Ключевые слова: различия ценностных ориентаций успешных и не успешных старших школьников.
Вопросы ценностных ориентаций всегда имели большое значение в области образования. Поскольку они возникают, когда передаются знания и воспитывают. Ценностные ориентации воспринимаются с помощью внешнего мира, социума, а также зависят от личностных особенностей.
Ознакомившись с работами современных исследователей, можно утверждать, что ценностные ориентации также выполняют различные личностные функции, такие как: обеспечивают устойчивость в своих знаниях, ценностях личности, помогают человеку найти свое место, влияют на взаимоотношения с другими людьми. Другими словами, ценностные ориентации регулируют поведение индивида, в социальной среде. Вопросы изучения ценностных ориентаций являются актуальной проблемой в наше время, т.к. именно молодые люди в первую очередь реагируют на изменения и перемены в обществе. На сознание молодежи влияют и отражаются процессы, которые происходят в обществе. И перед каждым из них встает выбор принять данную ценность или нет [1].
Ценностные ориентации — компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Ценностные ориентации идеологические, политические, моральные и другие — основания для оценки человеком окружающей действительности[3].
Чтобы выяснить существуют ли различия в ценностных ориентациях успешных и неуспешных старших школьников, было проведено эмпирическое исследование на базе общеобразовательной школы №4 в городе Мамадыш. В группу успешных старших школьников мы отнесли тех учеников, которые в среднем учатся на оценки «4» и «5», а не успешных у кого средняя оценка «3» и
«2». В первую выборку входили успешные старшие школьники, а во вторую неуспешные старшие школьники. Испытуемым предлагалось пройти методику Ш. Шварца, направленную на изучение ценностных ориентаций личности.
Таблица 1. Процентное соотношение показателей успешных и не успешных старших школьников
При обработке результатов исследования, с помощью методов математической статистики (T-критерия Стьюдента), различия были выявлены в таких ценностных ориентациях как конформность, доброта, самостоятельность, стимуляция, достижения, власть и безопасность. Это может быть связано с тем, что успешные старшие школьники умеют ставить перед собой цели идти к ней, они не нуждаются в сильной стимуляции, им главное достичь то, к чему они идет и стремятся. У неуспешных старших школьников развита такая черта как конформность, это можно связать с тем, что у них выделяется неуверенность в своих силах и в себе, и они думают, что другие выполнят это задание лучше, чем они, а их все равно не заметят.
У успешных старших школьников ярко выражено такое качество, как власть, можно предположить, что это связано с тем, что они считают, что у них знания и умения лучше, чем у других, и они привыкли управлять процессом. Неуспешные старшие школьники чувствуют себя лучше, когда они знают, что они в безопасности, когда они уверены,что их поддержат в любом случае, и в случае неудачи. Они нуждаются в дополнительных стимулах, которые дадут им уверенность в себе, в своих силах, стремление.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Старший школьный возраст, это тот возраст, когда человек начинает осознавать себя как личность, у него появляются ценностные ориентации, которые повлияют на его будущее, на его мысли, мнения, стремления.
От ценностных ориентаций школьников, которые им должны прививать в школе, дома, социуме, — зависит будущее человека, и общества в целом. От того, насколько сбалансирована система ценностных ориентаций под влиянием политических, экономических и культурных институтов, зависит не только эффективность социально–культурного воспитания молодежи, но и динамика социально – политических преобразований в стране [2].
Список использованных источников
1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. — Москва, 2009. — 273 с.
2. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 2009. – 208 с.
3. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. – М., 2005. -100 с.