Ключевые слова: иностранный язык, раннее обучение, чувствительный период, дошкольный возраст, психологическая готовность.
Современный этап развития общества в начале XXI века ознаменовался значительным ростом желающих владеть иностранным языком. Это связано с тем, что большие социальные изменения, которые произошли в России в последние десятилетия, привели к значительному расширению международных контактов, и, как следствие, многократно возросла необходимость владения иностранными языками.
Изучение иностранных языков способствует более глубокому знакомству с другими культурами, пониманию межкультурных различий, принятию различий в восприятии мира – развитию толерантности, как черты характера, необходимой для формирования гармоничной целостной личности, в современном многокультурном обществе.
В последнее время возрастной порог для обучения детей иностранному языку все больше снижается. Поскольку ранее изучение иностранного языка положительно влияет на развитие внимания, памяти, мышления, общее речевое развитие ребенка и усвоение родного языка.
Исследования отечественных, так и зарубежных педагогов и лингвистов показали, что дошкольный возраст традиционно считается наиболее благоприятным, сензитивным периодом для овладения иностранного языка. Сензитивный период – время наибольшей чувствительности, восприимчивости ребенка к тому или иному виду деятельности, поэтому дошкольное детство – один из самых подходящих периодов для изучения иностранных языков. Советские психологи называли сензитивные периоды «оптимальными сроками обучения». Именно в этот период овладение языком ребенком происходит наиболее быстро и полноценно, с легкостью и радостью.
Доказано, что у детей дошкольного возраста более гибкое и быстрое мышление, что обеспечивает лучшее запоминание языкового материала. Кроме того, дошкольников отличает отсутствие языкового барьера, то есть страха — торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке.
В данной связи необходимо определить, с какого возраста возникает психологическая готовность к изучению иностранного языка у детей. Ведь раннее обучение детей дошкольного возраста иностранной речи является правомерным, так как подготавливает прочную базу и дает возможность гибкого перехода к углубленному обучению иностранного языка в начальной школе и позволяет сохранить положительную мотивацию изучения этого предмета в дальнейшем.
По мнению Е.Ю. Протасовой, убедительно изложенному в статье «Когда начинается двуязычие», обучение необходимо начинать с 5 лет, поскольку доказано, что данный возрастной порог, являясь сензитивным периодом для начала изучения иностранного языка, дает положительные результаты в искусственных условиях (Протасова, 2006).
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Вместе с тем, у детей к 5 годам хорошо усвоена система родного языка: они уже имеют значительный запас слов, объединяют слова в сложные предложения, употребляют множественное число существительных и местоимения, большинство звуков родного языка произносят правильно, а к новому языку уже сформировалось осознанное отношение. Именно в этом возрасте у детей еще мало речевых штампов, им легко перестраивать свои мысли на новую конструкцию и нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Как известно, в данном возрасте начинает формироваться планирующая функция речи, резко возрастает способность подражать, воспроизводить слышимое, что делает обучение второму языку еще более продуктивным. А артикуляционный аппарат ребенка, знакомясь с иностранной фонетикой, только развивается, давая толчок к быстрому усвоению и родного языка. Ребенок внимательно следит за губами говорящих людей, старается повторить и это всегда отличная «гимнастика» для артикуляционного аппарата. (Белокурова, 2006).
Процесс обучения второму языку необходимо начинать с их иностранных эквивалентов. Малыши охотно слушают сказки, просят взрослых почитать им книжки и т.д. — всё это служит основой для начала обучения новому языку. Первое, чему научится ребёнок это понимать обращенную к нему речь. Достаточно 2-3 раза показать малышу мяч, назвав его («It is a ball, ball»), и он запомнит новое слово, а в следующий раз по вашей просьбе укажет на этот предмет. Для лучшего усвоения названий предметов необходимо чтобы дети больше взаимодействовали с ними, одновременно слушая объяснения: «It is a big ball. It is a round ball. Tap the ball.». Ваши задания малыш сможет выполнить только в том случае, если слово будет сочетаться с демонстрацией того или иного действия. Чем чаще вы будите заниматься с ребёнком, тем быстрее он начнёт понимать вашу речь и заговорит сам.
Как справедливо отметили Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина в книге «Методике обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях», раннее обучения иностранного языка, а именно в 5-летнем возрасте, способствует не только более прочному и свободному владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал (Рогова, 2000). Авторы подчеркивают эффективность раннего обучения иностранного языка, так как оно:
- Стимулирует речевое и общее развитие детей и повышает общеобразовательную ценность начального обучения, как фундамента общего образования;
- Приобщает детей к культуре других народов, тем самым, формируя общечеловеческое сознание;
- Создает благоприятную исходную базу для овладения иностранного языка, а также для дальнейшего обучения языку, поскольку предотвращается образование психологических барьеров;
- Обеспечивает возможность более раннего завершения изучения языка и подключения второго;
- Совершенствует общие умения, такие, как умение работать с книгой, справочной литературой и т.д.;
- Формирует специальные учебные умения, например, работа с двуязычным словарем (Рогова, 2000).
Таким образом, в связи с вышеизложенным можно говорить о том, что психологическая готовность к изучению иностранного языка у детей наступает к пяти годам, когда основные зачатки речи уже сформированы и ребенок уже в полной мере может выражать свои мысли и чувства на родном языке, ведь способности человека, как и всякие другие, развиваются только в соответствующей деятельности и потому любой здоровый ребенок может и должен овладеть иностранными языком и свободно пользоваться ими в общении. Раннее обучение иностранным языкам способствует полноценному развитию личности ребенка и дает положительные результаты в искусственных условиях.
Список использованных источников
1. Протасова Е.Ю. Когда начинается двуязычие [Текст] / Е.Ю. Протасова // Дошкольное воспитание. – 2006. — №8. – С.111-112.
2. Белокурова А.И. Обучение малышей иностранному языку: можно, нельзя или нужно? [Текст] / А.И. Белокурова // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 4. – С.113-116.
3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях [Текст] Рогова Г.В. : Пособие для учителей и студентов пед.вузов. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2000. – 232 с.