Ключевые слова: иностранный язык, магистратура, курсы, английский язык, лингвистические связи, иноязычная компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция.

Сегодня Воронежская область поддерживает внешнеэкономические связи с 88 государствами СНГ и дальнего зарубежья, что способствует интеграции страны в целом в мирохозяйственные связи в условиях глобализации. Только высококвалифицированные специалисты, обладающие современными знаниями и готовые к их постоянному обновлению и расширению, способны достичь значительных успехов в своей профессиональной деятельности и внести достойный вклад в социально-экономическое развитие своей области и страны.

Новые правила в области экономики диктуют новый тип поведения в деловом и профессиональном мире. Владение иностранными языками является не самоцелью, а необходимым и обязательным компонентом профессиональной подготовки и успешной работы современного специалиста любого профиля. Следовательно, курс иностранного языка должен иметь профессиональную направленность и коммуникативно-ориентированный характер, что и является базисом для постановки целей и задач обучения иностранным языкам.

В настоящее время в России заметны и дают свои положительные результаты новые тенденции в методике и практике обучения иностранному языку, исходящие из содержания уже упомянутых целей и задач:

1. Формировании и развитии иноязычной компетенции, необходимой для корректного решения коммуникативно-практических задач в различных ситуациях бытового и профессионального общения, формирование социокультурной компетенции и поведенческих стереотипов, необходимых для успешной адаптации выпускников на рынке труда;

2. Развитии у студентов умения самостоятельно приобретать знания и навыки для осуществления бытовой и профессиональной коммуникации на иностранном языке.

В условиях модернизации современного российского высшего профессионального образования, решения задачи подготовки высококачественных специалистов, конкурентно-способных на рынке труда, учитывая успешную интеграцию России в международное образовательное пространство, проблема разработки многоуровневых образовательных программ в нашей стране приобретает все большую значимость.

Современные социальные условия ужесточают требования к качествам профессионала, нацеливают на формирование личности, характеризующейся не репродуктивным, а творческим типом мышления, инициативой, самостоятельностью в принятии решений.

Это, в свою очередь, требует поиска новых подходов в обучении. Обучение должно основываться не на трансляции готовых знаний, а на создании условий для креативности, и в России формируется система специализированной подготовки студентов высших учебных заведений, направленная на создание условий для образования молодых людей в соответствие с их профессиональными интересами, способствующими построению фундаментальных знаний для творческого карьерного роста. Все вышесказанное формирует основные принципы обучения по все направлениям магистратуры экономического факультета ВГУ в свете новых Образовательных Стандартов.

Профессиональная направленность предполагает подчинение целей обучения иностранному языку общей цели обучения специалистов и соответствующее содержание обучения с преобладанием профессиональной тематики. В этом контексте осуществляется тесное сотрудничество преподавателей иностранного языка с преподавателями других дисциплин.

Развитие навыков самостоятельной работы стало одной из основных целей курса, т.к. именно она позволяет сделать процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции непрерывным и развить у студентов навыки самообразования, в том числе на основе использования современных информационных технологий. Следует учесть, что эффективной является только оперативно контролируемая самостоятельная работа, поэтому кафедра работает над совершенствованием системы и критериев контроля, предусматривая необходимое время для контроля и обратной связи. Промежуточная и итоговая оценки должны включать оценку самостоятельной работы студентов.

Использование современных образовательных технологий, методик, подходов и технических средств обучения, ориентация на международные требования и стандарты требует постоянной работы по повышению квалификации ППС кафедры иностранных языков. Особое внимание уделяется использованию современных информационных технологий и подготовке студентов к использованию иностранного языка как средства профессиональной коммуникации в мировом информационном пространстве.

Магистратура – это второй уровень двухуровневой системы высшего образования (4+2), созданной в процессе реформирования российской образовательной системы. Обучение в магистратуре дает возможность получения знаний по новому направлению, которое может кардинально отличаться от направления подготовки, полученного в бакалавриате.

Магистратура – это образование для исследовательской карьеры и для работы в бизнесе. Считается, что магистратура – это подготовка ученых, что верно лишь отчасти. В учебных планах магистратуры есть научная составляющая, но научную карьеру выбирает лишь небольшая часть выпускников. Магистерское образование дает не только фундаментальную подготовку, но также инструментальные знания и навыки, которые высоко ценят любые современные работодатели. Поэтому кафедра английского языка гуманитарных факультетов Воронежского Государственного Университета ставит за- дачи по углублению изучения английского языка перед будущими специалистами.

Учебная программа для студентов, обучающихся по экономическим специальностям, предполагает развитие базовых навыков и умений иноязычного общения, а также умений применять знания иностранного языка в профессиональной сфере.

Английский язык сейчас рассматривается как интегрированная дисциплина, которая вносит существенный вклад в формирование профессионально значимых навыков об- учаемых, в раскрытие их творческого потенциала, повышения культуры общения. Он служит средством не только межличностного, но и межнационального, международного общения. С помощью иностранного языка происходит познание того, что познать на родном языке адекватно и своевременно нельзя.

Учитывая требования Новых Образовательных Стандартов, кафедра английского языка гуманитарных факультетов разрабо- тала содержание курса английского языка, включающего три составляющие: Общий английский (General English) предполагает развитие коммуникативных компетенций и навыков говорения, аудирования, чтения и письма в общении на темы бытового и общегуманитарного характера, закрепление и развитие соответствующего словарного запаса, совершенствование грамматической правильности речи и т. д.

Деловой английский (Business English) предполагает развитие коммуникативных компетенций и навыков, необходимых в сфере делового общения, таких как подготовка и проведение презентаций, ведение переговоров, деловая переписка, составление контрактов и других юридических документов и т. п. Студенты получают представление об организации, управлении и различных аспектах деятельности фирмы. Развивается соответствующий словарный запас, совершенствуется грамматическая правильность речи.

Специальный английский (English for Special Purposes) предполагает развитие коммуникативных компетенций и навыков в области специальности студентов. Этот компонент курса включает развитие академических компетенций, вторичных творческих умений и навыков, таких как ведение научного диспута и полемики, выступление с докладами и лекциями, чтение научной литературы, написание статьи, реферирование и аннотирование, понимание лекций и конспектирование и т. п. Возможно также развитие навыков, необходимых в практической (а не академической) профессиональной деятельности, например, подготовка аналитического отчета, заключения и проч. Конкретное содержание данного курса зависит от специальности студента и определяется в сотрудничестве с руководителями направлений магистратуры факультета.

Иноязычная коммуникативная компетенция представляет собой определенный уровень владения языковыми, речевыми и социокультурными знаниями, навыками и умениями, варьировать свое речевое поведение в зависимости от ситуации общения.

Все программы подготовки магистров по английскому языку, разработанные на кафедре английского языка гуманитарных факультетов факультета романо-германской филологии ВГУ, составлены с учетом принципов компетентностного и личностно-ориентированного подходов в обучении. Предлагаемые курсы носят коммуникативно-ориентированный характер, предполагающий развитие языковой и коммуникативной компетенций, необходимых для квалифицированной информационной и производственной деятельности, а также для научной работы магистров. Все программы нацелены на формирование и развитие автономности учебно-познавательной деятельности магистров по овладению английским языком, что предполагает учет личностных потребностей и интересов обучаемых.

Одной из приоритетных задач кафедры английского языка гуманитарных факультетов является работа по культороведческому направлению, развивающая у студентов интерес к изучению английского языка и дающая им возможность расширять свой кругозор, успешно применяя полученные знания и выработанные умения в профессиональной деятельности в дальнейшем карьерном росте. Преподаватели кафедры занимаются разработкой обучения коммуникативного поведения, формируя и профессиональные навыки будущих финансистов, менеджеров, аудиторов и т.д. тесно сотрудничая с университетами США, Бельгии, Ирландии. Обучение навыкам презентаций, собраний, переговоров создают предпосылки для интеграции коммуникативных умений при выполнении социально и профессионально значимых заданий по переработке и интерпретации информации, данной на иностранном языке.

Как правило, обучая профессиональным навыкам, помогая их узнать, выработать и закрепить. Преподаватель всегда способствует актуализации этих навыков при изучении других предметов, когда студенты самостоятельно углубляют свои предметные знания, улучшают межпредметные общекультурные умения, без которых невозможно качественное профессиональное образование. Успешное выполнение проектной и научно – исследовательской работы идет рука об руку с доброжелательной атмосферой контакта преподаватель-студент и с наличием у молодых людей установки на сотрудничество друг с другом и с преподавателем.

В процессе подготовки и проведения занятий преподаватели кафедры стараются прогнозировать средства повышения уровня культуры интеллектуального труда как у каждого студента в отдельности, так и у всей группы в целом, и средства повышения уровня и качества профессиональных навыков.

В рамках магистратуры студенты изучают курсы “Presentation Course”, ”Meetings Course”, “Negotiations Course”. В результате овладения вышеперечисленными навыками юноши и девушки обретают профессиональную уверенность, включающую и научно-исследовательское содержание их деятельности, и все это поддерживаемо знаниями английского языка различной формы.

Обучение иностранному языку в магистратуре основывается также на содержании научно-исследовательских работ студентов и предметов профессиональной подготовки. Курсы ведения, подготовки презентаций, собраний и переговоров рассчитаны на 1 учебный год (2 семестра) в режиме работы два часа в неделю.

Преподаватели поддерживают тесный контакт с выпускниками экономического факультета, использующими полученные знания и приобретенные умения в своей профессиональной деятельности. Результаты радуют: 14 студентов за период 2007-2011 год закончили включенное обучение в вузах США и Ирландии, шестеро завершили об- учение в магистратуре США, пятеро стали выпускниками школ МВА в Германии, Великобритании, Канаде. Трое выпускников магистратуры-ведущие менеджеры компаний «Север-Сталь», «Тройка Диалог», «Интелком».

Очевидно, что язык является основой формирования человеческих групп и средством коммуникации. Лингвистические связи в среде международного бизнеса способствуют возможности свободного общения с партнёрами и играют важную роль в осуществлении деловых операций. В целом, практически все закончившие обучение в группах продвинутого этапа обучения английскому языку экономического факультета Воронежского государственного университета активно используют английский язык в сфере профессиональной деятельности.Профессорско-преподавательский состав кафедры проводит межвузовские городские и региональные олимпиады и конференции, щедро делясь опытом с коллегами и постоянно совершенствуется, используя, в свою очередь, достижения коллег из учебных заведений России.

Список использованных источников

1. Деревянкина Н.П. Международный и российский опыт разработки магистерских образовательных программ [Электронный ресурс]. – URL: http://rspu.edu.ru/rspu/science/conferences/ (дата обращения 14.10.2013).
2. Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: Теоретические и прикладные аспекты: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 6 / редкол.: К.Б. Свойкин (отв. ред.) [и др.]. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. – 240 с.
3. Гейко Ю.В. Психологическая составляющая готовности будущих преподавателей иностранных языков к реализации дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №3. С.131-140 (дата обращения 13.10.2013).