходов и расходов по состоянию на конкретную дату [1].
Все доходы и расходы отражаются в отчете с нарастающим эффектом. При составлении отчетности важно отразить достоверное и полное финансовое состояние предприятия и если таких данных недостаточно, то применяются дополнительные пояснения и показатели.
При заполнении отчёта о финансовых результатах требуется указать данные о предприятии (наименование, реквизиты, виды деятельности, форма собственности), дату составления отчета, единицу измерения. Отчет состоит из разделов, в которых отображаются данные о доходах и расходах по обычным и прочим видам деятельности, финансовом результате с расшифровкой прибылей и убытков.
Для заполнения отчета необходимо рассчитать выручку от продажи или предоставления услуг, ее себестоимость, прочие доходы, проценты к уплате. Вносится информация о всех видах расходов и прибыли (убытке) от продаж.
Далее в отчете рассчитывается прибыль либо убыток без налога, указываются все налоговые обязательства, а также чистая прибыль.
Предоставляется отчет о финансовых результатах предприятия в контролирующие органы в сроки, установленные нормативно-правовыми актами РФ. Нарушение этих сроков влечет административное наказание ответственных лиц организации [3].
Отчет об изменениях капитала отражает сведения о произошедших изменениях в уставном, резервном, добавочном или другом капитале предприятия. Это официальный документ, который служит пояснением к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах и приложений к ним. Форма данного отчета утверждена приказом Министерства финансов РФ (форма 3 по ОКУД 0710003) [1].
В отчете показывается информация об остатках фондов (накопления, потребления и др.), а также данные о направленности использования денежных средств, полученных из государственного фонда и внебюджетных фондов. Сведения о полученной прибыли, оставшейся в свободном распоряжении фирмы, также отображаются в отчете с указанием целей и направлений использования данной прибыли.
Отчет о движении денежных средств – это документ, в котором представлены данные о денежных потоках предприятий и организаций. Бланк отчета утвержден Министерством финансов РФ (форма 4 по ОКУД 0710004). Отчет оформляется бухгалтерской службой за определенный отчетный период. Можно заполнять вручную или средствами компьютерной техники [1].
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Отчет о движении денежных средств – документ, который содержит в себе информацию относительно движения денежных средств, а именно – их поступление и дальнейшее направление по каждой из видов деятельности (текущей, финансовой и инвестиционной).
В форме отражаются все денежные поступления (наличные и безналичные). Первичными документами для заполнения отчета служат данные о средствах на счетах кассы, расчетных, валютных, специальных банковских.
Отчет о целевом использовании полученных средств – документ, в котором отражаются сведения об остаточных средствах на счетах компаний на протяжении отчетного периода. Бланк отчета утвержден по форме 6 (ОКУД 0710006) приказом МФ, но предприятие может и самостоятельно разработать форму отчета, руководствуясь данным образцом, при этом не исключается возможность внесения дополнительных статей [1].
Данный отчет служит приложением к балансу предприятия и показывает средства, которые поступили от добровольных, членских и других взносов. Отчет оформляется специалистами отдела бухгалтерии от руки или машиночитаемым способом, который распространен и является более предпочтительным. При заполнении формы требуется указать за какой период составляется отчет. Вносятся все данные о предприятии (его наименование, код ОКПО, вид деятельности, форма собственности). В таблице указываются отчетный и предыдущий год. Заполняются в обязательном порядке все разделы [3].
Отчет о целевом использовании полученных средств – документ, свидетельствующий об остаточных средствах на счетах предприятия после использования их в течение отчетного периода. В отчете указываются денежные средства, поступившие от членских, добровольных и других взносов.
Таким образом, бухгалтерская отчетность считается «отображением» любого предприятия, по ней можно судить о конфигурациях, происходящих с обязательствами и экономическими результатами. Именно бухгалтерская (финансовая) отчетность характеризует результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и дает возможность объективно оценить экономическое положение компании для принятия управленческих решений как перспективного, так и оперативного характера. Потому, при ее составлении постоянно стоит придерживаться некоторых положений: бухгалтерская отчётность обязана давать достоверное и полное представление об экономическом положении организации, финансовых результатах и изменениях ее деятельности.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» // Российская газета. – 2011. – 30 декабря.
2. Ендовицкий Д.А. Бухгалтерский учет и отчетность: учебное пособие. – М.: Кно- Рус, 2017. – 357 с.
3. Иванова Е.Е. Промежуточная бухгалтерская отчетность // Журнал «Учет в туристической деятельности». – 2013. – №4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/hl/61809-promejutochnaya-buhgalterskaya-otchetnost.(дата обращения 08.05.2017).
4. Семина Л.А. Годовая бухгалтерская отчетность // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 3. Т. 2. – С. 171-173.